Нравственное воспитание

Формирование духовно-нравственного
воспитания – как основа 
нравственности дошкольника | педагогический опыт  | воспитатель детского сада / всероссийский журнал

Основные задачи нравственного воспитания:

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств.

Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

— жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

— выбор и принятие решений — волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Задачи

Воспитание характера и нравственности. Здесь нравственное воспитание ориентировано на личность. Оно сосредоточено на формировании индивидуального характера.
Моральное воспитание, касающееся личности и общества, — это то, как каждый человек ведет себя сам и как он ведет себя с обществом в целом

Основное внимание уделяется формированию личности, которая станет частью большого сообщества. В обществе мораль помогает воспитывать ответственных граждан, которые вносят позитивный вклад в жизнь своей общины.
Гражданское воспитание. Основная цель культурного воспитания в рамках нравственного образования — узнать, как нация стала такой, какой она является сегодня

Идеалы предков и учения великих ученых являются факторами, способствующими формированию человечества и нации.
Культурное воспитание, основанное на принципах гражданского воспитания, также является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Под культурой понимаются обычаи и традиции определенного народа или этнической группы.

Эстетическое воспитание детей в семье

В эстетическом воспитании ребенка родители также играют весомую роль. Еще с самого раннего детства, малыши по-разному реагируют на различные звуки и цвета. Некоторые их привлекают, а другие, наоборот, отталкивают. У двухлетних деток уже появляются любимые сочетания цветов и мелодии, а к трем годам ребенок уже проявляет эстетический вкус в расположении предметов (конечно, не мебели, а, например, игрушек). Ну, а в 4 года малыш уже пробует создавать произведения искусства, рисуя карандашами и красками, занимаясь лепкой из пластилина.

Как видите, чувство прекрасного у малышей появляется довольно рано

Поэтому так важно петь детям колыбельные, окружать их предметами разных цветов и оттенков (разноцветные игрушки, одежда, книжки с яркими картинками)

Однако все это только помогает ребенку концентрировать внимание на этих предметах. А родители должны стимулировать желание что-либо делать – разучивать стихи и песенки, рисовать, заниматься лепкой. Для формирования навыка четкого восприятия цветов и форм можно просить ребенка описывать различные предметы, постепенно переходя от простых к сложным, необходимо развивать мелкую моторику ребенка (лепка, собирание паззлов и конструкторов)

Для формирования навыка четкого восприятия цветов и форм можно просить ребенка описывать различные предметы, постепенно переходя от простых к сложным, необходимо развивать мелкую моторику ребенка (лепка, собирание паззлов и конструкторов).

Безусловно, на эстетический вкус ребенка огромное влияние оказывает и среда, в которой он растет. Помимо отношения к искусству родителей, важную роль играет и непосредственно обстановка дома. Способствует эстетическому развитию красиво обставленный дом, сад.

Цели нравственного воспитания

Цель нравственного воспитания – способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; полное, гармоничное развитие; раскрытие материального, духовного потенциала. Оно должно не просто сформировать моральную культуру (чувства, сознание), но и вовлечь индивида в разнообразные виды, способы деятельности, раскрывающие особенности взаимоотношений.

Результатом воспитания становится становление нравственной культуры человека – специального запаса знаний, важнейших умений, необходимых навыков, составляющих весь опыт существующего общества, который отражается в понятиях, суждениях, чувствах, ценностях, оценках, а главное в культуре поведения, способности к сложному моральному выбору.

В расширенном диапазоне цели воспитания:

  • возрождение нравственных ценностей;
  • соблюдение единства воспитательных и практических задач;
  • становление основ морали и нравственности;
  • формирование гуманизма к окружающему;
  • формирование потребности самосовершенствования;
  • расширение кругозора, развитие морального суждения, обучение главным способам самостоятельного принятия решений.

Главные задачи в формировании нравственности

Исходя из основной цели нравственное воспитание призвано к решению следующих практических задач:

  • развитие нравственного сознания – формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;
  • развитие важнейших нравственных качеств, чувств. Включает нормы, навыки морально оправданного поведения: уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
  • выработка эталонов поведения.

Отдельной задачей выделим формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.

?

Общая задача воспитания – формирование чувства гуманности. Это совокупность качеств личности, выражающихся осознанным сопереживанием, отношением к человеку, как к основной ценности общества.

Задачи в педагогике делятся на группы:

  • Направленные на общий механизм формирования важнейших качеств, чувств, сознания;
  • Направленные на формирование конкретных, востребованных обществом моральных качеств.

Первая группа задач имеет постоянный характер, вторая является подвижной. На нее влияют существующие в реальности условия жизни, политическая система, нормативные правила поведения конкретного общества на определенном периоде исторического развития. Получается на любом историческом этапе задачи воспитания несколько отличаются, а нравственные идеалы постоянно изменяются.

Что такое нравственное воспитание

Нравственное воспитание — это помощь в приобретении тех добродетелей или нравственных привычек, которые помогут детям жить хорошо и в то же время стать продуктивными и полезными членами общества. Оно является важной частью школьной программы, поскольку помогает учащимся научиться делать правильный выбор и развить в себе чувство добра и зла. Нравственное воспитание должно включать в себя умственное и моральное развитие человека. Забота о нравственных добродетелях, таких как честность, ответственность и уважение к другим, является сферой нравственного воспитания

Забота о нравственных добродетелях, таких как честность, ответственность и уважение к другим, является сферой нравственного воспитания.

Понятие «нравственное воспитание» охватывает ряд связанных между собой тем, относящихся к этике, эстетике, когнитивной науке и истории философии. Эти темы связаны между собой интересом к приобретению людьми способности к моральным суждениям и пониманию моральных норм. Этики, как правило, сосредоточены на воспитании добродетелей и обучении моральной дискриминации

Эстетики уделяют внимание влиянию литературы на моральные способности людей. Когнитивисты склонны рассматривать траекторию развития моральных способностей

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Моральные ценности включают в себя такие факторы, как любовь к другим, помощь другим, уважение к другим, нравственность, честность и т.д.

Примеры нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: от занятий в классе, поощряющих коллективную работу и уважение, до программ общественной работы, способствующих развитию социальной ответственности.

Цель

Главная цель педагогов — воздействовать на учащихся путем убеждения, независимо от того, идет ли речь о воспитании характера или привитии ценностей. Нравственное воспитание должно способствовать не только развитию учащихся как личностей, но и укреплению социальной сплоченности общества. Слово «мораль» происходит от латинского корня (mos, moris) и означает кодекс или обычаи народа, «социальный клей», определяющий, как люди должны жить вместе.

Нравственное воспитание служит каналом передачи этических ценностей и принципов от одного поколения к другому. Оно обеспечивает преемственность и сохранение нравственных ценностей.

Методологическая основа нравственного воспитания

Основные методы

Существует множество различных способов преподавания нравственного воспитания в школе

В одних школах основное внимание уделяется воспитанию характера, в рамках которого учащиеся учатся честности, ответственности и другим положительным чертам характера. Другие школы используют более традиционный подход, рассказывая учащимся о различных теориях морали и предоставляя им возможность обсудить этические дилеммы

Какой бы подход ни использовался, учителю важно четко сформулировать свои ожидания и предоставить учащимся возможность практиковаться в выборе правильных решений. Нравственное воспитание не должно быть направлено на внушение учащимся определенных убеждений

Вместо этого необходимо помочь им развить навыки и знания, необходимые для принятия этических решений в их собственной жизни.

Быть для ребенка примером для подражания. Лучший способ научить ребенка нравственности — это быть для него хорошим примером. Дети учатся, подражая взрослым, которые их окружают, поэтому нужно стать для них примером. Если вы покажете, что вы ответственны, сострадательны и честны, ваш ребенок сможет подражать вам

В то же время поговорите с ребенком о важности этих моральных ценностей. Обсудите их значение и смысл, чтобы он мог понять их связь и то, как применять их в своей жизни.
Говорите об ответственности

Научите своего ребенка быть ответственным и отвечать за свои поступки. Таким образом, он сможет признать свои ошибки, научиться извиняться и заглаживать свою вину, если совершил что-то не так. Это поможет ребенку стать более стойким в трудных ситуациях. Это также учит их быть смелыми и способными постоять за себя. Поощряйте их в случае необходимости отстаивать свои права, чтобы укрепить уверенность и силу и изменить жизнь других людей к лучшему.
Научите уважению и состраданию. Ребенок должен общаться со своими одноклассниками и другими людьми из разных слоев общества. Научите их уважать и принимать людей независимо от их социального статуса, религии, национальности и убеждений. Подчеркните важность доброты и сострадания, чтобы помочь им установить хорошие, прочные отношения и дружбу. Делиться — это одна из форм заботы. Поэтому ребенок должен понимать необходимость делиться с теми, кто в этом нуждается. Поощряйте ребенка делиться игрушками с братьями и сестрами, книгами с одноклассниками или жертвовать продукты и одежду нуждающимся детям.
Поощряйте ребенка заниматься спортом. Занятия спортом могут укрепить моральные ценности. Командные виды спорта, такие как футбол, баскетбол и волейбол, могут научить ребенка сотрудничеству, спортивному мастерству, честности и уважению, чтобы он понял, как эти качества могут помочь ему победить. Физическое воспитание учит уважению разными способами. Она воспитывает уважение к правилам, соперникам. Дети учатся играть честно и уважать результат игры.
Рассказывайте истории, содержащие моральные уроки. Это отличный способ сблизиться с ребенком и одновременно развлечь его. Можно привести примеры историй честности, безусловной любви, трудолюбия и сострадания. Можете разрешить ребенку смотреть полезные телепередачи и фильмы, которые поднимают нравственные вопросы.
Открытые обсуждения и диалоги между родителями и детьми, учителями и учениками или взрослыми могут помочь развить понимание моральных вопросов и разрешить моральные дилеммы.
Поощрение добрых поступков и наказание за плохие способствует формированию нравственных навыков.

Ролевые игры, обсуждение этических дилемм, уроки воспитания характера — это распространенные способы нравственного воспитания. Такие мероприятия не только прививают моральные ценности, но и дают практический опыт, помогая учащимся понять, насколько эти ценности уместны в реальных жизненных ситуациях.

Формы и средства воспитания

Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов, выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:

каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;
метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;
для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
метод не должен быть шаблонным;
применение метода должно быть тактично и опосредованно;
при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;
важно предвидеть ожидаемые результаты;
все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.

Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.

Методы нравственного воспитания

Определение 1

Методы нравственного воспитания – это пути и способы формирова¬ния духовно-нравственного сознания, развития мораль¬ных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

К методам разностороннего воздействия на сознание, волю и чувства относятся мето¬ды формирования сознания личности. К ним относятся объяснение, увещевание, рассказ, доклад, лекция, разъяснение, диспут, внушение, пример.

Также к методам нравственного воспита¬ния относятся методы акцен-тирования ценности, про¬буждения адекватных эмоций, ценностных сопос-тавлений. Последователь¬ность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их осознание, эмоциональ¬ное приятие, включение в систему ценностных ориентаций индивида.

Эффективным в духовно-нравственном воспитании является метод совместного поиска, ко¬торый стимулирует человека в развитии его духовной жизни. Совме¬стный поиск содержит проблемную ситуацию (па¬радокс, сомнение, тайну и т.п.), позиции, мнения, пред¬положения, кото¬рые могут помочь разрешить эту ситу¬ацию.

Одной из эффективной форм воспитания могут быть чтение и анализ художественных произведений. На примере художественных произведений можно анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам, выделять позитивные и негативные черты характера героев. В художественных произведениях поднимаются проблемы любви к ближнему, дружбы, справедливости, честности, достоинства, красоты и неповторимости и др. То есть, на примере художественных произведений можно раскрыть суть общечеловеческих ценностей, отграничить положительные от отрицательных и объяснить ребенку, в чем между ними разница.

Большие возможности в нравственном воспитании имеют словесные методы обучения (объяснения, беседы, рассказы и др.).

Из практических методов эффективными для решения задач по нравственному воспитанию являются практические работы, которые обеспечивают включение в реальную, связанную с жизнью деятельность.

Таким образом, обобщение данных предоставляет возможность раскрыть нравственное воспитание как процесс усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование устойчивых моральных качеств, развитию нравственного чувства и навыков морального поведения. К методам нравственного воспитания относятся методы формирования сознания, методы убеждения, словесные методы, личный пример и др.

Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста

Для деток разного возраста упор нужно делать на разных моментах

Очень важно следующее:

Для самых маленьких – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
Для средних дошколят – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.

Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей, заставляют их стрессовать

Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.

Надо дать ему попробовать действовать правильно и рассказать, что это – именно оно: помощь, добро, поддержка, вежливость и т.д. Ведь часто получается, что уже взрослый человек говорит, что любит кого-то или что-то (маму, друзей, животных), но действием это не проявляет. А если любишь маму – сложи аккуратно свою одежду, застели постель и убери игрушки. Бабушке помоги найти лекарство и тапочки. Собаке смени воду в миске или насыпь корма.

Направления нравственного развития дошкольников

Определение 1 Нравственное развитие – это формирование у человека основных нравственных свойств, осмысленного восприятия собственной личности и ее места в социальной среде, понимания своего предназначения и потребности в непрерывном совершенствовании своей личности.

Нравственное развитие осуществляется в ходе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание – это усвоение индивидом основ нравственности, выработка нравственных ориентиров поведения, усвоение основ морального функционирования общества и привычек поведения, присущих ему.

Нравственное воспитание основывается на моральных нормах и принципах социального поведения. Оно отражает преемственность поколений и передачу социального опыта.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Рисунок 1. Нравственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если моральные нормы являются категорией социальной т.е. они отражают требования общества к поведению отдельной личности, соблюдению ею норм социального взаимодействия, то нравственность является категорией внутренней т.е. она является внутренним регулятором поведения личности. От того, насколько развит данный регулятор, зависит моральное поведение личности в социальной среде и ее общее развитие.

Нравственное воспитание начинается с раннего возраста ребенка. Это актуально потому, что сформированные привычки поведения в дошкольном возрасте, становятся устойчивыми основами поведения человека на протяжении всей его жизнедеятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 440 ₽ Реферат Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 280 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нравственное воспитание дошкольников нацелено на формирование самобытной личности, обладающей навыками социального взаимодействия и самоконтроля поведения. Ребенок должен научится контролировать свои действия и поступки, выражать мнения, учитывать потребности и интересы другого человека, выработать адекватную самооценку и выражать свое мнение и свои взгляды, а также конструктивно отстаивать свои интересы в обществе.

Нравственное развитие дошкольника ориентировано на формирование его нравственного облика. Основными направлениями нравственного развития дошкольника являются:

  1. Формирование личностных свойств воспитанника. Необходимо создать условия для раскрытия природных задатков личности и раскрытие ее потенциала.
  2. Моральное развитие личности. Здесь происходит формирование морального опыта жизнедеятельности дошкольника, освоение им опыта социального поведения и взаимодействия.
  3. Выработка адекватного отношения к окружающим: уважения чужого мнения и точки зрения, принятия чужой точки зрения, отличной от своей, в качестве верной, равноправия и равнозначности всех участников социальной сферы деятельности.
  4. Патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование гражданских качеств личности: любовь к Родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, осознание своей принадлежности к конкретной культуре.
  5. Усвоение этических норм поведения. Они отражают ценности социальной среды и правила поведения в обществе, являющиеся негласными. Они основаны на соотношении интересов личности и общества.

В дошкольном возрасте происходит выработка основ моральных суждений и оценок. Ребенок осмысливает их и учится применению в практической деятельности. Чтобы поведение ребенка формировалось на основе его обусловленности нравственными нормами, требуется организация системы нравственного воспитания, которая учитывает возрастные особенности развития дошкольников и ориентируется на социальное становление личности воспитанника и его всесторонне гуманистическое развитие.

Плюсы инклюзивного образования для детей с низкими показателями интеллекта

Французское слово inclusif переводится как «включающее в себя». Инклюзивное образование – это особым образом организованное учебное пространство, в котором вместе обучаются здоровые дети и дети, имеющие ограничения по здоровью. В наши дни такой вид образования получил большое распространение.

Плюсы инклюзии для детей с нарушенным интеллектом очевидны:

  1. ребенок получает возможность общаться со здоровыми сверстниками, наблюдать за их поведением, перенимать нормы морали;

  2. малыш чувствует себя частью коллектива, полноценным членом общества;

  3. у ребенка активно развиваются навыки общения, появляются друзья среди одноклассников;

  4. программа обучения выстроена таким образом, чтобы малыш с проблемами здоровья мог осваивать ее в удобном для себя режиме и темпе;

  5. кроха находится под контролем специально обученных педагогов;

  6. аттестат обычной школы позволит ребенку в дальнейшем успешно устроить свою жизнь, обучаться в колледже или вузе, приносить пользу обществу;

  7. у малыша повышается самооценка, поскольку он наглядно видит, что во многих ситуациях не отличается от других детей, а иногда даже превосходит их по способностям или личностным качествам.

Такая форма образования имеет преимущества и для здоровых ребятишек, они учатся понимать и принимать человека, вне зависимости от состояния его здоровья, становятся терпимее друг к другу, толерантнее, милосерднее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: