Меры по предупреждению патологии
Профилактика диспраксии начинается с момента беременности, в течение которого необходимо выполнять все рекомендации, данные врачами. Также будущая мама должна избегать травматизации, чтобы не навредить малышу.
Обязательные рекомендации для профилактики возникновения дефекта речи:
- диспансерное наблюдение беременной, своевременная сдача анализов;
- бережное отношение к собственному здоровью, правильный образ жизни с полноценным режимом питания и отдыха;
- соблюдение всех предписаний врача, прием витаминов при необходимости;
- создание оптимальных условий для развития малыша, благоприятный микроклимат.
Прогноз сенсорной алалии при ранней диагностике положительный. Уделяйте время развитию крохи, не усаживайте его перед гаджетом. Чтобы не столкнуться с дефектами речи, необходимо общаться с ним, полезным будет общение со сверстниками. При отсутствии коррекционных мероприятий задержка речевого развития отражается на адаптации в детском коллективе, у ребенка могут возникнуть нарушения психологического характера.
Без постороннего вмешательства речь спонтанно не будет развиваться. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, схему терапии определяет только квалифицированный специалист. Коррекционная методика при алалии подбирается с учетом специфики речевого расстройства, особенностей характера крохи, его интересов и компенсаторных возможностей организма. Успех лечения зависит также от ликвидации неврологического заболевания у ребенка.
Нарушение речевых центров
Проблема сенсорной алалии изучена специалистами достаточно хорошо, однако единого мнения о причинах ее развития до сих пор нет. Некоторые ученые выделяют ее в самостоятельное нарушение речевых центров головного мозга, другие – считают следствием более серьезных заболеваний. Промежуточный вариант предпочитает считать сенсорную алалию отдельным нарушением, но с сильным влиянием других факторов развития ребенка. В частности, алалия нередко является одним из симптомов раннего детского аутизма или умственной отсталости. В этой статье мы выделим основные причины и симптомы этой патологии, а также расскажем о методах ее диагностики.
Признаки сенсорной алалии у детей
Основной симптом сенсорной алалии — непонимание обращенной речи различной степени:
- Легкая степень — дети понимают несложные слова, которые часто употребляются в обиходе и в привычной ситуации. При этом, если это же слово слышат в незнакомой обстановке, перестают его понимать;
- Средняя степень сопровождается более выраженными расстройствами. Количество слов, на которые ребенок хоть как-то реагирует, минимальное;
- При тяжелой степени дети абсолютно не реагируют на речь и даже на свое имя.
При этом характерным симптомом сенсорной алалии является многословие (логорея) — активная речь, богатая звукосочетаниями, междометиями. Обычно она непонятна окружающим. Также одним из признаков болезни является неконтролируемое повторение слов (эхолалия). Но если попросить малыша произнести это слово, он не сможет целенаправленно этого сделать.
У ребенка нарушен процесс соотнесения между явлением или предметом и словом, который его обозначает. Он неправильно ставит ударения, заменяет буквы или пропускает их.
Голос звонкий, слух и интеллект сохранены. Малыш быстро теряет интерес к занятиям, играм, у него нестабильное настроение. В целом он неуправляем, импульсивен, даже иногда агрессивен. Вследствие этого ему тяжело выстраивать общение с окружающими, а окружающие сторонятся его.
Нарушение речевых центров
Проблема сенсорной алалии изучена специалистами достаточно хорошо, однако единого мнения о причинах ее развития до сих пор нет. Некоторые ученые выделяют ее в самостоятельное нарушение речевых центров головного мозга, другие – считают следствием более серьезных заболеваний. Промежуточный вариант предпочитает считать сенсорную алалию отдельным нарушением, но с сильным влиянием других факторов развития ребенка. В частности, алалия нередко является одним из симптомов раннего детского аутизма или умственной отсталости. В этой статье мы выделим основные причины и симптомы этой патологии, а также расскажем о методах ее диагностики.
Прогноз и профилактика
Прогноз при сенсорной алалии зависит от своевременности начала терапии. При легкой степени нарушения, активном участии родителей в коррекции, регулярных занятиях с логопедом результат будет хороший. Устраняются речевые нарушения, предотвращаются осложнения. Малыш приобретает навыки коммуникации, свободно общается с ровесниками, может осваивать школьную программу обучения.
При позднем обращении и отсутствии должного отношения со стороны родителей, отсутствии регулярности занятий выздоровление под вопросом, к сожалению.
Профилактика сенсорной алалии
Профилактика речевых нарушений, как и других проблем со здоровьем, начинается еще на этапе планирования беременности. Женщине необходимо пройти диагностику для выявления проблем со здоровьем. Затем провести коррекцию обнаруженных нарушений. Только после этого можно планировать зачатие.
Во время беременности важно следовать рекомендациям врача: вовремя проходить обследования, сдавать анализы. Если нужно — принимать лекарства и витамины
Важную роль играют образ жизни и питание — беременной женщине и ее будущему малышу для правильного развития нужны богатая витаминами и микроэлементами пища, достаточный сон и отдых, свежий воздух. Следует исключить стрессы, интоксикации, вредные привычки, работу во вредных условиях труда.
Необходимо предупредить повреждение центральной нервной системы во время родов, в раннем постнатальном периоде и первом году жизни.
Особенно внимательными нужно быть родителям, если в семье есть человек с нарушениями речи. Детки, особенно маленькие, повторяют со взрослыми: таким образом он может копировать взрослого, который плохо говорит или вообще не говорит.
Также мы хотим заострить внимание родителей на там, сенсорная алалия не проходит у детей самостоятельно. Это серьезная логопедическая, психологическая, иногда и психиатрическая патология с множеством причин, который можно победить только при совместных усилиях врачей, родителей и самого ребенка
Поэтому рекомендуем как можно раньше обратиться к специалистам при обнаружении признаков сенсорной алалии и начать лечение.
-
Фразы смысл которых понимаешь с возрастом
-
Фраза счастье не за горами
-
Не подходи ко мне с предложениями и красивыми выражениями
-
Фразы которые обижают родителей
- Что значит выражение утки зябли
Симптомы алалии
Сенсорная алалия – это неспособность понимать речь других людей. При этом сам малыш, страдающий данным нарушением, может говорить много и быстро, четко, однако чаще всего бессвязно. Признаки сенсорной алалии у детей, нуждающиеся в лечении и коррекционной работе педагога:
- Речь представляет собой повторение последних фраз других людей.
- Непонимание взрослых, сверстников.
- Плохое послушание.
- Бессвязная речь – логорея.
- Отставание в развитии, трудности в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.
- Гиперакузия – усиление слуха.
До некоторого возраста у детей речь не сформирована, они издают звуки, называемые гулением. По мере развития малыш учится произносить некоторые слова и составлять из них предложения. По достижении 5-7 лет он должен быть подготовлен к школе и знать простейшие принципы построения фраз.
При сенсорной алалии синтаксис нарушен, слова могут употребляться в неправильной форме, быть расставлены беспорядочно в предложениях. Присутствует замена звуков, подмена значений слов. Возникают трудности с поступлением в школу, общением со сверстниками. Успеваемость при этом страдает.
Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются замкнутостью, застенчивостью, раздражительностью, капризностью, импульсивностью. Слуховое восприятие при этом расстройстве усиливается, что может стать причиной тревожности, нервозности, плохого сна.
Моторная алалия у ребенка
Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Такое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики.
Явление выражается в следующем:
У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге
Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться
Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.
В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.
Речь младенцев с алалией первой ступени совершенно непонятна обычному слушателю, например, «ба» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не могут выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.
Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать в более понятной для окружающей среды форме некоторые наблюдения, например, «татья кутил сяк», что означает: «папа купил мяч».
Дети с третьей стадией развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки. Особенностью этой формы алалии является понимание детьми речи, обращенной к ним. Они могут выбрать желаемую картинку с объектом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.
В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением простых инструкций существует опасность пропустить и запустить заболевание. Ведь родители считают, что когда их ребенок все понимает, но не говорит, то ему просто лень.
Диагностика двигательной формы алалии основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Исследования слуховых и интеллектуальных способностей ребенка также проводятся.
Моторная алалия у детей, ее прогноз зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести болезни
Коррекция алалии направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы у ребенка, которая в дальнейшем позволит спонтанно развиваться и формировать речь. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастом
Осложнения сенсорной алалии
Нарушенное восприятие звука приводит к неправильному проговариванию и несформированной экспрессивной речи. Дополнительным симптомы сенсорной алалии является общее недоразвитие речи. Таким детям сложно усваивать школьный материал из-за расстройств учебных навыков — нарушения письменной речи и чтения. Им сложно общаться с ровесниками.
В дальнейшей жизни из-за этого возникают признаки психологических нарушений, эмоционально-волевые расстройства. Страдает интеллект и формируется умственная отсталость. Детки становятся нелюдимыми, замкнутыми, живут в своем мирке.
Коррекция алалии
Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой)
При алалии очень важно работать над развитием моторики — ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления)
При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.
При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.
Прогноз
В большинстве случаев при своевременном лечении дети выздоравливают. Cо временем их речь
становится понятной, а по интеллектуальному развитию такой ребенок не будет отставать от своих
сверстников. Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии врачи не могут гарантировать полного
избавления от этого недуга.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины алалии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Симптомы
Ребенка с проблемой речевого развития видно сразу. Алалию определить можно, если ребенок не реагирует, когда к нему обращаются по имени, не произносить слов и отдельных фраз, не способен выполнить элементарные просьбы
В этом случае специалист составляет план комплексного лечения, в процессе которого крайне важно, чтобы родители прикладывали много собственных усилий. Симптомы нарушений помогут определить психологи и неврологи, а также педиатр
Психолог может выделить такие признаки заболевания как:
проблемы с памятью;
неспособность задерживать внимание;
гиперактивность (но может быть и прямо противоположное явление — малая подвижность);
высокая скорость утомления;
агрессия без причины;
нервная возбудимость.
Ребенку, который не понимает, что ему говорят, довольно сложно адаптироваться в социуме. Это вызывает ряд сопутствующих проблем (со здоровьем, адекватными реакциями, поведением).
Домашняя терапия
Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:
- Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
- Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
- Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
- Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.
Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.
Профилактика
Для того чтобы не столкнуться с такой проблемой, женщине, которая планирует беременность, необходимо предпринять следующие шаги:
полностью обследоваться на предмет скрытых инфекций и патологий;
период вынашивания младенца должен проходить в максимально спокойной обстановке;
вредные привычки и пристрастие к веществам, которые вызывают зависимость, существенно снижают возможность появления здорового ребенка;
рацион должен быть значительно обогащен витаминами и полезными продуктами, потому что это важно и для развития плода, и для здоровья матери.
Классификация: формы алалии у детей
Развитие алалии у ребенка может быть вызвано поражением различных отделов коры головного мозга. В зависимости от локализации патологического очага, симптомы заболевания могут различаться, что позволяет выделить три основные формы:
- моторная (экспрессивная): страдает зона, ответственная за воспроизведение речи; при этом ребенок понимает обращенные к нему слова, может выполнять команды, но не способен произнести членораздельные звуки; в рамках этой формы выделяют также афферентную и эфферентную разновидности алалии; в первом случае ребенок не может контролировать работу речевого аппарата и неправильно произносит звуки, во втором –сложность в переключении артикуляционных актов, т.е. ребенку трудно соблюдать последовательность речевых движений.
- сенсорная (импрессивная): возникает при поражении слухоречевого анализатора, т.е. ребенок не может понять обращенную к нему речь, и, соответственно, не может разговаривать;
- смешанная: наблюдаются признаки обоих форм; в зависимости от преобладания тех или иных симптомов, выделяют сенсомоторную и мотосенсорную разновидности алалии у детей.
Речь при сенсомоторной алалии
Первые «звоночки» обращают на себя внимание уже через несколько месяцев после появления малыша на свет. Он не гулит, а попытки лепета ограничиваются однотонным звучанием
Складывание первых слогов происходит после годовалого возраста, а появление первых слов отмечается не ранее 3-х лет, когда другие дети обычно уже хорошо говорят. Особенности голоса: яркий, звонкий, громкий, с четко обозначенными отдельными звуками, которые не удается соединить в слова. По достижению 5-летнего возраста некоторые слова уже удаются, но на фоне крайне малого словарного запаса речь остается скудной и бедной.
Дополнительные проблемы ребенку с сенсомоторной алалией доставляют слова, похожие по звучанию, но обладающие разным смыслом. В подобной ситуации малыш впадает в ступор, так как на фоне уже сформированного зрительного образа и смыслового значения слова возникает паника и непонимание.
В школьном возрасте дети могут использовать слова только в именительном падеже, с неправильными окончаниями.
Если сочетается сенсомоторная алалия и аутизм, то речевое развитие детей, страдающих ранним детским аутизмом, имеет следующие особенности:
- нарушена коммуникативная речевая деятельность;
- отмечается явная речевая стереотипность;
- преобладают неологизмы, словотворчество;
- наблюдаются частые эхолалии;
- нарушено звукопроизношение, темп и плавность речи.
Характерные признаки имеют сенсомоторная алалия и умственная отсталость:
При сенсорной алалии |
При умственной отсталости |
Дети проявляют заинтересованность, хотят обучаться новому. |
Детям не интересна учеба. |
Принимают постороннюю помощь. |
Неохотно принимают постороннюю помощь. |
Если игрушка выпадает из зрительного поля, дети продолжают её поиски. |
Если игрушка выпадает из зрительного поля, ребенок теряет к ней интерес. |
Обладают самокритикой, понимают собственную неполноценность. |
Слабокритичны к собственным недостаткам. |
С раннего возраста избирательно относятся к близким. |
Избирательность в отношении к близким формируется достаточно поздно. |
Запоминают способы выполнения задания и используют их при выполнении схожих заданий. |
Требуют объяснения инструкции при каждом подходе к выполнению задания. |
Эмоции разноплановые. |
Эмоции бедные. |
Не психически инертны. |
В целом психически не активны. |
Сенсомоторная алалия у детей
Психологическое развитие детей, страдающих сенсомоторной алалией, имеет некоторые особенности. Пациенты дошкольного возраста, имеющие общее речевое недоразвитие, отличаются и в плане психической функциональности: дефекты накладывают свой отпечаток на состояние памяти, внимания, мышления. Отмечается выраженное снижение объема внимания, его нестойкость. Алалики не запоминают предложенную последовательность действий, не выполняют даже двух или трехсложные инструкции.
Дошкольникам тяжело дается анализ, синтез, отстает и словесно-логическое мышление.
Общий дефект речи при сенсомоторной алалии часто сочетается с дизартрией, наблюдается неудовлетворительная двигательная координация и неловкость, недоразвитая мелкая моторика. Отсутствует или снижен интерес к играм.
Симптомы сенсорной алалии
Чтобы лучше понять состояние алалика, можно вспомнить ситуацию, когда человек оказался в другой стране с частичным знанием иностранного языка. При общении с англоговорящими он может распознать знакомые слова, но остальная речь похожа на жужжащий рой пчел. Для детей с сенсорной алалией характерно:
- Слышать речь, но не понимать ее. При этом источник звука должен быть один. Восприятие нескольких голосов и звуков — настоящее испытание для особенного ребенка.
- Запоминать инструкцию только в определенной ситуации. Если обстоятельства изменятся, то алалик не сможет ничего сделать. Например, когда малышу объясняют, что этот мужчина — твой папа, то алалик без дополнительных пояснений будет называть папой всех людей мужского пола.
- Навязчиво повторять действия и слова. Ребенку тяжело отвечать на разные смысловые вопросы. Если малыша спросить, какое сейчас время года, то он ответит — лето. На вопрос о погоде он повторит свой предыдущий ответ.
- Испытывать дискомфорт к обычным для других людей звукам: скрип двери, шелест листьев, шуршание бумаги.
- Быстро уставать от посторонних звуков. Постоянное напряжение у детей с алалией приводит к резкой смене настроения.
Важно понимать, что особенные дети разговаривают и имеют хороший слух, а также интеллект, но они воспринимают мир по-другому. Они теряются в разговоре, если диалог происходит с двумя-тремя людьми
Симптоматика подростка с алалией очень похожа на другие заболевания, например, аутизм. По этой причине легко перепутать диагноз, если не хватает знаний и опыта. Рекомендуется проконсультироваться у профессионала, чтобы не навредить ребенку самолечением.
Причины и факторы риска
Повреждение речевых центров коры головного мозга, вызывающее развитие алалии, возникает во время беременности или в раннем возрасте, т.е. еще до начала формирования речи. Среди факторов, значительно повышающих риск патологии, выделяют:
- проблемы во время беременности: гипоксия, токсикоз, инфекции (особенно TORCH-комплекс), травмы, хронические заболевания и вредные привычки у матери;
- родовые травмы, асфиксия, патологическое течение родов (затяжные, скоротечные);
- рождение раньше срока;
- тяжелые заболевания в первые годы жизни: ОРВИ, пневмонии, состояния, требующие применения наркоза;
- черепно-мозговые травмы;
- неблагоприятная социальная обстановка в семье.
Зачастую в формировании алалии участвуют не один, а сразу несколько патологических факторов, приводящих к развитию минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это комплексное нарушение, проявляющееся задержкой психического развития, в том числе и нарушениями речевых функций.
Осложнения сенсорной алалии
Нарушенное восприятие звука приводит к неправильному проговариванию и несформированной экспрессивной речи. Дополнительным симптомы сенсорной алалии является общее недоразвитие речи. Таким детям сложно усваивать школьный материал из-за расстройств учебных навыков — нарушения письменной речи и чтения. Им сложно общаться с ровесниками.
В дальнейшей жизни из-за этого возникают признаки психологических нарушений, эмоционально-волевые расстройства. Страдает интеллект и формируется умственная отсталость. Детки становятся нелюдимыми, замкнутыми, живут в своем мирке.
Лечение
Лечение проводится по нескольким направлениям.
Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями.
Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами.
Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями.
Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора.
Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.
Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.
Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.
Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.
Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15
Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания
Симптомы
При такой форме расстройства, как сенсорная алалия, ребенок не умеет понимать речь, которая была обращена к нему. Если нарушение имеет тяжелую форму, то может наблюдаться абсолютное безразличие ребенка к любым звукам, независимо от характера их происхождения. Пациент не реагирует на свое имя, не может отличить речь взрослого от любых других звуков в пространстве. Если форма нарушения легкая, то ребенок может демонстрировать понимание отдельных слов из обихода.
При сенсорной алалии речевая активность ребенка достаточно высока, однако он произносит только простые звуки, смысл которых не может быть понятен окружающим. Повторять слова за взрослыми ребенок не в состоянии, также он не может сопоставить предметы и слова.
Отличительный признак этого типа алалии — многократное повторение каких-либо звуков без понимания смысла произнесенного.
Причины сенсорной алалии у детей
Сенсорная алалия связана с повреждением тех областей головного мозга, которые отвечают на анализ звуков и речи. Если быть точнее — задней трети левого полушария: она проецируется на заушную область.
К болезни приводят:
- Патология во время беременности — внутриутробная гипоксия, инфекции, иммунная атака, употребление наркотических веществ, вредные привычки, вредные условия труда, интоксикации;
- Повреждение центральной нервной системы при родах: стремительное течение родов, узкий таз, акушерская помощь. Последствием является черепно-мозговая травма. А затяжные роды, обвитие пуповины, маловодие, преждевременное отхождение вод вызывает поражение клеток головного мозга из-за недостаточного поступление кислорода — гипоксии;
- Патология в послеродовом периоде и первые годы жизни — травмы, объемные образования, воспалительные и инфекционные заболевания головного мозга и оболочек мозга, интоксикации, токсическое поражение клеток мозга при инфекционных заболеваниях.
Чаще всего на ребенка воздействуют несколько факторов. Поражается корковая часть слухоречевого анализатора, нарушаются процесс распознавания звуковых раздражителей. Ребенок слышит речь, но не может уловить ее смысл и содержание. То есть у него не сформированы фонематические процессы, нет навыка целостного восприятия речи.
В результате возбуждение (импульс) не передается по цепочке другим анализаторам: речезрительному, речедвигательному. Таким образом, малыш слышит речь, но не может его воспринять, анализировать, а значит, никак на него не реагирует.
Диагностика
Любая форма нарушения речи вне зависимости от тяжести и выраженности симптомов требует комплексного обследования с участием невролога, психолога, логопеда, отоларинголога и других специалистов. Неврологическое исследование направлено на поиск патологического очага в коре головного мозга, а также исключение других причин нарушения речи. Исследование, как правило, включает:
- электроэнцефалографию (ЭЭГ);
- УЗИ головного мозга (эхоэнцефалография);
- МРТ головного мозга;
- рентген турецкого седла.
ЛОР проводит исследование органа слуха: отоскопию, аудиометрию и другие тесты, направленные на выявление тугоухости, а также оценивает состояние ротовой полости и гортани. В обязательном порядке проводится оценка слухоречевой памяти, диагностика устрой речи и т.п. Во время консультаций необходимо подробно рассказать врачам о ходе беременности и родов, перенесенных травмах и заболеваниях, а также всех особенностях физического и психического развития малыша.