Нормы
Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:
- В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
- В 2,5 — 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
- В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
- В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
- В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
- В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.
Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.
Питание
Прикорм
- Новая пища вводится во второе утреннее кормление. Это делается для наблюдения за реакцией ребенка на новый продукт. Высыпания, нарушения стула и настроение ребенка говорят о необходимости временно прекратить введение нового продукта.
- Объем нового продукта не должен превышать 1/3 чайной ложки.
- Не нужно смешивать разные продукты на этапе знакомства. Если к одному виду продукта малыш уже адаптировался и успешно его ест, то можно предложить ему сутра попробовать новый продукт, а через кормление дать уже знакомый.
- Новый продукт вводится минимум через 7 дней после предыдущего.
- Наращивание объемов идет постепенное. В первый день можно дать 1/3 чайной ложки, во второй – ½ чайной ложки, третий — 1 чайную ложку, четвертый день – 2 чайные ложки. Постепенно объем доводится до возрастной нормы.
- Перед началом прикорма необходима консультация педиатра. Он посоветует вам, с какого именно продукта начать.
Таблица введения прикорма
Вид продукта | Искусственное вскармливание | ГВ |
Сок | 3-4 мес. | 5 мес. |
Фруктовое пюре | 4 мес. | 5,5 мес. |
Овощное пюре | 4,5 мес. | 5,5 мес. |
Каша молочная | 4,5 -5 мес. | 5,5-6 мес. |
Каша безмолочная | 6 мес. | 6 мес. |
Мясное пюре | 6 мес. | 6 мес. |
Творог | 6 мес. | 6 мес. |
Сухари, печенье | 7 мес. | 7 мес. |
Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?
Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика
Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика
Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.
Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики
Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие)
До 1 года: «вкладыши», «крышечки»
Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.
Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.
В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.
От 1 года: природные материалы
Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.
Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.
Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.
Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.
От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа
Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений
Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.
Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.
От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества
Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.
Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.
Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.
Развитие мелкой моторики в 5 лет
В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.
Графические задания
Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.
Контуры
На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.
Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.
Дождик
На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.
Волны
Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде
Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).
Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.
Узорная штриховка
На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.
Дорисуй рисунок
Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:
- дорисуй клетку тигренку;
- дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
- дорисуй бабочку и т.д.
Соедини точки
Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.
Развивай глазомер
В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.
- помоги зайчику попрыгать по кочкам;
- попади мячом в корзину;
- помоги восстановить волейбольную сетку;
- порази цель в тире.
- Рисуй с нажимом
- В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
- заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
- заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
- заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.
Повторение рисунка по клеточкам
Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.
Графические диктанты
На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета. Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.
Теппинг — тест
В квадратах (рис. 7 см. выше) ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек.Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд. Через каждые 3 секунды ребенку дают команду к переходу к следующему квадрату. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд (используется простой мягкий карандаш).Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а затем количества точек в последнем квадрате в сравнении с первичным свидетельствует о его работоспособности, в котором по вертикали отмечается количество точек, а, но горизонтали — временные отрезки» (рис. 7а).
График изменения работоспособности (выносливости)
Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение кривой, это свидетельствует о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или ровная линия свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это проводить для обеих рук.Обязательным условием теста является работа в максимальном темпе без остановки.
Диагностика
Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей — это важный этап коррекционной, развивающей работы.
Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.
Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:
- Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
- Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
- Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
- Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
- Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
- Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.
Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:
- Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
- Нанизывать пуговки на нить.
- Вытягивать указательный, средний пальчики.
- Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
- Разрезать бумагу на ровные полоски.
- Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.
Упражнения для мелкой моторики ног
Упражнений для мелкой моторики ног не так много, но все они высокоэффективны, если выполнять их на регулярной основе. Какие действия можно выполнять:
— поднимать с пола пальцами ног мелкие предметы и передавать их поочерёдно от одной ноге к другой;— ходить по поверхностям с разной фактурой (глина, песок, горох, галька, акупунктурный коврик или самодельный коврик с пуговицами);— перекатывать ступнями небольшие мячики, шестигранные карандаши;— рисовать пальцами ног и всей ступней на ватмане или картоне;— ходить след в след (по нарисованным следам на бумаге или на мокром песке);— пальчиковая гимнастика (сжать и разжать пальцы ног, растопырить их, подняться на носочки и пр.).
Данный список игр и упражнений отнюдь не исчерпывающий. Мамы и папы могут найти множество интересных приёмов, как разнообразить занятия с малышом по развитию мелкой моторики рук и ног. Главное — вооружиться фантазией и не забывать об отдыхе: занятия должны приносить ребёнку радость, а не переутомление.
Симптомы диспраксии
Детей с диспраксией отличают:
- Задержка моторных навыков – малыш гораздо позже ровесников начинает переворачиваться, ползать, сидеть, ходить.
- Расстройство мелкой моторики – трудности с использованием столовых приборов, завязыванием шнурков.
- Плохая координация – ребёнку не удаётся езда на велосипеде, катание на коньках, игры с мячом, скакалкой. Он часто спотыкается, падает, натыкается на дверные косяки.
- Затруднения с конструктивной деятельностью – плохо рисует предметы, собирает пазлы, мозаику, сооружения из кубиков.
- Нарушение устной речи – неточность произношения, «проглатывание», замена, смешение, искажение звуков и слогов.
- Трудности с письмом – значительное снижение скорости, плохой почерк.