Алексия
Алексия — приобретенное расстройство чтения, которое в большинстве случаев может рассматриваться как следствие афазии.
Дислексия |
— частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. С учётом несформированных высших психических функций и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых людей). |
Фонематическая дислексия |
вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии. Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки. Вторая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза. Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова |
Аграмматическая дислексия |
проявляется в аграмматизмах при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. Аграмматизмы при чтении обусловлены несформированностью морфологических обобщений, трудностью дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, нечеткостью представлений о синтаксической структуре предложения. |
Семантическая дислексия |
Эта форма дислексии проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста. Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза. |
Оптическая дислексия |
Этот вид дислексии проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение. |
Мнестическая дислексия |
Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку |
. Аграфия
Аграфия — приобретенное нарушение способности писать правильно по форме и смыслу при сохранности необходимых для этого двигательных функций.
Артикуляторно-акустическая дисграфия |
заменам, отсутствию звуков в устной речи. Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня. |
Аграмматическая дисграфия |
Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. |
Оптическая дисграфия |
Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: • Искажённое воспроизведение букв на письме • Замены и смешения графически сходных букв Одно из проявлений оптической дисграфии — зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга. Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания. Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях. |
Какие ошибки совершает ребенок с оптической дисграфией?
Дети с оптическими нарушениями письма наиболее часто испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме. Они искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. Школьники не могут корректно написать буквы, поэтому непреднамеренно добавляют им лишние петельки или детали, либо же теряют необходимые составляющие символов.
- Подмена букв, состоящих из одинаковых элементов в различном количестве (крючочков, кружочков и тд.). Наиболее часто на письме это буквы ш-и, р-у, м-л, т-п. например: шея – иея, тряпка – пяпка, монета – лонета.
- Замена похожих по написанию букв, которые имеют разное расположение отдельных элементов символа. В письменном виде это такие буквы, как б-у, в-д, ш-т. например: будка – удка, уборка – буорка, школьник – ткольник, вилка – дилка.
- Утеря и не дописывание составляющие части букв. Наиболее часто теряются крючочки в прописных символах у и д, галочки в буквах б, а и др. например: Антон — Λнтон.
- Написание букв в их зеркальном отображении. Символы пишутся правильно, но в другую сторону. Очень часто такого типа ошибки совершают левши. Например: Екатерина – Зкатерина.
Крайне важно помнить о том, что школьник делает такие ошибки не преднамеренно, и причина здесь кроется не в его лени, нежелании или безответственности. Чаще всего малыш крайне серьезно подходит к обучению, однако, ни его старания, ни дополнительное время, уделенное письму, не приносят должного результата
Оптическая дисграфия – что это?
Наиболее часто сложности с письменной речью возникают в начале школьного обучения
В случае обнаружения у ребенка особых устойчивых нарушений письма, очень важно определить тип отклонения. Только при правильном выявлении вида дисграфии возможна дальнейшая эффективная работа по ее коррекции
С учетом особенностей патологии и характерных ошибок, которые совершает школьник при переносе звуков на бумагу, выделяют пять видов дисграфии. Сегодня речь пойдет об одном из наиболее распространенных из них.
Оптическая дисграфия представляет собой особую категорию отклонений в письменной речи, которая связана с недостаточным развитием оптических и пространственных представлений ребенка, а также с неокончательно сформированной системой зрительного анализа и синтеза. Другими словами, ребенок на данном этапе просто еще не готов переносить слова на бумагу, превращая звуки в буквы, и не может правильно формировать и записывать в виде символов то, что он слышит.
Симптомы
Самостоятельно распознать дисграфию не так просто, потому что её можно спутать с началом освоения норм языка или незнанием грамматики. Например, если ребёнок неправильно пишет слово, он может просто не знать все правила или буквы. При патологическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся.
Родителей должно насторожить, если ребёнок:
- меняет буквы на похожие;
- пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
- пропускает и переставляет буквы в словах;
- неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
- отзеркаливает буквы;
- пишет неразборчиво.
Рассмотрим виды дисграфии и разберёмся, как именно они проявляются.
Какие ошибки совершает ребенок с оптической дисграфией?
Дети с оптическими нарушениями письма наиболее часто испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме. Они искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. Школьники не могут корректно написать буквы, поэтому непреднамеренно добавляют им лишние петельки или детали, либо же теряют необходимые составляющие символов.
Специалисты утверждают, что чаще всего дисграфики оптического типа допускают такие специфические ошибки:
- подмена букв, состоящих из одинаковых элементов в различном количестве (крючочков, кружочков и тд.). Наиболее часто на письме это буквы ш-и, р-у, м-л, т-п.например: шея – иея, тряпка – пяпка, монета – лонета;
- замена похожих по написанию букв, которые имеют разное расположение отдельных элементов символа. В письменном виде это такие буквы, как б-у, в-д, ш-т.например: будка – удка, уборка – буорка, школьник – ткольник, вилка – дилка;
- утеря и не дописывание составляющие части букв. Наиболее часто теряются крючочки в прописных символах у и д, галочки в буквах б, а и др.;например: Антон — Λнтон.
- написание букв в их зеркальном отображении. Символы пишутся правильно, но в другую сторону. Очень часто такого типа ошибки совершают левши.Например: Екатерина – Зкатерина.
Крайне важно помнить о том, что школьник делает такие ошибки не преднамеренно, и причина здесь кроется не в его лени, нежелании или безответственности. Чаще всего малыш крайне серьезно подходит к обучению, однако, ни его старания, ни дополнительное время, уделенное письму, не приносят должного результата
Коррекция по методу Рональда Дейвиса
Учитывая, что данное расстройство сопутствует и часто является следствием дислексии, картина становится менее радужной. Впоследствии, когда чтение и письмо из предмета изучения перейдут в категорию инструмента обучения, у детей возникают проблемы, ведь пока их сверстники усваивают предмет, они будут «бороться с собой».
Дислексия и дисграфия – не следствие недостаточного словарного запаса или отсутствия элементарных навыков. Дети с этими нарушениями думают иначе, чем большинство людей, которые мыслят и образами и словами. А они опираются в основном на образное мышление, поэтому слова, для которых не могут найти образа в воображении, просто не читаются ими.
Рональд Дейвис разработал уникальную программу для учеников: она рассматривает дислексию не как болезнь, а как особое мышление и предоставляет людям, обладающим им, способы, позволяющие справиться со спутанностью сознания, читать, писать, жить, не беспокоясь о трудностях с письменной речью и координацией, добиваясь успеха во многих областях.
Прохождение курса, который длится пять дней, позволит избавиться от проблем, связанных с оптической дисграфией
Важно, чтобы родители не оставляли всю работу на методистов: по окончании курса, дома нужно делать упражнения для закрепления и улучшения результата. Благодаря этому ваш ребёнок преодолеет все свои сложности
Коррекция оптической дисграфии
Успех устранения нарушений при данном типе дисграфии напрямую зависит от профилактики отклонений и своевременного начала занятий. При этом достичь максимальной эффективности поможет грамотная комбинация занятий с профессиональным логопедом-дефектологом и домашних методик, направленных на развитие речевых и письменных функций ребенка.
Коррекционная работа должна быть индивидуальной, последовательной и систематической. Упражнения по исправлению оптической дисграфии направлены на:
- формирование зрительного восприятия ребенком форм, величин, цветов предметов;
- развитие зрительной памяти;
- работу над слуховым и зрительным анализом и синтезом;
- овладение навыками графической символизации;
- дифференциацию символов (букв), которые имеют схожее графическое выражение.
- развитие мелкой моторики.
Разработать индивидуальный план коррекции оптической дисграфии для ребенка, с учетом особенностей возникновения патологии, возраста и других характеристик психики малыша, может только грамотный логопед-дефектолог.
Приемы профилактической работы по предотвращению и устранению оптической дисграфии
Устранение рисков развития оптической дисграфии у учащихся начальной школы опирается на стимулирование интеллектуальной активности детей и использование интересных им форм обучения письму. На уроках русского языка должны создаваться условия для продуктивной работы ребенка, его включения в деятельность. Письмо должно вызывать интерес у учащихся и стимулировать развитие потребности в правильном написании букв, слов и предложений. Естественно, если у ребенка имеется развитая форма оптической дисграфии, вызванной нарушениями зрительно-пространственного восприятия, то одной мотивации к деятельности не обойтись. Здесь, требуется логопедическая помощь и работа дефектолога по формированию письменных навыков учащегося. Однако, все занятия, в любом случае, проводятся через игровую и иные формы интересной, для детей данного возраста, деятельности.
Профилактика оптической дисграфии реализуется с использованием в учебном процессе начальной школы следующих приемов работы:
Прием рисования букв. В ходе использования данного приема реализуется воздействие на мыслительную сферу ребенка, активизируется его воображение и формируются навыки формирования образов букв в сознании учащихся. Прием опирается на подбор детьми образа к конкретной букве. Он должен отвечать акустическим, артикуляторным, двигательным и зрительным параметрам. К примеру, педагог дает букву Д. Ее образом является дождь. Это обусловлено тем, что при написании буквы осуществляются движения пальцами рук в направлении вниз, как будто падают капли дождя;
Прием пальчиковой азбуки. Он состоит в формировании образа букв, посредством их рисования пальцами в воздухе. При этом, ребенку не дается визуальный образ буквы. Она озвучивается словесно. Проводятся задания на рисование букв одни учащимся и их отгадывание остальными. Таким образом, происходит формирование устойчивого оптического образа буквы в сознании учащихся. Дети формируют правильные буквенные образы при их рисовании в воздухе, что устраняет риск развития их искаженного написания, пропуска элементов;
Прием лепки букв. Он ориентирован на создание образов букв из пластилина и иных материалов
Лепка позволяет сконцентрировать внимание ребенка на особенностях конкретного буквенного образа и обеспечивает его последующее правильное написание. Работа руками обеспечивает связь с зрительным восприятием и повышает его уровень развития;
Прием узнавания букв
Он связан с предложением учащихся букв, написанных разными шрифтами. Им требуется распознать, что это за буквы по конкретным признакам их написания.
Этапы реализации профилактической работы
Профилактика оптической дисграфии имеет поэтапную реализацию. Она осуществляется в следующей последовательности коррекционных действий:
- Диагностика уровня речевого развития учащихся первого класса, их моторной сферы, зрительного восприятия и пространственной ориентации. В ходе диагностики выявляется понимание ребенком времени, навыки ориентации в пространстве, а также конструктивные навыки деятельности. Используются специальные упражнения, позволяющие выявить навыки письменной речи учащихся, уровень их речевого развития в целом и функционирование зрительного восприятия.
-
Профилактико-коррекционная деятельность. Она носит обучающую направленность и способствует развитию пространственной ориентации, визуального восприятия, зрительных представлений, визуальной памяти и временной ориентации. На данном этапе работа реализуется по следующим направлениям:
- Развитие навыков визуального восприятия, узнавания;
- Расширение объема зрительной памяти и повышение продуктивности ее работы;
- Развитие пространственных представлений учащихся и навыков ориентации в пространстве с использованием зрительных органов;
- Развитие навыков дифференциации визуальных образов букв.
Для развития данных функций применяются игровые приемы. Они актуальны в обучении детей младшего школьного возраста, поскольку, позволяют сохранить их связь с предыдущим этапом развития, а игра остается важным видом их деятельности.
-
Оценочный этап профилактической деятельности. Он связан с анализом продуктивности проделанной работы, посредством выполнения детьми различных письменных заданий. Педагог проверяет правильность их выполнения, верность написания, соблюдения грамматических языковых конструкций.
Таким образом, осуществляется оценка внимательности ребенка- оценивается зрительное и слуховое внимание, уровень развития пространственно-временных представлений, наличие оптических ошибок письма и риски развития оптической дисграфии у отдельных учащихся, а также, уровень ее развития и возможные варианты коррекции у детей с ее проявлениями. Рисунок 1
Профилактика оптической дисграфии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 1. Профилактика оптической дисграфии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коррекция оптической дисграфии у детей
В лечении оптической дисграфии центральное место занимает работа с логопедом. Для повышения эффективности терапии, устранения первопричин проблемы, сопутствующих осложнений к лечению подключают психолога, невролога. В работе обязательно участвуют воспитатели, педагоги, родители.
Коррекция проводится по следующим направлениям:
• Развитие гностических и мнестических функций. Работа направлена на увеличение объема зрительной памяти, уточнение форменного и цветного восприятия. С ребенком работает логопед, который учит узнавать предметы по контуру, выделять похожие изображения, дифференцировать сходные буквы, соотносить их образ с предметами.
• Развитие пространственной ориентации собственного тела, предметов в окружающей среде и на листе. Для этого делается акцент на разграничивании понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади», «над-под», различной локации предметов.
• Развитие графомоторных способностей. Центральное место занимает мелкая моторика, которую активизируют при помощи пальчиковой гимнастики, ручного массажа пальцев, ладоней, кистей или с использованием специальных шариков, резинок и пружинок, лепки, штриховки, конструирования, собирания мозаики. По мере развития моторики, взросления ребенка проводят графические диктанты.
• Развитие способности распознавать, дифференцировать символические знаки, в том числе буквы и цифры, сходные по оптическим и кинетическим признакам. С этой целью используются упражнения по конструированию букв, складывание пазлов, распознавание их на ощупь. После прохождения всех этапов терапии необходимо закрепить полученные знания – связь звука с его графическим символом при помощи специальных упражнений, письма с проговариванием вслух, позже «про себя».
Примеры упражнений для исправления оптической дисграфии
Практика показывает, что наилучший результат приносят игровые формы работы. Для начала можно предложить ребенку выполнить такие простые задания:
- Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. Это могут быть буквы, очертания животных или бытовых предметов, знакомых школьнику.
На картинке следует найти все буквы и записать их отдельно.На следующем рисунке необходимо найти и закрасить цветным карандашом те буквы, которые есть в словах «дым» и «кот».
Упражнения позволяют малышу развивать зрительную память и сосредотачиваться на правильном восприятии и дифференциации форм предметов.
-
Задание на развитие восприятия величины предметов. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и составить слово с учетом того, что первая буква – самая большая, вторая – меньше, а последняя – самая маленькая. Например, в первом ребусе школьник должен найти слово «кот», во втором – «пир» и т.д.
То же задание следует выполнить с обратным условием: буквы в слове увеличиваются, а не уменьшаются. То есть, разгадав первый ребус, малыш определит слово «рот», второй – «пол» и т.д.
- Графические диктанты. Одно из наиболее полезных упражнений для развития корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации. Диктант подбирается в зависимости от возраста малыша и его подготовленности.
- Упражнение для развития мелкой моторики и подготовки руки к написанию основных символов и знаков. Ребенку необходимо поставить карандаш в начале фигуры и, не отрывая ручку от бумаги, обвести по штриховке полностью каждый элемент.
- Упражнение для распознавания букв в их зеркальном отображении. Школьнику предлагается найти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.
- Задание для распознавания букв со схожим графическим выражением. Ребенку предлагается разгадать шифр. Если буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова:
— мальч2к;
— л2л2я;
— л2сток;
— 3таны;
— ло3адь;
— 323ка.
Все упражнения проводятся в игровой форме, благодаря чему не вызывают у ребенка дискомфорта или отрицательных эмоций. Задания направлены на решение ключевой задачи, ведь при их выполнении школьник постоянно думает об особенностях написания букв, а также самостоятельно находит в них различия и сходство. В конечном итоге именно это обеспечивает усвоение письменных навыков.
Симптомы оптической дисграфии
Предпосылки для последующего нарушения письма можно заметить еще в дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерна плохая зрительная память, неразвитость мелкой моторики, неточность представлений о цвете и форме предметов. Дети могут путать вилку и ложку, фломастер и карандаш, правую и левую руку.
В процессе овладения письмом в начальной школе у детей выявляются весьма специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических символов. Для оптической дисграфии типичны зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:
- замены оптически похожих букв, различающихся надстрочно и подстрочно расположенными элементами (друг – вруг, опушка-опишка);
- замены букв, состоящих из похожих, но различных по количеству элементов (молоко – момоко);
- пропуски элементов при соединении букв в слово или дописывание лишних элементов;
- написание букв в зеркальном отображении (с, э, е);
- неправильное расположение элементов букв (т – пп, х–сс);
- разная величина букв (микрография и макрография), смешение строчных и заглавных букв;
- несоблюдение линии строки, наклона букв, интервала между словами (слишком большое или маленькое расстояние).
У ребенка с оптической дислексией страдает навык чтения. Отмечается неправильное опознавание букв, чтение справа налево, пропуски слов, чтение только одной половины слова или фразы.
Виды
Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные.
«Чистые» виды дисграфии
Акустическая
Связана с нарушением фонемного распознавания.
Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:
- гласные (голУби-голОби),
- мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа),
- звонкие и глухие (диктанТ-диктанД),
- шипящие и свистящие (маШина-маСина),
- аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер).
При этом отдельные звуки малыш произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.
<<Форма демодоступа>>
Оптическая
Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.
Обычно ребёнок:
- добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
- путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
- пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.
В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.
Аграмматическая
Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Ребёнку будет трудно:
- употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
- подбирать синонимы и антонимы;
- описывать предметы;
- называть несколько действий одного предмета подряд;
- образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
- подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
- составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
- создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
- согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
- подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге»;
- строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист».
Артикуляторно-акустическая
Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.
Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом».
Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза
Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.
Ребёнку сложно:
- определить звук в слоге;
- назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
- придумать слова на заданный звук;
- собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
- различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
- удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
- верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако».
Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица».
Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.