Компоненты успеха
Изучение множества способов и даже всей методологии улучшения памяти не всегда приносит требуемый эффект, поскольку важно учитывать факторы, отрицательно влияющие на интеллект. Условия развития идеальной памяти следующие:
Условия развития идеальной памяти следующие:
Обеспечение мозга достаточным количеством кислорода.
Отказ от курения и алкоголя, особенно, когда нужно что-то выучить.
Полноценный сон.
Правильное питание – помощь мыслительным процессам оказывают сыр, яйца, миндаль, орехи. Богатая белком и легко усвояемая пища – необходимое условие для плодотворных умственных усилий
При этом важно соблюдать равновесие между голодом и слишком переполненным желудком.
Как видим, методы развития памяти разнообразны, но все они подразумевают активное задействование мышления, причем результат можно получить при условии многократного повторения тренировочных упражнений и соблюдения правил здорового образа жизни.
Виды памяти в зависимости от того, что мы запоминаем
Люди сталкиваются с самой разной информацией, которая оказывается в мозге разными путями. Специалисты выделяют формы запоминания исходя из того, какие процессы психики были задействованы.
Образная память
Наибольший объем имеет отдел памяти, который должен хранить образы, полученные с помощью органов чувств.
Зрение обеспечивает визуальную информацию, в т.ч. и в виде напечатанного текста. Речь людей, звуки природы, музыка проходят через слуховой канал. Тактильные ощущения человек получает посредством осязания, запахи — обоняния и т. д.
Картины происходящего вокруг поступают в мозг человека непосредственно после рождения, чему способствует образная память. Некоторые люди обладают особенным видом запоминания, благодаря которому могут детально воспроизвести то, что увидели, услышали или почувствовали.
Моторная или двигательная память
Эта способность была свойственна людям еще на заре эволюции. Человек часто не осознает, насколько важен для него моторный вид памяти. Благодаря ему он может не только заниматься спортом, танцевать, но и выполнять более простые действия, например делать записи в блокноте, наливать воду и пр.
Эмоциональная память
Часто человек мало придает значения воспроизведению чувств или эмоций. Однако без этого процесса жизнь людей утратила бы смысл. Эмоциональная память всегда связана с ассоциациями, т. е. воспоминание происходит при полном или частичном повторении того или иного события. Иногда, чтобы возникли эмоции, хватает одной детали. Однако в воспоминаниях они будут выражены менее интенсивно, чем в момент их получения.
Сведения, имеющие эмоциональную окраску, всегда запоминаются лучше.
Словесно-логическая память
Словесно-логический вид свойственен только человеку. Даже если животное запоминает какие-то слова, то только как звуковые сочетания, которые связаны с образом зрительного, слухового или обонятельного характера. Человеку же присущ процесс осмысления.
Наилучшим образом запоминание идет в процессе восприятия текста, а не отдельных слов. Логическая память относится к самым молодым видам психических процессов. Она требует осознанности, развить которую можно только целенаправленно.
Способы развития
У детей и подростков важно развить в одинаковой мере механическую и логическую память. Первую — потому что в учебных заведениях им приходится осваивать огромный объем информации
Вторую — потому что важно привить и навыки рационального осмысления поступающих данных
Но тут важно обратить внимание еще и на временные этапы процесса запоминания. Кратковременную память развивают, усиливая способность переводить данные из абстрактного в образное состояние
Для этой цели подойдут различные варианты образной визуализации. У детей в дошкольном возрасте непосредственное механическое запоминание развито очень интенсивно. По мере взросления эта способность неуклонно сокращается. Но все же психологи рекомендуют такие приёмы усиления механической памяти у детей, как:
- отказ от усвоения всего материала в один подход, разделение его на части;
- комбинация простого повторения с попытками воспроизведения;
- применение мнемотехнических методов;
- периодическая смена характера интеллектуального труда;
- поддержание максимального разнообразия усваиваемого материала.
Развитие логической памяти происходит несколько иначе. Для этого требуется при изучении каждой задачи (проблемы) деление ее на составные части. Необходимо понимать, что именно и для какой цели изучается.
Если поступает какая-либо новая информация, надо всегда думать о том, как она влияет на уже сложившуюся картину представлений. Порой из-за этого приходится менять последовательность суждений и даже отказываться от прежних выводов. Но зато вместе с логической памятью будет развиваться гибкость мышления. Когда требуется усвоить нечто отвлеченное, полезно проработать ассоциации с более привычными вещами
Однако каждая ассоциация обязана быть броской и приковывать внимание своей необычностью
Так, если просто попытаться мысленно расположить продукты, которые надо купить, в холодильнике, получится блекло и неэффективно. Но можно расставить их по маршруту похода в магазин, например:
- пакет молока на зеленой лавочке;
- куриные крылышки, торчащие из дупла дерева;
- яблоки, которые кто-то выбрасывает из окна автобуса;
- листья салата, развешенные на бельевой веревке;
- ворону, перетаскивающую цепочку сарделек.
Чем ярче и выразительнее ассоциация (и конкретная ситуация), тем лучше. Для развития логической памяти нужны специальные упражнения, такие как «избыточное слово» (выделение того, что явно не вписывается в череду предметов или явлений по какому-либо признаку). Примеры:
- «костер — мотоцикл — роса» (первые две вещи опасны, а третья нет);
- «туман — сокол — район» (туман не имеет четких границ в пространстве);
- «пика — антенна — глобус — рельс» (глобус — единственный не продолговатый предмет).
Можно поступить и так: бегло прочитать какой угодно текст, а затем на бумаге кратко изложить основные тезисы и нюансы. Потом эту запись сверяют с оригиналом. Иначе поступают, чтобы развить механическую память. Тут подойдут такие упражнения, как:
- быстрый осмотр сложной геометрической фигуры или рисунка, с немедленным их воспроизведением;
- беглое знакомство с объемной таблицей (то же самое по сути, но пишут уже цифры, которые смогли запомнить);
- запоминание картинки, где названия цветов написаны не той краской, которую обозначают;
- воспроизведение узора (орнамента);
- повседневная тренировка — запоминание списка дел, покупок, звонков, встреч, запланированных на совещание или доклад тем, статей расходов и доходов в бюджете личном и бюджете организации «без бумажки».
Память – одна из самых значимых способностей человека, ведь без неё невозможно полноценное существование. Что такое механическая память, как её развивать, и какую роль она играет в жизни людей?
Память
Как устроена память, свойства человеческой памяти и ее развитие
Чтобы понять, как работает память человека, ученые исследовали не только деятельность нейронов, но и воздействие на них различных веществ. Процесс запоминания происходит на молекулярном уровне. Он обусловлен синтезом такого вещества, как белок. Тот делает активными нейронные цепочки, находящиеся в некоторых отделах мозга. Процесс сильно зависит от генов. Когда человек вспоминает нужную ему информацию, начинает работать та же система нйронов, которая участвовала в ходе ее запоминания.
Разные участки мозга отвечают за разные виды запоминания. Например, человек может научиться играть на музыкальных инструментах благодаря функциональности теменной коры, а ездить на велосипеде в ходе активности гиппокампа. Этот же отдел отвечает за воспроизведение информации, полученной за недавнее время.
К мнемоническим свойствам относят точность воспроизведения, объем запоминаемой информации. Кроме того, особенностями данного психического процесса является скорость, с которой человек может запомнить нужные ему сведения, а затем воспроизвести или забыть их.
Как устроена память
Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.
Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить)
При этом очень важно не думать о чем-то еще — иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше
Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.
Долгосрочная память отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.
- Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения — и управляется это процедурной памятью.
- Декларативная память, в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
- Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
- Эпизодическая память — к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая — она касается различных событий и жизненных переживаний.
Наконец, мы добрались до проспективной памяти — она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.
Как работают законы памяти.
Закон осмысления. Этот закон основан на организации, представленной для запоминания информации. И чем глубже осмыслен материал, тем лучше он отпечатывается в памяти. Смысловая организация состоит из нескольких последовательных процессов: анализ информации, синтез, систематизация и обобщение.
Закон интереса. Многим людям знаком тот факт, что если их заставлять учить тот материал, который они не понимают, то ничего толкового от этого не произойдёт. Для того чтобы материал информация хорошо усваивалась, необходимо быть в ней заинтересованным. Также необходимо исключить различного рода установки, которые только помешают информации отложиться на долговременный срок.
Память и внимание
Закон торможения. Запоминание нового материала тормозит запоминание предыдущего. Из этого следует, что нельзя смешивать разного рода информацию, так как это только усугубит ситуацию.
Закон повторения. Повторение материала обеспечит лучшее запоминание. Здесь главное не путать с понятием «зубрёжка». В отличие от неё, текст должен быть осмыслен и логичен, когда «зубрёжка» подразумевает запоминание любой информации, не отталкиваясь только на поверхностном изучении и не имея осмысления. Как говориться в поговорке: «Повторение – мать учения».
Развитие памяти в дошкольном возрасте
Первые проявления памяти у ребенка можно зафиксировать еще в младенчестве в виде условных рефлексов, когда он перестает плакать при появлении в комнате матери.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Со временем ребенок начинает узнавать предметы и людей, с которыми он постоянно взаимодействует, т.е. он запоминает информацию, когда нет большого промежутка времени между восприятиями.
С возрастом перечень узнаваемых предметов пополняется, а промежуток времени между узнаванием и восприятием становится больше. Сначала ребенок помнит, что было несколько недель назад, потом вспоминает предметы и события месячной давности, а в уже в четырехлетнем возрасте может помнить, что было около года назад.
Изначально память у человека является непроизвольной
Ребенок-дошкольник не ставит перед собой целей запомнить что-то, он обращает внимание на то, что вызывает у него интерес. Развитие памяти у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе игр и воспитания
Причем запоминание происходит осознанно, т.е. ребенок начинает понимать, что он запоминает.
На данном этапе у человека преобладает наглядно-образное мышление, которое при переходе в возраст младшего школьника, сменяется абстрактно-логическим.
Благоприятные условия для прогресса эйдетизма
Мозг способен на нормальную (про феноменальный эйдетизм мы уже сказали – это, скорее, отклонение от нормы) эйдетическую память, только если он здоров и активен. Поддерживать бодрость мозга и его функциональность по запоминанию зрительных образов поможет следующее:
- Отказ от вредных привычек (курения, алкоголя и т.д.).
- Умеренные физические нагрузки каждый день, занятия спортом.
- Прогулки на свежем воздухе.
- Сбалансированное питание.
Для прогрессивного развития эйдетизма важно умение абстрагироваться от окружающей действительности, концентрироваться на визуальном объекте, не отвлекаться на посторонние факторы
Наблюдайте и фиксируйте внимание на деталях! При необходимости запомнить большой объем визуальной информации рекомендуется его повторять: взглянуть, закрыть глаза и понять «слабые» места в запомненном вами образе, снова посмотреть с акцентом на эти участки, снова закрыть глаза и так до полного освоения объема. Зафиксированные эйдетической памятью образы могут храниться как в долговременной, так и в кратковременной памяти
Память – одна из самых неизведанных областей функционирования мозга
Научного объяснения феномену эйдетизма пока широким массам не представлено. Есть догадки и предположения, ведутся дорогостоящие исследования. Есть даже мнение, что тема эйдетической памяти надумана, и это не более чем индивидуальные особенности конкретных людей. Один из последних исследовательских проектов утверждает, что эйдетизм проявляется вследствие синтеза клетками головного мозга особого белка RGS-14, под воздействием этого фермента и развивается долговременная визуальная память.
Механическая память в психологии
Способность запомнить и рассказать информацию, смысла которой человек не понимает, называется механической памятью. Студенты прозвали такой метод «зубрёжкой», поскольку впечатывание материала в голову происходит путём многократного повторения, тогда как смысл заученного уходит на второй план. Этот вид памяти основан на ассоциации по смежности, то есть запоминается последовательность информации, порядок элементов относительно друг друга. Если вдруг один из них выпадет, то будет очень сложно довести цепочку до конца.
Обладатель развитой механической памяти может иметь средний интеллектуальный уровень. Слова запоминаются точно в такой форме, в какой человек их видит или слышит. Если в заучиваемый текст закралась ошибка, то и при воспроизведении она останется.
Функции
В реальной жизни, причем в каждой профессии, человеку нужны и механическая, и логическая память. Однако пропорции между ними сильно отличаются. Чем более динамично развивается определенная сфера, чем сложнее она устроена, тем меньше можно полагаться на некий раз и навсегда усвоенный материал. И даже основные практические подходы со временем устаревают. Механическое запоминание эффективно, когда требуется зафиксировать:
- имена и даты;
- цифровые показатели;
- табличные данные;
- длинные списки;
- тексты официальных документов;
- поэтические произведения;
- формулы, применяемые в науке и технике, формулировки законов природы.
Если взять в качестве примера спортсмена, то элементарные движения и манипуляции он будет усваивать механически. И это наиболее оправданный путь, ведь они станут повторяться постоянно. А вот общая стратегия, ведущая к победе на соревнованиях, приемы, позволяющие одержать верх над соперниками, — это уже прерогатива логической памяти. Чем больше сложной техники применяется в деятельности человека, тем больше придется делать упор именно на смысловые взаимосвязи. А вот в административной сфере, делопроизводстве основное значение имеет упор на шаблонные, повторяющиеся действия и схемы.
Виды детской памяти
Человеческая память – это интеллектуальная способность со сложной структурой, имеющая множество классификаций. Так специалисты выделяют следующие виды памяти у детей и взрослых:
- по способу восприятия: слуховая, зрительная, моторная, тактильная, вкусовая, обонятельная, эмоциональная и другие. Для продуктивного обучения нужно делать акцент на зрительной и слуховой памяти, так как именно через эти способы запоминания ребенок усваивает большую часть информации в школе.
- по цели деятельности: произвольная, когда человек делает над собой усилие, чтобы запомнить информацию, и непроизвольная, когда знания усваиваются в автономном режиме. Тренировать необходимо именно произвольную память, чтобы малыш мог вовремя сосредоточиться и хорошо запомнить нужные данные.
- по продолжительности хранения информации: долговременная и кратковременная. Обучение предполагает, что получаемые знания ребенок будет помнить продолжительное время, так как они необходимы для образовательного процесса в дальнейшем. Поэтому именно долговременная память нуждается в тренировке.
Отдельно стоит отметить важность развития внимания, так как эта способность напрямую отражается на качестве усвоения материала. Если ребенок может сохранять концентрацию внимания длительное время, то ему намного легче сосредоточиться на занятиях
Поэтому развитие памяти у детей дошкольного и школьного возраста должно проходить одновременно с тренировкой внимательности. Только так удастся сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поговорим о том, как правильно развивать эти способности в зависимости от возраста детей.
Примеры использования механической памяти
Учёные говорят об огромном значении словесно логической памяти – это способность точно воспроизвести смысл прочитанного своими словами. Она настолько значима, поскольку, выбирая главное, не загружает мозг незначительными деталями, позволяет обучаться быстрее и обеспечивает долгосрочное хранение. Однако без механической памяти невозможно обойтись в ряде случаев.
Механическая память помогает изучать языки
- При изучении иностранных языков необходимо знать, как пишется новое слово, и как оно звучит. Успешно справляться с этим помогает механическая память, пока не возникнет взаимосвязь между слуховым и зрительным восприятием.
- С её помощью можно запоминать несложные физические упражнения.
- Она позволяет осваивать научные термины, географические названия.
- Участвует в запоминании стихотворений. Если в стихах оставить только смысл, они потеряют рифму и форму. Запомнить порядок слов позволяет именно механическая память.
- Помогает запоминать цифры (выучить таблицу умножения школьнику) или материал, который индивид не хочет или не может при всём желании понять, например, правило по русскому языку, словарные слова или сложную формулу.
Как развить и улучшить
Улучшить зрительную память помогут занятия спортом – американские ученые доказали связь между такими процессами, как физическая активность и способность к запоминанию. Регулярное выполнение физических упражнений стимулирует выработку глутаминовой кислоты и ГАМК (гамма-аминомасляная кислота). Эти вещества необходимы для поддержания процессов умственной деятельности. Упражнения на зрительную память:
Упражнение 1. Разделение изображения на фрагменты. Часть картинки запомнить проще, чем целое изображение. Нужно разделить исходный визуальный паттерн на отдельные части и запоминать их поочередно. Этот принцип используется при изучении основ китайского языка. Студентам предлагают запомнить «ключи» – знаки, из которых складываются иероглифы. В результате, чтобы овладеть языком, состоящим из десятков тысяч иероглифов, понадобится выучить несколько сотен «ключей».
Упражнение 2. Тренировать внимательность
Умение концентрировать внимание на деталях позволяет воспринимать визуальный образ четче, подробнее и яснее, что способствует запоминанию. Для тренировки можно применять обычные головоломки типа «Найди отличия», когда на двух примерно одинаковых картинках несколько небольших фрагментов различаются
Подобные упражнения можно найти на специализированном сайте, чтобы выполнять их «онлайн», одновременно развивая память и стимулируя деятельность мозга.
Упражнение 3. Использовать принцип синестезии – наделение визуальных объектов дополнительными свойствами (запахи, текстура, вкус, звук). При том происходит четкая идентификация картинки, которая выделяется из массы похожих изображений необычными, нехарактерными для нее качествами. В результате визуальный паттерн запоминается лучше. Нетипичные свойства, присвоенные картинке, впоследствии помогут быстро отыскать ее в глубинах памяти.
Упражнение 4. Рисовать сложные, фигурные орнаменты. Изображения со сложной геометрической структурой запоминаются сложнее, потому что не подлежат логической оценке и осознанию. Оптимальным предметом-прототипом для изображения на бумаге являются текстурные материалы – срез мрамора или древесины, перламутр. Скопировав оригинал, отложите его в сторону и нарисуйте снова по памяти.
Упражнение 5. Применять принцип ассоциаций – запоминать картинку, как последовательность слов. Когда сложно запомнить пейзаж, нужно подробно описать его словами, используя определения, максимально точно отражающие особенности каждого элемента картины. К примеру: «У края дороги стоит дуб. На вид он старше берез, преобладающих в лесу, потому что гораздо толще их и в два раза выше. Некоторые сучья у дуба обломаны, кора местами ободрана. На фоне ухоженных, аккуратных берез, дуб выглядит корявым и грубым». Вербализация помогает концентрироваться на ускользающих от зрительного восприятия моментах.
Упражнение 6. Развить привычку запоминать детали. Поговорив со знакомым на улице и двинувшись дальше, восстановите в памяти его образ, вспомните, во что он был одет, какая у него была прическа, мысленно воспроизведите его мимику и жесты.
Развивать зрительную память при помощи упражнений нужно ежедневно, тогда не замедлят себя ждать такие результаты, как увеличение скорости запоминания и улучшение детального восприятия визуального стимула. Человек начинает четче воспроизводить хранящийся в памяти образ, вспоминая мельчайшие подробности.
Визуальная память отвечает за пространственное и композиционное восприятие. Чтобы улучшить запоминание визуальных образов, можно делать такое упражнение. Разбросать по столу несколько небольших предметов (спички, цветные бусины) так, чтобы они лежали в произвольном порядке и занимали небольшую площадь. Нужно смотреть на композицию в течение нескольких секунд, затем накрыть ее листом бумаги и попытаться вспомнить детальное расположение объектов.
Если сразу не получается вспомнить все подробности, можно уменьшить количество предметов. Выполняя тесты для тренировки зрительной памяти в течение нескольких недель, удастся добиться успешного результата. Затем можно постепенно добавлять предметы композиции. Это упражнение помогает развить фотографическую зрительную память – впоследствии мимолетно взглянув на картинку один раз, вы сможете мысленно воспроизводить ее в деталях.
Зрительная память помогает распознавать предметы окружающего мира, ориентироваться на местности, различать лица людей. Ежедневно выполняя простые упражнения, натренируете свои способности к запоминанию визуальных образов.
Просмотров: 2 726
Механизм запоминания
Разница между двумя видами памяти выражается не только в том, как они устроены с точки зрения психологии. Профессионалы знают, что механическая память основана в большей мере на первой сигнальной системе. Логическое запоминание тоже опирается на этот уровень психики, но все же оно в основном использует возможности второй сигнальной системы
Стоит учесть, что механическое усвоение информации имеет важное преимущество — оно практически неисчерпаемо. Во всяком случае ни один специалист не может уверенно сказать, какова вообще емкость этого вида памяти
Но то, что усвоено механически («зазубрено») может быть столь же легко забыто. Только при систематических новых повторениях информация будет сохранена на более долгий срок. К примеру, имена людей, адреса или номера телефонов, которые перестают быть актуальны, довольно быстро забываются. А вот выстроив четкие логические цепочки, можно свести этот риск к минимуму. Безусловно, исследования обоих видов запоминания еще откроют немало интересного, но уже не опровергнут эти основные факты.
Презентация на тему: » Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение.» — Транскрипт:
2
Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Самая долговечная из человеческих способностей Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я».
3
Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
4
В основе видовой классификации памяти лежат три основных критерия :
7
2. Степень волевой регуляции Характер цели Произвольная и непроизвольная память.
8
3. Длительность хранения в памяти. Кратковременная, долговременная, оперативная.
10
это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Подвиды Зрительная слуховая Осязательная Обанятельная Вкусовая
11
Зрительная и слуховая память наиболее четко проявляется у всех людей Развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности или людей, лишенных слуха или зрения.
12
Словесно-логическая память. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Высший вид памяти
13
Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Генетически первичная (проявляется уже в 1й месяц жизни) Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т.д.).
15
Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Формируется практически одновременно с двигательной Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях – человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.
17
Произвольная и непроизвольная память. различаются в зависимости от степени волевой регуляции, цели и способов запоминания и воспроизведения
18
Информация запоминается сама собой, без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. В развитии предшествует произвольной Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
19
Информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. В сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место. Эффективность запоминания зависит от: 1. Целей запоминания (насколько прочно, надолго хочу запомнить). 2. Приемов заучивания.
20
1. Механическое дословное многократное повторение – работает механическая память (не осмысливается материал) Результаты низкие при больших временных и энергетических затратах
21
материал+систематизация+выделение главных логических компонентов+перессказ своими словами. Работает логическая память (смысловая) Эффективность в 20 р. выше
22
Перевод информации в образы, графики, схемы, картинки. Работает образная память
23
Специальные приемы для облегчения запоминания
24
Кратковременная — до 10 мин Долговременная — часы, дни и более Оперативная (промежуточная) – до 30 мин. Сенсорная (иконическая) – до 500мс
25
Процесс небольшой длительности, для точного воспроизведения только что произошедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. повторение Входная информация Кратковрем енная память Перевод перекодирование Долговременная память
26
Процедурная Декларативная семантическая эпизодическая автобиографическая
27
запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.
28
Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю высокий интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, который легко запомнил ряды чисел. И все же, память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.