Темперамент человека

Четыре типа темперамента и их психологическая характеристика

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Похожие термины:

Темперамент – основа детского характера

На первый взгляд кажется, что новорожденный малыш – своего рода чистый лист, на котором родители могут «рисовать» все что угодно. Однако уже с пеленок дети отличаются друг от друга: одни крохи невозмутимы и прекрасно спят всю ночь, а другие все время кричат и устраивают маме бессонные ночи.

Уже в раннем детстве проявляется темперамент, который является основой любого характера. Под темпераментом понимаются определенные динамические характеристики психической деятельности человека: активность, уравновешенность, эмоциональность. Психологи традиционно делят темперамент на четыре типа.

  1. Холерик. Такие малыши с трудом переносят дискомфорт, они легко возбуждаются, раздражаются и постоянно находятся в движении (сучат ручками и ножками). Маленьким холерикам необходимо постоянное мамино присутствие. При их воспитании от родителей требуется спокойствие и хладнокровие, поскольку крохам нужно реализовать свою избыточную подвижность. На помощь придут прогулки, физические упражнения и подвижные игры.
  2. Сангвиник. Он подвижен, любознателен, однако в отличие от холерика более уравновешен. Спокойно относится к незнакомцам и новым ситуациям. Такие младенцы обожают занятия, игрушки и возню с мамой, а если они заплачут, то их легко отвлечь. Однако чтобы установить правильным распорядок дня, родителям нужно будет постараться.
  3. Меланхолик. Дети с меланхолическим типом темперамента очень чувствительны, капризны. Они часто просыпаются по ночам, довольно медленно набирают вес. Им жизненно необходимы мамина ласка, поощрение и похвала, стабильность окружающего мира.
  4. Флегматик. Такой младенец очень спокоен и уравновешен. Порой кажется, что его трудно расшевелить. Маленький флегматик любит поспать, редко плачет и, вообще, не требует чрезмерного внимания. Его необходимо постоянно «тормошить», возбуждать интерес к игровой и учебной деятельности. Он, как и меланхолик, чрезвычайно восприимчив к поощрениям.

Не стоит путать темперамент с характером, поскольку первый является основой, на которую надстраиваются личные характеристики.

И если темперамент изменить невозможно, то одно и то же качество вы можете развить по-разному. Например, целеустремленность может преобразоваться как в упорство, так и в упрямство и косность.

Влияние семьи на формирование характера ребенка

Воспитание человеческого характера начинается еще в раннем возрасте, когда мама с папой вырабатывают определенные правила поведения по отношению к своему малышу.

Психологи уверены: именно семья оказывает решающее влияние на формирование детской личности и сильного характера у ребенка. Итак, что же нужно учитывать родителям при воспитании детей с самых первых дней жизни?

1. Учитывайте особенности малыша

Не следует лепить из младенца идеальный образ успешного и умного ребенка. Обязательно учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент, поскольку именно они и создают целостную личность.

Самое важное для родителей – направить свои усилия на совершенствование сильных качеств характера и смягчение недостатков. Проще говоря – нельзя выращивать из скромного романтика сильного лидера.

2. Подбирайте подходящую методику воспитания

В помощь мамам и папам разработано множество методик раннего воспитания, написано немало пособий. Вы все о них слышали: это системы Домана, Зайцева, Никитиных, Сесиль Лупан, Монтессори и многие другие.

Каждый из этих методов формирует у детей те черты характера, которые понадобятся для полноценной общественной жизни. Конечно, не обязательно пользоваться какой-то одной развивающей методикой, можно внести в нее свои собственные наработки.

Главное – не сравнивать кроху с другими детками, а окружить его вниманием и лаской

3. Создайте индивидуальный режим

Новорожденным и младенцам требуется упорядоченный режим, соблюдение которого придаем детям спокойствие и уверенность в себе.

На самом деле ребенок до полугода еще не научился капризничать, он через крики старается донести до мамы свои потребности. А характер этих требований будет зависеть от детского темперамента.

Поэтому постарайтесь научиться предугадывать желания крохи, определить периоды его активности и сна. Правильный распорядок помогает учитывать особенности темперамента и формировать характер.

4. Учите на собственном примере

Мы уже говорили, что дети не обращают внимания на длинные нотации, а повторяют за взрослыми. Вот почему именно от родителей и от отношений в семье зависит поведение малыша. Чтобы сформировать у крохи сильный характер, учите его добиваться цели, поощряйте самостоятельность.

Самое главное, чтобы ваши дела не расходились с вашими словами. То есть начните воспитание младенца… с себя. Это является первым шагом к формированию сильных черт детского характера.

И еще, даже если вы не удовлетворены особенностями детского темперамента и характера, не стоит стремиться мгновенно искоренять эти качества.

Да, основные черты личности закладываются до трех лет, однако при должной заботе и внимании можно значительно снизить их негативные проявления.

Итак, характер малышей во многом зависит от врожденных характеристик, стиля воспитания в семье, выбранной развивающей методики. Но важнейшим фактором все-таки является отношение родителей к ребенку. Под руководством чутких и любящих мамы и папы чадо обязательно вырастет сильной и интересной личностью.

Возможно ли его изменить

Тип темперамента закладывается ребенку еще в утробе матери, с другой стороны, каждый человек, в зависимости от сложившейся ситуации, проявляет себя по-разному. Например, в экстремальных условиях даже самый яростный меланхолик на некоторое время может стать холериком.

В народе бытует мнение о том, что темперамент нельзя никак изменить. Оно ошибочное, так как ненадолго даже самый обычный человек может изменить темперамент, тренированные люди могут в принципе выбирать его себе. В процессе обучения и тренингов большинство людей легко сможет проработать для себя все виды темпераментов.

Откуда берется сложный характер ребенка?

  • Если беременность была тяжелой и сопровождалась токсикозами, отеками, анемией, болезнями, угрозой прерывания, стрессами;Характер ребенка. Как понять своего ребенка
  • Или роды были стремительными или затяжными (с кесарево, обвитием пуповиной, гипоксией, родовой травмой) ;
  • Или у ребенка кривошея, тремор, повышенный или пониженный тонус, ПЭП, ММД, синдром двигательных нарушений.

В таких случаях поведенческие проявления, диктуемые рептилийным мозгом и лимбической системой, могут стать ведущими. То есть вы будите постоянно с ними сталкиваться, они будут входить в привычку. А чертыхарактера – это набор привычек. Почему? Потому что мозг в силу всего вышеперечисленного «зависает» на этом уровне функционирования. Это «зависание» и определяет психологическое развитие ребенка. «Упрямство не из характера, а из анамнеза» (Медицинская история развития ребенка).  При этом у ребенка бывает высокий интеллект, но кора мозга не справляется с руководством подкоркой (стволом мозга и лимбической системой).

Когда развитие проходит правильно, то кора больших полушарий (а именно лоб), берет на себя функцию контроля за «шалостями» подкорки. Важным условием этого будет своевременное и качественное развитие речи. Самоконтроль над поведением и эмоциями осуществляется с помощью внутренней речи. Конечно, есть наследуемые черты характера. Это когда говорят «папа такой же». Но нужно спросить у бабушки, как обстояли дела во младенчестве у папы?

Как из темперамента вырастает характер

Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование.
Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.

А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет. 

Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.

Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.

Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!

20.05.2020Подготовила Антонина Рыбакова

По мотивам публикации BBC 
  
  о детях от 1 до 3 лет  Другие статьи автора

Основные свойства темперамента по признакам

Свойства темперамента, они же, особенности нервной системы, соответствующие тому или иному типу, характеризуют способы протекания психических процессов. В основном, оценку темперамента проводят по следующим параметрам:

  • активность;
  • продуктивность;
  • скорость реакции;
  • возбудимость;
  • торможение;
  • переключение.

Можно рассмотреть эти характеристики в отношении разных аспектов человеческой жизни.

Познавательная деятельность

Активность в этой сфере проявляется как способность сконцентрироваться на предлагаемом объекте. Скорость реакции связана с темпом мышления. Как быстро человек решает предоставляемую задачу. Продуктивность демонстрирует результативность за отрезок времени. Три последние позиции определяют способность человека включаться в процесс работы, быстро переходить от одной задачи к другой.

Предметная деятельность

Активность в предметной деятельности связана с силой и амплитудой движений. При высоком уровне активности человек легче совершает быстрые и размашистые движения. Действия, требующие медленных и аккуратных перемещений, могут быть для него сложны. При пониженной активности, наоборот, субъекту легче проводить мелкие операции, не требующие силы и резких движений.

Склонны ли Вы к частым переменам настроения?
О, да. Моё настроение меняется несколько раз в день 21.43%

Всегда стабильно 21.43%

Иногда может испортиться без весомой причины 50%

Я его вообще не контролирую 7.14%
Проголосовало: 14

Скорость реакции связана с количеством действий в единицу времени – темпом работы. Продуктивность определена активностью и скоростью, если речь не идет о тонких работах.

Общение

Высокая активность в общении проявляется как громкая и уверенная речь, выразительная мимика и жестикуляция. При небольшой активности, наоборот. Возбудимость проявляется как быстрый контакт и хорошая адаптация в новом окружении. Торможение заставляет выходить из общения, упираться в одну тему и застревать на ней. Тормозимые люди выглядят нудными и надоедливыми. Продуктивность определяет возможность донести и понять информацию. Здесь тоже выигрывают субъекты с высокой активностью.

Личностные особенности

Применительно к личностным особенностям можно рассмотреть следующие свойства:

  • Сензитивность – определяет чувствительность психики к внешним стимулам. Как быстро человек начинает реагировать на происходящее.
  • Реактивность связана с автоматическими, непроизвольными откликами (реакция на звук, оскорбление, шутку).
  • Активность – энергия сознательного воздействия человека на окружающий мир, умение добиваться целей.
  • Пластичность – легкость приспособления к меняющимся условиям.
  • Ригидность – застревание на обстоятельствах, как негативных, так и позитивных.
  • Темп – скорость реакции, проявляющаяся в речи, жестах и быстроте принятия решений.
  • Экстраверсия (интроверсия) – влияние на поступки внешних стимулов или внутренних. Экстраверты ориентируются на впечатления от внешнего мира, интроверты исходят из внутренних образов и представлений.
  • Возбудимость эмоций связана со степенью воздействия. Какой силы оно должно быть, чтобы вызвать эмоциональную реакцию.

Представители разных темпераментов с разных сторон

Всем известно, что у всего есть как положительные, так и отрицательные стороны. И темперамент в этом смысле не является исключением. Каждый тип имеет как свои плюсы, так и минусы, о которых мы и поговорим ниже.

Если правильно воспитывать и не переборщить с контролем или самоконтролем, то каждый представитель может проявить себя так:

  • флегматики — выдержанные люди, которым чужды скоропалительные решения;
  • меланхолики — люди, которые глубоко переживают за других и являются очень впечатлительными;
  • сангвиники — могут стать отзывчивыми людьми, которые готовы к любой работе;
  • холерики — станут страстными и активными в работе людьми.

Что касается отрицательных сторон, то у разного типа свои минусы:

  • меланхолики замкнутые и застенчивые;
  • флегматики безразличны к людям и окружающему;
  • сангвиники поверхностные и разбросанные, они бывают непостоянными;
  • холерики вечно спешат, и у них все делается поспешно.

Особенности формирования характера.

Он формируется после рождения человека

. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом

для становления характера можно считать возраст отдвух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость

, а также противоположные им качества —эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде —трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах

школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами.

В подростковом возрасте

активно развиваются и закрепляютсяволевые черты характера , а вранней юности формируются базовыенравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания. Самовоспитание характера

предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд.

Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, чтохарактер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Типы характера

Несмотря на большое количество классификаций, предложенных авторитетными авторами, единой общепринятой системы пока нет. В психологии используется несколько достаточно удобных классификаций, основанных на таких факторах как темперамент, тип личности, физиологические особенности организма и прочее. Рассмотрим наиболее интересные теории.

1. Классификация по темпераменту

Не все люди правильно понимают, что такое характер и чем он отличается от темперамента, поэтому данные понятия часто путают. Их основное отличие заключается в том, что темперамент заложен в человеке природой и практически не подлежит коррекции.

Характер же формируется в течение жизни, но при этом зависит от темперамента. А значит, это можно использовать для деления на типы. Взяв за основу классификацию Гиппократа, можно выделить основные особенности характера, свойственные обладателям разных типов темперамента:

  • Холерик. Люди с таким типом темперамента обычно вспыльчивы и импульсивны, они склонны реагировать эмоционально и драматизировать происходящее. Как правило, холерики весьма нетерпеливы, не отличаются сильной волей и целеустремлённостью, поэтому часто бывают слабохарактерными, несмотря на показную решительность.
  • Сангвиник. Данный тип темперамента характеризуется подвижностью, наличием чувства юмора, эмоциональной устойчивостью и способностью оперативно реагировать на события. Сангвиники обычно обладают достаточно сильным волевым характером, они рассудительны и последовательны.
  • Флегматик. Люди с флегматичным типом темперамента спокойны в большинстве ситуаций, поскольку слабо подвержены эмоциям. Для флегматиков характерны такие черты характера как уравновешенность, настойчивость, упорство и прилежность. В общении с окружающими они обычно спокойны и не склонны к конфликтам, как и к любому другому проявлению эмоций.
  • Меланхолик. Такие люди отличаются впечатлительностью и эмоциональной лабильностью. Они ранимы и обидчивы, очень болезненно переживают неудачи. Неудача может толкнуть меланхолика на импульсивный поступок или заставить бросить дело. Таким образом, меланхолический темперамент сопровождается слабой волей и слабым характером.

Классификация К. Юнга

Швейцарский психиатр Карл Юнг предложил простую, но в то же время достаточно ёмкую классификацию типов личности, включающую всего три базовых типа:

  • Экстраверты. Это очень эмоциональные и открытые личности, постоянно нуждающиеся в общении. Обычно они демонстрируют высокий уровень ответственности по отношению к другим людям, но часто бывают безответственными в вопросах, касающихся собственного здоровья и некоторых других аспектов личного благополучия.
  • Интроверты. Такие личности обычно погружены в мир собственных переживаний и ощущений. При этом они часто замкнуты и не особо охотно контактируют с окружающими. Они не любят брать на себя ответственность, но при наличии времени показывают себя хорошими аналитиками, способными выдавать качественный результат.
  • Амбиверты. Это личности, обладающие отдельными чертами обоих предыдущих типов. Они неплохо ладят с окружающими, но часто нуждаются в том, чтобы побыть наедине с собой. Как правило, они харизматичны и остроумны, но часто ведут себя токсично. Тем не менее, они неплохо ладят с окружающими.

Немецкий психолог Эрнст Кречмер описал 3 типа характера и сопоставил каждый из них с определёнными особенностями телосложения и физиологии:

  • Астеники. Это люди с худощавым телосложением и не очень развитыми от природы мышцами. Астеники обладают характером шизотимического типа, который подразумевает упрямство, замкнутость и плохую способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
  • Атлетики. Этот типаж имеет стройное тело с развитыми от природы мышцами. Характер таких людей отличается спокойствием, практичностью, властностью, ответственностью и добротой.
  • Пикники. Это люди с плотным телосложением, избыточным весом и слабыми мышцами. Они довольно общительны, способны быстро адаптироваться к резко меняющимся обстоятельствам.

Флегматик – характеристика: плюсы и минусы

Флегматик это уравновешенный человек, тщательно продумывающий каждый свой шаг. Обычно такие люди имеют аналитический склад ума и трезво смотрят на окружающую жизнь.

Флегматики довольно ленивы, часто предпочитают не активничать и плыть по течению. Они всегда спокойны и невозмутимы. Даже если они пережили стресс или неприятную жизненную ситуацию, то не всегда показывают свой нрав.

Флегматика сложно вывести из себя, его нервная система словно весы, держащие равновесие. Если его тяжело вывести на простые эмоции, то заставить проявить активность или радость еще сложнее.

Если говорить другими словами, то флегматичный тип темперамента человека признан наиболее уравновешенным и эмоционально устойчивым.

Флегматики не идут сразу на контакт с людьми, им нужно время для оценки ситуации. Резкая смена окружающей среды для них подобна трагедии и переносится она весьма тяжело. Эти люди не любят активных развлечений, им нравится уютная домашняя обстановка, часто они предпочитают проводить время наедине с собой.

В работе флегматики кропотливы и усидчивы, у них хорошая память и они могут запоминать большие объемы информации.

Флегматики довольно замкнутые и скрытые, они неохотно проявляют симпатию к другому человеку. Но если флегматику понравится представитель противоположного пола, то он сделает все, чтобы добиться его расположения.

Друзей флегматику найти довольно сложно, он плохо идет на контакт. Но если человек с таким типом темперамента находит друга, то эта дружба может длиться всю жизнь. Семья для флегматиков некая крепость, в которой они чувствую себя уютно. В брак такие люди вступают поздно, могут долго находиться в поиске партнера.

Тип темперамента МЕЛАНХОЛИК

Как закладывается характер

Человек начинает приобретать свои характерные черты, еще находясь в утробе матери

Особенно важно состояние здоровья матери, в частности, уровень гормонов в ее крови. Количество адреналина, производимого в организме женщины, один из особенно важных факторов формирования характера будущего ребенка. Так как это гормон стресса, повышению его концентрации в крови способствуют интенсивные физические нагрузки беременной женщины, в том числе, фитнес, а также работа в ночное время суток

Как результат, избыток эмоций у плода, провоцирующий усталость.
Если же во время беременности женщина пассивна, к ребенку поступают в большей степени гормоны, которые способствуют пищеварению и сну. Это не может не сказаться на характере

Так как это гормон стресса, повышению его концентрации в крови способствуют интенсивные физические нагрузки беременной женщины, в том числе, фитнес, а также работа в ночное время суток. Как результат, избыток эмоций у плода, провоцирующий усталость.
Если же во время беременности женщина пассивна, к ребенку поступают в большей степени гормоны, которые способствуют пищеварению и сну. Это не может не сказаться на характере.

В начале своего жизненного пути малыш дублирует поступки родных и близких. В возрасте двух – десяти лет проходит чувственный этап формирования характера. Ребенок впитывает и заимствует стиль разных форм взаимоотношений своего окружения:

  • взрослых с взрослыми;
  • детей с детьми;
  • взрослых с детьми.

До десятилетнего возраста формируются моральные принципы ребенка. Он начинает критичнее относиться к поступкам других людей. Когда исполняется двенадцать лет, можно говорить о том, что основа заложена. Ребенок уже имеет общее представление о том, что такое правда. Насколько верные знания об этом он получил, настолько правильным можно назвать воспитательный процесс.

«Переходный» возраст характеризуется обостренной справедливостью и негативизмом. Формирование характера завершается. Дальнейшие изменения в круге общения, уровне образования или воспитательные меры практически не смогут повлиять на становление личности. Стержень заложен, и такой характер останется с человеком навсегда.

Только некоторые обстоятельства продолжают корректировать поведение человека. Это меры поощрения и в незначительной степени наказания. Кроме того, значима для выбора индивидуумом того или другого варианта действия поступающая извне информация, в частности, из таких источников:

  • средства массовой информации, в том числе электронные;
  • другие люди;
  • общество, устанавливающее свою идеологию;
  • кинематограф;
  • художественная литература.

Взрослый человек может также повлиять на свой характер самостоятельно путем самовоспитания. Для этого необходимо анализировать и корректировать свои поступки. Так можно делать мягче внешние агрессивные проявления, неприятие критики и бороться с бездействием. Но в состоянии стресса снова проявляются инстинкты.

Принципы становления характера

Все выводы, к которым пришла на сегодня наука в вопросе формирования характера, можно свести к таким основным правилам.

  • Наследственность – основа характера.
  • Психические реакции зависят от матери, ее здоровья и поведения.
  • Стержень характера составляют реакции на происходящее вокруг.
  • Воспитание – не главный фактор становления личности.
  • Награды и наказания влияют на формирование рефлексов.
  • Чем умнее человек, тем больше уровень самовоспитания.
  • В состоянии стресса проявляются инстинкты.

Что такое темперамент?

Темперамент может быть определен рядом характеристик:

— Он врожденный и наследуется по привычке.

— Его нельзя изменить, поскольку он имеет генетическое происхождение..

— Не может быть изменено влиянием окружающей среды.

— Это что-то биологическое, поэтому его нельзя перевоспитать.

— Это проявляется невольно, и очень трудно контролировать.

Таким образом, можно сказать, что темперамент является сырьем, на котором основаны характер, поведение и личность. Фактически, есть авторы, которые защищают, что 50% вариантов в человеческой личности определены генетическими факторами.

Что такое «характер», и как он может наследоваться

Существует много определений понятия «характер», однако суть их сводится к одному: это наше привычное поведение в определенных ситуациях. Стремимся ли мы выполнить работу до конца, или норовим отложить; уверены в своих силах или сомневаемся; жаждем новых впечатлений или они нас быстро утомляют. В основе характера лежит иное проявление личности – весьма с ним схожее, но все же врожденное и даже наследуемое: темперамент.

О четырех типах темперамента (уравновешенном и веселом сангвинике, задумчивом и медлительном флегматике, тревожном меланхолике и вспыльчивом холерике) знают, наверное, все. И младенцы действительно демонстрируют черты того или иного типа – а уже родители, глядя на малыша сквозь призму своего жизненного опыта, приписывают ему «упрямство» или «лень».

Влияние темперамента на жизнь человека

Каждый из нас индивидуален. Течение жизни зависит от восприятия, жизненных ситуаций, а также собственных внутренних убеждений. Так и или иначе, жизненный опыт вносит свои коррективы в мировосприятие и тип поведения – характер.

Из сангвиников получаются хорошие руководители. Они  очень расчетливы и хорошо знают, как расположить к себе собеседника. Таким людям подходят яркие профессии (администраторы, педагоги, журналисты, врачи, менеджеры, продавцы, экономисты, адвокаты, технологи, официанты и т.д.). Сангвиники не любят монотонную работу, поэтому, скорее всего, им такие профессии, как архивист, ювелир, реставратор, бухгалтер, не подойдут.

Холерики – превосходные лидеры, хорошие, справедливые начальники. Такие люди быстро адаптируются к переменам, легко меняют среду обитания. Холерикам хорошо подходят те профессии, которые требуют больших энергозатрат:

  • дизайнер;
  • журналист;
  • специалист по PR;
  • дипломат;
  • тренер;
  • геолог;
  • педагог;
  • следователь;
  • летчик;
  • артист;
  • бизнесмен.

Холерики никогда не смогут монотонно перебирать бумаги в библиотеке или бухгалтерии.

Флегматики в случае стрессовой ситуации на работе способны абсолютно «трезво» проанализировать сложившийся неприятный момент и принять наиболее правильное решение. Флегматический тип темперамента очень силен в точных науках. Из флегматиков получаются первоклассные математики, физики, механики, инженеры, диспетчеры, астрономы и ботаники.

Меланхолики – хорошие труженики, они превосходно справляются с поставленными жизненными задачами. Такие люди успешны в деятельности, требующей внимания к деталям, наблюдательности. Меланхолики любят работу в одиночестве. Люди с меланхолическим типом темперамента могут стать прекрасными художниками, программистами, кинокритиками, архитекторами, учеными, бухгалтерами. Тонкая нервная организация меланхоликов не выдержит напряжения таких профессий, как врач (особенно хирург), летчик, спасатель, диспетчер.

Примечание. Рассматривая 4 типа темперамента, нельзя сказать, какой из них лучше или хуже, ведь у каждого есть свои преимущества и недостатки.

Все темпераменты и их характеристика хорошо описаны в спецлитературе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: