Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?
-
Составьте с ребенком вместе гибкий график
для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно. -
Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра.
Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно. -
Всегда будьте готовы помочь
. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу. -
Ничего не заставляйте делать.
Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать. -
Позволяйте чаду решать
– что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради. -
Чаще давайте взрослые поручения
, которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе). -
Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности
. Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире. -
Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем.
Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать. -
Снижайте накал своей гиперопеки.
Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.
Справляться с поражениями, разочарованиями и неудачами
Мы излишне защищаем детей. Как бамперы и перила. Мы стремимся уйти от риска, постоянно держим их в поле зрения в магазине, на улице, дома, по дороге в школу и обратно.
Мы хвалим детей на каждом шагу и встаем на их сторону в спорах со спортивными судьями и учителями, если те указывают на какие-то недостатки, а любое усилие называем отличным.
В трудную минуту мы вступаем в игру — доделываем задачи, продляем дедлайны, разговариваем с людьми. Мы правим домашние работы по математике, переписываем сочинения и редактируем за них их заявления.
Мы прокладываем им путь, выравниваем ямы и не даем споткнуться.
Из-за этого дети не понимают, что в жизни обычно не все идет так, как им хочется. И у них нет понимания, что успех приходит только к тем, кто пробует, терпит неудачу и опять пробует, и к тем, кто выдерживает неприятности.
Учиться можно только на ошибках. Пока речь не идет о здоровье и безопасности ребенка, позвольте ему рисковать и набивать шишки во время выполнения пугающих или сложных на вид дел.
Если что-то пойдет не так, сядьте рядом. Скажите, что видите, как ему больно. И помогите придумать, как в следующий раз получить другой результат.
Только не попадитесь в ловушку и не вините в отрицательных результатах других — плохого учителя, пристрастного судью, несправедливого тренера, подлого друга — и не пытайтесь взять дело в свои руки. Лучше объясните, что такие вещи иногда случаются, но все равно на многое можно повлиять, если постараться.
По материалам книги «Отпустите их»Картинки: источник
Освободить от контроля — позволить делать выбор
Родители — нервные и утомленные люди. По всей видимости, тревога заставляет нас постоянно проверять, сделан ли английский, что там с математикой и приготовила ли дочь себе одежду на завтра.
Но тотальный контроль — штука вредная. Вот, например, современные теории мотивации пришли к тому, что в основе желания действовать лежат три кита:
- автономия: ощущение, что ты сам решил сделать уроки
- компетентность: чувство, что я мастер 80 левела по уборке гостиной
- потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Васей друг другу доверяем, с него две фотожабы про коронавирус, и с меня две
Кроме того, исследования подтверждают, что чем больше человека давят проверками, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.
В итоге важно то, как мы ощущаем себя в мире: есть ли у нас чувство «я могу, я силен», есть ли свобода действовать без ежеминутной проверки, есть ли люди, которым мы можем предъявить результат. А взрослые могут этому способствовать — для начала хотя бы создав видимость желаемого: «Леночка, вижу ты сама взялась собирать робота
Ну да, ты в этом спец. Давай потом устроим выставку твоих роботов? Все-все, не мешаю…»
Дать время на свободную игру (и на то, чтобы валять дурака)
Есть версия, что для полноценного развития детей нужны высокие нагрузки, десять кружков, план на недели вперед. Психологи готовы поспорить: они заявляют, что самые важные внутренние качества, вроде независимости и стойкости перед лицом неудачи, формируются в обычной дворовой игре. Другими словами, бегая за чумазыми товарищами с мячом, человек не деградирует, а совсем наоборот — учится работать в команде, решать проблемы и укрепляет психику.
Профессор психологии в Бостонском колледже Питер Грей в своей книге «Свобода учиться», замечает любопытную корреляцию: чем меньше у детей времени на свободную игру, тем выше в обществе уровень детской депрессии и тревожных расстройств. Именно в игре у сверхзанятых детей появляется ощущение, что они могут управлять ходом событий: принимать решения и идти на риск.
Синдром «выученной беспомощности»
У детей, которым не позволяют проявлять самостоятельность, может сформироваться синдром «выученной беспомощности». Его причиной становится чрезмерная опека родителей, которые игнорируют желания чада сделать что-то самостоятельно – ведь зачастую это слишком долго и сложно! В итоге малыш на подсознании усваивает: «Что бы я ни делал, всё бесполезно» или «зачем напрягаться? Сейчас папа с мамой придут и все решат, все сделают!» Ребенок утрачивает смысл что-либо предпринимать и бороться с обстоятельствами – ведь его усилия ни к чему не приводят. О взрослении в такой ситуации не может быть и речи!
Чем опасно:
Негативные последствия подобного воспитания огромны – у ребенка развивается эмоциональная неустойчивость, робость, равнодушие и замкнутость. Он беспричинно испытывает ощущение вины, склонен к пессимизму и низкой самооценке, отличается отсутствием креативности и низким уровнем притязаний. Несомненно, что человек с такими качествами не может стать счастливым и добиться успеха в жизни.
Формирование детской самостоятельности в дошкольном возрасте
Формирование самостоятельности в возрасте дошкольного обучения связано с усвоением дошкольником различных видов деятельности. Постепенно через эту деятельность ребенок начинает проявлять свою собственную позицию. Если поначалу самостоятельность ребенка проявляется в действиях репродуктивного характера, то постепенно она перерастает в творческую инициативность.
Сознание ребенка начинает работать более ясно, он стремиться контролировать самого себя и оценивает свои действия. Причем разные виды деятельности оказывают влияние на разные аспекты этой стороны личности.
Например, игровая деятельность дает возможность формировать у ребенка инициативу и активность. Многие научные исследования описывают разные подходы к игре с детьми.
Например, М.И. Лисина описывает сущность игры, как формы общения. Д.Б. Эльконин воспринимает игру, как способ овладения деятельностью взрослых людей. Ж.Пиаже пишет о том, что игра есть проявление развития умственных способностей ребенка.
Все эти подходы, сосредотачиваясь на одной из сторон игры, недостаточно полно описывают сущность детских игр в целом.
Как приучить ребенка к самостоятельности в 4 года?
Четыре годика – это уже возраст некоторой осознанности ребенка. И в этом возрасте с ним уже можно вдумчиво разговаривать, пояснять, рассказывать о причинах и последствиях, а также об опасностях.
Не менее важно учить тодлера достигать целей и отстаивать свое мнение. Также следует приучать детей не пасовать перед небольшими трудностями, обращаться за помощью, когда это необходимо
Вот что могут делать родители:
- давать крохе навыки, приучить его самостоятельно: одеваться, застегивать/завязывать ботинки, мыть тарелки, убирать со стола, убирать в комнате, мыть пол, резать овощи на салат и так далее;
- разрешать ему (в меру разумного) делать то, что он хочет, самому;
- отводить больше времени на сборы в сад, одевание, столько, сколько нужно сыну или дочери, чтобы собраться без посторонней помощи;
- не переделывать за дошкольника сделанные им (не совсем идеально) дела, по крайней мере, у него на глазах;
- давать крохе посильные задачи;
- хвалить ребенка и всегда благодарить его за любую помощь;
- обращаться к нему за помощью.
Не подрезайте крылья
Исследования подтверждают, что успеха в жизни добиваются те люди, которым в детстве позволяли проявлять смелость и предприимчивость. Но эти качества плохо сочетаются со столь милым родительскому сердцу послушанием! Скорее такие дети склонны к упрямству, хвастовству и самоуверенности. И задача родителей – осознать простой факт: независимо от того, нравятся им или не нравятся подобные черты характера, но именно они являются верными помощниками в достижении будущих побед и жизненных успехов. Конечно, послушный ребенок удобен, но, сломав в нем задатки предприимчивости, вы рискуете вырастить хорошего и скромного человека, но при этом покорного чужой воле и неспособного защитить себя и близких. Не лишайте своих детей надежды на будущий жизненный успех!
Как правильно:
Стоит придерживаться золотой середины – объясняйте малышу правила поведения в обществе и дома, учите принимать во внимание чувства и потребности других людей и поступать по совести, но при этом не давите авторитетом – отсутствие уверенности в себе приводит к неумению брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Естественное желание каждого родителя – видеть своего ребенка счастливым
И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы
Естественное желание каждого родителя – видеть своего ребенка счастливым. И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы.
Воспитание самостоятельности у детей: практические советы
Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.
Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:
Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты
Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например
Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.
Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.
Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:
- 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
- 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
- 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
- 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
- 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
- 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
- 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было. Как оставлять ребенка одного дома?
- 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
- 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».
Что делать, если момент в развитии самостоятельности ребёнка упущен?
Советов, как прививать ребёнку навык самостоятельности, очень много. Большинство из них сводятся к тому, что нужно с самого раннего возраста постепенно доверять ребёнку всё больше обязанностей и давать ему возможность ошибаться. Чем старше ребёнок, тем больше у него должно быть обязанностей и меньше контроля со стороны родителей.
Но что делать, если ребёнку уже 8, 10 или даже 15 лет, а признаки самостоятельности отсутствуют? Методы угроз, запугиваний, наказаний или нравоучительные лекции здесь уже не сработают, потому что время упущено и потому, что поведением управляет мозг:
НО! Самостоятельность – это навык, который можно развить в любом возрасте.
И первая задача – изменить установки мозга, научить его работать по-другому. Как это сделать?
На программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, в первую очередь на курсе коррекции «Успешный Старт», дети не только решают проблемы с обучением, но и меняют своё поведение. Они становятся более дисциплинированными, ответственными, у них развивается самостоятельность, появляется желание учиться.
Такой результат достигается за счёт выполнения специальных психофизических упражнений и графокоррекции, которые направлены на формирование в мозге новых нейронных связей, повышение ресурсного состояния. Такие упражнения положительно воздействуют на мозг, интеллект, центральную и нервную систему, что автоматически отражается и на общем состоянии человека.
А главное, на программе коррекции «Успешный Старт» создаётся ситуация успеха. Ребёнок, который на протяжении долгих лет испытывал трудности с обучением, не был самостоятельным, уже через несколько дней курса меняется буквально на глазах. Дети сами отказываются от гаджетов и самостоятельно начинают заниматься дополнительно!
Курс коррекции «Успешный Старт» можно пройти только в очном формате, поэтому его участникам надо приезжать в Москву в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе. Коррекцию проводит лично учитель-дефектолог Татьяна Валерьевна Гогуадзе.
Однако Центр запустил новую онлайн-программу, которая позволяет сформировать самостоятельность у ребенка. Это программа онлайн-сопровождения «Тренируйся и учись!». Такое онлайн-сопровождение предполагает самостоятельную работу ребёнка в домашних условиях и выполнение психофизических упражнений под руководством тренера и куратора программы в режиме онлайн. Куратор даёт обратную связь и рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе ребёнка.
Подробнее, как организовано онлайн-сопровождение, можно узнать из этих материалов:
- Что такое онлайн-сопровождение.
- Как проходит программа онлайн-сопровождения?
- Онлайн-сопровождение: рекомендации родителям.
Ключевое отличие программы «Тренируйся и учись!» в том, что две тренировки в неделю проходят под руководством тренера Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе. Предусмотрены занятия графокоррекцией, а раз в неделю участники собираются вместе онлайн и обсуждают итоги недели лично с экспертом-аналитиком, коучем Татьяной Гогуадзе.
Каких результатов добиваются дети на программе «Тренируйся и учись!»? Об это лучше всего рассказывают отзывы самих участников:
И ваши дети могут добиться таких же результатов! Записывайтесь на программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе и научите своего ребёнка быть самостоятельным.
Справляться со своими задачами, работой и сроками
Мы напоминаем детям, когда сдавать работу и когда за нее взяться, а иногда просто делаем все за них. Сегодня уже никого не удивляет, что родители присматривают за каждым домашним заданием или нанимают для этого репетиторов, составляют для ребенка графики занятий, секций и кружков.
Из-за этого дети не знают, как определять приоритеты, справляться с объемом работы и укладываться в сроки без регулярных напоминаний.
Тотальный контроль и гиперопека приводят к тому, что у ребенка возникает чувство зависимости и бессилия, ощущение, что он просто не в состоянии справиться самостоятельно.
Ребенок должен уметь составлять планы (и следовать им), видеть разницу между важными и второстепенными делами, грамотно распределять свое время, делить крупные задачи на более мелкие, простые действия. Ваша обязанность — научить его этому, а потом отойти в сторону.
Игры и игрушки в 4-5 лет
Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.
Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.
Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.
Ранний возраст ребенка — это очень ответственное время, ведь именно в этот период начинает формироваться его характер, способности и умения. И именно от родителей зависит, какое будущее впоследствии ждет их малыша: станет ли он успешным, уверенным в себе человеком, умеющим добиваться поставленных целей, или всю жизнь просидит на «вторых ролях», пасуя перед любыми жизненными трудностями.
О том, насколько важную роль играет в этом умение взрослых поддержать детскую инициативу и предоставить свободу действий, рассказывает психолог и детская писательница .
Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей
В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».
Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.
- Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
- Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
- Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
- Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
- Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.
Самостоятельность ребенка в 3 года
В 3 годика кроха уже прошел в основном процесс сепарации от папы и мамы. Он уже многое умеет сам – уверенно двигаться, говорить, кушать, играть. И период с 3 до 5 лет важен для него тем, что сейчас как раз должна сформироваться его независимость. Чадо должно научиться принимать решения и действовать, с оглядкой на себя, свое мнение, свои возможности. Кризисы 3-х лет тоже «добавят жару» родителям
И здесь важно набраться терпения, ведь крики «Я сам!» вы будете слышать очень часто
Сейчас родители просто обязаны поощрять самостоятельность, и не ругать за «самодеятельность», даже если последствия иногда не особо радуют. И даже если сын, например, решил украсить узорами шкаф, и разрисовал его фломастерами (реальный случай в одной семье), ругать его за это не нужно. Стоит объяснить, почему так не надо больше делать. Дать альтернативные поверхности для творчества. Но и похвалить тоже надо не забыть, за самостоятельную работу.
Если же ругать, порицать, запрещать, то в дальнейшем это будет останавливать ребенка от принятия самостоятельных решений. И убьет в нем, фактически, всю инициативность. Развитие самостоятельности в ролевых играх — еще одни хороший способ.