Разница между речью и языком
Понятия «речь» и «язык» часто путают, но между ними есть существенное различие.
Речь — это словесное выражение языка, она включает в себя артикуляцию- способ образования звуков и слов.
Язык — гораздо более широкое понятие, чем речь, и относится ко всей системе выражения и получения информации таким образом, чтобы она несла смысл. Это понимание посредством общения называется вербальным, а невербальной речью называется письмо и жесты.
Следует знать, что проблемы с речью и языком существенно отличаются, к тому же, часто пересекаются. Ребенок, у которого есть проблемы с языком, может хорошо произносить слова, но не в состоянии связать вместе больше двух слов. Другой проблемой речи ребенка может быть невозможность понять произнесенные им слова и фразы, он не может выразить свои мысли. И еще ребенок может говорить хорошо, но испытывать трудности в следующих направлениях.
Ребенок, который не реагирует на звук или не может его воспроизвести, должен вызывать особую озабоченность взрослых. Ребенок в возрасте между 12 и 24 месяцами является причиной для беспокойства, если он:
- Общается только с помощью жестов, таких как указывание на предмет или махание ручкой типа «бай-бай»
- Предпочитает жесты голосовому общению в возрасте 18 месяцев
- Не может имитировать звуки до 18 месяцев
- Испытывает трудности в понимании простых словесных команд
Нужно обратиться к врачу, если ребенок старше 2-х лет:
- может только подражать речи или действиям взрослых и не составляет самостоятельно слова или фразы
- говорит только определенные звуки или слова и не может использовать устную речь, чтобы общаться больше, чем нужно для его насущных потребностей
- Не может следовать простым командам взрослых
- У ребенка необычный тон речи (например, скрипучий голос или носовой звук)
Родители и воспитатели должны понимать, что ребенок в 2 года уже знает около половины всех слов и в 3 года — примерно три четверти всего словарного запаса. К 4-м годам речь ребенка должны понимать даже те, кто не знает малыша.
Что могут сделать родители для развития речи ребенка?
Как и многие другие навыки, развитие речи ребенка представляет собой смесь его природных способностей и воспитания. Многое зависит от природных способностей ребенка. Тем не менее, много зависит и от речи, которую ребенок слышит от окружающих. Повторяя звучание слов, которые ребенок слышит от окружающих, он имитирует эти звуки и таким образом быстрее учится говорить.
Если у ребенка есть проблемы с развитием речи, раннее вмешательство врачей может обеспечить ребенку помощь по его потребностям. Благодаря специалистам родители могут узнать новые способы стимулирования развития речи ребенка.
Вот несколько советов, чтобы использовать навыки развития речи ребенка дома.
Независимо от возраста вашего ребенка, признание и устранение проблемы с речью на ранней стадии — это наилучший подход, чтобы помочь малышу устранить задержки речи. При правильном подходе и терпении взрослых ребенок обязательно улучшит свои речевые навыки.
Слайд 11Группа органических причин4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизниВ раннем
возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.Травмы и уши головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.
Помощь плохо говорящему ребенку 6 лет
Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой
диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить
эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если
будут выполнять все рекомендации данные специалистами.
Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:
- предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы)
к предметам окружающим его или к картинкам; - учим классифицировать предметы — что бывает круглым, сладким, тяжёлым,
голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»; - загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их
самостоятельно или вместе с ребёнком; - упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
- предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это
предложение до 3 слов и т. д.; - делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее,
рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года
и их признаках; - рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения,
потом рассказ; - чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы,
беседуйте по содержанию произведений; - предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои
слова на данный звук; - время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки,
чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.
Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут
вовремя исправить дефекты речи дошкольника и подготовить его к обучению в
общеобразовательной школе.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Слайд 5Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь,
инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).
Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает аномалии развития плода. Заражение вирусным гепатитом также представляет большую опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать различные аномалии плода.
Ошибки родителей в развитии речевых навыков ребенка
«У некоторых детей речевые навыки развиваются медленно, а некоторые в этом возрасте настоящие болтуны», – говорите вы себе – и не спешите к врачу. Вам кажется, что не о чем беспокоиться … Этот сценарий очень распространен среди родителей детей, которые не спешат говорить. И некоторые родители своей пассивностью только затягивают время, а ведь его можно было бы использовать для развития речи ребенка.
Если родители наблюдают «медлительность» во время раннего развития и в других областях – эмоциональной, двигательной, когнитивной – не стоит стесняться, нужно обращаться за советом к врачу-невропатологу и логопеду. Некоторые родители обнадеживают себя тем, что «он перерастет» или «он просто больше любит двигаться физически». А время уходит…
Поэтому, если в развитии речи нет никаких сдвигов, нужно вовремя проконсультироваться у специалиста.
Понятие нарушения звукопроизношения
В настоящее время наиболее распространенным недостатком речи детей дошкольного возраста являются разнообразные виды нарушений звукопроизношения, проявляющихся в форме неумения правильно произносить определенный звук, замена звуков или их искажение.
Возникновение нарушения звукопроизношения связано с моторными и сенсорными нарушениями периферического и центрального характера. В связи с чем, следует учитывать:
- нарушения и изменения в строении артикуляционного аппарата;
- разнообразные нарушения иннервации мышц, которые принимают непосредственное участие в артикулировании;
- снижение или нарушение слухового восприятия.
По информации, предоставленной педагогами-практиками, нарушение звукопроизношения отмечается не только в отношении одного определенного звука, но и группы. По распространенности нарушений выделяют:
- свистящие (22%);
- шипящие (24%);
- звонкие (4,5%);
- задненёбные (1%);
- мягкие (1,5%).
Данная закономерность связана в первую очередь с распределением дефектов артикуляционной работы. Чем сложнее артикуляционная работа для произношения звука, тем больше вероятность возникновения нарушения звукопроизношения.
По мнению ряда ученых-логопедов, ошибки в произношении звуков необходимо так же учитывать и с точки эффективности речевой коммуникации ребенка:
- Ошибки, которые не нарушают смысла сказанного, а касаются только лишь оттенков фонем.
- Ошибки, которые приводят к смешению фонем и их различию. Данные ошибки принято считать грубыми, так как они значительно искажают смысл сказанного.
Замечание 1
В том случае, если у ребенка отмечается одновременно значительное количество ошибок и дефектов в произношении звуков, то это указывает в первую очередь на то, что у ребенка недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Чем сложнее нарушение звукопроизношения, там невнятнее речь ребенка.
Уровни нарушения звукопроизношения (автор О.В. Правдина):
- Неумение правильно произносить определенный звук или группу звуков.
- Неправильное произношение звука в речи, при правильном изолированном произношении.
- Недостаточная дифференциация близких по звучанию или артикуляции звуков, при этом ребенок умеет правильно произносить оба звука.
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения – сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, йотацизмы, гаммацизмы и хитизмы. Данные виды нарушений имеют окончание «-изм», что говори о нарушении, связанном с искажением произношения звуков. Такие нарушения как парасигматизмы, параротацизмы и т.д., имеющие приставку «-пара», свидетельствуют о замене звука при произношении.
Развитие речи ребенка до 12 месяцев
Когда ребенок достигает этого возраста, нужно внимательно следить за тем, как он пытается говорить. Отдельные слоги и лепет ребенка проявляются на ранних стадиях развития речи. Когда дети становятся старше (в возрасте около 9 месяцев), они начинают издавать отдельные звуки, слоги, используют различные оттенки речи, говорят такие слова, как «мама» и «папа» (на самом деле не понимая, что означают эти слова).
Родители должны быть внимательны к речи ребенка до 12 месяцев. Дети в этом возрасте начинают уже распознавать названия предметов. Дети, которые внимательно смотрят на взрослых во время их разговора, но не реагируют на звук, могут быть глухими.
С ребенком нужно постоянно разговаривать, рассказывать ему о том, что вы видите во время прогулки или какой-нибудь работы по дому. Нужно поощрять любую попытку ребенка говорить, произносить слоги. Тогда он будет заинтересован в этой занятной игре.
[], []
Слайд 9Группа органических причин3. Вредности родового периодаРодовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
Слайд 7Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Никотин, являясь основным токсическим компонентом
табачного дыма, оказывает отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием тормозятся процессы активной транспортировки аминокислот от матери к плоду. В результате этого нарушаются процессы, связанные с увеличением массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300 грамм и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали интенсивно курить (более 20 сигарет в день), впоследствии могут быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают больше трудностей в учебе.
Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного. При злоупотреблении матерью алкоголем и наркотиками может возникать синдром, характеризующийся множественными аномалиями развития плода и нарушениями физического и психического развития ребенка: нарушениями центральной нервной системы (гипервозбудимости, дискоординации движений, снижении интеллекта), замедлении роста, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, низкий лоб, недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия), а также аномалиями внутренних органов и конечностей.
Клинико–педагогическая классификация
Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Виды нарушений устной речи
Нарушения внешнего высказывания
- Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
- Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
- Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
- Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
- Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
- Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
- Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.
Нарушения внутреннего оформления высказывания
- Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
- Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.
Виды нарушений письменной речи
- Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
- Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.
Как работает логопед при дизартрии?
При дизартрии работа логопеда коррекция звукопроизношения строится аналогично работе при дислалии, а также проводится
-
Нормализация моторики и тонуса мышц органов артикуляции.
-
Работа над речевым дыханием.
-
Рекомендована консультация невролога.
Некоторые формы нарушения звукопроизношения влияют на формирование навыков чтения и письма и могут являются причинами дисграфии и дислексии, поэтому важно уделить особое внимание подготовке таких детей к школе. Детям с нарушением звукопроизношения для подготовки к школе рекомендуются занятия с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Такой комплексный подход используется для развития речи, внимания, памяти – базовых компонентов, которые положат благополучное начало школьному обучению
Такой комплексный подход используется для развития речи, внимания, памяти – базовых компонентов, которые положат благополучное начало школьному обучению
Детям с нарушением звукопроизношения для подготовки к школе рекомендуются занятия с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Такой комплексный подход используется для развития речи, внимания, памяти – базовых компонентов, которые положат благополучное начало школьному обучению.
Причини дислалии
В основе причин развитие дислалии является нарушения речевого аппарата, которые разделяются на 3 вида:
- Физиологические проблемы – или возрастные, связанны с тем, что речевой аппарат недоразвит.
- Механические проблемы – охватывают группу, связанную с присутствием генетических, приобретенных патологий речевого органа.
- Функциональные проблемы – связанные с социальными факторами.
Причинами функциональной формы дислалии являются:
- Неправильное речевое воспитание.
- Педагогическая халатность.
- Многоязычие.
- Предпочтение неверной артикуляции.
- Неврологические патологии, ослабление организма длительными хроническими заболеваниями.
Кроме того, дислалия может быть обусловлена следующими причинами:
- несовершенство артикуляционного аппарата – органы речи у ребенка не способны принимать нужное положение для того, чтобы издать тот или иной звук;
- нарушения фонематического слуха – ребенок не воспринимает на слух разницу в произнесении звуков.
В свою очередь спровоцировать указанные причины могут физиологические или социальные факторы. Принято выделять такое понятие, как звуки раннего, среднего и позднего онтогенеза. Неспособность двухлетнего ребенка произносить звук «Р» не является нарушением речи, так как анатомически подобное невозможно, в то время, как аналогичная проблема для пятилетнего малыша уже считается отклонением.
Дизартрия
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).
Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).
Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.
У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.
Случай из практики
Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.
Норма речевого развития в шесть лет
Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом
возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры.
Центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в этот период. В
случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии.
Все это в полной мере относится и к речи, коррекцию недоразвития лучше всего начать
не позже этого времени
За 1–2 года до начала школьного обучения речь ребенка
достигает определённого совершенства, при котором он сможет осилить школьную
программу если взрослые уделяли этому должное внимание.. Нормы речи детей в 6 лет:
Нормы речи детей в 6 лет:
- Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей
речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях
окружающей действительности. - Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён
существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по
родам и числам и др.) встречаются очень редко. - Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых
предложений. - Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
- Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
- Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ,
сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам. - Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.
В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они
замечают и исправляют допущенные ошибки. Игра по-прежнему является главной
деятельностью для шестилетнего дошкольника. В игре он усваивает и понимает новый
материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки.
Слайд 6Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область
живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
Неудачное прерывание данной беременности может повлечь за собой аномалии и пороки развития плода.Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод обладает высокой чувствительностью к действию ионизирующих излучений, на ранних сроках беременности они вызывают его гибель или оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.
Дислалия
Фонетические нарушения речи — это группа речевых расстройств, представленная нарушениями, при которых ведущим симптомом является нарушение произношения. Интеллектуальное и духовное развитие ребенка в данном случае соответствует возрасту. Могут наблюдаться сопутствующие нарушения внимания, поведенческие расстройства и двигательные нарушения.
К этой группе относится дислалия (простая, сложная) или иначе — «грубая речь».
Дислалия — это нарушение фонетического произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. На практике может наблюдаться нарушение (дислалия) или затруднение (паралалия) в произношении одной из фонем родного языка.
Мономорфная (простая) Затрагивается один или несколько звуков из одной группы звуков ( С-З-Ц или Ш-Ж-Ч ).
Полиморфная (сложная) Затронуты несколько тонов из разных групп ( С-Р-К-Ш ).
Физиологические (возрастные) Нарушения произношения в возрасте до 5 лет, связанные с недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет она проходит сама по себе. Это единственная форма дислалии, которая может присутствовать у всех людей на определенном этапе развития.
Функциональная: Нарушения произношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функции центральной нервной системы, слухового и периферического артикуляционного аппарата. Нарушена способность добровольно принимать и сохранять определенные положения органов артикуляции, необходимые для произнесения звуков. Нарушения произношения могут быть связаны с неспособностью различать, дифференцировать фонемы. Часто изолированное использование звука не нарушается, а изменяется в спонтанной речи. Степень тяжести определяется тяжестью дефекта и количеством нарушенных звуков.
Органическая (механическая: Вызваны наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (пороки развития — прогнатизм, прогнатизм, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).
Причины функциональной дислалии: Соматическая: Физические и неврологические нарушения вследствие длительных хронических заболеваний (расстройства пищеварения, частые простуды). Социальная: Пренебрежение воспитанием (родители не исправляют языковые недостатки детей и не показывают примеры правильного произношения). Билингвизм в семье (Когда родители говорят на разных языках, ребенок вставляет другой язык в один. Например, французский + русский = горловой звук «Р»). Неправильное произношение в окружении ребенка (через подражание). Неправильная артикуляция Выбор неправильной артикуляции Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, в то время как фонематический слух нарушен.
Причины органической (механической) дислалии: Органические — связанные со строением органа (язык, десна, зуб и т.д.). Наследственные — передается из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и т.д.). Врожденные — дефекты, развившиеся во время внутриутробного развития. Приобретенные — дефекты, развившиеся при рождении или позже в жизни.
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект(искажение звука) | Фонематический дефект(смешения, замена звука) | ||
---|---|---|---|---|
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» | Параротацизм | Р = Р’Р = Л’Р = JР = ГР =Д |
Звук ЛЗвук Л’ | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное | Параламбдацизм | Л = ЫЛ = ГЛ = Л’Л = Р |
Звуки С, С’Звуки З, З’Звук Ц | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее | Парасигматизм | С, З, Ц = ШС, З, Ц = ФС, З, Ц =ТС, З, Ц = ЩС — З; Ц = Ч |
Звук ШЗвук ЖЗвук ЩЗвук Ч | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ = ТШ, Ж, Щ = ФЖ = ШЖ = ЗЩ = С’Ш = ЩЧ = Т’; Ч = Ш’ |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J = Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К = Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г = Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм |
Слайд 3Группа органических причинВнутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.Наиболее уязвимый период
воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалииПо наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.
Слайд 2Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы
с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы — органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).
Слайд 12Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка1. Неблагоприятных социально-бытовых
условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне
Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.
Причины задержки речи и языковых навыков
Многие обстоятельства могут привести к задержкам в развитии речи ребенка. Речь может задерживаться даже у нормально развивающегося ребенка. Задержка речи иногда может быть вызвана нарушениями речевого аппарата, как и проблемы с языком или небом. Движения языка для воспроизведения связной речи может ограничить слишком короткая уздечка (складка под языком).
Многие дети испытывают задержку речи из-за несовершенства их орально-двигательной системы, то есть у ребенка существуют неэффективные коммуникации в областях мозга, ответственных за воспроизводство речи. В таких обстоятельствах ребенок сталкивается с трудностями использования речи и координации губ, языка и челюсти для производства звуков. Речь такого ребенка может сопровождаться другими проблемами с орально-двигательной системой, например, трудностями с кормлением.
- Задержка речи может быть частью речевой проблемы, а не указывать на более глобальные задержки в развитии.
- Проблемы со слухом также обычно связаны с задержкой речи, поэтому слух ребенка должен проверить отоларинголог. Ребенок, у которого есть проблемы со слухом, может испытывать проблемы с артикуляцией, а также пониманием, подражанием и речью.
- Ушные инфекции, особенно хронические инфекции, тоже могут повлиять на слух и речь. Правда, родителям не стоит бояться во всех случаях: простые ушные инфекции, которые были вовремя пролечены, не влияют на речь ребенка.
Если вы или врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, решающее значение имеет своевременная диагностика. Она поможет облегчить родительские страхи.
При проведении диагностики врач-логопед оценит языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Кроме наблюдения за ребенком, логопед проведет стандартизированные тесты и выяснит, нет ли задержки в развитии речи ребенка, а также порекомендует специальные упражнения. Логопед оценит также:
- Насколько ребенок восприимчив к языку (что он понимает из потока речи)
- Что ваш ребенок может сказать (так называемый выразительный язык)
- Может ли ваш ребенок общаться другими способами, например, с помощью жестов, мимики и т.д.
- Насколько у ребенка четко слышится звук и насколько разборчива его речь.
- Насколько хороша артикуляция ребенка и правильно ли расположены его речевые органы (рот ребенка, язык, небо и т.д.). Врач оценит также то, насколько развиты у ребенка рефлексы глотания
Если логопед считает, что ваш ребенок нуждается в речевой терапии, ваше участие в этом процессе будет очень важным. Вы можете наблюдать, как работает врач, и научиться принимать участие в этом процессе. Логопед покажет вам, как вы будете работать с вашим ребенком дома, чтобы улучшить его речь и языковые навыки.
При визите к логопеду вам может оказаться, что ваши ожидания по поводу речи ребенка слишком высоки. Но учебные материалы, которые определяют этапы развития речи ребенка, могут помочь вам взглянуть на него более реалистично.