Система развивающего обучения эльконина-давыдова

Обзор основных теорий обучения

История развития и становление системы развивающего обучения

Основные принципы .

  1. Высокая степень сложности.
  2. Ведущая роль в передаче теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
  3. Прогресс в усвоении материала в быстром темпе с постоянным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4.Осознание учащимися последовательности умственных действий.

  1. Содействие формированию положительной мотивации к обучению и познавательных интересов учащихся, включение эмоциональной сферы в процесс обучения.
  2. Гуманизация отношений между преподавателями и студентами в процессе обучения. (Образовательный процесс должен быть основан на доверительной атмосфере сотрудничества между учеником и учителем).
  3. Развитие каждого ученика класса.

Суть технологии.

  • Урок имеет гибкую структуру.
  • На уроках ведутся дискуссии о прочитанном и увиденном, об изобразительном искусстве, музыке, работе, создаются проблемные ситуации.
  • Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
  • В классе создаются ситуации педагогического общения, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, среда для естественного самовыражения ученика.

Как я уже говорил, в центре школьного преподавания, по мнению Занкова, должно быть непринужденное общение между учителем и учеником. Этот совет, кстати, использовался в афинских школах еще в 5 веке до нашей эры.

В дидактической системе Занкова особое внимание уделяется развитию у учителей способности мыслить, наблюдать и действовать практически. Однако некоторые исследователи утверждают, что эта система хороша для развития эмпирического способа мышления и недостаточна для развития теоретического способа мышления

Благодаря творчеству учителей-новаторов, в начале 1990-х годов были внедрены технологии В.Ф. Шаталова, Н.П. Гузика, И.М. Чередова, С.Н. Лысенковой и др.

Изучая проблему развития самостоятельности и творчества, развития навыков и талантов, педагоги пришли к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». И школа должна выявлять и развивать их. При создании благоприятных условий их можно даже развить до высокого уровня. Творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Основной концепцией решения изобретательских задач являются противоречия. (Также построение уроков в виде решения проблемных ситуаций, было уже в XVIII веке. Век, предложенный Жан Жаком Руссо). В 60-80-е годы под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова была разработана концепция развивающего обучения школьников. В.В.Давыдов в своей книге «Проблемы развития обучения» изложил психолого-педагогические основы развивающего обучения и заявил, что «только такая теория, учитывающая развивающую роль обучения и воспитания в формировании личности ребенка, соответствует задачам школьных реформ».

Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова принципиально отличается от других тем, что делает акцент на развитии теоретического мышления школьников.

Определение понятия «педагогическая технология»

В настоящее время в педагогическую науку и практику прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют разные точки зрения.

— Технология — это совокупность методов и процессов, применяемых в определенных отраслях производства, а также научное описание способов действия (СИ. Ожегов, 1991, с/95);

— Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т, Лихачев, 1998, с. 104);

— Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько, 1994, с.88 );

— Педагогическая технология — это научно обоснованный выбор характера операционного воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности (НЕ. Щуркова, 1997, с.З);

— Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков, 1990 );

— Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов, 1995, с. 16);

— Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функциониро вания всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (MB. Кларин, 1989).

Г.К. Селевко обобщил разные подходы к понятию «педагогическая технология» и выдели в нем три аспекта: 1) научный: — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержа ние и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально — описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально — действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств (154, с. 15).

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, учебном заведении, на определенной ступени образования. Здесь педагогическая технология, по мнению Г К.Селевко, синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

2) частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется, как правило, в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя,

3) локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятия, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Если исходить из представленных выше уровней, педагогическую технологию организации контроля и оценки в учебной деятельности учащихся можно отнести к третьему (локальному) уровню.

Систему взаимосвязанных действий учащихся по организации самоконтроля и самооценки в учебной деятельности и педагогов по организации контроля и оценки за становлением школьников как субъектов учебной деятельности, формированием у них системы научных понятий и основ теоретического мышления мы будем называть педагогической технологией контроля и оценки в рамках учебной деятельности.

Как выбрать систему обучения для своего ребёнка

Выбирая систему обучения, нужно отталкиваться, в первую очередь, от личности ребёнка: спокойный он или активный, любознательный или сосредоточен на внутреннем мире, общительный или замкнутый.

И, конечно же, нужно выяснить возможности самих школ: где внедрены традиционные программы обучения, а где авторские

Следует обратить внимание на то, какой рейтинг у самой школы и её учителей, почитать отзывы родителей, подумать, будет ли удобно туда добираться

Выбор системы, по которой станет обучаться ребёнок, во многом определит его дальнейшую жизнь. Поэтому нужно подходить к нему ответственно и без спешки, учитывая все факторы. И тогда можно смело надеяться, что маленький школьник будет учиться с радостью и удовольствием.

1.1 Дидактические системы. Общие сведения

В основе процесса обучения
лежат психолого-педагогические концепции,
которые называются также дидактическими
системами. Дидактическая система – это
целостное образование, выделенное по
определенным критериям. Дидактической
системе присуща целостная структура,
образованная посредством единства целей,
содержания, форм и методов обучения.

Можно выделить три дидактических
системы, кардинально отличных друг от
друга1:

1) Традиционная (Я.А. Коменский,
И. Пестолоцци, И. Гербарт);

2) Педоцентрическая (Д. Дьюи,
Г. Кершенштейн, В. Лай);

3) Современная (П. Гальперин,
Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).

Это разделение систем производится
в зависимости от их воззрений на процесс
обучения.

В традиционной системе 
основную роль играет деятельность учителя.
Главный вклад Гербарта в дидактику состоит
в выделении этапов обучения. По данной
схеме процесс обучения протекает от представлений
к понятиям, а от понятий – к умениям теоретического
характера. Практика в этой схеме отсутствует.
В начале XX века традиционная система
подверглась критике за оторванность
от интересов ребенка, т.к. данная система,
хотя и передает ребенку готовые знания,
но подавляет его самостоятельность, не
способствуя развитию мышления, активности
и творчества.

В основе педоцентрической
концепции лежит деятельность ребенка.
Дьюи предлагал строить процесс обучения,
исходя из потребностей, интересов и способностей
ребенка, стремясь развивать его умственные
способности и разнообразные умения. По
этой схеме предлагалось обучать детей
в «школе труда, жизни»2,
когда учеба носит естественный характер,
а получение знаний происходит в ходе
деятельности. Абсолютизация такой дидактики
приводит к переоценке деятельности детей
и к утрате систематичности обучения.

Современная дидактическая
концепция содержит такие направления,
как программированное, проблемное и развивающее
обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов),
гуманистическая психология (К. Роджерс),
когнитивная психология (Брунер) и педагогическая
технология.

Цель обучения в современных
подходах – не только формирование знаний,
но и общее развитие учащихся: формирование
интеллектуальных, трудовых, и художественных
умений, а также удовлетворение их познавательных
и духовных потребностей. Одним из направлений
современной дидактической системы является
педагогическое сотрудничество. Оно представляет
собой гуманистическую идею совместной
деятельности ребенка и педагога на основе
взаимопонимания, коллективного анализа
хода и результатов деятельности.

Школа развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова

Целью обучения является наиболее благоприятное общее развитие каждого ребенка.

Для достижения этой цели ставится ряд задач:

Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения

Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.
Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля. Для этого используется система оценивания без фиксированных оценок.
Педагогические методики должны меняться в соответствии с этапами психологического развития учащихся

Иными словами, программа должна «взрослеть» вместе со школьниками.
Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса.

Методы и приемы обучения достаточно интересные:

В процессе урока учителя могут ошибаться, намеренно, конечно. Это называется заданиями-ловушками. Если в традиционной программе дети должны верить учителям беспрекословно, потому что-то, что они говорят – всегда правильно, то тут – это не так. Безоговорочно ребенок верить учителям не может, каждая информация будет считаться верной, если только он сам в этом убедился и все проверил лично

Так же данные ловушки привлекают внимание ученика. Это позволяет формировать у школьников критическое мышление, приучить их к мысли, что любое знание нуждается в проверке.
Еще одна задача учителей — сделать так, чтобы дети на уроке чувствовали себя свободно и раскованно

Ведь лишь в таких «свободных» условиях может по полной выразить полет мысли, творчества и фантазии.
На уроке зачастую используются различного рода игры: дидактические, ролевые, сюжетные, деловые и т.п. Для детей раннего школьного возраста именно игра является самой подходящей средой для формирования творческих и иных способностей.
Для развития мышления используется предметно-практическая деятельность. Это разновозрастные проектные задачи, образовательные модули, различные исследования, проведения опытов, измерений. Работа идет и в группах, и индивидуально.
На уроках часто применяются дидактические, ролевые и другие игры. Обучение через игру помогает детям раскрыть творческие способности и использовать для решения проблем не только знания, но и фантазию.

Как оцениваются успехи учеников

Система Эльконина-Давыдова ориентирована на то, чтобы научить ребёнка самостоятельно оценивать свою работу.

Ученик не должен бояться «двойки» или лезть из кожи вон ради «пятёрки» — это переключает внимание с процесса обучения на желание быть лучшим или страх расстроить родителей или учителя. «Эльконинцы» самостоятельно определяют, насколько хорошо они усвоили пройденный материал

Причём критерии, помогающие это понять, определяют сами дети

«Эльконинцы» самостоятельно определяют, насколько хорошо они усвоили пройденный материал. Причём критерии, помогающие это понять, определяют сами дети.

Сначала им предлагают подумать и сформулировать, как они сами будут понимать, что хорошо разобрались в теме

Например, можно обратить внимание на правильность выполнения работы, аккуратность, красоту или точность. Определившись с этим, ребёнок может оценивать себя самостоятельно

Учителю такой подход даёт не только возможность отслеживать, насколько хорошо ребёнок учится, но и на каком уровне находится его самооценка: заниженная, завышенная или адекватная.

Родителям сложнее — при таком подходе они часто не понимают, как контролировать процесс обучения. Поэтому учитель постоянно информирует об успехах или неудачах ученика, а ещё предоставляет портфолио, где собраны детские работы, а также рекомендации и замечания.

Кому подходит обучение по этой программе

Считается, что система Эльконина-Давыдова подойдёт каждому ребёнку, так как в её основе лежит задача создать такие условия, при которых он не сможет не учиться. В школах, где она используется, нет вступительных экзаменов и тестов на интеллект.

По своей сути система понравится тем родителям, которые стремятся развить в ребёнке умение вдумчиво размышлять, и тем, кто ориентируется в первую очередь не на результат, а на способы его достижения.

А вот взрослым, которым важны развитие памяти, усидчивость и способность к длительной работе, лучше обратить своё внимание на более традиционные программы обучения. Если говорить о домашнем обучении, система придётся по вкусу семьям, где принято много общаться и где родители готовы стать своему ребёнку партнёрами по учёбе, ведь придеётся активно вовлекаться в процесс обучения

В отсутствие учителя именно на маму с папой ложится обязанность устраивать дискуссии и так выстраивать учёбу, чтобы ребёнок получал не «готовые знания», а находил ответы самостоятельно

Если говорить о домашнем обучении, система придётся по вкусу семьям, где принято много общаться и где родители готовы стать своему ребёнку партнёрами по учёбе, ведь придеётся активно вовлекаться в процесс обучения. В отсутствие учителя именно на маму с папой ложится обязанность устраивать дискуссии и так выстраивать учёбу, чтобы ребёнок получал не «готовые знания», а находил ответы самостоятельно.

С другой стороны, по отзывам некоторых родителей, обучение по системе достаточно сложное. А учителя отмечают, что не всегда семейные ценности отдельной ячейки общества совпадают с основополагающими ценностями системы Эльконина-Давыдова.

Если родители, что называется, «старой закалки», привыкли к тому, что ребёнка необходимо строго направлять и контролировать, то в первую очередь им самим будет сложно адаптироваться к такой программе обучения.

Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Эта система возникла в российской системе образования в 1970-х годах и была создана законодательно как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем).

Система развивающей педагогики — это новый подход к обучению детей в существующем проблемном мире. Он был разработан отечественными учеными и вошел в практику школ России, Украины, Казахстана, Беларуси и Латвии. Система вызывает большой интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии, например, развивающее образование активно внедряется не только в начальной школе (как это в основном происходит в России), но и в средних и старших классах, колледжах и университетах.

Система развивающего обучения основана на результатах исследований известного русского ученого Л.С. Выгодского о психологических особенностях детей младшего школьного и подросткового возраста.

Его основными особенностями являются:

  • Введение научных знаний с первого дня обучения в школе;
  • организация совместной творческой деятельности детей для самостоятельного приобретения ими знаний;
  • открытие невидимого мира потенциальных интеллектуальных и личностных способностей у детей.

Сегодня система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению даже самых незначительных предрасположенностей ребенка к любой сфере в окружающем мире.

Это подтверждается следующими фактами:

  • Дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад;
  • уровень интеллектуального развития учащихся, использующих данную систему, значительно выше, чем у учащихся с традиционной формой обучения (выпускники показывают высокие результаты на ЕГЭ даже в заданиях, рассчитанных на нестандартное мышление);
  • Развитие у детей способности к глубокому анализу и мировоззрению, умения аргументировать и излагать свою точку зрения;
  • развитие и реализация скрытых способностей, присущих ребенку;
  • уровень понимания нового материала значительно выше, поскольку форма обучения не предполагает пассивного поглощения информации преподавателем, а ведет к пониманию через серию последовательных логических аргументов самим студентом. Скорее, студент сам формирует следующий уровень знаний;
  • развитие способности мыслить нестандартно и находить нетипичные решения;
  • активная форма обучения в этой системе развивает самооценку ученика и снижает фактор сложности;
  • Реализация и развитие всех индивидуальных природных данных каждого ученика, врожденная способность принимать нестандартные решения, развитие аналитических навыков и умение аргументированно излагать свою точку зрения позволяют детям, обучающимся по этой системе, достичь самых высоких профессиональных результатов в дальнейшей жизни.

Система обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Эльконина-Давыдова способствует развитию не только учеников, но и учителей. Учителя, преподающие по этой системе, получают высшую категорию при переаттестации. Учитель, преподающий по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, является не носителем истины, а помощником увлекательного процесса обучения.

Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и системе развивающего обучения В.В.Давыдова доступно каждому ребенку. Она развивает всех детей с разными начальными условиями их интеллекта и личности.

Школа развивающего обучения уже в младшем школьном возрасте:

  • Формирует у ребенка новый способ мышления — теоретический, который позволяет исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказок;
  • способствует развитию интереса к знаниям и поиску новых источников информации;
  • Способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и вне ее, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
  • Развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте для решения проблем профессионального и жизненного самоопределения.

Когнитивизм в обучении

Когнитивистское направление в психологии и педагогике фокусируется на мыслительных процессах. Обучение, согласно когнитивизму, рассматривается уже не как изменение поведения с помощью стимулов и реакций, а как система, включающая в себя память и мышление, абстрагирование и метапознание.

Когнитивисты считают, что человеческий мозг обрабатывает информацию и принимает решения на основе определённых алгоритмов, а знания представляют собой ментальные схемы из взаимосвязанных концепций и понятий, хранящиеся в долгосрочной памяти. Роль педагога в когнитивном подходе — создавать, трансформировать и расширять эти ментальные структуры. На процесс обучения, согласно когнитивизму, значительно влияют предварительные знания, убеждения и установки учеников, уровень развития их когнитивных навыков.

Свои истоки когнитивизм берёт в исследованиях памяти Германа Эббингауза и теории инсайтного обучения Вольфганга Кёлера. Важную роль в формировании и развитии этого подхода сыграли работы Фредерика Чарльза Бартлетта, Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина, Жана Пиаже.

Особое место в когнитивистском направлении занимает теория социального научения канадско-американского психолога Альберта Бандуры. Изначально она основывалась на представлениях бихевиоризма, но расширила их. Согласно теории Бандуры, человек способен учиться, наблюдая за другими и закрепляя в памяти их действия — так он усваивает модели поведения.

Однако через несколько лет он пересмотрел свою теорию и назвал её социально-когнитивной, так как в её более позднем варианте обучение предстаёт уже как когнитивный процесс. Бандура утверждал, что ключевое значение имеют анализ и оценка информации, полученной через наблюдение. А это значит, что обучение не всегда изменяет поведение — человек может выбирать модели, которые кажутся ему более привлекательными. Внешнее подкрепление, по теории Бандуры, тоже далеко не всесильно — по мнению психолога, более важную роль играют внутренние установки человека.

Современная педагогика широко применяет на практике когнитивистские концепции и модели. Среди самых известных примеров — таксономия образовательных целей Бенджамина Блума, теория условий обучения Роберта Ганье и теория когнитивной нагрузки Джона Свеллера.

Несмотря на популярность этого подхода, недостатки у него тоже есть. Критики когнитивизма отмечают, что он совсем не учитывает роль эмоций в обучении. Ещё когнитивистские эксперименты зачастую проходят в искусственно созданных условиях, и это порождает сомнения — показательны ли получаемые результаты для реальной жизни.

Учебная задача и действия по ее решению

Обоснование подхода В. В. Давыдова к процессу реформирования системы обучения реализовано в совместной с Элькониным Д. Б. теории учебной деятельности. В соответствии с последней, основной компонент учебной деятельности – учебная задача. Она, по своему психологическому содержанию, отличается от конкретно-практической задачи, результат которой – изменить сам субъект. Учебная задача считается решенной только в том случае, если произошли заранее заданные изменения в субъекте. Значимый компонент учебной деятельности – особые действия по решению задач, которыми обеспечивается построение содержательных обобщений, и соответствующий способ ориентации в объекте. Такие действия включают:

  • сформулировать проблему, решение которой предполагает необходимость овладеть новыми понятиями;
  • преобразовать ситуацию, чтобы обнаружить всеобщее отношение рассматриваемой системы предметов или понятий;
  • моделировать выделенное отношение в графической и знаковой форме;
  • раскрывать свойства всеобщего отношения и их частные проявления;
  • контролировать выполнение предыдущих действий;
  • оценивать усвоение общего способа в качестве результата решения данной учебной задачи.

Контрольно-оценочные действия Давыдов считал особенно важными и подчеркивал, что именно они помогают развитию способности учеников к рефлексии на собственные познавательные процессы, что является существенной стороной теоретического мышления.

Полноценная учебная деятельность формируется на основании изучения учебного материала через организацию системы учебных действий, соответствующих содержательному обобщению, выступающему в качестве идеального отражения внутреннего движения и развития объекта.

Способ изложения учебного материала – восхождение от абстрактного к конкретному. Учебная деятельность начинается усвоением детьми всеобщих способов ориентации и действий в данной области, теме или классе задач.

Деятельность, которая должна быть совершена школьниками, по ее характеру и содержанию была приравнена Давыдовым к исследовательской деятельности, так как в ней в сжатой форме воспроизводятся действия, в результате которых будут построены научные понятия. Учебная деятельность – это не истинное исследование, а лишь его своеобразная учебная модель, называемая также квазиисследованием. В процессе реализации данной модели в школьном обучении, у учеников идет формирование внутренней позиции исследователя. Они испытывают весь спектр чувств, связанный с творческой деятельностью, то есть вдохновение, напряжение поиска, удивление и радость первооткрывателя.

Идея развивающего обучения Давыдова В. В. стала базисом для широкой педагогической практике как в нашей стране, так и за рубежом. На начальных этапах организовали экспериментальные классы, в которых ряд предметов преподавали на основании специально разработанных учебных программ. С 1959 года для проведения исследований в формате экспериментального обучения, создали лабораторную базу в школе № 91 г. Москвы. С 1964 года такие базы стали открываться в разных городах, а с 1990 года система развивающего обучения Давыдова В. В. и Эльконина Д. Б. сала официально действующей государственной образовательной системой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: