Причины явные и неявные
Самое главное для любого ребенка — это чувство защищенности и безопасности, которое ощущается им как полный психический, душевный комфорт.
Страх возникает тогда, когда ребенок теряет ощущение защищенности и безопасности.
Если ребенок чего-то боится, значит, на чувственном уровне он ощущает угрозу своей жизни, не чувствует себя в безопасности. Отчего ребенок теряет ощущение защищенности, если нет никаких внешних реальных угроз его жизни?
Любой ребенок — это тело и психика. Мы тщательно охраняем его тело: кормим, одеваем по погоде, не даем выбежать на дорогу или сунуть пальчик в розетку. Сохранять необходимо еще и психику ребенка.
Не кричать, не бить, не унижать, не запугивать — это о сохранении психики, но это не все.
Ребенок еще не может сохранить себя самостоятельно, поэтому мама для него — гарант выживания в этом мире, именно она своей любовью и заботой дает ему чувство защищенности и безопасности. С самого рождения ребенок связан с ней на чувственном, бессознательном уровне. Поэтому он автоматически как бы «считывает» ее внутреннее, душевное состояние. И это первая причина возникновения детских страхов.
Страх из «ничего»
Чем младше ребенок, тем острее он чувствует маму: до 6–7 лет эта связь абсолютна. Если у мамы есть какие-либо внутренние проблемы — ребенок непременно отреагирует. Это могут быть:
-
проблемы в личной жизни: отсутствие спутника жизни, ссоры, конфликты с мужем, развод и т. п.;
-
проблемы в реализации: нелюбимая работа или ее отсутствие, конфликты на работе;
-
финансовые трудности;
-
тревожные состояния.
Когда у женщины есть проблемы в какой-то из этих сфер и она не может с ними справиться, это лишает душевного спокойствия и вызывает стресс. Он не всегда явный, может быть скрытым, неосознаваемым. Чем сложнее проблема, тем сильнее стресс. Другими словами, женщина сама утрачивает чувство защищенности, уверенности в завтрашнем дне.
У ребенка такое внутреннее состояние мамы тоже в свою очередь вызывает стресс, который может выражаться в том числе и страхами. Психика ребенка просто не умеет еще по-другому адаптировать внутренний дискомфорт.
Когда мама теряет ощущение защищенности и безопасности — ребенок на подсознательном уровне чувствует это как угрозу для своей жизни. На этом фоне и возникают необоснованные, беспричинные детские страхи, которые часто идут рука об руку с истериками и капризами.
О том, как благодаря тренингу «Системно-векторная психология» Рамиле удалось справиться, читайте в ее отзыве.
Мама как источник безопасности
Если не помочь ребенку избавиться от страхов, то вскоре их количество вырастет, или уйдет один страх и на его место придет другой. А потом количество перейдет в качество, то есть страхи станут сильнее и превратятся в фобии или панические атаки.
Есть только один способ избавления от любых детских страхов — это замена одного чувства на другое, противоположное. Когда ребенок боится — он боится за свою жизнь, то есть весь фокус его внимания сосредоточен на себе. Необходимо сместить этот фокус на другого, на того, кому плохо, кому ребенок сможет посочувствовать, сопереживать.
Два противоположных чувства не могут существовать одновременно. Чувство сострадания — это полная противоположность страху. Либо одно, либо другое.
Чтение книг на сопереживание — настоящая психотерапия для маленьких трусишек.
Например, «Лев и собачка» Л. Толстого или «Девочка со спичками» Г. Х. Андерсена. Чтобы от чтения был нужный эффект — настройтесь на него и читайте так, чтобы у самих щемило сердце: проникновенно, интонируя, с паузами. Ребенок это почувствует и откликнется эмоционально. Детские слезы будут маркером того, что вы все сделали правильно. Не стоит бояться этих слез — это слезы не жалости, но искреннего сопереживания. Именно они исцеляют детскую душу, измученную страхами.
Совместное переживание сильных положительных эмоций, которые возникают при чтении хороших книг, создает глубокую эмоциональную связь между мамой и ребенком.
Каким будет видеть окружающий мир наш ребенок — добрым и безопасным или враждебным и полным опасностей — полностью зависит от нас, родителей.
* * * * * * *
Ваня — единственный и поздний ребенок, появившийся на свет после долгого лечения бесплодия. Столь долгожданный ребенок стал поводом для постоянного беспокойства. Женщина окружила сына чрезмерной опекой, стараясь уберечь его от любых опасностей — реальных или мнимых. Малейшее недомогание, ушиб, царапина были поводом для паники. Кроме того, она постоянно спрашивала у ребенка о самочувствии. Естественно, что мальчику невольно передались страхи матери и он стал бояться всего на свете. Собак и кошек — а вдруг укусит или поцарапает, других детей — а вдруг обидят, врачей — а вдруг будет больно…
Так тревожное состояние мамы вылилось в чрезмерную заботу и стало причиной появления страхов у ребенка.
Что делать? Лечить мамину душу. У любой из вышеперечисленных проблем есть свои глубоко скрытые причины. О том, как неосознанные детские психологические травмы влияют на нашу взрослую жизнь, рассказывает системный психолог Екатерина Коротких:
Познав себя, свою психику, мы начинаем понимать, что ожидать от завтрашнего дня, можем уверенно смотреть в будущее и дать детям так необходимое им ощущение безмятежного детства.
Из лучших побуждений
Пытаясь справиться с непослушанием, родители или другие родственники могут говорить детям фразы:
— Не будешь слушаться — позову милиционера.
— Не съешь суп — позову врача, пусть тебе укол поставит.
Или пугают: бабайкой, бармалеем; угрожают закрыть в комнате, оставить одного, отдать в детский дом…
Конечно, мы говорим так без умысла причинить вред ребенку — это просто отчаянная попытка хоть как-то на него воздействовать. Но эти фразы далеко не безобидны, особенно для детей с чувствительной психикой — таких даже не надо запугивать постоянно, вполне может хватить одного раза, чтобы ребенок стал с плачем просыпаться по ночам или бояться других людей.
У впечатлительного и эмоционального ребенка причиной для возникновения страхов могут стать всем известные сказки, такие как «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Три поросенка». А Тараканище из одноименной сказки К. И. Чуковского заставляет замирать от страха уже не одно поколение детей. Что объединяет все эти сказки? В них либо кого-то хотят съесть, либо съедают.
Для ребенка животные в сказках — это не животные, а маленькие мальчики и девочки, он ассоциирует себя с ними, а бурная фантазия рисует в голове у малыша страшные сцены расправы — над ним, конечно. А если учесть, что сказки часто читаются детям на ночь, то стоит ли удивляться, когда ребенка вдруг начинают мучить кошмары или преследует страх темноты.