Направленности речи и её психические явления

Консультация «что такое речь?». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга.
    Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.
    Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными.

    Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

  • Слайд 3

    Речевой аппарат человека  состоит  из
    центрального отдела и периферического.

  • Слайд 4

  • Слайд 5

  • Слайд 6

    Строение речевого аппарата:
    1- головной мозг;
    2 — носовая полость;
    3 — твердое нёбо;
    4 — ротовая полость;
    5 — губы;
    6 — резцы;
    7 — кончик языка;
    8 — спинка языка;
    9 — корень языка;
    10 — надгортанник;
    11 — глотка;
    12 — гортань;
    13 — трахея;
    14 — правый бронх;
    15 — правое легкое;
    16 — диафрагма;
    17 — пищевод;
    18 — позвоночник;
    19 — спинной мозг;
    20 – мягкое нёбо.

  • Слайд 7

  • Слайд 8

  • Слайд 9

  • Слайд 10

  • Слайд 11

  • Слайд 12

    Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
    дыхательного;
    голосового (фонаторного);
    артикуляционного (звукопроизносительного).

  • Слайд 13

    В речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции:

    образование воздушной струи;
    голосообразование (фонация);
    образование звуков речи (артикуляция).

  • Слайд 14

    составляет энергетическую основу речи, обеспечивая речевое дыхание, и включает в себя:
    грудную клетку с легкими,
    межрёберные мышцы,
    мышцы диафрагмы.

  • Слайд 15

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    выдох намного длиннее вдоха (вне речи они примерно одинаковы);
    в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании;
    3) в момент речи значительно увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза);
    4) вдох при речи становится более коротким и более глубоким.

  • Слайд 18

    Голосообразующий аппарат:
    1—гортань,
    2 – глотка,
    3 – носоглотка,
    4 – полость рта,
    5 – полость носа и придаточные пазухи.
    I, II, III — позиции голосовых складок при нормальном голосе, при молчании, при шепоте.

  • Слайд 19

    Рис. 11. Уклад голосовых складок: А — при дыхании; Б — при фонации; В — при шепоте.

  • Слайд 20

  • Слайд 21

    Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения.

  • Слайд 22

    В основе классификации согласных лежат следующие признаки:
    1) участие шума и голоса;
    2) способ артикуляции;
    3) место артикуляции;
    4) отсутствие или наличие палатализации, иначе говоря — твердость или мягкость

  • Слайд 23

  • Слайд 24

  • Слайд 25

    Артикуляция гласных

    Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспри­нимается в виде чистого голоса без примеси шумов.
    Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:
    участия или неучастия губ;
    степени подъема языка и
    места подъема языка. признаками

Посмотреть все слайды

Физиология речи. Речевой аппарат

В основе речи лежит цепь тесно связанных между собой условных рефлексов, для анализа которой необходимо разобрать все её звенья, начиная от периферических рецепторов и до коры мозга, и от коры мозга до периферических эффекторов, т.е. дыхательных мышц, мышц гортани и артикуляционных мышц. Знание функции одних и других даёт возможность в каждом отдельном случае безошибочно определить место и характер поражения речевого аппарата, избрать наиболее эффективный способ лечения и метод восстановления речи.

Речь возникает в результате координации и объединения отдельных функций. Более глубокое изучение вопросов, связанных с патофизиологией речи стало возможным благодаря развитию электроники, электроакустики, а также отоневрологии. Нейрофизиология и нейрохирургия — науки, тесно связанные между собой и дополняющие одна другую; обе эти науки между прочим занимаются изучением речевой функции при поражениях определенных центров нервной системы, причём первая — путём искусственного разрушения этих центров во время экспериментов, а вторая — наблюдая за последствиями разрушения определенных отделов центральной нервной системы болезненным процессом, результатами удаления участков нервной системы во время операции или же нарушениями, возникающими вследствие развития рубцевых изменений в ней.

Сведения, которыми располагает нейрофизиология и нейрохирургия, являются основой для развития фониатрии и логопедии. Однако, фониатрия и логопедия не ограничиваются лишь исследованием актуальной функции патологически измененного речевого аппарата, а стараются найти способы восстановления нарушенной функции. Сравнение результатов отдельных этапов лечения с целью восстановления функции в ряде случаев помогает выяснить характер заболевания и его локализацию.

Если местонахождение патологического очага в мозгу точно определено, то обследование больного, анализ нарушений речи, исследование звуковосприятия, слуховой и словесной памяти, общей ориентации, а также двигательных функций увеличивает запас знаний о функциональной организации человеческого мозга.

Обследование взрослого человека, у которого уже до болезни была выработана цепь условных рефлексов, отличается от обследования ребенка, который родился с нарушениями слуха и поражением центров речи в головном мозгу. Нарушения речи центрального происхождения могут быть также вызваны патологическими процессами, развитие которых началось в первые годы жизни. Установлено, что сенсорный и моторный центры речи находятся в левом полушарии головного мозга (у правшей) в последнее время доказано, что в правом полушарии имеются аналогичные центры, которые могут компенсировать нарушения функции левосторонних центров.

Возможность компенсации нарушений функции левосторонних нервных центров речи, центрами, расположенными с правой стороны является основой восстановления речи при расстройствах речи центрального происхождения. Наблюдения неврологов и нейрохирургов над больными зрелого возраста также подтверждают возможность развития компенсаторной функции в центрах, находящихся в правом полушарии мозга.

Говоря о речи, подразумеваем громкую артикулированную речь. Необходимо отметить, что, кроме речи, существует и ряд других способов, с помощью которых люди могут объясняться, как напр.: световые сигналы, звуковые сигналы, а также жесты, которые для предков имели гораздо большее значение, чем для современного человека. Связь, которая существует между речью и словесным мышлением, является вопросом не только физиологии, но и патологии речи.

В наших исследованиях эта проблема является ключом для выяснения целого ряда сложных явлений, играющих роль как в процессе развития речи, так и в случаях ее нарушений, а также в общем умственном развитии человека.

Слайд 104.В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы (ЧМН)ВСЕ органы периферического речевого

аппарата иннервируются ЧМН. Главные из них:тройничный (иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть); лицевой (иннервирует мимическую мускулатуру, в т.ч. движение губ, надувание и втягивание щек); языкоглоточный и блуждающий (иннервируют мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба). Кроме того, языкоглоточный является чувствительным нервом языка, а блуждающий – иннервирует мышцы органов дыхания и сердца;добавочный (иннервирует мышцы шеи); подъязычный (снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений).

Мышление

Мышление (М.) — это отвлеченное познание сущности явлений, их взаимосвязи путем мыслительных операций. В неврологии под М. понимается способность к принятию решений, определяющих поведение человека, способность к решению задач бытового, профессионального и творческого характера.

Морфологический субстрат для реализации М.:

  1. Лобные доли. Они программируют деятельность человека, направленную на решение имеющихся задач, обеспечивают «социальную» программу поведения, критическую оценку действий и их последствий, то есть оценку адекватности избранной формы поведения. Для принятия решений нужен анализ информации, содержащейся в памяти и полученной в течение жизни, и информации об окружающих условиях и о состоянии и возможностях собственного организма.
  2. Зоны зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, кожного анализаторов в коре головного мозга, с их взаимосвязями (например, в системе «зрительный образ — звук — вкус»).
  3. Гипоталамус, таламус, стволовые образования. Здесь — исходный пункт мотиваций, центры ощущений жажды, голода, полового поведения, иных инстинктов.

Для реализации М. нужна согласованная деятельность всех 3-х уровней

Логически-смысловое мышление обеспечивается левым полушарием у правши; образное, чувственное — правым полушарием.Оценивая уровень, степень организации М., необходимо учитывать возраст (ребенок, взрослый, человек пожилого возраста), уровень образования (несколько классов, средняя школа, высшее образование и проч.), а также социальное положение, внимание, память

Праксис (праксия)

Праксия — способность к совершению сложных целенаправленных действий. Праксис — совокупность бытовых и профессиональных навыков. Утрата этой способности при сохранности мышечной силы и координации называется апраксией.Зоны: премоторные, префронтальные поля — поля 6, 8, постцентральные отделы — поля 40, 39. Функциональная система праксиса включает в себя много корковых зон.При повреждении постцентральных отделов мозга (поля 1, 2, 3, 5 и частично 7) возникает кинестетическая апраксия, или апраксия позы, и оральная апракция. В основе — нарушение афферентации, мешающее правильно строить движения. Нижнетеменные очаги слева дают трудности при воспроизведении положения пальцев рук при отсутствии зрительного контроля.Оральная апраксия — затруднение моторной речи из-за невозможности сложить язык и губы трубочкой, придать определенное положение языку и губам.При поражении премоторных областей — поля 6, 8, 44 — затруднено выполнение серии движений. Возможно возникновение динамической апракции, сочетающееся с эфферентной моторной афазией и эфферентной моторной аграцией при поражении левого полушария.При поражении нижней теменной дольки (поля 39, 40) возможна пространственная (конструктивная) апраксия: затруднение построить из отдельных частей геометрическую фигуру, путает правую и левую стороны. В тяжелых случаях не может сам одеться (апраксия одевания), зажечь спичку, показать, как грозят пальцем, и т. д.При страдании левого полушария присоединяются семантическая афазия, акалькулия, алексия, аграфия.При страдании полюсов лобных долей возникает лобная апраксия — нарушена программа( действия, отсутствует контроль его результатов. Апраксия сочетается с нарушением социальных норм поведения.

В ранних классификациях выделяются 3 формы апраксии:

  • моторная: невозможность выполнить действие ни самому больному, ни по подражанию. Возможна апраксия одной половины тела (при поражении премоторных отделов — полей 6, 8 левого или правого полушария);
  • идеаторная: нарушаются планы действия;
  • конструктивная (пространственная): невозможность по словесному заданию или по образцу сложить из кубиков фигуру или построить пирамиду, колодец (при поражении теменно-затылочных отделов).

Еще по теме УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА:

  1. § 109. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
  2. I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ «ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ» КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. Взлом буржуазно-помещичьего аппарата царской России и создание нового, советского государственного аппарата

Речевой аппарат
— это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел — это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Переферический отдел — это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел
— дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

2-й отдел
— органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи ;

3-й отдел
— органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

Гнозис (гнозия)

Гнозис (гнозия) — способность к познавательной деятельности, к узнаванию знакомых раздражений, образов и т. д. Агнозия — нарушение способности узнавать знакомые раздражители при сохранности восприятия.

Выделяются:

  • предметная зрительная агнозия — неузнавание знакомых предметов, лиц, а также их изображений, страдают височно-затылочные области обоих полушарий;
  • цветовая агнозия в сочетании с буквенной (лево-полушарные височно-затылочные очаги поражения). Неузнавание цвета и близких по начертанию букв;
  • зрительно-пространственная агнозия (при височно-затылочных очагах, преимущественно левополушарных). Затруднения в определении пространственного расположения, а также правых-левых сторон объекта;
  • слуховая агнозия (при поражениях правой верхней височной извилины) — неузнавание знакомых ранее звуков, шумов, мелодий;
  • астереогнозия (тактильно-кинестетическая агнозия) — неузнавание знакомых мелких предметов наощупь (при поражении теменной области левого полушария);
  • агнозия на лица — неузнавание знакомых лиц или их фотографий (при поражении нижнезатылочной области правого или преимущественно правого полушария);
  • аутотопоагнозия — дезориентация в собственном теле;
  • обонятельная агнозия — неузнавание запахов;
  • вкусовая агнозия — неузнавание вкуса.

Слайд 91. Кора головного мозгаЛобная, височная, теменная и затылочная доли, преимущественно левого

полушария мозга (у левшей – правого).Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия речиЗатылочная область является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи

2.Подкорковые ядра

Ведают ритмом, темпом и выразительностью речи

3. Проводящие пути

Центробежные – или двигательные, соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга, в центре Брока.От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к КГМ, идут центростремительные пути.

Специальная педагогика. Лекция 2

  • Специальная педагогика. Лекция 2
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
  • ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, СИСТЕМА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • НОВЫЕ ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
  • УРОК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  • ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  • СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ
  • ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИИ
  • АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ
  • ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
  • ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
  • КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
  • СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СУРДОПЕДАГОГИКИ
  • ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ СЛУХА
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЦ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА
  • КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СУРДОПЕДАГОГИКИ

Страница 14 из 22

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ У РЕБЕНКА

Человек с помощью звуков образует и воспринимает речь. Рассмотрим анатомо-физиологические механизмы речи.

Для образования связанных речевых звуков используется определенный ряд органов, совокупность которых называется речевым аппаратом. Исходным источником энергии являются легкие с дыхательной мускулатурой .Они создают необходимое давление и воздушный поток в речевом тракте. Речевой тракт состоит из гортани, глотки, рта, носа, мягкого нёба и губ. Совместная деятельность этих органов называется артикуляцией, благодаря которой и образуется членораздельная речь. Связная речь прежде всего организуется нервной системой. Это происходит на нескольких уровнях. В первую очередь идет общий синтез предложения, которое должно быть произнесено. Потом подбирается специальная программа артикуляции. Далее происходит непосредственная реализация этой программы, последовательная проработка всех необходимых артикуляторных движений. В результате образуется нужный звуковой сигнал.

Восприятие речи тоже происходит по определенной схеме. Типичное восприятие речи у каждого человека происходит следующим образом. Слуховыми анализаторами и нервной системой воспринимаются и преобразуются акустические сигналы, исходящие из внешнего

мира. В результате раскрывается смысл речевого сообщения. Процесс протекает в три основных этапа. Сначала работает слух, выделяя спектральные и временные особенности сигнала, т.е. фокусируясь на особенностях, различительных признаках звуков речи. Далее следует фонетическая обработка, в результате которой звуки преобразуются в определенную последовательность дискретных элементов сообщения, т.е. в конкретные фонемы или слоги. Завершается этот ступенчатый процесс анализом синтаксиса и семантики сообщения.

Ребенок через разнообразные анализаторы получает из внешнего мира большое количество разных сигналов. Источником речевых сигналов, как правило, является взрослый. Поэтому велико значение окружения ребенка. Недостаток в общении или нездоровые проявления общения способствуют неправильному формированию речи. Чтобы речевое развитие у ребенка происходило полноценно, необходимо общение сделать значимым, проводить его в эмоционально положительном русле и стимулировать к ответному общению. Незаинтересованность взрослого может привести к отставанию в речи у детей уже на ранних стадиях развития.

Механизм нарушения речи представляет собой цепочку отклонений в функционировании процессов и операций, которые постепенно приводят к возникновению и развитию различных речевых нарушений.

  • << Назад
  • Вперёд >>
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: