Поведение на границе нормы
Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.
Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.
Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах
И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).
Возраст детей | Наиболее вероятные проявления негативных эмоций | Физиологические причины | Психологические причины | Стратегии поведения взрослых: Э — эффективная Н — неэффективная |
---|---|---|---|---|
3-11 месяцев | Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела | Прорезывание зубов, болевые ощущения | Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления | Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование |
1 год | Укусы, удары или плач во время игры | Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе | Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения | Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса — твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование |
2 года | Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. | Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы | Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания | Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания |
3 года | То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите | Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системы | Кризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоций | Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты |
4 года | Любые из приведенных ранее | При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины — только психологические | Кризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенность | Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ |
Старше 4 лет | Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу — для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа — также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании |
Причины агрессии
Но нередко эмоциональные перепады становятся слишком радикальными, перерастая в агрессию
Если не обращать внимание на бунтарство ребенка, оставить его наедине со своими проблемами, то последствия могут быть плачевными
Причинами агрессивного поведения бывают следующие факторы:
- Биологические;
- Личностные;
- Семейные;
- Внешние.
Каждые из них проявляются по-разному, требуют соответствующей корректировки нежелательного поведения.
Биологические
Агрессия без видимой причины может быть признаком гормонального дисбаланса организма. В этом случае требуется тщательное медицинское обследование подростка. К биологическим факторам также можно отнести наследственность, злоупотребление антидепрессантами, алкоголем, прием наркотических средств. Агрессивные побуждения могут возникать при переутомлении, нарушении рациона, неправильном, несбалансированном питании.
Личностные
Дети часто ведут себя агрессивно в знак протеста на какие-то ограничения – в семье, школе. Деструктивное поведение может вызываться желанием самоутверждения среди сверстников при помощи конфликтов со взрослыми, учителями. Значительное влияние на возникновение агрессивности у подростка оказывают конфликты в семье.
Ребенок, склонный к ожиданиям худшего, имеющий выраженные страхи, в равной степени может быть подвержен самоедству и агрессии. Агрессивность также бывает защитной реакцией, когда подросток не уверен в себе, собственной безопасности.
Деструктивным поведением дети часто прикрывают чувство вины за какое-то действие. Иногда такие проявления не являются осознанными. Это усложняет борьбу с ними. Агрессивность, ненависть могут быть следствием одиночества. Их также могут провоцировать определенные ситуации.
Проблемы в семье
Нарушения в эмоциональной сфере часто вызывают агрессивность несовершеннолетних. Равнодушие родителей к детским проблемам, не оказание поддержки в нужной ситуации приводит к образованию у ребенка эмоционального вакуума. Со временем это перерастает в невозможность самостоятельного контролирования своих поступков. Родители часто игнорируют потребности подростка, откупаясь от него свободой действий или подарками.
Внешние причины
На ребенка могут негативно влиять внешние факторы, которые способны вызвать агрессивное поведение. Это средства массовой информации, интернет, плохая компания, агрессивные компьютерные и реальные игры, а также многое другое.
В чем выражается детская агрессия?
Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:
- он чувствителен, часто обижается;
- обвиняет в своих ошибках других;
- отказывается выполнять правила;
- идет на открытый конфликт с детьми;
- ищет повод для ссор и мелких стычек;
- реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).
При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.
Виды агрессии
Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:
- физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
- прямая – направленная против конкретного субъекта;
- инструментальная – средство достижения определенной цели;
- вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
- враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
- косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.
Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.
Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.
Агрессия и возраст
Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.
Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:
- в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: почему маленький ребенок кусается в 2 года?);
- в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: почему ребенок дерется с родителями и что делать?);
- у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: советы психолога о преодолении кризиса 4 лет у детей );
- подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
- 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис у детей 7 лет
Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью
Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.
Выявление агрессивности у ребенка на ранней стадии
Начиная с младенческого возраста родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточено что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда.
Ошибка, причем весьма распространенная в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка. Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства
Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда
Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства. Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда
Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности у ребенка
Важно определить какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, боятся. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы
Анализируя поведение ребенка, специалист даже на самой ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонение в психике.
Что делать родителям
Совсем избежать агрессивности подростков в переходный период невозможно. Она обусловлена психологическими, физическими изменениями, которые происходят в организме ребенка. «Игра» гормонов при половом созревании выражается и в виде деструктивного поведения. Но родители могут постараться свести проявление агрессии к минимуму.
Часто в таких ситуациях обычные методы борьбы с негативными эмоциями не действуют. Агрессивность ребенка в основном находит выход в семье. Но нередко она направлена на других людей, одноклассников, друзей, учителей. Чаще всего подростки «отзеркаливают» социальную, общественную обстановку, в которой они растут
Поэтому родителям важно делать следующее:
Держать себя в руках, реагировать на негативное поведение подростка менее эмоционально, терпимо и спокойно. Лучшим вариантом будет показывать своим примером, что каждый конфликт можно решить без агрессии.
Учить подростка распознавать, справляться со своими эмоциями
Взрослый человек всегда может предложить альтернативные способы устранения отрицательных эмоций.
Акцентировать внимание ребенка не на его личности, а на определенных поведенческих проявлениях.
Выработать оптимальный стиль воспитания – принимающий. Учитывайте мнение, желания ребенка при принятии окончательных решений
Запреты, накладываемые взрослыми должны быть понятны подростку.
Чаще проявлять понимание к состоянию ребенка. Поддерживать уверенность подростка в том, что он всегда будет понят, его чувства, эмоции примут, помогут в сложной ситуации.
Направлять энергию ребенка в другое русло. В этом могут помочь занятия спортом, творческая деятельность, хобби. Такие действия преобразуют агрессивность в нормальные формы социального поведения. Личные достижения, победы избавят подростка от недовольства собой, внутреннего дискомфорта – первопричин агрессии.
Также необходимо постоянно повышать самооценку ребенка, научить его позитивно мыслить, внимательно относиться к себе.
Ребенок повел себя агрессивно: что делать?
Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение школьника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после урока, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.
Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации
Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…»), выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое. Если же перед нами подросток, а агрессия была более выраженной, есть смысл обсудить ситуацию (но не переходя «на личности»), наметить варианты более адекватного выхода из нее
Это лучше делать в виде совета, аргументы должны быть логичны и доступны пониманию школьника, предлагая конструктивные модели поведения, педагог стремится подчеркивать их выгоды.
Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».
Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму: «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно!) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.
По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.
Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.
Портрет агрессивного ребенка
Для начала стоит прояснить, что агрессия и агрессивность далеко не одно и то же. Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Негативные эмоции и несогласие могут и должны находить иной выход и не должны выливаться в причинение вреда окружающим людям.
На самом деле детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:
- не может контролировать себя;
- конфликтует со взрослыми, ругается или спорит;
- завидует и мстит;
- намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает;
- отказывается следовать правилам;
- винит в своих ошибках других;
- злится и отказывается делать что-либо;
- избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.
При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода
В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит
Рекомендации родителям агрессивного ребёнка
- Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!
- Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).
- Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.
- Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства.
- Снижайте уровень критики.
- Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).
- Старайтесь общаться из позиции «на равных».
- Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).
- Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.
Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.
Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.
Источник
Правила безопасности, которым можете научить вы
Вы можете научить ребенка отстаивать свои границы. Не факт, что эти меры принесут пользу в детском саду: по-настоящему агрессивные дети не слышат никого вокруг и воздействовать на них словами, скорее всего, не получится. Но техника безопасности может помочь ребенку во время конфликтов вообще в жизни, не только в детском саду.
«Учите детей правильным действиям во время конфликта, — объясняет Екатерина. — Ребенку нужно научиться выражать негативные эмоции словами, а не криком, киданием игрушек или толчками. Ребенок должен говорить, что ему не нравится, чтобы он мог сказать обидчику, например: „Мне не нравится, когда ты отнимаешь мои игрушки“. Уже этого может хватить, чтобы конфликт не разгорелся. Может, в садике это эффект и не принесет (ведь часто агрессивные дети попросту не слышат окружающих). Но навык проговаривания эмоций, умения сказать „нет“ важен в жизни. Еще учите ребенка выставлять ручку вперед и говорить слово „стоп“: „Стоп! Не подходи, не кричи, остановись!“ Агрессор, увидев такой отпор, может испугаться и отказаться от планов».
Родителям нужно своим примером показывать, как отстаивать границы. Если мама хлопает дверью и бьет посуду, то и ребенок будет так реагировать на конфликты. Если мама проговаривает то, что ей не нравится, решает проблемы в диалоге, то и ребенок будет так делать.
АГРЕССИЯ У ПОДРОСТКОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ
Самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.
Как же все-таки родителям вести себя с подростками, проявляющими агрессию? Вот несколько советов:
— Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций подростка; выражение понимания чувств ребенка; переключение внимания, предложение какого-либо задания.
— Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. После того, как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.
— Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний.
— Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти; крик, негодование; использование физической силы.
— Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся
Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность
— Сохранение положительной репутации ребенка. Подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка.Для сохранения положительной репутации целесообразно публично минимизировать вину подростка, но в беседе с глазу на глаз.
— Демонстрация модели неагрессивного поведения
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей
Упражнения для выражения агрессии:
Упражнение 1: КрикотерапияЗавести «стаканчик гнева». В него можно громко кричать, а потом «выливать» содержимое.
Упражнение 2: Гневный человекПопросить детей принять гневную позу. Затем, постепенно снимая напряжение в мышцах, отпустить гнев и принять позу спокойствия.
Упражнение 3: Рисование гневаПофантазировать, на что похож гнев и нарисовать его. Во время рисования выплеснуть на бумагу все отрицательные эмоции. Затем рисунок можно порвать, помять, выбросить.
Упражнение 4: Письмо гневаНаписать письмо тому, на кого ты злишься, описывая свои чувства с преувеличением. Затем это письмо порвать.
Упражнение 5: Рецепт злого ребёнкаРебёнок должен сам придумать рецепт, как из хорошего ребёнка можно сделать злого 10 способами.
Упражнения на сдерживание агрессии:
Упражнение 1: Скажи себе «стоп»Мысленно делаем значок «стоп» и кладём его в кармашек. Как только почувствуем, что не справляемся со своим гневом, дотрагиваемся до кармашка, и сразу успокаиваемся.
Упражнение 2: Досчитай до 10Когда ребёнок злится, ему предлагают научиться считать до 10, а потом проявлять свою злость. Можно сжать 10 раз кулаки или подняться на носках.
Упражнение 3: Возьми себя в рукиНужно научить ребёнка буквально брать себя в руки (обнимать, сжимать): чем больше злишься, тем сильнее сжимаешь.
Упражнение 4: Почувствуй землюКогда злишься, постарайся встать всей стопой на пол и представь себя скалой или деревом.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.Главное условие — искренность взрослого и соответствие его невербальных реакций словам.
Источник
Итог
Агрессию невозможно полностью исключить из жизни человека, однако ее можно научиться понимать и контролировать. Хорошо, когда агрессия является реакцией, а не качеством характера. Итогом воспитания, когда родители занимаются устранением агрессивности у своих детей, является самостоятельность и сильная личность.
Прогноз при отсутствии попыток родителей помочь ребенку в контролировании своей ярости может быть неутешительным. Во-первых, ребенок по достижению подросткового возраста может найти плохих друзей. У всех они появляются. Только дети, которые могут контролировать свою агрессию, вскоре сами уходят из «плохих компаний».
Во-вторых, ребенок будет находиться в замешательстве. Он не умеет понимать свои переживания, оценивать ситуацию, контролировать свои действия. Результатом подобного поведения может стать тюрьма или гибель. Либо ребенок, когда вырастет, станет преступником, либо окажется в ситуации, где его искалечат или убьют другие агрессивные люди.
Стирается граница дозволенного у человека, который не учится управлять своими эмоциями. Это часто прослеживается у преступников. Как результат отсутствия воспитания по устранению агрессии становится закрепление эмоции и формирование ее в качество характера. Как известно, злых людей никто не любит. Только такие же агрессивные люди могут окружать того, кто зол на мир. Такого ли будущего желают родители своему ребенку?
Другие записи журнала
- Агнозия
- Визуализация желаний
- Завышенная самооценка
- Зависть
- Игромания болезнь
- Гипноз