Как подготовить руку ребёнка к письму?

Готовим руку ребенка к письму: 10 упражнений для развития мелкой моторики

Буквы — это интересно

Часто ли малыш видит, как вы пишете? Ведите заметки и дневники при нём, оформляйте документы и рассказывайте, как важно взрослому человеку писать разборчиво

Не слишком сосредотачивайтесь на орфографии ребенка: грамотность сформируется позже

Правда для этого нужно много читать и обращать внимание на написание слов в текстах. Пока лучше помогите ребёнку и научиться держать карандаш так, чтобы он не давил на пальцы. 

Пишите на запотевшем стекле и мокром песке. Буквы можно лепить из пластилина, вырезать из бумаги, складывать из палочек.

Есть специальные тетради для подготовки к письму с заданиями по раскрашиванию и штриховке, рисованию волн, соединению линий, ориентации на листе. С их помощью ребёнок освоит элементы, из которых состоит буква. Затем можно переходить к прописям.

Пусть занятия будут нескучными и недолгими. Это должен быть приятный процесс, иначе мозг не будет распознавать этот навык как полезный и вместо закрепления будет включать сопротивление. Берегите интерес и мотивацию ребёнка. Пусть прописи лежат в доступном месте, чтобы он мог играть с ними в любое время. Пусть рисует звёздочки или короны у букв, которые получились лучше всего. 

Учёт индивидуальных особенностей

У каждого ребёнка свой темперамент, уровень подготовки и скорость мышления. Есть дети, моментально осваивающие материал. Другим же требуется время на осознание и усвоение. И те и другие на выходе будут иметь одинаковый уровень знаний. Разница лишь в процессе усвоения этих знаний. В современных классах высокая численность учеников не редкость. Находить индивидуальный подход в таких условиях к каждому ученику бывает трудно. Проблема решается дополнительными заданиями для занятий с родителями и индивидуальными заданиями на уроке. Обычно так поступают, если ученик резко выделяется на фоне класса отставанием или опережением.

Для успешного овладения письмом нужно пользоваться несколькими методами. Каждый из них хорош на определённом этапе обучения. *При достаточной подготовке в дошкольном возрасте и применении адекватных методов обучения в школе дети быстро учатся писать буквы, слоги, слова.#

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Основные понятия и навыки для письма» также читают

Графические диктанты

Очень полезны для дошколят графические диктанты

Они не только развивают внимание и учат ориентироваться на листе, но и готовят руку к письму. А детям такие задания, как правило, очень нравятся

Для них это не уроки, а увлекательная игра с призом в качестве забавной фигурки в конце, если всё сделано верно. Обратите внимание на то, что большинство графических диктантов начинаются и заканчиваются в одной точке, т.е. фигурки получаются с замкнутым контуром.

Для выполнения даже самых трудных графических диктантов редко требуется больше 10 — 15 минут. Уж их-то наверняка смогут выкроить в своих плотных рабочих графиках даже самые занятые родители. А польза будет огромной.

Как проводить графические диктанты:

  1. Используем только простой карандаш или ручку. Работа с фломастерами имеет свои нюансы и не учит правильному нажиму.
  2. Читаем чётко, не повторяя, чтобы ребёнок привыкал внимательно слушать и запоминать задание.
  3. Постепенно увеличиваем темп.
  4. В первое время можно в углах листа писать буквы «Л» (лево) и «П» (право). Когда ребёнок станет уверенно ориентироваться на листе, откажитесь от этой подсказки.

Графический диктант «Первоклассница»

Внимание!  Перед выполнением диктанта попросите ребёнка отступить по 4 клетки слева и сверху, поставьте в этом месте точку. Это начало и конец рисунка, который получится в результате выполнения графического диктанта

Из этой точки начинаем работу, и в эту же точку должны вернуться. Если этого не произошло, значит, где-то допущена ошибка.

3 кл. вправо, 1 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вверх по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 2 кл. вправо вверх по диагорали, 2 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вниз, 2 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 2 кл. влево, 2 кл. вверх, 2 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 4 кл. вверх, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. влево вниз по диагонали.

В результате должна получиться фигурка первоклассницы с двумя бантиками и букетом цветов.

Получилась? Молодцы!

Вышло что-то непонятное, а контур замкнут не до конца? Не расстраивайтесь! Это просто повод потренироваться лишний раз. Вы можете придумывать графические диктанты сами или воспользоваться теми, что нетрудно найти в Интернете или магазинах.

О чем следует позаботиться в первую очередь

Множество школьников с большим трудом осваивают письмо, т.к. во время него их руки не справляются с обычной манипуляцией ручкой или карандашом. Даже если они хотят написать что-то конкретное, у них получаются никому не известные каракули. Проблема очевидна, хотя на первый взгляд ее можно не заметить. Заключается она в том, что у ребенка просто-напросто не развита мелкая моторика рук, т.к. родители с ним не занимались. Это приводит к необходимости визита к специалисту по развитию моторики, а также к тому, что ребенку придется «догонять» материал и стараться поспевать за сверстниками.

Избегайте вышеназванного родительского упущения, ведь от этого зависит развитие вашего малыша. К тому же занятия на развитие мелкой моторики совсем не трудоемки, а для детей вообще являются одной из любимых забав. По сути, эти занятия – обычные игры.

Проводите время с пользой для ребенка, а именно:

Лепите вместе из пластилина

Пусть ребенок помогает вам готовить что-нибудь из теста.
Играйте с малышом маленькими предметами (смотрите, чтобы он не брал предметы в рот).
Играйте с ребенком мягкими резиновыми игрушками (важно следить, чтобы он мял игрушки)
Наклеивайте с малышом бумажные аппликации.
Осваивайте вместе с ребенком оригами.
Рисуйте с малышом и раскрашивайте картинки.
Создавайте вместе всевозможные композиции при помощи прищепок.. Так, проводя весело время со своим чадом, вы будете способствовать прекрасному развитию мелкой моторики его ручек, а заодно взаимодействовать и лучше узнавать друг друга

В итоге к моменту, рекомендуемому для начала занятий письмом, ваш малыш уже будет подготовлен, а значит, будет способен учиться писать. А сам процесс обучения можно условно разделить на три этапа

Так, проводя весело время со своим чадом, вы будете способствовать прекрасному развитию мелкой моторики его ручек, а заодно взаимодействовать и лучше узнавать друг друга. В итоге к моменту, рекомендуемому для начала занятий письмом, ваш малыш уже будет подготовлен, а значит, будет способен учиться писать. А сам процесс обучения можно условно разделить на три этапа.

Подготовка руки к письму: что нужно знать

В процессе письма одновременно участвуют несколько групп мышц, которые отвечают за ладонное сгибание и движение пальцев кисти. Ключевое значение для подвижности руки и плавности почерка имеет состояние лучезапястного сустава. Не должно быть повышенного тонуса мышц, ребёнок должен уметь контролировать силу нажима, а для этого его пальцы и кисти рук должны быть физически развиты.

Подготовка руки ребёнка к письму начинается ещё в раннем возрасте, когда дети учатся держать столовые приборы

Поэтому родителям важно обращать внимание на то, как ребёнок держит ложку и вилку. Это будет являться профилактикой неправильного захвата ручки. Для навыка письма также очень важна иннервация пальцев рук, которая показывает, насколько хорошо ребёнок чувствует свои пальцы и может ими управлять

Для навыка письма также очень важна иннервация пальцев рук, которая показывает, насколько хорошо ребёнок чувствует свои пальцы и может ими управлять.

Ниже будут даны упражнения, которые использует эксперт-аналитик, коуч Татьяна Гогуадзе в своей работе с детьми и взрослыми. Все упражнения проверены многолетней практикой Татьяны Гогуадзе и позволяют в короткие сроки не только подготовить руку ребёнка к письму, но и при необходимости быстро улучшить качество почерка даже у детей старших классов.

Упражнение «Тучка-Солнышко»

Это базовое упражнение для повышения иннервации пальцев рук и одновременного развития их подвижности и скоординированной работы. Всё, что требуется – это попеременное сжимание и разжимание кулаков.

«Тучка» – это кисть руки, сжатая в кулак

Выполняя «Тучка-Солнышко», важно, чтобы было видно, что кулак сжат с силой, а пальцы другой руки в этот момент вытянуты, как лучики солнышка

Суть этого упражнения в повышении чувствительности пальцев рук и обучении их скоординированной работе. При выполнении упражнения развивается сразу несколько очень важных навыков «ручной умелости», которые нужны для ровного, аккуратного и красивого почерка. Одновременно формируется и выносливость к монотонному труду.

Работа с эспандером

  • развить и укрепить силу рук и кистей;
  • снять напряжение с запястья;
  • улучшить иннервацию пальцев;
  • повысить выносливость руки к монотонному труду;
  • подготовить руку ребёнка к письму;
  • снять тремор рук и писчий спазм.

Кроме того, регулярные занятия с эспандером помогают улучшить качество почерка, сделав его более ровным и плавным, сформировать правильный захват карандаша/ручки, а также активизировать работу левого полушария.

«Бой мяча»

Это доступное и универсальное психофизическое упражнение не только для подготовки руки ребёнка к письму, но и решения различных проблем с обучением, укрепления нервной системы.

Всё, что требуется от ребёнка – это, стоя на одном месте, отбивать мяч поочередно то левой, то правой рукой.

Техника выполнения упражнения представлена в этих видео:

Регулярные тренировки помогают:

  • снять напряжение с запястья, придав кисти подвижность, мягкость и лучшую управляемость в динамике;
  • сформировать межполушарную координацию, устойчивую и правильную нейродинамику чтения и письма;
  • развить выносливость к монотонному труду;
  • укрепить нервную систему;
  • развить зрительно-моторную координацию.

Дополнительно «Бой мяча» позволяет понять границы своего тела, научиться чувствовать пространство вокруг себя и границы чужого пространства.

Графокоррекция

Графокоррекция тренирует те умения и навыки, которые нужны для чтения и письма:

  • правильную посадку;
  • умение следить глазами по строчке и не терять её при чтении и письме;
  • правильный захват ручки;
  • способность видеть слово целиком.

Массажёры для подготовки руки к письму

В их комплект входят:

  • Тактильная рифлёная можжевеловая палочка. Занятия с ней снимают тонус мышц руки, способствуют более плавному и аккуратному почерку.
  • Ребристый можжевеловый шар. Занятия с ним направлены на активизацию лучезапястного сустава и проработку чувствительности ладони.
  • Резиновый кистевой эспандер.
  • Деревянный волчок. С его помощью удаётся развить активность пальцевых суставов, обеспечить согласованную работу трех пальцев, которые участвуют в захвате ручки/карандаша.
  • Воздушный шарик. Для чего нужен воздушный шарик с точки зрения развития навыка письма от руки и беглого чтения, подробно изложено здесь.

Представленные упражнения подходят для детей в возрасте от 5 лет.

Регулярное выполнение предложенного комплекса позволяет качественно подготовить руку ребёнка к письму, благодаря чему он легче и более в комфортных условиях освоит этот навык, а его почерк будет отличаться ровностью, аккуратностью и беглостью.

Прописи для дошкольников – буквы и цифры

Всевозможные прописи с прописными буквами и цифрами от 1 до 10 доступны для дошколят. Методический материал позволяет развивать руку, мелкую моторику, тренируют концентрацию и усидчивость во время выполнения заданий. Чтобы развивать логическое мышление у дошкольников, рекомендуется использовать материал, где встречаются цифры.

Русский алфавит с заданиями

Прописи с цифрами

Прописи для детей 5-6 лет

Развивайте красивый почерк у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Желательно заранее подготовить ребенка к школе, так как именно в этом возрасте они легко обучаемы и способны с легкостью познавать что-то новое. Если не позаботиться об этом заранее, то детям будет тяжело в начальной школе.

Прописные буквы от А до Я

Прописи по математике

Прописи для детей 6-7 лет

Для дошкольников от 6 до 7 лет желательно использовать прописи по математике, так как они смогут не только развивать руку, но и с легкостью запомнят цифры.

Важны вспомогательные пособия и по письму. С их помощью будет легко подготовить ребенка в школе или помочь ему в первом классе. Прописи по письму не только научат выводить элементы букв правильно и под нужным углом, но и будут способствовать тому, чтобы ребенок учился читать уже написанные прописные буквы, что часто вызывает проблему на начальной стадии обучения юного ученика.

Прописи по точкам

Такой вид обучающих материалов сегодня стал особенно популярным. Прописи по точкам рассчитаны для детей 5-6 лет.

Не всегда мышление ребенка в этом возрасте способно усваивать информацию о том, что ему нужно научиться писать и считать по определенным правилам, которые установлены системой образования. Такие стандартные методы могут не восприниматься малышом, поэтому лучше отдать предпочтение обучению в форме игры.

Обводим буквы по точкам

Обводим фигуры по точкам

Обводим цифры по точкам

Для того, чтобы написать свое имя…

  1. Верхняя часть тела должна быть достаточно сильна, чтобы удержать тело в вертикальном положении, стоя или сидя.

  2. Мышцы плеч должны быть достаточно развиты, чтобы контролировать и правильно распределять при движениях вес руки, и достаточно гибки, чтобы свободно вращаться в положении рук для записи.

  3. Предплечье должно контролировать нижнюю часть руки, обеспечивая горизонтальное движение кисти по бумаге.

  4. Нижняя часть руки и локоть должны обеспечивать прочную точку опоры, на которой вращается запястье.

  5. Запястье в состоянии фиксировать кисть руки в устойчивом положении и поворачиваться в необходимых направлениях.

  6. Пальцы могут складываться вокруг карандаша, который удерживается на месте с помощью большого пальца.

  7. Вместе все пять пальцев исполняют на бумаге точный танец:

  • размещают карандаш в необходимый угол,

  • нажимают и удерживают нужную степень давления, чтобы оставить отпечаток,

  • координируют крошечные движения вверх, вниз, влево и вправо.

Если какая-либо из указанных мышц в этой цепочке не выполняет свою работу, написание имени будет сложной или даже непосильной задачей.

А потому — возвращаемся назад, к шведским стенкам и детским площадкам. Отчасти это и ответ на вопрос «как добиться хорошего почерка у ребенка» — этого можно достичь только при условии, что все мышцы достаточно развиты.

Физические упражнения для подготовки к письму

Вот несколько упражнений, которые вы можете выполнять с ребенком дома, чтобы развить мышцы верхней части тела и набрать физическую силу.

Катим тачку

Это упражнение идеально подходит для развития силы рук. Лучше держать ребенка за бедра, а не за ступни ног. Это предотвращает неестественный прогиб в спине и чрезмерную нагрузку на маленькие ручки.

Каракатица

Детям нравится это упражнение, и они с готовностью его делают. Нужно сесть на пол и оторвать попу от пола, держась за пол руками. А теперь надо двигаться как каракатица. Можно ходить и вперед, и назад.

Походка гусеницы

Наклоняемся так, чтобы руками коснуться пола. Теперь идем, как четвероногое животное. Начните с рук. Когда они максимально отдалятся от ног, пусть ребенок застынет на пару секунд. Теперь пусть ноги догоняют руки.

Как понять, что ребенок уже готов к обучению в школе? Об этом можно прочитать в нашем материале «В каком возрасте идти в первый класс: опыт мам и мнение психолога»

Подготовка к письму в дошкольном возрасте

Детям в дошкольном возрасте очень нравится рисовать. Это не только приятное, но и полезное занятие. На начальных этапах нужно научить малыша и следить за посадкой за столом. Ребёнок учится правильно держать в руках карандаш и совершенствует свои моторные навыки. После этого можно приступать к занятиям, которые станут подготовкой руки к письму.

Виды занятий для подготовки к письму

  • Раскрашивание картинок. Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть элементы. Раскрашивание картинок формирует оптимальный нажим, мелкую моторику и учит мелким координированным действиям.
  • Обводка по точкам. Сначала малыш обводит картинки, ближе к школе – элементы букв.
  • Лепка из пластилина развивает мелкую моторику. Можно использовать лепку перед занятиями, вместо пальчиковой гимнастики или в сочетании с ней.
  • Собирание пазлов. Когда ребёнок складывает пазл, у него происходит мысленное формирование целостного образа.
  • Вырезание ножницами формирует мелкие целенаправленные движения.
  • Дорисовывание зеркального образа предмета. В таких заданиях изображается половина предмета, вторую часть требуется дорисовать.

*Помимо занятий в игровой форме нужно уделять достаточно времени пальчиковой гимнастике. Её можно проводить не только в рамках письменных заданий, но и изолированно, в течение дня, в качестве развлечений для малыша.#

Что нужно для формирования навыка письма

— Умение правильно сидеть за письменным столом и владеть письменными принадлежностями.

— Ориентировка на листе бумаги – представления о начале и конце строки, распознавание верх-низ, право-лево.

— Способность безотрывно чертить линии, а затем писать буквы.

— Знание графического образа изучаемой буквы и её названия.

Методы обучения письму

Подходы к процессу обучения письму менялись на протяжении многих лет. В настоящее время признали, что наибольший результат приносит сочетание нескольких методов обучения письму. В каждом из них есть свои недостатки и преимущества. *Современные педагоги берут из каждого метода наиболее эффективные способы и с успехом применяют их на практике.#

Копировальный метод

В этой системе обучения письму дети обводят буквы по точкам, запоминая их образ и порядок написания. Недостатком метода является недостаточная осознанность при письме. Могут возникнуть трудности с самостоятельным письмом без опоры на образцы. Преимущество метода – дети обучаются правильному красивому написанию букв. *Способ хорош для коррекции почерка детей, которые уже научились писать, однако испытывают трудности с написанием отдельных букв.#

Линейный метод

Дети учатся писать, пользуясь вспомогательной графической сеткой. Она помогает делать буквы одних размеров с одинаковыми отступами и расстоянием между элементами. Сетка определяет наклон и пропорции. *Метод использовался в 18-м веке, в настоящее время от него отказались.# От него остались тетради в косую линейку, помогающие соблюдать наклон и размеры букв. В чистом виде метод лишал детей самостоятельности, при письме был низкий уровень осознанности, поскольку все усилия направлялись на механическое написание.

Генетический метод

Суть метода – изучение сначала простых в исполнении букв, затем – более сложных. В русском языке наиболее простые письменные буквы О, С, Л, М и т. п. Наиболее сложные буквы имеют много мелких элементов, это Н, Ю, Щ, К и др. Порядок изучения письменных букв отличается от печатных. Если обучение построено на букваре, нарушается порядок изучения букв. *Метод оправдан, когда дети уже знакомы со всеми буквами и умеют их писать печатным способом.# Некоторые программы дошкольного образования, подразумевающие высокую подготовку первоклассников, успешно применяют этот метод.

Ритмический метод

Дети пишут буквы под ритмичный счёт педагога с одинаковой скоростью. Метод можно использовать для закрепления написания букв. С помощью ритмического метода дети осваивают непрерывную плавность письма и ритмичность. *Для первоначального обучения он не подходит. Рекомендуется использовать задания, основанные на этом методе, в качестве разнообразия на уроке.# Задания требуют высокой концентрированности на процессе. Нужно учитывать непродолжительность внимания детей и не перегружать их.

Метод Карстера

В нем используют 19 специальных упражнений в увеличенном масштабе, называемых росчерки. Затем их соединяют в буквы. Для детей такой способ слишком сложен. Однако с помощью него можно корректировать почерк старшеклассников. В рамках школьной программы такие задания не предусмотрены. *Из метода Карстера можно взять написание элементов букв в период подготовки к письму.#

Метод Монтессори

Педагогика Монтессори хорошо зарекомендовала себя за многие годы. *Существенный недостаток методики – трудность реализации в массовых детских садах и школах. Поэтому используют лишь элементы системы.# Письмо по Монтессори начинается раньше чтения. Дети учатся писать без особых внешних стимулов и контроля. Им нравится обводить буквы, складывать из них слова, письмо появляется естественно и произвольно.

*Метод Монтессори не подходит для письменных букв. Зато его с успехом можно применять в период обучения печатным буквам и в пропедевтический период.#

Как научить ребенка правильно держать ручку

Важно, чтобы малыш до поступления в школу учился правильному удержанию ручки и карандаша. Исправлять ошибки, переучивать захват сложно

Неправильное положение пальцев, наклон ручки и поворот кисти делают почерк неровным и неразборчивым, вызывают быструю усталость руки, влияют на осанку.

Как выглядит правильный захват:

  • ручка лежит между большим и средним пальцами, сверху прижимается указательным;
  • расстояние до пишущего стержня около двух сантиметров;
  • через кисть, лучезапястный и локтевой суставы можно условно провести прямую линию;
  • верхушка ручки или карандаша указывает на плечо ребенка.

Самые распространенные ошибки

Дети дошкольного возраста, когда начинают осваивать работу с канцелярскими предметами допускают следующие ошибки:

  1. Ребенок держит карандаш или фломастер всей рукой, зажимая в кулак.
  2. При трехпальцевом захвате большой палец согнут и направлен перпендикулярно указательному к его средней фаланги.
  3. Ручка лежит на безымянном пальце и удерживается средним, указательным и большим.
  4. Кисть изгибается внутрь, при этом верхний край предмета направлен от себя.
  5. Ребенок удерживает ручку всеми пальчиками (по типу щепотки).
  6. Пальцы располагаются у самого грифеля, или далеко так, что рука нависает над столом.
  7. При движении давит на бумагу сильно, оставляя разрывы, или слишком слабо.

Методы, как избежать ошибок 

Следующие методы помогут избежать ошибок в обучении удерживания письменных предметов:

Правильно захватить карандаш будет легче, если безымянным пальцем и мизинцем держать небольшой кусочек бумаги. 
На среднем пальце нарисовать точку, которая будет указывать место размещения ручки. 
Сориентирует на трехпальцевом держании пальчиковая игра «строим дом»: ручка зажата средним и большим пальцами; указательный свободно поднимается и может стучать по ручке, как молоток.
Обязательно акцентировать внимание на направлении верхушки карандаша на плечо ребенка.
Для вырабатывания умеренной силы надавливания использовать мягкие карандаши или фломастеры. 
Для оптимального удаления пальцев от грифеля на пишущем предмете нанести черточку, где держать.

Как правильно «поставить» руку

Родители часто пытаются быстрее научить ребенка писать

Но важно не просто заполнять прописи, а тренировать руку — это можно сравнить с тем, как мы качаем мышцы в тренажерном зале. О методиках тренировок мы еще поговорим, а пока Ольга Курбатова рассказывает, как правильно «поставить» руку малышу

«Правильная постановка руки при письме во многом зависит от правильной осанки во время письма, от правильно подобранной мебели (стол/парта, стул). И от того, как педагог объяснил и показал, как же эту волшебную шариковую ручку следует держать в руках и выводить буквы. „Если ты держишь руку в правой руке, то при письме ее колпачок должен смотреть тебе в правое плечо“, — так нам говорила учитель в далеком 1991 году. Ну-ка, возьмите ручку и напишите пару предложений. У всех работает вышеописанный принцип? Думаю, что нет. У каждого есть своя особенность, но все же сначала дети копируют движения учителя/родителя. Кстати, габариты кисти руки взрослого и ребенка тоже отличаются, это также играет немаловажную роль в том, почему ребенку порой трудно скопировать „взрослое“ удержание пишущего предмета в руке. Запоминаем:

  • правильная посадка
  • правильный образец написания
  • систематическое и продолжительное занятие (не 3 строчки, отведенных под букву „а“)».

При писании рука должна опираться на запястье и на саму ручку. Мизинец должен быть свободен, не тереться о бумагу или стол. Рука в таком положении дольше не устанет.

Также Ольга советует обязательно определиться до школы — правша или левша ваш ребенок.

Систематически заниматься помогают пособия для дошкольников. В японской методике KUMON есть тетрадь «Простые линии». Выполняя упражнения, малыш научится держать карандаш и проводить простые линии — это базовые навыки, необходимые для письма.Простые линии

Скачайте, распечатайте и дайте малышу выполнить задание

Задания в тетради игровые, поэтому учиться малышам весело и интересно.

Подготовка руки к письму по методике Е.Н. Потаповой

Е.Н. Потапова — новатор-учитель, которая разработала свою методику подготовки руки к письму. Евгения Николаевна выделяет несколько этапов:

  • Развитие мускульной памяти.
  • Развитие тактильной памяти.
  • Закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв.

Первый этап является основным, так как именно он определяет успех дальнейшего обучения. Мускульную память педагог предлагает развивать с помощью штриховки.  Можете провести небольшой эксперимент со своим будущим первоклассником. Дайте ему заштриховать какую-нибудь фигуру.

Если во время штриховки, рука у ребенка сильно напрягается, даже может дрожать, дошкольник сильно нажимает на карандаш, так что он может сломаться — это свидетельствует о том, что рука не готова к письму. 

Вначале дети у Потаповой просто обводили трафареты с простыми геометрическими фигурами и заштриховывали их параллельными отрезками, расстояние между которыми составляло 5 миллиметров. Затем из полученных образцов учились создавать сюжетные картинки, и только после этого приступали к работе с предметными трафаретами.

На втором этапе, развитии тактильной памяти, использовались шершавые буквы из наждачной бумаги. Каждая буква в двух вариантах (заглавном и строчном) приклеивается в альбом. Перед тем, как воспроизвести на бумаге, ребенок букву ощупывает (не меньше 20 раз) указательным пальцем правой руки в направлении письма. Быстрому запоминанию способствовали игровые моменты. Так, «П» — про то, как Петрушка построил себе дом с очень красивой крышей, «З» — это Золушка, сбегающая по лестнице в полночь.

Третий этап позволяет закрепить полученные навыки и отработать их с помощью букв-вкладышей.

Примечательно то, что методика Е.Н. Потаповой была успешно реализована в школе Е. Ямбурга, где, помимо детей с нормой развития, учатся дети-инвалиды.

10 упражнений для подготовки руки к письму

Для того, чтобы научиться писать надо уметь работать рукой, быть сосредоточенным и внимательным. Но подготовка руки к письму не тождественна обучению этому навыку. Задача этих упражнений — не научить ребенка выводить буквы на листке, а подготовить, натренировать его руку, зрительное восприятие и умение ориентироваться на листке бумаге.

1. Зарядка с карандашом 

Все движения сначала выполняются медленно. Убыстрять можно постепенно с согласия ребенка.

  • зажать карандаш между ладошками и плавно катать его вперед-назад;
  • положите карандаш на стол и катайте его ладошкой;
  • зажать карандаш большим и указательным пальцами, поставить его кончик на лист бумаги и сделать точку. Потом пальчиками плавно опуститься вниз по карандашу;
  • положите ладошку на стол, разведите пальцы. Другой рукой взять карандаш и прикоснуться им между пальчиками;
  • возьмите карандаш указательным, большим и средним пальцами и вращайте его.

2. Зарядка для пальчиков

  • вытяните руку перед собой, растопырьте пальцы, а потом с силой сожмите;
  • постучите по столу пальчиками так, словно вы играете на пианино;
  • вращайте кистями рук по кругу, встряхните ими, разотрите;
  • возьмите в ладошки грецкий орех и катайте его вперед-назад;
  • переплести пальцы рук (сделать “замок”), потом разжать пальчики.

3. Рисование по точкам

Обозначьте любой простой рисунок точками и попросите ребенка провести по ним линии.

4. Пройти по лабиринту

Нарисуйте лабиринт (можно приобрести готовые книжечки с лабиринтами), попросите ребенка пройти по лабиринту, нарисовав линию так, чтобы не задеть стенки.

5. Рисование по трафарету

Подберите интересные трафареты и попросите ребенка обвести их. В качестве трафаретов могут выступать фигуры из конструктора, крышки от бутылок, пасочки и другие предметы.

6. Аппликация в технике мозаика

Дайте ребенку цветную бумагу. Пусть нарвет как можно больше маленьких цветных кусочков, из которых потом можно сделать аппликацию. Она может быть как в авангардном стиле, так и по заданному рисунку. Бумагу также можно скатывать в шарики и приклеивать.

7. Рисование мелом

Сейчас часто приобретают мольберт для рисования, одна сторона которого — меловая доска. Рисование мелом на такой доске — отличная тренировка для детских пальчиков.

8. Рисование ладошками

Расстелите перед ребенком большой лист ватмана, дайте краски и попросите что-нибудь нарисовать ладошками.

9. Выкладывание узора из спичек

Распечатайте или нарисуйте простые геометрические фигуры или узоры. Попросите ребенка повторить изображение, выложив его с помощью спичек или палочек.

10. Картины из пластилина

Разомните пластилин, возьмите картон и распределите по нему пластилин. Придумайте заранее рисунок и выложите его на пластилине из семечек, косточек или камушков.

Игра в текст

Продолжайте играть в письмо: пишите буквы в воздухе и на спинке ребёнка и просите угадать, какая это буква. Пишите друг другу приятные письма или небольшие заметки. Придумывайте квесты с поиском записок по квартире. 

Добавляйте текстовые задания в сюжетные игры. Например, будто король одного государства пишет послание другому королю, отправьте его гонцом и прочитайте от лица иноземного монарха: «Так, эту букву я узнаю… а эта, наверное, на другом языке… чего же хочет от меня этот король?» Делайте открытки для любимых людей и просите ребёнка записывать придуманные им сказки и истории для будущего издания. Играйте в «слова на букву» — это развивает словарный запас и учит анализировать состав слова. 

<<Форма аттестации>>

Подготовка руки к письму

Формирование правильного захвата орудия письма: карандаш держат тремя паль­цами «щепотью» — большим, указательным и средним. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца, большой палец поддерживает карандаш слева, а ука­зательный сверху; верхний конец каранда­ша направлен в плечо. При правильном за­хвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не па­дает и не выскальзывает.

Для развития «щепоти» используются паль­чиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с ка­рандашом («Покрути карандаш двумя паль­цами, тремя пальцами»), игровые упражне­ния типа «Посолим суп».

Упражнение в правильном распределении мышечной нагрузки руки, которое подразумевает быс­трое и осознанное чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение — когда пишем сверху вниз; расслабление — когда пишем снизу вверх.)

Формирование правильного распределе­ния мышечной нагрузки руки осуществляет­ся в традиционных дидактических играх: «Мозаика», «Лего», «Конст­руктор», «Зарядка для пальчиков«, при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

Развивать мелкую моторику рук важно не только для постановки правильной техники письма, но и для активизации работы речедвигательного центра в коре головного мозга. Взаимосвязь функциональных блоков мозга, участвующих в акте письма, требует активных действий

Отдельные виды упражнений на развитие мелкой моторики

Лайфхаки, советы, упражнения

В дошкольном возрасте важно, чтобы ребенок обучался через игровой элемент. Ольга Курбатова предлагает идеи, как ребенок может тренировать руку для письма

Поначалу это должны быть игры на развитие мелкой моторики.

  • Игра в «Золушку» — с перебиранием гороха или гречи, в механиков Винтика и Шпунтика — с сортировкой гаек, болтиков, винтиков и так далее
  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках
  • Заводить будильник, использовать игрушки с ключиком
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками
  • Резать ножницами (желательно небольшого размера)
  • Конструировать из бумаги, шить, вышивать, вязать
  • Рисовать узоры сыпучими материалы с последующим окрашиванием пипеткой, тампоном или просто пальчиком
  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина)
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики
  • Делать пальчиковую гимнастику

Многие дети с удовольствием проходят лабиринты, так они развивают руку и готовят ее к письму. Для малышей есть тетрадь «KUMON. Простые лабиринты». Сначала нужно проводить короткие линии, но постепенно лабиринты усложняются. Ребенок будет не только развивать мелкую моторику, но и тренировать логику, мышление.KUMON. Простые лабиринты

Скачайте, распечатайте и дайте малышу выполнить задание

Подготовка малыша к письму начинается не с прописей. Развивайте мелкую моторику, рисуйте, чертите и тогда ребенок легко научится писать.

Обложка поста: pexels.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: