Особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ринолалией презентация

Диагноз ринолалия – характеристика заболевания

Слайд 67. Голосовая функция: а) сила звучания; б) высота голоса; в) тембр

голоса.8. Звукопроизношение. Порядок обследования гласных: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю. Порядок обследования согласных: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, к, г, х, п, б, т, д, ф, в, м, н (их мягкие пары). 9. Слуховая функция: а) состояние физического слуха; б) состояние фонематического слуха, анализа и синтеза. 10. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи. 11. Просодическая сторона речи. 12. Словарь и грамматический строй речи. \13. Письменная речь. 14. Психическое состояние. 15. Заключение о состоянии речи. Примеры формулировок логопедического заключения: открытая, закрытая, смешанная; характер нарушения звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Например, открытая ринолалия, фонетический дефект; открытая ринолалия, осложненная общим недоразвитием речи (III уровень).

Дифференциальная диагностика форм дизартрии

Форма дизартрии Патогенез Симптоматика
Бульбарная дизартрия. При поражении продолговатого мозга
  • разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)
  • паралич или парез мышц  глотки, гортани, языка, мягкого неба
  • нарушается процесс глотания
  • затруднено жевание
  • недостаточная подвижность голосовых складок
  • нарушения голоса (слабый, назализированный)
  • дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения звукопроизношения
  • атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус)
  • речь нечеткая, замедленная
  • амимичность лица
Подкорковая дизартрия При поражении подкорковых узлов головного мозга
  • нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер)
  • наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте)
  • нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет)
  • возникновение артикуляционного спазма
  • непризвольные выкрики
  • нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный)
  • нарушения тембра и силы голоса
  • нарушения интонации
  • нарушения артикуляционной моторики + нарушения голосообразования и речевого дыхания
  • может сочетаться с нарушением слуха
Мозжечковая дизартрия При поражениях в области мозжечка
  • скандированная речь
  • нарушения модуляции голоса
  • трудность удержания артикуляционных укладов
  • неточность движений языка
Корковая дизартрия При очаговых поражениях головного мозга
  • нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата
  • нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов
  • затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую
  • изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются
  • ускоренный темп речи            запинки
  • нет нарушений лексико-грамматической стороны речи
Псевдобульбарная дизартрия Следствие перенесенного органического поражения головного мозга
  • псевдобульбарный парез или паралич, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН
  • нарушения общей и речевой моторики
  • затрудненность сосания, глотания
  • поперхивания, захлебывания при еде
  • слюнотечение
  • нарушение мимики

Легкая степень псевдобульбарной дизартии

  • отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата
  • медленные, неточные движения языка, губ
  • расстройства жевания и глотания невыражены
  • речь замедленная, смазанная
  • чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч
  • звонкие произносятся с оглушением
  • трудности произношения мягких  (средняя часть языка)
  • недоразвитие фонематического восприятия (звуковой анализ)
  • на письме замены: Д-Т, Ч-Ц
  • сохранны структура слова и лексико-грамматическая сторона речи
  • слух и интеллект чаще всего сохранны
  • Средняя степень псевдобульбарной дизартрии
  • наиболее многочисленная группа дизартриков
  • амимичность: не могут надувать щеки, вытягивать губы
  • движения языка ограничены вверх и в стороны, в статическом положении не могут удерживать язык
  • трудности в артикуляционных переключениях
  • мягкое небо малоподвижно
  • назализованный голос
  • обильная солювация
  • затруднено жевание и глотание
  • тяжелые нарушения звукопроизношения
  • малоподвижный язык, губы             нечеткая артикуляция гласных
  • часто смешиваются Ы-И
  • могут быть сохранны звуки: П, Т, М, К, Х, Н
  • Ч и Ц, Р и Л произносятся приближенно с призвуком
  • слабая воздушная струя
  • звонкие согласные заменяют глухими
  • пропуск звуков в конце слова и в стечениях согласных
  • нарушения коммуникативной функции речи
  • ограниченность жизненного и вербального опыта
  • Тяжелая форма псевдобульбарной дизартрии
  • анартрия – глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата
  • маскообразное лицо
  • отвисает нижняя челюсть
  • рот постоянно открыт
  • язык неподвижен
  • большие трудности при жевании и глотании
  • речь нечленораздельна или отсутствует

Проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями

Замечание 1

Речевая патология ребенка – серьезное испытание для его родителей. От того, насколько хорошо они с ним справятся, зависит эффективность семейного воспитания и всестороннее развитие личности ребенка с речевым дефектом.

При обнаружении того или иного речевого дефекта, семья ребенка сталкивается с рядом проблем, которые оказывают отрицательное воздействие на коррекцию речевой патологии и общее развитие ребенка. К ним относятся:

  1. Неадекватное принятие существующих обстоятельств.
  2. Неумение ориентироваться в возникшей проблеме развития ребенка.
  3. Недостаточность педагогической компетентности в области обучения и воспитания ребенка с речевой патологией.
  4. Финансовые трудности.
  5. Изменение социального статуса семьи.
  6. Нарушение психологического баланса семьи.
  7. Изолирование ребенка от социума.
  8. Восприятие социумом семьи и ребенка с речевым нарушением.

Сталкиваясь с новым диагнозом ребенка, родители могут кардинально изменить свое отношение к нему: не воспринимать его, как полноценную личность, а только, как медицинский объект, за которым им необходимо ухаживать. Это развивает проблемы психологического баланса семьи. Отношения между ребенком и родителями, да и между самими родителями меняются. Осложнение взаимоотношений связано со стрессом, эмоциональными реакциями родителей на обнаруженную патологию. Психологические проблемы родителей негативно сказываются на развитии ребенка. Он чувствуют психологическую атмосферу семьи, а поведение родителей, изменившееся отношение к нему, сказывается на его адекватном восприятии себя и своего речевого дефекта.

В некоторых случаях родители не принимают всерьез (или не хотят принимать) наличие у ребенка речевого нарушения. Это приводит к тому, что они не изменяют своего стиля воспитания, не подстраиваются под особые потребности ребенка. В некоторых же случаях родители, напротив, проявляют гиперактивность в деле коррекции речевого нарушения. В их глазах, оно видится гораздо более масштабным и серьезным, нежели реально существующее отклонение. Они направляют все силы и средства на борьбу с ним, используя разные методы и направления деятельности.

Одной из частных, даже самых часто встречаемых проблем, является отношение общества к ребенку с речевой патологией и его семье. Негативное отношение, непринятие, излишнее сочувствие, сопереживание оказывают отрицательное воздействие на семейное воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Родители стремятся изолировать ребенка от социума, чтобы максимально оградить от сторонних взглядов и суждений. Социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии ребенка.

Семья как фактор полноценного развития ребенка с речевыми патологиями

Разнообразные дефекты речи являются актуальной современной проблемой. Количество детей с речевыми патологиями стремительно растет, а также возрастает разнообразие речевых отклонений, и усложняется динамика протекания данных отклонений. В этой связи коррекция речевых дефектов требует новых подходов и новых методик.

Развитие ребенка с речевыми нарушениями имеет свои особенности, которые должны быть учтены в воспитательном и образовательном процессе. Речевые дефекты обуславливают необходимость помещения ребенка в специальные образовательные заведения коррекционного типа, в которых обучение и воспитание реализуется по коррекционным программам, учитывающим наличие и специфику проявления того или иного отклонения в развитии.

Однако, основное воспитание ребенок получает в семье. При наличии у него речевых дефектов, воспитательный процесс приобретает специфичные черты. При этом, семья не меняет своей позиции и остается приоритетным институтом воспитания и развития, социализации ребенка.

Чтобы развитие ребенка с речевыми отклонениями было полноценным, семья должна придерживаться определенной воспитательной позиции, которая выражается следующими характеристиками:

  1. Адекватное принятие речевой патологии ребенка и формирование своего отношения к ней. Родителям требуется выработать адекватную оценку развития своего ребенка и построить систему воспитания в соответствии с ней;
  2. Гибкость семейного воспитания. Родители должны умело оперировать воспитательными методами и приемами, изменять формы взаимодействия с ребенком, исходя из конкретной ситуации развития ребенка и условий жизнедеятельности семьи;
  3. Формирование адекватного отношения ребенка к своему дефекту. Здесь, недопустима попустительская позиция. Нельзя говорить ребенку: «Не переживай, ты не один такой», «Не воспринимай всерьез, проблемы с речью бывают у всех детей», «Кто-то разговаривает еще хуже, чем ты» и т.д. Также, нельзя внушать ребенку, что он неполноценен и ни на что не способен. Родители должны дать понять ребенку, что у него имеется конкретное нарушение, которое требует коррекции. Если над ним работать, то станет возможным полноценная жизнь. При этом, ребенок должен чувствовать, что его дефект не влияет на любовь и заботу родителей;
  4. Развитие мотивации к борьбе с речевым нарушением. Семья должна стать опорой ребенка в борьбе с его отклонениями в развитии. Ребенку необходимо чувствовать поддержку родителей и слышать от них реальную оценку своих успехов в коррекционных занятиях;
  5. Уделение внимания общению ребенка. Проблемы с общением, построением положительных коммуникативных связей — непременный спутник любого речевого дефекта. В этой связи, семья должна уделять достаточное количество времени развитию основ речевого общения и формированию потребности в нем;
  6. Демонстрация правильной речи. Ребенку необходимо слышать правильную речь. родители должны следить за своей речью, исключить употребление ненормативной и жаргонной лексики, строить грамматически верные фразы. Это создает ориентир для ребенка: он стремится подражать речи родных. Если речь будет неверной, неграмотной, то и речевые навыки ребенка будут формироваться неправильно.

Прогноз ринолалии

Прогноз коррекции ринолалии благоприятный, расстройство устраняется при помощи особых упражнений и занятий логопеда. Эффективность преодоления ринолалии зависит от результатов работы хирурга, а также полнотой, качеством и ранним сроком начала работы с логопедом. Систематическая и достаточно длительная коррекция позволяет предполагать положительную динамику в течение заболевания. При этом материал, предназначенный для коррекции, должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным и понятным для восприятия. Результативность лечения зависит от следующих факторов:

  • особенностей личности ребенка и сохранности интеллекта;
  • наличия сопутствующих патологий;
  • степени компенсаторных возможностей;
  • насколько своевременно начата коррекция;
  • качества проведенных хирургических вмешательств.

Определяющее значение имеет речевая среда и готовность родителей помогать ребенку всеми доступными способами. Результаты работы могут оцениваться по степени нормализации речевой функции и по отсутствию назального говорения. Систематическое выполнение всех назначений врачей и логопедические занятия позволяют рассчитывать на хорошие результаты лечения. Функциональная ринолалия имеет весьма благоприятный медицинский прогноз.

Упражнения для щек и губ:

1) надувание обеих щек одновременно;2) надувание щек попеременно;3) втягивание щек в ротовую полость между зубами;4) сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение (челюсти сомкнуты);5) оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх-вниз обнажая оба ряда зубов;6) «хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях;7) оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;8) вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;9) вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);10) втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам при широко раскрытых челюстях;11) имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);12) вибрация губ;13) движение губ хоботком влево-вправо;14) вращательные движения губ хоботком;15) сильное надувание щек (воздух губами удерживается в ротовой полости).Упражнения для языка:1) высовывание языка лопатой;2) высовывание языка жалом;3) высовывание распластанного и заостренного языка поочередно;4) поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;5) поднимание и опускание задней части языка — кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень то поднимается вверх, то опускается вниз;6) присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;7) высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;8) присасывание языка между зубами, так что верхние резцы «скоблят» спинку языка;9) круговое облизывание кончиком языка губ;10) поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте.

Ринофония, определение, причины, виды.

Ринофония – гнусавый оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления выдыхаемой струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, либо расстройств функции мг и ТВ неба.

Существует два вида ринофонии: открытая и закрытая.

Первая может быть врожденной, если малыш появился на свет с укороченным мягким нёбом. Однако иногда проблема связана с инфекционным заболеванием типа дифтерии или гриппа, осложненным параличом или парезом нёба. Приобретенная ринофония может появиться и после того, как малышу удалят глоточные миндалины: послеоперационные рубцы стягивают нёбо и ограничивают подвижность.

ринофония открытая – при которой имеет место патологическая назализация всех ротовых звуков, слабый и сдавленный голос.

Ринофония закрытая – при ней носовые согласные приобретают резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Оргническая врожденная открытая ринофониявозникаеи при укорочении мг неба при этом соотношении ТВ и мг неба (3:1 или 4:1) норма – 2:1. Это следствие открытой ринолалии, проявляющееся нарушением тембра голоса без фонетических дефектов.

Приобретенная органическая открытая ринофония возникает при прибретенных парезах, параличах мг неба, миостении, перфорациях, свещах неба из-за ранений, туберкулеза, сифилиса. Часто открытая ринофония отмечается при периферических и центральных парезах, параличах мг неба после дифтерии, гриппа, при поражении ветвей языкоглоточного и блуждающего нервов, при ранении или давлении опухоли.

Причины возникновения ринофонии различны. Одной из причин можно назвать психические травмы, испуг, страх. При этом ринофания носит преходящий характер. Другой причиной является вялая артикуляция у ослабленных детей, у которых мягкое нёбо не дотягивается до задней стенки глотки.

часто причина ринофонии являются последствия перенесенных заболеваний: постдифтеринный паралич нёба, удаление аденоидов, опухолей носоглотки и т.д. Снижение слуха (неточная артикуляция) также может послужить причиной возникновения ринофонии. Причины органической закрытой ринофонии — различные болезненные процессы в носоглотке — аденоиды, полипы, фибромы, искривления носовой перегородки, быстрый воспалительный отек слизистой носа во время насморка, атрезия хоан и др.

В речевом акте можно рассматривать 3 связанные друг с другом функции:

1)образование воздушной струи;

2)голосообразование (фонация);

3)образование звуков речи (артикуляция).

Воздушная струя, необходимая для образования голоса и звуков речи, возникает в процессе дыхательного акта, именно в фазе вдоха. В связи с этим описание деятельности речевых органов целесообразно начинать с процесса дыхания.

При вдохе происходит расширение грудной клетки вперед, в стороны, вверх и вниз. Это расширение осуществляется благодаря действию вдыхательных мышц, главным образом наружных межреберных мышц и диафрагмы.

При расширении грудной клетки происходит также увеличение объема легких, т.к. в силу наличия отрицательного давления в плевральной полости легкие пассивно следуют за стенками грудной клетки. При этом легочные альвеолы наполняются воздухом, поступающим из атмосферы через дыхательные пути.

Для осуществления спокойного вдоха достаточно одного лишь расслабления вдыхательных мышц. Стенки грудной клетки при этом спадаются, диафрагма поднимается, а легкие в силу эластичности стенок альвеол уменьшаются в объеме и выталкивают содержащийся в них воздух через дыхательные пути наружу. Форсированный (усиленный) выдох происходит при участии выдыхательных мышц, т.е. мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц.

При обычном спокойном дыхании вдох и выдох производятся через нос. Приходя через полость носа, вдыхаемый воздух, благодаря извилистости носовых ходов и наличии ворсинок в мерцательном эпителии слизистой оболочки носовой полости, очищается от пыли и микробов, увлажняется и согревается.

Гимнастика мягкого нёба

1. Глотание воды или имитация глотательных движений. Детям предлагают попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать воду из пипетки — по нескольку капель. Глотание воды маленькими порциями вызывает наиболее высокий подъем мягкого нёба. Большое количество следующих друг за другом глотательных движений удлиняет время, в течение которого мягкое нёбо находится в положении подъема.2. Позевывание при открытом рте.3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.4. Покашливание. Это очень полезное упражнение, так как покашливание вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Прикоснувшись рукой к гортани под подбородком, ребенок может ощутить подъем неба.Описанные выше упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после операции. Их следует проводить постоянно в течение длительного времени. Систематические упражнения в дооперационном периоде подготавливают ребенка к операции и сокращают сроки последующей коррекционной работы.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе при произношении звуков речи. Если для носовых звуков носовой резонанс отсутствует — звучат как ротовые «б», «д» или как «мб» (вместо «б»), «нд» (вместо «д»). При закрытой ринолалии меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный, мертвый оттенок.  

Причины закрытой ринолалии

Причина закрытой ринолалии — органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. Органические изменения это следствие болезненных явлений в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание (хроническая гипертрофия слизистой носа, главным образом — задних нижних раковин, полипы в носовой полости, аденоидные разрастания, изредка носоглоточные полипы и др.). Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей чаще и возникает при достаточной проходимости носовой полости.

При нормальной фонации происходит затвор между ротовой и носовой полостями и голосовая вибрация проникает только через ротовую полость. Если разделение с ротовой полостью неполное, вибрирующий звук проникает и в носовую полость. В результате нарушения преграды между ротовой и носовой полостями увеличивается пространство голосового резонанса. При этом изменяется тембр гласных «и», «я», «у», при артикуляции которых ротовая полость сужена. Менее ринофонически звучат гласные «е» и «о», и меньше остальных нарушена гласная «а», так как при произношении «а» ротовая полость раскрыта.

Список источников информации

1.Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. — СПб.: Гиппократ, 2000. — 136 с.

2.Васильева Е. Е. Ринолалия: Учебное пособие. – Ярославль, 2007.

3.Васильева Т. В. Формирование лексики младших школьников с ринолалией : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 : Екатеринбург, 1998.

4.Волосовец Т.В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореферат дисс. ….канд. пед. наук. — М., 1995.

5.Врожденные расщелины губы и неба. — М., 1964.

6.Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи детей от О до б лет — М Айрис-пресс, 2003.

7.Герасимова А. С., Кузнецова В. Г. Школа раннего развития — М,: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

8.Городилова В.И., Кузьмина Н.И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. — М.: Просвещение, 1961.

9.Дмитриева А.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л. и др. Фониатрия и фонопедия. – М., 1990.

10.Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. — М., 1960.

11.Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М.: Просвещение, 1984. — 143 с.

12.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. — 95 с.

13.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

14.Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды. М.: АРКТИ, 2005.

15.Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2003.

16.Набойченко Е.С. Психологическое сопровождение развития детей и подростков с атипичными особенностями внешности : автореф. дис. … докт. псих. наук : 19.00.07. – M., 2009.

17.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.

18.Соболева Е.А. Ринолалия. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 126 с.

19.Соломатина Г. Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования и коррекции. – M.: Сфера, 2005.

20.Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.

21.Фониатрия и фонопедия/Под ред. Дмитриева Л.Б. — М.: Медицина, 1990.

22.Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М.: Педагогика, 1969.

23.Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореферат дисс. ….докт. пед. наук. — М., 1987.

24.Чистоградова И. А. Особенности формирования эмоциональной и мнестической сфер у детей с врожденной расщелиной губы и неба // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 7-13.

25.Чистоградова И. А. Особенности психического развития детей с врожденной челюстно-лицевой патологией // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. – М., 2002.

26.Чистоградова И. А. Особенности становления эмоционально-ценностного компонента Я-концепции у школьников с врожденной челюстно-лицевой патологией: диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.10.- Москва, 2007.

список литературы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: