Содержание работы по развитию грамматической стороны речи
Определение 1
Грамматический строй речи – это система знаков и правил их функционирования в области синтаксического строя речи, морфологии и словообразования.
Грамматический строй речи состоит из трех взаимосвязанных компонентов:
- Синтаксис – дисциплина, изучающая порядок построения фраз и предложений, сочетаемость слов и их последовательное расположение в определенных речевых структурах.
- Морфология – наука о свойствах грамматического строения слов, способов их образования и форм.
- Словообразование – сфера исследований речевого строения языка, затрагивающая вопросы образования слов с использованием одинаковых корней.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важным этапом в освоении речи и общем развитии ребенка. Грамматический строй языка является фундаментом развития мыслительных процессов, от которых зависит полноценное овладение речью и интеллектуальное развитие ребенка.
Чтобы ребенок полноценно овладел навыками построения монологов т.е. умел делать высказывания, владел повествовательной формой речи, необходимо сформировать грамматический строй его речи. Построение монолога невозможно без знаний логических основ формирования фраз, предложений, синтаксических конструкций языка и правильного использования слов во фразах и предложениях.
Грамматический строй речи необходим для полноценного развития речевой деятельности и овладения лексикой, морфологией и фонетикой языка.
Развитие грамматических навыков у дошкольников реализуется в трех основных направлениях:
- В морфологии реализуются действия по развитию у детей навыков использования существительных, прилагательных и глаголов. Ребенка необходимо обучить использованию существительных в правильных падежных формах и согласовании с другими компонентами предложения. Глаголы требуют обучения их правильного употребления в лицах и числах, а также в правильном наклонении соответствующем времени действия. Эти навыки помогут развить умения построения разнообразных типов предложений. Поскольку прилагательное неотделимо от существительного, то дошкольников обучают их согласованию в роде, числе, падеже, с применением верных степеней сравнения прилагательного.
- Синтаксис ориентирован на развитие у дошкольников навыков построения словосочетаний и предложений, посредством правильной последовательности слов, их грамотного связывания. Слова в предложении должны иметь правильную последовательность, чтобы исключить неверное согласование и искажение смысла предложения. Дети должны усвоить структурное строение предложений и использование в нем лексики разного типа. Для этого, дошкольников обучают способам сочетания слов в предложении, сохранению смысловых связей в нем и правильному интонационному построению предложения.
- Развитие навыков словообразования сводится к усвоению правил построения слов с использованием суффиксов, приставок и окончаний. Навыки словообразования помогают детям в употреблении слов в правильном роде, числе, падеже. Дети, также, учатся отличать однокоренные слова от неоднокоренных.
Замечание 1
Обучение грамматическим навыкам реализуется, в основном, в форме игры. Педагоги составляют разнообразные игры, требующие от детей построения разнообразных предложений, нахождения однокоренных слов, соблюдения правильной последовательности слов в предложении и т.д.
Развитие речи детей 6-7 лет
Дети этого возраста готовы к систематическому обучению. К шести годам дети чётко различают на слух все звуки родного языка: глухие — звонкие, твёрдые — мягкие.
Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддаётся подсчёту, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомлённые в разных областях знаний, а есть дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой. Дети этого возраста могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, пересказать прочитанную им сказку, рассказать свои впечатления о просмотренном мультфильме.
Факторы, влияющие на развитие грамматического строя речи
Среди факторов, которые влияют на развитие речи детей дошкольного возраста, педагоги-психологи выделают социальные и генетические.
- Социальные факторы. Важную роль в социальных факторах отводят семье. В полной семье дети не испытывают недостатка общения и постоянно практикуются в своих речевых потребностях. Если же ребенка воспитывает одинокий родитель, возможность коммуникаций существенно снижается. Немаловажную роль играет количество детей. Общаясь с братьями и сестрами дома, дети могут реализовывать свой интерес в подвижных и сюжетно-ролевых играх. Но при этом, как отмечают психологи, в многодетных семьях чтению уделяют немного меньше времени, чем в семьях с одним или двумя детьми.
Важным моментом в развитии речи остается материальный ресурс семьи и уровень образования родителей. У отцов и матерей с высоким социально- экономическим статусом дети обладают большим словарным запасом в результате того, что родители сами используют грамматически правильные предложения. Такие родители могут позволить детям получать больше информации об окружающем мире, обогащая и организуя предметную среду. Более того, в семьях, где преобладает теплая атмосфера и взаимопонимание, лексика ребенка приобретает более эмоциональный характер.
Посещая дошкольное образовательное учреждение, дошкольники расширяют круг своих коммуникаций и получают положительный опыт в общении.
- Генетические факторы. Успешное развитие родителей благоприятно сказывается на формировании речевых навыков у детей. Уровень интеллектуального развития и способность к успешному обучению передается по наследству. Дети, чьи мамы и папы хорошо учились в школе и имеют высшее образование, немного быстрее обучаются основным грамматическим принципам речи.
Факторы развития речи
Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников
Первые грамматические навыки приобретаются в дошкольном образовательном учреждении. В образовательной программе предусмотрен специальный раздел «Коммуникация», который совместно с разделом «Социализация» направлен не только развитие речи, но и на расширение общего кругозора.
Для того, чтобы речь детей соответствовала их возрасту, воспитателям необходимо соблюдать следующие принципы в работе:
- учитывать детский возраст в своей группе;
- соблюдать все требования образовательной программы;
- владеть навыками и технологиями обучения грамотной речи;
- иметь методическую копилку и дидактический развивающий материал.
Перед началом работы компетентный воспитатель проводит диагностику речевых навыков каждого дошкольника для того, чтобы определить круг первостепенных задач и выделить наиболее результативные приемы работы.
Диагностика речевых навыков
Также компетентный воспитатель для достижения наилучших результатов должен придерживаться следующих требований:
- Разнообразие дидактических материалов. Постоянно повторяющиеся картинки, сказки и сюжеты не дают возможности творческому развитию и действуют достаточно ограниченно. Для быстрого, устойчивого и полноценного изучения необходима постоянная смена форм и содержания работы.
- Системность и частота в проведении занятий и игр. Если дети не справились с задачей единожды, ее необходимо повторить и закрепить.
- Сотрудничество всех участников образовательного процесса. Такими участниками являются дети, воспитатели и родители. При полноценной работе воспитателя и поддержке в кругу семьи, обязательно наступит положительный эффект.
Важно! Требования и задачи в детском саду и дома должны быть примерно одинаковыми. При разногласии в работе между родителями и педагогами у детей наступает период торможения в развитии
Для первой младшей группы характерно накапливание словарного запаса. В этом возрасте дети интересуются предметами, их свойствами, предназначением и показывают свое отношение к этим предметам. Наиболее усваиваемой будет работа по категориям и сюжетам. Воспитатель может выбирать различные тематические категории из разделов «Одежда», «Животные», «Времена года» и накапливать знания в этой области сначала по словам, а затем составляя из этих слов предложения. В этом возрасте они обычно пользуются простыми предложениями.
Познавательный потенциал
Во второй младшей группе общий грамматический строй речи развивается интенсивнее. Дети уже способны пользоваться союзами, предлогами, широкими и развернутыми фразами. Это самое время для описания свойств. В речи уже присутствуют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
В средней группе при хорошем развивающем потенциале дети уже умело пользуются падежами, однородными обстоятельствами.
Старший дошкольный возраст характеризуется критическим отношение к своей речи. Они стараются исправиться или наоборот, говорить как можно проще и короче.
В подготовительной группе большое влияние на речь детей имеют речевые особенности взрослых. Дети повторяют не только слова и словосочетания, но и их эмоциональный окрас. Но при этом детская речь еще существенно отличается от взрослой.
Обратите внимание! Для детей с ОВЗ характерно отставание на каждом этапе развития речи. К таким относятся дети с ЗПР (задержкой психического развития)
Каждый год у дошкольников меняется познавательный потенциал. Зная особенность речевого развития в каждом возрастном периоде, воспитатель способен четко и конкретно определить задачи, над которыми ему стоит работать, проводя занятия по грамматическому строю речи.
Развитие речи детей 3-4 лет
Дети этого возраста постоянно задают взрослым вопросы, которые нежелательно оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «зачем?», «почему?» и «как?». Дети четвёртого года жизни правильно произносят свистящие звуки. В этом возрасте они ещё не всегда правильно могут произносить шипящие звуки, часто заменяют их свистящими: «каса» (каша). Сонорные звуки малыши могут заменять мягким звуком или : «лека» (река), «йобот» (робот). Этому возрасту свойственны пропуски или перестановка звуков в речи, а также слогов, к примеру, сказочный герой колобок может в детской речи звучать как «коболок», собака — «кабака». Словарный запас к четырём годам увеличивается в два раза. Детям допустимы неверные употребления приставок, окончаний, суффиксов, согласований слов в предложении (например, «Я пристигаю ремень»).
Словообразование, как компонент грамматической стороны речи
Словообразовательный процесс формирование одного слова на основе другого имеет является достаточно сложным процессом. Происходит он в несколько этапов:
- первый период (от 2,5 до 4 лет). Слова образуются случайно, непроизвольно;
- второй период (от 4 до 6 лет), когда идет активное накопление словарного запаса и вместе с этим словопроизводства;
- третий период — усвоение правил и норм речи.
Важно! Активным периодом словообразовательного процесса является возраст от 4 до 6 лет и необходимо не упустить этот сензитивный период. Недоразвитие одного из этапов ведет за собой снижение образовательных возможностей другого
ОНР выявляется уже на ранних этапах развития.
Развитие речи детей 4-5 лет
У детей пяти лет связная речь становится более разнообразной и красочной.
В этом возрасте дети более чисто и чётко произносят шипящие звуки , , большинство детей начинают верно произносить звук и более сложные , . Дети пятого года жизни способны узнавать звук в слове, также могут подобрать несколько слов с заданным звуком. Способны различать слова, отличающиеся одной фонемой: почка-бочка.
Словарный запас увеличивается к пяти годам до 3000 слов. В этом возрасте ребёнок способен связно рассказать о каких либо событиях, составить рассказ по серии сюжетных картинок. Пересказать короткий текст, хорошо ему знакомый.
Пути формирования грамматической стороны речи дошкольников
Чтобы определить способы формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста, требуются знания о грамматическом устройстве языка, диагностирование уровня грамматического развития детей, выявление их ошибок и причин их развития.
Основными путями формирования грамматического строя речи дошкольников являются следующие:
Формирование положительной речевой среды. Речь ребенка складывается на основе его подражания речи взрослых
В этой связи, окружение ребенка, речь родителей, воспитателей, сверстников имеет важное значение в овладении грамматической ее стороной
Необходимо обратить внимание на то, чтобы педагог и родители владели культурной и грамотной речью. Любые ошибки в произношении и построении речевых конструкций могут надолго закрепиться в памяти ребенка.
Программы специального обучения, ориентированные на изучение трудных грамматических форм, с целью профилактики неверно произношения
Для этого проводятся специальные обучающие занятия с использованием нестандартных форм слов: езжай, ляг, рисуй, этажей, хотеть
Специальные занятия могут быть проведены в виде специальных занятий по развитию грамматической реи, либо занятий общеразвивающего характера, когда грамматические упражнения проводятся на материалах занятия или включаются в его какую-то часть, не относящуюся к содержанию занятий. Также, их можно гармонично включить в занятия по иным направлениям обучения, не связанных с речевым развитием.
Развитие грамматических умений в практике речевого общения. Это отличный способ развития грамматически правильной речи, позволяющий в естественной обстановке тренировать навыки детей в употреблении речевых конструкций, демонстрируя образцы правильной речи. Дети тренируются совершенно незаметно. Здесь требуется хорошая организация и применение упражнений педагогом, их внедрение в повседневные действия детей: при умывании, прогулке, укладывании спать и т.д.
Исправление ошибок речи грамматического характера. Это направление работы ориентирована на обязательное исправление всех речевых ошибок ребенка. Необходимость этой работы объясняется тем, что неисправленные ошибки закрепляются в сознании ребенка в качестве нормы произношения. Поэтому, требуется тактичное исправление ошибок детей. Нельзя повторять за ребенком ошибку, а стоит привлечь его внимание, заставить подумать, как произнести правильно. Дети учатся слышать ошибки в произношении других и исправлять их. Все занятия, в основном, проводятся в игровой форме.
Нормы развития речи по возрастам
Всё ли в порядке? Этим вопросом задаются многие мамы, переживая, что малыши говорят мало слов, их речь невнятна и т.д. Предлагаем границы нормального речевого развития, с помощью которых вы сможете отслеживать формирование языковых навыков у своего чада.
В 6 месяцев младенец:
- воспроизводит звуки с интонацией;
- реагирует на собственное имя (поворачивает голову);
- интересуется источниками звука, особенно если они идут от значимых взрослых;
- реагирует плачем или улыбкой на дружеский или сердитый тон.
В 12 месяцев малыш:
- использует в речи несколько простых слов (или их фрагментов);
- следует простым инструкциям, особенно если мама показывает жестом, что нужно взять или принести.
В 18 месяцев дети:
- имеют активный словарь до 20 слов, в основном это существительные;
- в речи часто используют эхолалию – повторяют услышанную фразу снова и снова;
- показывают одну из частей тела по просьбе родителей («Где носик?»);
- эмоционально и невнятно говорят на «тарабарском» языке.
В 2 года ребенок:
- называет несколько знакомых предметов из своего окружения;
- составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
- показывает пять частей тела по маминой просьбе («Где у тебя носик?»);
- может использовать в речи до 150-300 слов;
- знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;
- пропускает ряд звуков – ж, ш, з, с, р, л, ц, щ («мосьно» вместо «можно»).
В 3 года дети:
- обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
- начинают применять множественное число существительных;
- знают основные части тела и могут их показать и назвать;
- используют союзы «если», «когда», «потому что»;
- называют свой пол, имя и возраст;
- понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
- понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.
В 4 года малыши:
- используют в речи до 2000 слов;
- меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
- отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
- иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
- задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
- говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями – «Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку».
В 5 лет ребенок:
- расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
- может составить рассказ по картинке;
- применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
- использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
- разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
- чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.
В 6-7 лет дошкольники:
- используют в речи от 3500 слов;
- разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
- склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
- любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.
Также вас должно насторожить, если ребенок:
- в трехмесячном возрасте не поворачивается, когда к нему обращается мама или папа;
- в полгода не реагирует на интонационно окрашенную речь, не оборачивается к источнику звука, в лепете отсутствуют звуки «м, б, п»;
- в годик не понимает слова, которые взрослые часто употребляют в речи, не реагирует на собственное имя, для привлечения маминого внимания использует лишь плач;
- в два года не показывает на картинке кошку, зайчика, медвежонка, не понимает самых простых вопросов;
- в трехгодовалом возрасте не может выполнить двухсоставную инструкцию («Возьми бутылочку и принеси мне»), не называет известные ему вещи;
- в четыре года не в состоянии ответить на простейшие вопросы, неправильно произносит большинство звуков, говорит короткими предложениями.
В раннем и особенно дошкольном возрасте происходит активное развитие речи у детей, которое влияет на совершенствование всех психических процессов
Вот почему так важно иметь представление о нормативных сроках усвоения ребенком речевых навыков. Конечно, каждый малыш индивидуален, однако знание норм и этапов развития речи поможет вам вовремя обратиться к специалисту в случае обнаружения каких-либо проблем
Развитие речи детей 2-3 лет
В речи ребёнка третьего года жизни должны появляться звуки , , , а также, , , , , , , , , , , , ну и, конечно, все гласные. Хотя произношение многих звуков ещё очень далеко от идеала, это связанно с подвижность мышц языка и губ, которые ещё недостаточно развиты. Большинство трудных звуков ребёнок заменяет более лёгкими для произношения. Так, малыш шипящие звуки заменяет свистящими: «цяй» (чай), «зюк» (жук).
Словарный запас ребёнка быстро пополняется, к двум годам и достигает примерно 300 слов, а к трём годам — до 1000 слов. К третьему году жизни малыш с удовольствием слушает несложные сказки, рассказы, с лёгкостью выполняет простые словесные поручения. К 2,5 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь, фразы зачастую состоят из двух слов «мама дай», «мама пи». Но не стоит бить тревогу, если ваш ребёнок не начал говорить в два года, это все очень индивидуально и зачастую дети начинают фразовую речь к трём годам. Возраст два-три года считается самым критическим и показаться специалисту будет не лишним при отсутствии фразовой речи.
Речевое развитие детей 5-6 лет
Этот возраст является важным моментом в подготовке детей к школе. Ребёнок должен уметь связно и в правильной последовательности излагать свои мысли. После пяти лет словарный запас стремительно растёт. Подсчитать количество употребляемых слов уже невозможно. Сформирован навык звукового анализа. При подготовке к школе дети должны уметь правильно определять позицию звука в слове: начало, середина, конец слова, точное место звука в слове, также называть все звуки по порядку в слове. У детей могут наблюдаться ошибки в употреблении форм множественного числа существительных, в именительном и родительном падежах: мяч — нет мячов, одно ухо — много ухов.
В норме дети этого возраста должны чётко произносить все звуки на уровне слов и предложений. К сожалению, это происходит не всегда. У большинства детей наблюдаются недостатки звукопроизношения, связанные с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата или с недоразвитием фонематического слуха.
В этих случаях родители срочно должны обратиться к логопеду, чтобы специалист установил причину неправильного звукопроизношения и провёл коррекционную работу. Чем позже родители обратятся за помощью, тем дольше они будут ждать результата. Чем старше становится ребёнок, тем сильнее в его речи закрепляется неправильное звукопроизношение, тем дольше будет проходить период автоматизации поставленного звука в речь.
Что такое грамматический строй речи
Грамматический строй речи-это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов).
Формирование грамматического строя происходит постепенно. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного и неправильно ставить ударение. В процессе онтогенеза и нормального речевого развития происходит обогащение словарного запаса, получение новых знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид.
К пяти годам дети овладевают построением речи
Поэтому перед воспитателями дошкольного образовательного учреждения стоит задача по совершенствованию грамматического строя речи. А точнее, помочь детям понять морфологию, синтаксис и словообразование родного языка.
Как сформировать грамматический строй речи у дошкольников
Формирование грамматического строя речи у дошкольников ведется по нескольким задачам:
- Формирование структуры предложения. Такая задача легко реализуется по сюжетам различных сказок. Сначала педагог предлагает сказку, а затем дети пытаются составить краткий пересказ с помощью педагога. Также используется визуальный элемент работы — составление предложений на основе сюжета, изображенного на картинке.
- Развитие словообразования. Словообразование — это компонент грамматической стороны речи, который вызывает наибольшие затруднения среди дошкольников. В этой области хорошую эффективность доказывают дидактические игры. Например, упражнение «Домашние животные». Детям предлагается поиграть и рассказать состав семьи домашних животных, как называют детенышей, чем они полезны в домашнем хозяйстве. Интересными для данного этапа являются задания, где нужно назвать часть, или элемент целого.
- Развитие связной речи. В данной задаче главной деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Детям необходима коммуникация, выстраивание диалоговых отношений. В такой деятельности дети самостоятельно осваивают новые приемы и средства общения.
Обратите внимание! Таким образом, для качественного развития грамматического строя речи у детей, необходимо общение со взрослыми и сверстниками. При постоянной взаимосвязи детей друг с другом происходит непринудительное и мягкое развитие