Классификация речевых нарушений

Нарушение речи у детей и взрослых - причины, лечение

Парциальное ПНР

ПНР расшифровывается, как первичное недоразвитие речи. Классификация парциального ПНР:

  1. Функциональная дислалия. Это дефекты отдельных звуков, которые легко устраняются (за пару недель/месяцев).
  2. Артикуляционная диспраксия (дисфонетическая, дисфонологическая и динамическая формы). Представляет собой полиморфные нарушения произношения, которые связаны с нарушением церебрального обеспечения, т.е. с неполноценностью на нейробиологическом уровне. Диспраксия может сопровождаться нарушениями лексики и грамматики. Требует более длительной коррекции.
  3. Дизартрия развития. Причины дизартрии – патологии в период беременности и родовая травма.
  4. Ринолалия. Это серьезные речевые нарушения, произошедшие из-за неправильного строения зубочелюстного аппарата.
  5. Дисграмматизм. Проявляется в избирательном нарушении правил грамматики, согласования слов по роду, числу, падежам и т.д. Отражает исключительно грамматическую сторону.

Данная классификация примечательна тем, что имеет клиническую ориентированность. То есть ею могут пользоваться как логопеды, так и врачи.

Помимо парциальных ПНР, выделяют вторичное недоразвитие речи. Они связаны с патологиями физического и психического развития (к примеру, с нарушениями слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью и т.д.).

Ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений

Организация: МКДОУ Д/С № 193

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Статья посвящена вопросу ранней профилактики, выявления и устранения речевых нарушений. Рассматривается использование современных методов обучения и воспитания лиц с ОВЗ. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективное развитие здоровых дошкольников.

Логопедия, педагогика, речевая деятельность, дошкольный возраст, специальное обучение и воспитание.

По мнению философа Аристотеля: «Ясность – это главное достоинство речи».

Все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности. Результатом является острая необходимость подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные проблемы

Важно обучить и воспитать таких детей, которые будут владеть грамотной, чётко поставленной, а главное правильно сформулированной речью. Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом

В это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно – познавательная деятельность, речь

Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом. В это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно – познавательная деятельность, речь.

По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Основные причины нарушений речи:

  1. Внутриутробная патология.
  2. Пренатальная патология.
  3. Заболевания в первые годы жизни ребёнка.
  4. Травмы черепа.
  5. Наследственные факторы.
  6. Неблагоприятные социально – бытовые условия.

Совместные усилия детских врачей и педагогов должны быть направлены на выявление отклонений от нормы в состоянии здоровья детей, сказывающихся на развитии речи или способствующих речевой патологии. Практика указывает на желательность осмотра ребёнка логопедом уже в конце первого года жизни.

Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что лингвистическое воспитание ребёнка должно начинаться рано. А если ребёнок попадает в группу риска, и на первом году жизни у него возникают отклонения в нервно – психическом развитии, необходимо незамедлительно прийти ему на помощь и начать коррекционно – педагогические мероприятия.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений:

  1. Медицинское сопровождение детей «группы риска».
  2. Развитие моторной сферы.
  3. Развитие высших психических функций.
  4. Развитие импрессивной речи.
  5. Развитие экспрессивной речи.
  6. Ознакомление с окружающим миром.
  7. Работа с родителями.

Большое значение для выбора адекватных путей и методов коррекционного воздействия имеют достижения современной психологии обучения, направленной на создание условий, способствующих управлению учебным процессом, т.к. обучение представляя собой процесс формирования личности ребёнка, развитие мотивации его поведения, не может быть сведено к формальной передаче знаний, к отработке речевых действий и операций.

Следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип учёта соотношения первичного нарушенияи вторичных отклонений в развитии ребёнка;
  • принцип генетический и др.

Таким образом, ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений имеют важную роль в правильном и здоровом развитии ребёнка, которое будет способствовать успешному преодолению нарушений речи и исключит различные проблемы и трудности в обучении.

Список литературы

  1. Боровцова Л. А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Гаудеамус. – 2015. — №1. – С. 111-120.
  2. Карпушкина Е. А. Психолого – педагогическое обеспеченье логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями // Известия высших учебных заведений. – 2008. — №2. – С. 151-155.
  3. Нищева Н. В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста: Материалы международной научно – практической конференции (г. Москва, 21-23 ноября 2013 г.) / Под ред. А. М. Бывшевой, В. С. Шишкиной. – М.: Изд-во Мозаика-синтез, 2014. – С. 1 — 4.
Опубликовано: 02.06.2020

Тотальное ПНР

При тотальном нарушении речи (ТНР) недостатки имеются во всех сферах языка: в фонологии, звукопроизношении, грамматике и лексике. У ребенка в целом нарушено овладение всеми языковыми средствами.

Расстройства, представленные в классификации, относятся к категории тяжелых:

1. Алалический вариант (моторная и сенсорная алалия).

При моторной алалии ребенок до 4-7 лет не пользуется речью, кроме набора лепетных слов (например, гав-гав, ко-ко, би-би). Ребенок не может полноценно общаться, что влечет за собой серьезные нарушения коммуникативных возможностей. Встречается сравнительно редко — 0,5%.

Сенсорная алалия – еще более тяжелое состояние, при котором ребенок не понимает обращенную речь и не связывает слова со смыслом. Заболевание мало изучено и трудно диагностируется. Вовремя не начатая коррекция (с 2-3 лет) может вызвать серьезную дезадаптацию и привести к инвалидности.

2. Параалалический вариант ТНР.

По симптомам и признакам похож на моторную алалию, но протекает намного легче и быстрее преодолевается (за 2-3 года).

3. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»).

Если к концу дошкольного возраста не удастся справиться с дизонтогенезом, ребенка направляют учиться в речевую школу. Чтобы добиться заметных результатов, коррекционная работа должна продолжаться не менее 5-6 лет. Обычная школа может только усугубить состояние ребенка: возникнут серьезные трудности в учебе, недостаток устной речи вызывает недостатки письменной речи.

Коморбидность

Тотальное ПНР характеризуется высоким показателем коморбидности

60-70% детей с нарушением звукопроизношения имеют проблемы с вниманием, памятью и эмоциональной сферой. Нарушения устной речи имеют 50% детей с дислексией и 60-80% детей с ЗПР или умственной отсталостью

Нарушение речи довольно часто сопровождается множеством нарушений:

1. Когнитивный дефицит:

  • оперативной памяти;
  • вербально-логических функций (способность категориально мыслить с использованием обобщающих понятий);
  • сукцессивных операций;
  • пальцевого и артикуляционного праксиса;
  • внимания (слухового, редко – зрительного);
  • незрелость игровой компетенции.

2. Личностная сфера:

  • поверхность социальных связей;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы.

3. Коммуникативная компетенция:

  • слабое владение диалогом (особенно монологом);
  • трудности в установлении партнерских отношений.

Дефицит языковых средств ограничивает возможность освоения вербально-логических навыков в мышлении. Это может сказаться на личностной сфере, потому что возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Если ребенок получил своевременную и комплексную помощь, то исход будет более благополучным. Под комплексной помощью подразумевается, как участие логопеда, так и участие врачей.

Дизонтогенез опасен негативными последствиями. У ребенка возникают сложности в обучении по основным предметам, происходит неполноценность социо-культурального дискурса и нарушение поведения. Отдельно стоит поговорить про дислексию и дисграфию, так как это самые серьезные нарушения, которые идут следом за нарушением речи.

Дошкольный (3-7 лет)

Это период активного развития фонематического восприятия звуков родного языка. Это важнейший навык, необходимый для слухового контроля за собственным произнесением. Хотя еще отмечается неправильное произнесение шипящих, свистящих, мягких, к 4-5 годам ребенок дифференцирует все звуки. Словарный запас продолжает увеличиваться, к 6 годам он составляет 3-4 тысячи слов. Значения слов уточняются, их использование становится все более правильным. Ребенок пытается уловить логику возникновения слова, возникает активное словотворчество (вместо «перчатка» – «пальчатка»). Грамматика речи усложняется, к 4 годам устанавливается структура простых предложений. В 5 лет появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок может построить короткий рассказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успешном овладении монологической речью. Формируется контекстная речь – обобщенная, лишенная наглядной опоры.

Нарушения речи у детей

Все формы речевой патологии изначально были описаны врачами, потому что первичные описания предполагают клиническое вмешательство. Однако это единичные исследования (С.С. Мнухин, Е.И. Кириченко, А.Н. Корнев). Дети с различными жалобами на нарушение речи нередко сначала попадают к врачу, который их потом направляет к логопеду. Соответственно, все исследования о нарушении речи находятся в сфере логопедии.

В отличии от взрослых, дети самостоятельно и спонтанно осваивают язык, находясь в полноценной языковой среде. Это тяжелая и серьезная работа, требующая использования широкого круга когнитивных способностей:

языковых и интеллектуальных возможностей;

навыков планирования;

способности концентрировать и переключать внимание;

состояния артикуляционного праксиса и т.д.

Все это необходимо, чтобы освоить язык. Если когнитивные способности ограничены и не зрелы, то ребенку будет непросто самостоятельно научиться говорить без помощи специалиста.

Эпидемиология

Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться – коррекционная работа и медико-психологическая помощь будут более эффективны. На сегодняшний день в логопедии выявляемость речевого нарушения происходит в возрасте 5-6 лет и позже.

Детей с нарушением речи в России весьма много:

Россия Англоязычные страны
5-6 лет 25-30% 4-5%
7-8 лет 17-20% 3%
Старше 8 лет 1% 1%
Мальчики/девочки 3:1 2:1

В таблице указано процентное соотношение именно тех детей, которые имеют недостатки речи, при которых требуется вмешательство специалиста. Примерно к 6 годам дети в полной мере осваивают навыки пользования речью в плане произношения и грамматики. До этого им позволительно совершать определенные ошибки, согласно их возрасту

Однако важно понимать, что в каждом возрасте имеются свои допустимые и недопустимые речевые ошибки

Если провести сравнение с англоязычными странами, то разница весьма заметна. Такой большой разрыв связан с критериями диагностики, а не со способностями детей. Тем не менее количество детей с речевыми нарушениями довольно большое. Чаще всего от патологии страдают мальчики.

Причины дизонтогенеза

Природа развития патологий речи традиционна. К причинам относится:

  • Конституциональные (наследственные) формы. Встречается чаще всего, большинство нарушений речи имеют наследственный фактор.
  • Соматогенные формы. Ребенок в 1-2 года перенес какие-либо тяжелые для своего возраста заболевания. Если болезнь пришлась на сенситивный для речи период, то это может повлиять на полноценность развития речи.
  • Церебрально-органические формы. Развиваются вследствие патологий в период беременности либо тяжелых родов.
  • Депривационные формы. Эмоциональная и коммуникативная депривация, которая в большинстве случаев встречается среди воспитанников домов ребенка и детских домов.
  • Формы смешанного генеза. Сочетают в себе две и более вышеперечисленных формы.

Реабилитация детей с дислексией

Важно своевременно, в 1-2 классах, начать оказывать помощь, чтобы компенсировать дислексию и предотвратить социальную дезадаптацию. Помощь должна быть комплексной:

  • психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения;
  • медикаментозное лечение: ноотропы (Ноотропил, Фенотропил, Пантогам, Кортексин, Семакс и т.д.);
  • психотерапевтическая помощь в семье.

Чтобы овладеть навыками чтения, ребенку необходимо заниматься со специалистами и дополнительно делать задания дома. Все это можно совместить на онлайн-платформе SLOGY.RU, где учеба проходит в дистанционном формате.

Виды нарушения речи

Дефекты делятся на психолого-педагогические и клинико-педагогические, в зависимости от первоисточника нарушения. Часто оба вида могут встречаться у одного ребенка с большим либо меньшим уклоном.

Обратите внимание! Психологические нарушения исправляются работой логопеда и психолога, работа со стороны родителей очень важна. Специфика нарушений психолого-педагогических, проявляются в виде:

Специфика нарушений психолого-педагогических, проявляются в виде:

  • Заикания;
  • Общего недоразвития (поздно начал говорить, маленький словарный запас, неверное произношение слов);
  • Недоразвитие в фонетико-фонетическом направлении (нарушено произношение слов).

Обратите внимание! Клинические нарушения появляются из-за нарушений ЦНС ее развитием и функциональными изменением, а также нарушение в строении речевого аппарата. Основные их виды:

Основные их виды:

  • Распространенное нарушение речи у детей дошкольного возраста — дислалия, это фонетические дефекты, при которых речь поставлена правильно и нет нарушения слуха.
  • Поражения речи в связи с нарушением развития речевых зон головного мозга называют алалия.
  • Для детей с нарушениями речи по причине ринолалии характерно гнусавость голоса.
  • Характеристикой общей задержки речевого развития являются проблемы со стороны смысла и звукопроизношения.

Психолого-педагогическая классификация и коррекция нарушений речи

Психолого-педагогическая, или педагогическая классификация (по Р. Е. Левиной) подразде­ляет нарушения на 2 группы: нарушения средств общения и на­рушения при применении этих средств. Но тут коррекция нарушений речи будет проходить иначе.

Нарушения средств общения включает 2 подгруппы:

фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка. Хотя речевые расстройства могут быть различными, дефект формируется вследствие нарушения восприятия и про­изношения фонем.

общее недоразвитие речи (ОНР) включает различные полимор­фные дефекты речи. Происходят наруше­ния в формировании всех компонентов речевой систе­мы, относящихся к звукосмысловой стороне. Характерны более позднее развитие речи, бедный словарный запас, раз­личные дефекты произношения, аграмматизмы. При об­разовании фонем имеются нарушения. Степень недоразвития может быть различной: речь может отсутствовать совсем или быть лепетной. Речь может быть развернутой, но иметь различные элементы фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Нарушением применения средств общения является заикание, кото­рое иногда может сочетаться с ОНР.

Но в педагогической классификации нарушения письма и чте­ния не рассматриваются как самостоятельные наруше­ния. Обычно они входят в первую группу классификации в ка­честве необратимых последствий нарушений.

Причины речевых нарушений

Нарушения речи встречаются и у взрослых, и у детей. В детский период превалируют врожденные нарушения. Во взрослые годы дисфункция может возникнуть в качестве приобретенного расстройства. Причины и патологии, влекущие за собой речевые отклонения, многочисленны.

У детей

Нарушения речи у детей развиваются по причинам нескольких групп. Они могут быть социально-психологическими, неврологическими или связанными с дисфункциями, нарушениями развития речевого аппарата.

Неврологическое расстройство речи складывается в результате влияния инфекций, травм, иных структурных изменений со стороны головного мозга. В числе причин:

  • Влияние внутриутробных инфекций (герпеса и пр.) Расстройства говорения, речевая дисфункция — меньшая из проблем в подобных случаях, поскольку инфекции нередко вызывают повреждения мозга и тяжелые органические патологии.
  • Гипоксия плода, хроническая или острая. Недостаток кислорода, поступающего плоду, сказывается на развитии головного мозга и может спровоцировать неврологический дефицит разной степени выраженности.
  • Родовые травмы. Патологии речи в этом случае становятся результатом сложностей во время принятия родов, тяжелого родоразрешения.
  • Травмы головы. Они опасны даже для взрослых пациентов. В детские же годы, когда мозг еще продолжает формироваться, повреждения нервных тканей могут стать причиной целой группы дисфункций: интеллектуально-мнестических, речевых.
  • Церебральные инфекции: менингит, энцефалит. Могут стать причиной тяжелых нарушений речи.

Характерная черта отклонений со стороны речи — стойкий характер. Сформировавшись, сами они никуда не уходят. Устранить симптоматику, восстановить способности к говорению можно под контролем логопеда. А учитывая адаптивные возможности мозга, нейропластичность у детей, процесс занимает сравнительно мало времени. 

У взрослых

Причины нарушения речи у детей и взрослых существенно отличаются. У людей старшего возраста факторы, вызывающие такую патологию, преимущественно приобретенные. В числе возможных виновников нарушения:

  • Аневризма сосуда головного мозга, представляющая собой мешотчатое или веретенообразное расширение артерии. Чаще протекает бессимптомно, однако при ряде обстоятельств может вызвать нарушение церебрального кровотока и, как следствие, нарастающие явления интеллектуального дефицита и речевые дисфункции.
  • Инсульт, как ишемический, так и геморрагический. Становится виновником тяжелых вторичных нарушений речевых функций, вплоть до частичной или полной афазии: человек утрачивает способность говорить, воспринимать речь.
  • Опухоли головного мозга. К такому симптому могут приводить новообразования разной природы, не обязательно злокачественного характера (хотя их доля среди новообразований церебральных структур ЦНС значительна). Поражение мозговых структур, вызванное компрессией тканей или прорастанием опухоли, с трудом поддается коррекции. Необходимо лечение первичного заболевания.
  • Травмы головы. Повреждения мозговых структур вследствие дислокации или сдавления гематомой.
  • Нейрохирургические вмешательства. Операции на ЦНС, головном мозге также могут вызвать временные или постоянные изменения речевых функций.
  • Сосудистая деменция и иные формы деменций, приобретенного слабоумия, включая болезнь Альцгеймера.
  • Алкоголизм, наркомания. Вызывают токсическое повреждение тканей головного мозга, что проявляется разными симптомами, в том числе и со стороны речи.

У взрослых особенностью речевых нарушений является их стойкий характер. Шанс самостоятельной коррекции есть, но он сравнительно невысок из-за сложности патологических процессов и необходимости лечения первичной проблемы. Однако положительная сторона состоит в том, что действительно неустранимых случаев крайне мало. Заручившись поддержкой грамотного логопеда и невролога, с нарушением можно справиться.

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет

Подготовительный (с рождения до 1 года)

Первые голосовые реакции (крик, плач) способствуют развитию движений речевого аппарата. В этот период развитие речи идет одновременно с эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональные отношения с матерью устанавливаются к двум месяцам и появляется лепет – сочетания артикулируемых звуков. Подражание артикуляции окружающих, повторение звуков и их закрепление наблюдается уже в 5 месяцев. В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, осваивает тон, ритм, темп, интонацию. Во второй половине первого года у ребенка можно наблюдать способность понимания речи – происходит восприятие определенных звукосочетаний. Ребенок начинает связывать звукосочетания с предметами и действиями («тик-так», «бах!»). Он реагирует не только на слова, но и на интонацию. С 10-11 месяцев реакция на отдельные слова, ситуации, интонации становится постоянной. Правильное прохождение подготовительного речевого этапа – залог успешности речевого развития.

Лечение нарушений речи

У взрослых людей подходы к коррекции речевых проблем отличаются от таковых для детей и зависят от причины, степени выраженности расстройства и прочих факторов.

Основная задача — коррекция первопричины. Если это опухоль — она подлежит удалению с декомпрессией здоровых тканей. Если инсульт — основные меры направлены на реабилитацию, восстановительные мероприятия. Нередко установить причину с ходу невозможно, или же ее коррекция радикальными методами не имеет перспектив. Тогда остается логопедическая помощь, применением препаратов.

Медикаментозная терапия при возникновении речевых дисфункций играет большую роль, поскольку позволяет стимулировать работу головного мозга и явления нейропластичности. Применяются средства нескольких групп:

  • Ноотропы.
  • Витамины.
  • Средства для нормализации мозгового кровообращения.
  • Производные ГАМК.
  • Нейропептиды.
  • Антиоксиданты.

При комплексных отклонениях, психических расстройствах могут применяться седативные.

По необходимости назначают физиотерапию. Универсальным методом остается работа под контролем логопеда или логопеда-дефектолога. Когда отклонения развиваются на фоне перенесенного инсульта, большую роль в процессе восстановления играет врач-реабилитолог. Компенсация расстройств происходит в системе.

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет

Хорошим способом развития речи могут стать интеллектуальные, умственные упражнения с учетом возраста. Чтение, письмо, расширение словарного запаса. Заучивание и рассказывание текстов: частично или полностью, выразительное декламирование.

Расстройства речи нарушают нормальную коммуникацию, что негативно сказывается на жизни человека как в раннем возрасте, так и во взрослый период. Но действительно нерешаемых случаев практически не бывает. При грамотном подходе к коррекции проблему можно решить, восстановив речевые функции.

Статьи и новости

Методы диагностики детей с нарушениями речи

Речевые нарушения у детей диагностируются под контролем логопеда-дефектолога и, если это необходимо, невролога. В качестве первичной меры врач опрашивает ребенка, проводит серию тестов. Собирает подробный анамнез, говорит с родителями, уточняя характер проблемы.

По потребности назначают группу исследований:

  • УЗДГ сосудов головного мозга, шеи. Исследование нужно для того, чтобы проверить церебральный кровоток.
  • ЭЭГ, электроэнцефалография для определения электрической активности головного мозга
  • МРТ или, при наличии противопоказаний, компьютерную томографию головного мозга для оценки структурных изменений.

Дальнейшие действия зависят от клинических находок. Если неврологических патологий нет, ребенка могут направить к сурдологу, психиатру, в зависимости от характера болезни.

У взрослых людей набор обследований может дополняться, в зависимости от того, какую патологию врач-невролог считает причиной возникших проблем с речью.

Методы лечения

Методы лечений детей с нарушениями речи включают в себя несколько вариантов.

Занятия с логопедом — профессионалом в области постановки речи. Логопед занимается первичным развитием речевых функций, коррекцией дефектов говорения. Применяет разные методики воздействия:

  • Упражнения по постановку звуков.
  • Артикуляционную гимнастику.
  • Игровые методики.

Занятия с логопедом-дефектологом. Такие занятия требуются при резком снижении речевых или в целом когнитивных функций, задержках развития речи и не только. Они проходят в упрощенном, более детализированном порядке, и усложняются постепенно.

Упражнения включают в себя изучение предметов, определение их по размеру, цвету, форме, запоминание. Дополнительно занятия включают упражнения на мелкую моторику.

Медико-педагогическая реабилитация. Требуется, если наблюдается сочетание задержки развития и речевых отклонений.

Микротоковая стимуляция. Воздействие на особые зоны головного мозга. Стимуляции подвергаются зоны Брока и Вернике, отвечающие за восприятие речи и говорение. Проводится под контролем электроэнцефалографии.

Логопедический массаж. Требуется при нарушении развития речевого аппарата. Проводится под контролем логопеда. Представляет собой воздействие на мускулатуру речевого аппарата, отвечающую за говорение, формирование интонаций: губы, мягкое небо, язык, мышцы лица.

Дети с тяжелыми нарушениями речи и пациенты с относительно легкими отклонениями будут получать разное лечение. Отличается и объем помощи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: