Наследственность и среда

Исследования роли наследственности и среды

Высшие психические функции, характерные лишь для человека, опосредованы знаком и предметной деятельностью. Они представляют собой содержание культуры. Для того чтобы ребенок мог его присваивать, требуется вступление в особые отношения с окружающим миром: не приспособление, а активное присвоение опыта прошлых поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, которые являются носителями культуры.

Вклад наследственности и среды пыталась выявить генетика, которая проводила анализ различных видов дисперсии значений признака. Тем не менее, не любой признак становится простым и фиксируется одной аллелью (парой генов, где присутствует доминантный и рецессивный).

Наследуемость признака показывает наличие корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не сходство абсолютного значения показателей. Так, в результате исследований обнаружили сходство характеристик темперамента биологических родителей и их детей, отданных на усыновление. Скорее всего, в приемной семье дети будут испытывать на себе воздействие общих и различающихся средовых условий. В итоге по абсолютным показателям они становятся одновременно похожими на приемных родителей. Здесь, тем не менее, не будет отмечаться корреляция.

ПРИРОДА И ВОСПИТАНИЕ

Генетика поведения, наверное, еще внесет вклад в понимание
воздействия среды на развитие. В специальный выпуск журнала «Американский
психолог» 1979 г., посвященный детям, была, например, включена статья по
генетике поведения, в которой обсуждалось значение того факта, что членов семьи
объединяет не только среда, но и наследственность: «в сущности, в семьях
обнаруживается смесь влияния наследственности и среды, так что нельзя с
определенностью сказать, что явилось причиной наблюдаемых результатов»
. Недавние исследования показали, что
наследственность может управлять созданием особой для каждой семьи среды
и, кроме того, опосредовать связи между этой средой и результатами
развития детей . Большую пользу для
понимания роли среды могут принести такие подходы генетики поведения, как
анализ взаимодействия генотипа и среды (разное влияние среды на детей с
разной генетической предрасположенностью) и корреляции генотипа и среды (в
какой мере дети создают или получают среду, соответствующую их генетической
предрасположенности) .
Несомненно, надо признать здравым отказ социальных наук и наук о поведении от
стремления объяснять развитие поведения исключительно внешними влияниями и
переход к более взвешенной позиции, которая признает значение и
наследственности, и среды. Тем не менее появляется опасность, что отход от
«средовизма» зайдет слишком далеко

В 70-е годы нужно было с осторожностью
говорить о генетическом влиянии, мягко намекая, что поведение может зависеть и
от наследственности

Теперь же чаще приходится говорить: «Да, генетическое
влияние существенно и важно, но не меньшее значение имеет среда». Особенно
заметны эти изменения в области психопатологии, где неопровержимые
свидетельства роли наследственности привели к поиску единственных генов и
простых нейрохимических пусковых механизмов, ответственных за проявление
психических расстройств, в ущерб исследованиям их психосоциальных причин

Было
бы замечательно, если бы нашлось какое-нибудь простое и не слишком дорогое
биохимическое лекарство от шизофрении. Однако это кажется маловероятным, если
учесть, что шизофрения определяется средой в такой же мере, как и
наследственностью.

Более того, как говорилось ранее, генетические влияния на
поведение полигенны и имеют вероятностный характер, а не определяются четким
эффектом одного гена. Признаки гороха, изучавшиеся Менделем, и некоторые
заболевания, такие как болезнь Гентингтона и серповидноклеточная анемия,
обусловлены одним геном, действие которого не зависит от среды и других генов.
Однако маловероятно, чтобы подобная детерминистская модель и предполагаемый ею
упрощенный подход оправдались применительно к сложному поведению, изучаемому
психологией. Пока еще нет четких доказательств того, что один ген в какой-то
мере может отвечать за разнообразие любого сложного поведения. Не
подтвердились, например, полученные ранее данные о существовании особого гена,
определяющего способности к пространственному мышлению, подвергнут сомнению
моногенный характер наследования трудностей с правописанием, а широко
обнародованная связь определенного гена с шизофренией и
маниакально-депрессивным психозом, вероятно, ограничивается некоторыми семьями.

Сложность взаимодействия среды и генотипа наиболее отчетливо видна
в период развития
. Низший круглый червь, например, прославился тем, что стал первым
многоклеточным организмом, у которого благодаря составлению полной схемы
проводящих путей нервной системы и картированию многих из 2000 его генов была
прослежена судьба всех 959 клеток, происходящих от исходной оплодотворенной
яйцеклетки. Но при этом мало что удалось узнать о генетике развития, если не
считать представления о ее сложности. Ясно, что развитие не закодировано в ДНК
тем же способом, как триплетный код определяет последовательность аминокислот в
белках. И поэтому упрощенный детерминистский взгляд — не лучшая основа для
размышления о генетических влияниях на развитие поведения круглого червя, а тем
более детей.

Раз маятник отклоняется от «средовизма», важно перехватить его на
полпути, прежде чем импульс уведет его к биологическому детерминизму.
Исследования по генетике поведения ясно показывают, что для развития человека
важны и природа, и воспитание

Авторы принципа детерминизма

Известный деятель в области философии и психологии С.Л. Рубинштейн создал деятельностный подход в рамках психологии. Он базировался на общефилософском принципе — посредством внутренних требований внешние причины оказывает воздействие. Как считал ученый, активность мозга человека развивается под воздействием внешних требований среды вокруг нас. В итоге взаимовлияния человека и внешней среды создается нервная система. 

Так выглядел С.Л. Рубинштейн: 

Л.С. Выготский считал, что есть конкретность процессов психики, которая базируется на причинности. Ничего в этом мире не бывает просто так, нет случайности. Все существует и происходит только по конкретной причине. Волеизъявление базируется на условиях нужности и законах. Как считал К. Хефер, каждое событие происходит на базе существовавших ранее условиях, явлениях и закономерностей природы. 

Принцип детерминизма отражается не только на понимании научных дисциплин и объективных феноменов, но и на создании наших представлений о жизни в целом. Так формируются убеждения о свободе волеизъявления, выбора и т.д. 

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Принцип детерминизма в естественных научных дисциплинах

Научная методология строится на принципе детерминизма. Он обуславливает взаимодействие всех феноменов в природе. Методология науки направлена на исследование причин и законов существования природных, общественных и мысленных процессов. 

Примечание 1

Принцип детерминизма является основой для физики классического типа. Первоначально она базируется на мыслях о том, что мир — большая машина. В этой большой машине абсолютно все процессы работают по определенным законам, в них не допускается случайность. Французский философ Поль-Анри Гольбах считал, что в природе не существует процессов, которые совершаются по воле случая. Все в этом мире существует по собственным закономерностям, а закономерности связывают результат действия с его первопричинами. Он думал, что даже атомы не взаимодействуют без смысла. Случайность в этом деле — незнание закономерностей, согласно которым все тела движутся и взаимодействуют, объединяются или сепарируются. 

Так выглядел Поль-Анри Гольбах: 

 

На эту же тему высказался и французский математик Пьер-Симон Лапласа. Он считал, что если бы и существовал человек, который может понять все составляющие сложного процесса жизнедеятельности, то он бы прекрасно знал все повороты судьбы во Вселенной, перед ним бы открылись знания и прошлого, и настоящего, и будущего. 

С 19 века принципы детерминизма были отодвинуты на второй план. Основой для новых научных теорий стали статистические исследования. Они, в свою очередь, базировались на идейном и методическом комплексе теории вероятности. Первая система, которая была исследована в рамках этой теоретической области, была система газов или термодинамика. Было выяснено, что передвижение частиц в подобных системах находится в условной независимости и равноправии. Хаотичность в них — прекрасный пример случайного порядка вещей. 

Квантовая механика, которая появилась в первой половине 20 века, рассматривается в качестве теории, которая полностью отрицает детерминизм. К примеру, по законам квантовой механики, самой емкой характеристики атома радия будет не хватать для определения, в какой конкретно момент этот атоп начнет распадаться. В науке существует лишь возможность распада в конкретный временной промежуток. 

Исторические формы и концепции детерминизма

Есть несколько исторических теорий и концепций детерминизма, которые сменяли друг друга в разных эпохах, но при этом существуют даже в наше время:

  • античная (наивная и стихийно-диалектическая форма);
  • лапласовская (механическая жесткая);
  • естественно-научная (статистическая);
  • современная (синергетическая).

Теперь рассмотрим эти формы и теории более подробно.

Самыми первыми идеями в теории детерминизма были связанные с причинностями. Они были признаны в Древней Греции при развитой юридической и политической активности. Также идеи причинности и необходимости были описаны еще в V веке до нашей эры Левкиппом, затем ими интересовался Демокрит.

Более поздняя форма – это лапласовский детерминизм, которая даже сейчас считается фундаментом таких наук, как физика и механика. Концепция подкрепилась успехами в научной сфере. Суть ее заключается в том, что определенные силы, а также внешние факторы или причины действуют на материальную систему в начальном состоянии, при этом они жестко и линейно определяют ее развитие, а также последующие события. Также данная теория широко отразилась и в философии.

С развитием таких наук, как статистическая физика и термодинамика возник и вероятностный детерминизм. Поначалу его считали неотрывным от предыдущей лапласовской формы. Согласно ему динамические законы считаются первичными, а статистические – производными и второстепенными.

Если говорить о современном детерминизме, то он это синтез всех предыдущих теорий и подходов, даже античного. Например, особенности причинения трудно понять без категории взаимодействия, то бишь взаимосвязи разных процессов, объектов или явлений. Материя и движение способны переноситься, видоизменяться, информация переносится и превращается из одной формы в другую.

Причинные связи следует трактовать как направленное взаимодействие, сразу же вслед за причинами в следствии можно говорить о действующей причине. Причины и условия нельзя противопоставлять друг другу, поскольку условие само частично – это причина, а причина – это в какой-то степени условие.

Основные теории наследственно-средовых отношений

Различные концепции и подходы разным образом оценивают вклад наследственности и среды в развитие индивидуальности. С течением истории было выделено несколько групп теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации.

Биогенетические теории рассматривают индивидуальность в качестве того, что предопределено врожденными и генетическими задатками. Развитие представляет собой здесь постепенное разворачивание данных свойств во времени, а вклад средовых влияний считается очень ограниченным. Биогенетические подходы, как правило, становятся теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. В качестве сторонника подхода выступал Гальтон, а также автор концепции рекапитуляции Холл.

В соответствии с сенсуалистическим подходом необходимо обратить внимание на социогенетические теории, которые утверждают, что изначально человек является чистой доской. При этом все его достижения и особенности связаны с внешними условиями (средой)

Эту точку зрения разделял Локк. Эти теории считаются более прогрессивными, при этом их недостаток состоит в понимании ребенка в качестве изначально пассивного существа, являющегося объектом влияния.

Существуют также двухфакторные теории, которые предполагают конвергенцию двух факторов. Их последователи понимают развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешнего влияния. Так, Бюлер, Штерн и Бине полагали, что среда способна накладываться на факторы наследственности.

Основоположник двухфакторной теории Штерн отметил, что ни об одной функции невозможно спросить, извне она или изнутри. Необходимо интересоваться – что в ней извне, а что изнутри. Но и в пределах двухфакторных теорий ребенок, как и раньше, остался пассивным участником изменений, происходящих в нем.

Культурно-исторический подход (учение о высших психических функциях), разработанный Выготским, показывает, что индивидуальное развитие проявляется благодаря наличию культуры (обобщенный опыт человечества). Врожденные свойства человека становятся в этом случае условиями развития, а среда – это источник его развития, так как включает все, чем должен овладеть человек.

В чем заключается принцип детерминизма

Современные технологии и наука постоянно совершенствуются и постоянно руководствуются такими принципами познания, как:

  • дополнительности;
  • соответствия;
  • детерминизма.

Принцип детерминизма построен на теории о том, что все, что происходит с нами в этом мире – это неслучайные совпадения, каждое событие или явление имеет то или иное объяснение. Знания в каждой науке построены именно по этому принципу.

Если говорить простым языком, то детерминизм – это теория, которая объясняет те или иные действия при определенных обстоятельствах определенной связью и логикой.

Первоначально детерминизм ограничивался лишь понятием влияющих причин, а трактовка была исключительно механической. А вот объективная природа случайностей не воспринималась, теория вероятности вообще не входила в рамки этого учения.

А в наше время наука трактует такое понятие намного шире. Согласно современным видениям детерминизма, существуют объективные виды взаимосвязи между разными явлениями, которые, на первый взгляд, вовсе не виды, при этом эта связь может быть не явной и не причинной. К числу таких связей относят:

  • пространственные корреляции;
  • временные корреляции;
  • функциональные зависимости и многое другое.

Также в настоящее время особое внимание уделяется соотношениям неопределенностей, нечетких множеств и других величин, которые формулируются лишь статистическим путем

Другие категории и статьи раздела «Психология»

Социальная психология

Социальная психология — избранные публикации по теме Социальная психология. Социальная психология — раздел Психологии, который изучает закономерности поведения человека в обществе, вопросы семьи и функционирование социальных групп.

  • Зависимость от аськи
  • Рождение нового желания
  • 20 мужских заблуждений относительно женщин
  • Как сцены насилия влияют на детей
  • Проблемы языка и речи у детей

Практическая психология

Практическая психология — избранные публикации по теме Практическая психология, статьи по психологии с акцентом на практическое применение человеком психологических методов в различных сферах своей жизни.

  • Желание контролировать
  • Обрести спокойствие
  • Человек-актер
  • Тест: Время вашей работоспособности
  • Стиль жизни: учимся мыслить позитивно

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология в Доме Солнца — избранные публикации по теме Трансперсональная психология. Трансперсональная психология — направление в психологии, изучающее надличностные аспекты психических и духовных процессов в человеке.

  • Виртуальная реальность. Конструирование образов
  • Осознанные сновидения. Обычные сны
  • Духовное пробуждение. Страх
  • Духовное пробуждение. Разные я
  • Можно ли развить в себе интуицию?

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НЕ ДЕЛАЕТ ДЕТЕЙ ИЗ ОДНОЙ СЕМЬИ ПОХОЖИМИ

Дети, растущие в одной семье, не очень-то похожи. Корреляция
познавательных способностей у братьев и сестер составляет около 0,40, свойств
личности — около 0,20, а совпадение психических расстройств наблюдается у них
реже, чем в 10% случаев. Иными словами, по большинству показателей психического
развития у родных братьев и сестер различий больше, чем сходства. Более того,
исследования по генетике поведения показали, что сходство почти полностью
обусловлено общей наследственностью, а не общей семейной средой. Это совсем не
означает, что влияния среды, точнее, семьи, не важны. Напротив, именно они
делают детей в одной семье непохожими друг на друга, т.е. действуют скорее на
уровне индивида, а не семьи и специфичны для каждого ребенка.

Значение неразделенной среды

На значение так называемой «неразделенной среды» указали недавно в
статье, опубликованной в «Науках о поведении и мозге», Р. Пломин и Д. Даниэльс
. В дискуссии, проведенной журналом, приняли
участие 32 автора. Одним из доказательств того, что общая семейная среда не
имеет большого значения, могут служить результаты исследования приёмных
«братьев и сестер» — генетически неродственных» детей, которые с раннего
возраста воспитываются в одной семье

Их сходство не может быть вызвано
наследственностью, поэтому оно позволяет непосредственно оценить важность
влияния среды, общей для детей, растущих в одной семье. Полученные «данные ясно
показывают, что это влияние невелико

Корреляция между приемными детьми по
чертам личности в среднем составляет около 0,05, а совпадение у них психических
расстройств по частоте не отличается от случайного. И хотя познавательные
способности неродных братьев и сестер, воспитывающихся вместе, в детстве сходны
(корреляция около 0,25), в подростковом возрасте эта связь почти полностью
исчезает, указывая на то, что долгосрочный вклад общей семейной среды очень мал
.

Таким образом, нужно переосмыслить значение среды, принимая во
внимание, что ее воздействие на каждого ребенка даже в одной семье неодинаково.
Между семьями, естественно, существуют различия, связанные с
социально-экономическим положением, образованием родителей и стилем воспитания
детей
. Но поскольку эти факторы одинаковы у детей, растущих вместе, они не
влияют на развитие поведения

Возникает ключевой вопрос: почему дети из одной
семьи так не похожи друг на друга? Для решения этой загадки надо изучать более
чем одного ребенка из семьи, Это позволит установить, как именно особенности
внешних воздействий, которым подвергаются дети, связаны с их индивидуальными
различиями. Поскольку в различия между братьями и сестрами вносит свой вклад и
наследственность, специфика влияния семейной среды на каждого ребенка не только
определяет различия в поведении детей, но и отражает их. Выявить эти
взаимосвязи помогают методы генетики поведения, в частности, исследования пар
однояйцевых близнецов. Так как они генетически идентичны, различия в их поведении
можно соотнести с индивидуальными особенностями жизненного опыта.

Источники неразделенного влияния среды

Каково же это неразделенное влияние среды, которое так важно для
развития? Ничего таинственного здесь нет: это могут быть любые факторы среды,
меняющиеся «от семьи к семье», поскольку невозможно создать для всех
детей в семье совершенно одинаковые условия. Например, даже небольшие различия
в отношении родителей к дедам могут вызвать несходство между детьми или же
увеличить уже имеющиеся различия

При этом важно, как сами дети воспринимают
разницу в обращении, даже если их впечатления и не соответствуют
действительности. Кроме того, имеет значение и состав семьи, а именно
очередность рождения и пол детей, а также внесемейные факторы, например круг
друзей. Это постоянные источники неразделенного влияния среды. Различия между
братьями и сестрами вызываются и случайными причинами, такими как происшествия,
болезни и какие-то особенные впечатления, которые, накапливаясь, делают детей
из одной семьи непохожими, причем часто непредсказуемо.

Итак, условия существования детей в одной и той же семье
значительно различаются по родительскому обращению, взаимодействию друг с
другом и со сверстниками. Появляются данные о том, что эти различия
определен¬ным образом связаны с конечными результатами психического развития
братьев и сестер. Хотя первые шаги к выявлению конкретных источников
неразделенного влияния среды сделаны, много еще предстоит узнать. Вопрос о том,
почему дети из одной семьи так не похожи друг на друга, — это не только вопрос
о различиях между братьями и сестрами. Он имеет гораздо большее значение для
понимания средовых источников индивидуальных различий.

Детерминизм и великие ученые

Механический детерминизм – это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения.

Эта теория принадлежит Томасу Гоббсу. А вот Рене Декарт считал, что материя и дух – это разные вещи. Так, по его теории, дух имеет творческую энергию, но мышление имеет свои законы. А вот материя является «строительным материалом» мира – это некий механизм, который состоит из взаимосвязанных компонентов. Большинство деятелей Просвещения склонялись к такой точке зрения по поводу детерминизма.

Если говорить о видении детерминизма в философии такого ученого, как Спиноза, то такая теория в постановке проблемы всегда стояла особняком

Так, Спиноза был последователем Декарта, соответственно, он сделал вывод о том, что в первостепенной субстанции, то есть природе и Боге, совпадают такие категории, как необходимость и свобода. Он на самом деле считал что причинность – это связующее звено между всем, что существует в мире. Однако к природе она не относится, поскольку – это вечное и причина природы – это она сама. Причина, по мнению Спинозы, это первоначальная причина всего существующего, включая человека.

В этических вопросах Спиноза связывал детерминизм и индетерминизм. Так, он отрицал такое понятие, как сила воли, по мнению ученого, человек во многих вещах зависит от аффектов. Однако, с другой стороны, существование свободы Спиноза не отрицает как таковое. Но трактовка данного понятия у него особая: Спиноза говорил, что вещь или человек по-настоящему свободен, когда выполняют свое предназначение.

Индетерминизм: что это?

В философии также всегда присутствовали идеи и теории, отрицающие необходимость в качестве главной движущей природы и мира. Первоначальной была концепция целеполагания, в основе которой была теория о том, что все процессы являются следствием «божественного произвола». При этом теологические идеи, связанные с «планом свыше», приводят к детерминизму.

Индетерминизм как идея отрицания причинности проявлялся в богословии, а также в теориях известных философов, например, Канта или Юма. Так, в философии есть теория и о том, что причина и следствие имеют субъективный характер. Иными словами, человек, делающий определенный вывод, не понимает, насколько он соответствует реальности.

В науке индетерминизм стал развиваться в науке с развитием статистики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: