Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет для занятий в детском саду и дома

Как эффективно провести пальчиковую гимнастику

Для достижения положительного результата следует регулярно проводить пальчиковые игры. Как правило, эффект можно увидеть после выполнения 3 или 4 упражнений на протяжении 5-10 мин.

Эффективный метод гимнастики

Часто отправляя ребенка в детсад, члены семьи задаются вопросом, нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Малыши в возрасте от 3 до 4 лет любят повторять движения взрослых. Это один из важных механизмов учения.

Пример конспекта проведения занятия

Движения организма и речь имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на словарный запас и правильность говорения. Именно поэтому пальчиковая гимнастика по методу ФГОС должна присутствовать на занятиях с ребенком.

К сведению! У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Как следствие, может развиться дисграфия (нарушение письма).

Улучшение движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Основная цель — начать тренировать пальчики ребенка как можно раньше, например, на второй или третий месяц его жизни.

Преподаватель может включить в конспект занятия со следующими предметами:

  • Сильные ладошки. Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее — резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).
  • Мозаика. Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).
  • Конструктор. Величина деталей и сложность конструкции зависят от возраста малыша. Начинать нужно с самых крупных деталей (например, с построения башенки).
  • Бусины. Их величина также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок. Затем детали нужно брать каждый раз все меньше и меньше.

Особенности развития мелкой моторики левши

Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.

Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).

В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.

Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.

Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.

Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика на тему «Семья»

Любая мама хочет, чтобы ее ребенок рос самым умным и самым здоровым. Чтобы помочь ему в этом, существует простая, но в то же время очень эффективная методика развития малышей: комплекс упражнений для тренировки пальчиков.

Несмотря на кажущуюся простоту, они являются лучшим средством, воздействующим на определенные центры головного мозга и помогающим ребенку быстрее освоить речь, улучшить память, внимательность, а также развить творческие способности малыша. Недаром родители, заинтересованные в интеллектуальном развитии своего ребенка, активно используют в ежедневных занятиях различные пальчиковые игры. Сегодня мы познакомим вас с пальчиковой гимнастикой на семейную тему.

Дружная семейка, За работу, Наши мамы

Дружная семейка Раз уселась на скамейке/ Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак) Самой первой села мама, (разогнуть большой палец) Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный) Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный) Ну а мне где поместиться (разогнуть мизинец)

За работу (поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими) Ну-ка, братцы, за работу. Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять.

Наши мамы Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек») Мамы разные важны! (разводят руки и поднимают ладошками вверх)

Малыш, Семья, Очки

Малыш Этот пальчик — дедушка, (согнуть пальцы в кулак, затем разгибать их начиная с большого) Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — наш малыш.

Семья Кто приехал? (пальцы обеих рук сложены вместе) Мы, мы, мы! (быстро хлопают кончики больших пальцев) Мама, мама, это ты? (хлопают кончики указательных) Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев) Папа, папа, это ты? (хлопают кончики средних) Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев) Братец, братец, это ты? (хлопают кончики безымянных) Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев) Ах, сестричка, это ты? (хлопают кончики мизинцев) Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев) Все мы вместе, да, да, да! (хлопаем в ладоши)

Очки (большой палец вместе вместе с остальными образуют кольцо) Бабушка очки надела (подносим кольцо к глазам) И внучочка разглядела (движение рук, имитирующих объятие)

Цель пальчиковой гимнастики

Совершенствование детской речи зависит от развитости мелкой моторики. Чем лучше дошкольник двигает пальцами, тем проще ему строить четкую и внятную речь. Поэтому пальчиковая гимнастика для малышей 3 лет так важна. Она стимулирует развитие артикуляционных органов, приучает руки держать инструменты для письма и творчества, совершенствует мыслительные и творческие способности.

Задачи пальчиковых игр:

  • общее речевое развитие, стимуляция центра речи в мозге;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие усидчивости, внимательности, заинтересованности в образовательном процессе;
  • улучшение слуховой и зрительной памяти;
  • формирование представления о стихотворениях и сказках как литературных формах;
  • тренировка мелкой моторики, улучшение гибкости кистевых суставов;
  • творческое развитие, улучшение воображения.

Цель пальчиковой гимнастики

Совершенствование детской речи зависит от развитости мелкой моторики. Чем лучше дошкольник двигает пальцами, тем проще ему строить четкую и внятную речь. Поэтому пальчиковая гимнастика для малышей 3 лет так важна. Она стимулирует развитие артикуляционных органов, приучает руки держать инструменты для письма и творчества, совершенствует мыслительные и творческие способности.

Задачи пальчиковых игр:

  • общее речевое развитие, стимуляция центра речи в мозге;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие усидчивости, внимательности, заинтересованности в образовательном процессе;
  • улучшение слуховой и зрительной памяти;
  • формирование представления о стихотворениях и сказках как литературных формах;
  • тренировка мелкой моторики, улучшение гибкости кистевых суставов;
  • творческое развитие, улучшение воображения.

Цель пальчиковой гимнастики

Совершенствование детской речи зависит от развитости мелкой моторики. Чем лучше дошкольник двигает пальцами, тем проще ему строить четкую и внятную речь. Поэтому пальчиковая гимнастика для малышей 3 лет так важна. Она стимулирует развитие артикуляционных органов, приучает руки держать инструменты для письма и творчества, совершенствует мыслительные и творческие способности.

Задачи пальчиковых игр:

  • общее речевое развитие, стимуляция центра речи в мозге;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие усидчивости, внимательности, заинтересованности в образовательном процессе;
  • улучшение слуховой и зрительной памяти;
  • формирование представления о стихотворениях и сказках как литературных формах;
  • тренировка мелкой моторики, улучшение гибкости кистевых суставов;
  • творческое развитие, улучшение воображения.

Цель пальчиковой гимнастики

Совершенствование детской речи зависит от развитости мелкой моторики. Чем лучше дошкольник двигает пальцами, тем проще ему строить четкую и внятную речь. Поэтому пальчиковая гимнастика для малышей 3 лет так важна. Она стимулирует развитие артикуляционных органов, приучает руки держать инструменты для письма и творчества, совершенствует мыслительные и творческие способности.

Задачи пальчиковых игр:

  • общее речевое развитие, стимуляция центра речи в мозге;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие усидчивости, внимательности, заинтересованности в образовательном процессе;
  • улучшение слуховой и зрительной памяти;
  • формирование представления о стихотворениях и сказках как литературных формах;
  • тренировка мелкой моторики, улучшение гибкости кистевых суставов;
  • творческое развитие, улучшение воображения.

Игры для развития речевого подражания.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого логопед многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
  • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
  • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. 
  • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста. 

Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр

Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:

Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.
На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры

На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков)

Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.

Фотогалерея: пособия и атрибуты для пальчиковых игр с детьми раннего возраста

наиболее подходящими для раннего возраста являются куклы-колпачки, которые надеваются как напёрстки Шнуровка — разновидность игры с предметами, в которой детали крепятся к основе при помощи шнурков Куклы-«ходилки» с отверстиями для пальчиков в раннем возрасте используют в индивидуальной работе Такие рельефные дорожки, выложенные пуговицами, развивают и координацию, и тактильную чувствительность В сенсорной коробке детишки под присмотром педагога могут искать и прятать самые разнообразные предметы Набирают всё большую популярность игры с массажными мячиками Су-Джок Навинчивание крышечек также можно облечь в игровой сюжет: цветочкам требуется подобрать серединки Если у воспитателя налажен контакт с родителями, мамы и бабушки, умеющие вязать, охотно помогут в изготовлении пальчиклвых кукол Куклы би-ба-бо привлекают малышей и позволяют приобщиться к удивительному миру театра Исследуя лоскутки ткани и меха, ребёнок получает массу тактильных впечатлений Грецкие орехи и каштаны — очень удобный и оригинальный материал для пальчиковых игр

Двое толстых поросят

Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.
Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.
Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. Сгибать и разгибать большие пальцы.
Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда — сюда:
«Где же вкусная еда?»
Стучать большими пальцами по ладошкам.
Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,
Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.
Вдруг открылась эта дверь:
«Можно выбежать теперь!»
Сложить ладошки как корытце, шевелить большими пальцами.
Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!»

Советы родителям

Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:

Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени

Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.

Источники

  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-palchikovoj-gimnastikoj-v-detskom-sadu-dlya-detej-3-4-let
  • https://sibmama.ru/palchikovie_igri.htm
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kartoteka-mladshaya-gruppa-na-temu-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-2-3-let.html
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/palchikovaya-gimnastika-v-mladshey-gruppe.html

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей

Советы родителям

Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:

Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени

Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.

Источники

  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-palchikovoj-gimnastikoj-v-detskom-sadu-dlya-detej-3-4-let
  • https://sibmama.ru/palchikovie_igri.htm
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kartoteka-mladshaya-gruppa-na-temu-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-2-3-let.html
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/palchikovaya-gimnastika-v-mladshey-gruppe.html

Что это такое

Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные пальчиковые игры, а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.

Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.

Пальчиковая гимнастика и её значение

Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи учащихся. Мануальные действия (то есть действия руками) влияют на определённые участки коры головного мозга, где располагаются центры, отвечающие за продуцирование (в лобной доле — зона Брока) и понимание (в теменной — зона Вернике) речи.

Речевые центры головного мозга

Многочисленные исследования в области нейролингвистики и нейрофизиологии говорят о непосредственной зависимости уровня развития речи от того, насколько задействованы в учебно-воспитательном процессе движения пальцев рук и мелкая моторика. Логопеды применяют упражнения пальчиковой гимнастики для коррекции детской речи. Восточные медики утверждают, что через воздействие на определённые участки кистей рук можно влиять на работу внутренних органов человека, связанных с ними. Например, массаж большого пальца стимулирует работу головного мозга, а безымянного — работу печени и почек.

Цели и задачи пальчиковой гимнастики

Итак, пальчиковая гимнастика является многоцелевым комплексом упражнений, с помощью которого можно одновременно развивать моторику рук, речь, а также воображение и память. Цели занятий пальчиковой гимнастикой в детском саду таковы:

  • развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
  • улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи;
  • развитие высших психологических функций:
    • мышления;
    • речи;
    • восприятия;
    • памяти;
    • воображения;
  • формирование усидчивости, внимательности обучающихся.

Во время проведения занятий по пальчиковой гимнастике с детьми в возрасте трёх-четырёх лет педагогу необходимо решать следующие задачи:

  • развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук;
  • сочетать мануальные и речевые действия;
  • развивать высшие психологические функции детей через повторение и заучивание стишков, использующихся в подобного рода играх, а также с помощью визуализации текста игры;
  • формировать интерес детей к играм такого рода;
  • применять в работе фольклорный материал, что будет способствовать воспитанию и развитию личности в рамках заданных культурных традиций.

Цели и задачи упражнений пальчиковой гимнастики могут корректироваться в зависимости от физического и психического развития детей.

Как происходит развитие крупной моторики?

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.

Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.

Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.

Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!

Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.

Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.

После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.

Примеры пальчиковой гимнастики для детей 2-3 лет

Как понятно из названия, при пальчиковой гимнастике задействованы ладошки и пальчики ребенка. Детям 2-3 лет полезно давать на запоминание простую комбинацию действий, чтобы при этом было весело и интересно. Игры будут усложняться по мере взросления ребенка, опытным путем.
Так что же представляет собой пальчиковая игра?
Многим с детства знакома игра – «сорока-воровка», которая «кашу варила». В сети можно найти различные вариации на тему этой игры. Основное остается неизменным – пальчиковые движения. Можно заучить и другие интересные сказки или прибаутки. Например, это может быть пальчиковая гимнастика для детей 3 лет.

Пальчики-братики

Загнуть по очереди пальчики, начиная с мизинца (но очередность можно менять, смотря что нравится малышу). При этом выполняется легкий массаж пальчиков.

  • этот пальчик хотел спать,
  • этот пальчик – шмыг в кровать;
  • этот пальчик лишь вздремнул,
  • этот пальчик враз уснул;
  • этот пальчик крепко спит;
  • Никто больше не шумит!

Клён

  • ветер тихо клен качает (растопыриваем пальчики),
  • вправо, влево наклоняет (ладошки вправо-влево);
  • раз – наклон и два – наклон (ладошкам в нужную сторону),
  • зашумел листвою клён (пошевелить пальчиками).

Паучок

(скрещиваем руки на груди, а пальчиками «пробегаем» по предплечьям)

  • паучок ходил по ветке,
  • а за ним ходили детки;
  • дождик с неба вдруг полил (кисти опускаем, «стряхиваем» дождик),
  • паучков на землю смыл;
  • солнце стало пригревать (поднимаем ладошки вверх),
  • паучок ползет опять (делаем, как вначале);
  • а за ним ползут все детки,
  • чтобы погулять на ветке («бегут» по плечам на голову).

Еще несколько наглядных примеров с пальчиковыми играми можно увидеть в видео ниже:

https://youtube.com/watch?v=mhkC4I94Ek8

С давних времен педагогов интересовал процесс развития малышей посредством игр и тактильного восприятия. Различные пальчиковые движения, их разминание и поглаживание помогали ребенку расслабиться. В то же время, малыш мог почувствовать, что он не один, всегда рядом мама, которая научит, направит, поможет. Пальчиковая гимнастика для детей или просто игры наподобие «Ладушек», «Сороки-белобоки» гармонично вписываются в повседневную жизнь малыша.

Яркие и запоминающиеся инсценировки стихов развивают память и речь, развивают фантазию, помогают развивать мышление. Любой двигательный тренинг с позитивным эмоциональным фоном повышает работоспособность коры головного мозга. Мелкая моторика постепенно подталкивает к восприятию более ответственных действий. Эмоциональная атмосфера при этом тоже очень важна. Мама и малыш могут проводить за игрой много времени, обмениваясь улыбками, тактильными знаками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: