Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Функции, которые выполняет речь
Процесс обмена информацией, как и любой другой, выполняет свои задания. Функции речи в психологии — это особенности ее как деятельности. Они используются субъектом сознательно и бессознательно для достижения определенных целей. Основные функции речи:
- Индикативная функция — явно или завуалировано происходит указание на какой-либо предмет.
- Предикативная — служит для высказывания субъективных суждений по определенной теме.
- Семантическая — выражает мысли говорящего, за счет чего обозначает предметы и действия, а также явления.
- Коммуникативная функция речи — служит как для передачи информации другим людям, так и для побуждения их к выгодным для говорящего действиям.
- Эмоционально-выразительная — выражает эмоциональное отношение конкретного человека к другому индивиду либо событию. В некоторых случаях может быть побуждением к действиям.
Психолого–педагогическая классификация
Психолого–педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.
Виды нарушений средств общения
- Фонетико–фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
- Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Виды нарушений в применении средств общения
Заикание — нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией (удлинением) звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
Нарушения письма и чтения в психолого–педагогическая классификация не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе фонетико–фонематического и общее недоразвития речи.
Нормы психофизического развития
До 1 года ведущая деятельность малыша – эмоциональное общение. Поэтому в этот период мама должна много и эмоционально общаться с ребенком. К 2 месяцам появляется комплекс оживления на появление родных: появляются двигательные реакции, улыбка. В 6 месяцев малыш выделяет маму среди других людей.
Кроме эмоционального общения, взрослые занимаются развитием моторной сферы малыша. В этот период у него особенно разит хватательный рефлекс. Задача взрослых – вызвать у малыша интерес к выполнению действий с игрушками.
В период от 1 до 3 лет ведущая деятельность ребенка – предметно-манипулятивная. Малыш овладевает навыками самообслуживания, учится держать карандаш, вырезать простые фигуры из бумаги. Ребенок активнее взаимодействует с окружающими людьми. Особенность его общения в этот период – это связь с предметной деятельностью.
В возрасте 3-х лет ребенок начинает осознавать себя как личность, сравнивает с другими. Малыш стремится все делать самостоятельно, задает больше вопросов об окружающем мире. Он уже умеет считать (минимум до 3-х), знает названия простых геометрических фигур, учится сравнивать и анализировать предметы.
К 4 годам дети овладевают более сложными дифференцированными движениями пальцев рук (застегивают пуговицы, завязывают шнурки и т. д.). Ребенок активнее взаимодействует со сверстниками, в общении уже проявляется социальная направленность. Объем памяти увеличивается, поэтому в этом возрасте с ним нужно разучивать стихотворения.
Пятилетние дети помогают взрослым, начинают играть в сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте уже можно ставить театрализованные представления. К 6-7 годам у ребенка должна быть хорошо развита моторная сфера, а именно – координация движений; он легко ориентируется в пространстве. В данный период дети должны уметь оценивать свои поступки и окружающих. Концентрация внимания увеличивается; они могут запоминать достаточно большой поток информации; становятся усидчивее.
Функции речи
Существует большое количество функции, за которые несет ответственность человеческая речь:
- коммуникативная функция
- мнистичекая функция
- экспрессивная функция
- интеллектуальная функция
- регулятивная функция
Под коммуникативной функцией принимается прием и передача между индивидуумами информационного кода. Коммуникативная функция является сомой главной и основной.
Мнистичекая функция означает, что информация, полученная в результате общения, переносится мозгом в память человека при вербализации.
Экспрессивная функция речевой деятельности дает человеку возможность демонстрировать его отношение к другим предметам, явлениям, событиям, действиями, оценивать эти события со своей субъективной токи зрения, и своё эмоциональное состояние.
Интеллектуальная функция речи дает человеку возможность мыслить. Речь имеет связь не только с мышлением, но и с сознанием человека. Эта функция выражается в том, что человек способен с помощью компактных формулировок описывать сложившуюся ситуацию, и наоборот, может быстро понять, о чем говорит собеседник, когда он емко выражает свою мысль.
Регулятивная функция выражается в том, что человек способен проявлять свое произвольное, волевое поведение.
Речь как инструмент мышления
Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.Язык един для всех людей, пользующихся им, речь — .Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;выступает носителем информации, памяти и сознания;является средством мышления;выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;является средством управления поведением других людей.Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышленияВ речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль.Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Речь как средство мышления и общения выполняет в основном коммуникативную функцию.Освоение речи сводится к научению всем её элементам: четкой артикуляции звуковых сигналов, освоению слов, фраз, простых и развернутых предложений. В этом суть психологической модели порождения и функционирования речи. Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимообщением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов:фонетическогограмматическогосемантическогоЦеленаправленно занимаясь развитием речи, человек повышает ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект. устную, внутреннюю и письменную.Устная речьпредставляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на монологическую и диалогическую.Монологическая речь —Диалогическая,Внутренняя речь —беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления
Внутренняя речь, происходящая из внешней, специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме.внутренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функцию.представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаковОднако важно помнитьпотерял интерес к предлагаемому занятию1.https://vuzlit.ru/923955/dialogicheskaya_monologicheskaya_rechhttps://studwood.ru/612501/psihologiya/vidy_rechi_naznacheniehttp://pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180-413.shtml
Психологические особенности развития детей с нарушениями речи
Нарушения речи средней и высокой степени тяжести обычно осложняются комплексными нарушениями психики и трудностями в общении с окружающими, ведь речь напрямую участвует в развитии всех психических процессов (мышление, память, внимание, воображение, восприятие). Да, все аналитико-синтетические процессы идут в ногу с улучшением речевых навыков
С помощью речи дети не только познают мир и что-то новое, но и учатся иначе воспринимать полученную информацию. При отсутствии экспрессивной речи в возрасте, когда все вокруг говорят, у ребенка наблюдаются такие отклонения психического развития, как:
сложности с выявлением общих и отдельных признаков предметов и явлений; неправильная выработка условных положительных и негативных реакций; слабая целенаправленность действий и их осознанность; такая же слабая мотивация и регуляция; сложности с программированием последовательности действий; нарушение словесной регуляции (внутренней речи) и вербализации в контексте с действиями; повышенная эмоциональная возбудимость и чувствительность к раздражающим факторам (обидчивость, плаксивость, агрессивность); преобладание абстенических (негативных) эмоций; снижается объем памяти и уровень развития мышления; наблюдаются трудности с понятием абстрактных и пространственных понятий; нарушается внимание, его стойкость; замечается ускоренное истощение нервной системы; сложности с переключением с одного вида деятельности на другой; рассеянное внимание мешает выслушивать инструкции и действовать в соответствии с ними; почти всегда формируются определенные негативные личностные черты: замкнутость, стеснительность, неуверенность в своих силах, невротические страхи; происходит сужение речевых контактов с окружающими. Как я уже отметила, страдает и социально-личностное развитие
Ребенок с тяжелыми нарушениями речи пассивен, часто зависим от авторитетных для него окружающих, склонен принимать спонтанные и необдуманные решения. Его уровень самокритичности близок к нижним границам нормы, что выражается в переоценке своих возможностей. Конечно, на фоне всех отклонений развития идет полное нарушение коммуникативной сферы. Такие детки часто становятся одиночками, изгоями или, наоборот, агрессивно настроенными воителями, которые приносят массу неудобств окружающим
Как я уже отметила, страдает и социально-личностное развитие. Ребенок с тяжелыми нарушениями речи пассивен, часто зависим от авторитетных для него окружающих, склонен принимать спонтанные и необдуманные решения. Его уровень самокритичности близок к нижним границам нормы, что выражается в переоценке своих возможностей. Конечно, на фоне всех отклонений развития идет полное нарушение коммуникативной сферы. Такие детки часто становятся одиночками, изгоями или, наоборот, агрессивно настроенными воителями, которые приносят массу неудобств окружающим.
Речь — это…
В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:
Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.
В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:
Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.
То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:
- речевую деятельность как процесс говорения;
- речевые произведения (запомненные или записанные) как результат этого процесса.
Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).
Структура общения
Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.
Существует несколько подходов к структурированию общения. Остановимся на двух, наиболее часто встречающихся в научной литературе. Первый иллюстрирует подход Г.М. Андреевой и выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (рис. 1).
Стороны общения
Коммуникативная
Интерактивная
Перцептивная
Выявление специфики информационного про цесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений)
Взаимодействие парт неров при организа-ции и выполнении совместной деятель-ности
Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характе-ристик с психологическими свойствами и особенностями поведения
Рис. 1. Стороны общения по Г.М. Андреевой
Второй, основан на концепции А.Н. Леонтьева. Общение рассматривается как коммуникативная деятельность (рис. 2).
Структура коммуникативной деятельности
Предмет общения
Другой человек, партнер по общению
Потребность
в общении
Стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке
Коммуникативные мотивы
То, ради чего осуществляется общение
Единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения – инициативные и ответные)
Действия общения
Цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разно-образные действия, совершаемые в процессе общения
Задачи общения
Средства общения
Операции, с помощью которых осуществляются действия общения
Продукт общения
Образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения
Рис. 2. Структура коммуникативной деятельности
по А.Н. Леонтьеву
Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются для удобства научного, экспериментального исследования, Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.
Теории возникновения речи у людей
С момента развития психологии как науки не ослабевает и интерес к исследованию феномена речи. Благодаря этой популярности возник ряд теорий ее возникновения, большинство из них абсурдны и не имеют права на существование, т. к. не решают проблемы генезиса языка и не подтверждают того, какие функции выполняет речь. Вот несколько наиболее популярных в разное время теорий:
- Теория социального договора — была популярна в 18-м веке и гласила о том, что речь возникла для заключения этого самого договора.
- Теория инстинктивного возникновения языка — не может объяснить разницы между человеческой речью и языком животных в той части, что первая осознанна и обозначена.
- Теория «ономатопоэтического» происхождения языка — заключается в том, что в основе речи лежат звукоподражательные слова, которые есть в разных языках (например, детские слова тик-так, мяу-мяу и прочие). Но она не получила развития, так как эти слова призваны изобразить предмет, а функцией речи является его отображение.
- Теория Нуаре — согласно данной теории, речь образовалась в процессе тяжелого труда и основана на сочетании звуков, издаваемых при выполнении определенного вида работ, таким образом в коллективе связь действия и звука, с ним связанного, и вызвала формирование речи.
- Теория Марра — основана на трудах Маркса и Энгельса и представляет собой следующую концепцию. Язык является продуктом общественно-исторического развития в процессе производства и проходит преломление через общественное сознание. Нельзя рассматривать язык только с физиологическо-фонетической точки зрения, при его изучении обязательно следует учесть его смысловую сторону. Поскольку состоит он из фонем — отдельных осознанных частей, а не из инстинктивно издаваемых звуков.
Функции
Выделяют следующие психологические функции речи:
- Понятийная функция. Заключается в формировании понятий, определений. Совокупность звуков соединяется в слово, которое характеризует явление, предмет или процесс. Понятийная речь — одно из главных отличий человека от животных.
- Обобщающая функция. Если понятийная отвечает за название предметов, то обобщающая — за способность слова выражать несколько значений. Например, лук — один набор звуков и символов, но два обозначения — растение и оружие.
- Коммуникативная функция. Заключается в обмене информацией между людьми, позволяет людям общаться, распространять данные, договариваться.
Особенности речи ребенка
Как говорилось ранее, речь ребенка сначала носит автономный характер. Вслед за автономным этапом развития речи у детей начинает проявляться эгоцентрический вид речи. Помимо общения с окружающими, ребенок сопровождает свои действия звуковой речью, это длится до семилетнего возраста, в это время также увеличивается словарный запас ребенка приблизительно до 4500 слов. Постепенно эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю, тогда же и меняются функции речи ребенка. На первых этапах дети усваивают существительные и глаголы, а уже позднее прибавляются прилагательные. Также доказан тот факт, что именно в дошкольном возрасте, в процессе становления у ребенка речи, он осваивает полностью как звучание родного языка, так и цепочку построения грамматически правильного предложения, то есть ребенок учится изначально выстраивать полноценные предложения, это происходит практически подсознательно.
Функции речи в психологии, как и сама наука, до сих пор продолжают активно изучаться. Изучению особенностей детской речи уделяют много внимания, поскольку считается, что именно в этом возрасте начинается формирование мышления и сознания взрослого человека.
Виды речи
С точки зрения психологии, речь является полифункциональным и, в силу этого, полиструктурным когнитивным феноменом. По способу своего возникновения и обслуживания социальных процессов принято выделять внешнюю, эгоцентрическую и внутреннюю речь (Рис. 1).
Внешняя речь – процесс общения между людьми при помощи обмена вербальными высказываниями или различных технических устройств. Внешняя речь имеет социализированный характер и, как правило, направлена на других.
Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Генетически она восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации, промежуточным звеном между внешней и внутренней речью.
Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации.
Рис. 1. Виды речи
Особенность внешней речи заключается в ее целостности: даже первое слово в устах ребенка звучит как целое предложение. Смысловая сторона внешней речи разворачивается от целого к части; ее физическая сторона (звучание), напротив, от части к целому. Грамматика в структуре внешней речи опережает логику. Особенность внутренней речи состоит в ее свернутости, сокращенности, фрагментарности и преобладании смысла над значением.
По форме высказывания и количеству коммуникаторов как внешняя, так и внутренняя речь может быть диалогической и монологической. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией. Исторически диалог – первичен. Монологическая речь требует более тщательной подготовки, она развернута во времени и более структурирована.
По способу фиксации информации выделяют устную и письменную речь. Устная речь – это процесс вербального общения при помощи воспринимаемых на слух языковых средств. Она конкретна и ситуативна, отличатся ограниченным количеством используемых слов и грамматических конструкций. Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов. Она предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности, логична, структурирована и почти не использует внеязыковых средств коммуникации.
Что такое психические процессы и какими они бывают
Определение 1 Психические процессы это одно их основных понятий современной психологии. Под этим термином понимают группу психических явлений, которые имеют свои определенные функции, и все вместе составляют целостную систему под названием психика человека.
Деление психики на условные элементы психологических процессов сформировалось в начале становления психологии как науки, т. е. в 19 — начале 20 века, когда во всех науках имели место аналитические тенденции.
Сегодня, современные ученые считают, что все психические явления тесно связаны, практически не могут существовать отдельно и все вместе представляют единую систему – психику человека.
Психические процессы подразделяют на три основные группы:
- познавательные
- эмоциональные
- волевые
Познавательные психические процессы включают в себя:
воображение
память
ощущения
восприятия
мышление
сознание
речь
внимание
Эмоциональные психические процессы состоят из:
- эмоций
- чувств
- аффектов
Волевые, в свою очередь, делят на:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Виды психических процессов: речь 470 руб.
- Реферат Виды психических процессов: речь 280 руб.
- Контрольная работа Виды психических процессов: речь 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- постановку цели
- принятия решения
- борьбу мотивов
Далее в статье более подробно речь пойдет о таком познавательном психическом процессе как речь.
Функции стилей речи
- Научный — необходим для передачи сложных научных знаний.
- Публицистический — выполняет функцию пропаганды, агитации и воздействия. Применяется в публичных выступлениях, новостях и периодических изданиях.
- Художественный — используется при написании произведений для широкого круга читателей, воздействует на них эмоционально.
- Деловой стиль — используется при написании деловой документации и сжатой передачи информации, полностью лишен эмоциональной окраски.
- Разговорный — применяется как в устной, так и письменной формах, функции речи в этом случае сводятся к неформальному общению.
Понятие и свойства
Психология речи изучается с самого рождения человека. Некоторые путают это понятие с языком, но это два разных термина.
Психологи выделяют несколько трактовок понятия речь:
- способность, умение человека говорить;
- действие, которое человек совершает с помощью звуков;
- технология выражения мыслей через языковые навыки.
Язык — сложная, оригинальная система знаков, с помощью которых можно передавать информацию устно или письменно.
Свойства речи:
- Понятность — обуславливается совокупностью информации, знаний. Чтобы понимать другого человека, нужно разбираться в терминологии, знать особенности темы разговора.
- Содержательность — количество выраженных чувств, мыслей, стремлений в разговоре. Речь может быть содержательной или поверхностной. Для первого варианта актуален разговор между двумя специалистами относительно интересующей их тематики, для второго — обычный разговор двух знакомых на темы, которые не вызывают сильного интереса.
- Выразительность — свойство, связанное с эмоциональной насыщенностью. Речь может быть энергичной, яркой, насыщенной или пустой, бледной, вялой.
Еще одно свойство — воздействие. С помощью убеждений, просьб, команд, других способов можно побудить человека к действиям.
Какие бывают виды речи
Со временем появилось больше разделов науки, которые изучают виды и функции речи. Так, недавно удалось выделить основные виды речи:
- Автономная — феномен речи ребенка. Этот вид примечателен тем, что возникает ситуативно и не имеет особой синтаксической связи с понятиями повторяемых за взрослыми слов и слогов.
- Эгоцентрическая — речь без учета присутствия собеседника, направлена на себя самого, характеризует и контролирует собственные действия. Встречается у детей дошкольного возраста, когда они еще говорят сами с собой, комментируют свои действия или задают вопросы, не получая на них ответа извне. Как правило, исчезает проявление этого вида речи у детей к 7 годам.
- Устная — речь с применением языка, воспринимаемая на слух.
- Письменная — общение происходит с помощью применения графических конструкций, отражающих смысл устной речи.
- Жестовая — применяется для общения людей, лишенных слуха, имеет свои грамматические и лексические закономерности.
- Дактильная — имеет сходство с жестовой речью, при этом обладает мимическим сопровождением.
- Внутренняя — поддерживает мышление и не направлена на коммуникацию.
- Внешняя — служит для общения с другими лицами и передачи информации как в устном, так и в письменном виде.
Теории возникновения речи у людей
С момента развития психологии как науки не ослабевает и интерес к исследованию феномена речи. Благодаря этой популярности возник ряд теорий ее возникновения, большинство из них абсурдны и не имеют права на существование, т. к. не решают проблемы генезиса языка и не подтверждают того, какие функции выполняет речь. Вот несколько наиболее популярных в разное время теорий:
- Теория социального договора — была популярна в 18-м веке и гласила о том, что речь возникла для заключения этого самого договора.
- Теория инстинктивного возникновения языка — не может объяснить разницы между человеческой речью и языком животных в той части, что первая осознанна и обозначена.
- Теория «ономатопоэтического» происхождения языка — заключается в том, что в основе речи лежат звукоподражательные слова, которые есть в разных языках (например, детские слова тик-так, мяу-мяу и прочие). Но она не получила развития, так как эти слова призваны изобразить предмет, а функцией речи является его отображение.
- Теория Нуаре — согласно данной теории, речь образовалась в процессе тяжелого труда и основана на сочетании звуков, издаваемых при выполнении определенного вида работ, таким образом в коллективе связь действия и звука, с ним связанного, и вызвала формирование речи.
- Теория Марра — основана на трудах Маркса и Энгельса и представляет собой следующую концепцию. Язык является продуктом общественно-исторического развития в процессе производства и проходит преломление через общественное сознание. Нельзя рассматривать язык только с физиологическо-фонетической точки зрения, при его изучении обязательно следует учесть его смысловую сторону. Поскольку состоит он из фонем — отдельных осознанных частей, а не из инстинктивно издаваемых звуков.
Функции речи
По типологии М.В. Гамезо и И.А. Домашенко (1999), речь выступает как средство общения и мышления. В общении реализуются две функции речи: коммуникация и экспрессия, которые обеспечивают обмен когнициями и эмоциями, передачу мыслей и чувств при помощи вербальных и невербальных воздействий. В мышлении – функции сигнификации и обобщения. Эти функции обеспечивают обозначение и генерализацию воспринимаемой в процессе речевой деятельности информации.
Расширенную классификацию функции речи предложил В.Н. Панферов. Он выделяет номинативную (назывательную), экспрессивную, дискурсивную, коммуникативную регулятивную функции и функцию творчества. Развернутую характеристику экспрессивной функции речи приводит И.М. Лущихина (Крылов, 1999).
Она отмечает, что экспрессивная функция отражает отношение человека к событиям, их оценку и его эмоциональные состояния. Функция экспрессии – первая по времени возникновения в онтогенезе, самая устойчивая и самая поздняя: она исчезает только вместе с клинической смертью человека, когда все другие функции речи уже разрушены.
Дискурсивная функция по своему содержанию близка к принятой в отечественной психологии характеристике интеллектуальной функции речи. Благодаря этой функции, речь является средством мышления. По С.Л. Рубинштейну, речь коррелирует не только с мышлением, но и сознанием в целом. Кроме того, при помощи речи мы реализуем специальные вербальные способности, пишем стихи и сочиняем прозу, придумываем рекламные слоганы. Среди всего множества функций речи основной (интегрирующей) остается коммуникативная функция
Именно когнитивная и коммуникативная природа вербальных сообщений привлекает внимание современных психологов и психолингвистов