Врач неонатолог

Мелкая моторика и речь. развиваем ребёнка домашним хозяйством.

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

Оценка длины тела у детей первого года жизни

Для измерения длины тела ребенка первого года жизни его помещают на горизонтальный ростомер, покрытый пеленкой. При этом его голова должна располагаться около недвижимой стенки ростомера таким образом, чтобы край нижнего века и верхний край наружного слухового прохода ребенка располагались на одной вертикальной линии. Ноги ребенка разгибают и слегка прижимают к деревянной поверхности, к стопам прикладывают подвижную планку ростомера.

Длина тела ребенка будет соответствовать расстоянию от движимой планки до недвижимой стенки. Определяется она по цифрам, указанным вдоль ростомера.

Схема ежемесячного увеличения длины тела здорового доношенного ребенка первого года жизни выглядит следующим образом:

  1. За первый и второй месяцы жизни длина тела ребенка увеличивается на 3 см (каждый месяц).
  2. За третий месяц прирост длины тела составляет 13 см — самый интенсивный рост за все время грудного периода.
  3. За 4-6 месяцы жизни длина тела ребенка увеличивается на 2,5 см ежемесячно.
  4. В течение 7-9 месяцев жизни ежемесячная прибавка роста составляет 2 см.
  5. И за 10-12 месяцы длина тела ребенка увеличивается на 1-1,5 см ежемесячно.
  6. То есть увеличение длины тела ребенка первого года жизни происходит тем интенсивнее, чем меньше его возраст.
  7. В конечном счете длина тела ребенка к концу первого года жизни увеличивается на 25,5-27 см (в 1,5 раза), достигая в среднем 75 см.
  8. Показатели долженствующего роста у грудных детей рассчитываются с использованием ежемесячных данных увеличения длины тела: за первый квартал прибавляется в среднем по 3 см, за второй — по 2,5 см, за третий — по 2 см; за четвертый — по 1-1,5 см.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Малыш учится быть самостоятельным

В этом возрасте ребенок при любой возможности стремится обслуживать себя сам:

  • Самостоятельно одевается и раздевается (исключение составляют только сложные предметы гардероба — колготки, перчатки, обувь со шнурками);
  • Без помощи взрослых аккуратно ест и пьет за столом, пользуется салфеткой;
  • Выполняет все гигиенические процедуры — умывание, мытье и вытирание рук, чистка зубов, расчесывание волос; пользуется горшком (в основном без напоминаний), носовым платком;
  • Стремится поддерживать в чистоте руки и одежду;
  • Участвует в поддержании порядка в доме, помогает взрослым — вытирает ноги, входя в квартиру, делает уборку в доме, в своей комнате, складывает игрушки, застилает постель, убирает одежду в шкаф, ухаживает за домашними животными и растениями.

Развиваем мелкую моторику домашним хозяйством

Сейчас в магазинах очень много игрушек для развития детской моторики, но освоенные игры часто надоедают. Как же сделать так, чтобы ваш малыш развивался постоянно?

Есть маленькая хитрость – пусть он вам помогает по дому. Ведь детки любят подражать взрослым и с удовольствием помогут им во взрослых делах, а непослушные пальчики получат необходимую тренировку. Попросите его:

снять кожицу с картофеля, сваренного в мундире. Очистить яйцо от скорлупы, а цитрусовые – от кожуры;

  • вытащить из расколотой скорлупы грецких орехов ядро, отшелушить пленку с жареного арахиса;
  • убирать пальчиками крошки со стола, помочь собрать с пола мелкие предметы: горошинки, пуговки, бусинки;
  • закрутить отвёрткой шуруп;
  • перебрать различные крупы;
  • лепить манты, пельмени, печенье;
  • перебрать ягоды;
  • помыть овощи и посуду, но постарайтесь перемывать её только тогда, когда ребёнок не видит, чтобы труд малыша в его глазах не обесценился,
  • развязать пакеты из магазина;
  • прополоть огород;
  • пересадить рассаду, которую не жалко;
  • собирать вместе с вами ягоды;
  • собирать инвентарь для поделок: шишки, жёлуди, листочки;
  • открывать двери и почту ключиком;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться, расшнуровывать и зашнуровывать обувь;
  • заплетать косы себе, маме, сестре;
  • вешать бельё, пользуясь прищепками;
  • комкать и отрывать бумагу для обуви, которую убираете на зиму;
  • отвинчивать пробки;
  • точить карандаши точилкой;
  • найти край скотча и отклеить;
  • достать предметы из-под шкафа и других узких пространств, куда ваша рука не влезет;
  • аккуратно листать книжки;
  • чистить расчёску,
  • убирать катышки с одежды пальчиками;
  • нанизывать бусинки;
  • сортировать пуговички;
  • сматывать пряжу;
  • помогать набивать наполнителем (синтепоном) самодельные игрушки.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Как можно помочь своему ребёнку?

  • вспоминаем и чертим на асфальте «классики».
  • предлагаем разные способы передвижения, например: задом наперёд как  краб или боком как морской краб, как косолапый медведь, двигаясь как «тачка» на руках (взрослый придерживает ноги ребёнка на весу) и т.д.;
  • придумывайте игры на неустойчивых поверхностях (предложите например, перелезть через большие подушки, в поиске клада или даже позвольте ребёнку попрыгать на кровати J);
  • не забывайте про всевозможные игры с мячом (с большими, воздушными, маленькими).
  • устраивайте полосы препятствий (расставьте несколько предметов, так чтобы ребёнку нужно было их обходить, перепрыгивать,  пролезать под ними, перебираться через них) это позволяет сочетать использование разнообразных моторных навыков в одной игре;
  • отлично подходят игры на детских площадках, с качающимися мостиками, сетками, канатами, различными лестницами, спусками и подъёмами;
  • полезным также будет плавание.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на  подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно  выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий. 

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде

Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые). 

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.
  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.  Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

Как развивать у детей до года

Многие родители только и мечтают, чтобы их малыш активно развивался и как можно быстрее стал ходить. Не стоит забывать, что ползание – это тоже один из методов развития

Важно знать, что ползая, ребенок приспосабливается к безопасному способу ориентирования в пространстве и развивает свои пальчики и ладони при опоре руками на что-либо. Также ползание влияет на задействование всех мышц, что сказывается на физическом развитии ребенка

Существует несколько правил, благодаря которым малышу можно привить активность в движениях рук:

  1. чтобы занятия привели к должному результату, они должны быть ежедневными;
  2. не стоит посвящать занятиям много времени и утомлять ребенка, достаточно тренировать пальчики в течение 2-3 минут;
  3. необходимо хвалить малыша за его успехи, поощряя поцелуями и объятьями;
  4. для занятий лучше всего использовать предметы разной фактуры и величины, это поможет научить ребенка управлять руками и при этом изучать свойства предметов, которые его окружают;
  5. необходимо следить за чистотой используемых предметов, т. к. малыши до года стремятся все поместить в рот.

У детей до 3-х месяцев

Первые три месяца ребенку будет полезен массаж пальцев. Его необходимо делать несколько раз в день во время бодрствования, купания или при засыпании.

Что нужно делать:

  • медленно проглаживать по очереди все пальчики от ладошки до кончика;
  • разминайте пальчики, особенно кончики;
  • щекотать ладошки в тот момент, когда малыш разжимает кулачки;
  • аккуратно разжимать кулачки, поглаживая пальчики и сгибая их.

У детей c 3-х до 5-ти месяцев

На третьем месяце жизни ребенок начинает лучше управлять руками. Здесь главное – не упустить развитие мелкой моторики в период активного и резкого хватательного рефлекса. Для этого нужно подкладывать малышу игрушки под ладошки.

Необходимо подавать ему в руки предметы даже на короткие периоды, длительность захвата со временем будет увеличиваться, и ребенок станет с интересом изучать их

Важно менять игрушки и подавать с различных направлений, чтобы пальцы и ладони малыша могли ловко поворачиваться. Нужно стимулировать его тянуться руками к лицу мамы или папы, а также к игрушкам

Когда ребенок начнет хорошо работать обеими ручками, можно надеть ему на ладошку варежку, чтобы он учился снимать ее.

Важно продолжать пальчиковый массаж, чтобы быстрее снять мышечный тонус с рук. Можно поиграть в игры с пальчиками (к примеру, в «сороку») или разгибать и сгибать пальцы под ритмичную музыку

У детей с 5-ти до 7-ми месяцев

В этом возрасте малыш активно исследует игрушки и сравнительно долго держит их в руках.

В данный период полезны колечки и бусины, которые интересно перебирать пальцами. Для этого необязательно покупать игровые центры или специальные развивающие игрушки, достаточно сделать бусы своими руками, нанизав на шнурок различные предметы.

Также малыш с удовольствием будет нажимать на кнопки. Полезными в данном случае окажутся детские музыкальные инструменты с клавишами, старая клавиатура от компьютера и различные интерактивные игрушки.

Необходимо развивать ребенка тактильно. Для этого понадобится несколько мешочков с разным содержимым (например, мукой, горохом, фасолью, гречкой, песком и т. п.).

Полезна будет для малыша игра с пуговицами, бантами, шнурками и лентами. Он захочет развязать банты, сорвать пуговицы или достать шнурки и ленты.

У детей с 7-ми до 9-ти месяцев

Активная хватка малыша значительно возрастает именно в этом возрасте. Он начинает интересоваться новыми объектами, хочет их потрогать, пробует разобраться, для чего они предназначены и что с ними можно сделать. Ребенок будет развиваться и при ощупывании губок, мыльных принадлежностей, прищепок, поролона, пищевых лотков и т. д.

В 7 месяцев малышу можно купить:

  • игрушки для купания;
  • пирамидку, текстильные кубики;
  • развивающие игрушечные центры или развивающие игрушки, в которых требуется что-либо нажимать, перебирать или двигать;
  • резиновые пищалки, предназначенные для сжатия в ладонях.

У детей с 9-ти месяцев до 1 года

Нетрудно заметить успехи малыша в этот период. Он делает их буквально ежедневно. У него появляются любимые игрушки и занятия, которые могут отвлечь его на более продолжительное время, чем раньше.

В этом возрасте малышу подойдут игрушки, требующие «калибровки» (например, стаканчики или матрешки, которые можно вставить друг в друга). Также его заинтересуют различные емкости и коробочки, которые можно открыть или закрыть.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу. Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы. Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки. Всегда руководствуйтесь принципом «от большого — к маленькому».

С 7 до 9 месяцев

«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.

Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:

  • пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
  • активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
  • резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
  • текстильные кубики;
  • плавающие игрушки для ванной.

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Возраст

Область развития Показатели
1 год и 3 месяца Пассивная речь Быстро растет число понимаемых слов
Активная речь Растет словарный запас

Сенсорное развитие

Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
Игры Повторяет знакомые действия
Движение Активно ходит, может приседать, пятиться назад
Навыки Сам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцев

Пассивная речь

Может обобщить предметы по значимым признакам
Активная речь Использует в общении сложные слова

Сенсорное развитие

Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик

Игры

Копирует часто повторяемые действия взрослых

Движения

Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
Навыки Может сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцев Пассивная речь Воспринимает рассказ по картинке

Активная речь

Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы

Сенсорное развитие

Различает предметы по размеру с разницей в 3 см

Игры

Может строить башенки, домики из кубиков

Движения

Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см

Навыки

Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 года

Пассивная речь

Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях

Активная речь

Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные

Сенсорное развитие

Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные

Игры

Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий

Движения

Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см

Навыки

Частично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: