Открытый урок: инструкция для учителей

Формы методической работы с педагогами

Выбор формы

А вот это и в самом деле трудный вопрос. Что предпочесть: провести обычный урок или нестандартный? Весь урок отрабатывать один общий сценарий или сменить несколько приемов и технологий?

Ответ на этот вопрос может дать только сам учитель, опираясь на многие факторы.

Урок-концерт, урок-игра, митинг, дискуссия, телемост, конференция, суд и т.д., безусловно, более зрелищны, нежели обычные уроки. Они вызовут интерес и у школьников, и у гостей. Но прежде чем решиться на проведение такого мероприятия, надо ответить себе на пару вопросов.

  • Кто адресат вашего урока? Одно дело, если вы хотите порадовать интересной разработкой унылых коллег и администрацию. Другое — если вы даете урок в рамках аттестации. Подготовить и провести нестандартный урок намного сложнее, а у проверяющих останутся сомнения в том, владеете ли вы самыми обычными и необходимыми для педагога технологиями.
  • А готовы ли вы сами проводить такой урок на публику? Не растеряетесь ли, если увидите неприятие и осуждение на лицах гостей? Не напугаются ли дети? Ведь такой урок — творческий акт и для учителя, и для ученика. Не всем комфортно творить на глазах у зрителей.

Если ответы на эти вопросы вас удовлетворили, смело берите нестандартную форму. Если нет, предпочтите комбинированный урок. На нем вы сможете продемонстрировать с десяток интересных приемов и миниатюрных игр, так что ни у кого не возникнет сомнений в вашей педагогической эрудиции и творческом настрое.

Например, в ходе проверки домашнего задания можно провести игру «Письмо в бутылке» или использовать приемы «Концептуальная таблица», «Общее — уникальное», «Шесть шляп» и т.п. Затем перейти к новой теме, используя прием «Удивляй!» или другую методику проблемного обучения. 

Для закрепления материала использовать составление алгоритма, «Интеллектуальный ринг», «Денотатный граф», «Синквейн» и тому подобное.

Неплохо еще и домашнее задание дать нестандартное, а творческое и, если возможно, предполагающее вариативность.

Можно ограничиться одной-двумя необычными технологиями, остальное провести в традиционной манере.

А если вы проводите урок-обобщение изученного или даже зачетный по теме, то можно использовать не только элементы множества технологий, а еще различные игры: фонетические и морфемные шарады, «третий лишний», различные эстафеты, ассоциативные загадки и прочее.

Главное правило здесь одно: какой бы прием вы ни выбрали, он должен быть отработан хотя бы в какой-то степени на предыдущих уроках. Не стоит надеяться, что дети легко и без проблем включатся в незнакомую игру на глазах у изумленной публики. Они и так растеряны, а тут еще непонятное новое задание: «Кошмар! Не справлюсь! Осрамлюсь перед всеми!». И вот учитель с энтузиазмом играет, а «народ безмолвствует» более или менее испуганно.

Партнеры

Ваши партнеры — это ученики. Они призваны вам подыграть и помочь вам показать, на что вы (и они, конечно) способны. Но они очень волнуются и, может быть, даже боятся директора или чужих людей на уроке. А на вас ложится груз сделать так, чтобы ребята перестали нервничать и стесняться и начали продуктивно работать.

Главное правило: не репетируйте с классом! Постановочный урок всегда узнается, дети сонно бубнят, а не радостно открывают для себя новое, да вы и сами уже «перегорели». Это не касаясь нравственного вопроса о том, как вы объясните необходимость репетиций ребятам.

Вы же знаете класс! Вы выбрали его, наверное, а если и нет (например, администрация посещает пятые классы или выпускные), то учеников себе в помощь вы выбрать можете и должны.

Прикиньте, кто не побоится ответить при всех у доски, кого надо спросить с места, а кого лучше вообще не трогать, не то он с перепугу такого нагородит!

Обдумайте, какие технологии будут выигрышно смотреться именно в этом классе, опробуйте несколько и выберите лучшие. Не рассчитывайте на одного какого-нибудь ученика. Вдруг он заболеет? У вас должно быть готово что-то на замену.

Лучше руководить хором, а не группой солистов. Любой ребенок может оказаться не в духе, но вы об этом можете и не догадываться, пока он не начнет отвечать невпопад или вообще замкнется. Но из общей массы кто-нибудь да спасет положение.

Как и зачем в нашей школе проходят открытые уроки для родителей

23-10-2023

С 16 по 20 октября в школе проходили открытые уроки для родителей. Мы попросили рассказать педагогов, как всё было.

«Открытые уроки не репетируются, они живые»

«Открытые уроки для родителей проводятся в нашей школе впервые, – рассказала заместитель директора школы SOFT Анна Артемьева, — Их цель – показать родителям особенности развивающего обучения, реализуемого в нашей школе. Особенности взаимодействия детей друг с другом и учителем, особенности оценивания, особые подходы к изучению нового.

Открытые уроки не репетируются, они такие же живые, с определенной долей спонтанности, как и все остальные уроки».

«Если видна живость детской мысли – значит, урок не заготовленный»

«Я всегда говорила и буду говорить, что у меня каждый урок – открытый, потому что он случился, он чему-то научил ребенка, и ему есть место в деятельности учителя и в деятельности детей, – говорит учитель начальных классов частной школы SOFT Елена Иванкова, – каждый раз всё по-новому. Ребенок может сделать на уроке вдруг что-то такое, что никогда не повторит другой. В этом ценность вклада каждого ученика в свой личностный рост и его вклада в конкретный урок. Это большая радость видеть, когда дети творят, когда они думают, когда у них мысли кипят – и это видно по напряженным спинам, по наклону головы, да даже по тому, как шевелятся уши!

А есть уроки-действия, где четко прослеживаются практические навыки детей, которые проявляются в нестандартных ситуациях. Если видна живость детской мысли – значит, урок не заготовленный, хотя при этом он, безусловно, имеет под собой некоторую базу.

Наши открытые уроки по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова только такие, и подготовка к ним, конечно, совершенно другая. Она не в том, чтобы прошерстить заготовленный сценарий с детьми, а в том, чтобы простроить исследовательскую базу ребенка и сделать ее настолько прочной, чтобы ему было на чем строить новое поле и генерировать идеи. И это происходит в принципе на любом уроке по системе развивающего обучения».

«Я всегда провожу открытые уроки по обычной программе, специального сценария нет»

«Я всегда провожу открытые уроки по обычной программе, как и должно быть в этот день. Специального сценария нет. Отличие лишь в том, что присутствуют зрители – родители, – рассказала учитель английского Юлия Ильева, – Такие уроки дают родителям понимание, как ребёнок ориентируется в материале. И, конечно же, виден стиль работы учителя.

Сначала мы обсуждали тему роботов в музее Токио, потом смотрели видео и параллельно делали задание на понимание на ковре, там же сидели и говорили о том, кто, как и что понял. После этого вернулись за парты и в парах искали правильные характеристики увиденных роботов, проверяли друг друга и оценивали сложность задания по волшебным линеечкам, заполняли диаграмму, анализируя свои умения и умения робота и сравнивали схожесть и отличия. Наконец, рисовали своего робота, по схеме из двух предложений описывали его письменно и презентовали их классу».

Олеся Салунова

Фото Алексея Молчановского

Выбор темы

Этому вопросу следует уделить максимальное внимание. Конечно, опытный учитель может провести урок на любую тему, и он будет интересным и «смотрибельным»

Но если есть возможность выбрать, пренебрегать ею неразумно.

Итак, тема. Она в любом случае не должна быть слишком трудной и громоздкой, так что львиную долю времени урока учителю придется объяснять материал и контролировать его понимание. Причем неминуемо возникнет неудобная ситуация: наиболее сообразительные дети уже поняли, до средних начинает доходить, а человека два-три сидят с тоской в бессмысленном взоре. Дать индивидуальные задания чревато: материал объяснен, но не отработан, так что результаты могут и не порадовать. Любой выход из этой ситуации невыгоден для педагога.

Что можно придумать?

  • Взять новую тему, но несложную и увлекательную. Детям будет интересно, глазки загорятся, стеснение от того, что на уроке посторонние, отойдет на второй план — а вам того и нужно!
  • Провести урок закрепления материала. Разумеется, на предыдущих уроках необходимо добиться хорошего понимания материала. Минус тут один: особого оживления от детей ждать не приходится; особенно скучать будут хорошо успевающие, а ведь они должны стать вашей козырной картой!
  • Выбрать урок контроля изученного и нестандартную форму проведения. Все мы знаем несколько превосходных вариантов: урок-конференция, урок-концерт, урок-суд и тому подобное. Можно и что-то новое найти в интернете или подсмотреть у коллег. Но «обкатать» форму следует заранее. Удобно и то, что можно использовать множество разных приемов, индивидуальную работу чередовать с парной и групповой. То есть показать все свое мастерство и многообразие освоенных вами технологий.

Очень хорошо, если вы сумели подгадать к теме, которая вам самому особенно нравится. Тогда глаза загорятся не только у детей, но и к вас, и волноваться вы будете меньше. Но это уж как повезет — иногда учитель не может выбрать даже неделю, на которой он проведет урок, не то что дождаться любимой темы.

Как провалить открытый урок?

Осведомлен — значит вооружён! Поэтому давайте поговорим об ошибках:

  • Частая ошибка — перенасыщать урок методическими приемами, информацией, заданиями и прочим. Остановите желание показать всё и сразу. Поверьте, 40 минут — это не то время, в которое можно запихнуть все навыки, полученные за годы обучения и работы. Это нереально и совсем не нужно. 
  • Из первой рассмотренной ошибки вытекает следующая — избыточность содержания. Лучше основательно проработать 3-4 позиции урока, чем предоставить на суд недоделанные 10-12. В приоритете — качество, а не количество. Как мы с вами видим стоя у доски, что делают наши ученики на последних партах, так и мы как на ладони у коллег-проверяющих. 
  • И третья ошибка — это волнение. Да, именно так. Все мы волнуемся, даже самые опытные педагоги. Но нам стоит работать над своими эмоциями, как это делают хирурги или пожарные. Волнение видно со стороны, и оно же сбивает ваши мысли, ход речи, появляются ошибки в предложениях. Вдохните и выдохните. Еще раз! И еще раз. И сделайте шаг навстречу своему вдохновляющему открытому уроку.

Гин Светлана Ивановна

Гин Светлана Ивановна — учитель начальных классов квалификационной категории «учитель-методист», доцент кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Отличник образования Республики Беларусь, лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся.

В 1989 году окончила педагогический институт по специальности «учитель начальных классов». В 1990 году прошла обучение по ТРИЗ-педагогике и начала проводить занятия по развитию творческого воображения с учащимися начальных классов (с детьми различного уровня подготовки: от классов индивидуального внимания до классов ускоренного обучения). С 1997 года — руководитель творческой группы воспитателей детских садов и учителей начальных классов, использующих в своей работе элементы ТРИЗ. Учитель экспериментального класса по использованию методики ТРИЗ в преподавании общеобразовательных предметов (1999-2005 гг.; 2005-2009 гг.), руководитель республиканского экспериментального проекта по психолого-педагогическому сопровождению младших школьников с высоким уровнем учебной мотивации (с 2012 г.).

Провела более 50 авторских семинаров для учителей начальных классов различных регионов Беларуси, России, Украины. Более 80 публикаций в российских и белорусских периодических изданиях: газеты «Первое сентября», «Аргументы и факты», «Настаўніцкая газета»; журналы: «ТРИЗ», «Адукацыя і выхаванне», «Народное образование», «Пачатковая школа», «Сельская школа», «Школьные технологии» и др., сборник «Педагогика + ТРИЗ».

Автор книг «Первые дни в школе», «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», «Занятия по ТРИЗ в детском саду», «Зачетные работы по математике и русскому языку, 2-4 классы»; автор программы факультативных занятий «Развитие творческих способностей» (рекомендована Министерством образования Республики Беларусь, 2006 г.). программы факультативных занятий «Математическая радуга» (рекомендована Министерством образования Республики Беларусь, 2010 г.).

Автор образовательного проекта «Качественное образование — это формирование креативности младших школьников» — победителя республиканского конкурсе профессионального мастерства «Учитель года — 2006», член жюри международного конкурса детских проектов «Я —исследователь» (г. Москва, 2005 г.), член совета республиканского клуба финалистов конкурса профессионального мастерства «Хрустальный журавль», ведущий сотрудник международной Лаборатории «Образование для Новой Эры».

Контакты: [email protected]

Что такое открытые занятия в детском саду?

Жизнь детей в детском саду — это, конечно, не только праздники, но и будни. Каждый день ребенка мы стараемся сделать ярким, запоминающимся. В рамках реализации годового плана педагоги МБДОУ «Детского сада «Подснежник» с 24 по 27 января провели открытые занятия образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

  1. Открытое занятие – это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
  2. На открытом занятии педагог показывает коллегам свой позитивный или инновационный опыт, по реализации методической идеи, применения конкретного методического приема или метода обучения.

Открытые занятия образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт. Воспитатель высшей квалификационной категории Негина Ирина Семеновна провела занятие по развитию речи в старшей группе — «Путешествие в Зималандию».

  • Дети в игровой форме спасали девочку Снежку от колдовства «Снежной королевы»: учились отвечать на вопросы, подбирали родственные (однокоренные) слова, тренировались в согласовании существительного с глаголом и с прилагательным, учились составлять простое распространенное предложение.
  • Участвовали в словесно – речевых играх, учились работать в команде, развивали умение поддерживать беседу.

Обобщали и систематизировали знания о зиме, зимних явлениях, об изменениях в животном мире. Образовательную деятельность по теме «Обитатели леса» во второй младшей группе, провела воспитатель первой квалификационной категории Сергеева Светлана Николаевна.

Что такое открытое занятие?

Как провести открытое занятие в детском саду Открытое занятие — одна из самых эффективных форм организации учебного процесса в дошкольных учреждениях. На таком занятии педагог может поделиться с коллегами, родителями и другими присутствующими самостоятельно разработанными способами преподавания и взаимодействия с детьми.

В отличие от обычного занятия, открытое мероприятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать присутствующим. Определение цели открытого занятия Точная формулировка цели — то, с чего нужно начать подготовку открытого урока.

Цель открытого занятия — ожидаемый результат, который заранее определяется воспитателем.
При постановке задач используется принцип «здесь и теперь».
Он обозначает, что все участники концентрируют внимание на процессах, которые происходят с ними в конкретном месте и в конкретное время, для достижения наилучшего результата.

Первый шаг — формулировка методической цели. Она способна отразить основную методику проведения открытого занятия. Этот шаг позволит:

  • объективно проанализировать занятие;
  • прорефлексировать, подвести итоги работы воспитателя;
  • оценить правильность использования тех или иных методов и приёмов организации занятия и т.д.

Примеры методических целей:

  • Методика использования ИКТ в решении практических задач.
  • Методика организации самостоятельной работы воспитанников.
  • Активизация познавательной деятельности на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом и т.д.

В зависимости от методической цели воспитатель подбирает необходимый учебный материал, который поможет в её достижении. Второй шаг — определение триединой цели урока. Её компоненты:

  • обучение;
  • развитие;
  • воспитание.

Триединая цель направлена на формирование у детей знаний и практического опыта. Воспитатель должен конкретизировать её под тему и предметную направленность урока. Формулирование целей и задач на трёх уровнях Первый уровень формулирования целей и задач — общий. Примерно он выглядит следующим образом:

  • Дать представление о X.
  • Познакомить с Y и т.д.

Второй уровень — непосредственно теоретический. Возможные формулировки для него:

  • Изучить Z.
  • Повторить X.
  • Обобщить знания о Y и т.д.

Наконец, третий уровень — практический. Он основан на формировании фундаментальных навыков. Пример:

Из чего состоит открытый урок

Инструкцию к открытому уроку я сравню с мифической моделью Земли, которая покоится на трех слонах, которые стоят на черепахе.

Первый слон — тайминг. Это время изложения материала, пояснений вопросов и ответов. Учитель, несомненно, должен уметь владеть временем. В своем сценарии урока необходимо обозначить, сколько времени будет уходить на каждый этап урока. Это позволит сохранить динамичность.

Второй слон — эмоциональная атмосфера в классе. Проявляют ли ученики желание работать? Легки ли они на подъем? Дружелюбны или более скрыты?

Третий слон — методика преподавания и владение материалом. Голос, жесты, мимика, интерактивность, передвижения по классу, визуальный контакт — это важно для качественного проведения всех типов уроков. Что же олицетворяет черепаха? Базис

Симбиоз планирования, подготовки и репетиции открытого урока

Что же олицетворяет черепаха? Базис. Симбиоз планирования, подготовки и репетиции открытого урока.

Инструкция по подготовке

Начинаем свою подготовку к открытому уроку с простых шагов:

  1. Выберите тему. Она не должна быть сверхсложной! У учителей часто возникаетнепреодолимое желание продемонстрировать свой профессионализм во всей красе. Но все-таки лучше сделать упор на качественный и комфортный материал. С материалом, в котором вы как рыба в воде, вы свободнее проведете свой открытый урок, и тем самым продемонстрируете больший профессионализм. И не забывайте, что тема должна быть комфортной в том числе для учеников, которые будут одними из действующих лиц вашего урока.
  2. Предварительно поработайте с классом. Можно провести небольшое тестирование с ребятами: знание основ предмета и предыдущих тем, психологическая диагностика класса. Под психологической диагностикой понимается выявление холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. После этого вы сможете заранее спланировать, на какие группы будете делить учеников, подготовить персональные задания. Спланируйте, кто будет отвечать у доски, кого лучше спросить с места, кому дать письменное задание. Также не включайте в урок типы заданий, которые мало знакомы ученикам: уйдет больше времени на избыточные объяснения. 

Но не натаскивайте своих учеников специально! Урок должен быть живым, с «горящими» от интереса глазами ребят.

  1. Перевоплотитесь в проверяющего. Подготовьте самоанализ урока. Насколько эффективен каждый этап урока? Есть взаимосвязь целей урока с примененными вами методами и педагогическими приемами? Приведите аргументы. Тем самым вы сами заранее поймете, что удастся воплотить в открытом уроке, а что потребует доработки.
  2. Составьте план проведения открытого урока. По классике нашей профессии в нем должны присутствовать все необходимые этапы: отметить в журнале отсутствующих в классе, проверка домашнего задания, актуализация, основная часть урока, рефлексия, выставление оценок, задания на дом.

Что же касается основных этапов, то здесь все зависит от особенностей предмета, который вы преподаете, а также формы и задач открытого урока. Приведем несколько общих рекомендаций.

  • Динамика. Вы подхватываете всех, кто находится на вашем уроке волной и несете от начала и до конца по бархатным лучам интересной темы вашего любимого предмета. В классе не должна висеть тишина! Пока одна группа учеников выполняет задание (разобрать схему, привести соответствие, заполнить таблицу), другая — работает у доски. А вы дирижируете этим прекрасным оркестром!
  • Цели урока. Подробно, с расставленными акцентами. Ваши цели — это составляющие урока, которые необходимо объединить в единую форму.
  • Нестандартная форма урока. Это может быть мини-игра, урок-путешествие, урок-дебаты, урок-диспут, урок-конференция, урок-аукцион, урок-суд, небольшой спектакль, КВН… Их так много уже накопилось в нашей педагогической практике! Несомненно, такие уроки позволяют вместить все необходимые этапы, смотрятся ярче, показывают ваш профессионализм, знание предмета и умение руководить процессом.

Разберём на примере урока-путешествия по кровеносной системе человека. Вы определяете цель, задачи, тип урока. Подбираете оборудование и материалы. Создаете сценарий урока. Вы отправляете учеников на первую станцию с интересными фактами о кровеносной системе, вводите небольшую интригу, на следующей станции ребята расшифровывают запутанный текст, на третьей станции работают со схемой или макетом кровеносной системы, на следующей станции работают с терминами, на пятой — самостоятельно строят логические цепи по кругам кровообращения, где у ребят приходит момент озарения. На последних станциях ученики рассказывают стихи и участвуют в мини-викторине. Поклон — все аплодируют.

Недостатки открытого урока

Несколько десятилетий назад открытые уроки проводились значительно чаще, чем сейчас. Это связано с некоторыми недостатками такой формы аттестации.

  • Волнение. Любая проверка всегда волнительна для всех ее участников. Учителя переживают о качестве своей работы и мнении комиссии, а ученики испытывают дискомфорт от присутствия посторонних людей в аудитории. Это может привести как к пониженной активности, так и к гиперактивности. Кроме того, ученики могут смущаться отвечать, боясь дать неправильный ответ и подвести учителя.
  • Снижение эффективности. Дискомфорт учеников приводит к тому, что ухудшается восприятие информации. Велика вероятность, что то, что было пройдено на открытом уроке, придется изучать заново, потому что и дети, и учитель больше сконцентрированны на правильности поведения и соответствии плану, чем на реальном качестве работы. Учителя часто допускают ошибку и перегружают открытое занятие учебными материалами, используя и таблицы, и музыку, и видео, и конспекты, и раздаточный материал в рамках всего лишь одного 40-минутного урока. И пусть выглядит всё это ярко и интересно, реальный результат может не соответствовать первому впечатлению
  • Подготовленность. Открытое занятие, если о нем известно заранее, всегда подготовлено качественнее, чем обычное. Иногда доходит до того, что учителя репетируют вопросы и ответы с учениками. Естественно, по такому занятию нельзя судить о работе педагога и применяемых методиках, ведь есть вероятность, что остальные уроки проходят совершенно по-другому.
  • Необъективность оценки. Члены аттестационной комиссии чаще всего не знают особенностей класса или группы, поэтому действия учителя не могут быть объективно оценены как обоснованные. Например, излишнее «разжевывание» материала может быть оценено комиссией как отрицательный момент, даже если класс действительно нуждается именно в таком подходе.
  • Отсутствие самоанализа. Аттестационные открытые уроки оцениваются комиссией, а сам педагог обычно не принимает участия в анализе занятия. Таким образом, мероприятие теряет свои возможные положительные аспекты в виде пользы для профессионального развития, поскольку педагог не анализирует свои действия, а лишь получает готовую оценку от комиссии.

Стадии прохождения практики в начальной школе

Педагогическая практика в начальной школе реализуется в несколько стадий:

  1. Ознакомительная стадия. Происходит ознакомление студента с его работой и ее особенностями. Руководитель практики составляет план деятельности практиканта на определенный период, готовит конкретные мероприятия, которые должны быть реализованы, знакомит студента со схемой прохождения учебных занятий. Студенту дается понимание о целевом назначении практики, предоставляется инструкция по ее прохождению. Происходит ознакомление с инструкцией по технике безопасности, проводятся консультационные занятия с другими педагогами. Студент оформляет дневник прохождения практики и знакомится с правилами его заполнения.
  2. Деятельностная стадия. Студент переходит к реальным действиям. Он посещает уроки других педагогов начальных классов данного учебного заведения, анализирует их работу, перенимает какие-то приемы общения и преподавания, изучает организацию внеклассной работы и начинает свою практическую деятельность с проведения внеклассных мероприятий. Это позволит студенту лучше узнать учащихся, установить с ними контакты. Затем, студент приступает к планированию проведения собственного учебного занятия, проводит их. Студент готовит для учащихся домашнее задание и проверяет его, собирает тетради для проверки работы учащихся на уроке, анализирует индивидуальные потребности каждого учащегося и выявляет тех, с которыми требуется провести дополнительные занятия, консультации, беседу во внеурочное время. Кроме того, в течение рабочего дня необходимо посещать группы продленного дня для наблюдения за учащимися своего класса, которые посещают их и оказания им помощи.
  3. Заключительная стадия. На этой стадии студенту необходимо подготовить отчет по практике, полностью заполнить дневник практики, подписать и заверить все документы. Практикант делает анализ прохождения своих учебных занятий и внеклассной работы, предоставляет на проверку конспекты своих занятий, составляет отчет о проведении родительского собрания и его итогах. В завершении проводится заключительная конференция по практике, на которой подводятся итоги практической деятельности студента.

Рисунок 1. Примерная схема педагогического дневника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Отчет о педагогической практике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Что такое открытый урок?

Открытый урок или открытое занятие – это многогранное мероприятие, которое направлено не только на оценку педагога аттестационной комиссией, но и позволяет учителю поделиться своими педагогическими приемами и опытом ведения занятий с коллегами.

Как правило, открытый урок включен в программу и проводится в рамках учебного плана и отведенных на дисциплину часов. Никаких ограничений темы или наполнения занятия нет.

Перед проведением открытого урока составляется план. Он включает в себя общую информацию о предмете, дате и времени проведения урока, теме, аудитории и классе или группе, которые будут задействованы. Далее педагог формулирует методическую цель урока: то, что он хочет продемонстрировать, например, некий инновационный педагогический метод. Также указываются 3 цели урока, образовательная, воспитательная и развивающая. После этого педагог составляет план-сетку урока, где обозначаются основные этапы занятия и время, отведенное на них.

Как правило, указываются раздаточные материалы, пособия, программы и электронные ресурсы, которые планируется задействовать на занятии.

Открытый урок по своему содержанию ничем не отличается от обычного. Единственное различие состоит в том, что на нем присутствуют члены аттестационной комиссии. Их задача – оценить уровень мастерства преподавателя и дать комментарии и рекомендации. Как правило, для этого используются бланки с критериями оценивания. Комиссия оценивает как личные качества преподавателя и его взаимодействие с аудиторией, так и профессиональные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: