Педагогическая деятельность
Читает курсы лекций на факультете психологии МГУ и других ВУЗах
- Основы психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции.
- Введение в теорию и практику психотерапии.
- Психология семьи и семейная терапия.
- Психотерапия сексуальных дисгармоний.
- Психология и психотерапия зависимостей.
Основные научно-исследовательские направления для дипломных и курсовых работ
- Современные проблемы аддиктологии.
- Возрастные и гендерные аспекты аддиктологии.
- Психологические механизмы химических зависимостей.
- Психологические модели никотиновой зависимости.
- Специфика личностной организации лиц, склонных к проблемному и патологическому гемблингу.
- Психологический анализ склонности к риску (проблема аутодиструктивности).
- «Социально-приемлемые» формы нехимических зависимостей: проблемы диагностики, этиологические факторы, классификация.
- Нарушение общения при интернет-аддикции.
- Исследование процесса психотерапии зависимостей: проблема организации помощи, динамика процесса, критерии эффективности.
Дипломные работы последних лет, выполненные под научным руководством Р.Ф.Теперик
- Полад-Заде П.Р. Культуральные и психологические особенности общения в сети интернет. 2012.
- Сорокотяга Е.А. Особенности самоотношения у интернет-зависимых пользователей. 2012.
- Ермолаева М. Специфика общения в виртуальных сообществах самопомощи. 2011.
- Пастерс Т.А. Особенности эмоционально-личностной сферы спортсменов-лубителей экстремального спорта. 2012.
- Натович Е.А. Особенности эмоционально-личностной сферы лиц, склонных к патологическому гемблингу. 2011.
- Страхова Е.В. Исследование специфики виртуального общения в интернет-форумах. 2010.
- Комендантова М. Субъективная удовлетворенность лечением у больных опийной наркоманией. 2010.
- Ларионова А.О. Особенности личности у больных опийной наркоманией. 2009.
- Лихачева А.И. Исследование межличностного взаимодействия у лиц, склонных к интернет-зависимости. 2009.
- Сале Д.М. Кросс-культурное исследование совладания со стрессом у российских и американских подростков. 2009.
- Дробняк Т. Кросс-культурное исследование временной перспективы у лиц с игровой зависимостью. 2009.
- Козлова О. Особенности регуляторных функций у подростков, страдающих интернет-зависимостью. 2008.
- Филиппенко И.М. Особенности эмоциональной сферы эстрадных фанатов. 2008.
- Волкова Е.А. Особенности семейных коммуникаций при компьютерной зависимости. 2008.
- Стрыгина Т.В. Особенности временной перспективы у лиц с игровой зависимостью. 2008.
- Пачина А. Особенности психологической защиты при игровой зависимости. 2007.
- Ременцова Н.Г. Психологическое содержание общения подростков в интернет-чатах. 2007.
- Селезнева Г. Компьютерная зависимость как фактор дезадаптации и эмоциональной нестабильности подростков. 2007.
- Корпилова В.И. Специфика общения в чате: формы и способы взаимодействия. 2006.
- Засельская Л.В. Способы самопрезентации в чатах у лиц, склонных интернет-зависимости. 2006.
- Димитров А.С. Психологические особенности феномена систематического переедания. 2005.
- Зенцова Н. Отношение ко времени лиц, склонных к интернет-зависимости. 2005.
- Жукова М.А. Особенности сферы общения лиц, склонных к интернет-зависимости. 2005.
- Еремеева Н.В. Фрмирование ON-LINE персонажа как фактор возникновения феномена к интернет-зависимости. 2005.
- Дубейко М.А. Компьютерные ролевые игры: психологические особенности зависимости у подростков. 2005.
Методика дифференцированного изучения темы «Производная и ее приложения» на основе учета познавательных стилей обучающихся
В данном параграфе представлена реализация дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся на примере темы «Производная и ее приложения» в учреждениях среднего профессионального образования. Выбор данной темы обусловлен следующим. Во-первых, содержание темы позволяет оперировать информацией, представленной в различных формах. Во-вторых, широкие возможности использования математического аппарата для решения экономических задач. Кроме того, содержание темы, представленное в курсе математики образовательных учреждений среднего профессионального образхования, расширяет сведения, содержащиеся в курсе алгебры и начал анализа средней школы. Это означает, что имеет место существенный временной разрыв в 2 года между введением понятийного аппарата темы, изучением правил дифференцирования в средней школе и рассмотрением вопросов, методика изучения которых представлена в данном параграфе.
1. Производная сложной функции.
Основная цель изучения этого вопроса состоит в формировании умений по применению правила нахождения производной сложной функции при решении математических задач и задач с практическим содержанием.
Понятие сложной функции, понятие производной, механический смысл производной являются тем опорным материалом, свободное владение которым необходимо для успешного овладения правилом нахождения производной сложной функции. Так как изучение данных вопросов осуществлялось в курсе алгебры и начал анализа старшей школы, то при их повторении необходим учет стиля сглаживание/заострение. С целью повышения эффективности работы по актуализации знаний на учебном занятии «сглаживателям» в индивидуальную часть домашнего задания, предшествующего учебному занятию, необходимо включить задачи, при решении которых осуществляется повторение указанных вопросов. Так как при введении правила нахождения производной сложной функции будет использован словесно-речевой стиль кодирования информации, то форма представления заданий должна быть словесной. Таким образом, в индивидуальную часть домашнего задания для «сглаживателеи» входят задачи вида:
1. Найти мгновенную скорость тела, движущегося по закону s=t3, через 5
секунд после начала движения.
2. Объем продаж некоторой продукции задается следующей функцией времени: V(t)=1000t+100t , где t — время, измеряемое в месяцах. Найти скорость изменения объема продаж через 6 месяцев.
3. Представить сложную функцию y=ctg(3x -1) в виде композиции двух элементарных функций.
4. Даны функции у=Зх, y=cosx, у=5х. Составить из данных функций сложную функцию.
При решении первой и второй задач повторяется механический смысл производной, третьей и четвертой — понятие сложной функции.
На учебном занятии в рамках проверки домашнего задания со всей группой проводится актуализация опорных знаний в форме фронтального опроса и устного решения задач:
— Сформулируйте определение сложной функции?
— Даны функции y=ctg(cosx), у=(Зх4+5)2, у=х3, у=4х+1, y=ex+cosx, y=3tgx. Укажите, какие из данных функций являются сложными.
— Назовите сложные функции, которые Вы составили из элементарных функций при решении задачи 4 из домашнего задания.
— Сформулируйте определение производной функции?
— Какие существуют способы вычисления производной функции? — Сформулируйте правило нахождения производной суммы двух функций.
— Сформулируйте правило нахождения производной произведения двухфункций.
— Сформулируйте правило нахождения производной частного двух функций.
— Даны множества А и В, элементами которых являются функции: A={3×3-5×2+l, ех+2, sin(x+3), x2sinx}, В={ех, 2x-sinx+x2 -cosx, 9х2-10х, cos(x+3)}. Считая, что элементалш множества А являются функции, а элементами множества В — их производные, установите соответствие между элементами множеств.
— В чем состоит механический смысл производной?
— При описании скорости каких процессов может быть использовано понятие производной? Приведите примеры.
— Приведите примеры на применение механического смысла производной в экономических процессах?
При конструировании учебной деятельности на этапах мотивации и введения правила нахождения производной сложной фушсции ( 2.1) форма представления информации и форма организации учебной деятельности определяются на основе учета преобладающих у обучающихся стилей кодирования информации, импульсивности/рефлективности и постановки и решения проблем.
В качестве задач, используемых с целью мотивации и введения правила нахождения производной сложной функции, студентам предлагаются экономические задачи.
Учёные степени в России[]
В России система на данный момент смешанная: частично применяется новая система с выпуском бакалавров (4 года) и магистров (6 лет), частично старая с выпуском дипломированных специалистов (5 лет). Применяется унаследованная от Советского Союза система германского образца, в которой существуют две степени:
- кандидат наук,
- доктор наук.
В настоящее время учёная степень как кандидата, так и доктора наук присуждается диссертационным советом. Однако, если для получения диплома кандидата наук достаточно положительного решения совета, то для получения диплома доктора наук необходимо также наличие положительного заключения экспертного совета соответствующего направления Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России. Лица, которым учёные степени присуждены с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней ВАК, как правило, на основании ходатайств диссертационных советов, на заседании которых состоялась защита диссертаций.
Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертацию и защитить её на заседании диссертационного совета, созданного при вузе, НИИ или другом научном учреждении. Для защиты диссертации на соискание степени доктора в настоящее время необходимо иметь степень кандидата наук, защита диссертации на соискание степени доктора наук лицами, не имеющими степени кандидата, в соответствии с ныне действующим «Положением о порядке присуждения учёных степеней», не предусматривается. Следует заметить, что при этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и соискаемой степени доктора наук фактически никак не регламентируется, кроме случаев соискания учёных степеней по медицинским, ветеринарным и юридическим наукам, которые возможны только при наличии у соискателя высшего медицинского, ветеринарного или юридического образования соответственно. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения более высокой степени по отрасли наук и специальности, неродственной к уже имеющейся: например кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками), степени доктора экономических наук кандидатами, например, технических и физико-математических наук и т. п. Более подробно см. «Положение о порядке присуждения учёных степеней».
Первым законодательным актом, вводящим в России учёные степени (1803 г.), устанавливалось соответствие между ними и Табелью о рангах: если на государственную службу поступал кандидат, то он получал чин XII класса (губернский секретарь), магистр — IX (титулярный советник), доктор — VIII (коллежский асессор).
Учёные степени появились в СССР в году (введены постановлением Совнаркома СССР «Об учёных степенях и званиях» от 13 января 1934, фактически восстановившим ранее существовавшие в дореволюционной России учёные степени).
По данным А. Я. Синецкого, в течение года (начиная с 1934 г.), учёная степень доктора наук присуждена 112 чел., из них 91 — без защиты диссертации; за 1934-1936 гг. эту учёную степень получили 345 чел., из них после защиты всего 67 чел.; в 1937 г. она присуждена 460 чел., из них 277 после защиты докторской диссертации.
Наибольшее число кандидатов и докторов наук в технических, медицинских, физико-математических науках.
Аналогом учёной степени кандидата наук в большинстве стран является степень доктора философии (Ph.D., произносится «пи-эйч-ди»; не путать с доктором философских наук) и многочисленные, но реже присуждаемые, приравненные к ней степени. Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) — габилитированный доктор.
До революции в научно-образовательной системе России существовали учёные степени действительного студента, кандидата (точнее, кандидата университета), магистра и доктора. Вся эта иерархия целиком была отменена в (хотя некоторые из перечисленных степеней и званий были отменены ещё в XIX веке). Учёные степени в Российской империи давали право на получение чинов определённого класса (см. Табель о рангах).
В системе Академии наук СССР доктора и кандидаты наук в возрасте свыше 50 лет составляли в 1972 году около 20 % общего количества, в 1982 году — 30 %.
Другие знаменитые врачи-труэнты
Не все знают, но великий писатель и драматург Михаил Афанасьевич Булгаков также был медиком. Он работал в следующих направлениях:
- хирургия;
- венерология;
- терапия.
Со временем Булгаков стал достаточно опытным земским врачом.
Владимир Иванович Даль также являлся медиком. С 1832 года он работал в Петербурге в военно-хирургическом госпитале в качестве врача-окулиста. Его вынудили уйти из медицины конфликты с начальством. После этого он поступил на службу чиновником особых поручений к военному губернатору Оренбургского края. Фактически в медицину он больше не возвращался.
Таким образом, приведённые выше биографии говорят о том, что многие врачи добивались больших успехов в творческих областях жизнедеятельности. Иногда говорят, что это связано с пафосом гуманизма, которым пронизана профессия врача. Многие знаменитые врачи–труэнты и Лем в том числе, желали служить ближним, помогать им, утешать, успокаивать, вести за собой.
Данные люди добивались поставленной цели, выходя за рамки медицинской деятельности. Об этом говорит также их яркая развитая личность, особенности психики, мировосприятия, отсутствие безразличия к тому, что происходит вокруг. Труэнтизм встречается и в современном мире, это явление нельзя назвать редким.
Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2024
На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:
- «Доцент» сокращается как «доц.».
- «Профессор» — «проф.».
- «Кандидат» — «канд.».
- «Доктор» — «д-р».
Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.
Александр Порфирьевич Бородин
Также целесообразно привести пример биографии врача – труэнта Александра Порфирьевича Бородина. Он был гениальным русским композитором, ученым-химиком и практикующим медиком. Он получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими языками, а также играл на музыкальных инструментах.
В 1856 году он окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге. Бородин занимался научной, а также педагогической деятельностью. В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины. Александр Порфирьевич опубликовал более 40 научных работ. Но при этом много времени он отдавал и музыке. Композиторское искусство он постиг абсолютно самостоятельно.
Изначально автор писал небольшие фортепианные пьесы, короткие романсы. Со временем он стал автором трех симфоний. В 1884 году ему за достижения в области симфонического творчества (формально за сочинение 1-й симфонии) присуждается Глинкинская премия, учрежденная известным меценатом М. П. Беляевым.
Бородин был очень скромным и отзывчивым человеком. Он умер в 1887 году.
Порядок присуждения степеней
Для получения ранга кандидата наук необходимым условием является сдача кандидатского минимума – экзамены по специальности, философии и иностранному языку.
Экзамены являются допуском к защите кандидатской квалификационной работы – диссертации.
Кандидатская диссертация – квалификационная работа, имеющая ценность для научной отрасли, представляющая новые практические научные достижения или разрешение теоретических научных проблем.
По основным идеям диссертации необходимо опубликовать несколько статей в научных изданиях (не менее двух публикаций).
На написание диссертации дается 3 месяца отпуска, если соискатель работает в научной организации.
Большинство претендующих на степень кандидата наук обучаются в аспирантуре – ступень первого уровня послевузовского образования. Аспирантуры есть при ВУЗах и научных организациях, причем в НИИ конкурс в разы меньше.
Срок обучения в аспирантуре составляет 3-4 года. Обучающимся в аспирантуре присваивают одну из младших научных должностей и возлагают преподавательские или другие обязанности.
Те, кто не хотят посвящать себя науке и преподаванию, имеют возможность защищать свою диссертационную работу в форме свободного соискательства – то есть самостоятельно сдавать экзамены и писать исследование без зачисления в аспирантуру.
По статистике из трех претендентов лишь один получает кандидатскую степень с первого раза. У многих получается защитить диссертацию только со второй или третьей попытки.
Докторская диссертация – квалификационная работа, представляющая собой важное научное достижение или решение научных проблем, имеющих большое политическое, экономическое, культурное значение для научного общества и государства в целом
Доктором наук может стать только тот, кто уже имеет кандидатскую степень
Для защиты докторской диссертации надо иметь не менее 10-15 публикаций по исследуемой теме.
Докторскую диссертацию может защищать только тот, кто уже имеет степень кандидата наук. Утверждает докторскую степень Президиум ВАК.
Для подготовки докторов наук существует аналогичная аспирантуре ступень послевузовского образования – докторантура. Обучение в докторантуре составляет также 3-4 года.
Свободное соискательство, без зачисления в докторантуру, тоже практикуется.
Учитывая высокий уровень требований, на степень доктора наук претендует гораздо меньшее количество соискателей. В основном это признанные «мэтры», посвятившие научной деятельности много лет.
Интересен факт, что отрасль, в которой ученый претендует на степень кандидата или доктора, не обязана совпадать с полученным образованием или ранее присужденной степенью.
То есть, закончив, к примеру, технический ВУЗ, вы можете получить степень кандидата юридических наук, а затем – доктора химических наук.
Присуждение ученой степени подтверждается квалификационным документом – дипломом.
Для сравнения, при награждении научным званием вручается аттестат о его присвоении.
Чтобы достичь присуждения степени, надо защитить диссертационную работу, отвечающую высоким требованиям.
Если вы собираетесь строить свою карьеру в науке, вам не обойтись без ученой степени – она подтверждает вашу квалификацию в научной отрасли, и в большинстве случае предшествует присвоению ученого звания.
Получение степени влияет и на размер заработной платы – ее обладателям полагается больший должностной оклад.
В последние годы получить титул, подтверждающий высокий уровень образования, стремятся также многие топ-менеджеры и руководители высшего уровня в государственных структурах – это повышает их кадровую ценность, в крупных компаниях растет спрос на сотрудников с такой квалификацией.
В этом видео вы узнаете, как нужно правильно писать диссертацию:
Научно-педагогическая и трудовая деятельность
- 2011 по настоящее время: доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
- 2004-2011: старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
- 2001-2004: научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
- 1998-2001: младший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
- 1992-1998: старший лаборант кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
- 1991-1992: старший лаборант лаборатории психологии общения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР;
- 1989-1990: лаборант, инженер по хоздоговору факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
- 1984-1985: комплектовщица 4 разряда ОЭЗ «Автоспецоборудование».
Станислав Лем
Существует довольно много примеров врачей–труэнтов, одним из которых являлся Станислав Лем. Он был известным писателем-фантастом и футурологом. Станислав Лем родился в семье врача-отоларинголога. Он обучался в гимназии Кароля Шайнохи, во Львове.
Во времена Второй мировой войны он учился в Львовском медицинском университете. Лем имел еврейское происхождение, но его семье удалось избежать депортации в гетто, благодаря поддельным документам. Во время немецкой оккупации Лем работал сварщиком и автомехаником. Он также участвовал в группе сопротивления нацистам. В 1946 году Лем отправился в Краков и продолжил там изучение медицины.
Поскольку Лем не желал становится военным врачом, он не стал сдавать выпускные экзамены и получил только сертификат окончившего обучение. Лем работал ассистентом профессора М. Хойновского в «Науковедческом кружке». В свободное время он начал писать рассказы с целью заработка, который был ему необходим в достаточно тяжелое послевоенное время.
Его первые произведения опубликовали в 1946 году. Несколько позднее дополнительный заработок перерос в основной. В период с 1948 по 1950 год Лем был младшим ассистентом в анатомическом театре при университете.
В 1951 году к Лему пришел первый литературный успех, который наступил после публикации романа «Астронавты». Этот роман был издан за рубежом.
Также можно отметить следующие забавные вехи в биографии Лема:
- в 1973 г. он был удостоен почетного членства в американской организации писателей фантастов;
- в 1976 г. он был исключен из организации за критику американской научно-фантастической литературы, которую называл китчем, обвинял в плохой продуманности.
В 1981 году Лем получил ученую степень и в конечном итоге стал почетным доктором Львовского медицинского университета.
Лем умер 27 марта 2006 года в возрасте 84 лет после продолжительной болезни сердца.