Начало проявления заболевания и классификация
Такое заболевание у детей встречается в двух-четырех случаях на сто тысяч человек. Если к этому добавить еще и скрытый атипичный аутизм, когда основное заболевание сопровождается умственной отсталостью, то это число сразу же возрастет до двадцати. При этом аутизм у мальчиков проявляется в четыре раза чаще, чем у девочек.
Аутистическое расстройство может проявиться у любого человека абсолютно в любом возрасте, но клинические признаки заболевания будут значительно разниться у детей, подростков и у взрослых.
Принято различать: ранний детский аутизм (РДА), который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от трех до одиннадцати лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после одиннадцати лет.
Существует несколько видов такого заболевания. Они имеют различные симптомы и некоторые специфические особенности, характерные для того или иного типа болезни. Согласно данным международной классификации болезней существуют: синдром Каннера или классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и атипичный аутизм.
Проявление первых признаков детского аутизма можно заметить уже у годовалого ребенка. Хотя более ярко выраженные симптомы заболевания проявляются, как правило, в два с половиной – три года. В этот период наиболее заметны замкнутость ребенка, уход в себя и ограниченность его интересов.
Если такой ребенок в семье не первый, то мама видит начальные признаки болезни еще в младенчестве, так как можно провести сравнение между этим малышом и его старшим братом или сестрой. В противном же случае, понять что с ребенком что-то не так, достаточно сложно. Обычно, это проявляется в тот момент, когда малыш аутист идет в детский сад, то есть намного позже.
Бывает, что диагноз аутизм ставится и после пяти лет. Для таких детей характерно:
- наличие более высокого коэффициента интеллекта, по сравнению с теми больными, у которых заболевание было диагностировано ранее;
- сохранение коммуникативных навыков;
- наличие менее выраженных когнитивных расстройств;
- искаженное восприятие окружающего мира;
- поведение, при котором ощущается изолированность от общества.
Практически всегда между первыми признаками проявления аутизма и непосредственной постановкой диагноза существует определенный промежуток времени. Ведь позже, когда у ребенка появляется необходимость в общении не только с родными и близкими людьми, возникают и другие черты характера, которым родители раньше вообще не придавали значения. Другими словами, заболевание не наступает внезапно, просто на начальном этапе распознать его довольно сложно.
Аутизм: как распознать признаки?
Ранняя диагностика чрезвычайно важна. Чем быстрее обнаружится проблема, тем скорее можно будет приступить к коррекции аутизма. Мы рекомендуем обратиться в Центр «Доброе слово», если ваш ребенок:
• мало двигается;
• не стремится общаться с родителями и другими детьми;
• не откликается на свое имя;
• не реагирует на звуковые, слуховые или тактильные стимулы;
• проявляет безразличие к новым игрушкам, мультфильмам, не понимает, что делать с игрушкой, предназначенной для детей его возраста;
• быстро утомляется;
• проявляет признаки самоагрессии – бьется о что-то головой, кусает или царапает себя;
• испытывает трудности с двигательной концентрацией
• редко улыбается;
• подолгу выполняет однотипные движения;
• не выносит объятий и других физических контактов;
• редко просит о помощи.
Об аутизме могут свидетельствовать и проблемы с речью.
Все вышеперечисленное не обязательно указывает на то, что у ребенка именно это расстройство. Некоторые признаки, внешне выглядящие как аутизм, могут объясняться совершенно другими заболеваниями. Но обследование, проведенное опытными специалистами нашего Центра, поможет понять, с чем вы столкнулись, и найти ответ на вопрос, какие меры необходимо предпринять.
Классификация аутизма: формы и разновидности
Согласно Международной классификации болезней, существует несколько различных форм и типов:
1. Аутизм детского детства (детский аутизм) — самая распространенная и известная форма заболевания. Он включает в себя широкий спектр симптомов, включая нарушения социального взаимодействия, коммуникации и поведения.
2. Аспергеров синдром — разновидность аутизма, которая характеризуется нормальным или высоким уровнем интеллекта, но все равно сопровождается трудностями в общении и социальном взаимодействии.
3. Расстройство детского развития неопределенного типа — это вид аутизма, который не соответствует четким критериям для диагностики детского аутизма или аспергерова синдрома, но все же проявляет симптомы и признаки расстройства аутичного спектра.
4. Расстройство Ретта — редкий тип РАС, который преимущественно влияет на девочек. Характеризуется развитием навыков рук и координации, после чего начинается регресс, в том числе потеря навыков или функций рук.
Эти формы могут проявляться на разных уровнях, имеют различные характеристики и симптомы
Важно понимать, что аутизм — это спектр расстройств, где каждое конкретное лицо с патологией может проявлять уникальные особенности
Сложности клинической и психологической идентификации специфики расстройств аутистического спектра
Выделение новой клинической категории, по определению предполагало наличие в ней единой клинико-психологической специфики, однако ее выявление было осложнено открывшимся многообразием проявлений РАС, размывавшим уже сложившиеся представления о детском и «взрослом» аутизме. В разной степени соответствуя исходным диагностическим критериям Л. Каннера , нарушения в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в сочетании с ограниченными, повторяющимися стереотипами поведения, интересов и действий, подтвержденными современными диагностическими руководствами DSM 5 и МКБ 11, РАС в настоящее время предстают все еще достаточно узнаваемым, но явно гетерогенным образованием, на практике трудно отграничиваемым и от других клинических категорий, и от особенностей, проявляющихся в пределах нормы.
Общепризнано, что предпосылки формирования аутизма и РАС лежат на биологическом уровне и наследуются, однако общий алгоритм и характер влияния генетических факторов до сих пор точно не определены. Указывается, что около половины из них могут быть общими с синдромом гиперактивности (СДВГ) и умственной отсталостью и что симптоматика РАС действительно может частично перекрываться с проявлениями синдрома дефицита внимания, СДВГ, умственной отсталости, шизофрении и расстройств поведения .
Показано было также, что разнообразие проявлений РАС может усиливаться под влиянием множества неблагоприятных внешних факторов, воздействующих на генетически уязвимого ребенка в пренатальный и ранний постнатальный период его жизни. Подтверждено, что достаточно часто РАС сопутствуют другие расстройства, поэтому аутистический спектр может включать людей не только с различиями в форме и выраженности самих аутистических проявлений, но и в разной степени отягощенных иными психическими и соматическими проблемами, вплоть до ведущих к тяжелым и множественным нарушением развития. Значимость коморбидных отягощений в части случаев РАС может превалировать над выраженностью самих аутистических расстройств.
Выявление клинической специфики аутистических расстройств в условиях столь сложной дифференциальной диагностики настолько затруднено, что это побуждает многих рассматривать РАС не в качестве единого расстройства, а как конгломерат множества разных «аутизмов», каждый из которых возможно имеет свою конфигурацию биологических предпосылок, свои особенности проявлений на поведенческом уровне и, вероятно, требует своих форм медицинской, психологической и социальной помощи .
Возрастная обусловленность дизонтогении
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других — более легкие и поддающиеся коррекционно-педагогическому воздействию (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трех лет, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.
Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.
В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 — 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.
Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:
– сомато-вегетативный(от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;
– психомоторный(4 — 7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;
– аффективный(7–12 лет) – на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;
– эмоционально-идеаторный(12–16 лет) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.
Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.
Перечисленные выше реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на ту или иную в редкость.
Симптомы или как проявляется аутизм
Аутизм, как правило, начинает проявляться достаточно рано — до второго года жизни. Распознать его можно по специфическим симптомам.
Самый ранний признак детского аутизма – это отсутствие указательного жеста вдаль и понимания, когда ребенку показывают на какой-либо объект.
Тревожным знаком также является выполнение действий чужими руками. Например, если ребенок хочет, чтобы ему достали что-то с высокой полки, то он может потянуть взрослого за руку к полке, а затем начать поднимать его руки вверх. При этом подобное действие повторяется постоянно.
Настораживать также должны отсутствие зрительного контакта и реакции на свое имя, возникновение слишком бурной реакции на мелкие раздражители (например, громкий разговор) и в тоже время безразличие к серьезным раздражителям (например, боли).
К нехарактерным проявлениям болезни относят наличие редких способностей (острый слух, усиленное внимание и так далее).
Родителям также стоит обратить внимание на следующие моменты:
Если вы пришли с ребенком в гости или к врачу, где есть игрушки, приносит ли ребенок вам или специалисту заинтересовавшие его игрушки (без просьбы, чтобы просто поделиться радостью)?
Ребенок, не имеющий отклонений в психическом развитии, всегда делится со взрослыми своей радостью, удивлением и ждет ответной реакции. Маленький аутист – нет.
Ваш ребенок бесстрашен или наоборот боится обычных предметов?
Аутисты могут не понимать опасности и, например, бежать навстречу движущемуся автомобилю. Они также могут не бояться того, чего страшатся другие дети. И, напротив, бояться того, что никого не пугает (например, звука пылесоса).
Играет ли ребенок в игры, связанные с какой-то отдельной деталью игрушки, может ли надолго увлечься подобным занятием?
Странные игры и излишнее внимание к каким-то деталям должны настораживать. Например, если ребенок крутит колесо машины более 5 минут и наблюдает за этим процессом.. Есть ли у ребенка нетерпимость к каким-либо звукам, цветам, материалам? Тянет ли он все в рот, хоть уже и не младенец?
Есть ли у ребенка нетерпимость к каким-либо звукам, цветам, материалам? Тянет ли он все в рот, хоть уже и не младенец?
Из-за сенсорной перегрузки аутист может закрывать уши в шумном помещении (например, в торговом центре), бояться до истерики каких-то материалов (например, песка) или же всех предметов определенного цвета. Любые ситуации, связанные с предметом нетерпимости могут вызвать истерику, так называемый мелтдаун.
Повторяет ли ребенок за взрослым как эхо или транслирует рекламу много раз подряд?
У аутистов могут возникать эхолалии – неосознанное автоматическое повторение слов за другим человеком. Например, вы задаете вопрос, ребенок не знает, как на него ответить, волнуется и повторяет за вами вопрос. Он также может повторять слова из рекламы, говорить выученными шаблонными фразами.
Есть ли у ребенка странные движения?
У больных данным недугом часто имеются навязчивые движения. Они могут крутить что-то в руках, размахивать пальцами перед глазами и тем самым расслабляться и успокаиваться. Это называется самостимуляцией. Запрещать ее нельзя ни в коем случае. Если она социально неприемлема (например, связана с гениталиями), надо помочь ребенку найти другой способ успокоения.
Пропадали ли у ребенка уже приобретенные навыки?
Аутизм может начать проявляться с самого раннего детского возраста и вызывать задержку в развитии. А может проявиться и позднее – в виде потери уже имеющихся навыков в возрасте от 1.5 до 3 лет.
Избирателен ли ребенок в еде?
Если ваш ребенок отдает предпочтение только определенной пище, например, ест только детское баночное питании (не любое, фирма и цвет пачки имеют значение), то это также может быть признаком аутизма.
Инициирует ли ребенок контакт с детьми в детском саду (гостях, во дворе)?
Если ближе к трем годам и старше он крайне неловок в общении со сверстниками, не понимает их занятий и что от него хотят – это может быть симптомом аутизма.
Имеются ли сильные перекосы в развитии?
Например, ребенок не может ответить на вопрос утвердительно или отрицательно, но зато знает алфавит на нескольких языках. Или умеет читать в свои 3 года, но не может сказать о том, что проголодался.
Диагностика аутизма
Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития.
В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев.
При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.
Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма. Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.
Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:
-
Интересуется ли ребенок окружающим миром?
-
Делится ли он со своими родителями эмоциями?
-
Часто ли ребенок злится и кричит?
-
Боится ли он прикосновений?
-
Имеются ли у ребенка речевые нарушения?
-
Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?
-
Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?
-
Идет ли он на контакт со сверстниками?
Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего.
Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.
Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.
Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.
Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.
Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.
Отличие аутизма от других заболеваний
Аутизм легко можно спутать с некоторыми другими заболеваниями
При возникновении характерных симптомов патологии нельзя заниматься самолечением, важно сразу же обратиться за консультацией к специалисту. К заболеваниями, которые имеют похожие клинические проявления, относятся:
- Шизофрения. Такое психическое заболевание поддается лечению, несмотря на то, что его симптомы очень схожи с аутизмом.
- Тугоухость. Это нарушение слуха, которое может быть как врожденным, так и приобретенным. Заболевание становится причиной плохого развития речевого аппарата, вследствие чего его часто сначала путают с аутизмом.
- Гиперактивность, при наличии которой ребенок плохо учится в школе из-за неусидчивости и плохой концентрации внимания.
- Задержка психоречевого развития также имеет схожую симптоматику с аутизмом, но легко корректируется при условии своевременного обращения к специалисту, который назначает курс занятий с ребенком.
Признаки аутизма у детей от 3х до 7 лет
Аутизм – это комплексное расстройство, которое обычно проявляется в раннем детстве. Диагностика аутизма может быть сложной, так как его признаки могут отличаться у разных детей. Выделяют такие признаки аутизма у детей 3 до 7 лет:
- Ограниченные и повторяющиеся интересы. Ребенок может быть сильно заинтересован в определенных темах или активностях, и не проявлять интереса к другим.
- Проблемы с общением. Дети с аутизмом могут иметь трудности в понимании жестов и мимики, развитии речи, использовании прагматических навыков (например, не понимать правила беседы или иметь проблемы с темпом речи).
- Стереотипно-репетитивное поведение. Дети предпочитают определенные рутины, часто повторять одни и те же действия или заниматься автостимуляцией.
- Гиперчувствительность или гипо-чувствительность к сенсорным входам. Некоторые дети с аутизмом могут иметь повышенную или пониженную чувствительность к звукам, свету, запахам или текстурам.
При наличии подозрений на аутизм у вашего ребенка, важно обратиться к врачу или специалисту для диагностики
Ранний аутизм и его проявление
Ранний аутизм — это состояние, которое проявляется у детей в возрасте до трех лет и характеризуется нарушением социального взаимодействия, коммуникации и поведения. Дети с ранним аутизмом могут испытывать трудности в установлении контакта с другими людьми, понимании чужих эмоций и выражении своих собственных чувств. Признаки раннего аутизма могут проявляться уже в первые годы жизни ребенка. Некоторые из них включают в себя отсутствие жестов и мимики, задержку в развитии речи, повторяющееся поведение или интерес к однообразным действиям. Для точного диагноза раннего аутизма необходима консультация специалистов, таких как психолог, педиатр и невролог
Важно помнить, что раннее выявление и раннее вмешательство помогают детям с ранним аутизмом развиваться и успешно адаптироваться в обществе. Поддержка от близких, обучение навыкам социального взаимодействия и работа с специалистами играют ключевую роль в помощи детям с этим расстройством
Сильные когнитивные стороны при аутизме
Не существует двух одинаковых людей и нет двух одинаковых людей с аутизмом. Тем не менее есть сильные когнитивные стороны, которые часто встречаются среди аутичных людей.
У некоторых людей с аутизмом есть то, что называется «специальным изолированным навыком», — талант или способность гораздо более высокого уровня, чем можно предположить по общему когнитивному функционированию человека. Оценки распространенности специальных изолированных навыков среди аутичных людей сильно варьируются: от 10% до 70%. В одном исследовании ученые обнаружили, что у 62,5% аутичных людей есть хотя бы один специальный изолированный навык. Они разделили специальные изолированные навыки на следующие категории: память, зрительно-пространственные навыки, чтение, рисование, музыка и вычисления (Meilleur, Jelenic, & Mottron, 2015).
Существуют области, в которых аутичные люди в среднем показывают более высокие результаты по сравнению с их нейротипичными сверстниками. Примеры таких сильных сторон перечисляются ниже вместе со стратегиями обучения и поддержки, которые опираются на эти сильные стороны. Если использовать подобные стратегии в соответствии с сильными сторонами конкретного человека, то можно помочь ему или ей реализовать свой потенциал.
- Зрительно-пространственное мышление. Стратегии обучения и поддержки: визуальные расписания и другие виды визуальной поддержки; анимация и комиксы; фотографии; демонстрация навыка (моделирование); видеомоделирование; обучение в ходе выполнения задачи.
- Механическое запоминание. Стратегии обучения: повторяющийся просмотр визуальной модели; многократные повторения выполнения задачи.
- Способность к продолжительному вниманию в отношении интенсивного интереса. Стратегии обучения: включение интересов в процесс обучения; использование предметов и занятий, связанных с интенсивным интересом, в качестве поощрений.
- Способность подмечать детали. Стратегии обучения: подчеркивание того, как замеченная деталь связана с общей темой.
- Долговременная память. Стратегии обучения: указания на то, как новое понятие связано с существующими знаниями и навыками человека.
- Способность к поиску «нестандартных» решений. Стратегии обучения: признавать нестандартное мышление в качестве преимущества и помогать в признании традиционных подходов и решений.
- Способность создавать рутину и стабильно следовать ей. Стратегии обучения: включение обучающих занятий в стабильную рутину (слева направо, выполнение последовательности действий, регулярные перерывы в работе, следование расписанию).
Это лишь некоторые примеры того, как стратегии обучения могут опираться на сильные стороны при аутизме. Обучение и поддержка аутичных людей должны планироваться с учетом этих сильных когнитивных сторон.
Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация (ААК)
ААК – группа методов, используемых для понимания вербальных сообщений людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи. В основании ААК лежит идея, что знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна, то есть информация может передаваться и поступать по различным каналам. Она требует поддержки со стороны окружения. Чем больше у человека возможностей оперировать знаками, чем больше инициатив и реакций он в состоянии проявить и быть при этом понятым, тем больше это отражается на развитии его когнитивных способностей и на личностном развитии. Именно это положение лежит в основе развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации
Важно учитывать, что речь практически никогда не идет о замене вербальных средств на невербальные, а только лишь о дополнении одной системы другой. Избыточность символов, репрезентирующих объекты, позволяет развивать и поддерживать разные виды памяти, ассоциативность мышления и, безусловно, лежит в основе развития когнитивных функций и речевой вербальной деятельности
На сегодняшний момент исследования показывают, что использование ААК не может навредить ребенку и затормозить развитие вербальной речи, так как это лишь дополнительная поддержка коммуникации. При правильном использовании дополнительных средств ребенок все равно слышит обращенную к нему речь и начинает понимать ее, что является важным шагом на пути развития коммуникации.
Альтернативная коммуникация (система коммуникации, замещающая речь) необходима людям, у которых речь затруднена, неразборчива, есть физические ограничения в использовании голоса.
Дополнительная коммуникация (аугментативная) может быть использована совместно с вербальной речью. Вербальная речь – это самый быстрый и простой способ передать информацию. Она быстро вытеснит дополнительную коммуникацию, как только ребенок почувствует, что может с ее помощью получать желаемое, комментировать, задавать вопросы.
В большинстве случаев у ребенка с РАС нет никаких физических ограничений, затрудняющих использование речи. Есть дети, которые длительное время могут использовать вербальную речь только в очень ограниченном объеме, и для них ААК будет оставаться единственным способом самовыражения.
Различают несколько категорий ААК:
- Первая категория – без использования технических средств: жестовый̆ язык, язык тела, при этом никакие дополнительные устройства не используются.
- Вторая категория – низкотехнологичные устройства (неэлектронные): картинки, написанные слова, конкретные предметы.
- Третья категория – высокотехнологичные устройства: смартфон, планшет, в который установлены специальные программы. На сегодняшний день в России широко используются приложения JABtalk, LetMeTalk, Говори Молча и другие.
Самые эффективные способы обучения ребенка с аутизмом навыкам коммуникации опираются, как правило, на визуальное восприятие, поскольку это сильная сторона многих людей с РАС. Данные способы обучения подразумевают большое количество практики, когда ребенок пользуется либо своими руками, например для жестового языка, либо какими-то внешними устройствами (например, коммуникативной доской, системой PECS).
Как проявляется заболевание?
Признаки аутизма у детей появляются на разных уровнях и в различной степени. Выделяются следующие симптомы:
- проблемы с коммуникацией. Дети с аутизмом могут испытывать трудности в развитии речи или полностью отсутствие речи. Они могут также испытывать проблемы с непрямой коммуникацией, затруднениями в понимании жестов и мимики лица;
- ограниченные и повторяющиеся интересы и поведение. Дети с аутизмом могут интересоваться только определенными предметами или темами и предъявлять непроизвольные обязательства к определенным рутинам и регулярным действиям. Они могут также манипулировать объектами и проявлять стереотипные движения, такие как повторяющиеся махи руками;
- трудности с социальным взаимодействием. Дети с аутизмом могут испытывать трудности в установлении и поддержании социальных связей. Проявления могут включать избегание контакта глаз, неспособность понять или выразить эмоции, а также трудности в игре с другими детьми;
- гиперчувствительность или гипо-чувствительность к звукам, свету, запахам и другим внешним стимулам. Дети с аутизмом могут реагировать перегрузкой на определенные звуки, свет или запахи.
Признаки аутизма у детей могут сильно различаться у разных детей и раннее обследование у педиатра или специалиста может помочь в определении наличия или отсутствия расстройства у вашего ребенка.