Рекомендации по соблюдению звуковой экологии
Прежде всего, следует помнить, что первичную психотравму ребенок получил именно в звуковом векторе. Поэтому все возможные негативные звуковые воздействия в жизни ребенка должны быть сведены к минимуму. Музыку следует включать только очень тихо, желательно классическую. Лучше оградить ребенка от шума такой бытовой техники, как фен, пылесос или блендер.
Любой разговор на повышенных тонах или несущий оскорбительные смыслы губителен для психики ребенка, даже если не относится к нему напрямую (например, родители выясняют отношения между собой). Только после того, как в доме установлена некая «звуковая экология», можно говорить о специальных воспитательных мерах, которые помогут в воспитании анального звуковика.
Когда у аутичного ребенка присутствует анальный вектор, основополагающим условием его воспитания становится стабильность и предсказуемость окружающей обстановки и распорядка. Без этого ребенок теряет ощущение защищенности и безопасности, из-за чего и проявляет всевозможные протестные реакции вплоть до агрессивных тенденций. Фактически он сам таким образом стремится сохранить для себя стабильную и предсказуемую обстановку.
Но ведь жизнь всегда вносит в наши планы свои коррективы. Невозможно сохранить одни и те же ритуальные условия на долгие годы, да это и не отвечает понятию социальной адаптации ребенка. Как же облегчить этот процесс для анального звуковика? Как помочь ему легче принимать новые условия и обстоятельства?
Особенности поведения, протест против всего нового
Чтобы лучше понимать корни проблемного поведения ребенка, давайте посмотрим, как могут проявлять себя искажения в развитии анального вектора при аутизме.
Маленький аутист с анальным вектором в грудном возрасте часто имеет проблемы с кормлением. Мамы отмечают, что поза ребенка напряженная или, наоборот, слишком вялая и расслабленная, ему трудно взять грудь. Возникают частые срыгивания, у ребенка формируются запоры.
Позже, когда ребенок научится ходить, родители отмечают крайнюю неповоротливость в движениях, плохую координацию, позднее освоение любых моторных навыков. В поведении наблюдается заторможенность, летаргичность, ребенок часами может заниматься одним и тем же ритуальным, повторяющимся действием.
Попытки прервать его занятие и переключить на что-то другое вызывают резкий протест. Если, помимо анального вектора, в векторальном наборе такого ребенка присутствует еще и кожный, то наблюдаем перепады активности: от заторможенности и вялости — к гиперактивности и расторможенности.
Огромные трудности возникают при первых же попытках введения прикорма. Ребенок отвергает новые виды пищи, возникает приверженность к очень узкому кругу еды, которую приемлет дитя. Даже в самой обстановке кормления ребенок создает определенный ритуал — например, соглашается есть только из определенной тарелки или только в определенной комнате и ни в каком другом месте.
Ритуалы — это вообще симптом, характерный именно для анально-звукового аутиста. Даже здоровый человек с анальным вектором консервативен, привязан к привычной обстановке, чтит традиции. При аутизме такие особенности принимают вид болезненной зацикленности, тяжелых симптомов, которые усугубляют социальную дезадаптацию ребенка.
Ребенок жестко следует привычному режиму и распорядку дня — это то, что в условиях стресса хоть как-то стабилизирует и успокаивает его. Любые изменения воспринимает с категоричным протестом, так как они тут же выводят его из состояния хрупкого равновесия. Такие дети выбирают ритуальный маршрут прогулок и принуждают родителей следовать ему день ото дня.
Проявляется крайний негативизм ко всему новому: приход в дом незнакомого человека воспринимается в штыки, даже новую одежду ребенок принимает не сразу. Неизбежное посещение новых мест (например, необходимость посетить больницу или подобрать обувь для ребенка в магазине) сопровождается криком, протестом, агрессией или самоагрессией у ребенка.
У анально-звукового аутиста агрессия вообще возникает легко — в ответ на любое переживание, связанное с несоответствием ситуации его природным потребностям. Такие дети нередко демонстрируют жестокость к животным и людям, даже к членам семьи, ломают игрушки. Позже, когда ребенок начинает устанавливать минимальный контакт с окружающими, он может использовать агрессию как средство установления контакта: например, кусает ребенка, с которым хочет вступить в игру.
Одна из причин жестокости — обида на маму, другая — отсутствие эмоциональной связи с другими людьми, непонимание их действий. Почему возникают такие реакции и как помочь ребенку их преодолеть — подробнее эта тема разбирается уже на одной из бесплатных онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология».
Пища и бытовые условия
Порой приверженность анально-звукового аутиста только к определенному виду пищи просто сводит родителей с ума. Нередко можно услышать истории о том, что в свои 5 лет такой ребенок ест только однородные каши для грудничков. Нетрудно представить, какой ущерб получает организм такого ребенка, ведь из подобного рациона невозможно почерпнуть нужный для этого возраста набор витаминов и микроэлементов
Поэтому, пока ребенок не адаптируется к нормальному для своего возраста пищевому рациону, очень важно дополнительно применять рекомендованные специалистами витаминно-минеральные комплексы
Вводить новую пищу в рацион такого ребенка следует постепенно, начиная с микродозы. Задача состоит в том, чтобы вкус стал привычным и обыденным для него. Текстуру пищи тоже следует менять постепенно: если пока ребенок употребляет только однородную массу, то с помощью блендера можно постепенно изменять степень помола, чтобы частицы пищи становились чуть более крупными с каждым разом.
Безусловно, категорически недопустимо торопить анального звуковика, особенно во время еды. Пусть кормление длится столько, сколько удобно ребенку. Прием пищи должен происходить в спокойной, тихой обстановке. Если ребенок проявляет приверженность к какому-то необычному месту кормления (например, на балконе) и категорически отказывается есть в других условиях, то переводить его в кухню или столовую следует не сразу. Возможно, его любимый сок он не откажется выпить и там.
С помощью любимых видов пищи постепенно побуждайте ребенка принимать пищу в положенном для этого месте. Помогут вам в этом привычные для ребенка предметы, связанные с кормлением, — любимый нагрудник, единственная кружка, из которой ребенок согласен пить и т. д.
Что касается одежды и предметов быта, можно опереться на врожденное стремление анального ребенка к упорядоченности и постепенно обучать его, на какой полке лежат футболки, куда нужно сложить книги, а куда — краски и карандаши. Такие дети с удовольствием поучаствуют с мамой в процессе раскладывания вещей по полкам после стирки и глажки. В результате самому ребенку потом будет намного легче найти определенную вещь на своем привычном месте.
Отдельная история у анально-звуковых аутистов связана с горшком. Нередко у таких детей бывают запоры, как следствие возникает избегание горшка или брезгливость. Главное условие: никогда нельзя торопить анального ребенка, когда он сидит на горшке, а тем более наказывать его за грязные штанишки. В этом вопросе только терпение родителей и спокойное, невозмутимое их отношение к происходящему способны помочь ребенку преодолеть его затруднения.
Что касается одежды, протесты в анальном векторе относятся именно к ее новизне. Кожному ребенку может быть непереносима именно фактура непривычной ткани, ее прикосновение. Но для анально-звукового аутиста имеет значение именно сам факт, что вещь новая, непривычная. Справиться с этим можно постепенно: сначала определить для новой вещи место в шкафу, потом несколько раз примерять ее на любимого мишку и т. д.
Предсказуемость пространства и времени
Новые люди, новые обстоятельства, новые маршруты поездок. Жизнь не стоит на месте, и нельзя закрыться в четырех стенах и надеяться на то, что развитие ребенка станет адекватным. Как помочь анальному звуковику выйти в мир? Как научить его спокойно адаптировать неизбежные изменения, без которых невозможна сама жизнь?
Единственный способ — максимально сделать все новое в жизни ребенка предсказуемым, то есть ожидаемым и запланированным. Помогут в этом специальные методы, например создание наглядного плаката с распорядком дня.
Плакат «Мой День» родители могут изготовить самостоятельно, но порой он встречается и в продаже, в специализированных магазинах, где продаются всевозможные развивающие пособия. Если вы покупаете готовый плакат, над его видоизменением все равно придется немного поработать.
На таком плакате должны быть некоторые стационарные, неизменяемые изображения (приемы пищи, умывание, сон и т. д.). Остальные режимные моменты (например, прогулка утром или свободное время вечером) выполнены в виде прозрачного окошка, куда при необходимости можно вставить фотографию или картинку.
Придется также запастись целым арсеналом рисунков или фото тех мест, обстоятельств или людей, с которыми ребенок гипотетически может столкнуться. Например, для прогулки это может быть фото парка, речки, детской площадки, игрового центра. Для свободного вечернего времени — изображение телевизора (просмотр мультиков), игрушек или фото друзей семьи, которые могут заглянуть к вам в гости в это время.
Еще с вечера нужно готовить ребенка к событиям предстоящего дня. Вместе с ребенком заполните пустые прозрачные окошки соответствующими изображениями. Следующий день должен быть для ребенка наглядной и понятной, предсказуемой цепью событий. Например, после умывания и завтрака мы идем в парк, затем обед и дневной сон, а вечером придет в гости дедушка, перед сном — просмотр мультфильма и вечерний душ.
В течение всего дня обращайте внимание ребенка на плакат. Напоминайте, какое действие будет следующим
На практике уже многими родителями проверено, что такой метод помогает свести к минимуму протесты ребенка даже при посещении таких малоприятных мест, как больница. Главное, чтобы анальный малыш знал об этом заранее.
При создании благоприятной обстановки для развития ребенка с возрастом аутисты начинают лучше понимать речь. Когда наглядность уже станет не так важна, можно просто проговаривать с ребенком события предстоящего дня и затем в течение дня неоднократно напоминать их последовательность.