Рекомендации по развитию абстрактного мышления (для родителей и воспиталей)

Публикация «Рекомендации по развитию абстрактного мышления (для родителей и воспиталей)» размещена в разделах

  • Воспитание ребенка. Консультации для родителей
  • Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Темочки

3. Играйте с маршрутами и картами. С очень маленькими по возрасту детьми обсуждайте достопримечательности, которые вы наблюдаете во время прогулки. Малыш может создавать модели этих достопримечательностей с помощью игрушек. Ребенок постарше может, например, попробовать построить модель своей комнаты или начать рисовать простые карты. Также он может играть дома в такие игры, как поиск спрятанных предметов, с помощью простой карты, которую нарисовали вы. Подчеркните, что модели и карты – это уменьшенные версии настоящего пространства.

4. Предоставляйте большое количество возможностей для практического опыта. Счетный материал (детали конструктора, наборы формочек, соединяющиеся и простые кубики) и другие предметы (пуговицы, камешки или бисер) помогают ребенку выстраивать представления о математических идеях. Маленькие дети часто знают числа, но не могут применить это знание; а такие предметы будут помогать им в этом.

5. Стройте с помощью различных форм. Дайте ребенку набор блоков (кубиков) различных форм для проектирования и строительства. Находите и показывайте определенные формы в повседневных предметах и пытайтесь воссоздавать их с помощью блоков.

Поощряйте решение задач. Счетный материал, такой как кубики, можно использовать для счета, арифметики, моделирования и создания геометрических форм. Поощряйте детей использовать эти материалы при решении различных задач и для последующего обдумывания и оценивания своих решений. Это является важным шагом к абстрагированию идей, которые счетный материал помогает развивать.

6. Классифицируйте предметы по признакам. Сортируйте и классифицируйте различные предметы. Подчеркните, что для сортировки мы создаем и используем разные категории, признаки. Когда вы убираете комнату ребенка, складывайте вместе детали (кубики) одинаковой формы или классифицируйте детали на те, которые можно катить, и те, которые нельзя.

7. Разговаривайте с ребенком. Обсуждение помогает ребенку переключить речь и мысли на себя и узнавать абстрактные понятия. Обсуждайте события, которые происходили где-то далеко и давным-давно. Это поможет ребенку научиться представлять идеи, мысли и оперировать символами абстрактно, но по существу. Попросите ребенка обдумать свой предстоящий день и спланировать то, что он будет делать завтра. Если он пытается решить задачу, попросите его рассмотреть различные способы решения и подходы к ней. Попросите ребенка представить свои мысли и идеи разными способами, например, путем разговора, пения, актерской игры или рисования – всех детских «языков».

8. Задавайте вопросы: почему? Почему не? Что если? Эти вопросы побуждают ребенка думать и описывать особенности математических объектов, такие, как, например, формы. Они также заставляют смотреть на вещи с различных точек зрения.

Помогайте ребенку учиться задавать правильные вопросы. Маленькие дети редко просят о дополнительной информации, когда чего-то не понимают, но если их активно поощрять, они будут учиться этому.

9. Используйте информацию из книг о математике. Читайте и обсуждайте книги, которые учат математическим понятиям, таким, как счет, соотношение размеров, форм и так далее.

Ощущение безопасности в семье

Самое главное, о чем должны помнить родители — они должны по возможности дать ребенку ощущение безопасности. Уверенность, что родители умные и сильные, и смогут защитить его от любой беды, — базовая потребность малыша. Люди, которые чувствовали такую безопасность в детстве, вырастают сильными, уверенными в себе личностями.

Поэтому первое, о чем должны помнить родители, когда обсуждают с ребенком возможный развод папы и мамы или тяжелую болезнь кого-то из членов семьи — ни в коем случае нельзя делать ребенка своим поверенным. Нельзя изливать на него все те сложные и неприятные чувства, которые не удалось разрядить каким-то более приемлемым способом.

Людмила обратилась за помощью в связи с тем, что у её дочери Наташи возникли признаки обсессивно-компульсивного расстройства. В результате работы с психологом выяснились следующие обстоятельства. Три года назад Людмила пережила измену мужа и развод. Оставшись одна с дочерью-подростком, она начала делиться с ней обидами на отца, в подробностях описывая борьбу, которая разгорелась у неё с соперницей перед разводом. Наташа очень поддерживала мать, но конфликт лояльностей к родителям вылился в сильное напряжение, которое привело к болезни.

С другой стороны, замалчивание семейных проблем тоже может привести к появлению у ребенка ощущения небезопасности.

Михаилу и Светлане долго не удавалось завести детей. Наступившая долгожданная беременность протекала отлично, но девочка родилась с тяжелым генетическим заболеванием и через одиннадцать месяцев умерла. Когда через несколько лет у Светланы и Михаила родился сын Иван, они боялись, что он повторит судьбу своей сестры. Но мальчик рос абсолютно здоровым, не считая повышенной тревожности и регулярных истерик. Когда проблемы привели к трудностям в общении со сверстниками, родители привели Ваню к психологу.

Выяснилось, что мальчик испытывал гигантское напряжение. Ваня чувствовал постоянный напряженный контроль со стороны матери, которая боялась, что он тоже заболеет. При этом ощущал мамину грусть, но, поскольку ему не рассказывали про сестру, считал, что расстроил маму сам. Ребенок стал думать, что ведет себя очень плохо, что он «неправильный и во всём виноват». Когда родители рассказали ему про сестру, объяснили, что очень по ней скучают и жалеют, что он не был с ней знаком, напряжение разрядилось и ситуация стала спокойнее.

Таким образом, во многом состояние ребенка во время семейного кризиса зависит от того, удастся ли родителям соблюсти баланс в общении с ним.

Как правильно подобрать задания на развитие логики у школьников?

Внимание ребенка обычно быстро рассеивается, дети поспешно переключаются с одной игрушки на другую. Чтобы этого не происходило, нужно совершенствовать средства развития, создавать нестандартные игровые ситуации

Так вы поддержите интерес и усилите вовлечённость ребенка в игру, в процессе которой сможете транслировать ему какую-то информацию.

Во время игр и общения обратите внимание на структуру речи малыша. В младшем школьном возрасте он уже должен строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения

Они являются словесным выражением степени развитости его мышления.

Если ребёнок говорит преимущественно простыми и односложными конструкциями, увеличьте нагрузку на его речь: спрашивайте, подталкиваете к рассуждениям. В этих занятиях будьте не только слушателем, но и участником, направляйте мысль малыша к развитию наводящими вопросами. Так ему придется усложнять структуру своих умозаключений.

Как развить логическое мышление? Упражнения на развитие логического мышления у школьников должны задействовать следующие навыки:

1. Сосредоточенность: удерживать фокус внимания ребёнка можно с помощью глубокого погружения в игровой процесс. Для этого он должен быть интересен, продуман. Необходимо задействовать качественный дидактический материал;

2. Проектирование: этот процесс активизирует комплекс мыслительных процессов. Ребёнок визуализирует результат, выстраивает план достижения этого результата, последовательно осуществляет его;

3. Критическое мышление: этот тип мышления заставляет ребенка самостоятельно анализировать события и явления. Собственное исследование оставляет после себя больше выводов и умозаключений, чем сухие факты.

Несмотря на то, что школьная система начинает постепенно вытеснять игровые формы развития, они всё ещё являются самыми эффективными. Задача родителей – правильно организовать домашний досуг, чтобы ребёнок удовлетворял свои потребности в отдыхе, а вы — в его развитии. Отсюда вытекают две важных рекомендации: игры должны быть увлекательными и включать образовательную составляющую.

Отвечают этим параметрам наборы для ролевых игр. Ребёнку интересно примерять новые роли, тем более, когда это дополняется инвентарём «как у взрослых» (стетоскоп, колбы и т.д.). Способ глубокого погружения в игру хорошо маскирует обучающие моменты процесса. Таким образом, ребёнок играет в свое удовольствие, усваивает новые факты и развивает мыслительные навыки. Кроме заданий набора вы можете самостоятельно придумывать новые упражнения на его базе.

Что такое Абстрактное мышление?

Что это такое и почему сайт психотерапевтической помощи сайт затрагивает тему абстрактного мышления? Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир.

Есть точное и обобщенное мышление. Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами.

Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник». В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит. Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного.

При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету».

Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик). В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого.

Упражнения для детей

Техники, предназначенные для детей, отличаются от тех, которыми пользуются взрослые люди. Но при этом они являются не менее эффективными. Происходит это потому, что любопытный мозг у ребенка полностью открыт для изучения всего нового.

Облака

Все они отличаются по размерам, цветам, формам. Чтобы развить абстрактное мышление, нужно почаще предлагать ребенку представить, с чем можно сравнить конкретное облако. В процессе обдумывания этой задачи мозг активно работает, налаживаются новые нейронные связи, происходит развитие интеллекта.

Театр теней

Играя с тенями различных предметов, можно создавать множество образов. Все, что потребуется – это источник света в темной комнате и подготовленные контуры. Передвигая детали, получаются самые разные образы. Сам ребенок, играя, учится предугадывать результат в зависимости от расположения деталей. Также можно пригласить и других детей. В компании они гораздо охотней будут заниматься этой игрой.

Вас также может заинтересовать статья Как лучше развивать ребенка — обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений

Ментальная арифметика

Методика предназначена для развития детей 4-14 лет. Она позволяет обучить ребенка быстрому, практически мгновенному счету. В основу заложена система арифметических действий с применением специальных китайских или японских счет. Техника сложна для полного понимания, поэтому в раннем возрасте она не используется. Но у подростков может успешно применяться, чтобы улучшить процессы мышления. Единственное условие – усидчивость и настойчивость ребенка.

Конструктор

Специальный «Абстрактное мышление» предназначен для создания разнообразных форм и фигурок. Ребенок, манипулируя деталями, учится формировать в голове конечную цель. Постепенно навык совершенствуется, а уровень развивающегося интеллекта неуклонно растет. Особенно полезны такие игрушки для маленьких детей, поскольку стимулируют мозг к активной умственной деятельности. А включение в процесс мелкой моторики дополнительно ускоряет развитие ребенка.

Беседа

Даже простое обсуждение с ребенком повседневных дел позволяет ему быстрее повышать свой уровень интеллекта. Во время разговоров дети обдумывают смысл услышанного и формируют ответ. Конечно, не нужно говорить просто ни о чем. Желательно стимулировать ребенка к фантазированию и поиску правильного ответа.

Как развить абстрактное мышление

Швейцарский психолог Жан Пиаже придерживался мнения1, что абстрактное мышление развивается у человека только в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей оно развивается раньше. В то же время дети обладают определенным уровнем абстрактного мышления, даже если они не могут строить сложные логические цепочки. Например, эти дети делают абстрактные выводы о добре и зле из сказок.

Некоторые психологи утверждают, что абстрактное мышление не является естественным этапом развития. Абстрактное мышление не является одной из базовых способностей человека, а формируется под влиянием накопленных знаний, опыта и окружающей культуры. Однако развить абстрактное мышление во взрослом возрасте вполне возможно. Эта работа улучшит креативность и творческую сторону ума.

Вот несколько способов развить абстрактное мышление.

Занимайтесь головоломками. Головоломки и логические задачи помогут вам найти неожиданные решения.

Исследуйте визуальные иллюзии. Смотрите на вещи с разных точек зрения.

Импровизируйте. Запишитесь в театр импровизации или создайте его с друзьями. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.

Занимайтесь творчеством. Исследование PNAS-2 показало, что занятия декоративно-прикладным искусством повышают творческий потенциал людей с инженерным, математическим и технологическим образованием.

Если у вас есть дети, делайте поделки вместе. Например, делайте гоночные машины из пластиковых бутылок или мотайте катушки пряжи. Узнайте, как можно проводить такие занятия дома:

Играйте со словами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как можно по-другому назвать предметы. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.

Подумайте об ассоциациях. Начните с одного слова и создайте ряд ассоциаций с каждым последующим словом. Здание → дом → уют → семья → счастье. Это упражнение способствует развитию способности искать неожиданные связи между объектами и понятиями.

Совет 5. Настраивайте ребёнка на успех

Родителям свойственно воспринимать ошибки ребёнка как удар по собственной репутации. Как это, мой ребёнок схлопотал двойку? Как это, ребёнок забыл стихотворение на празднике? Мозг обманчив: мы начинаем фиксироваться на ошибках и не замечать успехов. Попробуйте применять правило зелёной ручки. Суть заключается в том, чтобы сначала хвалить, а потом предлагать улучшения. 

Представьте, что учительница возвращает вам написанную контрольную и вы ожидаете, что весь лист перечёркнут красной ручкой с многочисленными замечаниями и восклицательными знаками на полях: это плохо, тут ты забыл, там сглупил. 

Но вместо этого вы получаете лист, где зелёной ручкой подчёркнуто то, что получилось хорошо: ты применил правило, о котором часто забывал; ты исправил ошибку, допущенную в прошлый раз; ты проявил интересный ход мысли. А потом учительница добавляет: подойди после урока, обсудим, как можно улучшить некоторые детали.

Правило зелёной ручки эффективно в любой ситуации. Его применяют даже менеджеры в топовых компаниях: сначала хвалят сотрудника и перечисляют перечень его заслуг, а затем отмечают пункты, над которыми можно поработать.

Выбирая в первую очередь поощрять, а не критиковать ребёнка, вы заложите в него позитивное отношение к провалам: он не будет бояться ошибиться и получить замечание красными чернилами.

Симптомы СДВГ у детей

Пониженное внимание

• не заканчивает начатое (игру, домашнее задание, рисунок, книгу, сбор паззла и т. п.); • не может долго сосредотачиваться на чем-то одном; • не реагирует на обращение к нему; • имеет трудности с организацией занятий; • рассеян, забывчив, часто теряет вещи; • его сложно заинтересовать скучным занятием или задачей, требующей умственных усилий. 

Импульсивность

• отвечает до того, как его спросят, может выкрикивать ответы с места; • часто вмешивается в разговоры других, прерывает; • нетерпелив, не способен дождаться своей очереди;  • на одних занятиях демонстрирует спокойствие, на других активность; • не подчиняется установленным правилам (это может касаться игры или норм поведения); • подвержен частым сменам настроения; • не умеет откладывать вознаграждение на потом, требует дать ему (сладкое, игрушку и т. п.) здесь и сейчас. 

Гиперактивность

• елозит, не может усидеть на одном месте; • страдает нарушениями сна, очень мало спит даже в младенчестве; • проявляет беспокойство (барабанит пальцами, покачивает и постукивает ногами, ерзает на стуле); • очень говорлив и постоянно подвижен. 

Если в дошкольном возрасте проявляются хотя бы шесть из перечисленных симптомов, имеет смысл показать ребенка невропатологу. СДВГ — это прежде всего медицинский диагноз, который вправе поставить только врач-невропатолог или врач-психиатр после проведения специальной диагностики. А вот записаться на прием к психологу рекомендую уже после постановки диагноза. Психолог научит правильно общаться с ребенком с СДВГ и корректировать его поведение — об этом я расскажу далее.

Чем раньше поставлен диагноз, тем больше шансов на излечение от СДВГ. Кроме того, иногда под маской синдрома дефицита внимания с гиперактивностью скрываются более серьезные заболевания.  

Развитие мышления у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

У детей с ЗПР мыслительные процессы сильно нарушены, в этом состоят особенности их развития. Именно отставание в развитии мышления отличают ребят с ЗПР от обычных детей. У них не наблюдается переход к логической структуре мышления. Трудности, которые возникают при работе с такими детьми:

  • Низкая степень заинтересованности. Малыш часто отказывается от выполнения заданий.
  • Неспособность анализировать информацию.
  • Неравномерное развитие видов мышления.

Особенности умственного развития детей с ЗПР состоят в сильном отставании в логическом мышлении, но нормальном развитии наглядно-образного мышления.

Особенности развития мышления детей с ЗПР состоят в таких принципах:

  • Учет индивидуальных способностей человека с ЗПР.
  • Создание условий для активной деятельности детей.
  • Учет возраста.
  • Обязательные беседы с психологом.

С помощью правильного подхода детей с ЗПР учат правильно говорить, выстраивать грамотную речь, сопоставлять слова в предложениях и озвучивать мысли.

Если педагогам удалось вызвать интерес школьника с ЗПР, то развитие логики – дело времени.

Игры на развитие мышления детей с ЗПР:

  • Положите перед детьми рисунки с животными и рисунки с едой. Попросите сопоставить их, накормив каждое животное.
  • Назовите несколько простых слов, попросите подопечного назвать их одним понятием. Например: кошка, собака, хомяк – животные.
  • Покажите три картинки, две из которых одинакового содержания, а одна – значительно отличается. Попросите подопечного выбрать лишнюю картинку.

Ребята с ЗПР мыслят на уровне жизненного опыта, продумать действие, которое они еще не совершали, им тяжело. Поэтому перед выполнением упражнений наглядно покажите им, как они должны поступать.

Трудности с установлением контакта

Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление — вид мышления, благодаря которому можно абстрагировать ситуацию от незначительных деталей и взглянуть на нее в целом. Это мышление, при котором человек мыслит общими понятиями, без конкретики.

Мышление человека делится на два типа: точное и обобщенное (абстрактное). Точным мышлением мы пользуемся, когда у нас есть факты и знания, а абстрактным в обратной ситуации: когда точных данных нет.

Абстрактное мышление активизируется у человека тогда, когда он сталкивается с тем, что ему неизвестно. Абстрактное мышление позволяет рассуждать, строить догадки, делать выводы, умозаключения.

Используя абстрактное мышление, человек может посмотреть на ситуацию в целом, немного отдалившись от нее, не затрагивая условности и частности. Это позволяет взглянуть на проблему с разных ракурсов, найти нестандартные методы ее решения, расширить границы восприятия.

В основе абстрактного мышления лежит использование некогда полученной информации в качестве базы. Остальное человек додумывает с помощью фантазии, и в итоге приходит к новым знаниям.

Абстрактное мышление позволяет строить логические цепочки между несвязанными друг с другом явлениями и предметами путем суждений.

При абстрактном мышлении ускоряется процесс анализирования ситуаций, а выводы, которые исходят из обобщения, приходят в голову быстрее.

Особенность абстрактного мышления заключается в поисках неординарности: то, что раньше было незаметным или повседневным, станет видимым и необычным. Абстрактное мышление — фундамент креативности человека.

Абстрактное мышление уже есть у каждого человека, но развито и проявляется в разной степени. Эту способность можно и нужно совершенствовать.

Речевые игры для развития логики

Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.

Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.

Пример лингвистической задачи для развития логики

«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла!
— Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»

После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.

Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое. Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово. Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.

Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.

Графические игры

Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики». С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.

Предлагаем вам позаниматься с ребенком по очень хорошей книге «Логика 3-4 года. Тестовые задания»:

Компьютерные игры для развития логики

В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию.

Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.

Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».

При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила:

1. Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия.
2. Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием.
3. После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление занимается поиском и установлением общих закономерностей, присущих природе и человеческому обществу. Его цель – отражение через понятия и широкие категории неких общих связей и отношений. В этом процессе образы и представления второстепенны, они лишь помогают более точному отражению.

Благодаря развитию абстрактного мышления мы можем воспринимать общую, целостную картину явлений и событий, не зацикливаясь на деталях, абстрагируясь от них. Идя этим путём, можно выйти за границы привычных правил и совершить прорыв, открыв нечто новое.

Развитию абстрактного мышления во многом способствовало создание языковой системы. Слова закреплялись за предметами, абстракциями и явлениями. Смысл, заложенный в словах, становилось возможным воспроизводить независимо от ситуаций, связанных с этими предметами и их свойствами. Речь позволяла включать воображение, представлять в сознании то или иное и закреплять навыки воспроизведения.

Абстрактное мышление отражает реальность в форме понятий, суждений и умозаключений.

•    Понятие отражает и объединяет предметы, явления и процессы через какие-либо существенные признаки. Оно стало первичной и преобладающей формой мысленного абстрактного отображения событий. Примеры понятий: «волк», «студент 1 курса», «высокий юноша».

•   Суждения либо отрицают, либо подтверждают явления, предметы, ситуации и т.д., раскрывают наличие или отсутствие между ними каких-либо связей, взаимодействий. Они бывают простыми и сложными. Пример простого: «девочка играет в мяч», сложного – «луна вышла из-за туч, поляна осветилась».

•   Умозаключения – мыслительный процесс, позволяющий сделать совершенно новые выводы из существующего суждения (или из суждений). Например: «Всё березы осенью сбрасывают листву, я посадил березу, следовательно, она тоже осенью будет сбрасывать листву». Или классическое: «Все люди умирают, я – человек, следовательно, я тоже умру».

Абстрактно-логическое мышление через логические операции с понятиями отражает взаимосвязи, отношения между предметами и явлениями в мире, который нас окружает. Оно благоприятствует поиску необычных решений самых разных задач, адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Существуют некоторые особенности, присущие абстрактно-логическому мышлению:

—    Знание понятий и критериев, как существующих, так и лишь предположительно существующих в реальном мире и умение ими пользоваться.

—    Умение анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

—    Умение выявлять закономерности окружающего мира даже без непосредственного взаимодействия с ним.

—    Умение формировать причинно-следственные связи.

Абстрактно-логическое мышление – основа процесса обучения, и оно применимо в любой осознанной деятельности, как в науке, так и в быту.

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, и очень важно уделять ему должное внимание. В одной из последующих статей мы расскажем о том, как развить абстрактно-логическое мышление у ребёнка-дошкольника

Гибкий ум и восприимчивость ребёнка в раннем возрасте делают этот период наиболее оптимальным для занятий

Однако, и взрослый человек может развивать свои способности, логические навыки, совершенствовать смекалку и сообразительность. Абстрактно-логическое мышление помогают развивать упражнения на выявление закономерностей, объединение слов на основе общего признака, любые логические задачи

Гибкий ум и восприимчивость ребёнка в раннем возрасте делают этот период наиболее оптимальным для занятий. Однако, и взрослый человек может развивать свои способности, логические навыки, совершенствовать смекалку и сообразительность. Абстрактно-логическое мышление помогают развивать упражнения на выявление закономерностей, объединение слов на основе общего признака, любые логические задачи.

Доказано, что до глубокой старости мы можем развивать способности своего мозга, улучшая такие его функции как мышление, внимание, память, восприятие. Занятия можно проводить в увлекательной форме, с помощью игровых тренажёров онлайн . Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Фото: Bill Gracey

Мышление и действие

Дети младшего школьного возраста все реже используют практические действия для решения простых задач житейского содержания. Они уже умеют решать их в уме. Однако и у семи-, восьмилетних детей практическое действие остается в резерве, они эффективно используют его для решения новых, необычных задач: членение слова на слоги и звуки и составление слов из слогов и букв, решение примеров на сложение и вычитание, пер­вые операции измерения и построения, знакомство с простыми геометрическими фигурами и пр.

Пересчитывая путем отодвигания отдельные палочки, увели­чивая их количество путем практического прибавления одной, двух палочек или уменьшая его, отнимая заданное количество предметов, первоклассник узнает зависимости, существующие между числами. Он учится своими действиями изменять эти ко­личества, заранее предвосхищая получаемый результат.

В таких операциях с конкретно данными предметами, а затем и с числами у первоклассника быстро развивается абстрактное мышление. Он научается оперировать количеством любых предметов (Н. А. Менчинская, А. М. Леушина, М. А. Бантова, М. И. Моро), научается отвлеченно мыслить понятиями «равен­ство», «неравенство», «сложить», «уменьшить» и т. д. Путем прак­тических действий первоклассник начинает осваивать те сущест­венные связи между отдельными знаниями, которые составляют основу формирующейся у школьника системы понятий: приба­вить— получится больше; предлог — падеж — окончание.

Система использования практических действий для формиро­вания умственных действий, для усвоения грамматических, мате­матических понятий и освоения соответствующих правил дей­ствия с этими понятиями разработана П. Я. Гальпериным как система поэтапного формирования умственных действий.

Используя концепцию П. Я. Гальперина о поэтапном форми­ровании умственного действия, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салмина, В. Н. Сохина, В. В. Давыдов, Л. С. Георгиев раз­работали систему обучения младших школьников грамоте, счету, чтению, математическим и грамматическим понятиям

Основное внимание направлено здесь на ориентировочные действия, вы­полняемые ребенком. По мере свертывания физических, мате­риальных действий они все более сокращаются, становятся все более системными, принимают форму зрительного ознакомления с условиями задачи, а затем становятся лишь умственной ориен­тировочной деятельностью

Исследования П. Я. Гальперина и его сотрудников показали, что материальное действие как способ решения новой задачи остается у школьников в резерве. Если школьнику трудно решить задачу в умственном плане, он возвращается к более примитив­ным формам мышления, т. е. к материализованным действиям. Это позволяет ему перейти к успешному решению задачи в ум­ственном плане. Такой переход повышает и уровень обобщения при оперировании основными понятиями и правилами.

Исследования П. Я. Гальперина сыграли значительную роль в понимании мышления как процесса, происходящего на разном уровне «свернутости». Такой взгляд на развитие мыш­ления открывает широкие возможности управления этим про­цессом, природа которого раскрыта в трудах С. Л. Рубинштейна и его сотрудников.

Практическое действие на протяжении всего детства остается средством познания тех явлений действительности, которые ребе­нок еще не может «охватить умственным взором». Ученикам II—III классов недостаточно только смотреть, например, на мо­дель паровой машины или на работу какого-то механизма. Они должны взять модель в руки, ощупать ее, потрогать, повертеть разные ручки, винтики, колесики, иначе они не видят, т. е. не вос­принимают, новый и сложный для них объект. Однако способы практического решения задачи у детей старшего возраста, оста­ваясь физическими, внешними, качественно отличаются от ана­логичных действий малышей. Подчиненные четко сформулиро­ванной в речи задаче, контролируемые формирующимся крити­ческим сопоставлением каждого этапа решения с конечным ожидаемым результатом, практические действия учащихся II — III классов, даже в их первой, ориентировочной фазе, постепенно приобретают строгую проблемную направленность, организован­ность, критичность и осмысленность.

Глубокое изучение природы действия и его роли в развитии мышления открывает педагогу реальные возможности для вос­питания и совершенствования мышления детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: