Консультация логопеда «воспитателям доу о речевом заболевании детей: ринолалия»

Ринолалия – недостаток речи?

Особенности устранения разных видов ринолалии

Специалисты выделяют несколько типов нарушения и каждому из них свойственна определенная коррекционная работа. Открытая ринолалия определяется постоянным открытым сообщением между полостью носа и рта, в следствие чего появляется носовой резонанс. Соответственно главной задачей, стоящей перед специалистами, становится формирование звукопроизношения без назального оттенка. Направления коррекционной работы при открытой ринолалии включают в себя:

  1. Упражнения по методу Л.И. Вансовской – передние гласные произносятся с помощью фокусировки выдыхаемого возраста в переднем отделе ротовой полости.
  2. Вокальные упражнения.
  3. Логопедический массаж.
  4. Упражнения по активизации мягкого неба.

Закрытая ринолалия появляется из-за имеющегося препятствия для выхода воздуха через нос. При этом анатомический дефект может быть передним или задним, в зависимости от расположения преграды. Коррекционная работа при закрытой ринолалии включает:

  1. Дыхательную гимнастику.
  2. Голосовые упражнения, направленные на обучение произношению носовых фонемов.
  3. Упражнения на развитие громкости и длительности звучания.

Методики коррекции ринолалии смешанного типа определяются индивидуально, в зависимости от того, какой дефект выражен ярче.

Задачи коррекционной работы при ринолалии

Перед специалистами, корректирующими речевой дефект, ставятся конкретные задачи. Самые значимые из них:

Нормализация тембрового звучания. Именно эта сторона речи страдает при ринолалии сильнее других, а потому она заметна всем окружающим людям.
Развитие естественного голосового звучания. Каждый человек от природы обладает какими-то навыками воспроизведения звуков

Задача медиков и педагогов – осторожно раскрыть их, не уменьшив имеющиеся данные.
Восстановление функций гортани. Из-за органического дефекта движения органов голосового аппарата серьезно изменяется, а мышцы ослабевают

Специалисты направляют работу на исправление этой проблемы.
Воспитание навыков произношения. Этот пункт в большей мере касается логопеда и дефектолога, поскольку именно перед ними стоит задача обучить правильному пониманию и воспроизведению сложных фонемов.

Некоторые из перечисленных задач решаются всеми специалистами, участвующими в коррекции, другие – присущи отдельным людям. Так, восстановление функций гортани в первую очередь берут на себя врачи, иногда к ним присоединяется физиотерапевт.

Слайд 65ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ Задачи коррекционной работы:нормализация ротового выдоха, выработка длительной

ротовой воздушной струивыработка правильной артикуляции всех звуковустранение назального оттенка голосавоспитание навыков дифференциации звуковнормализация просодических компонентов речиавтоматизация полученных речевых навыков в общении

В дооперационный период: Освобождение лицевых мышц от компенсаторных движенийПодготовка правильного произношения гласныхПодготовка правильной артикуляции доступных согласных

Операция

В послеоперационный период:Развитие подвижности мягкого небаУстранение дефектов звукопроизношенияПреодоление назального оттенка голоса

Специфические виды работы в послеоперационном периоде:Массаж мягкого небаГимнастика мягкого неба и задней стенки глоткиАртикуляционная гимнастикаГолосовые упражненияДыхательные упражнения

Постоянный контроль за направлением воздушной струи

Приемы коррекции ринолалии и гимнастика

Принципы и методика коррекционной работы при ринолалия строятся на основе 4-х групп упражнений. Их примеры представлены в таблице.

Направление работы Коррекционные упражнения
Гимнастика мягкого неба
  • Глотание воды или имитация этого процесса
  • Позевывания или его имитация
  • Полоскание горла теплой воды
  • Покашливание
  • Четкое произношение гласных фонемов высоким голосом
Работа над дыханием
  • Чередование ротового и носового вдоха и выдоха
  • Игры с вертушками из бумаги
Развитие артикуляции губ, щек и языка
  • Одновременное надувание щек
  • Имитация сосательных движений
  • Упражнение «Оскал», во время которого губы растягиваются в улыбке, показывая все зубы
  • Имитация вибрации губами (например, произношение звуков «брррр, трррр»).
  • Вращательные движения губами
  • Упражнение языком «Лопатка/Иголка»
  • Поворачивание сильно высунутого языка по сторонам
  • Облизывание губ по кругу
  • Упражнение «Чашечка»
Работа над звукопроизношением
  • Постановка фонемов А, О, У, Э с контролем воздушно струи
  • Постановка фонемов Ф, П, В, Т.
  • Пение

Артикуляционная гимнастика при ринолалии

Этот логопедический метод коррекции речевых нарушений един для ринолалии, дислалии и других болезней. В стандартный список упражнений входят:

  1. «Хоботок» – медленное вытягивание губ широким «хоботком» с последующим возвращением их в обычное положение. (Рисунок 1).
  2. «Парус» – кончик языка ставится на верхний ряд зубов, а спинка его прогибается вперед. (Рисунок 2).
  3. «Улыбка» – уголки губ широко разводятся, обнажая «голливудскую» улыбку, а затем возвращаются на место. (Рисунок 3).
  4. «Чашечка» – широкий язык укладывается на нижнюю губу, а затем его края загибаются в форме чашки. (Рисунок 4).
  5. «Орешек» – сильно напряженный язык кончиком направляется поочередно к левой и правой щекам, при этом рот держится закрытым. (Рисунок 5).
  6. «Бегемотик» – спокойное открывание и закрывание рта. (Рисунок 6).

Перечисленные упражнения на развитие артикуляции оказываются полезными для развития речевых навыков даже для абсолютно здоровых детей, поэтому могут использоваться в качестве профилактических.

Приемы работы над голосом при ринолалии

Постановка звуков при ринолалии начинается с гласных фонемов. Постепенно к работе подключаются вокальные упражнения, способствующие устранению назального произношения. Пение способствует развитию мышц, нормализации тонуса. В результате усиливается сила голоса.

Следующим этапом становится внедрение упражнений с пением терций, способствующих дифференциации разной тональности. Коррекция начинается с первой октавы у детей и расширяется до трезвучия. Этот этап коррекции занимает в среднем 3-4 недели.

Затем упражнения усложняются. Их задачей становится изменение тональности, интонации и других голосовых показателей. Подбор методик индивидуален и призван включить в работу весь голосовой аппарат ребенка с ринолалией.

Процесс коррекции ринолалии действительно сложен и требует высокого профессионализма от всех специалистов, работающих с больным. Но в целом прогноз на выздоровление положителен и в большинстве случаев речь становится нормальной.

Слайд 57БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИПовседневная обязанность родителей — поощрять любые попытки ребенка произнести

какой-то звук, слово, стараться понять даже едва внятную речь

Важно обратить их внимание и на значимость медицинской помощи.Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-физиологические условия для воспитания правильного произношения. Необходимо также настраивать родителей на каждодневное закрепление всех достигнутых результатов.Нередко бывает так, что соматическая ослабленность ребенка с ринолалией, наличие речевого дефекта вызывает у родителей постоянную тревогу, беспокойство по любому поводу, потребность в чрезмерной опеке малыша, недоверие к его возможностям. Подобное отношение лишь усугубляет дефект, усиливает невроти­ческие реакции ребенка и подрывает у него уверенность в своих силах.Логопед должен помочь таким детям справиться с нерешительностью, неумением постоять за себя, избавиться от страха и беспокойства за качество своей речи

Не менее важно обеспечить им контакт и полноценные взаимоотношения со сверстниками.

Подобное отношение лишь усугубляет дефект, усиливает невроти­ческие реакции ребенка и подрывает у него уверенность в своих силах.Логопед должен помочь таким детям справиться с нерешительностью, неумением постоять за себя, избавиться от страха и беспокойства за качество своей речи

Не менее важно обеспечить им контакт и полноценные взаимоотношения со сверстниками.

Слайд 52ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕУ детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности

в различении тонких дифференциальных признаков фонем, оказывающие влияние на весь процесс дальнейшего развития звуковой стороны речи.

Фонематическое восприятие у детей с выраженными дефектами артикуляционного аппарата развивается в неполноценных условиях и может иметь отклонения. Для выявления его состояния обычно используют приемы, направленные на: узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание опре­деленных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу); различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); запоминание слоговых рядов, состоящих из двух-четырех элементов (с изменением гласного звука — ма-ме-му, с изменением согласного звука — ка-ва-та); запоминание звуковых рядов.

Слайд 3При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от

нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого нёба и боковой и задней стенок глотки.Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки, которое также способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.Уровень контакта мягкого нёба со стенкой глотки может варьироваться и зависит от длины мягкого нёба.

Слайд 28При попытке произнести звуки п, б, ф, в ребенок с ринолалией

использует «свои» методы. Звуки заменяются глоточным щелчком, который очень своеобразно характеризует речь ребенка с тяжелой формой ринолалии. Специфический щелчок, напоминающий звук клапана, образуется при соприкосновении надгортанника с задней частью языка.Прямое соответствие между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи не установлено. Это объясняется большими индивидуальными различиями в конфигурации носовой и ротовой полостей у детей, соотношении резонирующих полостей и компен­саторных приемов, которые использует каждый ребенок для повышения внятности своей речи. Кроме того, внятность речи зависит от возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.

Симптомы

Виды ринолалии можно отличить еще в долингвистическом периоде, как правило, постановка диагноза не составляет труда. Органическая открытая форма проявляется следующим образом:

  • при кормлении пища, грудное молоко, смеси вытекают через нос младенца;
  • попадание воздуха сразу в нижние дыхательные пути из-за щелей (от прохладного воздуха возникают бронхиты, отиты, пневмония, евстахиит, гипотрофия);
  • наличие слабого интеллекта – ЗПР, олигофрения, нистагмы, птозы, гиперрефлексии;
  • аномальный долингвистический период: отсутствие лепета, беззвучная артикуляция звуков;
  • задержка речевого развития;
  • речь, которая непонятна окружающим;
  • большая часть согласных напоминает звук из-за того, что корень языка приподнят, а кончик опущен и пассивен;
  • выраженная гнусавость, глухой тихий голос;
  • нарушения письменной речи в виде дислексии и дисграфии;
  • недостаточная сформированность словарного запаса;
  • при наступлении осознанного возраста – застенчивость, страх общения.

Закрытую органическую ринолалию отличают нарушения артикуляции звуков и произношение носовых звуков , , , , а также замена на и на . Носовое дыхание затруднено или невозможно, что напрямую влияет на тембр голоса.

Функциональная открытая форма отличается неправильным звукопроизношением гласных, согласные при этом получаются неплохо. Функциональная закрытая ринолалия отличается неестественным и тусклым голосом без эмоций.

Этапы коррекции

В силу особенностей причин нарушения, выделяют два периода коррекции: дооперационный и послеоперационный. При этом этапы работы и коррекция открытой ринолалии и закрытой не отличаются. Направления коррекционного процесса представлены в таблице ниже.

Направления работы Дооперативный этап коррекции Послеоперативный
Организация небно-глоточного смыкания
  • Стимуляция работы мышц
  • Подготовка мягкого неба к последующим изменениям
  • Организация смыкания неба и глотки
  • Работа над подвижностью мягкого неба
  • Логопедический массаж
Работа над воздушной струей
Вырабатывание выдоха
Развитие артикуляции
  • Активизация работы артикуляционного аппарата
  • Обучение правильным артикуляционным позам
Устранение компенсаторного неправильного звучания
  • Устранение патологических привычек
  • Контроль движений лицевых мышц
Развитие фонематического слуха
  • Развитие слухового внимания
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического слуха
  • Дифференциация фонемов
Постановка правильного произношения
  • Постановка правильного произношения гласных и согласных
  • Автоматизация фонемов
Развитие голосовых функций
  • Устранение назальности звучания
  • Работа над силой и высотой голоса

Классификация

Классификация ринолалии напрямую зависит от типа и тяжести нарушения строения ротоглотки и носовой полости:

  • по конструкции различают открытую и закрытую ринолалию;
  • по причинам возникновения – органическую и функциональную.

Открытая ринолалия подразумевает отсутствие преграды между ротовой и носовой полостью, необходимой для нормального развития речи. При попытке говорить воздушная струя, которая должна выходить через рот и быть более мощной, распределяется и выходит через нос/рот одновременно, что провоцирует носовой резонанс.

Закрытая ринолалия наблюдается, когда в носоглотке имеется препятствие, которое мешает воздуху правильно выходить через нос. Этот тип дефекта подразделяется еще на два подтипа – передняя (когда анатомическое препятствие располагается в полости носа) и задняя (когда оно находится в носоглотке).

Смешанная ринолалия наблюдается, когда сочетаются первые два типа – имеется и недостаточность небно-глоточного кольца, и непроходимость носа. Для этого состояния характерна одновременная гнусавость, и отсутствие носовых звуков.

Органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная наблюдается у детей со следующими отклонениями:

  • волчья пасть, палатолалия;
  • заячья губа;
  • укорочение мягкого неба;
  • скрытые расщелины твердого неба;
  • отсутствие маленького язычка в горле;
  • раздвоение маленького язычка.

Слайд 66Логопедические занятия с ребенком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы предотвратить

возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вы­рабатывается направленный ротовой выдох. Все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции. Через 15—20 дней после опе­рации специальные упражнения повторяют; но теперь основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.Изучение речевой деятельности детей, страдающих ринолалией, показывает, что неполноценные, анатомо-физиологические условия речеобразования, ограниченность моторного компонента речи приводят не только к аномальному развитию ее звуковой сто­роны, но в ряде случаев и к более глубокому системному нару­шению всех ее компонентов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: