Варианты лечения СДВГ в клинике Госпитальная
Консультация ВРАЧА психиатра
Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму
- беседа для точного определения проблемы;
- избрание оптимальной схемы лечения;
- разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.
Время консультации – до 60 минут.
На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.
Записаться
Стоимость 5 000 ₽
Амбулаторное лечение
- Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
- Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
- Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
контроль опытным медперсоналом;
Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!
Записаться
Стоимость 6 500 ₽
Стационарное лечение
- Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
- Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
- Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;
Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!
Записаться
Стоимость от 7 000 ₽
СДВГ и его причины
Синдром дефицита внимания и гиперактивности описывают как неврологическое расстройство, приводящее к когнитивным, поведенческим и эмоциональным нарушениям. Оно характеризуется стойкими трудностями с поддержанием концентрации внимания, импульсивностью и снижением способности к обучению. СДВГ значительно влияет на повседневное функционирование и вызывает трудности в различных сферах жизни, включая учебу, профессиональную деятельность и межличностные отношения.
Факторы, играющие роль в развитии заболевания:
Генетика. СДВГ имеет тенденцию передаваться в семьях, что предполагает наличие выраженного генетического компонента. За развитие расстройства отвечают несколько генов, связанных с развитием головного мозга и регуляцией дофамина. Болезнь не обусловлена отдельной генетической мутацией.
Структура и функции головного мозга. Различные исследования показывают, что пациенты с СДВГ имеют определенные различия в структуре и функциях церебральных тканей по сравнению с людьми без этого диагноза
Эти различия затрагивают префронтальную кору — область, отвечающую за исполнительные функции, включая самоконтроль, внимание и принятие решений. Нейротрансмиттеры, вроде дофамина, норадреналина и серотонина, также участвуют в патогенезе, поскольку они играют роль в регулировании внимания, мотивации и контроле импульсивности.
Факторы окружающей среды
Определенные факторы пренатального периода и раннего детского возраста связаны с повышенным риском развития болезни. Табакокурение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, низкий вес при рождении, преждевременные роды и воздействие токсинов окружающей среды (например, свинца) связаны с более высокой вероятностью возникновения СДВГ. Также на развитие расстройства может влиять высокий уровень стресса или травмы в детстве.
Заболевание не возникает по причине неправильного воспитания, отсутствия дисциплины или чрезмерного потребления сахара, несмотря на распространенные заблуждения. Эти факторы могут усугубить симптомы, но не являются основной причиной.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности негативно сказывается на жизни людей, влияя на их способность концентрироваться на решении определенных задач, организовывать свою деятельность, соблюдать сроки и контролировать импульсы. При условии правильного лечения и всесторонней поддержки дети и взрослы с таким диагнозом справляются со своими симптомами и ведут полноценную жизнь.
Подробнее о причинах
Исследования показали, что люди с СДВГ имеют различия в структуре и функционировании определенных областей мозга. Эти различия в первую очередь затрагивают префронтальную кору, базальные ганглии и сети, соединяющие их
Префронтальная кора отвечает за различные исполнительные функции, включая внимание, контроль импульсов, принятие решений
Дофамин участвует в регуляции мотивации, вознаграждения, внимания и движения. Исследования показали, что пациенты с СДВГ могут иметь более низкие уровни дофамина или изменения в плотности и функционировании дофаминовых рецепторов
Это может повлиять на способность концентрировать внимание на решение определенных задач. Норадреналин способствует возбуждению и бдительности
При таком расстройство может наблюдаться нарушение регуляции или дисбаланс уровня вещества.
Роль других нейромедиаторов, включая серотонин и глутамат, при СДВГ все еще исследуется. Серотонин участвует в регуляции настроения, агрессии и контроле импульсивности, а глутамат считается основным возбуждающим нейромедиатором, участвующим в обучении и памяти. Изменения уровня этих вещество способствуют возникновению различных симптомов.
Изменения в головном мозге и различия в уровне нейромедиаторов, наблюдаемые при заболевании, не всегда одинаковы у всех людей, поскольку существует значительная вариабельность патогенеза. Конкретные механизмы, посредством которых эти изменения в ЦНС и биохимии приводят к расстройству, требуют дальнейшего исследования.
О лекарствах: что работает, а что нет
Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.
Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.
В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!
Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.
Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.
- Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
- Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
- МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
- DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
- Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
- Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
- Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
- Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
- Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
- Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
- Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
- Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
- Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
- Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
- Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
- Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
- Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
- Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
- Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
- Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
- Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
- Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
- Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)
Как вы относитесь к приему ноотропов и психостимуляторов, которые якобы помогают улучшить когнитивные функции при возрастающих академических нагрузках и во время экзаменов?
Если речь идет о ноотропах, то они не имеют доказанной эффективности и не улучшают когнитивные функции. Также подростки часто злоупотребляет растительными психостимуляторами, например, пьют корень элеутерококка. Эти настойки могут спровоцировать нарушения сна и усилить тревожность, что во время экзаменов не очень хорошо. Поэтому моя рекомендация – соблюдать режим, высыпаться, не откладывать все на последний день, распределять нагрузку в течение года для того, чтобы не столкнуться с нехваткой времени перед экзаменом. Конечно, если подросток с СДВГ принимает препарат с доказанной эффективностью, и он ему подходит, то во время экзаменов его отменять не надо.
Коррекция СДВГ
Так как сложности у школьника с этим синдромом — комплексные и затрагивают не только учёбу, но и здоровье, дружбу, общение с родными, поэтому, как мы говорили ранее, лечение гиперактивности и дефицита внимания у детей также должно быть комплексным.
Каких врачей нужно посетить
Важно записаться на прием к следующим специалистам:
- Педиатр. Он оценит общее состояние здоровья школьника, поможет выявить хронические заболевания, направит, при необходимости, к врачам-специалистам.
- Невролог. Он проверит, как работает нервная система школьника, нет ли органических повреждений мозга, например, в результате родовой травмы, может исключить эпилепсию, направить на электроэнцефалограмму (оценить активность мозга), допплер (состояние сосудов) и т. д. Может назначить лечение.
- Психолог. Обычно на физиологические проблемы накладываются и поведенческие. Задача психолога в данном случае — увидеть, какие поступки школьника мешают ему и окружающим и предложить способы, которые помогут школьнику изменить модель поведения: сосредоточенно учиться, контролировать эмоции и так далее.
- Психиатр. Этот врач занимается не только «психами», в его зоне компетенции все заболевания, которые меняют поведение человека, в том числе и СДВГ. Также психиатр поможет исключить другие расстройства типа аутизма или депрессии. Может назначить медикаментозное лечение.
Помимо этих врачей вам могут предложить посетить нейропсихолога, дефектолога или психоневролога.
А что же делать родителям, если их дети гиперактивные, помимо посещения врачей?
Что могут сделать родители
Школьнику будет очень сложно справиться с проблемами без участия родителей
Поэтому важно не только лечить гиперактивность у детей школьного возраста таблетками, но и помогать им адаптироваться к школьной жизни. Что для этого нужно делать?
- Не забывайте о себе. Нередко родители терзаются чувством вины, испытывают стыд за своего «неправильного» ребёнка, тревожатся, впадают в депрессию.
Что здесь может помочь:
- общение с психологом;
- медикаментозное лечение в случае необходимости;
- поиск мам с похожими проблемами, поддержка и общение.
2. Создайте спокойную обстановку в семье. Проблемы школьника с СДВГ сами по себе вносят хаос и сумбур в семейную жизнь. Но лучше относиться к состоянию ребёнка с пониманием
Лечение важно, но межличностные отношения и атмосфера безусловной любви позволяют детям добиться самых больших результатов. Обратитесь за помощью к психологу, если что-то мешает вам принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть
3. Внедрите простые и понятные правила. Чем более структурирована жизнь школьника, тем проще ему будет адаптироваться и контролировать себя. Режим, распорядок дня, семейные традиции сделают жизнь ребёнка более предсказуемой и спокойной.
4. Говорите детям о том, что с ними происходит. Часто дети пугаются своего состояния и расстраиваются из-за того, что не могут вести себя также спокойно, как другие дети. Понимание того, что с ними происходит, уже может улучшить состояние и уменьшить тревогу
Важно говорить об СДВГ со школьниками очень корректно , не обвинять их и не вешать ярлыки
5. Подключите психологическую терапию. Даже если ваш врач не направил ребёнка к психологу, найдите хорошего специалиста сами. Комплексное исследование MTA, которое было призвано проанализировать все методы лечения СДВГ и выделить наиболее эффективные из них, показало, что именно поведенческая терапия даёт очень хорошие результаты в сочетании с медикаментозным лечением (лучше, чем просто приём лекарств или просто терапия). В итоге дети, проходившие курс поведенческой терапии, принимали меньше лекарств и лучше адаптировались к школьной жизни.
А в ситуациях, когда диагноз СДВГ поставлен ошибочно, и реального нарушения в работе мозга нет, поведенческая терапия может стать эффективным способом помочь гиперактивному ребёнку изменить своё поведение.
Почему именно такой вид терапии работает лучше?
Поведенческая психология направлена не на поиск причин (а причины в этом случае органические — нарушение работы мозга), а на изменение поведения. Например, импульсивный школьник сможет освоить приёмы, которые помогут ему сдерживаться и контролировать вспышки гнева.
Научим умению быть спокойным и внимательным
Записаться на консультацию
Прохождение курса коррекции СДВГ позволит вам высвободить чуть больше времени для того, чтобы позаботиться о себе и восстановить силы.
Классификации СДВГ
У специалистов, работающих с детьми, очень часто возникают сомнения в постановке диагноза СДВГ. Обусловлено это тем, что огромное количество нейропсихологических синдромов могут включать в себя проявления СДВГ.
Представленная классификация СДВГ объединяет взгляды отечественных и зарубежных ученых. Выделяют три вида СДВГ .
1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности — СДВГ, тип с преобладанием невнимательности.
Людмила Аполлоновна Ясюкова
Семинар-практикум
Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности (диагностика, лечение и психологическая коррекция минимальных мозговых дисфункций)
Подробнее
Симптоматика:
- неспособность сосредотачиваться на деталях;
- ребенок якобы не слышит просьбы взрослых при прямом обращении;
- трудности при организации деятельности;
- отсутствие желания выполнять задания, работу;
- проблема с устойчивостью внимания при выполнении заданий;
- высокая отвлекаемость на внешние раздражители;
- отмечается забывчивость.
2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания — СДВГ, преимущественно гиперактивно-импульсивный тип.
Симптоматика:
- выкрикивает, не дослушав вопрос, перебивает, вмешивается в разговор;
- суетлив, не может дождаться своей очереди отвечать, делать действие и т.д.;
- находится в постоянном движении;
- высокая разговорчивость;
- беспорядочная ходьба, бег;
- не заинтересован в спокойных играх.
3. Комбинированный вариант — СДВГ, сочетанный тип. Отмечается симптоматика из первой и второй групп.
Представленные виды СДВГ не ограничиваются тремя группами. Зарубежные специалисты выделяют еще одну, получившую название «Остальные формы СДВГ без другой классификации». Эта группа расстройств, в которой ярко представлены симптомы гиперактивности, импульсивности, невнимательности, не отвечающие критериям СДВГ. Это могут быть симптомы невнимательности у лиц старше 7 лет при начале расстройства, соответствующие критериям СДВГ. Для этой нозологической группы частичные нарушения внимания также могут сопровождаться следующими поведенческими характеристиками: гипоактивностью, медлительностью, рассеянностью, задумчивостью и т.д.
В неврологической литературе отмечается еще 2 классификации: по форме проявления СДВГ (простая, осложненная — церебрастенический, неврозоподобный, сочетанный варианты); по происхождению СДВГ (генетического, органического, смешанного, криптогенного генеза).
Ученые выделяют еще и сопутствующие расстройства при СДВГ.
- Расстройства поведения, которые, в свою очередь, делятся на оппозиционные и асоциальные. При данном виде расстройств ребенку свойственны реакции оппозиции, агрессивное поведение.
- Расстройства речи, расстройства школьных навыков, ЗПР, расстройства сна, заниженная самооценка, энурезы (ночные) .
Ж. Айкарди, обобщая опыт изучения заболеваний нервной системы у детей, выделяет 5 групп сопутствующих расстройств при СДВГ: а) наиболее распространенными являются нарушения развития координации и расттройства обучения; б) расстройство поведения, оппозиционно-вызывающее расстройство; в) расстройства аутистического спектра; г) тики; д) депрессивные и биполярные расстройства .
Вам может быть интересно
26.09.2019 Оставаться голодным безрассудно, или чем опасно намеренное голодание
28.10.2019 «Стирание воспоминаний» поможет вылечить алкоголизм и наркоманию
26.08.2019 Прощать или прощаться: возможна ли счастливая жизнь вместе после измены?
15.04.2019 Способный, но ленивый: что делать, если ребёнок не хочет ничего делать
26.08.2019 Хронический алкоголизм: есть ли шанс избавиться от патологической привычки?
24.10.2019 7 рекомендаций, чтобы переступить через собственную лень и начать заниматься спортом
28.10.2019 Выбраться из скорлупы и стать счастливым — это может каждый Как стать счастливее: из интроверта — в экстраверта
24.09.2019 Болезнь, а не похмелье: чем опасен абстинентный синдром?
26.09.2019 Устали на работе? Нужен перерыв? Только не смотрите в телефон!
23.09.2019 Большой вес — большие проблемы. Как женщине победить ожирение?
22.08.2019 5 шагов к свободе: как избавиться от созависимости
06.08.2019 «У микрофона — страх!»: как не бояться выступать на публике
Как можно предотвратить развитие СДВГ?
Профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей может оказаться сложной задачей, поскольку точная причина этого расстройства неизвестна. Однако исследования показывают, что существуют определенные методы снижения риска возникновения болезни. Также требуется профилактика ее осложнений.
Основные способы:
Тщательный пренатальный уход. Беременные женщины должны знать, как избежать негативного воздействия внутренних и внешних факторов на развитие ребенка. Это включает регулярные обследования согласно расписанию, соблюдение сбалансированной диеты и отказ от вредных веществ, таких как этиловый спирт, никотин и некоторые лекарства.
Здоровый образ жизни. Это включает изменение рациона, регулярные физические упражнения, а также качественный сон. Здоровый образ жизни положительно влияет на развитие ЦНС.
Ранняя диагностика. Выявить СДВГ следует как можно раньше для подбора оптимальной схемы коррекции состояния и предотвращения осложнений.
Развитие социальных навыков. Предоставление детям возможностей для развития социальных навыков полезно для предотвращения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Участие в групповой деятельности, поддержание прочных отношений с семьей и сверстниками, а также обучение навыкам эффективного общения дают возможность детям лучше управлять своими эмоциями.
Образование и осведомленность
Просвещение родителей, учителей и общества о СДВГ имеет важное значение для раннего распознавания болезни и медицинского вмешательства.
Хотя эти методы профилактики могут снизить риск развития или тяжесть болезни, они не гарантируют предотвращение дебюта расстройства. Генетические факторы и другие неизвестные причины также способствуют развитию заболевания, поэтому раннее выявление и соответствующее лечение остаются основными направлениями превентивной медицины в этой сфере. Рекомендуется проконсультироваться с психиатром или неврологом для получения индивидуальных рекомендаций.
Терапия
Цель лечения — нормализация уровня сахара, снижения риска развития острых и хронических осложнений, связанных с СД 1 и 2 типа.
Большинство рекомендаций по терапии в подростковом возрасте экстраполируются из опыта по лечению взрослого населения. Стратегия лечения основывается на изменении образа жизни, соблюдении правильного питания и увеличении физической активности.
Метформин и Бигуанид, несомненно, являются наиболее подходящими препаратами для фармакологического лечения подростков с сахарным диабетом 2 типа. Эффективность была доказана в рандомизированном контролируемом исследовании. Метформин уменьшает печеночную глюкозу, снижает вес и липиды без риска развития гипогликемии.
Если монотерапия метформином не увенчалась успехом в течение 3–6 месяцев, назначают другое лечение. Инъекции инсулина часто являются единственным возможным путем контролировать гипергликемию.
Последствия СДВГ
Расстройство влияет на качество жизни, образование, работу и отношения.
Нарушение учебного процесса. Дети с СДВГ имеют проблемы с концентрацией, памятью, организацией и планированием, что затрудняет успешное обучение и приводит к плохим оценкам. Подростки с СДВГ испытывают трудности во время социальных взаимодействий и чувствуют себя отвергнутыми, что порождает социальную изоляцию и депрессию.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью приводит к проблемам в поведении, неуважению к авторитетам, нарушению правил, закона и увлечению опасными видами деятельности. В некоторых случаях, СДВГ становится причиной нарушений в психическом здоровье, таких как тревожность, депрессия и биполярное расстройство.
Физическими последствиями СДВГ могут быть боли в животе, головные боли, артрит и другие заболевания, связанные с хроническим стрессом и тревогой.
СДВГ влияет на отношения в семье, со сверстниками и другими людьми. Подростки испытывают трудности в общении с другими и ощущают себя непонятыми. Это порождает проблемы в отношениях и усиление чувства низкой самооценки.
Подростковый возраст – это еще и время профессиональной ориентации, поиска себя. Накладывает ли СДВГ какие-то ограничения на выбор будущей профессии?
Я бы не рекомендовала молодым людям с СДВГ профессии, требующие внимания, точности к деталям, многозадачности (бухгалтерия, юриспруденция, менеджмент). Также мне трудно представить импульсивного человека с дефицитом внимания на должности, например, авиадиспетчера. Но, конечно, нужно разделять профессии с относительной и абсолютной профпригодностью. Понятно, что при наличии СДВГ в космонавты, скорее всего, не возьмут, а на бухгалтерских курсах проверять функции внимания никто не будет, но учиться и работать потом будет очень тяжело. При легкой форме СДВГ почти любая профессия доступна: наверняка, все мы встречали официантов, которые не в состоянии запомнить заказ. Мешает ли им это жить? Наверное, мешает, но особых трудностей не создает. Несомненно, число взрослых людей с СДВГ несравнимо меньше, чем детей и подростков. Так как дети растут, получают помощь, овладевают навыками компенсации, самокомпенсации и успешно адаптируются.
Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов
Противопоказания
Противопоказания при сахарном диабете 1 и 2 типа отличаются. К ним относят ограничения в поедании вредных продуктов.
Нельзя употреблять большое количество жиров и углеводов, важно высчитывать гликемический индекс продуктов. Эти задачи ложатся на плечи родителей
От маринадов, солений, сладостей, острых соусов, майонеза и приправ придется отказаться. Также противопоказано жирное мясо, колбасы и копчености.
К сахарному диабету следует отнестись серьезно. Это заболевание способно вызвать серьезные осложнения со здоровьем. Игнорируя правила по управлению эндокринным заболеванием, подросток рискует оказаться в опасной ситуации.
Статистика СДВГ
Главной причиной развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности считается генетическая предрасположенность. Частота наследования составляет 72 % . У ребёнка с СДВГ, согласно научным данным, родители страдают этим заболеванием от 2 до 8 раз чаще. С такой же частотой могут болеть СДВГ братья и сёстры .
На основании научных данных, частота возникновения СДВГ составляет 3–7 % . По некоторым источникам распространённость этой болезни в популяции достигает 7–12 % .
Независимо от того, что диагноз СДВГ (ADHD) ставят зачастую детям 7–10 лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно увидеть уже с 3‑летнего возраста . Эпидемиологические исследования показали, что 2–6 % дошкольников соответствуют критериям диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности . Если диагноз поставлен детям в раннем возрасте, то в 60–85 % случаев присутствовала клиника СДВГ и в подростковом возрасте, которая соответствовала диагностическим критериям . У 60 % пациентов проявления СДВГ можно наблюдать и во взрослом возрасте .
СДВГ, социальные навыки и отношения
При обсуждении СДВГ нередко делается акцент на том, как человек с этим синдромом справляется с когнитивными задачами, учебой или работой. Однако необходимо помнить, что при СДВГ страдают и социальные навыки.
Для эффективного взаимодействия с другими людьми необходимо проявлять внимательность, ответственность и контролировать свою импульсивность. При СДВГ все три пункта ставятся под удар. Проявляясь в невнимательности к деталям, в забывчивости, в неорганизованности и непунктуальности, в склонности перебивать и не слушать до конца, СДВГ может восприниматься окружающими как признак намеренной грубости и эгоизма. Это, в свою очередь, может приводить к неприятию человека с СДВГ и его социальной изоляции
Поскольку усвоение социальных сигналов, правил вежливости и прочих социально релевантных принципов происходит еще в детстве, ребенку с СДВГ могут помочь ролевые игры, в которых воспроизводятся типичные социальные ситуации и обращается его внимание на необходимые детали
Импульсивность людей с СДВГ может по-особому отражаться на том, как они выстраивают романтические отношения. Поскольку в начале отношений, на этапе влюбленности, присутствует эффект новизны, в человеке с СДВГ это может породить гиперфиксацию и чрезмерную поглощенность партнером. Затем, когда неизбежно наступает эмоциональная адаптация и человек с СДВГ начинает испытывать сложности с концентрацией внимания на отношениях, может возникнуть ощущение, что он отдаляется от партнера, и это может быть интерпретировано как охлаждение. Более того, человек с СДВГ может непроизвольно пытаться вернуть себе прежний уровень положительной эмоциональной стимуляции через определенные стратегии: он стремится перейти на следующий уровень отношений, игнорируя естественную динамику их развития, переключается на новые отношения, старается скорректировать партнера и т. д.
Несомненно, подобные паттерны поведения также имеют место в социальных взаимодействиях и отношениях нормотипичных людей — возможно, с меньшей выраженностью. Поэтому и к случаям, когда речь идет об СДВГ, применим универсальный принцип: первый шаг к балансу в социальных или романтических взаимодействиях — это открытое обсуждение возникающих проблем, а также возможностей человека, его желаний или отсутствия таковых.
Типы поведения детей по Гринспену
Лучше всего о «трудных» типах поведения детей рассказал в своих работах известный детский психиатр Стэнли Гринспен. Посвятив много лет изучению психологии поведения детей, он пришел к выводу, что «трудных» детей можно поделить на пять типов:
- Нервные;
- Замкнутые;
- Неуправляемые;
- Рассеянные;
- Агрессивные.
Нервный или чувствительный – вид поведения детей, которому свойственны ум, сообразительность и, главное, способность к сопереживанию. Такие дети могут быть отличниками, схватывающими все на лету, или скатиться на тройки с переутомлением от изобилия информации и новых впечатлений. Психология поведения детей этого типа такова, что они болезненно переносят насмешки и критику, а потому и друзей заводят с трудом, предпочитая издали наблюдать, как играют и веселятся другие. Способность к сопереживанию – отличное качество, но когда оно выходит за рамки нормы, ребенок начинает не только считывать чужие чувства, но и придавать им утрированное значение. Более того, такие дети утрируют и собственные эмоции. Там где обычный ребенок грустит, чувствительный испытывает горе, радость вырастает до огромного счастья, а обида – до катастрофы.
Замкнутый или погруженный в себя – характер поведения детей, которым свойственна склонность к математике и естественным наукам. Такие дети довольно усидчивы, способны рассуждать на серьезные темы, но при этом упускают из виду эмоциональную сферу. Со временем у ребенка может развиться негативная самооценка, но это не значит, что такое дитя предпочитает свои фантазии реальному миру. В противоположность «нервному», «замкнутый» нуждается во внешних раздражителях, тактильном контакте и активных движениях, но чтобы настроиться на другого человека, ему приходится прилагать слишком много усилий.
Неуправляемый – характер поведения детей, для которого свойственны такие качества как упрямство, непокорность, властность. Неуправляемый ребенок может создать проблему на пустом месте из упрямства. В то же время такие дети упорные, энергичные и настойчивые, и на каждое ваше слово у них найдется десяток своих. В поисках изощренных контраргументов они проявляют чудеса логики. В школе такие дети, как правило, сосредотачиваются на одном предмете и ждут от себя высоких результатов. Такой вид поведения детей еще называют максималистским. У неуправляемых детей отлично развито зрительное восприятие целостного образа, но они редко интересуются деталями. Подобно чувствительному типу, неуправляемый утомляется от изобилия сенсорных раздражителей. Однако он не капризничает, а стремится взять ситуацию под контроль.
Рассеянный – характер поведения детей, для которых свойственны проблемы с концентрацией внимания. Такой ребенок быстро переключается с предмета на предмет. Иногда дети этого типа попадают под контроль психиатра с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), хотя ситуация требует совсем другого подхода. Рассеянные дети по тем или иным причинам вынуждены выполнять действия, которые им претят. А когда не получаешь ни удовольствия, ни отдачи от работы, концентрация внимания снижается поневоле.
Агрессивный или напористый – тип поведения детей, которому свойственна чрезмерная активность. Где все идут, он бежит, где одни только говорят, он делает. Агрессивный – первый хулиган в классе, он же самый вспыльчивый. Пока злоба и агрессия находятся под контролем, они могут принести успех, выливаясь в такие качества как честолюбие, целеустремленность, энергичность. В стрессовых ситуациях волевые качества агрессивного типа обостряются. Страх, к примеру, может сделать ребенка еще более вспыльчивым. При этом агрессивный тип может испытывать трудности в общении при помощи слов и символов. Как показывают исследования, такой вид поведения детей больше всего нуждается в поощрениях и чувстве защищенности, полноценном вербальном общении и развитии умения эмоционально мыслить вместо того, чтобы немедленно действовать.
Каждый из этих типов определяет уникальный характер поведения детей в тех или иных ситуациях. Однако при благополучных внешних обстоятельствах все они поступают в рамках нормы поведения детей.