Что такое школьная тревожность и с ней что может сделать педагог

Страх —  защита или наказание? что делать, если ученик боится отвечать у доски или с места

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две

Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.

Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Медикаментозное лечение

Если другие методы лечения не помогают, специалисты могут назначить лекарственные средства. Наиболее распространенным типом препаратов против тревоги являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). СИОЗС повышают уровень серотонина в головном мозге, что помогает улучшить настроение и уменьшить беспокойство. Врач может назначить бензодиазепины детям с тяжелой школьной тревожностью. Однако эти препараты подходят только для кратковременного применения, поскольку сопряжены с риском побочных эффектов, таких как седативный эффект и проблемы с мышлением и памятью. Длительное применение может привести к толерантности, зависимости и другим побочным эффектам.

Что такое «школьная тревожность» у детей

Школьная тревога означает чрезмерное беспокойство, страх и опасения, связанные с различными аспектами учебной жизни. Эти проявления разные. Например, от общего чувства тревожности по поводу посещения школы до тревоги по поводу тестов, социального взаимодействия или успеваемости.

Отличие тревоги от тревожности

Важно различать типичную тревогу и школьную. Хотя время от времени каждый испытывает беспокойство, у ребенка это выходит за рамки нормы

Ситуация мешает повседневной жизни школьника, затрудняя его участие в деятельности школы.

Различия:

Тревожность Школьная тревога
Это общий термин, используемый для описания чувства беспокойства или страха. Может охватывать широкий спектр проблем, не привязан к какой-либо ситуации Представляет собой специализированную форму тревоги, которая, в первую очередь, связана со школьной деятельностью, обстановкой или ожиданиями
Это нормальная и распространенная эмоция, которую испытывают люди всех возрастов. Считается естественной реакцией на ситуации, которые служат мотивирующим фактором Распространена среди детей и подростков, которые могут испытывать повышенный стресс, тревогу, связанные с успеваемостью, социальным взаимодействием и школьной средой
Часто имеет временный характер, тенденцию приходить и уходить. Связана с различными жизненными событиями, как положительными, так и отрицательными, не ограничивается возрастной группой Может проявляться специфическими симптомами, которые часто связаны с посещением школы, такими как физические жалобы (головные боли и в животе), эмоциональное расстройство при упоминании учебного заведения или поведенческие признаки, такие как избегание занятий
Интенсивность – разная. Люди могут испытывать легкую тревогу в ответ на повседневные стрессоры или более сильную реакцию на важные жизненные события Оказывает прямое влияние на способность ребенка участвовать в школьной деятельности, может привести к отказу от школы, снижению успеваемости, нарушению обучения
Вызвана широким спектром ситуаций, включая стресс, связанный с работой, личные отношения, финансовые проблемы, а не только школьные события Причины тревожности коренятся в триггерах, связанных со школой, таких как академическое давление, социальные проблемы, издевательства одноклассников или боязнь перед тестами, презентациями

Динамика проявления

Школьная тревога проявляется у каждого ребенка по-разному. Некоторые дети испытывают постоянное чувство страха, в то время как у других наблюдаются физические симптомы. Например, головные боли, тяжесть в животе, когда подростки сталкиваются с ситуациями, связанными с учебой.

Тревожность у школьников

У школьников может наблюдаться так называемая школьная тревожность, которая связана именно с успешностью и состоятельностью в учебной деятельности.

Для учащихся важно:

  • иметь успехи в учёбе; 
  • быть включёнными в жизнь класса;
  • иметь позитивные коммуникации с одноклассниками;
  • иметь хорошие, бесконфликтные отношения с учителями.

При дефиците в какой-то из этих сфер у школьника может возникать тревога. 
Если тревожных ситуаций накопилось достаточно много, то состояние ситуативной тревоги может трансформироваться в тревожность как качество личности. У таких детей преобладают пессимистические установки: ожидание неуспеха, неудач, неприятностей, снижение активности. И школьник начинает действовать по принципу «лучше ничего не делать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию». Всё это приводит к торможению развития ребёнка, искажению самовосприятия и самооценки.

Больше всего беспокойства по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, ведь для них школа — это пока ещё новый неизведанный мир со своими правилами. В младшей школе причинами возникновения тревоги могут быть отметки, замечания, страх наказания за плохие оценки, конфликтные отношения с одноклассниками. Но если процесс адаптации выстроен верно и школьник успешно справился с этими сложностями, то тревога нормализуется к концу года. 

В подростковом возрасте наличие тревоги по отношению к школе может стать сложившейся личностной особенностью. А подростковый кризис только способствует повышению школьной тревожности.

Как говорить с ребенком

Вот несколько примеров диалогов, которые помогут ребенку преодолеть социальный страх.

Ситуация 1. Не пойду на танцы!

— Там страшно и все на меня пялятся!
— Да, бывает неприятно, когда на тебя смотрят. А если тебе найти такое место в зале, откуда тебя будет видно только тренеру?
— А может, совсем не пойдём?
— Можно и так, но тогда давай выберем другой кружок. Такой, где ты сможешь учиться танцевать и будешь чувствовать себя спокойнее.

Ситуация 2. А вдруг меня не примут?

—А вдруг они меня не примут?
—Нам всем иногда бывает страшно в новой компании, в новом классе, среди незнакомых людей. Но ты же такой хороший! Наверняка ребятам будет интересно с тобой познакомиться.
—Я не хочу пока с ними знакомиться.
—Ничего страшного, пока просто присмотрись, понаблюдай. Попозже, когда будешь готов, тогда и попробуешь с кем-нибудь заговорить. На всякий случай напомню, что любой человек достоин того, чтобы его приняли. Поэтому, пожалуйста, не создавай моменты, в которых другие люди будут бояться и чувствовать себя чужими. Позволь им раскрыться, заговорить, показать себя, что-то придумать… Не играй в своих и чужих: эта игра ранит.

По материалам книги «Мама, я боюсь!»

Шаг 3. Сократите рабочую неделю

Даже взрослому человеку трудно работать без выходных, а ребенку нужно еще больше времени на восстановление сил. Поэтому психологи рекомендуют разгружать обычную пятидневку, если есть такая возможность. Например, водить ребенка в сад с понедельника по четверг или со вторника по пятницу. Как вариант – устраивать запланированный выходной в среду

Для начинающих детсадовцев это важно, чтобы не накапливалось невротическое напряжение, неизбежное при режиме «жизнь вне дома». Для самых маленьких в идеале стоит начинать приучение к саду с 2–3 походов в неделю

И, возможно, не на полный день.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

Общие принципы психологической работы с
тревожными детьми

Рекомендации для родителей

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он
имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит
создать условия, в которых ему будет не так
страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте,
пусть засыпает при свете, если боится спросить
дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким
образом вы показываете ему, как можно решать
тревожащие его ситуации.
Делайте вместе с ребенком, но не вместо
него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в
прошедшем времени. Боялся, но потом удалось
сделать то-то и то-то.
Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать,
что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги,
но она является знанием границ своих
возможностей.
Если не удается разговорить ребенка, но вы
подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с
ним. Спросите, например, чего боятся солдатики
или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
Быть самим более оптимистичными. Следить за
выражением своего лица. Улыбайтесь чаще.
Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по
принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в
контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что
тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение
для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться,
представить что-то приятное. На приеме у зубного
врача можно подумать о том, что будет, когда все
закончится: пойдем домой, купим мороженого, все
будет позади.

Марина КРАВЦОВА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методики для выявления
тревожных детей

1. Беседа с родителями, учителями, ребенком и
наблюдение за его взаимодействием с окружающими
— сбор информации.
2. Тест тревожности, разработанный американскими
психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, помогает
определить общий уровень тревожности ребенка и
отследить травмирующие ситуации в его
повседневной жизни.
3. Тест А.М. Прихожан «Диагностика школьной
тревожности (младший школьный возраст)» помогает
определить, какая сфера школьной жизни является
наиболее травмирующей для ребенка.
4. Тест CМAS («Детская шкала проявлений
тревожности») позволяет не только выявить
наличие и уровень тревожности, но и вычленить ряд
соматических проявлений тревожности (анализ
конкретных ответов).
5. Методики определения самооценки позволяют
отметить и обсудить не только уровень, на который
себя ставит ребенок, но и то, где он хотел бы
находиться, как оценивают его родные и учителя. С
помощью развернутой самооценки удается выявить
неуверенность в себе и позицию окружающих, какой
она представляется ребенку.
6. Адаптированный вариант детского личностного
опросника Р. Кэттелла позволяет понять природу и
происхождение тревожности.
7. Рисунок семьи дает возможность посмотреть на
семейную ситуацию глазами ребенка.
8. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С.
Розенцвейга помогает отследить стратегии
поведения ребенка и тип реагирования на
травмирующие ситуации.

Публикация статьи произведена при поддержке онлайн-журнала для женщин Вумен-Джорнал. На страницах интернет-журнала для молодых мам Women-journal.com собрано большое количество полезных и интересных статей, которые расскажут о беременности и родах, способах укрепления иммунитета ребенка и распространенных детских заболеваниях, воспитании, правильном питании и многом другом, а различные сервисы помогут рассчитать норму веса и роста ребенка и составить интерактивный календарь беременности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н.
Адаптированный модифицированный вариант
детского личностного опросника Р. Кэттелла.
Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1995.
2. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной
фрустрации» С. Розенцвейга. М.: Московский
городской психолого-медико-социальный центр, 1997.
3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям
избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.
5. Никольская И.М., Грановская Р.М.
Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.:
Независимая фирма «Класс», 1997.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и
подростков: Психологическая природа и
возрастная динамика. Москва–Воронеж, 2000.
8. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности.
М., 1992.

Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся

Распознавание школьной фобии часто предполагает наблюдение за различными моделями поведения детей. Например, избегание занятий, нежелание участвовать в классных мероприятиях или жалобы на физический дискомфорт при упоминании школы.

Физические

Физические симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в животе, тошноты. Характерны учащенное сердцебиение, потливость.

Эмоциональные симптомы

В эмоциональном плане дети с тревожностью становятся раздражительными, капризными или проявляют признаки беспокойства. Они также могут выражать чувство печали при упоминании школы.

Ребенок становится раздражительным и вялым.

Поведенческие

Поведенческие признаки включают частые пропуски занятий, желание быть с родителями, когда требуется разлука на день. Возможен поиск утешения со стороны учителей, опекунов.

Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности

Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:

  • психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
  • психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
  • психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.

Классификация страхов у детей

Страх – одна из базовых человеческих эмоций, с помощью которой наша нервная система реагирует на опасность. Опыт и знания, накопленные в течение жизни, помогают взрослым рационально посмотреть на ситуацию и тем самым уменьшить напряжение. Но малышам это сделать гораздо сложнее.

Почему так?

В силу возраста дети еще не обладают необходимым опытом, чтобы разобраться в том, что реально, а что нет. А еще они бурно фантазируют! Страхи у детей подпитываются фантазией, и справиться с ними при помощи «взрослой» логики («смотри, под кроватью пусто, никаких монстров!») бывает непросто.

Главное, что нужно понять, чтобы вовремя помочь малышу – это тип его переживаний. Какие бывают страхи?

  1. Возрастной страх, не приводящий к негативным последствиям.
  2. Устойчивый глубокий страх, заметно отравляющий малышу жизнь.
  3. Страх как часть иного расстройства, которое требует грамотной диагностики и лечения (может сочетаться с нарушениями сна, нервными тиками, агрессивностью и т.п.).

Почему на уроках возникает или усиливается тревожность?

К причинам, которые стимулируют развитие состояния тревожности у детей во время уроков, психологи относят следующие факторы.

  • Учебные требования, не соответствующие способностям и интеллектуальным возможностям ребенка.
  • Соматические болезни, психологические нарушения, нестабильный эмоциональный фон в семье.
  • Авторитаризм учителя в общении с детьми. Пренебрежение со стороны педагога к индивидуальным, личностным особенностям детей.
  • Противоречивость в требованиях: педагог не последователен в своих запретах, требованиях.
  • Несогласованность в оценке деятельности, методах усвоения учебного материала между родителями (внутри семьи между собой, другими членами семьи) и педагогами.
  • Равнодушное отношение к ребенку или неуверенность в себе со стороны учителя.
  • Смена классного коллектива, школы. Причем не обязательно это касается только младших школьников. Нередко подобная реакция возникает и у старшеклассников.

Что такое тревожность и чем она отличается от страха

Тревожность – это когда ребенок испытывает такое негативное эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать как сильное волнение и беспокойство. Причем видимая причина такой тревоги чаще всего не сильно значительна: ответ у доски, контрольная работа, выступление или концерт.

Повышенная тревожность – это такая особенность психики ребенка, когда тревога возникает в ответ на малейший раздражитель. Она отличается от страха тем, что здесь ребенок сам не может назвать причин своего состояния. Он напряжен, как пружина, он испытывает множество эмоций, в том числе и страх, но не связывает это ни с высотой, ни с замкнутым пространством, ни с темнотой или другими какими-то явными ситуациями. То есть, если он может сказать, чего он боится, то это – страх (фобия), если не может, то это – тревожность.

Лечение тревожности

Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.

Коррекция режима дня и взаимоотношений в семье

Здесь можно привести следующие общие рекомендации:

  • работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
  • контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
  • увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
  • сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
  • поглаживающий массаж;
  • частые телесные контакты с ребенком;
  • домашние театрализованные представления;
  • игры на разрывание бумаги;
  • игры с тестом, пластилином;
  • сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
  • заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
  • выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде

Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.

Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.

Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога

В детском саду и младшей школе возможны:

  • фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
  • чтение мотивирующих сказок;
  • ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
  • подвижные игры, но – не на скорость.

Психотерапия

Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:

  • групповая психотерапия – занятия в группах;
  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
  • арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
  • канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
  • обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
  • психоанализ;
  • гипноз.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.

Как помочь ребенку преодолеть высокий уровень тревоги, связанной с обучением в школе?

Будьте всегда на стороне вашего ребенка

Это ваш материнский и отцовский долг. Вы можете не одобрять его линию поведения, высказывать свое недовольство, объяснять какие-то правила. Но вне семьи, там, где ребенок встречается один на один с миром, вы должны быть одним целым.

Будьте едины в своих воспитательных требованиях

Даже если педагог не приемлет вашей точки зрения, хотя бы внутри семьи будьте солидарны друг с другом. Дети растут хорошими манипуляторами, когда «мама запрещает, а папа разрешает» или «мама запретила, а бабушка потом маму наругает за это». Споры о стиле воспитания, о границах дозволенного непременно бывают в каждой семье, где есть ребенок и, хотя бы двое взрослых. Но их необходимо обсуждать таким образом, чтобы все это не слышал и не знал несовершеннолетний.

Ваше отношение к ребенку не должно зависеть от его оценок

К сожалению, эта очевидная истина непонятна многим из родителей. Чтобы понять, что чувствует ребенок, перевернем ситуацию. Представим, что вас «любят» или «не любят» в зависимости от ваших успехов на работе.

  • Не удалось заключить необходимый контракт? Получай порцию негодования дома.
  • Выдали премию? Молодец! Можешь сходить в кино.
  • Вызвали «на ковер» к начальнику? Ты точно что-то натворил, домой можешь не возвращаться!

Выглядит смешно? А вот для вашего школьника это очень даже грустно.

Ведь вы хотите, чтобы ваш ребенок был именно таким? Тогда разрешите ему ошибаться, разрешите ему не всегда быть идеальным, удобным. Дайте ему огромный импульс для развития и все вложенное вами вернется в стократном размере!

А на сегодня все! Для любви к ребенку не нужен повод. Сама его жизнь является наивысшей ценностью для любого родителя. Надеюсь, я вас убедила и никакие «правильные» педагоги не смогут переубедить вас в обратном.

Психологическая специфика школьной тревожности

Хотя понятие «тревожность», по сути, перенесено из психиатрии, оно прочно обосновалось в различных отраслях психологии, в том числе и в педагогической психологии, которая анализирует причины возникновения и формы школьной тревожности, связанной с переживанием школьного неблагополучия.

В литературе встречаются разные обозначения устойчивого переживания школьного неблагополучия: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогенный невроз», «дидактогения». Вместе с тем, между этими понятиями можно провести определенные различия.

Термин «школьный невроз» употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде связанных с серьезным внутриличностным конфликтом соматических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и т. п.) перед посещением школы (Раттер М.,2000).

Понятие «школьная фобия» используется для обозначения различных форм страха, вызываемого посещением школы. Однако в значительной части случаев речь идет именно о непреодолимом страхе, неврозе в собственном смысле слова.

Термины «дидактогения», «дидактогенные неврозы» используются для того, чтобы указать, что тревога, страх ребенка вызваны непосредственно системой обучения (или более узко — отношением к ребенку педагога, поведением учителя).

Школьная тревожность  — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций — ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание — это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний.

Поэтому следует сразу оговориться, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Именно интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревожности рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации (Вострокнутов Н. В., 1995; Иванова Л. С, 2003; Матвеева О. А., Львова Е. А., 2001), или, в рамках парадигмы сопровождения, характеристика неконструктивного протекания процесса адаптации (Битянова М. Р., 1999).

Школьная тревога – лечение

Не существует универсального подхода к лечению школьной тревожности, и наилучшая стратегия может зависеть от тяжести симптомов и основных причин. Специалисты в области психического здоровья могут использовать комбинацию психотерапии, образовательной поддержки и лекарственных препаратов для лечения школьной тревоги. Поэтому часто необходим совместный командный подход, в котором участвуют ребенок, его родители, школьный персонал и специалисты в области психического здоровья.

Первым шагом в лечении зачастую является встреча с учителями для разработки плана. Это может включать внесение изменений в расписание ребенка, оказание поддержки в классе или вовлечение ребенка в общественную деятельность вне школы

Также важно, чтобы родители и воспитатели оказывали поддержку детям, страдающим школьной тревожностью. Эта поддержка может принимать форму:

  • беседа с ребенком о его тревогах и страхах
  • помощь ребенку в развитии здоровых механизмов совладания
  • моделирование позитивного поведения
  • обучение ребенка методам релаксации
  • участие в образовании ребенка

Родители и воспитатели также должны избегать реакции на беспокойство ребенка таким образом, чтобы оно усиливалось. Это означает избегать споров или угроз. Если ребенок плохо реагирует на эти меры, специалист в области психического здоровья может рекомендовать психотерапию. Лекарственные средства обычно являются последним средством, если другие методы лечения оказались неэффективными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: