Особенности формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания

Прививаем ребенку самостоятельность. советы родителям

Какие качества следует развивать в ребенке

Как подсказывает наш собственный жизненный опыт, самостоятельные решения и действия практически всегда связаны с такими последствиями:

  • Необходимость совершать какие-либо усилия.
  • Возможность неверных действий или ошибочных решений.
  • Необходимость затрачивать время и силы на обучение.
  • Потребность переделывать неудачные варианты.

  • терпение;
  • сила воли;
  • ответственность;
  • смелость;
  • способность осознанно ставить цель.

В данном случае речь не идет о каких-то специальных тренировках, которые вначале должны развить соответствующие черты характера, а уж затем позволят перейти к воспитанию самостоятельности.

Осознанное поведение мамы, отца и других родственников, их поддержка начинаний маленького человека, своевременная, но разумная помощь и обучение – все это является ситуацией, в которой необходимые черты личности успешно развиваются. Но родители должны демонстрировать подобные качества и в себе. Если у мамы не хватает терпения, и она выхватывает у ребенка ботинок со словами: «Ну что ты возишься!» ни о какой самостоятельности говорить уже не приходится.

Можно ли детям заниматься уборкой?

Согласно п. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

В  п. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не имеют права причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Воспитание детей должно исключить пренебрежительные, жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатацию детей. 

Приучая ребенка к труду, мы должны определить для себя, какую цель мы преследуем. Возможно, мы хотим, чтобы ребенок самостоятельно обслуживал себя, научился самостоятельности, приобрел навыки, которые ему понадобятся в будущем, а возможно, мы хотим облегчить свою жизнь тем самым?

Ребенок может понять, выполняет  ли он что-то нужное и важное, или же он просто играет роль «Золушки» в этой семье. Проводились различные исследования, посвященные  обучению детей

Исследователи выявили, что дети, регулярно выполняющие обязанности по дому, в учебе успевали лучше, чем  их сверстники. Оказалось, что дети, которые помогают родителям по дому, вырастают более дружелюбными подростками и взрослыми, они легко находят общий язык с людьми, быстро заводят друзей, устанавливают крепкие партнерские отношения, и в карьере тоже их ждет успех

Проводились различные исследования, посвященные  обучению детей. Исследователи выявили, что дети, регулярно выполняющие обязанности по дому, в учебе успевали лучше, чем  их сверстники. Оказалось, что дети, которые помогают родителям по дому, вырастают более дружелюбными подростками и взрослыми, они легко находят общий язык с людьми, быстро заводят друзей, устанавливают крепкие партнерские отношения, и в карьере тоже их ждет успех.

Выполняя обязанности по дому, дети развивают  много навыков, которые  так нужны для успешной взрослой жизни. 

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было. Как оставлять ребенка одного дома?
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Предоставьте ребенку возможность выбора

Как же действовать родителям, которые хотят развивать самостоятельность ребенка? Ваш малыш в бытовых ситуациях должен иметь возможность делать самостоятельный выбор:

  • какой игрушкой он хочет играть;
  • апельсин или яблоко на завтрак;
  • карандашами или красками будет рисовать;
  • что он хочет рисовать;
  • гулять с папой во дворе или пойти с мамой в гости к ее подруге.

Ну и, конечно, нельзя на корню подавлять инициативы ребенка. Взрослым только нужно обязательно контролировать рамки поведения детей. Это нужно для того, чтобы гарантировать занятиям ребенка безопасность. У детей нет навыка, предвидящего опасность. Его тоже нужно формировать, как и развитие самостоятельности.

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Осторожность прежде всего

Когда ребенок самостоятельно пробует острым ножом резать хлеб, включать газовую плиту или утюг, то для взрослых наступают трудные времена. Множество различных опасностей подстерегают наших дошкольников. Здесь требуются особые умения и навыки. Иногда просто игры вам ничем помочь не могут. И система строжайших запретов также не гарантированно безопасна. Подавите в себе первое естественное желание кричать малышу:»Не смей никогда этого делать, нельзя»! Запретный плод, сами знаете, каким бывает. Обучайте ребенка навыкам владения сложными приборами спокойно. Терпеливо объясняйте ему все опасности игр с ними и последствия несанкционированных включений.

Делай, как я

Малыш дошкольного возраста с большим удовольствием копирует взрослых в различных ситуациях. Так можно развивать в ребенке умения умыться утром, чистить зубы, помыть руки перед едой.

Вводите в процесс некоторые элементы игры. Например, вы громко объявляете: «Кто сегодня первым идет чистить зубы»? «Тот сам выбирает на завтрак банан он будет или яблоко». В таких ситуациях вы поддерживаете у ребенка состояние постоянного, но самостоятельного выбора. Он сам принял решение почистить зубы, сам это сделал, сам выбрал себе фрукты на завтрак. А можно посоревноваться. «Кто первый оденется на прогулку»? «Кто лучше всех заправит постель»? Такое проигрывание простых бытовых моментов, позволяет привить ребенку умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях.

Обязательно моделируйте для малыша условия личной инициативы. Сделайте вид, что вы задержались у дверей ванной комнаты. Наблюдайте, что делает ребенок. Умывается сам? Чистит зубы? Если это так, то значит поздравьте себя с маленькой победой и двигайтесь дальше. В режиме «делай, как я» можно с раннего возраста учить ребенка самостоятельно одеваться и обуваться.

Как приучить ребенка к самостоятельности в 2 года?

Развитие у двухлетнего ребенка этого навыка – достаточно простой процесс. Здесь главное, о чем должны помнить родители: не надо мешать крохе делать то, что он желает делать сам. Даже если это чревато беспорядком, пятнами на одежде, заляпанным кашей полом и так далее! Стоит частично «отключить» свой перфекционизм, и позволить малышу делать самому то, что он хочет. Разумеется, следует очерчивать границы самостоятельности, чтобы не создавать опасных и рискованных ситуаций.

Если же некий риск есть, умеренный, то можно разрешить действовать самому, но – под вашим контролем. Это, к примеру, касается действий с вилкой, детским ножом. Такое поведение родителей позволит малышу вырасти личностью не просто самостоятельной, но и доверяющей этому миру, оптимистичной, уверенной в себе.

Ребенок и домашние обязанности

Равные требования для всех домочадцев независимо от возраста очень важны для воспитания полноценной личности. Такие качества, как самостоятельность, умение принимать решение, независимость, напрямую связаны с самоуважением и умением уважать других людей. Эти, казалось бы, торжественные слова на самом деле являются реальными ситуациями, растворенными в ткани нашей обыденной жизни.

Самоуважение: я умею сам! Это могут быть настолько незначительные с точки зрения взрослых дела, что они воспринимаются мелочами, недостойными внимания. Сам надел ботинок (ничего, что правый на левую ногу), сам вытираю пыль, сам мою чашку

Если все же обращать на это должное внимание, то дальше можно дождаться продолжения: сам сделал маме бутерброд, ведь она устала. Сам сходил за хлебом

Сам помыл полы. А здесь и до уважения других людей рукой подать: «Мама готовит обед, ей тяжело, но она о нас заботится». Или: «У нас дома принято убирать за собой».

Приучая ребенка разделять с другими членами семьи домашние обязанности, родителям нужно набраться терпения. И не только потому, что малыш не хочет этого делать.

Еще и как хочет, если вовремя начать этот процесс. Но неумение дочери мыть посуду может вызвать желание отобрать у нее тарелки и быстро все закончить за нее. Но плохо вымытый сыном пол может стать причиной скандалов и упреков. Это не станет для ребенка стимулом пробовать еще раз.

Препятствием для развития умения самостоятельного бытового обслуживания может стать неправильно понимаемая забота. Ну как еще проявить свою любовь к чаду, как не предлагая ему вкусный завтрак, не наглаживая платья, не убирая его комнату! Желание сделать жизнь близких комфортной и необременительной — это же так естественно! Разумное и осознанное поведение родителей в этом случае просто необходимо. Мама или бабушка должны объяснить всем, и прежде всего себе самим, что забота о близких должна быть, во-первых, уместной, а во-вторых, взаимной. Мама приготовила ужин. Малыш ей помог. И затем они вместе отправились гулять в парк.

Проявлять любовь к ребенку можно и нужно, но способы для этого существуют самые разные. Можно и нужно играть и разговаривать с детьми, выслушивать их проблемы и давать советы. Проводить время за различными полезными занятиями. Водить на кружки и в спортивные секции. Для всего этого понадобится время и ребенку, и его маме. А, значит, домашние хлопоты должны быть распределены между всеми по мере возможностей и сил каждого.

И сделать это нужно как можно раньше:

  • Для начала малыш может «помогать» взрослым, пусть даже это затруднит их жизнь.
  • Обязанности для малыша нужно сделать естественными, как умывание или одевание по утрам. Не должно возникать мысли, что можно действовать иначе.
  • Задачи для ребенка должны быть посильные и неопасные.

Что же делать, если дети предпочитают проводить время за играми и не воспринимают домашние хлопоты как обязательные для себя?
Здесь кроме «пряника» (радости преодоления, гордости «я могу», похвалы от мамы, увлекательного процесса) вступает в дело элемент требовательности и наказания.

Но это требует от родителей осторожности, разумности и последовательности:

  • Нельзя давать ребенку непосильные поручения и наказывать за их невыполнение.
  • Не стоит укорять ребенка за то, что у него пока не получается, при условии, что он старался.
  • Требования должны быть обязательными, а угрозы – выполняться.

Если мама пообещала спрятать или выбросить неубранные игрушки – это должно быть сделано.

Приучение ребенка к порядку

Безусловно, ситуация, с которой сталкивается каждый родитель, воспитывая своего сына или дочь самостоятельной личностью, требует усилий, сложна и постоянно изменяется с ростом и взрослением ребенка. То, что сегодня для малыша было радостной игрой, завтра может показаться скучной обязанностью. Например: младенец одиннадцати месяцев может увлеченно складывать различные предметы в коробочку, а пятилетнего малыша заставить сложить свои игрушки в ящик удается не всегда. Освоив «складывание», маленький человек начинает относиться к этому как к рутинному процессу. Он стремится открывать новые горизонты и не хочет отвлекаться на неинтересные дела. Регулярность, повторяемость действий для ребенка очень тяжелое испытание.

Необходимые для поддержания порядка действия должны стать привычкой, не требующей раздумий и сомнений. Здесь может помочь несколько правил:

  1. Приучение к порядку должно начаться как можно раньше. Не нужно откладывать это «на потом», дескать, подрастет – научим, а пока он еще мал. Если требуемая упорядоченность действий естественна для ребенка, то не потребуется ломка стереотипов и привычек.
  2. Родители должны быть последовательны в своих требованиях. Вариант: сегодня укладываемся спать вовремя, а завтра смотрим по телевизору интересный фильм поздно вечером,- недопустим.
  3. В процессе выработки необходимых привычек малыша нужно хвалить и поощрять. Если что-то не выходит, что моральная поддержка взрослых должна выглядеть как: «У тебя все получится, ты молодец, стараешься».
  4. Необходимо объяснять маленькому члену семьи, зачем вводятся те или иные правила. Осознание своей полезности очень помогает ребенку прилагать нужные усилия.
  5. Другие члены семьи должны подчиняться тем же правилам, которые предлагаются ребенку. Если малыш должен убирать свои вещи в шкаф, а мама бросает свою блузку на видном месте, то приучение к порядку затянется надолго.

Приручил — отвечай

Вопрос животных в доме — сложный и ответственный. Они, конечно, прибавят вам бытовых забот. Но в многочисленных житейских ситуациях именно животные становятся вашими лучшими помощниками.

Когда тебе с раннего возраста необходимо о ком то заботиться, то ты и сам невольно становишься более взрослым и самостоятельным

Неважно, будет это хомячок или рыбки в аквариуме, собака или канарейка. При уходе за любым животным возникает масса различных ситуаций, когда ребенок может быть поставлен в условия различной инициативы

Детям дошкольного возраста очень нравится рвать травку для хомячков, кормить рыбок, гулять с собакой (конечно в присутствии взрослых), менять воду канарейке. Даже трудно перечислить все умения, которые при это возникают и совершенствуются. И, конечно, игры с животными всегда очень полезны.

Специалисты отмечают, что те малыши, кто с раннего возраста заботится о своих питомцах, удивительным образом демонстрируют такие умения, которым, вроде, их не учили. Они умеют самостоятельно одеваться, убирать у себя в комнате игрушки, складывать свои вещи в шкаф. Так у дошкольников в результате жизни-игры с домашними питомцами значительно растет уровень самостоятельности.

Советы родителям по развитию самостоятельности

Каждый любящий родитель стремится вырастить ребенка самостоятельным. Однако многие взрослые допускают грубые ошибки в воспитании, которые могут вызвать совершенно противоположный эффект. Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • дать ребенку возможность самостоятельно выполнить действие, и тут же переделать его — подобное поведение взрослого полностью лишает детей желания пробовать делать что-то самостоятельно в будущем, ведь у родителей или бабушки в любом случае получится лучше;
  • выполнять за ребенка посильную ему работу — достаточно часто так действительно проще, быстрее и результативнее, но подобный поступок со стороны взрослого очень губителен для развития самостоятельности;
  • несвоевременность — руководствуясь благими намерениями, некоторые родители стремятся привить ребенку несвойственные возрасту навыки, что также не принесет положительного результата;
  • навязывать помощь — подобное поведение взрослого практически лишает ребенка возможности самостоятельного поиска решения проблемы;
  • ругать за последствия проявления ребенком самостоятельности — не стоит наказывать малыша за разбитую тарелку, вымазанную куртку или порванные штаны, если подобные неприятности случились с ним в попытке самостоятельно решить какую-то задачу;
  • в последний момент помогать с домашними заданиями — не стоит выполнять за ребенка творческую работу или убирать в доме, если он затянул до последнего и не успевает к назначенному времени, ведь таким образом вы лишаете детей возможности осознать последствия проявленной ними неорганизованности.

Негативно на формирование самостоятельной личности влияет и вторжение в личное пространство. Не стоит без стука врываться в детскую комнату, обыскивать карманы или же проводить ревизию личных вещей. Такое поведение со стороны родителей лишь решит ребенка ощущения безопасности и доверия к взрослым.

Чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным, достаточно интересоваться его желаниями, с малых лет привлекать к домашним обязанностям, позволить ошибаться и не ругать за это, демонстрировать положительный пример, советоваться и предоставлять достаточно свободного времени. Эти рекомендации следует выполнять каждому родителю, ведь они также способствуют формированию дружеских и доверительных отношений в семье.

Развитие и воспитание у детей младшего и раннего возраста самостоятельности самообслуживания

Если вы заметили, что ваш малыш стремится к самостоятельности, то перед вами встает вопрос: а что же может делать мой ребенок сам, а для чего он еще мал? Воспитание детей младшего возраста к самостоятельности самообслуживания является важнейшим шагом в подготовке малыша к садику и школе.

Сфера деятельности таких деток совершенно различна и многообразна, воспитание самостоятельности у детей раннего возраста можно начинать с таких сфер, как:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • пользоваться ложкой и вилкой;
  • помогать взрослым, выполняя простые поручения: например, помогать накрывать на стол, убирать грязную посуду;
  • наводить порядок в комнате, убирать за собой одежду и игрушки.

Естественно, что навыки самообслуживания не возникают сами по себе, поначалу ребенку потребуется помощь взрослых. Проводя развитие самостоятельности у детей раннего возраста, именно они должны создать определенные условия для проявления самостоятельности. Какие, спросите вы? Например, можно обустроить малышу вешалки для одежды и полотенец на удобном для его роста уровне, выделить определенное место для хранения его туалетных принадлежностей, игрушек.

Встречаются и такие случаи, когда ребенок не проявляет стремления к самостоятельной деятельности. Что же делать родителям в таком случае?

В данной ситуации взрослым придется проявлять большую строгость в воспитательном процессе. Естественно, что в таком возрасте всякое обучение должно происходить в игровой форме, но нужно еще и правильно подобрать время для этого. Утром, когда все спешат, лучше воздержаться от процесса обучения, а вот после обеда уже можно ненавязчиво, в игре, начинать учить ребенка завязывать шнурки, застегивать пуговички, мыть посуду и пр. Но тут тоже стоит следить, чтобы у малыша не закреплялись плохие привычки, например медлительность. Если вы видите, что ребенок долго одевается, то не нужно хвататься и одевать его, можно просто подойти к нему и мягко поторопить его, но только словесно. Ребенок вскоре сам придет к пониманию, что если он медленно одевается, то у него остается меньше времени на игру во дворе. Если же мама начинает кричать и ругаться, а тем более угрожает и запугивает, то малыш, боясь сделать что-то неправильно или медленно, тем самым еще больше затягивает процесс сборов. И естественно, что такой метод не пойдет на пользу отношениям «мама-ребенок». В данном случае лучше выбрать метод сотрудничества, он будет более действенным.

Как приучить ребенка к самостоятельности, если он её проявляет: как привить навыки

Еще одно немаловажное правило того, как привить ребенку самостоятельность: взрослые не должны высмеивать малыша, если он проявил признаки несамостоятельности в присутствии постороннего человека, при незнакомых ему обстоятельствах. Таким образом у ребенка формируется негативное восприятие себя, он начинает думать, что его никто не любит, а это никоим образом не поможет развитию у него самостоятельности

Наоборот, лучше поддержать малыша, поддержать каждую его попытку, помочь ему словесно и физически, и тогда в следующий раз то, что у него не получилось сегодня, получится гораздо лучше, а со временем ребенок уже сможет совершать это действие сам.

Также родителям, если ребенок проявляет самостоятельность, стоит постепенно увеличивать нагрузку, с которой малыш сможет справиться. Например, если еще полгода назад он выносил мусор вместе с мамой или папой, то сегодня он уже может делать это самостоятельно, а родители могут проводить его до середины дороги или же мама постоит у открытой двери, пока малыш несет мусор к мусоропроводу, а уже послезавтра мама будет ждать его за дверью квартиры

Перед тем как приучить ребенка к самостоятельности, важно четко определить сферы и границы данного аспекта воспитания

Как развить самостоятельность у подростка

Родители детей-подростков должны учиться отпускать их, постепенно избавляться от привычки руководить их жизнью. За рубежом была сформулирована программа из трех шагов для родителей подростков, которая помогает детям стать более ответственными и самостоятельными.

Перед тем как развить самостоятельность у подростка, нужно сделать первый шаг – нужно составить список того, что больше всего волнует конкретных родителей в поведении их ребенка. Мама должна написать, что задевает именно ее, а не членов семьи в целом или окружающих подростка людей.

Второй шаг – после подготовки списка выделить то, что будет иметь последствия для ребенка, а не для мамы или папы. Например, если он всегда хорошо учился, а потом вдруг стал троечником. Для ребенка это, конечно, плохо, а для некоторых родителей так вообще катастрофа. Но это касается только ребенка, только он должен нести за это ответственность. А вот если маму вызывают в школу, где учитель рассказывает ей о плохой учебной дисциплине ее ребенка, то это уже касается и родителей.

Третий шаг – когда мама уже составила список тех поступков подростка, которые непосредственно влияют на ее жизнь, надо начинать работать с ними. Для начала следует отказаться от собственной ответственности за эти поступки, затем – понять, что ребенок уже в состоянии сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Ну и, наконец, нужно дать почувствовать дочери или сыну это доверие.

Конечно, существуют детки с разными типами темперамента и разной быстротой развития, некоторым из них может потребоваться больше времени для развития самостоятельности. Но нельзя их упрекать, а тем более сравнивать с детьми друзей и знакомых, которые «в твоем возрасте уже сами могут заправить постель…» Они обязательно научатся, а родители в это время должны проявлять терпение и придерживаться выработанной тактики.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому. Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны: брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач, в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек, научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Что такое самостоятельность у ребенка?

Когда взрослые люди заводят разговор о самостоятельности ребенка, то в воображении большинства всплывают мыслеобразы с одевающимся без посторонней помощи карапузом, тихо играющим в детской комнате младшим школьником или готовящим обед подростком. Однако детская самостоятельность — достаточно обширное понятие, выходящее за пределы умения развлечь себя и навыков самообслуживания. Рассматриваемое понятие также предполагает наличие следующих качеств:

  • ответственность;
  • инициативность;
  • умение ставить себе конкретные цели;
  • адекватная самооценка;
  • уверенность в собственных силах;
  • умение принимать решения.

Стоит отметить, что не все взрослые располагают всем перечисленным набором качеств. К тому же многие родители убеждены, что ребенок становится самостоятельным лишь к старшей школе или совершеннолетию. Однако самостоятельность человека формируется, начиная с раннего детства, а именно первые ее проявления можно увидеть в возрасте 1,5-2 года, когда малыш активно знакомится с окружающим его миром. Не стоит стараться привить малышу, несвойственные его возрасту качества. Подобное поведение по отношению к ребенку является несвоевременным и вызывает лишь обратную реакцию.

Наличие составляющих самостоятельность качеств символизирует постепенное взросление ребенка, ведь чем больше навыков ему удалось освоить, тем он более подготовлен к взрослой жизни. Способность ухаживать за собой, адекватно оценивать обстановку и принимать рациональные решения помогут не только в учебе, но также в построении теплых отношений с друзьями и близкими. Незаменимы эти навыки и в продвижении по карьерной лестнице.

Самостоятельность ребенка в 3 года

В 3 годика кроха уже прошел в основном процесс сепарации от папы и мамы. Он уже многое умеет сам – уверенно двигаться, говорить, кушать, играть. И период с 3 до 5 лет важен для него тем, что сейчас как раз должна сформироваться его независимость. Чадо должно научиться принимать решения и действовать, с оглядкой на себя, свое мнение, свои возможности. Кризисы 3-х лет тоже «добавят жару» родителям

И здесь важно набраться терпения, ведь крики «Я сам!» вы будете слышать очень часто

Сейчас родители просто обязаны поощрять самостоятельность, и не ругать за «самодеятельность», даже если последствия иногда не особо радуют. И даже если сын, например, решил украсить узорами шкаф, и разрисовал его фломастерами (реальный случай в одной семье), ругать его за это не нужно. Стоит объяснить, почему так не надо больше делать. Дать альтернативные поверхности для творчества. Но и похвалить тоже надо не забыть, за самостоятельную работу.

Если же ругать, порицать, запрещать, то в дальнейшем это будет останавливать ребенка от принятия самостоятельных решений. И убьет в нем, фактически, всю инициативность. Развитие самостоятельности  в ролевых играх — еще одни хороший способ.

С какого возраста следует развивать самостоятельность

Далеко не все родители спешат приучать своего ребенка к самостоятельности. У каждой мамы сразу же оказывается множество причин этого не делать:

  • Страх потерять свой авторитет в глазах ребенка.
  • Желание контролировать его и доминировать над ним.
  • Недоверие к возможностям маленького человека.
  • Самоутверждение за счет сверхопеки и чрезмерной заботы.
  • Своеобразные представления о дисциплине и послушании.
  • Нежелание прилагать усилия и создавать себе лишние проблемы.

Таких внутренних побуждений можно найти достаточное количество. И если в семье возникает проблема пассивности, чрезмерной пугливости ребенка, его неумения принимать решения, родителям необходимо искать причину, по которой они сами не пытались поддержать в своем малыше природное стремление к познанию мира и самостоятельным действиям. Безусловно, характер у детей разные. Но это делает процесс воспитания пытливости и независимости индивидуальным, подходящим для конкретного маленького человека. Но никак не оправдывает бездействия и потакания «капризам» не только малыша, но и его родителей.

Довольно часто, описывая лень, пассивность и несамостоятельность своего чада, мама говорит: «он у меня такой, ничего не сделаешь». Но так ли это? Вряд ли найдется ребенок, который не научился самостоятельно ходить, есть ложкой, надевать рубашку или обувь. Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить тот момент, когда человечек начинает проявлять инициативу. Он учится совершать определенные действия, переворачивается на животик, ползет, хватает различные предметы. И делает это усердно и увлеченно. Все это проявления стремления к познанию окружающего мира и своих возможностей. И это заложено в каждом, независимо от характера. Проявляются эти врожденные качества уже на первом году жизни человека.

Если этот момент будет использован родителями для первых уроков самостоятельности, то дальнейшие проблемы могут и не возникнуть. Или они будут намного более простыми и «решаемыми».

Но довольно часто можно наблюдать такую картину: малыш тянется к игрушке, а заботливая мама или бабушка вкладывают желанный предмет ему в ручку. Это — своеобразный «антиурок»: можно все получить, не напрягаясь! В тот момент, когда ребенок пытается встать на ножки и сделать первые шаги, беспокойные родители создают различные способы подстраховки, чтобы дитя не упало и не ушиблось. И снова закладывается негативное ощущение: самостоятельные действия опасны!

Если не упустить этот естественный момент развития, поощрить малыша и создать условия для увлеченного, радостного освоения новых навыков и умений, помогая ему, но, не опекая, то процесс формирования самостоятельности будет успешно начат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: