Как не вырастить эгоиста? или страхи начинающих родителей

Подростковый эгоизм советы психолога. почему дети вырастают эгоистами: ошибки воспитания

В эгоисты я пойду, пусть меня научат

В детстве мы проявляем себя открыто, удовлетворяя собственные желания самым простым способом. Однако детство – период развития, как физического, так и психологического. До окончания пубертата любое свойство может быть развито, затем начинается беспрерывный процесс реализации уже на том уровне, до которого свойства успели развиться. В течение всей жизни, постоянно, каждый день мы реализуем наши психологические свойства, получая от этого удовлетворение. Нет реализации – нет наслаждения, а есть негатив – злоба, неприязнь, страхи, депрессии и так далее.

Реализация на низком уровне выглядит как примитивный эгоизм – эгоцентризм, нарциссизм, плюшкинизм, критиканство и тому подобное. А реализация на высоком уровне, соответствующем уровню современного общества выглядит как альтруизм – новаторские идеи, инженерная мысль, благотворительность, медицина, преподавание, научная деятельность и прочее. Одно и то же желание может быть реализовано на разных уровнях и проявлять себя диаметрально противоположно.

Наши эгоистичные желания могут быть направлены либо вовнутрь, в себя, на получение, потребление и приносить ограниченное, слабое и временное удовлетворение. А могут иметь фокус на отдачу, наружу, вовне, на благо не одного лишь себя, а всего общества или даже человечества – вот тогда они дают полноценное, мощное и длительное наслаждение от собственной жизни, работы, творчества, отношений.

Воспитание ребенка с системным подходом, с учетом его врожденных психологических свойств дает возможность вырастить большего эгоиста, чтоб его желания хватило на всех, на все общество, на все человечество, а не только на него одного.

Подробности воспитания выдающихся личностей – на бесплатных вступительных онлайн лекциях по системно-векторной психологии.

Этика разумного эгоизма

Создавая теорию, ее авторы позаботились о том, чтобы сформулированное ими понятие соответствовало их этико-философским взглядам на проблему

Это было тем более важно, что сочетание «разумный эгоист» плохо вязалось со второй частью формулировки, потому что под определением эгоиста понимали человека, думающего только о себе и ни во что ни ставящего интересы окружения и общества

По мнению «отцов» теории, это приятное дополнение к слову, всегда носившему негативный оттенок, должно было подчеркнуть необходимость уж если не приоритета личных ценностей, то, по крайней мере, их равновесия. Позднее эта формулировка, приспособленная к «бытовому» пониманию, стала обозначать человека, который сообразует свои интересы с общественными, не вступая с ними в противоречие.

Потребительский эгоизм

Эгоистами так же часто называют детей с кожным вектором. Шустрый, активный, непоседливый ребенок раньше других начинает хитрить, обманывать, оборачивать любую ситуацию в свою пользу. Во всем он должен быть первым, всегда победителем, постоянно выигрывать. Свои богатства он прячет в одному ему известных местах, нередко под замком или в тайнике. Поделиться с кем-то или отдать что-то свое кому-то для кожного малыша весьма проблематично, а вот забрать что-то, взять без спроса или даже украсть… это можно.

Если играет с детьми, то в ту игру, которую сам придумал, а значит, заведомо может в ней победить. В случае проигрыша – очень расстраивается

Любую неудачу воспринимает болезненно, а победа всегда остается важной, пускай даже любой ценой

Для маленького кожника важна польза и выгода, важно превосходство – социальное и материальное. Ему быстро наскучивают монотонные и длительные занятия, он требует новизну

Рядом с послушным, честным, принципиальным и последовательным ребенком с анальным вектором, кожник выглядит хитрым пронырой, преследующим свои цели и озабоченным исключительно собственными интересами.

Без системного мышления про такого малыша анальная мама говорит, что он совершенно не похож на нее, что ему ничего не бывает интересно больше пяти минут. Что думает он только о себе, он не хочет учиться, а только клянчит новые игрушки, ему не сидится на месте и даже во сне он постоянно дергается, мечется, крутится.

Многие отцы, являясь представителем другого вектора, свойства которого в корне отличаются от кожных свойств ребенка, совершенно не понимают его привычек, желаний и ценностей. Мало того, многие поступки ребенка в таком случае воспринимаются критично, а некоторые (обман, например) представляются вопиющими инцидентами, требующими немедленного искоренения.

Анальный папа, не владея знаниями по системно-векторной психологии, поражается поступкам кожного сына, они даже вызывают в нем негодование, так как идут вразрез с его миропониманием. В попытке «исправить» ребенка такие отцы прибегают к физическим наказаниям, что является для кожника сверх-стрессом и толкает его «восстановить душевное равновесие» посредством выполнение своей видовой роли добытчика самым примитивным способом – украсть. Порочный круг замыкается. За воровством следует новое наказание и так далее.

Примеры разумного эгоизма

В повседневной жизни поведение «разумного эгоиста» не всегда приветствуется, и нередко он объявляется просто эгоистом. В нашем обществе отказать в просьбе считается неприличным, при этом уже с детства формируют чувство вины у того, кто позволил себе такую «вольность». Однако грамотный отказ может стать наглядным примером правильного поведения, научиться которому будет совсем не лишне. Вот лишь некоторые примеры разумного эгоизма из жизни.

  1. Нужно дополнительно поработать
    . Начальник настаивает на том, чтобы вы сегодня задержались на службе для завершения работы, которую выполняли не вы, и оплата за нее не предусмотрена. Можно согласиться, отменив планы и испортив отношения с близкими, но если воспользоваться принципом разумного эгоизма, преодолев чувство страха и неловкости спокойно объяснить боссу, что нет никакой возможности перенести (отменить) свои планы. В большинстве случаев, ваши объяснения будут поняты и приняты.
  2. Жене нужны деньги на очередное новое платье.
    В некоторых семьях стало традицией, что супруга требует деньги на покупку нового платья, хотя шкаф ломится от одежды. Возражения категорически не принимаются. Она начинает обвинять мужа в скупердяйстве, отсутствии любви, обливаться слезами, по сути, шантажировать супруга. Можно уступить, но только прибавится ли от этого любви, благодарности с ее стороны?

Лучше объяснить жене, что деньги отложены на покупку нового двигателя на автомобиль, на котором супруг ежедневно отвозит ее на работу и от этой покупки зависит не только хорошая работа авто, но – здоровье и жизнь пассажиров. При этом на слезы, крики и угрозы уйти к маме обращать внимания не стоит. Разумный эгоизм должен в данной ситуации преобладать.

Старый знакомый в очередной раз просит занять денег
. Он обещает вернуть через неделю, хотя известно, что отдаст их не раньше чем через полгода. Отказать неудобно, но таким образом можно лишить своего ребенка обещанной путевки в детский центр. Что важнее? Не стыдите и не «воспитывайте» приятеля – это бесполезно, но объясните, что нельзя оставить ребенка без отдыха, тем более, что он давно ждет этой поездки.

Приведенные примеры выявляют две позиции отношений, которые требуют основательной коррекции. Отношения между людьми пока строятся на превосходстве требующего или просящего и неуютного состояния того, у кого просят. Хотя теория существует больше двухсот лет, разумный эгоизм пока сложно приживается в обществе, именно поэтому преобладают ситуации:

  • тот, кому что-то нужно, настаивает, требует, шантажирует, кричит, обвиняет в жадности;
  • тот, к кому обращаются, оправдывается, объясняет, слушает в свой адрес нелицеприятные слова, испытывает чувство вины.

Как перевоспитать эгоиста, можно ли это вообще сделать

Наиболее эффективно искоренить проблему можно до 6-7 лет. Дальше сделать это куда труднее. Поскольку «костяк» личности уже сформировался. Крайний период — это 12-13 лет.

Лучше всего работать под контролем грамотного детского психолога, который направит усилия в нужное русло. Эффект наступит быстрее. Основных методов коррекции поведения несколько.

Дисциплина

Чтобы перевоспитать ребенка эгоиста, нужно привить ему дисциплину. Как правило, эгоизм ходит рука об руку с ленью и безволием. Это нужно искоренять и как можно быстрее. На первых порах придется заставлять делать то, чего делать совсем не хочется. Убирать игрушки, мыть руки, самостоятельно есть, делать уроки. Постепенно дисциплина войдет в привычку

Важно проявлять настойчивость и не опускать руки

Волевое воздействие

Родитель обязан научиться говорить «нет». Как бы тяжело это не казалось. Проявляя слабоволие и податливость, мать или отец теряют уважение своего чада. Конечно, впадать в крайности тоже не нужно. Уместно проявлять волю только в принципиально важных случаях. Покупать или нет что-либо, делать ли так, как хочет ребенок и пр

Но совершенно не стоит отказывать в том, что важно для жизни или удовлетворения важных потребностей. В пище, безопасности и т

д.

Адекватная оценка способностей и личности

Нельзя перехваливать, но и не хвалить тоже запрещено

Важно найти золотую середину

Исключите неадекватные способы проявления любви и привязанности

Не нужно показывать сыну или дочери, что вы отдаете им последнее. Или, тем более что вы кладете свою жизнь на алтарь. Это вызовет неадекватную реакцию. Ребенок рассудит: раз ради меня идут на такие жертвы, видимо я очень важный. Раз я такой важный, все должны делать то же самое.

Нужно больше общаться с сыном или дочерью

Причем так, чтобы выводить на полноценный разговор. Задавайте вопросы, которые не предполагают односложного ответа. Нужно интересоваться жизнью ребенка, принимать активное участие в беседе. Выражать собственное мнение. Стараться избегать негатива, принижения других людей.

Не лишним будет использовать специальные методы

Хорошо себя зарекомендовала сказкотерапия. Бороться с эгоизмом подобным методом нужно под контролем психолога. В неправильных руках, этот способ лишь усугубит ситуацию. В основе методики лежит восприятие художественного материала. В этом случае — сказки. Через ассоциации себя с героем истории молодой человек учится правильному поведению. Делает верные выводы и усваивает нормы через конкретные и наглядные примеры.

Преодолеть детский эгоизм на начальных стадиях можно посредством пет-терапии

Достаточно завести домашнее животное. Простое в уходе. Подойдут черепахи, морские свинки и пр. Нужно доверить уход за новым жильцом ребенку. Эгоисты не способны заботиться ни о ком. Порой даже о самих себе. Потому такая мера поможет развить ответственность. Научит думать о других. Сначала на примере животных, затем волей-неволей после какого-то времени человек начнет экстраполировать такое отношение на всех остальных.

Необходимо минимизировать информационный шум

В обычных условиях телевизионные программы мало влияют на поведение. Если есть правильный пример родителей и старшего поколения родственников. Но эгоисту передачи с искаженными моделями поведения людей, неподходящие игры могут навредить. Действовать нужно «по всем фронтам». Помимо внутреннего окружения, меняют и внешнее

Важно следить, что ребенок смотрит и во что он играет. Предлагать полезные с точки зрения терапии программы, фильмы и мультфильмы, игры

Рекомендации по воспитанию прямо основаны на рассмотренном ранее вопросе: почему дети вырастают эгоистами. Если исключить все негативные факторы и начать коррекцию как можно раньше, шансы переломить ситуацию высокие.

Когда говорят о нездоровом эгоизме у молодого поколения

До определенного момента, примерно до 3-4 лет, личность мало заметна и скорее стереотипна. Пока что человек формируется, встречаются некоторые зачатки характера, но не более того. В этот период обнаружить признаки эгоизма трудно. Да и смысла в этом мало: в первые три года жизни ребенок еще не способен усвоить нормы поведения, моральные категории и ценности. Все это ему только предстоит изучить и «впитать». В ранний период он эгоист по природе, но злого умысла тут нет. Это нормально.

После 4-х лет признаки становятся очевидными, если присмотреться.

Склонность к манипуляциям

Типичная черта. На этапе, примерно, до 6-7 лет, сознательно манипулировать эгоист не может. Он действует интуитивно, на подсознательном уровне. Пока — это простейшие действия: надавить на жалость, «столкнуть лбами» и т. д. Постепенно приходит осознание: я делаю X, родители делают Y, и я получаю то, чего хочу. Начинается осознание тех действий, которые и привели к положительному результату. Если ничего не сделать, манипуляции войдут в привычку. Эгоист будет пользоваться ими как основным способом взаимодействия с людьми. Хуже от этого в будущем станет ему самому.

Ребенок эгоист учитывает только свои интересы

Здоровый эгоист действует в собственных интересах с оглядкой на интересы других. Это нормально. Ребенок, который зациклен на себе, видит только собственные интересы.

Зацикленность на себе

«Я» как центр и мера всего. У детей эта черта приобретает гипертрофированные формы. Если взрослый может скрываться под личиной, маскировать или сдерживать свои порывы и настоящие помыслы, дети в ранние, да и в более поздние годы, на такое не способны. Можно обнаружить странные суждения в стиле «меня ругают, значит не любят» или «ты не купил(а) мне что-то, значит ты меня не любишь». Нездоровый эгоизм и зацикленность на себе выражаются в потребительском отношении ко всему и всем. «Я люблю папу больше чем маму, потому что он покупает мне игрушки». И так далее. Все отношение к миру строится через пользу для себя. Причем критерием «пользы» считается удовольствие.

Ощущение собственной значимости и исключительности

Формирующаяся личность рассуждает так: «Я отберу лопатку у того мальчика, потому что так правильно». Но когда так же действуют в отношении самого эгоиста, он ощущает огромную несправедливость. Может пытаться восстановить ее самыми жесткими способами. Лезет в драку. Вариантов много.

Сын или дочь воспринимают родителей только как инструменты

Такое же поведение распространяется на всех людей без исключения. Ни о какой любви, привязанности речи не идет. Инструмент нужен тогда, когда в нем есть потребность для решения какой-либо задачи. В самом простом случае ребенок-эгоист не проявляет никакого интереса к родителям или другим людям. Не пытается с ними взаимодействовать ровно до того момента, пока от них что-то не понадобится. Тогда в ход идут манипуляции: давить на жалость, льстить, «брать измором» и пр.

У людей постарше, 7-8 лет и далее, в ход идет шантаж. В примитивных случаях сын или дочь пытаются надавить на родителя, «сломать» его. Если мать или отец придерживаются мягких методов воспитания, чаще всего это удается.

Ещё признаки:

  • Человек не уважает никого. Не учитывает чувства родителей и людей вокруг, не пытается помочь, безразличен к чужим проблемам.
  • Ребенок капризный, эмоционально неуравновешенный. Это тоже заметно с ранних лет.
  • Несмотря на то, что характер только-только формируется, уже заметны негативные черты: обидчивость, склонность к вспышкам гнева, плаксивость, истеричность. Вполне стойкие и развитые. Вполне может быть, что это элемент манипуляции. Искусственные эмоции. Но редко какой ребенок способен так искусно притворяться. Этот вопрос лучше обсудить с детским психологом.

Если ребенок эгоист, это заметно практически сразу. Выводы можно делать с трех лет. Плюс-минус. Лучше всего проконсультироваться с грамотным детским психологом. Он оценит ситуацию и даст рекомендации на подступах, пока проблема не разрослась.

Эгоизм звука

Звуковой ребенок погружен в свои мысли, задумчив и отстранен, что может выглядеть странно рядом со зрительником, общительным, активным и эмоциональным. Звуковые желания жаждут быть удовлетворенными, поэтому для звуковика поиск смыслов и ответов на внутренние вопросы – в книгах, Интернете, размышлениях – становится важнее всего. В том числе и важнее общения. В то время как зрительник для наполнения собственных желаний нуждается в эмоциональном контакте, ярких переживаниях, живом общении с другими людьми.

Звуковичок не страдает и не боится быть в одиночестве, чем вызывает искреннее непонимание зрительных родителей. Мало того, часто он даже стремится к уединению. Невыраженная мимика, тихий монотонный голос, короткие без эмоциональные фразы, взгляд в сторону часто делают звуковика в глазах зрительника черствым, холодным и надменным.

Со временем, научаясь реализовывать звуковые свойства на более высоком и сложноорганизованном уровне, в условиях современного общества, звуковик одновременно с этим получает с воспитанием культурную надстройку, определяющую правила общения. Однако даже полностью реализованный звуковик никогда не будет настолько общительным, открытым и эмоциональным, как экстравертированный зрительник.

Не понимая психологическую природу звукового ребенка, его зрительная мама нередко может сказать о нем, мол, не нужны ему другие дети, думает он только о себе, может сидеть в компьютере целыми днями, ничего ему не интересно, и тому подобное. Крики и оскорбления в адрес звуковых детей являются сверх-стрессовыми факторами, в результате воздействия которых ребенок еще больше погружается в себя, замыкается и уходит в свой, менее агрессивный для него мир.

Сокрушаясь над тем, что растет у нее эгоистичный ребенок, такая мама посредством ошибочного воспитания выращивает именно настоящего эгоиста – эгоцентричного, замкнутого, озлобленного на весь мир человека, не способного реализовать себя в обществе. Вот тогда все, чем наделила его природа от рождения, свойства и качества, которые могли бы приносить пользу другим через созидательную его деятельность, остаются нереализованными, превращаясь в пустоты и болезненные состояния психики.

Причины эгоизма у детей

Причин детского эгоизма не так много и, на самом деле, чаще всего виноваты родители. Поэтому прежде чем принимать меры, советуем задуматься, в одном ли ребенке заключается проблема?

  • Чрезмерно мягкое отношение. Если вы не умеете сказать крохе твердое «нет», то и самолюбие его скажет «нет» эмпатии. Когда человек чувствует, что его семья «крутится» вокруг него одного, он начинает воображать, что так будет делать и весь мир.
  • Безучастность в жизни крохи. Противоположностью первому пункту является минимальная вовлеченность родителей в проблемы ребенка. Такой малыш начинает чувствовать себя одиноким, а значит обезопасить себя он вынужден сам. Его «занавесом» от мира становится эгоистичное поведение. Работает оно по логике «я не получаю ничего, значит и остальные этого не заслуживают».
  • Пример родителей. Если вы сами ставите свой поход в салон или просмотр матчей выше времяпрепровождения с семьей – так же поступит и малыш. Какое ему дело до остальных людей, их потребностей, когда в примере у него родители, видящие в жизни на первом месте себя?

С появлением ребенка, понятное дело, ставить крест на себе самих нельзя, но и уделять все свое время желаниям крохи тоже неправильно. Для того чтобы эго не выходило за пределы нормы, придется постараться соблюдать баланс.

Эгоизм изнутри

Эгоизм, озабоченность лишь собственными желаниями на самом деле присуща всем людям. Мы рождаемся с набором определенных психологических свойств, которые требуют своей реализации и которые формируют наш характер, привычки, склонности, устремления, ценности и мечты.

Вся наша жизнь, все поступки, решения и стремления есть удовлетворение наших желаний. Ничего и никогда мы не делаем без предшествующего желания. Даже благотворительность, безвозмездная помощь, пожертвования, волонтерская деятельность, и тому подобное, есть наполнение потребностей зрительного вектора. Это и есть желание – разделить с кем-то его боль, страдания, оказать помощь, поделиться любовью. Вначале возникает желание, а потом находится способ его реализовать.

Вот и получается так, что мы все эгоисты. Только у одних этот эгоизм проявляется звуковой отстраненностью и эгоцентризмом, у других зрительным состраданием и сопереживанием, у третьих – уретральной безвозмездной отдачей и так далее.

Самый большой эгоист становится гениальным ученым, работая всю жизнь над уникальным изобретением, потому что это интересно только ему одному и больше ничего его не волнует. А потом оказывается, что это изобретение может изменить весь мир к лучшему, облегчить жизнь многим людям или помочь им. А ведь он всего лишь удовлетворял собственное желание, этот ученый… ну, и не эгоист ли он?

Другой эгоист, идя на поводу у своих желаний, лежит всю жизнь на диване, считая себя непризнанным гением, брызжа желчью, обидой и социопатией. Он тоже эгоист, но мелкий, диванного типа, ведь его эгоизма хватает только на жалобы и претензии, но не на созидательную деятельность.

Ошибки воспитания, преследующие искоренение «эгоизма» приводят к тому, что звуковой потенциальный ученый, программист, писатель или композитор превращается в инфантильного игромана, замкнутого социопата вплоть до морально-нравственной дегенерации. В таких же условиях кожный ребенок вырастает мелким воришкой, мошенником и обманщиком, хотя вполне мог бы стать выдающимся юристом, инженером или спортсменом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: