Правда ли, что по миру идет эпидемия аутизма

Ответы на некоторые часто задаваемые вопросы о рас

Симптомы аутизма

Иногда детей с аутизмом сравнивают со снежинками, потому что каждый из них уникален и значительно отличается от других набором симптомов и трудностей, с которыми сталкивается. Однако, можно выделить общие для большинства признаки и черты расстройства аутистического спектра:

Проявление симптомов аутизма у детей в возрасте от 9 месяцев до 5 лет

Ребёнок с аутизмом избегает, не поддерживает или поддерживает избирательно зрительный контакт с окружающими. 

К 9 месяцам не реагирует на призыв по имени.

К 12 месяцам не играет в простые интерактивные игры

Предпочитает использовать предметы и игрушки необычным образом: крутит, вертит, щупает, нюхает.

К 12 месяцам почти нет невербального общения (не использует жесты, не кивает, соглашаясь, не мотает головой, отказываясь).

К 18 месяцам нет эмоционального обмена и совместного внимания со взрослыми  (не указывает на заинтересовавшие его предметы пальцем, пытаясь привлечь внимание окружающих).

К симптомам аутизма у детей в 2 года относится то, как ребёнок не замечает, когда другие обижаются или расстраиваются,

К 2 годам почти нет функциональной речи (не может словами попросить то, что ему надо), не вовлекается в диалог, не понимает обращенную речь в полном объеме.

К 2 годам отсутствуют имитационная деятельность и элементы социального общения,

К 2,5 годам не стремиться присоединяется к другим детям в игре.

К 3 годам игра не развивается, сохраняются манипулятивный характер игры.

К 3 годам не следует социальным правилам в группе сверстников, не понимает их.

Признаки аутизма у детей в 4 года проявляются в том, что ребёнок не играет в ролевые и сюжетные игры, 

К 5 годам не демонстрирует желания показать вам, как он умеет петь танцевать, играть.

Признаки ограниченного или повторяющегося поведения детей с РАС и интересов:

  • Выстраивает игрушки или другие предметы в ряд и расстраивается, когда порядок нарушается.
  • Повторяет слова или отдельные фразы, не всегда осознавая их смысл (эхолалия).
  • Желает разговаривать только на одну определенную тему (например, только про динозавров).
  • Ходит на носочках, трясет руками, раскачивается, прыгает, кружиться на месте и эти действия носят навязчивый характер, ребенка трудно переключить на другую деятельность.
  • Каждый раз играет с игрушками одинаково, стереотипно.
  • Фокусируется на отдельных частях игрушек и предметов (например, в машинках интересуют только колеса).
  • Расстраивается из-за незначительных изменений в привычном распорядке дня, стремиться всегда следовать рутине.
  • Ребёнок с РАС болезненно реагирует на шум, яркий свет, большое количество людей. звуки работающей бытовой техникой, резкие запахи и другие сенсорные стимулы.
  • Испытывает трудности с управлением эмоциями (часто закатывает истерики и они бывают продолжительными, проявляет агрессию к другим людям, стремиться поломать подвернувшиеся предметы).
  • Требует соблюдения определенных процедур и ритуалов (например, по дороге в сад, надо обязательно три раза скатиться с горки, покачаться на качеле, одеваться только в определенном порядке).
  • Избирателен в еде.

Наши специалисты

Цепляева Татьяна Евгеньевна

Руководитель центра. Ведущий специалист. Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед

Наш центр основан в 2011 году и завоевал доверие родителей далеко за пределами г. Долгопрудный.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Химки

Подробнее

Бунина Александра Ивановна

Руководитель Лобненского филиала. Ведущий специалист. Дефектолог, логопед, психолог

Имею очень большой опыт работы с детьми с ОВЗ.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Горбенко Наталья Николаевна

Руководитель Химкинского филиала. Ведущий специалист. Логопед, дефектолог, специалист по: логоритмике, нейройоге, подготовке к школе.

Мне интересно заниматься с детьми, я считаю, что каждый ребенок уникален, но кому-то для раскрытия требуется чуть больше внимания и организации.

Филиал:
Химки

Подробнее

Иоголевич Татьяна Юрьевна

Логопед

Моя задача сделать занятия максимально полезными, чтобы устранить имеющиеся нарушения и вовремя содействовать в правильном развитии ребенку.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Мележик Людмила Владимировна

Логопед, дефектолог, психолог

Работаю с детьми имеющими ментальные нарушения, генетические синдромы, в том числе синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, РАС.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед

Знаю как превратить сложные и скучные логопедические занятия в интересную игру.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Бывальцев Вячеслав Олегович

Остеопат, педиатр

Остеопатическое лечение подходит детям любого возраста, начиная с первых дней жизни.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Фатова Анна Андреевна

Логопед, нейропсихолог

Окончила дефектологический факультет МПГУ по направлению «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология».

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Броудо Ирина Валериевна

Логопед

На занятиях всегда создаю атмосферу доверия и уюта, а знания и опыт помогают деткам достигать быстрых результатов!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Тишина Ксения Александровна

Логопед

Имею высшее дефектологическое образование, дополненное повышением квалификации (по специальности «учитель-логопед»).

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед, дефектолог

Свою работу строю на двигательной активности детей.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Гергокова Инесса Владимировна

Психолог

Занятия построены в игровом формате, и включают в себя элементы арт-терапии.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Логопед

Занимаюсь с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Ершова Людмила Николаевна

Нейропсихолог, психолог

Работаю с детьми, подростками, а также с их родителями. Стаж 30 лет.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Иванова Дарья Юрьевна

Нейропсихолог, педагог-психолог, клинический психолог

Работаю с детьми разных возрастов.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Коробова Елена Витальевна

Специалист по АФК

При составлении комплекса упражнений, учитываю индивидуальные особенности ребенка. Придерживаюсь принципа постепенности: от простого к сложному.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Ильина Анна Андреевна

Специальный психолог, дефектолог

Главной своей наградой считаю успехи детей, их положительные сдвиги на пути к цели. 
На каждом занятии я доказываю, что развиваться и учиться — это не скучно!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Старостина Ольга Александровна

Логопед, нейро-дефектолог

Стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход  и даю ему стартовые возможности, не зависимо от его проблем!

Филиал:
Химки

Подробнее

Колещук Екатерина Валерьевна

Клинический психолог

Мой опыт работы с детьми составляет более 7ми лет. Я работала в детском саду, школе, центре диагностики и консультирования, в центре практической логопедии.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Вишневская Татьяна Николаевна

Логопед, дефектолог

Стаж работы учителем – логопедом 8 лет. Имею большой опыт работы со школьниками по коррекции нарушений письма и чтения (в том числе с детьми с ОВЗ).

Филиал:
Химки

Подробнее

Прогноз и профилактика

Прогностически наиболее благоприятными являются формы РАС, не сопровождающиеся умственной отсталостью и тяжелыми речевыми нарушениями. Пациенты этих групп при интенсивной медико-психолого-педагогической поддержке преодолевают большинство симптомов заболевания, относительно успешно адаптируются в обществе, осваивают профессию и занимаются трудовой деятельностью. В этом плане наибольший процент положительного исхода определяется у больных с синдромом Аспергера. Профилактика аутистических расстройств не разработана, потому что ведущую этиологическую роль играет генетический фактор, а экзогенные причины предположительны. Детям из групп риска рекомендуется проходить скрининг задержек развития в 9 и 18 месяцев, в 2 и 2,5 года.

РАСплывчатое понятие

Понятия «расстройства аутистического спектра» в МКБ-10 попросту нет. Там есть синдром Аспергера, или аутическая психопатия, синдром Ретта, детская деменция (она же дезинтегративный психоз) и другие сходные заболевания с умственной отсталостью или без нее. А вот в DSM-5, американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, понятие РАС есть. Оно объединяет все болезни, которые МКБ-10 относит к общим расстройствам психологического развития.

Основным диагностическим критерием для РАС считают классическую триаду, характерную для детского аутизма. Но в том и путаница: при некоторых болезнях, включаемых в понятие РАС, эти признаки в полной мере проявляются не всегда.

В 2022 году вступит в силу МКБ-11. В новой редакции расстройства аутистического спектра — это категория в подразделе «Психические и поведенческие расстройства». Они подразделяются на 6 подкатегорий, но не по конкретным заболеваниям. Учитываются функциональный язык (без нарушений, с нарушениями, отсутствует) и интеллектуальное развитие (без нарушения или с ним). Решен в МКБ-11 и главный вопрос: аутизм и РАС — одно и то же, во всяком случае с 2022 года.

Что такое расстройство аутистического спектра?

РАС – это общее понятие, которое включает в себя целый ряд особенностей развития

Важно знать, что аутизм – это не болезнь, а расстройство, которое существенно отражается на всей жизни человека. Проявления его варьируются очень широко: одним людям требуется пожизненная поддержка, а другие вполне могут жить и работать самостоятельно

В некоторых случаях такие особенности проявляются уже в самом младенчестве, а в других – становятся более очевидными только по мере взросления.

Как правило, черты аутизма проявляются в раннем возрасте. 

Начинать подозревать аутизм у маленького ребенка можно, если:

  • он не лепечет к 12 и не произносит слов к 16 месяцам;
  • на разные звуки реагирует, а на разговор с ним – нет;
  • не смотрит в глаза; — все время пытается в определенном порядке выстраивать игрушки или предметы;
  • не хочет, чтобы его обнимали;
  • не играет с другими и в придуманные игры.

Симптомы аутизма у детей

РАС проявляется по-разному. Неспециалисту бывает трудно выявить общее у пациентов с диагнозом «аутизм».

Некоторые специалисты считают, что первые проявления аутизма можно заметить уже у грудничков, но единого мнения по этому вопросу нет. После года симптомы проявляются ярче, а к двум-трём годам расстройство уже можно диагностировать.

По мере взросления симптомы могут ослабевать, а иногда и полностью исчезнуть, но в большинстве случаев они сохраняются всю жизнь.

1. Нарушения в сфере социального взаимодействия. Ребёнок будто настроен «на свою волну», не проявляет интереса к другим детям, отказывается от общих игр и развлечений. Его сложно заинтересовать, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослым. Также он:

  • не замечает, когда родители ушли или вернулись;
  • расстраивается, когда взрослый пытается присоединиться к игре;
  • сидит в кроватке один и издаёт громкие монотонные крики;
  • не улыбается в ответ на улыбку;
  • не реагирует на имя;
  • сопротивляется объятиям и поцелуям, не идёт на руки даже к родителям.

2. Нарушения в сфере коммуникации. Дети с аутизмом, как правило, учатся говорить позже сверстников и часто не используют жесты. Чтобы заявить о желаемом, они могут использовать руку взрослого как инструмент, подведя его к предмету. В тех случаях, когда речь появляется, не используют слова для общения. Хуже сверстников понимают обращённую к ним речь и выполняют просьбы. Также такие дети:

  • избегают зрительного контакта;
  • повторяют слова, не обращённые ни к кому.

3. Нарушения в поведении. Они проявляются в своеобразии, ограниченности и стереотипности интересов и деятельности. Например, ребёнок:

  • проявляет необычный интерес к бытовым предметам (кондиционер, пульт и т. д.), может надолго замирать и разглядывать их;
  • кружится вокруг своей оси;
  • очень близко подносит предметы к лицу и вращает;
  • не играет в игрушки, как обычно, а, например, интересуется лишь одной частью, крутит колесо у машинки, лопасть у вертолёта и т. д.;
  • часто много раз взмахивает руками;
  • расставляет игрушки в ряд;
  • играет с пальцами перед своими глазами;
  • пытается съесть несъедобные предметы — постельное бельё, шторы;
  • долго раскачивается из стороны в сторону, сидя на месте;
  • долго щёлкает выключателем, зажигая и выключая свет.

Нарушение моторики

  • ходит на цыпочках;
  • нарушена оценка расстояния до предмета, это приводит к неловкости;
  • плохая координация движений, с трудом учится взбираться по лестнице;
  • не может кататься на велосипеде;
  • не может захватывать и удерживать мелкие предметы;
  • удивительная способность удерживать равновесие при общей неуклюжести;
  • проблемы с регуляцией тонуса мышц рта, слюнотечение.

Обострённая чувствительность

  • может тяжело переносить ряд раздражителей, приемлемых для сверстников: шум, музыку, запахи, прикосновения, свет и т. д. Из-за этого ребёнку сложно находиться в непривычной обстановке;
  • среди аутистов встречаются дети, совсем не чувствующие боль или с пониженной чувствительностью к ней. Бывает и наоборот, повышенная чувствительность к боли;
  • не принимает новое: шарики, свечки на торте и т. д.;
  • сопротивляется мытью, раздеванию, причёсыванию, стрижке, пристёгиванию ремнями безопасности;
  • может никак не реагировать на громкие звуки, но при этом оборачиваться или вздрагивать, услышав слабый звук.

Причинение себе вреда

  • клочьями вырывает у себя волосы;
  • стучится головой о твёрдую поверхность;
  • кусает и царапает себя, отдирает кожу.

Причиной такого поведения обычно становится любопытство или сниженная чувствительность к боли. Вред может быть серьёзным.

Нарушение чувства опасности

  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • не распознаёт опасные ситуации;
  • игнорирует собственный негативный опыт, стремится к опасности вновь и вновь, нарушая правила.

Расстройства пищевого поведения

  • чрезмерная чувствительность к вкусу еды, соглашается есть только определённый набор продуктов;
  • регулярные или частые поносы или запоры.

Расстройства сна

  • путает день с ночью;
  • короткие периоды сна, часто просыпается ночью;
  • трудно уложить спать.

Прогноз и профилактика аутизма

Аутизм — неизлечимое заболевание. Но своевременно начатая коррекция поведения позволяет добиться значительного улучшения состояния. Считается, что развитие речи до шестилетнего возраста и достаточно высокий IQ у пациентов — признаки благоприятного прогноза. Улучшить течение заболевания можно с помощью постоянных занятий, реабилитации, а также создания спокойной обстановки внутри семьи. 

Предупредить развитие заболевания у своего ребенка невозможно. Но соблюдение правил здорового образа жизни и тщательный контроль за течением беременности снижают риск патологии

Для профилактики ухудшения состояния здоровья пациентам с аутизмом важно постоянно проходить терапию и наблюдаться у врачей различных специальностей, а их родителям — создать благоприятную атмосферу дома и постоянно учиться общаться со своими детьми. 

Особая одаренность аутистов

«Существует такое понятие как «савантизм» (от французского слова «саванта», что переводится как «ученый») — состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарен в какой-либо определенной отрасли. У савантов специалисты выявляют поразительные умственные знания или способности в определенной сфере деятельности. При этом по уровню интеллектуального развития больные останавливаются на стадии легкой умственной отсталости. Чаще всего аномалия возникает вследствие генетических нарушений и может передаваться по наследству. Также синдром может возникнуть из-за перенесенных черепно-мозговых травм или заболеваний мозга. Многие ученые считают, что савантизм – следствие перинатальной патологии. Все причины возникновения аномалии до конца не известны, однако специалистами подсчитано, что болезнь в пять раз чаще беспокоит мужчин, чем женщин. Объясняется это тем, что в мужской хромосоме содержатся десятки генов, способствующих рождению ребенка с указанным недугом. Некоторые ученые предполагают, что аномалия развивается из-за особого вируса, который приводит нейроны к мутации. Результаты МРТ и КТ вещества головного мозга доказывают, что у людей с синдромом саванта правое полушарие («ответственное» за творчество, пространственное и образное мышление) намного лучше развито, чем левое («ответственное» за аналитическое мышление, вербальная информация). Именно поэтому у аутистов и выявляются особые способности».

Бугайский Станислав Евгеньевич

эксперт

Клиника «Будь здоров»

Оценка потребностей и организация ухода

Целый комплекс мер вмешательства, принимаемых начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, может способствовать оптимальному развитию, благополучию и повышению качества жизни людей с аутизмом. Своевременные научно обоснованные психосоциальные вмешательства в раннем возрасте могут улучшать способность детей с аутизмом эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими. Рекомендуется проводить мониторинг развития детей в рамках планового оказания медицинской помощи матерям и детям.

Важно, чтобы сразу после постановки диагноза дети, подростки и взрослые, у которых выявлен аутизм, и ухаживающие за ними лица имели доступ к необходимой информации, направлялись к специалистам и получали практическую поддержку с учетом их индивидуальных постоянно меняющихся потребностей и предпочтений. Поскольку потребности людей с аутизмом в медицинской помощи имеют комплексный характер, такие пациенты нуждаются в оказании комплексных услуг, включая содействие укреплению здоровья, уход и реабилитационные услуги

При этом важно обеспечить взаимодействие с другими секторами, в частности с системой образования, сферой занятости и социальным сектором

Поскольку потребности людей с аутизмом в медицинской помощи имеют комплексный характер, такие пациенты нуждаются в оказании комплексных услуг, включая содействие укреплению здоровья, уход и реабилитационные услуги

При этом важно обеспечить взаимодействие с другими секторами, в частности с системой образования, сферой занятости и социальным сектором

Вмешательства для помощи людям с аутизмом и другими нарушениями развития должны планироваться и осуществляться при участии самих людей, страдающих такими заболеваниями. Уход за людьми, страдающими аутизмом, должен сопровождаться действиями на местном и общественном уровнях, с тем чтобы придать физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.

Когда следует заподозрить аутизм?

Нарушения речи и высокий болевой порог у детей с аутизмом создают серьезные проблемы в своевременной диагностике. Аутисты часто не способны пожаловаться на боль, описать симптомы болезни, поэтому попадают на прием к врачу на поздних стадиях патологий с серьезными осложнениями, которые могут быть даже опасными для жизни. 

Чтобы не допустить такой ситуации, родителям важно внимательно наблюдать за развитием ребенка с момента его рождения. Следует обратиться к врачу для исключения расстройств аутистического спектра в случае, если ребенок:

  • избегает взгляда «глаза в глаза»;
  • не отзывается на собственное имя;
  • не умеет играть с игрушками;
  • не реагирует на указания взрослых;
  • не улыбается;
  • не сообщает о своих желаниях;
  • проявляет безразличие или агрессию.

Существуют и другие признаки, которые должны насторожить родителей и стать поводом обратиться к врачу-неврологу (рис. 3).

Что обычные люди могут сделать, чтобы людям с РАС было проще жить в обществе?

В первую очередь искать адекватную информацию и быть свободными от мифов. Тогда мы не будем передавать абсурдные идеи нашим детям и знакомым. Не стоит бояться людей с РАС, и если ваш ребенок задает вопрос про аутизм, не надо переводить разговор на другую тему

А если у вас есть друзья, у которых есть члены семьи с аутизмом, то важно поддерживать эти отношения. Потому что многие люди, боясь обидеть, в итоге прекращают общение, а это может быть очень неприятно и для человека, и для его семьи

Если вы приходите в гости и видите среди прочих детей ребенка, который ведет себя не так, как другие, в такой ситуации лучше спросить у родителей этого ребенка: «А что ему больше нравится? А как с ним лучше общаться?» Если очень хочется, спросить: «А что вообще с ним?» У родителей, понятно, есть право сказать: «Он у меня особенный» — и это будет все. А кто-то с удовольствием расскажет: «Да, у него аутизм». Не стоит делать вид, что ребенка с аутизмом нет, или говорить другим детям: «Не смотри на него, не подходи к нему».

Профилактика и рекомендации аутизма

Профилактика аутизма у детей затруднена, поскольку нет точных данных о причинах возникновения расстройства.

Однако многие врачи считают, что ребенок может родиться с врожденными дефектами, если мать во время беременности подвергалась воздействию различных неблагоприятных факторов. Например, употребляла наркотические вещества или часто болела инфекционными заболеваниями. 

Предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством нельзя, но можно увеличить шансы на рождение здорового малыша, изменив образ жизни:

  • Регулярно проходить медицинские осмотры во время беременности, полноценно питаться, больше двигаться, принимать рекомендуемые лекарственные средства и витамины.

  • Избегать употребления алкогольных напитков, психотропных веществ и лекарств, противопоказанных к применению во время беременности.

  • Сдавать анализы на внутриутробные инфекции TORCH-инфекции. К ним относятся краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и герпес. Заражение ими на ранних сроках беременности может спровоцировать пороки развития у плода.

В качестве меры вторичной профилактики заболевания можно обозначить своевременное выявление симптомов заболевания у ребенка и незамедлительное обращение к детскому психиатру в случае необходимости.

Список литературы:

Причины

Имеющиеся научные данные указывают на множество факторов, которые могут повышать вероятность развития аутизма у детей, в том числе факторы окружающей среды и генетические факторы.

Многолетние масштабные исследования с использованием различных методов показали, что вакцина против кори, паротита и краснухи не вызывает аутизма. Исследования, которые были интерпретированы как указывающие на наличие такой связи, проводились ненадлежащим образом: некоторые из авторов имели скрытые предубеждения, которые оказали влияние на их отчеты об исследованиях (2,3,4).

Фактические данные также свидетельствуют о том, что и другие детские вакцины не повышают риск аутизма. Обширные исследования в отношении консерванта тиомерсал и адъювантов алюминия, содержащихся в ряде инактивированных вакцин, убедительно показали, что эти компоненты в детских вакцинах не увеличивают риск развития аутизма.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

С расширением знаний об аутизме встал вопрос о необходимости выработки надежных и достоверных критериев его диагностики. Все диагностические методы, используемые для выявления у ребенка аутизма можно разделить на следующие:

– неинструментальные (наблюдение, беседа);

– инструментальные (использование определенных диагностических методик)

– экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);

– аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).

Методики, применяемые в работе с детьми, имеющими РАС, должны обеспечивать детальную оценку всех основных функциональных сфер, что связано, главным образом, с всеобъемлющим характером данного нарушения и асинхронией в развитии различных функциональных областей и навыков у этих детей.

Анализ применяемых в России методик показал, что большинство из них являются узкоспециализированными. Они направлены преимущественно на оценку определенной области развития или группы навыков. К ним можно отнести «логопедические» методики, которые направлены на обследование речи, «дефектологические», оценивающие познавательную область развития. Существуют также психологические методики, каждая из которых также направлена на обследование одной из сфер: эмоционально-волевой, интеллектуальной, межличностной и т.д.

Таким образом, проведение комплексного обследования ребенка с РАС с целью разработки индивидуальной коррекционно-образовательной программы требует больших организационных ресурсов.Также трудность заключается в том, что в основе различных методик лежат разные концепции и теоретические подходы.

В зарубежных странах разработаны и успешно применяются в практике с детьми, имеющими РАС, методики, включающие оценку нескольких функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. В качестве примера таких методик можно привести:

– Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина);

– Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (под. ред. Н.Ю. Барановой);

– Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (М. Питерси и Р. Трилор);

– Протокол обследования функционирования ребенка (возраст детей от 0 до 7-ми лет) и факторов среды (А.М. Казьмин, А.И. Чугунова, Г.А. Перминова, С.В. Покровская, А.В. Егоров, Е.А. Абрамова);

– Наглядный материал для обследования детей (под ред. Е.А. Стребелевой);

– Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);

– Оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLSR);

– Психологопедагогический профиль развития (РЕР); –Шкала адаптивного поведения Вайнленд.

–Тест VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) разработанный Марком Сандбергом.

Также необходимо отметить и методы диагностики, которые применяются в мировой практике для постановки диагноза аутизм. В качестве основного диагностического инструментария следует отметить следующие опросники и шкалы:

— Autism Behavior Checklist (ABC; Krug et al.) – Поведенческий опросник для выявления аутистических нарушений;

— Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT; Robbins et al.) – Модифицированная шкала для раннего распознавания аутизма;

— Autism Diagnostic Observation Schedule Generic (ADOS-G; Lord et al.) – Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений;

— Childhood Autism Rating Scale (CARS; Schopler et al.) – Рейтинговая шкала дет- ского аутизма.

Уровень 3: требуется очень существенная поддержка

Уровень 3 — самая тяжелая форма аутизма. Дети из этой категории будут проявлять во многом то же поведение, что и дети с уровнями 1 и 2, но в более экстремальной степени. Проблемы с выражением себя как вербально, так и невербально могут затруднить функционирование, социальное взаимодействие и изменение фокуса или местоположения. Повторяющееся поведение — еще один симптом РАС 3-го уровня.

Человек с уровнем РАС 3 будет иметь очень ограниченную способность говорить внятно и редко будет инициировать взаимодействие. Когда они все же инициируют взаимодействие, они будут делать это неловко. Человек с уровнем 3 также будет реагировать только на очень прямые социальные подходы других людей.

Прогноз

Прогноз ДДР очень плохой, а исход хуже по сравнению с другими подтипами РАС. Как только навыки утрачены, они обычно не возвращаются к норме. Только около 20% детей с диагнозом ДДР снова могут говорить предложениями. Став взрослыми, большинство пациентов с ДДР остаются зависимыми от лиц, осуществляющих уход полный рабочий день, или помещены в специализированные учреждения. Примерно в возрасте десяти лет большинство навыков утрачивается. В некоторых случаях может наблюдаться некоторое, но очень ограниченное улучшение. В течение длительного течения заболевания у детей развиваются пожизненные нарушения поведенческого и интеллектуального функционирования. Интеллектуальные функции, независимость и навыки адаптации чрезвычайно страдают, причем в большинстве случаев ухудшаются до серьезной умственной неполноценности. Дети с этим заболеванием зависят от лиц, осуществляющих уход, на протяжении всей своей жизни.

Что делать родителям, которые сталкиваются с диагнозом и не могут его принять? Как им справиться с ситуацией?

Часто к шоку приводит отсутствие адекватной информации: куда обратиться, как жизнь планировать, что ребенка ждет. Я думаю, что хорошим советом будет: искать проверенную информацию и места, где оказывают адекватные услуги; искать практики с доказанной эффективностью и не поддаваться на уговоры шарлатанов.

Родительские организации сегодня часто обладают самым большим потенциалом поддержки и информации. Если ребенок с аутизмом появляется не в Москве и не в Петербурге, а в небольшом городе N, скорее всего, родительское сообщество там больше знает о диагнозе и программах помощи, чем официальные организации.

У нас пока отсутствует адекватное профессиональное сообщество, потому что даже на сайтах академических медицинских и образовательных учреждений можно почитать про диеты, какие-то магические уколы, поляризацию мозга, прием каких-то препаратов, обещающих исцеление от аутизма

Родителям очень важно знать, что такое практики с доказанной эффективностью, чтобы не тратить время на другие ресурсы впустую

Прошлым летом случилась замечательная вещь: Минздрав России принял клинические рекомендации по программам помощи детям с аутизмом. Причем было несколько конкурирующих проектов, но Минздрав принял именно тот, в котором проанализированы уровни доказательности и перечислены только практики с доказанной эффективностью. Например, там указано, что ноотропы, терапия с животными, хелирование, холдинг-терапия и многие другие широко рекламируемые методы не имеют доказанной эффективности.

Очень хочется верить, что эти рекомендации заработают по всей стране. Это очень хороший ресурс, который можно рекомендовать родителям.

Можете назвать работающие инструменты, которые у нас сейчас успешно применяют в реабилитации детей с РАС?

Все зависит от возраста. Поведенческие программы помощи (АВА, или ПАП) будут выглядеть абсолютно по-разному в зависимости от того, сколько ребенку лет. У полутора-двухлетнего ребенка программа помощи будет направлена на улучшение вовлеченности, на развитие совместного внимания и игры, на инициирование взаимодействия и обращение к взрослому с помощью картинок, звуков или слов, а не криком и топаньем.

С детьми, которые скоро пойдут в школу, мы будем больше думать о том, как взаимодействовать со сверстниками, как вести диалог, как отвечать на инструкции, которые дают воспитатели или учителя. Много внимания будет уделяться развитию коммуникации: умению не только просить, но и комментировать, задавать и отвечать на вопросы, ждать своей очереди.

А у подростков совершенно другие задачи: развитие саморегуляции, социальных навыков, безопасного поведения. К сожалению, люди с аутизмом часто являются жертвами буллинга или других видов насилия

Некоторые подростки настолько неосторожно ведут себя в общественных местах, что попадают в неприятные ситуации

Например, дети часто не понимают, на какое расстояние можно подходить к незнакомому человеку. Для подростка это очень важный навык, потому что, если подойти слишком близко и заговорить на не ту тему, можно оказаться в нехорошей ситуации.

Речь, интеллект, мировосприятие

У детей аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.

Для таких детей не свойственно стремление к познаванию мира, изучение свойств объекта, его назначения. Они выбирают для себя привлекательные элементы и следуют им. Познавательные вопросы «зачем, почему» запаздывают во времени.

Аутичных детей сложно заинтересовать игрушкой, но они фокусируются на сенсорных стимулах. Например, малыш настолько любит классическую музыку, что уже в год находит в стопке нужную пластинку и устанавливает ее в проигрыватель.

Однако поражает способность таких детей запоминать то, на что они, смотря со стороны, не обращают внимания, слышат то, к чему не прислушиваются, видят то, к чему не приглядываются. Когда впоследствии с ними удается наладить словесный контакт, дети повествуют о многих вещах, которые, как казалось, их не интересовали.

Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т.п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.

Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни. 

Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.

У многих малышей речь или очень скудная, с малым словарным запасом, или вообще практически не развита. Они мычат, чмокают, разговаривают на каком-то своем языке. Слова бессвязны, могут использовать вырванные выражения из просмотренных мультиков.

Наблюдаются эхолалии – повторение обращенных к аутисту слов. Порой повторяются очень сложные выражения, но чисто автоматически, без понимания смысла. Наблюдается реверсия местоимений, когда малыша с РАС спрашивают, как тебя зовут, он отвечает: «Тебя зовут Петя».

Смысл речи аутистичного малыша понятен только близким людям, так как он оперирует отвлеченными понятиями. Например, когда мама сердится, отвечает ей: «Смилуйся, государыня».

Даже если речь малыша достаточно хорошо развита, а его словарный запас очень богатый, он все равно неспособен к диалогу. Говорит только о том, что интересует его, в форме монолога, при этом страдает интонация высказываний.

Аутисты легко осваивают иностранные языки. Но, как замечают преподаватели, родной язык они также осваивают как зарубежный.

В целом, речь при РДА тоже отличается стереотипностью. Она часто непонятна для окружающих, так как выражает личные интересы ее носителя. Спонтанная речь, используемая при общении, плохо развита, дети лучше воспринимают косвенную, обращенную к другим. Они могут говорить чисто и без запинок, оперируя сложными выражениями, в форме монолога или эхолалий, но спотыкаются, путаются и говорят смазано при попытке начать диалог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: