Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа
Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.
Разновидности массажа рекомендованных при ЗРР
На практике используется два вида массажа:
Вид массажа | Особенности применения |
Логопедический массаж | Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата. |
Массаж воротниковой зоны | Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь. |
Противопоказания к применению
Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:
- острые инфекционные заболевания;
- повышение температуры, озноб;
- инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
- лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
- инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
- инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
- повышенное / пониженное артериальное давление.
Инструменты в работе логопеда
Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:
- профессиональные вибромассажёры;
- массажные зонды;
- руки.
Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.
Место проведения массажа
Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.
Зачем это нужно
Уже давно доказано, что на кончиках пальцев расположено громадное количество нервных окончаний и точек, тесно связанных с деятельностью головного мозга и отвечающих за корректное функционирование внутренних органов. Так, например, мизинец ответственен за здоровье сердца, безымянный – за работу печени, а указательный влияет на ЖКТ.
Именно поэтому сложно переоценить ту пользу, которую несет массаж для рук для мелкой моторики. Регулярные движения кистей и пальчиков помогают крохе научиться быстрее разговаривать. Доказано, что развитость моторики прямо пропорциональна словарному запасу и показателям памяти. Такие детки четче произносят звуки, даже на этапе их становления. Достаточно уделять пальчиковым играм до 15 минут в день, чтобы вскоре увидеть наглядный результат и предотвратить развитие речевых проблем.
Физиологические причины онемения
Онемение возникает при длительной неподвижности. В какой бы позе мы ни находились, какие-то сосуды оказываются пережатыми, и мы рискуем, что нервные окончания, не получающие должного питания, потеряют чувствительность. Наше тело должно двигаться, меняя области, подвергшиеся сдавлению, — и тогда онемением нам не грозит. Днём обычно так и происходит. Но во время глубокого сна мы можем достаточно долго лежать в одном и том же положении, не меняя позы. И тогда, проснувшись, замечаем, что отлежали себе какую-то часть тела, например, руку, положенную под голову.
К онемению приводит воздействие холода. При соприкосновении с холодным воздухом кожа теряет чувствительность. Местное кровообращение нарушается, и мы перестаём чувствовать нервные окончания. Если подобная ситуация продлится дольше, возможно обморожение, но в большинстве случаев достаточно растереть потерявший чувствительность участок кожи или вернуться в тепло, кровообращение восстановится и онемение пройдёт.
Если же онемение возникает без очевидной связи с конкретной ситуацией, то, вероятно, оно имеет патологическую причину.
Активный массаж (ребенок самостоятельно выполняет массирующие движения)
7. ЗвериМассаж подушечек пальцев. После пятой строчки происходит смена рук. Дети любят всех зверей: (большой палец) Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец) Пеликанов, журавлей, (средний палец) Бегемотов, соболей, (безымянный палец) Голубей и глухарей, (мизинец) И клестов, и снегирей, (большой палец) Любят горного козла, (указательный палец) Обезьянку и осла, (средний палец) Дикобраза и ежа, (безымянный палец) Черепаху и ужа (мизинец)
8. МедведьМассаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук. Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге. «Видно очень мало сил я на зиму накопил»,- Так подумал и пошел он на поиск диких пчел. Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
9. ОгородНа каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки. Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг – огород!
10. ЩелчкиЛадонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук. Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук: — Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук? — А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика
Катаем мячик между ладоней:
Покатаю я в руках Мячик мой хороший. Чтоб всегда здоровым быть, Ловким и весёлым.
Я мячом круги катаю, (катаем мячик между ладонями круговыми движениями) Взад вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу) Им поглажу я ладошку, (гладим одну ладошку мячиком) Будто бы сметаю крошку, (гладим другую ладошку мячиком) И помну его немножко, (сжимаем мячик одной рукой) Как сжимает лапу кошка. (меняем и сжимаем мячик другой рукой)
Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:
Катится колючий ёжик, Нет ни головы, ни ножек, Мне по пальчикам бежит, И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, Мне щекотно, да, да, да! Уходи, колючий ёж, В тёмный лес, где ты живёшь!
Движения выполняются по тексту:
Этот шарик не простой Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5 – Всем пора нам отдыхать!
Ежик, ежик – чудачок Сшил колючий пиджачок (прокатывать мяч в ладонях вперед – назад) Встал с утра, и в лес – гулять, (поднять руки вверх) Чтоб друзей всех повидать. (перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз) Ежик топал по тропинке (постучать мячом по столу) И грибочек нес на спинке. (завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее) Ежик топал не спеша, (прокатываем мяч по одной коленке вперед) Тихо листьями шурша. (прокатываем мяч по другой коленке назад) А навстречу скачет зайка, Длинноухий Попрыгайка, (подбрасываем и ловим мячик) В огороде чьем – то ловко Раздобыл косой морковку! (завести руки за спину и спрятать мяч)
Виды логопедического массажа и их особенности (+таблица)
В мире логопедии существует много различных подходов к массажу, каждый из которых играет важную роль в поддержании здоровья и улучшении коммуникационных навыков. Давайте рассмотрим основные виды логопедического массажа и то, какие цели они помогают достичь.
Вид массажа | Особенности | Цели |
---|---|---|
Ручной или классический | Выполняется руками логопеда. Может быть укрепляющим или расслабляющим. | Укрепление мышц лица и шеи или их расслабление для снятия напряжения. |
Зондовый | Используются специальные зонды или их заменители для точечного воздействия на мягкие ткани лица и шеи. | Целенаправленное воздействие на определенные зоны или мышцы для улучшения тонуса или снятия спазмов. |
Аппаратный | Используются специальные массажные аппараты, такие как вибромассажеры или электростимуляторы. | Улучшение кровообращения, стимуляция тканей, уменьшение отечности и напряжения. |
Точечный | Направлен на точечные участки лица и шеи, такие как мимические морщины или участки с плохим тонусом. | Разглаживание морщин, улучшение тонуса кожи, снятие напряжения в определенных участках. |
Самомассаж | Выполняется самим пациентом по инструкции специалиста. | Улучшение мобильности и чувствительности лица и шеи, снятие напряжения и улучшение кровообращения. |
В данной таблице мы обратили внимание на многообразие подходов к логопедическому массажу, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и цели. Изучение этих методов позволяет нам взглянуть на массаж не просто как на процедуру, а как на инструмент, способный влиять на различные аспекты функционирования речевого аппарата
Углубленное понимание каждого вида массажа открывает перед нами новые возможности для индивидуализированного подхода к реабилитации пациентов. Методы обладают своей спецификой и могут быть адаптированы в соответствии с уникальными потребностями и характеристиками любого конкретного случая.
Такой анализ не только расширяет понимание о разнообразии методов массажа, но и помогает осознать, каким образом каждый из них может быть оптимально применен для достижения конкретных целей реабилитации. Этот углубленный взгляд на логопедический массаж позволяет обеспечить пациентам наиболее эффективное и индивидуализированное лечение.
Роль пальчиковой гимнастики
Пальчиковая гимнастика используется в качестве оздоровительной профилактики, а в совокупности с точечным массажем нормализует нервно-гуморальные процессы и кровообращение.
Каждый палец воздействует на определенный орган:
- большой палец – отвечает за активизацию легочной и мозговой деятельности;
- средний – стимулирует работу печени;
- мизинец – нормализует деятельность сердечной системы;
- указательный – отвечает за состояние пищеварительной системы;
- безымянный – активизирует мочеполовую и нервную деятельность.
От того, насколько полноценно будут задействованы кисти и пальцы малыша, зависит формирование мелкой моторики, взаимосвязанной с речевым развитием, так как мозговые зоны, ответственные за речь и движения, закольцованы между собой и развиваются параллельно.
Пальчиковая гимнастика может выполняться 3 способами:
- взрослый человек делает все упражнения сам, а ребенок внимательно наблюдает за этим процессом;
- малыш выполняет движения самостоятельно;
- взрослый делает гимнастику вместе с ребенком.
Основной целью гимнастики является гармоничное формирование детей. Выполнение пальчиковых движений способствует:
- навыкам концентрации внимания;
- возбуждению речевого центра головного мозга;
- нормализации эмоционального фона, умению повторять действия взрослых людей, осмысливанию слов и речи;
- при выполнении упражнений с одновременным проговариванием коротких стихотворений совместно с малышом, его речь приобретает яркость, четкость и насыщенность;
- усиливается контролирование собственных действий;
- улучшается память и мышление;
- пальчиковые упражнения способствуют развитию воображения и фантазии;
- гимнастика развивает гибкость, подвижность и силу кистей, подготавливая их к письму.
Неврологи утверждают, что такие занятия следует начинать с ладони, слегка надавливая на центральную часть, а затем выполняя спиралевидные круги, плавно продвигаясь к тыльной стороне кисти. Все движения выполняются последовательно, медленно, но с небольшим нажимом, для усиления эффективности воздействия на рефлекторные точки.
По мнению большинства специалистов, пальчиковая гимнастика чрезвычайно полезна и эффективна для детей любого возраста.
Алгоритм выполнения гимнастики у детей включает в себя:
- ежедневное массирование пальчиков и кистей рук в течение 3 – 5 минут;
- поглаживания и растирания ладошек, по направлению снизу вверх и наоборот;
- растирание и разминание каждого пальца, сначала вдоль, а затем – поперек;
- спиралевидные растирания пальцев;
- начиная с 10– месячного возраста, упражнения следует усложнять, предлагая малышу катать между ладонями палочки и шарики разного диаметра;
- положительное воздействие на моторику и мозговую деятельность оказывает лепка из пластилина или глины, а также отрывание небольших кусков бумаги;
- одной рукой или обеими, перекладываются небольшие предметы, но при этом нужно внимательно следить за малышом;
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или сразу двумя;
- малышу можно предложить повторение движений, выполняемых папой или мамой.
Далее возможно включение пассивных упражнений, когда взрослый человек сам сгибает и разгибает пальцы малыша, проговаривая при этом ритмичные стихотворные фразы
Крайне важно, чтобы в комплексное занятие вовлекалась вся кисть и пальцы
Нюансы самомассажа
Самомассаж осложняется недоступностью к некоторым частям тела
Поскольку массажные процедуры способны принести не только пользу, но и вред, то выполнять их должен исключительно специалист.
В случае невозможности прибегнуть к услугам профессионала, возможно осуществление самомассажа. Эти техники несложны в освоении и могут выполнять в любое удобное для пациента время. Но при этом следует учитывать и некоторые недостатки самомассажа:
- невозможность полноценного расслабления мышц, ввиду чего снижается эффективность таких процедур,
- недоступность некоторых частей тела (к примеру, массаж при артрите плечевого сустава, невозможно правильно выполнить самостоятельно),
- противопоказания в виде заболеваний сердца, печени и почек,
- при неправильном выполнении процедур возможны осложнения.
Следует понимать, что правильную технику самомассажа должен показывать специалист, на основании имеющихся у пациента отклонений. Но имеется несколько общих рекомендаций выполнения подобных процедур:
- Если при выполнении самомассажа возникают болевые ощущения, то процедуры немедленно следует прекратить.
- Выполнять массаж следует ритмичными движениями. При этом они не должны быть резкими.
- Если процедура выполняется правильно, то на обработанном участке возникает ощущение тепла.
- Массаж при артрите коленного сустава начинается с бедер, плавно спускаясь вниз. Только после тщательной обработки прилегающих областей можно переходить к непосредственному массажу пораженного сустава.
- Длительность воздействия определяется размерами сустава. К примеру, для выполнения массажа кистей рук при артрите, достаточно будет трехминутной обработки, в то время как для массажа колена может потребоваться около 20 минут.
- Выполняя упражнения, нужно учесть направление лимфотока. Направление массажных движений должно осуществляться в сторону ближайших лимфоузлов. Однако массировать сами лимфоузлы запрещено.
- Самомассаж нельзя выполнять при обострениях хронических заболеваний и кровотечениях. Если на коже присутствуют гнойники и повреждения, то выполнение процедуры также недопустимо.
- Использование кремов и гелей, особенности которых могут повысить эффективность массажа, разрешается.
Показания к массажу
Прямым показанием для назначения врачом детского массажа рук может быть длительное время сохраняющийся тонус, из-за которого ребенок постоянно зажимает пальцы в кулак. В целом же, массаж рук может быть использован родителями практически с первых дней жизни младенца (при условии предварительной консультации с педиатром и невропатологом).
При желании принести пользу своему новорожденному крохе для развития речи и мышления в будущем, не стоит ждать, пока врач порекомендует или назначит подобный массаж. С первых месяцев жизни вводите постепенно в распорядок дня специальные техники и развивающие игры для пальчиков, ладошек и кистей рук. Вреда от них уж точно не будет.
Интересные идеи для проведения тренировок пальчиковой гимнастики
Для проведения тренировок пальчиковой гимнастики в детской логопедии можно использовать разнообразные игры и упражнения, которые помогут развить моторику рук и укрепить мышцы пальцев
Важно предлагать ребенку интересные и занимательные задания, чтобы он с удовольствием участвовал в тренировках и мотивировался достигать улучшения
- 2. «Путешествие по клавиатуре». Предложите ребенку назвать все буквы и цифры, находящиеся на клавиатуре компьютера. Затем попросите его нажать на каждую букву, используя только указательные пальцы. Это тренирует точность движений и помогает развить навыки работы с клавиатурой.
3. «Рисуем кисточкой». Предложите ребенку нарисовать картинку с помощью кисточки, держа ее на 2-3 пальцах. Это тренирует точность движений и укрепляет мышцы кисти.
Проведение тренировок пальчиковой гимнастики в игровой форме помогает детям с различными речевыми нарушениями развить мелкую моторику рук и укрепить мышцы пальцев
Помните, что самое важное — создать положительную и интересную атмосферу, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий и эффективно достигал поставленных целей
Почему болят кончики пальцев на руках
Самые частые причины таких неприятных ощущений — это сосудистые патологии и нейропатии — различные повреждения нервов, связанные обычно с воспалением соседних тканей, но в некоторых случаях — и с повреждением собственно нервного волокна. Часто вызывают эту проблему:
- диабетическая нейропатия — осложнение сахарного диабета;
- герпес (обычно у пожилых);
- рассеянный склероз;
- отравления и последствия воздействия радиации;
- воспаления корешков нервов, отходящих от позвоночника, например, при остеохондрозе;
- последствия кровоизлияния в мозг;
- лигаменит кисти — воспаление поперечных связок запястья;
- феномен Рейно и системная склеродермия;
- нарушения тонуса сосудов;
- панариций — нагноение мягких тканей пальца;
- травмы.
Польза массажа рук и кистей
На руках, кистях и пальцах расположено множество чувствительных рецепторов, нервных окончаний. Это биологически активные точки, связанные с внутренними органами. Для проведения массажа можно обращаться к специалистам или делать его самостоятельно дома, в любое удобное время, но только после внимательного изучения техники.
С помощью массажа можно добиться следующих эффектов:
- Устранение усталости в руках и боли в суставах;
- Восстановление сил и энергии;
- Снижение зубной и головной боли;
- Нормализация пищеварения и работы ЖКТ;
- Снятие стресса и эмоционального напряжения;
- Улучшение кровообращения;
- Избавление от депрессии, улучшение настроения.
Нужно помнить, что добиться хорошего результата можно только при отсутствии противопоказаний и при соблюдении правильной техники массажа.
Для шестилеток
Детям этого возраста психологи рекомендуют игры, развивающие речь и воображение
Очень полезны интеллектуальные упражнения, развивающие внимание
Машины на дороге
Эта игра учит малыша правильно пользоваться карандашом и делать нажим. Задание выполняется на подготовленных карточках. Ребенок должен заштриховать машинки так, чтобы одна была светлой (на дороге туман), а вторая — темной, потому что на дворе солнечная погода.
Волшебное море
Ученику вручается карточка, на которой выполнено незаконченное изображение. Педагог предлагает ему дорисовать и придумать интересную историю. Это упражнение хорошо развивает не только мелкую моторику, но и воображение, а также речь.
Как часто следует делать массаж
Курс проведения процедур длится не более 10 дней. Повторять следует не раньше, чем через месяц. Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут. В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут. Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений. Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.
Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков. Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей. Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.
https://youtube.com/watch?v=I3sX2yKsXkY
Нормы
Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:
- В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
- В 2,5 — 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
- В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
- В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
- В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
- В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.
Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.
Эффективность
Тесная взаимосвязь речи и мелкой моторики прослеживается еще в специфике общения первобытных людей, когда что-то объясняющие жесты сопровождались эмоциональными возгласами. Речь эволюционировала, но так и осталась «в компании» с жестикуляцией. Замечали ли вы, как часто люди, не умея найти в разговоре подходящего слова, сопровождают свой рассказ «языком тела», активно применяя невербальное общение? Это наглядный пример, подтверждающий, что центры коры головного мозга, ответственные за речь и жесты, находятся рядом друг с другом.
Вполне логично, что применение матерью массажа ладоней и пальцев новорожденного малыша стимулирует пробуждение и активизацию части мозга, от которой зависит речевая деятельность. Для прогнозирования возможных трудностей с ее освоением в логопедии существует определенный тест, применимый к деткам 7 месяцев: если ребенок без особых усилий вытаскивает из кулачка хотя бы один палец – сложностей ждать не стоит.
Основные техники массажа
Практически все виды лечебного массажа основываются на основных приемах (растирание, поглаживание, разминание), а также их производных.
Поглаживания
Как правило, именно с данного приема начинается любой сеанс терапии. При выполнении приема ладонь массажиста перемещается по коже пациента медленно и свободно, интенсивность воздействия при этом низкая. Он используется в начале процедуры и в самом ее конце для завершения.
Основная цель приема – разогрев кожи и верхней поверхности мышц и подготовка к более глубокому и интенсивному воздействию. Кроме того, техника устраняет болевой синдром, успокаивает нервную систему, улучшают отток лимфы. При этом активируется работа сальных желез и дыхание кожного покрова.
Растирание
Как правило, прием растирания в массаже идет следом за поглаживанием и предполагает большую интенсивность воздействия. Его выполняют ребром ладони, костяшками и большими пальцами. Растирание может быть поверхностным, глубоким, щипцеобразным, спиралевидным, гребнеобразным.
Основная цель приема – воздействие на глубокие слои кожи и мышцы. Он способствует расширению сосудов и улучшению кровотока, а также насыщению тканей кислородом. Кроме того, растирание ускоряет процессы рассасывания отложений, рубцов и лишней жидкости. Техника помогает восстановлению при травмах и болезнях суставов, невралгиях и невритах. Потому что таким образом повышается чувствительность нервных окончаний.
Разминание
Техника разминания предполагает большую интенсивность воздействия, чем описанные выше. Как правило, ее применяют сразу после растирания и выполняют поверхностью ладоней, пальцами и кончиками пальцев. Основные области воздействия: спина, воротниковая зона, конечности.
Цель разминания состоит в захвате и разминании глубоко расположенных тканей. В результате улучшается кровообращение в мышцах, отток лимфы и крови в венах. В ходе сеанса улучшается подвижность тканей. Проведение разминания обычно занимает более половины времени процедуры.
Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев
Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки
Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди
Программа развития мелкой моторики
Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.
Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.
Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:
- Тренируйтесь с малышом ежедневно ( по возможности 2-3 раза в день ). Упражнение занимает 2-3 минуты.
- Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
- Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
- Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
- Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.