Как развить сенсомоторику
От степени сенсомоторики практически полностью зависит готовность ребенка к обучению в школе. К концу дошкольного периода у нормально развивающихся детей должна быть полноценно основана система перцептивных действий и сенсорных эталонов.
Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению разнообразных трудностей во время начального обучения
Чтобы этого не произошло важно начать упражнения и занятия как можно раньше, лучшего сразу после рождения младенца
Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста
Не все имеют представление о крупной моторике у детей что это, и есть движения крупных мышц тела. Ее формирование начинается гораздо раньше мелкой. Чтобы развить крупную моторику существует множество различных упражнений и игр.
Обратите внимание! Самым простым видом для развития крупной моторики является выполнение всевозможных упражнений во время зарядки. Разнообразные повороты, наклоны, приседание, прыжки и многое другое помогают ребенку научиться контролировать свое тело
Научиться внимательности и координации движений можно с помощью игр со скакалкой, а также в процессе бросания и попадания в цель мячами. Укрепить мышечный аппарат можно благодаря танцам, езде на велосипеде, самокате, роликах и коньках.
Крупная моторика
Развитие мелкой моторики
Под мелкой моторикой рук у детей дошкольного возраста подразумевается движение мелких мышц кистей рук
Мелкая моторика способствует развитию речи, взаимодействует с воображением, мышлением, наблюдательностью, вниманием, координацией, а также двигательной и зрительной памятью
Начинать развивать мелкую моторику рекомендуется с восьми месячного возраста. Объясняется это тем, что в этот период пальцы рук малыша уже поддаются активной тренировке. Можно приступить к формированию моторной функции и раньше, но все же возраст 8 месяцев, по мнению специалистов, самый оптимальный.
Обратите внимание! Выбор средств для развития детской мелкой моторики разнообразен. При этом, чем большее количество способов будет использоваться, тем больших результатов можно достичь
Превосходное развивающее, тонизирующее и оздоравливающее действие оказывают игры с крупой, пуговицами, камешками и бусинками. К таким играм относятся упражнения с использованием щипцов, рисование из крупы и упражнения с использованием пинцета. Также нужно систематически давать ребенку обычную раскраску, в которой он сможет проявить свою фантазию. При этом ребенок должен играть и выполнять соответствующие задания только под пристальным контролем взрослого.
Способствуют развитию мелкой моторики также пальчиковые игры, которые представляют собой своеобразную инсценировку историй. Начинать занятия с ребенком можно с раннего возраста, до наступления одного года со временем систематически усложняя программу. Во время таких игр полностью задействованы не только руки, но и пальцы.
Прекрасно развивает мелкую моторику лепка из пластилина, глины или соленого теста. Кроме этого специалисты, имеющие огромный опыт работы с детьми утверждают, что такие занятия превосходно развивают детское воображение.
Важно! Увлекательными и занимательными считаются упражнения с применением дополнительных предметов
Мелкая моторика
Формирование сенсомоторных навыков у детей раннего возраста
Организация: МАДОУ №112
Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.
Значение сенсомоторного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Для формирования сенсомоторных навыков в уголках группового пространства присутствуют игровые предметы для формирования, развития и совершенствования:
- зрительного восприятия;
- тактильно — двигательного восприятия;
- слухового восприятия;
- восприятия пространственно-временных отношений;
- восприятия особых внешних и внутренних свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- мелкую и общую моторику.
Сенсомоторное насыщение развивающей предметно – пространственной среды в группах раннего возраста направлено на:
- стимуляцию сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
- развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
- создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
- активизацию когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:
- в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;
- участия в художественных видах деятельности;
- в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально – спортивных развлечениях, досугах детей;
- в познавательно-игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.
Интегрированные занятия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, включают несколько модулей – развитие речи, конструирование, рисование, лепку, элементы аппликации, игры с сыпучим материалом и водой, что является значимым мотивирующим фактором их активной и творческой продуктивной деятельности, способствует развитию наблюдательности, двигательных (моторных) центров, концентрированного внимания и речи – этих важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия малышей до трех лет.
Таким образом, основная задача формирования сенсомоторных навыков у детей раннего возраста – обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов, а также обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов. Формирование у малышей второго-третьего года жизни перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов, обеспечивает как амплификацию сенсорного развития в раннем возрасте, так и оптимальную подготовленность трехлетних детей к требованиям дошкольной ступени.
Список литературы
- Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста. Сенсорное развитие детей 2-3 года / Авт.сост. Е.А. Кудрявцева. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Янушко Я.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года. – М.: Мозайко – синтез, 2009.
Опубликовано: 13.04.2018
Упражнения и игры для ребенка с рождения до 1 года
Первый год жизни ребенка − один из самых насыщенных
Умения появляются буквально на глазах, поэтому важно не упустить возможность развивать сенсомоторные навыки при помощи упражнений в первом полугодии жизни и дополнить их первыми играми с момента освоения навыка удержания туловища в положении сидя
Рекомендуемые упражнения для детей до 6 месяцев
- Посмотри на игрушку
- Когда начинать: с первой недели жизни.
- Необходимые предметы: яркие погремушки.
- Частота: 2 раза в день.
- Время: 1-2 минуты.
Взрослый располагает игрушку на расстоянии 70 см от глаз ребенка
Когда малыш сконцентрирует свое внимание на предмете, необходимо медленно передвигать погремушку влево и вправо на 5-7 см. После усвоения навыка перемещения взгляда за предметом нужно усложнить упражнение, передвигая предложенный объект в разные стороны, ближе и дальше от крохи
- Слушай и хватай
- Когда начинать: 2 месяца.
- Необходимые предметы: погремушка-гирлянда для кроватки.
- Частота: 2 раза в день.
- Время: 5-8 минут.
В кроватке прикрепляется гирлянда на расстоянии вытянутой руки крохи
Привлеките внимание карапуза к игрушке легким шумом. Заинтересовавшись предложенной игрушкой, малыш будет стараться дотянуться и потрогать предложенный предмет, закреплять связь между звуком игрушки и ее внешним видом
Для усиления воздействия периодически (минимум раз в неделю) необходимо производить замену гирлянды.
- Изучаем мамино лицо
- Когда начинать: 2 месяца.
- Частота: 2-5 раз в день.
- Время: 1-2 минуты.
Возьмите малыша на руки под мышки перед собой
Постарайтесь привлечь его внимание к себе песенкой или звуками. Постарайтесь задержать его внимание на своем лице
- Знакомимся с игрушками
- Когда начинать: 3 месяца.
- Необходимые предметы: игрушки разной формы, цвета, фактуры.
- Частота: 2 раза в день.
- Время: до потери интереса.
В руку малыша помещаются разнообразные предметы, отличающиеся цветом, формой, звучанием, поверхностью. После изучения крохой предметов в положении лежа на спине положите его на животик и разместите игрушки перед ним. Опираясь на локти, кроха будет стремиться до них дотянуться, попробовать на ощупь, вкус.
- Массаж
- Когда начинать: с рождения.
- Частота: 1-2 раза в день.
- Время: 5-7 мин.
Основным способом развития психомоторики в первый год жизни является расслабляющий массаж, позволяющий ребенку ощутить свое тело, изучить возможности. Нужно обязательно проводить эту процедуру теплыми руками, смазанными детским кремом
Отдельное внимание следует уделять ладоням и стопам малыша: на них располагаются точки стимуляции развития отдельных органов и головного мозга
- Послушай
Когда начинать: 1 месяц.
Для активации сенсомоторных навыков обязательным условием является применение с первых дней жизни речи, обращенной непосредственно к ребенку в самых разнообразных формах. Песни, байки, прибаутки, простые звуки. Ближе к 6 месяцам можно употреблять различные картинки, озвучивая изображенных на них животных и предметы. Во время игр называйте предметы, избегайте уменьшительно-ласкательных слов, подмены на простые формы.
Варианты сенсомоторных игр от 6 месяцев до года
- Пальчиковые забавы
«Сорока-ворона», «коза-рогатая» и другие пальчиковые игры, требующие разминки ладошки и сопровождаемые рифмованными историями.
- Рисование пальчиками
Двигая пальчики, смоченные в краске, по листу бумаги помогите крохе изучить разные цвета, ощутить разные структуры материалов.
- Лепка
Базовую лепку из теста хорошо начинать как можно раньше, можно дополнительно раскрашивать или украшать полученные колбаски, кружочки. Пластилин целесообразно вводить не ранее 11 месяцев: он имеет более плотную структуру и тяжело поддается преобразованию.
- Сенсорные кубики, коврики, мягкие бизиборды
Наполненные разными крупами, с нашитыми предметами разной величины, издающие звуки и в дополнение массажирующие тело крохи, предметы идеально подходят для детей от 6 месяцев для развития сенсомоторных навыков.
- Конструирование
К 7-8 месяцам предлагаются кубики для построения простых башенок. Хорошо, если вместе с классическими твердыми экземплярами в игру будут включены их мягкие аналоги и сенсорные мешочки. К 11-12 месяцам можно предложить конструктор с крупными деталями.
- Знакомство с классической музыкой
Музыка позволяет малышам переживать новые ощущения, получать новый опыт изучения мира, стимулирует работу нейронов головного мозга. Общее положительное влияние на сенсомоторику оказывает прослушивание классической музыки и попытка выразить внутренние эмоции через движение (танец).
Рекомендации родителям
Заярная С. С., ГБДОУ детский сад № 35
Сенсомоторное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира.
В его основе – работа органов чувств и движения. Sensus (лат.) – чувство, ощущение, а motor (лат.) – двигатель. Другими словами, это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Целью такой деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для их полноценного и разностороннего развития.
Задачи, которые решает сенсомоторика, важны и актуальны: развитие мелкой моторики и координации движения кистей рук, формирование представления о цвете, форме, величине предметов, их положения в пространстве.
По мнению психологов, это основа умственного развития.
На втором-третьем году жизни у малышей формируются представления об отношении между предметами по величине, они учатся выделять цвет и форму. В этот период развития нужно им предлагать такие игры, которые помогают накопить разнообразный сенсорный опыт, позволяющий на следующих этапах обучения систематизировать полученные знания, приобрести новые и использовать их в различных ситуациях в повседневной жизни.
Домашние условия для сенсомоторного развития ребёнка – это источник полезной информации, тактильного опыта, новых ощущений.
Дома можно и нужно играть с ребёнком, используя для игры обыкновенные предметы, которые без труда найдутся в каждой комнате.
Сколько всего интересного в ванной: мыльница с мылом, таз, бутылочки и баночки, прищепки, массажные рукавицы…и вода! Можно поиграть с ребёнком в «Тонет – не тонет», «Перелей водичку!», «Подуй на мыльный пузырь», «Собери прищепки», «Спрячь игрушку в мыльную пену» и др.
На кухне тоже множество интересных предметов: миски и мисочки, пластмассовые стаканы, ложки и ложечки, кастрюли, разные виды круп, макаронных изделий, салфетки, орехи, крышки от бутылок, губки для мытья посуды и пр. Можно поиграть в «Тяжелый – легкий», «Подбери крышку для кастрюли», «Закрути крышку (для бутылки)», «Пересыпь крупу в миску ложкой», «Найди клад», «Перебери фасоль» и др. Родители легко могут увлечь ребёнка. Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами, с природным материалом развивают мелкую моторику, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребёнка.
Рисование – это тоже увлекательное и полезное занятие, которое нравится и детям, и родителям. Совместное творчество даёт массу положительных эмоций и ярких ощущений. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям получить удовольствие от занятия и развивает желание творить. Результат очень эффективный и почти не зависит от способностей ребёнка. Нетрадиционные способы рисования просты и напоминают игру. Любой ребёнок с интересом будет рисовать пальчиками, собственной ладошкой, делать отпечаток губкой, бумагой, ватной палочкой, разнообразными штампами и пр.
Развивать сенсомоторную сферу ребенка важно в любом возрасте, но желательно начинать с раннего возраста. Это станет прекрасной основой для подготовки ребёнка к дальнейшей жизни, в том числе и к школьному обучению
Чем больше инициативы и творчества проявляют родители в общении с ребёнком, тем больший вклад они делают в его эмоционально-интеллектуальную копилку опыта.
Физиологические основы сенсомоторики
Сенсомоторика (от лат. sensus — чувство, ощущение и motor — двигатель) — взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо.
Это понятие и термин ввели советский нейро- и психофизиолог Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) и советский физиолог Петр Кузьмич Анохин (1898-1974) в уточнение термина «рефлекторная дуга» как ее замыкание сенсорными коррекциями и обратной афферентацией.
Рефлекторное кольцо — это совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в центральной нервной системе. Оно включает в себя: рефлекторную дугу (совокупность чувствительных и двигательных структур нервной системы, необходимых для осуществления рефлекса), которая состоит из рецептора, афферентного, центрального, эфферентного звеньев, а также из эффектора; обратную афферентацию (принцип работы функциональных систем организма, заключающийся в константной оценке полезного приспособительного результата путем сопоставления его параметров с параметрами акцептора результатов действия) от эффекторного органа в центральную нервную систему.
В рефлекторном кольце имеется моторный центр, из коего поступают эффекторные команды в мышцу (имеется в виду и рабочая точка движущегося органа). От рабочей точки идут сигналы обратной связи — чувствительные, или афферентные сигналы — в сенсорный центр. В центральной нервной системе поступившая информация перерабатывается — перешифруется на моторные сигналы коррекции, кои снова поступают в мышцу. Процесс управления замыкается в кольцо.
Координация движений — управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов, затем — за счет коротких фазических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции.
В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит соотнесение этого решения с признаками ситуации.
Для начала отработки движения характерна повышенная чувствительность движения к нюансам афферентации, при постепенном наполнении моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания образов ситуации и движения, в которых остаются лишь самые существенные ориентиры. Восприятие движения на стадии автоматизации становится более обобщенным и свернутым. На стадии тренировки, которая следует за стадией автоматизации, происходит увязывание элементов движения между собой и строится система их актуальной координации. Этот процесс формирования двигательного навыка завершается его стандартизацией, когда выполняемое действие принимает постоянную форму, и стабилизацией, при которой движение приобретает устойчивость по отношению к внешним и внутренним препятствиям.
Моторное поле — понятие, выражающее взаимоотношение между внешним (физическим) пространством и всей совокупностью топологических и метрических свойств моторики (Н.А. Бернштейн).
Развиваем сенсомоторику с ребенком от 2 до 3 лет
При достаточном внимании со стороны взрослых до 2 лет малыши этого возраста уже имеют хороший опыт сенсомоторных навыков и легко откликаются на предложение изучить новые варианты. Проявляется желание созидать, создавать выдуманные образы. Координация и моторика позволяют вводить в жизнь крохи новые варианты стимуляции сенсомоторных функций. Благодаря освоению первичных навыков речи, базируясь на полученном опыте, появляется повышенная любознательность. Именно этот навык станет главным двигателем в изучении новых знаний.
Игры для детей от 2 до 3 лет:
- Подвижные игры с предметами
Игры с мячом, со скакалкой, канатом и другими предметами позволяют совершенствовать полученный навык зрительно-двигательной координации.
- Творческие занятия
К 2 годам постепенно ребенок начинает отходить от предметной деятельности к сюжетно-ролевой, процесс развития сенсомоторики переходит на новый уровень. Использование новых техник, цветовых решений, образного мышления позволяют раскрывать творческий потенциал, базируясь на полученном сенсомоторном опыте.
Для равномерного развития разных навыков хорошо использовать поочередно разные виды творческих занятий: рисование, лепка, аппликация, оригами, музыка.
- Мозаики, шнуровки, макраме
Актуальным вопросом для ребенка 2-3 лет является усиление внимания на развитие мелкой моторики. Увеличение времени, проведенного за действиями, требующими работы пальчиками, благоприятно сказываются не только на этом навыке, но и стимулируют получение разнообразного сенсорного опыта.
- Дидактические игры
В 2 года можно начинать применять простейшие дидактические игры. Большинство магазинных пособий предназначено для детей от 3 лет, но применять их можно и раньше, вводя правила постепенно, обучая принципам игрового поведения.
- Музыка, театр, пение, танец
Для стимуляции развития речи, слуха, координации разных сенсорных ощущений хорошо применять музыку (классическую, детскую) и пение, сопровождаемые танцем
Целесообразно уделить внимание отображению эмоций перед зеркалом, наблюдениям как выглядит пение со стороны
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков у ребенка от 1 до 2 лет
К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.
- Конструирование
Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).
- Лепка, рисование, аппликации
С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.
- Шнуровки и нанизывание предметов
Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.
- Сортеры и сенсорные панели
В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.
- Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)
Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.
- Танец и пение
Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.