Что же такое конфликт?
КОНФЛИКТ — (от лат. «conflictus» — столкновение) — столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или вопросов взаимодействия. в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоположные позиции сторон по какому-либо вопросу; 2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; 3) либо неравенство интересов, желаний, аппетитов оппонентов и т.д. .
Конфликт — это противостояние социальных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. .
Существуют различные определения конфликта, но в основе всех конфликтов лежит противоречие, то есть ситуация, в которой одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Такая структура называется амбивалентной, дуальной. Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира, он является, с одной стороны, формой существования противоречия, с другой — одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности, и, в-третьих, источником всякого развития, движения.
«Добро» и «зло», «день» и «ночь», «молодость» и «старость», «жизнь» и «смерть», «недостаток» и «нужда», «сила» и «слабость», «мечта» и «реальность», «бедность» и «богатство», «щедрость» и «скупость», «любовь» и «ненависть»…. — когда в этой содержательной серии возникает конфликт?
Только тогда, когда противоречие возникает и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и отличного от любого другого внутреннего духовного мира.
Где нет субъекта, там нет и конфликта. Точнее, противоречие, возникающее во взаимодействии двух существ, которые не являются личностями, не являются субъектами, не характеризуется как конфликт, не обозначается термином «конфликт». Существуют и другие категории для области столкновений между животными и природными стихиями. Термин «конфликт» относится к социальной, психологической, личностной, мировоззренческой сферам.
Два субъекта, столкнувшиеся со столкновением обстоятельств в противоречии, должны быть способны распознать как свое «Я» в этом столкновении, так и «Я» другого субъекта. Если осознание противоречия между двумя внутренними мирами разных «я» не происходит, столкновение следует квалифицировать как столкновение с препятствием — и тогда возникает ссора, драка, скандал — препятствие устраняется средствами, которыми владеют партнеры по взаимодействию.
Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением (вот почему люди так не любят конфликты!), и это напряжение подпитывается тем, что в психологии называется личностным смыслом.
Конфликт, как явление реальности, становится конфликтом для нас лично, когда сталкивающиеся противоречия личностно значимы для нас. Даже если они могут казаться абсолютно бессмысленными в масштабах обычного человечества. Более того, кто-то может заботиться о них больше, кто-то меньше, а кому-то они могут быть абсолютно безразличны
Личностный смысл — это важность такой меры, от которой зависит наше состояние, благополучие и течение жизни, поскольку то, что вызывает противоречие, является частью нашего личностного содержания. «Личностный смысл» — это то, что конкретное явление значит «для меня», то, что имеет смысл и трогает нашу душу
Пока нет столкновения личных смыслов, нет и конфликта, есть только разные мнения об одних и тех же фактах. Возможно, мы любим осень, а кто-то любит зиму, но это противоречие приводит лишь к конфликту, когда речь заходит о предоставлении отпуска для заслуженного отдыха. Кто-то любит тишину, а кто-то — шумное веселье. И такое противоречие приведет к конфликту только тогда, когда обстоятельства заставят наши интересы столкнуться в одном и том же месте и в одно и то же время. Конфликт по поводу истины «2X2=4» не возникает именно потому, что эта объективная истина не затрагивает наших интересов, момента жизни.
Тест на поведение в конфликтах
Тест, который вам предстоит пройти, является нашей интерпретацией личностного опросника Томаса. Этот тест предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению и выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации, о которых вы прочитаете уже в интерпретации к данному тесту.
Для правильной интерпретации ответов следует соблюдать несколько правил во время прохождения теста:
- В каждом вопросе выберете то утверждение, которое в большей степени подходит для описания вашего поведения в конфликтных ситуациях.
- Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
- Данные теста будут записаны после того как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
- Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний.
Cтатистика На весь экран
Существует три основных стиля общения дошкольников:
- Авторитарный стиль – жесткий стиль, предполагающий выставление взрослыми требований неукоснительного подчинения, подавления инициативы, и как следствие, наказания за непослушание. Результатом подобного воспитания могут стать такие качества ребенка: боязнь новых обстоятельств, различные страхи в дальнейшей жизни, тревожность, беспомощность, выжидание принятия решений кем-то другим.
- Либеральный – присуща вседозволенность, уступчивость, чрезмерная изнеженность, отсутствие жизненных ориентиров. Выражено малоинициативное общение.
- Демократический (гуманистический): на первом плане выступает доброжелательность в общении, обоюдная поддержка, опора, совместное равное участие в различной деятельности, что формирует у ребенка положительную самооценку и уверенность в себе.
Конечно же, в повседневной жизни не встречается ни один стиль в чистом виде в отношениях ребенок-взрослый. Обычно имеет место смешивание авторитарного и демократического (как средство «кнута и пряника»), либо демократического и либерального.Большинство детей устроены так, что, в принципе, им нравится общаться, изучать игрушки, они открыты всему новому и интересному, любознательны и веселы.
Но есть другая категория ребят, которые более тревожны, мнительны, застенчивы. Такие ребята испытывают некоторые трудности в общении, особенно в дошкольном возрасте. Нарушение коммуникативного навыка (а также медленное его развитие) является следствием различных барьеров:
- — психологические и эмоциональные особенности ребенка. (Ребенок-меланхолик, застенчивый, интроверт, агрессивный, импульсивный, ребенок-лидер);
- — поведенческие особенности (грубость, драчливость, плаксивость);
- — неврологические проблемы (повышенная утомляемость, головные боли, депрессивное настроение);
- — отсутствие у ребенка потребности в общении (или она недостаточно сформирована) – ребенку интереснее и спокойнее играть одному, чем со сверстниками, хотя те довольно дружелюбны с ним.
- — отсутствие мотивов общения детей дошкольного возраста – речь идет о том, что ребенок не понимает, зачем с кем-то делиться игрушкой, кому-то помогать в игре, подсказывать, если он прекрасно играет один без лишних проблем.
- — доминирование у детей не коммуникативного (диалогического) начала, а практического. Некоторым детям гораздо интереснее рисовать, лепить из пластилина, петь, плести из бисера, чем разговаривать с группой ребят.
Конечно же, организация воспитательного процесса, формирование навыков бесконфликтного межличностного общения детей дошкольного возраста ложится на плечи воспитателей. Дети, не посещающие детский сад, в большей мере лишены полноценного развития коммуникативного навыка, т.к. психология общения с детьми является сложным, многогранным процессом.
В любой детской группе рано или поздно назревает конфликт – т.е. серьезные разногласия, спор. Чтобы обеспечить бесконфликтное общение детей дошкольного возраста, педагогу-воспитателю порой приходится применить все немыслимые способы.
На эту тему пишутся научные работы, доклады, презентации по формированию бесконфликтного общения, разрабатываются сценарии активизирующего общения, устраиваются конференции, содержание которых сводится к одному: безболезненному разрешению конфликтных ситуаций в детской среде.
Публикация «Консультация „Как организовать бесконфликтное взаимодействие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, между детьми в первую очередь обусловлены затруднениями в общении.
Следующие формы будут способствовать развитию навыков бесконфликтного взаимодействия детей:
1. Чтение (восприятие) художественной литературы:
«Заяц хвастун» обр. А. Н. Капицы
Цель: Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
рассказ «Живая шляпа» Н. Носова
Цель: воспитывать нравственные качества личности.
сказка «Яблоко» В. Сутеева
Цель: формирование чуткости и внимания к сверстникам, воспитание чувства взаимопомощи к окружающим.
«Лев и собачка» Л. Н. Толстой
Цель: способствовать развитию навыков бесконфликтного взаимодействия детей
«Чук и Гек» А. Гайдара, выборочное чтение
Цель: воспитывать заботливое отношение к близким и сверстникам.
2. Мирилки:
Цель: повысить мотивацию к мирному разрешению конфликтов в группе, создать ритуал завершения конфликта
Мирись- мирись, больше не дерись.
Если будешь драться-
Я буду кусаться!
А кусаться не причем,
Буду драться кирпичом!
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!
Ручку за ручку
Мы крепко возьмем,
Раньше мы дрались,
А теперь ни почем!
Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока будем жить!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
— Ты мой друг!
— И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,
И я больше не дерусь.
Ну а если подерусь,-
В грязной луже окажусь!
3. Беседы:
«Секрет вежливости»
Цель: закреплять умение пользоваться правилами вежливого отношения
«Не будь жадным «
Цель: воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности.
«Почему нужно уметь уступать»
Цель: совершенствовать умение детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
«Доброе дело – правду говорить смело»
Цель: систематизировать представление детей о правде, правдивость, честность всегда радуют взрослых и друзей.
«Я самый главный»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.
4. Дидактические игры:
«Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности.
