Развиваем мелкую моторику у детей — повышаем интеллект

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее

Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы (например, на развивающей коврике). Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры.

Хорошо, если ребенок приучится хранить игрушки в отдельных коробках. Это дисциплинирует его, научится складывать детали конструкторов, держать их в чистоте и порядке. Коробки хорошо хранятся на полках и в шкафах в детской комнате ребенка, не создают видимости беспорядка.

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть малыш будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной.

Теппинг — тест

В квадратах (рис. 7 см. выше) ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек.Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд. Через каждые 3 секунды ребенку дают команду к переходу к следующему квадрату. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд (используется простой мягкий карандаш).Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а затем количества точек в последнем квадрате в сравнении с первичным свидетельствует о его работоспособности, в котором по вертикали отмечается количество точек, а, но горизонтали — временные отрезки» (рис. 7а).

График изменения работоспособности (выносливости)

Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение кривой, это свидетельствует о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или ровная линия свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это проводить для обеих рук.Обязательным условием теста является работа в максимальном темпе без остановки.

Организация и методика исследования мелкой моторики руки

Для оптимизации коррекционно-педагогического процесса, направленного на преодоление двигательных нарушений у детей с интеллектуальной и речевой патологией, было проведено изучение их речевой и моторной сферы. Исследования особенностей моторики и коррекция ее нарушений проводились в 1994-2001 г. На первом этапе исследования осуществлялось экспериментальное изучение мелкой моторики руки и речевого развития детей. Этому предшествовал анализ медико-педагогической документации, изучение данных анамнеза, сведений о раннем моторном, психическом, соматическом, неврологическом развитии каждого ребенка. Изучение медико-педагогической документации дало возможность детально проанализировать анамнестические сведения об общем и речевом развитии детей, установить единый по клинической форме контингент учащихся экспериментальной и контрольной групп. Для получения более полной информации об особенностях детей нами проводились беседы с родителями и педагогами испытуемых.

В экспериментальном исследовании участвовало три группы детей:

1 группа — 39 человек: первоклассники с нарушениями интеллекта специальных (коррекционных) школ — интернатов VIII вида №№ 111 и 115 г. Самары. Они имели заключение ПМПК «Легкая умственная отсталость». По состоянию речи группа детей была неоднородна: 16 человек (41%) — без выраженной речевой патологии; (8%) — с функциональной артикуляторно-фонематической дислалией; 11 (28%) — с псевдобульбарной дизартрией; 5 (13%) -с моторной алалией; 4 (10%) — с псевдобульбарной дизартрией и моторной алалией. Эти заключения отмечены в ПМПК и подтверждены нами в ходе динамического наблюдения.

2 группа — 39 человек: учащиеся 1-х классов, посещавшие логопедические пункты при массовых общеобразовательных школах №№ 81, 41, 64 г. Самары (дети с общим недоразвитием речи 3-го уровня по классификации Р.Е. Левиной, по клиническим диагнозам дети со стертой дизартрией (26 чел., 67%) и алалией в стадии становления речи(13 чел., 33%); грубой органической симптоматики у детей с нарушениями речи не отмечено;

3 группа — 25 человек: учащиеся 1-х классов массовой общеобразовательной школы № 29 г. Самары с нормальным речевым и психическим развитием (25 чел.);

Всего 103 ребенка. Возраст испытуемых — 7-10 лет. Все испытуемые были правшами без грубой двигательной патологии.

Обследование проводилось в течение двух месяцев в первой половине дня. Специальному исследованию подверглись мелкая моторика и речь детей.

Обследование мелкой моторики руки учащихся осуществлялось путем проведения специальных моторных проб. В качестве объективного критерия определения уровня сформированности были использованы задания, предложенные Н.И. Озерецким (1930), адаптированные нами для детей с отклонениями в развитии. Тесты включали простейшие и понятные детям двигательные задачи, позволяющие судить о степени сформированности того или иного двигательного навыка. Первоначально методика была апробирована на младших школьниках с нормальным речевым и интеллектуальным развитием. На основе результатов, полученных при выполнении проб здоровыми детьми, мы выявили средние показатели, рассчитали шкалу оценок. Далее по этой шкале оценивались результаты, полученные при тестировании детей с интеллектуальной и речевой патологией.

Особенности мелкой моторики руки испытуемых определялись по результатам выполненных ими специальных упражнений. Всего было предложено 11 тестов. Нами исследовались: 1. Динамическая координация и соразмерность движений. 2. Скорость движений. 3. Одновременность движений.

Оценка результатов тестирования производилась по 4-балльной системе (0, 1, 2, 3, где 0 — самая низкая оценка, 3 — самая высокая). Шкала оценок была дифференцирована для каждого задания. За каждый тест выставлялось две оценки — для правой и левой руки. Дополнительно в протоколе фиксировалось время, затраченное на выполнение упражнения (в случаях, когда действия детей временем не ограничивались) и количество правильно выполненных двигательных актов, если время теста было ограничено.

Особенности развития мелкой моторики

Способность к овладению мелкой моторикой у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный фактор. Большое значение в этом вопросе играют взрослые, которые своим примером вовлекают ребёнка в различные виды деятельности, развивают его планомерно и целенаправленно. Эту гипотезу впервые выдвинул русский учёный Иван Михайлович Сеченов. Впоследствии другие учёные, врачи, педагоги и специалисты разных областей стали ориентироваться на это мнение как ключевое.

Почему уделяется такое внимание развитию мелкой моторики? Для детей она означает становление основных навыков и умений

  1. Формируется речь ребёнка, что способствует комфортному пребыванию в детском коллективе.
  2. Развиваются навыки разнообразных движений. Ребёнок может самостоятельно играть игрушками, не отвлекая взрослого.
  3. Закрепляются навыки самообслуживания. Ребёнок обретает возможность самостоятельно держать ложку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и другие элементы на одежде.
  4. Устанавливаются социальные связи с ровесниками и взрослыми, благодаря возможности ясно излагать свои мысли и поддерживать диалог.
  5. Формируется готовность к обучению в школе в совокупности всех вышеуказанных причин.

Графический диктант

Тест на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.Ребенок получает лист бумаги в клетку, на котором обозначены 4 точки (опорные), они служат началом выполнения задания.Инструкция для ребёнка: проводить следует только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги, (рис. 8).Оценивание результатов (тренировочный узор не оценивается).Уровни:высокий — диктант выполняет точно и правильно продолжаетсредний — в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены и в самостоятельном продолжениинизкий — задание не выполняет.

Обучать писать графические диктанты нужно постепенно, начиная с самых простых упражнений.

Рекомендую развивающее интересное пособие:

О. Наумова «Математические диктанты по клеточкам»

Занимаясь по этой книге, ребенок пошагово, плавно переходя от одного задания к другому, научится писать математические диктанты по клеточкам. Обучение будет в радость и вам, и вашему малышу.

  • В книге 65 упражнений, составленных в игровой увлекательной форме.
  • Все задания построены по принципу «от простого к сложному».
  • Задания вызывают у ребенка интерес.
  • Ребенок сможет выполнять упражнения самостоятельно.

Польза для ребенка:

  • развитие пространственного мышления;
  • тренировка внимания;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • научится ориентироваться на листе бумаги;
  • развитие  воображения и памяти;
  • легче овладеет письмом;
  • станет более уверенным в себе.

Раннее детство и развитие речи

В психологии младенчеством считают первые 12–18 месяцев жизни. Этот период характеризуется, в первую очередь, физическими изменениями (ростом), приобретением и совершенствованием двигательных навыков, улучшением восприятия.

В первые недели жизни крик ребенка — наиболее важный способ его общения с окружающими. Постепенно появляются различия в плаче: младенец по-разному подает сигналы о голоде, усталости. Родители с первых дней говорят с ребенком, хотя новорожденные не понимают значение слов. Дети, еще не умея говорить, любят человеческие голоса, реагируют на тон голоса.

На первом году жизни речь пассивная: ребенок понимает интонацию, усваивает часто повторяющиеся конструкции. В этот период малыш произносит отдельные звуки, слова или еще сам не говорит. Стремление детей установить контакт со взрослыми проявляется гулением, лепетом, жестами.

Раннее детство (возраст 1–3 года) — период интенсивного развития моторики и речи детей. Ребенок, научившись ходить, освобождает руки для предметной деятельности. Нервная система получает многочисленные сигналы от органов чувств.

Как происходит формирование моторики и развитие речи детей, раннего, возраста:

  1. Появляются новые ощущения, формируется способность захватывать мелкие предметы большим и указательным пальцами руки.
  2. Стимулируют развитие речи младенца в этот период интенсивные движения рук, пальцев, мимических мышц.
  3. На рубеже младенчества и раннего возраста у детей от 1 года до 3 лет закладываются основы речевых навыков на базе развития моторики.
  4. Около года длится период, когда пассивная речь намного опережает активную. Произношение слов ребенком не совпадает с речью взрослых артикуляционно, фонетически, по значению. Понимают этот «шифр» далеко не все люди.
  5. Активная речь формируется к 18–24 месяцам, у девочек раньше, чем у мальчиков. Преобладают слова-действия, подкрепляемые жестами («дай!»).
  6. К концу периода раннего детства (к 3 годам) большинство детей проделывают 90% работы по усвоению языка.

Трехлетний малыш использует местоимение «я», знает свое имя, пол, мальчик или девочка. Словарный запас в возрасте 1 год обычно составляет около 10–50 слов, в 2 года — 200, в 3 года примерно 900–1000 слов.

Какие факторы влияют на развитие речи

Важные предпосылки — нормальное функционирование органа слуха, наличие орально-двигательных навыков. Это означает, что мышцы рта, губ, неба, челюсти, лица должны быть развиты.

Родители, воспитатели могут помочь малышу до года и старше овладеть активной речью с помощью развития мелкой моторики. Во время занятий, упражнений, игр взрослый должен говорить с ребенком громко, четко, передавать навыки правильной речи. Основа таких занятий — показывание и называние предметов, рассказывание коротких стишков, сказок, потешек.

Способствуют языковому развитию в раннем возрасте:

  • реакции взрослых на издаваемые малышом звуки (чихание, кашель, крики, гуление и др.), что побуждает его повторять, экспериментировать с голосом;
  • ритмические детские мелодии, песенки, стишки, пальчиковые игры для развития моторики рук и речи, соответствующие возрасту;
  • использование игрушек и книжек с картинками для упражнений («как собака делает?»);
  • смена внимания между объектами во время общения, игр, занятий;
  • проведение ритуалов, например, «где ушки?», «где нога?».

Кроме перечисленных компонентов, могут быть использованы и другие для развития моторики рук и речи детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Отрицательно влияет на этот процесс отсутствие полноценного общения родителей с малышом. Он научится правильно говорить, если сможет постоянно подражать, слышать наименования, комментарии, доступные пониманию.

Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?

Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.

Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики

Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие)

До 1 года: «вкладыши», «крышечки»

Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.

Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.

В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.

От 1 года: природные материалы

Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.

Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.

Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.

Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.

От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа

Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений

Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.

Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.

От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества

Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.

Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.

Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.

Развитие мелкой моторики в 5 лет

В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Игры

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики»).

Пинцет и бусины

Возьмите несколько маленьких пластиковых пинцетов, много мелких бусинок, посуду с узким горлышком (небольшие баночки или бутылочки, по числу играющих). Один игрок или несколько получают задание собрать определенное количество бусин пинцетом в сосуд. Побеждает тот, кто быстрее справится с задачей. Если участник один, то он может фиксировать свои результаты по времени, а потом стараться побить собственный предыдущий рекорд.

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Используйте разнообразные игры на развитие внимание и памяти ребенка. Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения

Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Пять пальчиковых игр для малыша

1. «Грабли»

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните. Приговаривая: «Листья падают в саду, я граблями их сгребу» — проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями.

2. «Жук»

Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец — вытяните и разведите в сторону. Шевелите пальцами, проговаривая стишки: «Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!».

3. «Гармошка»

Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями «Посмотри, моя ладошка — как веселая гармошка! Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются) А потом я поиграю. Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)Я играю — посмотри! А потом опять сдвигаю И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)».

4. «Очки»

Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки. Поднесите их к глазам, приговаривая: «Бабушка очки надела И внучонка разглядела».

5. «Лыжи»

Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи». Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово: «Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной зимы!».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: