Особенности устранения разных видов ринолалии
Специалисты выделяют несколько типов нарушения и каждому из них свойственна определенная коррекционная работа. Открытая ринолалия определяется постоянным открытым сообщением между полостью носа и рта, в следствие чего появляется носовой резонанс. Соответственно главной задачей, стоящей перед специалистами, становится формирование звукопроизношения без назального оттенка. Направления коррекционной работы при открытой ринолалии включают в себя:
- Упражнения по методу Л.И. Вансовской – передние гласные произносятся с помощью фокусировки выдыхаемого возраста в переднем отделе ротовой полости.
- Вокальные упражнения.
- Логопедический массаж.
- Упражнения по активизации мягкого неба.
Закрытая ринолалия появляется из-за имеющегося препятствия для выхода воздуха через нос. При этом анатомический дефект может быть передним или задним, в зависимости от расположения преграды. Коррекционная работа при закрытой ринолалии включает:
- Дыхательную гимнастику.
- Голосовые упражнения, направленные на обучение произношению носовых фонемов.
- Упражнения на развитие громкости и длительности звучания.
Методики коррекции ринолалии смешанного типа определяются индивидуально, в зависимости от того, какой дефект выражен ярче.
Задачи коррекционной работы при ринолалии
Перед специалистами, корректирующими речевой дефект, ставятся конкретные задачи. Самые значимые из них:
Нормализация тембрового звучания. Именно эта сторона речи страдает при ринолалии сильнее других, а потому она заметна всем окружающим людям.
Развитие естественного голосового звучания. Каждый человек от природы обладает какими-то навыками воспроизведения звуков
Задача медиков и педагогов – осторожно раскрыть их, не уменьшив имеющиеся данные.
Восстановление функций гортани. Из-за органического дефекта движения органов голосового аппарата серьезно изменяется, а мышцы ослабевают
Специалисты направляют работу на исправление этой проблемы.
Воспитание навыков произношения. Этот пункт в большей мере касается логопеда и дефектолога, поскольку именно перед ними стоит задача обучить правильному пониманию и воспроизведению сложных фонемов.
Некоторые из перечисленных задач решаются всеми специалистами, участвующими в коррекции, другие – присущи отдельным людям. Так, восстановление функций гортани в первую очередь берут на себя врачи, иногда к ним присоединяется физиотерапевт.
Слайд 65ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ Задачи коррекционной работы:нормализация ротового выдоха, выработка длительной
ротовой воздушной струивыработка правильной артикуляции всех звуковустранение назального оттенка голосавоспитание навыков дифференциации звуковнормализация просодических компонентов речиавтоматизация полученных речевых навыков в общении
В дооперационный период: Освобождение лицевых мышц от компенсаторных движенийПодготовка правильного произношения гласныхПодготовка правильной артикуляции доступных согласных
Операция
В послеоперационный период:Развитие подвижности мягкого небаУстранение дефектов звукопроизношенияПреодоление назального оттенка голоса
Специфические виды работы в послеоперационном периоде:Массаж мягкого небаГимнастика мягкого неба и задней стенки глоткиАртикуляционная гимнастикаГолосовые упражненияДыхательные упражнения
Постоянный контроль за направлением воздушной струи
Приемы коррекции ринолалии и гимнастика
Принципы и методика коррекционной работы при ринолалия строятся на основе 4-х групп упражнений. Их примеры представлены в таблице.
Направление работы | Коррекционные упражнения |
Гимнастика мягкого неба |
|
Работа над дыханием |
|
Развитие артикуляции губ, щек и языка |
|
Работа над звукопроизношением |
|
Артикуляционная гимнастика при ринолалии
Этот логопедический метод коррекции речевых нарушений един для ринолалии, дислалии и других болезней. В стандартный список упражнений входят:
- «Хоботок» – медленное вытягивание губ широким «хоботком» с последующим возвращением их в обычное положение. (Рисунок 1).
- «Парус» – кончик языка ставится на верхний ряд зубов, а спинка его прогибается вперед. (Рисунок 2).
- «Улыбка» – уголки губ широко разводятся, обнажая «голливудскую» улыбку, а затем возвращаются на место. (Рисунок 3).
- «Чашечка» – широкий язык укладывается на нижнюю губу, а затем его края загибаются в форме чашки. (Рисунок 4).
- «Орешек» – сильно напряженный язык кончиком направляется поочередно к левой и правой щекам, при этом рот держится закрытым. (Рисунок 5).
- «Бегемотик» – спокойное открывание и закрывание рта. (Рисунок 6).
Перечисленные упражнения на развитие артикуляции оказываются полезными для развития речевых навыков даже для абсолютно здоровых детей, поэтому могут использоваться в качестве профилактических.
Приемы работы над голосом при ринолалии
Постановка звуков при ринолалии начинается с гласных фонемов. Постепенно к работе подключаются вокальные упражнения, способствующие устранению назального произношения. Пение способствует развитию мышц, нормализации тонуса. В результате усиливается сила голоса.
Следующим этапом становится внедрение упражнений с пением терций, способствующих дифференциации разной тональности. Коррекция начинается с первой октавы у детей и расширяется до трезвучия. Этот этап коррекции занимает в среднем 3-4 недели.
Затем упражнения усложняются. Их задачей становится изменение тональности, интонации и других голосовых показателей. Подбор методик индивидуален и призван включить в работу весь голосовой аппарат ребенка с ринолалией.
Процесс коррекции ринолалии действительно сложен и требует высокого профессионализма от всех специалистов, работающих с больным. Но в целом прогноз на выздоровление положителен и в большинстве случаев речь становится нормальной.
Слайд 57БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИПовседневная обязанность родителей — поощрять любые попытки ребенка произнести
какой-то звук, слово, стараться понять даже едва внятную речь
Важно обратить их внимание и на значимость медицинской помощи.Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-физиологические условия для воспитания правильного произношения. Необходимо также настраивать родителей на каждодневное закрепление всех достигнутых результатов.Нередко бывает так, что соматическая ослабленность ребенка с ринолалией, наличие речевого дефекта вызывает у родителей постоянную тревогу, беспокойство по любому поводу, потребность в чрезмерной опеке малыша, недоверие к его возможностям. Подобное отношение лишь усугубляет дефект, усиливает невротические реакции ребенка и подрывает у него уверенность в своих силах.Логопед должен помочь таким детям справиться с нерешительностью, неумением постоять за себя, избавиться от страха и беспокойства за качество своей речи
Не менее важно обеспечить им контакт и полноценные взаимоотношения со сверстниками.
Подобное отношение лишь усугубляет дефект, усиливает невротические реакции ребенка и подрывает у него уверенность в своих силах.Логопед должен помочь таким детям справиться с нерешительностью, неумением постоять за себя, избавиться от страха и беспокойства за качество своей речи
Не менее важно обеспечить им контакт и полноценные взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 52ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕУ детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности
в различении тонких дифференциальных признаков фонем, оказывающие влияние на весь процесс дальнейшего развития звуковой стороны речи.
Фонематическое восприятие у детей с выраженными дефектами артикуляционного аппарата развивается в неполноценных условиях и может иметь отклонения. Для выявления его состояния обычно используют приемы, направленные на: узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу); различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); запоминание слоговых рядов, состоящих из двух-четырех элементов (с изменением гласного звука — ма-ме-му, с изменением согласного звука — ка-ва-та); запоминание звуковых рядов.
Слайд 3При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от
нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого нёба и боковой и задней стенок глотки.Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки, которое также способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.Уровень контакта мягкого нёба со стенкой глотки может варьироваться и зависит от длины мягкого нёба.
Слайд 28При попытке произнести звуки п, б, ф, в ребенок с ринолалией
использует «свои» методы. Звуки заменяются глоточным щелчком, который очень своеобразно характеризует речь ребенка с тяжелой формой ринолалии. Специфический щелчок, напоминающий звук клапана, образуется при соприкосновении надгортанника с задней частью языка.Прямое соответствие между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи не установлено. Это объясняется большими индивидуальными различиями в конфигурации носовой и ротовой полостей у детей, соотношении резонирующих полостей и компенсаторных приемов, которые использует каждый ребенок для повышения внятности своей речи. Кроме того, внятность речи зависит от возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.
Симптомы
Виды ринолалии можно отличить еще в долингвистическом периоде, как правило, постановка диагноза не составляет труда. Органическая открытая форма проявляется следующим образом:
- при кормлении пища, грудное молоко, смеси вытекают через нос младенца;
- попадание воздуха сразу в нижние дыхательные пути из-за щелей (от прохладного воздуха возникают бронхиты, отиты, пневмония, евстахиит, гипотрофия);
- наличие слабого интеллекта – ЗПР, олигофрения, нистагмы, птозы, гиперрефлексии;
- аномальный долингвистический период: отсутствие лепета, беззвучная артикуляция звуков;
- задержка речевого развития;
- речь, которая непонятна окружающим;
- большая часть согласных напоминает звук из-за того, что корень языка приподнят, а кончик опущен и пассивен;
- выраженная гнусавость, глухой тихий голос;
- нарушения письменной речи в виде дислексии и дисграфии;
- недостаточная сформированность словарного запаса;
- при наступлении осознанного возраста – застенчивость, страх общения.
Закрытую органическую ринолалию отличают нарушения артикуляции звуков и произношение носовых звуков , , , , а также замена на и на . Носовое дыхание затруднено или невозможно, что напрямую влияет на тембр голоса.
Функциональная открытая форма отличается неправильным звукопроизношением гласных, согласные при этом получаются неплохо. Функциональная закрытая ринолалия отличается неестественным и тусклым голосом без эмоций.
Этапы коррекции
В силу особенностей причин нарушения, выделяют два периода коррекции: дооперационный и послеоперационный. При этом этапы работы и коррекция открытой ринолалии и закрытой не отличаются. Направления коррекционного процесса представлены в таблице ниже.
Направления работы | Дооперативный этап коррекции | Послеоперативный |
Организация небно-глоточного смыкания |
|
|
Работа над воздушной струей | ||
Вырабатывание выдоха | ||
Развитие артикуляции |
|
|
Устранение компенсаторного неправильного звучания |
|
|
Развитие фонематического слуха |
|
|
Постановка правильного произношения |
|
|
Развитие голосовых функций |
|
Классификация
Классификация ринолалии напрямую зависит от типа и тяжести нарушения строения ротоглотки и носовой полости:
- по конструкции различают открытую и закрытую ринолалию;
- по причинам возникновения – органическую и функциональную.
Открытая ринолалия подразумевает отсутствие преграды между ротовой и носовой полостью, необходимой для нормального развития речи. При попытке говорить воздушная струя, которая должна выходить через рот и быть более мощной, распределяется и выходит через нос/рот одновременно, что провоцирует носовой резонанс.
Закрытая ринолалия наблюдается, когда в носоглотке имеется препятствие, которое мешает воздуху правильно выходить через нос. Этот тип дефекта подразделяется еще на два подтипа – передняя (когда анатомическое препятствие располагается в полости носа) и задняя (когда оно находится в носоглотке).
Смешанная ринолалия наблюдается, когда сочетаются первые два типа – имеется и недостаточность небно-глоточного кольца, и непроходимость носа. Для этого состояния характерна одновременная гнусавость, и отсутствие носовых звуков.
Органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная наблюдается у детей со следующими отклонениями:
- волчья пасть, палатолалия;
- заячья губа;
- укорочение мягкого неба;
- скрытые расщелины твердого неба;
- отсутствие маленького язычка в горле;
- раздвоение маленького язычка.
Слайд 66Логопедические занятия с ребенком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы предотвратить
возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох. Все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции. Через 15—20 дней после операции специальные упражнения повторяют; но теперь основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.Изучение речевой деятельности детей, страдающих ринолалией, показывает, что неполноценные, анатомо-физиологические условия речеобразования, ограниченность моторного компонента речи приводят не только к аномальному развитию ее звуковой стороны, но в ряде случаев и к более глубокому системному нарушению всех ее компонентов.