«Король»
Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения
«Ссора»
Цель: формировать умение детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность
«Примирение»
Цель: развивать навыки детей ненасильственного способа решения конфликтной ситуации.
«Сладкая проблема»
Цель: совершенствовать умение детей решать небольшие проблемы путем переговоров
5. Мультфильмы:
цикл мультфильмов «котенок по имени «Гав»
Цель: построение бесконфликтного общения между детьми. (замкнутые, застенчивые дети)
«Винни Пух идет в гости»
Цель: воспитывать культуру поведения в гостях.
«Кот Леопольд»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.
«38 попугаев», воспитание друзей
Цель: воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности; умение уступать и договариваться друг с другом.
«Самый большой друг»
Цель: формировать представления о дружбе, дружеских взаимоотношениях
Предложенные формы работы способствуют развитию бесконфликтного общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
И главное: не забывайте о собственном примере. Пример взрослого в большей степени влияет на поведение детей!
Разрешение межличностных конфликтов
Предпосылкой для появления столкновения является ситуация конфронтации. Она зарождается при несовпадении целей сторон, устремлении к противоположным интересам, применении полярных средств удовлетворения потребностей. Ситуация конфронтации – это условие появления столкновения. Для перехода ситуации непосредственно в противостояние необходим толчок.
Управление межличностными конфликтами рекомендуется рассматривать во внутреннем и внешнем аспекте. Внешний аспект отображает управленческую активность со стороны руководителя либо иного субъекта управления в отношении определенному конфликту. Внутренний аспект содержит в себе применение технологий эффективного коммуникативного взаимодействия и разумного поведенческого реагирования в конфликте.
Управление межличностными конфликтами должно учитывать причины и характер межличностных взаимоотношений участников до столкновения, их взаимные приязни и неприязни.
Выделяют основные методы разрешения межличностного противостояния:
— нежелание принимать участие в урегулировании конфронтации и защищать персональные интересы, желание выйти из ситуации противостояния (уклонение);
— стремление смягчить ситуацию конфронтации, сберечь взаимоотношения, уступая напору оппонента (приспособление);
— управление столкновением посредством давления, использования власти или применения силы, чтобы вынудить противника принять точку зрения оппонента (принуждение);
— достижение собственных целей, не учитывая интересов соперника;
— урегулирование противостояния посредством взаимных уступок (компромисс);
— совместное нахождение решения, способного удовлетворить потребности и цели всех участвующих в конфликте сторон (сотрудничество).
Урегулирование и профилактика межличностных конфликтов являются важными составляющими управленческого воздействия. Профилактика столкновений, возникающих между субъектами, должна быть устремлена на организацию жизнедеятельности индивидов, которая минимизирует вероятность появления конфронтации или деструктивного развития противостояния между ними.
Итак, что такое общение детей дошкольного возраста?
Как правило, это длительный, непрерывный процесс, включающий в себя стили, формы общения, а также адресность общения (общение ребенка внутри семьи, со взрослыми, со сверстниками).
Рассмотрим каждую составляющую общения более детально.Формы общения ребят зависят напрямую от их возраста.Современная психология выделяет четыре формы:
Ситуативно-личностная (с рождения до шести месяцев): примерно с 1 месяца малыш начинает поворачивать голову на звук, с 1,5 месяцев улыбаться, а с 3-4 месяцев улыбаться в ответ на улыбку родителей. Это первые проявления общения: ребенок отвечает на звуки и мимику родителей (тех людей, к которым он привык и хорошо знает).
Ситуативно-деловая (с полугода до двух лет): в этом возрасте родитель является образцом для ребенка, помощником, наставником. В любой форме деятельности ребенка он требует присутствия взрослого, его соучастия.
Внеситуативно-познавательная (с двух до пяти лет): специфика данного периода (младшего и среднего дошкольного возраста) заключается в том, что ребенок созрел для общения со взрослыми и отчасти сверстниками. Ребенок тянется ко взрослому, что проявляется и в играх, и в попытках помогать по дому, копировать действия взрослых.Если ребенок посещает детский сад, то в этом возрасте роль воспитателя также является первостепенной (ребенок пытается заслужить похвалу, приносит подарки воспитателю). В этом возрасте ребенка можно назвать «почемучкой», т.к. он постоянно задает вопросы об окружающем мире, явлениях природы, т.е. у него возрастают потребности в познавании.
Внеситуативно-личностная (возраст шести-семи лет): основным средством общения выступает речь, которая позволяет малышу передать, а главное получить необходимую информацию. У детей старшего дошкольного возраста начинают вырабатываться первые навыки коллективного общения, командных игр, сотрудничества. Это высшая степень общения ребенка дошкольного возраста.
Первые две формы (присущие раннему дошкольному возрасту) предполагают невербальное общение, т.е. используя мимику, жесты, прикосновения, улыбку, действия. Речевое сопровождение действий, игр присуще последним двум формам.
Развитие навыков общения целиком зависит от выбора стиля общения взрослыми с ребенком (будь то родители или воспитатель в ДОУ). Стиль общения предопределяет дальнейшее развитие характера ребенка, его инициативность, коммуникабельность, лидерские качества, умение справляться с трудностями.
Конструктивные функции
Учитывая, что конфликт — это форма выражения противоречия, его проявления и разрешения, установим сначала такую общую функцию, как информационно-познавательную. По сути, любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет распознать ее, поскольку она проявляется в наборе фактов, воспринимаемых людьми. Конфликт стимулирует восприятие интересов, ценностей, позиций субъектов, которые встречаются в противостоянии. Разногласия и дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. Во время и в результате взаимных столкновений агенты лучше узнают друг друга, впитывают полезный с точки зрения каждой из сторон опыт и, при желании, находят возможные точки соприкосновения своих взглядов и интересов. Процесс конфликта выявляет истинную картину того, что представляет собой каждая сторона, какие ценности она отстаивает (и отстаивает ли).
Еще одна универсальная функция конфликта — интегративная. Кажется, что мы имеем дело с парадоксом: Конфликт способствует интеграции и объединению людей. Возникновение, развитие и, главное, разрешение конфликта объединяет группы и сообщества, способствует гармонизации социальных отношений, моделирует социализацию групп и индивидов, способствуя формированию необходимого баланса в социальном организме. (Поиск единомышленников, единомышленников ведет к объединению людей, то есть к их интеграции).
Конфликт является фактором социальной дифференциации — обратной стороной интеграции. Дифференцирующее воздействие антагонистического конфликта на организм выражается в разделении общества на полярности, на группы, которые конкурируют друг с другом в конфликте.
Одной из общих функций конфликта является стимулирование адаптации к изменяющейся среде. Понятно, что процесс адаптации не обходится без противоречий и конфликтов между старым и новым, устаревшим и зарождающимся.
Конфликты являются движущим механизмом изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя формаций. Они являются гарантией прогресса, поскольку предполагают выявление и преодоление противоречий интересов, ценностей и позиций социальных сил.
До сих пор мы говорили о конструктивных функциях конфликтов. Однако их нельзя отделить от разрушительных последствий, от дисфункции. Объективные последствия конфликта (конструктивные или деструктивные) зависят от многих переменных и в значительной степени от средств борьбы. Насильственные методы ведут к разделению, а не к интеграции. Насильственный конфликт может стать хроническим, антагонистическим конфликтом, даже если раньше он таковым не являлся.
Позитивные (конструктивные) функции конфликта не реализуются, если они а) не разрешаются совместными усилиями противоборствующих субъектов; б) подавляются одной из сторон. Реализация потенциальных позитивных возможностей конфликтов оказывается успешной, если они признаются как значимые, плодотворные, как нормальное состояние общественных отношений.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Тренинг личностного роста как средство активизации творческого потенциала личности
- Гештальт-терапевт
- Основные положения семейной коммуникативной психотерапии — Особенности семейной психотерапии
- Взаимосвязь свойств темперамента и уровня тревожности подростков — Изучение темперамента — история и современность
- Понятие аффекта и его отличительные признаки
- Типы шкал и методы измерения ощущений
- Алгоритмическое мышление — Мышление с точки зрения психологии и педагогики
- Валлон Анри, французский психолог, нейропсихиатр, педагог
- История развития экспериментальной психологии
- Активный метод исследования — Разновидности методов исследований в психологии
Основные «симптомы» развития конфликтной ситуации в семье
Первые признаки конфликта зачастую остаются скрытыми до пикового момента. Как же понять, что необходимо предпринимать какие-либо усилия для предотвращения конфликтной ситуации?
Ни одна конфронтация не возникает беспочвенно. Понятие конфликта подразумевает наличие определенных предпосылок: частых споров, непонимания, молчания и неумения правильно строить диалог. Пример: супруг вернулся с работы расстроенным, нуждающимся в поддержке. А жена, в свою очередь, подумала, что он устал и не «достает» его разговорами, хотя ему сейчас просто необходим диалог с ней. Постепенно недомолвки наслаиваются друг на друга, и между партнерами возникает незримая пропасть, а позже проявляются признаки конфликта:
- Напряженность в общении.
- Резкая реакция на любой раздражитель.
- Попытки вызвать партнера на разговор заканчиваются его уходом в себя.
- Отстраненность от происходящего вокруг.
В итоге из-за своевременно не решенных вопросов в семье образуется конфликтная ситуация, для благополучного разрешения которой обе стороны должны приложить максимум усилий.
Итак, что такое общение детей дошкольного возраста?
Как правило, это длительный, непрерывный процесс, включающий в себя стили, формы общения, а также адресность общения (общение ребенка внутри семьи, со взрослыми, со сверстниками).
Рассмотрим каждую составляющую общения более детально.Формы общения ребят зависят напрямую от их возраста.Современная психология выделяет четыре формы:
Ситуативно-личностная (с рождения до шести месяцев): примерно с 1 месяца малыш начинает поворачивать голову на звук, с 1,5 месяцев улыбаться, а с 3-4 месяцев улыбаться в ответ на улыбку родителей. Это первые проявления общения: ребенок отвечает на звуки и мимику родителей (тех людей, к которым он привык и хорошо знает).
Ситуативно-деловая (с полугода до двух лет): в этом возрасте родитель является образцом для ребенка, помощником, наставником. В любой форме деятельности ребенка он требует присутствия взрослого, его соучастия.
Внеситуативно-познавательная (с двух до пяти лет): специфика данного периода (младшего и среднего дошкольного возраста) заключается в том, что ребенок созрел для общения со взрослыми и отчасти сверстниками. Ребенок тянется ко взрослому, что проявляется и в играх, и в попытках помогать по дому, копировать действия взрослых.Если ребенок посещает детский сад, то в этом возрасте роль воспитателя также является первостепенной (ребенок пытается заслужить похвалу, приносит подарки воспитателю). В этом возрасте ребенка можно назвать «почемучкой», т.к. он постоянно задает вопросы об окружающем мире, явлениях природы, т.е. у него возрастают потребности в познавании.
Внеситуативно-личностная (возраст шести-семи лет): основным средством общения выступает речь, которая позволяет малышу передать, а главное получить необходимую информацию. У детей старшего дошкольного возраста начинают вырабатываться первые навыки коллективного общения, командных игр, сотрудничества. Это высшая степень общения ребенка дошкольного возраста.
Первые две формы (присущие раннему дошкольному возрасту) предполагают невербальное общение, т.е. используя мимику, жесты, прикосновения, улыбку, действия. Речевое сопровождение действий, игр присуще последним двум формам.
Развитие навыков общения целиком зависит от выбора стиля общения взрослыми с ребенком (будь то родители или воспитатель в ДОУ). Стиль общения предопределяет дальнейшее развитие характера ребенка, его инициативность, коммуникабельность, лидерские качества, умение справляться с трудностями.
Что такое конфликт
Конфликт — один из наиболее острых видов решения проблемы в различных отраслях жизни и деятельности людей, столкновение людей или группы лиц на почве пересечения интересов.
Признаки конфликта
Как правило, подобные столкновения имеют три особенности:
- Биполярность — параллельное противоборство и взаимосвязанность, в которых содержится внутренний потенциал спора.
- Активность — борьба, для которой нужен импульс одной из сторон конфликта.
- Субъекты процесса — активные стороны, которые заинтересованы выяснить отношения или решить спор.
Отношение к понятию «конфликт»
Зачастую это явление носит негативный характер и вызывает отрицательные эмоции у людей. Раньше считали, что любой вид противоборства приводит только к плохому. Но в наше время работники сферы менеджмента уверены, что определенные виды конфликта должны присутствовать даже в крупных компаниях, где важны отношения между сотрудниками. В этом деле главное — не потерять контроль над конфликтом.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Поведение человека во время конфликта
Следует знать, каким должно быть поведение в конфликте. Это позволит не допускать ошибок во время вынужденных столкновений интересов, а также воздействовать на соперника (инициатора или другую сторону конфликта). В психологии различаются следующие варианты поведения индивидуума в конфликтной ситуации:
- Уклонительный (пассивный). Используется как на подсознательном уровне, так и осознанно. Особенности конфликтов, в которых используется данный вариант поведения: оппонент не отстаивает свои интересы и интересы группы, он не в силах защитить себя, при этом старается избежать дальнейшего развития конфликта. Специалисты не рекомендуют прибегать к частому использованию пассивного поведения, так как это может привести к снижению самооценки личности. Его применение оправдано лишь в тех ситуациях, где человек, благодаря уклонению от столкновения может добиться успеха, повышения.
- Уступчивый, приспособленческий. Данная форма поведения позволяет пережить конфликты в отношениях не прибегая к полной конфронтации. То есть, когда один из оппонентов уступает во время конфликта в чем-либо другому участнику, это позволяет сохранить отношения на прежнем уровне, снять напряжение и быстро, без потерь, закрыть спор. Однако уступчивость в конфликтной ситуации не дает возможности в полной мере отстоять свое мнение и добиться желаемого.
- Доминирующий (подавляющий). Человек, избирающий доминирование в конфликте, жестко отстаивает свою точку зрения, невзирая на желания и потребности другой стороны. Благодаря чему он с легкостью склоняет соперника к отступлению, вынуждая идти на уступки. Плюсы такой манеры поведения: быстрое достижение желаемой цели, стимулирование личностного роста. Минусы: в связи с постоянным использованием доминирования человек для окружающих становится конфликтной личностью, при этом существенно затрачиваются его психические силы, что может привести к сильнейшему стрессу.
- Компромиссный. Данный вариант поведения позволяет урегулировать конфликт с частичным удовлетворением потребностей обеих сторон. Но все же его частое применение не может гарантировать отсутствия повторения конфликтной ситуации, так как желания оппонентов не удовлетворяются в полном объеме, что может вызвать новую «волну» столкновений.
- Интеграционный (сотрудничество). Представляет собой взаимодействие обеих сторон в разрешении сложившейся ситуации. Такое поведение возможно только при полном анализе того, что такое понятие конфликта, и желании оппонентов добиться желаемого без существенных потерь, с учетом их интересов.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Семья как одна из малых групп, где периодически происходят конфликтные ситуации
Семейные конфликты являются одними из наиболее встречаемых. Согласно статистике, практически каждому члену семьи приходится сталкиваться с непониманием со стороны одного из близких родственников. Причинами развития конфликтов в данной группе индивидуумов становятся:
- Сильные различия в характере и темпераменте как у супругов, так и у детей, родственников.
- Бытовые проблемы. В большинстве случаев у пар конфликтная ситуация назревает именно на почве нехватки денежных средств.
- Неоправданные ожидания. Столкновение возникает в связи с неоправданными надеждами, возлагаемыми на брак одним из супругов.
- Неудовлетворенность сексуальной жизнью.
- Измена. В связи с неудовлетворенностью в сексе часто один из супругов (реже оба) начинает искать тепло и ласку на стороне. Как итог — развитие конфликтной ситуации, приводящей к разрыву. Однако некоторые пытаются добавить «пикантности» отношениям, тем самым спасая их.
- Отсутствие личного пространства. Большинство пар постоянно проводят время вместе, не имея при этом возможности уединиться, что приводит к «отвоевыванию» определенных территорий дома.
- Ревность, обостренное чувство собственности. Некоторым типам людей свойственно чрезмерно опекать своего партнера, ограничивая его общение с противоположным полом, при этом постоянно подозревая супруга в несуществующих изменах. Пример конфликта, развитие которого обусловлено ревностью: один из супругов постоянно читал личную переписку своего партнера, когда же последний увидел это, вспыхнул скандал.
- Злоупотребление одного из партнеров алкоголем и наркотиками, курение.
- Разные взгляды на воспитательный процесс. Если в семье есть дети, то часто конфликт может возникнуть в связи с недовольством одного из родителей по поводу их воспитания другим.
Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей
Подобные виды конфликтов делятся на:
- Конфликты интересов.
- Когнитивные конфликты.
В конфликтах интересов участвуют люди, между которыми происходят разногласия на почве каких-нибудь интересов (двое детей не могут поделить игрушку; супруги, имея в доме 1 планшет или компьютер, хотят пользоваться им в один и тот же момент).
Когнитивные конфликты представляют собой конфликты знаний или мнений. Нередко каждая из сторон пытается убедить своего оппонента в том, что только его взгляды единственно верные: споры или обсуждения, в ходе которых субъекты стараются навязать людям свои взгляды или идеи.