Особенности нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Развитие личности в дошкольном возрасте

Личностное развитие детей наиболее активно происходит в период дошкольного возраста. На определенном возрастном этапе происходит становление конкретных личностных черт. Личностное развитие в дошкольном возрасте наглядно можно представить так:

  • 3-4 года (младший дошкольный возраст) — развитие эмоциональной саморегуляции;
  • 4-5 лет (средний дошкольный возраст) — развитие нравственной саморегуляции;
  • 5-7 лет (старший дошкольный возраст) — развитие деловых навыков.

Неотъемлемой частью формирования личности ребенка является постепенное постижение окружающего мира и осознание своей роли в нем. Таким образом происходит зарождение основ социально-нравственного воспитания дошкольников. На данном этапе большое значение имеет отношение взрослых (прежде всего родителей и воспитателей) к жизни и происходящим событиям. Например, если мать настроена пессимистически, часто проявляет свое недовольство окружающей действительностью, то велика вероятность, что и у ребенка разовьется недоверие и враждебность к миру.

У детей старшего школьного возраста в процессе личностного развития обнаруживаются особенности волевой и эмоциональной сферы. Например, ребенку становятся доступными чувство красоты и гармонии, открываются возможности анализа всего происходящего вокруг, на основе чего формируется свой внутренний мир.

Художественное слово при воспитании нравственности

Одним из самых действенных средств является художественное слово. Читая или слушая, ребенок знакомиться с жизнью, трудом, природой. Через художественную литературу он познает примеры общения между людьми, их радости, неудачи. Художественные произведения воздействуют на сознание, поступки. У него появляется желание становится лучше, быть похожим на героев произведений, сделать что-то очень хорошее.

Литература позволяет восполнить недостаток общения, расширить кругозор, разнообразить нравственный опыт. Появляется эмоциональное отношение к происходящим событиям, явлениям, людям. Произведения литературы содержат оценку событий или персонажей. Они задевают душу ребенка, рождают сопереживание и сочувствие.

6 способов нравственного воспитания

Так как же организовать нравственное воспитание в семье? Есть несколько способов, которые помогут вам в этом.

1. Личный пример 

Дети часто ориентируются не на нравоучения, а на поступки родителей. Если у взрослых слова расходятся с делом, например, родители запрещают драться, но сами бьют детей, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение

Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей

2. Положительное подкрепление 

Замечайте то поведение, которое вы хотите видеть чаще, хвалите и благодарите ребёнка за него. Если ваш сын первый раз сам помог младшему брату, не стоит раздражённо бросать что-то типа: «Ну наконец-то, давно пора». Выделите положительные стороны: «Я заметил, что ты помог брату переодеться после прогулки, я очень рад, что ты сам вспомнил об этом, взрослеешь».  Одобрение взрослых поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.

Однако если ребёнок делает что-то, что вам не нравится, не оскорбляйте его и не навешивайте ярлыки «оболтус, безалаберный, вырастешь преступником», не отказывайте ребёнку в любви (такого плохого мальчика я не буду любить). Лучше концентрируйтесь на эмоциях: «Мне кажется, Лена расстроилась, что ты толкнул её. Никому не нравится, когда его толкают, и мне не нравится, думаю, что тебе тоже было бы неприятно». И не ждите мгновенных извинений и раскаяния. Для того чтобы желаемое поведение закрепилось и перешло в личные убеждения, необходимо время.

3. Взаимодействие с эмоциями 

В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о себе. «Почему ты расстроился? Что ты чувствуешь? Я очень испугалась, когда ты задержался после школы, а твой телефон не отвечал»

Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.

4. Книги и фильмы 

То, что ребёнок смотрит и читает, существенно влияет на его развитие. Хорошие мультфильмы могут уменьшать асоциальное поведение и улучшать результаты обучения в школе

Поэтому важно внимательно относиться к тому, чем увлечены ваши дети. Полезной традицией может стать совместный просмотр фильмов и чтение (причём читать можно даже с подростками)

Это не только сблизит вас, но и даст возможность обсудить прочитанное, сделать акцент на тех качествах, которые вы хотите видеть в своих детях. Например: «Помнишь, в мультфильме Флип взял в магазине леденец без спроса и не заплатил? Как думаешь, почему он его взял? … И мне кажется, что он ему очень понравился. Как теперь Флипу исправить ситуацию? … Да, согласен, а в будущем он мог бы попросить маму или папу купить леденец».

5. Примеры других людей 

Школьники могут копировать не только поступки родителей, но и поведение посторонних. Например, если дети наблюдают агрессивное поведение, то и сами ведут себя агрессивно. Эту закономерность хорошо демонстрирует эксперимент с куклой Бобо. Поэтому чаще знакомьте детей с биографиями людей, чьи качества вам кажутся достойными, делайте акцент на этих качествах, обсуждайте их с ребёнком

Важно именно разговаривать со школьником, а не поучать или читать нотации

6. Программа нравственного воспитания детей  

Конечно, чем раньше вы начнёте закладывать основы нравственности, тем проще будет даваться процесс нравственного воспитания детей в дальнейшем. Но при этом никогда не поздно помочь ребёнку изменить своё поведение на более конструктивное.

Курс изменения поведения 7Sps – это программа нравственного воспитания подростков. Занятия проходят дистанционно, дети занимаются самостоятельно, а психологи оказывают поддержку и отвечают на вопросы по телефону, электронной почте или в онлайн-чате — способ общения школьник сможет выбрать сам.

Воспитаем нравственные качества

Записаться на консультацию

Также программа изменения поведения станет отличным подспорьем, если у вас есть возможность уделить время развитию нравственности у своих детей, но вы не знаете, с чего начать и как научить главному. Через 2-6 недель вы заметите, как меняются убеждения вашего школьника, и, как следствие, его поступки.

Занятия полностью анонимны, поэтому ни у вас, ни у вашего ребёнка не будет необходимости объяснять учителям и одноклассникам, почему вы решили обратиться за помощью.

И помните, хотя духовно-нравственное воспитание личности возможно в любом возрасте, не стоит пускать этот процесс на самотёк и ждать, когда подросший ребёнок разберётся сам. Помогите ребенку сформировать нравственные ценности уже сейчас.

  1. Л. Обухова, «Возрастная психология».

Задачи и цели нравственного воспитания дошкольников

Развитие моральных качеств у ребенка и освоение им моделей правильного поведения — главные задачи нравственного воспитания дошкольников.

Уже в раннем дошкольном возрасте происходит стремительное формирование широкого диапазона чувств и эмоций. Они могут иметь разную направленность и проявляться:

  • по отношению к самому себе — совесть, чувство уверенности, гордость или стыд, чувство неуверенности, печаль;
  • по отношению к другим людям — симпатия, сочувствие, любовь, привязанность или антипатия, гнев, раздражительность;
  • по отношению к коллективу — чувство товарищества, сплоченности или отстраненность, одиночество.

У старших дошкольников начинают проявляться более сложные чувства, к примеру, в отношении государства (патриотизм). Зарождающиеся и приобретающие все большую глубину чувства детей искренны и чисты, но при этом неустойчивы и подвержены отрицательному воздействию. На данном этапе нравственного развития взрослым нужно не только подавать достойный пример и стараться не показывать негативных проявлений чувств, но и максимально контролировать источники информации, воздействующие на восприимчивую психику ребенка. К примеру, нельзя допускать, чтобы дошкольник имел возможность смотреть телепередачи и кинофильмы без одобрения взрослого.

Чувства пробуждают тягу к определенным действиям, благодаря чему ребенок усваивает нравственные модели поведения, которые в дальнейшем формируются в привычки. Уже в раннем возрасте у дошкольника вырабатываются определенные простейшие навыки дисциплинированного поведения, опрятности, самостоятельности. Малыш получает опыт взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, а вместе с тем и умение вести себя в обществе.

Направления работы классного руководителя

Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

Методы нравственного воспитания дошкольников

В основу эффективности нравственного воспитания дошкольников закладывается принцип единой направленности воспитания в ДОУ и в семье. Это требуется для построения единого воспитательного маршрута и выбора адекватных форм воспитательного воздействия.

К основным методам нравственного воспитания относятся:

  1. Творческие методы развития нравственности. Они связаны с использование в воспитательном процессе художественных средств: искусство, литература, музыка. Они пробуждают чувства и эмоции ребенка.
  2. Знакомство с природой. Природа является основой мироздания. Она отражает всю красоту, гармонию и разнообразие мира. В ходе этого знакомства, дошкольники познают основы взаимодействия живых существ на Земле, вырабатывают гуманное отношение к природе и ее объектам.
  3. Деятельностный подход в воспитании. Он основан на привлечении ребенка к разным видам и направлениям деятельности, которые помогают в постижении основ нравственности.
  4. Создание предметно-развивающего пространства. Среда, в которой реализуется воспитательный процесс, должна способствовать раскрытию потенциальных возможностей ребенка, реализовывать его творческую деятельность.

Духовно-нравственное воспитание посредством сказки

Сказка – самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве.

Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая или читая истории о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке. Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень красочно рисовал борьбу сил зла и добра в сказках. Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло.

Благодаря сказке дети способны познавать мир не только умом, но и всем сердцем выражать свое отношение происходящему. Они узнают, что такое хорошо и плохо, что можно, а что нельзя. Герои становятся образцами поведения, отождествления.

Самый распространенные методы работы со сказкой – чтение, рассказ наизусть, обсуждение героев и иллюстраций. Для закрепления воспитательного воздействия сказок рекомендуется обыгрывать их при проведении дидактических игр, викторин.

Дошкольный возраст – время формирования души. Духовно-нравственное воспитание в этот период – прежде всего воспитание чувств к близким людям: родителям, воспитателям, ровесниками, Родине. Оно затрагивает полный спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру, определяя главное направление для дальнейшего развития человека.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни

Это приводит к всеобщей распущенности;
развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был

Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания

?
Формирование личности – процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

Внеурочная деятельность

Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

  • общешкольные или семейные праздники;
  • коллективные творческие дела;
  • интерактивные квесты;
  • интеллектуальные викторины;
  • конкурсы;
  • диспуты;
  • ток-шоу.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:

  • кружков;
  • клубов по интересам;
  • секций.

Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

О методике работы

Существует несколько методов, позволяющих воспитать духовно-нравственные качества. В каждом методе свои приемы, поэтому разбирать их следует основательно и подробно – это поможет маме и папе самостоятельно начать работу по заложению в сознание нравственных качеств.

Наглядно-действенный метод

Наиболее распространенные приемы и более эффективная работа достигаются путем наглядного объяснения и восприятия. Поэтому представленный метод используется в следующих ситуациях:

  • показ сказок – осуществляется педагогами, родителями и детьми, заключается в изучении моральных принципов на примере;
  • рассматривание картин, икон и прочих иллюстраций – таким образом приобщают к культуре, восприятию окружения;
  • проведение дидактических игр – детям дошкольного возраста предпочтительнее принимать участие в музыкальных играх;
  • наблюдения – наблюдать можно как за ходом игры других, так и за развитием живого существа;
  • экскурсии – приобщают к восприятию и осознанию старины, реликвий, учат бережно относиться к достопримечательностям;
  • выплеск эмоций в творческом процессе – предлагают самостоятельно придумать сказку, нарисовать рисунок после посещения какого-либо праздника и прочие приемы, помогающие запечатлеть новую информацию (это наилучшее усвоение нового).

Наглядно-действенный метод подразумевает обязательное проведение изучение объекта глазами и последующая работа руками или сознанием. К примеру, можно рассказать о картине, показать ее, а затем попросить самостоятельно нарисовать что-то похожее, но не срисовать. Таким образом дети лучше запоминают особенности определенного направления, стиля, работы, а также формируют и показывают свое личное проявление, индивидуальность.

Словесно-образный метод

Духовно-нравственное развитие невозможно без формирования собственного мнения о той или иной ситуации. Они должны проявлять свою индивидуальность, что зачастую происходит посредством разговоров и словесной работы. Поэтому словесно-образный метод является наиболее эффективным в становлении, благодаря чему выделяют следующие ситуации, когда применяются соответствующие приемы:

  • чтение сказок с педагогом и последующее их обыгрывание;
  • чтение сказок и стихотворений с последующей драматизацией для формирования восприятия мыслей и чувств героев;
  • формирование полноценных ответов на заданные учителем вопросы;
  • обращение к играм – сюжетно-ролевым, дидактическим, разновидностям с элементами драматизации;
  • отгадывание загадок, которые задает педагог;
  • просмотр наглядного материала – кукол для самостоятельной постановки сказок, костюмов, просто картин с интерпретацией определенной сказки;
  • формирование собственного полноценного ответа после прочитанного, сыгранного или рассмотренного – ребята должны делиться впечатлениями, поскольку таким образом формируется проявление индивидуальности, особенностей восприятия.

В дошкольном учреждении хорошо и довольно часто практикуется прием разбора житейских ситуаций. К примеру, два мальчика подрались в результате того, что хотели поиграть одновременно с одной игрушкой

Педагог дошкольного учреждения (воспитатель) должен обратить внимание всех на произошедший конфликт, разобрать его, объяснить, как необходимо было разрешить ситуацию. Здесь же можно спросить у ребят их личное мнение – это поможет узнать характер каждого малыша и продолжить с ним работу, корректируя мысли и сознание в сторону воспитания нравственных качеств

Практический метод

Практический метод по самому названию уже позволяет определить приемы, используемые в данном случае. Метод позволяет закрепить изученное на практике, поэтому используется постоянно по мере изучения определенных навыков и правил. К наиболее распространенным приемам относят следующие моменты:

  • организация педагогами продуктивной деятельности – здесь можно уделить время изобразительному искусству и любому ручному труду, желательно все делать после ярких впечатлений (утренника, экскурсии и прочих событий);
  • игры – подойдут все подвижные и малоподвижные игры, также можно использовать строительные материалы для самостоятельного изготовления того, что хочет ребенок.

Представленные приемы надежно закрепляют мнение общественности о тех или иных вопросах, а также формируют нравственные качества.

Методы воспитания

Средства эффективны только при применении адекватных методик, приемов. Методов очень много. Среди них выделяются общие воспитательные и специфические, предназначенные для формирования только нравственных качеств.

Комплекс методов включает:

  1. методы формирования нравственных установок и оценок (беседы, чтение книг, рассматривание картин);
  2. методы организации опыта на практике (метод приучения, примера, организации деятельности).

Могут применяться:

  • наглядные методы (экскурсии, чтение рассказов, показ и постановка эпизодов сказок, проведение игр);
  • словесные методы (рассказ стихотворений, сказок, беседы на темы “Что такое хорошо…”, “Правила поведения”, “Моя семья” и другие, ответы на вопросы, словесные игры, загадки);
  • практические методы (организация деятельности, проведение игр, оформление композиций, приготовление блюд).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: