Методы обучения детей-аутистов

Аутизм - ранние признаки, диагностика и коррекция патологии

Программы по аутизму

Наиболее распространенными программами по аутизму являются:

  • программа АВА;
  • FLOOR Time-игровое время;
  • другие программы при аутизме.

Программа АВА в коррекции аутизма

Основными принципами данной программы являются:

  • наибольшую пользу АВА приносит детям, которые не достигли 5 лет;
  • особенно эффективна программа при обучении аутистов речевым навыкам;
  • лучшими результатами обладают занятия, проводимые один на один;
  • упражнения необходимо проводить регулярно и часто – от 20 до 40 часов в неделю, вне зависимости от того, посещает ли ребенок садик или школу;
  • систематически необходимо проходить контроль у специалиста, чтобы контролировать эффективность занятий и корректировать их в случае необходимости;
  • все проводимые занятия должны нравиться ребенку – это является самым главным условием данной программы.

Как проводятся сеансы АВА-терапии?

Этапы АВА программыПервый этапВторым этапомТретий этапЧетвертым этапомОсобенности АВА-терапии

Другие программы коррекции аутизма

Другими программами по аутизму являются:

  • МБА терапия – мотивация аутиста через поощрение;
  • Early Bird – помощь пациенту через его родителей;
  • RDI – развитие партнерских отношений;
  • Son-Rise – интеграция взрослых в мир аутичного ребенка.

Гиперслух как особенность организма. Заблуждение докторов и родителей

Огромной ошибкой будет считать, что гиперслух — это фантастическая способность слышать звуки, которые не слышат другие люди (к сожалению, именно так иногда объясняют родителям врачи особенность их ребенка). Это неправда

На самом деле человек с гиперслухом обостренно, более болезненно слышит звуки, на которые остальные люди не обращают внимание. Но он не слышит ни звуков потустороннего мира, ни чужих мыслей, как иногда представляется слишком впечатлительным взрослым

Эти звуки самые обычные и повседневные, их слышат абсолютно все и не придают им значения.

Основная проблема человека с гиперслухом — это не сильные и громкие звуки (хотя и они тоже), а именно зацикленность на некоторых звуках, часто очень тихих, и невозможность от них отвязаться, как бы отключить от них слух, что зачастую легко получается с громкими звуками. Это болезненное ощущение очень ранит человека. И именно тихие, навязчивые звуки, повторяющиеся в одно и то же время (как, например, звук электрической зубной щетки или электробритвы) или длительные (как, например, тихо включенный телевизор на кухне), доставляют больше всего неудобств ребенку с гиперслухом.

Есть доктора, которые рекомендуют круглосуточно надевать ребенку наушники, глушащие все звуки вокруг. Но на самом деле это дорога в никуда, в еще большее усиление болезненного отношения со звуками. Чем больше все звуки заглушать, тем более обостренным будет становится слух, тем более болезненной будет реакция на малейший шорох.

Ребенок с обостренным гиперслухом ни в коем случае не должен быть огражден от внешнего мира, нет нужды говорить с ним только шепотом или полностью исключить все возможные звуки. Это все равно, что запретить любителю живописи наслаждаться картинами великих художников, а гурману — пробовать вкусную еду. Звук для человека с гиперслухом — это настоящий источник наслаждения. И ребенку с гиперслухом очень полезно слушать ласковый голос мамы, красивую классическую музыку, шум города за окном, трель сверчка или пение соловья.

Задача родных просто оградить ребенка от слишком громких звуков, а также цикличных, повторяющихся. Не стоит окружать его одними тихими звуками, шептаться по углам и не пускать общаться с другими детьми, потому что они галдят. В доме должна быть создана особенная экология звуков, но никак не звуковой вакуум. Неплохо было бы, чтобы ребенок сам рассказал, какие конкретно звуки ему не нравятся (и не удивляйтесь его ответам, а постарайтесь изолировать его от этих звуков). В то же время можно разнообразить звуковую картину для такого ребенка, ведь в детстве можно научить очень тонко чувствовать звуки мира и по-настоящему наслаждаться ими.

Гиперслух — это особенное отношение человека со звуками, которые его окружают. У ребенка и у взрослого человека, обладающего обостренным слухом, ухо является очень чувствительной, можно сказать, эрогенной зоной. Это поистине дар божий, а не проклятие. И на самом деле у ребенка с гиперслухом большое будущее, если знать, как с ним взаимодействовать. А вот настоящей болезнью (и самым крайним ее проявлением — аутизмом) он становится тогда, когда через ухо в глубоком детстве, а может быть, еще во внутриутробный период ребенок получает сильнейшую травму.

Гиперслух, или слишком чувствительный слух, — это особенность людей со звуковым вектором, и любящим родителям просто необходимо не только знать, что это такое, но и понимать эту особенность, чувствовать ее как свою собственную. Только в таком случае получится не навредить, а помочь ребенку развиться в счастливого человека. Поистине потрясающе рассказывает о звуковом векторе талантливый человек, автор тренинга «Системно-векторная психология», Юрий Бурлан. Именно благодаря ему я разобралась в своем гиперслухе и избавилась от болезненных ощущений.

Сегодня Юрий Бурлан проводит лекции онлайн, они доступны в любом уголке земли. И я, как человек с гиперслухом, от души приглашаю на его лекции всех, чьим детям поставили такой диагноз. Записаться на вступительные бесплатные лекции можно здесь.

Корректор: Евгения Лицкая

Рекомендации по аутизму

В воспитании аутичного ребенка помогут:

  • школы по аутизму;
  • центры по аутизму;
  • книги по аутизму.

Центры по аутизму

Примерами занятий, которые проводятся в центрах по аутизму, являются:

  • нейрокоррекционные (двигательные и дыхательные упражнения) – направлены на улучшение мелкой и крупной моторики, повышение работоспособности и снижение утомляемости;
  • арт-терапия (музыка, рисование, лепка, театральные постановки) – помогает детям выражать свои чувства и развивать навыки коммуникации;
  • холдинг-терапия (терапия объятий) – целью занятий является заключение ребенка матерью в объятья и установление длительного физического и зрительного контакта.

Книги по аутизму

Полезными книгами по аутизму являются:

  • Развитие основных навыков у детей с аутизмом (Тара Делани). Книга содержит более 100 игр, направленных на повышение детской коммуникабельности и повышение уровня знаний об окружающем мире.
  • Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. (Фред Волкмар и Лиза Вайзнер). В книге представлены данные о последних исследованиях и разработках в области аутизма. Вся информация излагается понятным и доступным языком.
  • Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма (Тэмпл Грандин). Автор книги страдает аутизмом, но заболевание не помешало ей получить образование, стать профессором и достигнуть многих жизненных высот. По этой книге также был снят одноименный художественный фильм.
  • Дети, у которых голодает мозг (Жаклин Мак-Кендлесс). В книге поставлен акцент на описание заболевания с физиологической точки зрения. В написании преобладает много медицинских терминов, поэтому усвоить информацию достаточно непросто. Ценность произведения заключается в том, что внучка автора страдала этим расстройством, поэтому в книге приведено много практических советов по воспитанию и терапии.

Общие рекомендации по аутизму

Рекомендациями при воспитании аутиста являются:

  • к одежде ребенка следует прикрепить бирку с адресом и родительским номером телефона;
  • по возможности, данные с собственным именем и фамилией, а также адресом и номером телефона родителей должны быть заучены ребенком наизусть;
  • рекомендуется систематически (раз в 2 – 3 месяца) делать свежие фото ребенка и иметь их при себе на случай, если он потеряется;
  • перед посещением нового места ребенка необходимо ознакомить с маршрутом;
  • перед походом в театр, кино, цирк билеты рекомендуется приобретать заранее, чтобы избежать очереди, в которой ребенку будет некомфортно;
  • покидая дом с малышом на длительное время, родителям необходимо взять с собой игрушку или другую любимую вещь ребенка, чтобы помочь ему справиться с тревогой;
  • если взрослые приняли решение отдать малыша в спортивную секцию или творческий кружок, следует провести несколько индивидуальных занятий;
  • для слишком активных детей стоит выбирать наименее травматичные виды спорта;
  • перед тем как начать заниматься собственными делами, родители должны организовать досуг ребенку, чтобы он не чувствовал себя одиноким.

https://youtube.com/watch?v=RoG5BRkK9Bg

Терапии аутизма

диетойГруппами, на которые делятся методы коррекции аутизма, являются:

  • поведенческая терапия;
  • биомедицина;
  • фармакологическая терапия;
  • спорные методики.

Поведенческая терапия аутизма

Методами коррекции поведения являются:

  • речевая терапия;
  • трудотерапия;
  • терапия социальных навыков;
  • развивающая терапия;
  • альтернативная коммуникация.

Речевая терапияТрудотерапияТерапия социальных навыковРазвивающая терапияАльтернативная коммуникация

Биомедицина при аутизме

Видами биомедицинского подхода являются:

  • Хелирование (вывод из организма тяжелых металлов) – согласно одному из предположений, аутизм является проявлением отравления ртутью, которую дети получают во время вакцинации.
  • Диета с отказом от казеина и/или глютена – аллергическая реакция на отдельные продукты питания наблюдается у многих аутистов. По одной из версий, данное заболевание является следствием присутствия в организме продуктов распада клейковины и казеина.
  • Рацион с акцентом на витамин С – аскорбиновая кислота, согласно проведенному в 1993 исследованию, позволяет уменьшить проявления поведенческих отклонений при аутизме.

паразитовинфекцийдисбактериоза

Фармакологическая терапия (лечение препаратами) аутизма

К группам наиболее часто используемых препаратов относятся:

  • Ноотропы – вещества, стимулирующие питание головного мозга и улучшающие обмен веществ в нем. Примеры: пантогам, энцефабол, кортексин.
  • Нейролептики – препараты, устраняющие гиперактивное поведение и возбуждение. Примеры: рисперидон, сонапакс.
  • Тимолептики – препараты, стабилизирующие эмоциональный фон. Примеры: депакин, препараты лития.

Препараты, используемые в устранении симптомов аутизма

Название препарата

Основные эффекты

Как принимать?

Пантогам
Улучшает обменные процессы в нервной ткани, повышая усвоение глюкозы и кислорода. Стимулирует развитие когнитивных процессов, памяти, внимания.
Доза препарата подбирается индивидуально в зависимости от массы тела ребенка.
Кортексин
Стимулирует речевое развитие, приводит к улучшению интеллектуальной деятельности.
Детям до 6 – 7 лет внутримышечно по 5 миллиграмм ежедневно в течение 10 дней. Уколы ставят в первой половине дня

Детям после 7 лет по 10 миллиграмм глубоко в мышцу.
Энцефабол
Концентрирует внимание, улучшает память и мышление. Однако может провоцировать возбудимость.
Назначается в виде суспензии либо в таблетированной форме.
Фенибут
Кроме улучшения обменных процессов также обладает противотревожным и успокаивающим эффектом.
По 250 миллиграмм два раза в день детям старше 10 лет

Детям младшего дошкольного возраста по половине таблетке (по 125 миллиграмм) два раза в день.
Рисперидон
Устраняет психомоторное возбуждение, неусидчивость, гипервозбудимость.
Начальная доза составляет 0,15 – 0,25 миллиграмма в день. Далее доза увеличивается до 1 – 2 миллиграмм в сутки.
Депакин
Участвует в уравновешивании эмоционального фона, устраняет вспышки агрессии.
Рассчитывается по схеме 20 – 30 миллиграмм на килограмм массы тела. Так, для ребенка весом в 20 килограмм доза будет составлять 400 миллиграмм в день. Полученную дозу разделяют в 2 – 3 приема.

транквилизаторыАтараксгалоперидол

Спорные методики в терапии аутизма

К спорным методам терапии аутизма относятся:

  • терапия отвращения;
  • хиропрактика (лечением путем воздействия на позвоночник);
  • черепная остеопатия (массирование черепа).

Терапия отвращенияХиропрактика (лечение путем воздействия на позвоночник)вывих

Черепная остеопатия (массирование черепа)

Другие способы работы с детьми с аутизмом

К дополнительным терапевтическим практикам относятся:

  • сенсорная интеграция;
  • гипноз;
  • пет-терапия (лечение с участием животных).

Сенсорная интеграцияПримерами заданий по сенсорной интеграции являются:

  • прохождение туннеля – развивает ориентацию в пространстве;
  • танцы под музыкальное сопровождение – тренируют систему слуха;
  • вращательные движения на стуле – тренирует координацию и зрение;
  • висы на перекладине – учат чувствовать баланс тела.

ГипнозПет-терапия (лечение с участием животных)

https://youtube.com/watch?v=InsesQjaCOU

Ранние признаки аутизма

аутизма

Симптомы аутизма у детей до 1 года

Симптомами аутизма у детей до года являются (частота встречаемости):

  • нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов;
  • феномен тождества – 79 процентов;
  • нарушение комплекса оживления – 50 процентов;
  • патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент;
  • патологическая реакция на нового человека – 21 процент;
  • патологическое отношение к словесному обращению – 21 процент;
  • патологическое отношение к физическому контакту – 19 процентов.

Нарушение или полное отсутствие зрительного контактаФеномен тождествавводить прикормНарушение комплекса оживленияПатологическое отношение к близким родственникамПатологическая реакция на нового человекаПатологическое отношение к словесному обращениюглухотуоториноларингологуПатологическое отношение к физическому контактуСимптомы аутизма у детей до 3 летСимптомами аутизма у детей до 3 лет являются (частота встречаемости):

  • нарушение общения с детьми – 70 процентов;
  • привязанность к неодушевленным предметам – 21 процент;
  • страхи – 80 процентов;
  • нарушение чувства самосохранения – 21 процент;
  • патология речи – 69 процентов;
  • стереотипии – 69 процентов;
  • особенности интеллекта – 72 процента;
  • особенности игры – 30 процентов.

Нарушение общения с детьмиПривязанность к неодушевленным предметамСтрахиСтрахами детей-аутистов являются:

  • шумы – шум электробритвы, пылесоса, фена, напора воды, звука лифта;
  • яркие, резкие или блестящие цвета в одежде;
  • атмосферные осадки – капли воды, снежинки.

Нарушение чувства самосохраненияпорезовушибовожоговПатология речиСтереотипииСтереотипиями при аутизме являются:

  • стереотипные движения – ритмичные покачивания или раскачивания телом, сгибания пальцев, прыжки, повороты головы;
  • стереотипные зрительные восприятия – пересыпания мозаики, включение и выключение света;
  • стереотипные звуковые восприятия – шуршание пакетами, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок дверей или окна;
  • тактильные стереотипии – пересыпание круп, гороха и других сыпучих изделий, переливание воды;
  • обонятельные стереотипии – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.

Особенности интеллектаОсобенности игры

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: