Физика

Что такое эхо?

Когда звуковые волны встречают на пути твердую преграду, например
утес, часть из них проходит сквозь нее. Другие же отскакивают назад,
подобно морским волнам, разбивающимся об утес.

При этом звуковые волны устремляются через воздух обратно к
первоначальному источнику звука. В таких случаях вы вновь слышите тот
же звук, на этот раз в виде эха. Лучшее эхо бывает от коротких и
громких звуков.

Рыболовные суда обнаруживают косяки рыб при помощи высоких звуков,
распространяемых ими в толще воды. Натыкаясь на скопление рыб, эти
звуки отражаются от них, а бортовой компьютер фиксирует эхо и по нему
определяет местонахождение косяка.

Обучение грамоте у детей с ОНР

В группу комбинированной, компенсирующей направленности детского сада поступают дети имеющие дефекты произношения, бедный словарь, употребляющие короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами. Многие родители задают вопрос, а для чего моему ребенку обучение грамоте, ведь логопед должен ставить звуки. Отвечу на этот часто задаваемый вопрос.
Что дает ребенку обучение по программе логопедической группы?

 
У детей усвоивших программу логопедической группы, воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, что дает преимущество при дальнейшем школьном обучении. Наши дети (еще раз повторяюсь – усвоившие программу обучения и воспитания) практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, замен букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами

И, наконец, самое важное, у детей формируется интерес к языку и его законам. И, самое важное, предлагаемая в комбинированной, компенсирующей группе система обучения грамоте не сводится к тренировке навыков, а является важным шагом психического развития ребенка.

Основной принцип этой системы обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами предшествует добуквенный, чисто звуковой период обучения

Буква – это фотография звука. Знакомство с буквенным знаком будет безрезультатно, если ребенок не знает, что именно этим знаком обозначается, то есть знаки звуков бессмысленно вводить до знакомства с самими звуками. Причем речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа, то есть умении сознательно, намеренно, выделять звуки в слове.

Для дошкольников работа со звуками очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный период обучения грамоте занимает у логопеда очень много времени. Существует множество игровых приемов обучения детей 4-5 летнего возраста. Широкое их использование обеспечивает успех логопедических занятий, делает их увлекательными и желанными для ребенка. Эти игры помогают ребенку выделить звук как «строительный кирпичик» слова. Итак, наш путь к грамоте – играем со звуками и буквами. Ведь письмо — перевод звуков речи в буквы, а чтение – перевод букв в звучащую речь.

Ребенок – дошкольник может научиться выделять в слове отдельные звуки только с помощью определенного способа действия со словом – интонационного выделения, последовательного протягивания звуков в произносимом слове.

Если нам удалось научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук, т.е. сама звуковая форма слова стала заметней и ощутимей, то позднее, в школе, — на такую чувствительную основу легко лягут соответствующие фонетические понятия и термины.

Учитель-логопед: Буйнова Олеся Александровна

Восприятие звука[]

Ухо человека

‎Для людей слышимость обычно ограничивается частотами примерно от 12 Гц до 20 000Гц.. Однако эти пределы точно не определенны. Верхний предел, вообще уменьшается с возрастом. Другие разновидности восприятия имеют различный диапазон слушания. Например, собаки могут чувствовать колебания выше, чем 20кГц. Как сигнал, воспринятый одними из главных чувств, звук используется в виде многих разновидностей для разных целей: чтобы обнаружить опасность при навигации, при нахождении хищников, для коммуникаций.

Атмосфера земли, вода, и фактически любое физическое явление, типа огня, дождь, ветер, прибой, или землетрясение, производят (и характеризуют), его уникальные звуки. Много разновидностей, типа лягушек, птицы, морские и земные млекопитающие, также снабжены специальными органми, чтобы производить звук.

Люди используют звук во время разговоров, пения. Кроме того, люди развили культуру и технологию (типа музыки, телефонии и радио), которая позволяет им производить, сделать запись, передавать звук.

Поглощение вследствие внутреннего трения и теплопроводности

По мере распространения волн звука их интенсивность уменьшается. Причем часть акустической энергии рассеивается в любой среде.

Известны причины поглощения звука:

  • внутреннее трение;
  • межмолекулярное взаимодействие;
  • теплообмен.

Межмолекулярное взаимодействие является причиной поглощения звука.

Интенсивность поглощения зависит от:

  • частоты сигнала;
  • давления;
  • температуры среды.

При прохождении звукового импульса между частицами среды возникает трение. В жидкостях и газах его называют вязкостью. Благодаря ей акустические волны утрачивают энергию, которую необратимо превращают в теплоту.

Выведена формула, согласно которой поглощение сигнала возрастает пропорционально квадрату частоты. Поэтому высокочастотные звуки поглощаются быстрее низких.

Звуковая волна — что это такое в физике

Они распространяются по следующей схеме: 

Источник звука (голосовые связки, струна, движение воздуха) ⇒ упругая среда (твердая, жидкая или газообразная) ⇒ приемник звука (ухо, микрофон).

Человеческое ухо способно воспринимать колебания с частотой примерно от 16 до 20000 колебаний в секунду. Такие колебания называются звуковыми, или акустическими. Также есть колебания, которые ухо человека не воспринимает: см.таблицу 1. 

Колебания Инфразвук Звуковые (то, что мы слышим)  Ультразвук  Гиперзвук 
Диапазон  0,1 — 16 Гц 16 Гц — 20 000 Гц 20 000 Гц — 109 Гц  109 Гц — 1013 Гц
Источники

Природные: шум морских волн, магнитные бури, лавины, извержения вулканов, разряды молнии и т.д; киты и слоны.

Техногенные: потоки движущихся машин, шум газотурбинной установки, двигатели ракет и реактивных самолетов. 

Физические тела, которые колеблются (дрожат или вибрируют) с частотой от 16 до 20 000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть:

  • твердым: струна или земная кора;
  • газообразным: струя воздуха в духовых музыкальных инструментах или в свистке;
  • жидким: волны на воде.

Природные: шум ветра, дождя, раскаты грома; дельфины, киты, грызуны и летучие мыши. 

Техногенные: приборы и оборудование медицинского, промышленного и бытового назначения, генерирующие ультразвуковые колебания. 

Естественные: тепловые колебания атомов вещества. 

Искусственные: генераторы специальных лазерных излучателей.

Особенности Типичным примером является вибрация. Слабо поглощаются разными средами, поэтому могут перемещаться на значительные расстояния по поверхности земли, воды и воздуха. Подробно см. пункты 2 и 3.  Продольная механическая волна.Распространяясь, образует чередующиеся участки сгущения и разряжения частиц среды.Скорость распространения УЗ и звука в средах одинаковы. Но УЗ-волны имеют значительно меньшую длину волны. Поэтому их легче фокусировать в нужном направлении и концентрировать в небольшом объеме.    

Сравнительно хорошо распространяется в твердых средах (монокристаллы), хуже в жидких средах, не могут распространяться в газах, в том числе, воздухе. 

Гиперзвук характеризуется частотами, соответствующими частотам электромагнитных колебаний дециметрового, сантиметрового и миллиметрового диапазонов (сверхвысокие частоты СВЧ). 

Применение Используется для разрушения крупных объектов, дробления почвы и руды.  Изобретения человека: музыкальные инструменты, акустические динамики, телефон и многие другие. 
  • дефектоскопия сварных швов в самолетостроении и других отраслях промышленности;
  • измельчение твердых веществ в жидкостях, в том числе гомогенизация молока;
  • обеззараживание и очистка деталей, ювелирных изделий;
  • в медицине для диагностики и лечения;
  • приборы для определения глубин.
  • исследования состояния вещества, особенно в физике твердого тела;
  • использование для так называемых акустических линий задержки в области СВЧ;
  • для создания других устройств акустоэлектроники и акустооптики.

Коррекция устной речи

Прежде всего, учитель-логопед должен проводить большую работу по исправлению ошибок в устной речи уже в дошкольный период, как он подчеркивает в своем исследовании. Речь идет об одновременной работе по формированию правильного произношения и восприятия звуков родного языка с работой по уточнению, расширению словарного запаса, развитию грамматических знаний и навыков, тренировке связной речи.

Взаимосвязь этих направлений логопедической работы обусловлена тем, что все компоненты речевой системы, а именно фонетика, лексика и грамматика, всегда находятся в состоянии подвижного взаимодействия и способствуют последовательной смене этапов развития речи, овладению новыми средствами общения и их совершенствованию. В целом эта связь отмечается в работах А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина, которые утверждают, что язык является основным средством общения, а его нарушения не только препятствуют адекватному языковому контакту, но в ряде случаев задерживают формирование познавательных процессов, оказывают негативное влияние на овладение письмом и чтением, могут вызывать личностные переживания ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений коррекционной работы в до букварный период обучения чтению будет не только коррекция фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений, являющихся частью системного речевого дефекта, но и нормализация временных и оптико-пространственных представлений ребенка, развитие его когнитивных способностей и подготовка моторной сферы к процессу письма.

Как известно из различной методической и профессиональной литературы, отклонения в формировании произносительной стороны речи по-разному проявляются у разных категорий детей. В некоторых случаях они ограничиваются отдельными искажениями произношения и влияют на разборчивость устной речи — в таких случаях затрагивается только фонетическая сторона развития речи детей, они редко смешивают или заменяют звуки другими, хотя и произносят их правильно, то есть в соответствии со стандартным фонематическим звучанием. У других детей нарушения произношения проявляются в виде более сложных дефектов, связанных как со всевозможными нарушениями слоговой структуры слов и фонематических звуков, так и с недоразвитием фонематических процессов. Именно такие дефекты в конечном итоге приводят к трудностям в овладении первыми навыками чтения и письма.

Практика логопедической работы и многочисленные исследования показывают, что в устной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим нарушением речевого развития (ОНР) можно обнаружить ряд специфических фонетических и лексико-грамматических отклонений (по сравнению с речью их нормально говорящих сверстников). Таким образом, наиболее типичными ошибками в области произношения являются:

  • отсутствие звука;
  • его неправильное произношение, выраженное в нетипичной для русского языка артикуляции;
  • неправильное использование звука (шарканье), выражающееся в неуверенном использовании правильной артикуляции;
  • всевозможные замены звуков, наиболее распространенные из которых — взаимозаменяемость свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких.

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука

Звук, распространяющийся в газах и жидкостях, представляет собой продольную волну (так как в неупругих средах могут распространяться только такой вид волн). То есть звуковая волна – это чередование областей уплотнения и разряжения частиц среды, идущих от источника.

Как и любой другой вид волн, звуковые волны характеризуются скоростью распространения. Например, во время грозы человек сначала видит вспышку молнии, а потом уже слышит гром. Причем интересно, что скорость распространения звука в разных средах будет различна.

Экспериментально измерить скорость звука можно, например, в эксперименте со стрелком, делающим выстрел в воздух. Если встать от стрелка на расстоянии 500 метров и засечь время между вспышкой, которую мы видим при выстреле и звуком, который до нас доходит с опозданием, можно рассчитать скорость по формуле:

где v – скорость звука в среде, S – расстояние до стрелка, t – время между вспышкой и звуком.

По экспериментальным данным скорость звука в воздухе равна примерно 330 м/с.

Однако это величина не постоянная. Скорость звука в газах зависит от температуры: при увеличении температуры молекулы газа начинают двигаться быстрее и, тем самым, увеличивается степень из взаимодействия (то есть молекулы чаще сталкиваются друг с другом), а значит и скорость распространения волн тоже увеличится.

330 м/с  — это скорость звука при нормальном атмосферном давлении и 0° по шкале Цельсия.

График зависимости скорости распространения звуковых волн от температуры воздуха представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 — График зависимости скорости распространения звуковых волн от температуры воздуха

А что же насчет распространения звуков в других средах – жидкостях или твердых телах? Жидкости и твердые тела имеют плотность больше, чем газы, значит, молекулы в них взаимодействуют друг с другом активнее. А чем сильнее взаимодействуют молекулы вещества, тем быстрее распространяется волна в нем. Значит, звук распространяется в жидкостях и твердых телах быстрее, чем в газах.

И стоит помнить, что для звуковых волн, как и для любых других, действуют формулы:

Где v – частота звуковых колебаний, T– период звуковой волны,  – длина колебаний звуковой волны, v – скорость распространения звуковых колебаний.

Частотный спектр звука и анализ Фурье

В жизни звуки одной частоты редки. Чаще встречаются сложные звуковые сигналы. Их делят на части – обертоны и гармоники.


Анализ Фурье исследует сложные звуковые сигналы.

Метод разложения звука назвали фурье-анализом, т. к. его впервые применил французский математик Фурье в XVIII в.

Для разложения звукового сигнала строят графики, где показывают зависимость энергии от частоты, и таким образом представляют его частотный спектр.

Основные типы спектра:

  1. Дискретный. Его формируют отдельные линии частот, разделяемые пустыми промежутками.
  2. Непрерывный. В пределах полосы этого спектра представлены все частоты.

Если звуковые колебания не подчиняются гармоническому закону, человек воспринимает их как сложный сигнал со своим тембром. В нем присутствуют колебания разных частот и амплитуд.

У каждого инструмента обертоны неодинаковые, поэтому звуки тоже получаются разными.

Начало занятия: способы мотивации детей

Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:

  • стихотворение по теме занятия;
  • загадки;
  • рассматривание картинок.

Воспитатель может начать занятие так: «Ребята, сегодня мы разберёмся, что такое слово. Вы внимательно слушаете строчки из стихотворения и мне помогаете». Пример стихотворения:

Есть сладкое слово — конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)

Есть быстрое слово — ракета, (А здесь кто поможет?)

Есть кислое слово — лимон, (Что кислое вы ели?)

Есть слово с окошком — вагон, (Что подходит?)

Есть книжное слово — страница, (А к книжкам какие слова относятся?)

Есть слово лесное — синица, (Таких слов вы наверняка знаете много!)

Есть слово пушистое — снег, (Здесь тоже легко догадаться)

Есть слово весёлое — смех. (А тут кто придумал?)

В конце похвалите детей: «Какие мы молодцы. Сколько слов вспомнили».

Если удачным вариантом вам кажется использование загадок, то подберите их так, чтобы ответы начинались с одной буквы.

Таблица: примеры загадок для начала занятия

Хвост красивый, просто диво.Удивительная грива.«И-го-го», скакун — огоньВас прокатит. Это (конь). Речку заковал мороз,Поработал он всерьёз! Я помчался вдоль реки,Режут лёд мои (коньки). Его съесть хотели все,Но попал он в пасть к лисе.Вкусный, маленький клубокВ сказке звался (колобок). Красивый фантик надевает,Во рту так просто вкусно тает.Все дети любят сладость эту,А зовут её (конфета). Кто нам рано поутруГромко промычит «Му-му»?Кто даёт нам молочка,Маслица и творожка,Чтоб детвора была здорова.Это добрая (корова).

Закончить можно игровым элементом: «Ребята, вы настоящие умники, все загадки разгадали! Все слова назвали правильно! А вот такой вопрос: чем все эти слова похожи? А теперь игра. Я называю слово. Если оно начинается так, как и наши отгадки, вы хлопаете в ладоши. А если нет, то не хлопаете».

Для того чтобы заинтересовать детей, можно также раздать каждой паре детей набор карточек и попросить ребят назвать словами то, что они видят на картинках. Воспитатель спрашивает: «С какого звука начинаются все слова? А как можно поделить их на две группы? Правильно. Одни слова короткие, а другие длинные. Откладываем картинки с короткими словами влево, а с длинными вправо». Затем воспитатель проверяет выполненное упражнение.

Чтобы увлечь детей в начале занятия, можно использовать картинки

Можно использовать заготовку — сюрприз, театрализацию рассказа, начать с просмотра презентации или обсуждения иллюстрации. Дети с удовольствием участвуют в придумывании новых сказок.

Методические основы обучения грамоте в разных возрастных группах

Обучение грамоте детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с буквами, словами и звуковым составом слов

Звуковой стороне речи уделяется особое внимание

Обучение включает следующие направления работы:

  1. Формирование понятия буква и звук, изучение их отличий.
  2. Знакомство с гласными и согласными буквами.
  3. Формирование навыков написания или конструирования букв. Для работы применяются палочки, ленточки, пластилин, глина и иные материалы, из которых составляются буквы.
  4. Формирование навыков узнавания изображенных букв, их нахождения в словах.
  5. Формирование навыков составления слогов и их чтения.

Далее, в средней возрастной группе происходит закрепление знаний о словах и звуках. Используются упражнения на совершенствование навыков различения звуков на слух.

В этот возрастной период, обучение грамоте продолжается по тем же направлениям, что и в младшей группе, дополняясь следующими направлениями работы:

  1. Развитие навыков осознанного чтения слов и предложений с теми буквами, которые хорошо изучены;
  2. Знакомство с правилами написания слов, правописанием: пробелы между словами в предложении, прописные буквы в начале предложений и именах собственных, завершение предложения точкой.

В старшем дошкольном возрасте происходит закрепление знаний детей и их совершенствование. Осуществляется работа по совершенствованию навыков чтения слогов и формируются навыки чтения слов и небольших предложений. Дети продолжают изучать правила правописания: ЧА — ЩА, ЖИ — ШИ, ЧУ — ЩУ, учатся разгадывать ребусы и кроссворды, осваивают структуру предложения. Происходит освоение схематической записи предложений и формирование аналитических навыков по работе с предложениями: изучение последовательности расположения слов в предложении, анализ их состава, разделение предложения на отдельные слова, составление простых предложений. Также, детям разъясняются отличия повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений и формируются основы интонационной выразительности предложений и различие типа предложений на слух по интонации его произнесения. На данном этапе обучения дошкольники уже должны владеть навыками понимания смысла слов, их восприятия на слух т.е. вслушиваться в значение произносимого, подбирать слова по смыслу, определять место звука в слове и разделять слова на отдельные звуки, а также составлять слова из звуков. Эти знания помогают в овладении правилами составления предложений.

Звук

Что такое звук? Это тоже волна, но не электромагнитная, а вполне себе механическая упругая волна. Колеблются частицы среды (воздух, вода, твердое тело), и это колебание воспринимается барабанной перепонкой человеческих ушей. Частота звуков, которые слышат люди, лежит в диапазоне от 16 герц до 20 килогерц. Опять же, звуки ниже слышимого диапазона называются инфразвуком, а выше – ультразвуком.

То, что мы не слышим звук выше или ниже нашего предела восприятия, не значит, что его не слышат другие существа. Например, киты, летучие мыши, птицы и рыбы используют ультразвуковую эхолокацию для общения и навигации. Так, синие киты могут слышать друг друга на расстоянии до 30 километров.

Различают шумы и музыкальные звуки. Шумы обладают сплошным спектром, а музыкальные состоят из гармоник – колебаний определенной частоты.

Один из самых интересных фактов о звуке — это влияние звука на человека. Доказано, что звуки природы и классическая музыка влияют на здоровье положительно и обладают успокаивающим эффектом. Хотя здесь все очень индивидуально, и положительный эффект на здоровье может оказывать также и старый добрый трэш-метал.

Metallica

Какая звуковая волна является звуком?

У звуковых волн есть две важнейшие характеристики:

  1. Частота
  2. Громкость

Частота

Частота – показатель объективный. Сколько колебаний происходит за одну секунду – такова и частота.

Поскольку впервые этим делом всерьез занялся товарищ Герц, то и вместо “полное колебание в секунду” мы пишем просто – Герц (Hz).

1Hz – это одно колебание в секунду.

1kHz – это тысяча (1000Hz) колебаний в секунду.

Фокус в том, что средний человек (органом слуха) воспринимает колебания от 15Hz до 22kHz. Вот их и считают звуком.

Слоны воспринимают и более низкие частоты (ниже 15Hz). Это – инфразвук. Мы его не слышим. Хотя можем воспринимать например кожей.

Кошки, собаки, летучие мыши и пр. зверушки охватывают еще более высокие частоты (свыше 22 kHz). Это уже ультразвук.

Блютус (Bluetooth) – это как раз передача данных по воздуху с помощью ультразвуковых колебаний. Мы их не слышим, а нужная аппаратура – еще как!

УЗИ – тоже основана на ультразвуке. Принцип тот же, что и у сонара дельфинов и летучих мышей. О том, как видеть с помощью звука, расскажу как-нибудь в другой раз.

Громкость

Громкость – величина относительная и субъективная. Ее измеряют в децибелах. Более подробно про формулы и расчеты читайте на Википедии.

Нам, как людям связанным с музыкой, важно знать две вещи. Во-первых, за точку отсчета (за 0) в громкости взяли среднестатистический порог восприятия звука с частотой в 1kHz

Во-первых, за точку отсчета (за 0) в громкости взяли среднестатистический порог восприятия звука с частотой в 1kHz.

Грубо говоря, собрали несколько сотен человек, включили звук с частотой в 1000 Hz и начали плавно повышать его мощность. Как только человек услышит тихий-тихий писк – сразу жмет кнопку.

Потом подсчитали с какого места (при какой громкости) наибольшее число подопытных таки-услышали хоть что-то и объявили это нулем децибелов.

А так находятся люди, которые слышат и от -10dB и даже от -30dB. Так же, впрочем, как и такие, кто слышит от 10dB-20dB и хуже.

100dB – это очень громко. 120dB это звук, при котором барабанные перепонки (о них в другой раз расскажу) могут лопнуть.

Во-вторых, 120dB-140dB – это громкость на уровне болевого порога. Человек может умереть, от таких звуков.

По-этому, если человек потерял слух и слышит ниже 120dB – он считается глухим и слуховой аппарат ему не поможет. Любое усиление меньше 120dB ему не слышно, а выше – уже больно. В ряде случаев хорошие результаты может дать кохлеарный имплантат (о нем тоже как-нибудь потом).

Процесс перевода устной речи в знаковую систему языка

Последним этапом сложного процесса перевода разговорного языка в язык жестов являются автоматизированные движения рук. Этому этапу предшествует сложная подготовительная деятельность, которая осуществляется в период, предшествующий овладению письменной речью. Процесс письма, имеющий многоступенчатую структуру, включает в себя большое количество операций. Для взрослых они короткие и сжатые, для детей — более сложные на этапе первоначального овладения письмом, во время обучения грамоте.

В своем развитии обучающийся письму ребенок проходит два основных этапа:

  • условно-имитационный, когда на листе бумаги рисуются различные каракули;
  • стадия картинок-гистограмм, которая позже превращается в письмо.

Чтобы картинка-гистограмма превратилась в алфавитную запись, ребенок должен сделать для себя самое важное открытие — что рисовать можно не только предметы окружающего мира, но и язык. Учитель, обучающий ребенка первым навыкам грамотности, должен определить характерные и существенные различия между устной и письменной речью, понимать психофизиологические механизмы письма и чтения, знать структуру этих видов речевой деятельности человека

Как известно из литературы (психологической, физиологической), сложные условно-рефлекторные связи письменного языка присоединяются и развивают уже сформированные связи второй сигнальной системы, т.е. устного языка. В процессе письма устанавливаются новые связи между слышимым, произносимым и видимым словом. Если устная речь возникает в основном благодаря деятельности речедвигательного и речеаурикулярного анализаторов, то письменная речь является не слухо-моторным, а зрительно-слуховым образованием. A. Н. Леонтьев (1975) в своих исследованиях писал, что письменная речь, которая является продуктом высшей психической деятельности, осуществляется с помощью следующего набора основных операций:

  • анализ звукового состава слова;
  • преобразование фонем в графемы;
  • графомоторный процесс «транскрибирования», то есть письма.

Исходя из понимания того, что письменный язык — это визуальная форма существования устного языка, ребенок на начальных этапах овладения письмом и чтением сталкивается с одной из самых сложных задач, связанных с переводом линейной, темпорально расположенной последовательности звуков в пространственную последовательность графических символов.

Следовательно, для формирования полноценной грамотности необходимо состояние не только языковых, но и некоторых важных невербальных функций. Говоря о неязыковых функциях, хочется отметить, прежде всего, универсальную значимость временных и пространственных отношений предметов и явлений, обусловленную фактом существования всех живых существ в пределах определенного временного интервала и в определенном пространстве.

В зависимости от того, каким именно образом человеческий мозг отражает основные формы движущейся материи, в психологии существует несколько типов различий:

  • визуально-пространственный;
  • слуховой;
  • прикосновение к коже;
  • мышечно-скелетное (кинестетическое) пространство.

В процессе онтогенеза способность ребенка различать пространство развивается постепенно, меняясь от нечетких и фрагментарных к все более четким и последовательным. Эта дискриминация пространства формируется на основе адекватного восприятия ребенком собственного тела. Сложная комбинация ощущений от восприятия ребенком собственного тела называется схемой тела.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методическое творчество
  2. Коррекция агрессивности
  3. Конфликты в образовательном учреждении
  4. Семья как педагогический феномен
  5. Методика выявления отдельных сторон речевого развития детей
  6. Запорожец александр владимирович, психолог, доктор педагогических наук
  7. Социальная педагогика за рубежом
  8. Культурологический подход в образовании
  9. Нетрадиционная форма организации учебного процесса по иностранному языку
  10. Методологические основы развития художественного образования

Определение и свойства

Звук – это вибрация атомов или молекул, передающаяся через среду и воспринимаемая нашим слухом.

Некоторые свойства звука:

  1. Частота – это количество колебаний звука в единицу времени. Измеряется в герцах (Гц).
  2. Интенсивность – это сила звука, которая воспринимается нашим слухом. Измеряется в децибелах (дБ).
  3. Амплитуда – это максимальное отклонение частиц среды во время звуковой волны. Чем больше амплитуда, тем громче звук.
  4. Фаза – это текущее положение колеблющейся частицы в звуковой волне.
  5. Скорость распространения – это скорость, с которой звук передвигается через среду. Воздух, например, проводит звук со скоростью около 343 метров в секунду при комнатной температуре.
  6. Длина волны – это расстояние между двумя соседними точками, имеющими одну и ту же фазу.

Рассеяние ультразвуковых волн[]

Если в среде имеются неоднородности, то происходит рассеяние звука, которое может существенно изменить простую картину распространения ультразвука и, в конечном счете, также вызвать затухание волны в первоначальном направлении распространения.
Преломление ультразвуковых волн
Так как акустическое сопротивление мягких тканей человека ненамного отличается от сопротивления воды, можно предполагать, что на границе раздела сред (эпидермис — дерма — фасция — мышца) будет наблюдаться преломление ультразвуковых лучей.
Отражение ультразвуковых волн
На явлении отражения основана ультразвуковая диагностика. Отражение происходит в приграничных областях кожи и жира, жира и мышц, мышц и костей. Если ультразвук при распространении наталкивается на препятствие, то происходит отражение, если препятствие мало, то ультразвук его как бы обтекает. Неоднородности организма не вызывают значительных отклонений, так как по сравнению с длиной волны (2 мм) их размерами (0,1 — 0,2 мм) можно пренебречь. Если ультразвук на своём пути наталкивается на органы, размеры которых больше длины волны, то происходит преломление и отражение ультразвука. Наиболее сильное отражение наблюдается на границах кость — окружающие её ткани и ткани — воздух. У воздуха малая плотность и наблюдается практически полное отражение ультразвука. Отражение ультразвуковых волн наблюдается на границе мышца — надкостница — кость, на поверхности полых органов.

Спектральный состав звука и шумы

Совсем не каждый звук обладает такой характеристикой, как высота. Большинство естественных звуков относится к шумам, это звуки, не имеющие определенной высоты. Казалось бы, это противоречит сказанному выше, ведь в качестве высоты звука мы воспринимаем его частоту, которая характеризует любое колебательное движение.

Это объясняется способом восприятия звуковых колебаний слуховым аппаратом человека. Технически мы воспринимаем любое сложное звуковое колебание как набор гармонических (синусоидальных) колебаний (см. теория слуха Г. Гельмгольца):

Пример разложения сложного колебания на простые (гармонические).
Синим и розовым цветом обозначены гармонические колебания, а зеленым — исходное сложное (негармоническое) колебание.

Гармоническими или простыми называют колебания, которые описываются функциями вида f(x) = sin(x) и f(x) = cos(x). Графики таких функций имеют вид синусоиды, поэтому их также называют синусоидальными. Гармонические колебания совершает, например, проекция точки, равномерно движущейся по окружности:

Синусоиды, из которых состоит любое сложное звуковое колебание, называют его частотными или спектральными компонентами. Эти компоненты могут иметь самую разнообразную амплитуду, но в качестве высоты звука воспринимается частота наиболее мощного из них — основного тона:

Если же энергия звуковой волны беспорядочно распределена между огромным количеством частотных компонентов (как это обычно бывает в естественных шумах), основной тон отсутствует, а звук не имеет определенной высоты и воспринимается как шум.

Кроме того, в силу так называемой «инерционности слуха», наш слуховой аппарат реагирует лишь на частотные компоненты достаточной продолжительности, позволяющей зафиксировать несколько периодов колебания: от 15 мс. для частот в полосе 1000-2000 Гц и от 60 мс. — для частот ниже 500 Гц.

Основы развития речи

Основой для обучения может быть общее речевое формирование детей.

Поэтому во время подготовки к обучению нужно формировать речь школьников еще в детском саду. Нужно формировать связность их речи, пополнять их лексический запас, развивать грамматику и звуковую культуру.

Согласно исследованиям, школьники с хорошо сформированной речью успешно осваивают грамоту и все другие школьные предметы.

Очень важно, чтобы развивалось элементарное осознание собственной и чужой речи. Предметом внимания детей является сама речевая активность

Развитие речевой рефлексии и произвольности речи – это очень важный аспект подготовки к изучению письма.

Это качество – важная часть психологической подготовки ребенка к обучению. Стоит отметить, что сознательность и произвольность речевых высказываний – это психологическая основа для развития навыков письма. Поэтому, когда идет развитие рефлексии и произвольности устной речи, это помогает в последующем изучить речь письменную.

Показателями того, что у ребенка есть определенный уровень осознания речи и готовность обучаться грамоте – это наличие следующих навыков: нужно сосредоточить внимание на том, чтобы решалась вербальная задача. Нужно преднамеренно продуцировать свою речь, выбирать языковые инструменты для того, чтобы решать вербальные задачи

Также нужно размышлять о том, какие варианты для ее решения можно выбрать. Также нужно давать оценку того, как выполняются вербальные задачи.

Стоячие волны

Если 2 волны с одинаковыми амплитудой, фазой и частотой движутся в противоположных направлениях, то при встрече они образуют 1 стоячую. На этом месте появляются чередующиеся участки максимумов амплитуд (зоны сложения или «пучности») и минимумов (зоны вычитания или узлы).


Звуки, которые движутся в противоположных направлениях, образуют стоячую волну.

В таком сигнале энергия не изменяется, т. к. переносится в равном количестве прямо и обратно.

Рассматриваемое явление влияет на акустическое восприятие игры музыкальных инструментов: в узлах басы почти не слышны, в «пучностях» звучат очень насыщенно.

В струне

Натянутая музыкальная струна генерирует поперечные колебания, а сама утрачивает первоначальное положение.

Колеблющаяся вибрирует закрепленными неподвижно концами и производит основной тон. Он состоит из комбинации стоячих волн. Их узлы находятся на зафиксированных концах.

Кроме того, вибрации в струне возникают в нескольких местах. При этом струна оказывается как бы разделена на равные части. Каждая из них тоже колеблется с образованием своих сигналов и производит дополнительные тоны меньшей амплитуды.

В духовых инструментах

Теория звука в струне применима к духовому музыкальному инструменту. Последний можно упрощенно представить в виде прямой трубы, в которой образуются стоячие волны. У открытого конца находится «пучность», у закрытого – узел.


В духовых инструментах применяется теория звука.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: