Сензитивные периоды в речевом развитии ребенка

Как научить ребенка говорить

Когда нужна помощь специалистов

Во время обнаружившаяся проблема и правильные способы её решения помогут предотвратить дальнейшее отставание ребёнка. Необходимо запастись терпением, нацелиться на положительный результат и дать своему ребёнку шанс безболезненно войти в социальный мир и научиться существовать в нём.

Поводы начать работу над развитием речи совместно с логопедом, неврологом и другими специалистами:

  • после 8 месяцев малыш не реагирует на обращения к нему;
  • появляется гнусавость голоса;
  • не хватает воздуха, чтобы закончить фразу;
  • во время разговора идёт повышенное слюноотделение;
  • в 2 года ребёнок говорит только слогами;
  • в 3 года ребёнок всё ещё стремится говорить только простыми словами;
  • в 4 года не выработано чувство слога и искажены слова.

Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения

Дети-молчуны аналогично встречаются и в три, и даже в четыре года (конечно, гораздо реже, чем двухлетние). Здесь уже малыша нужно обязательно показать специалисту (лору, неврологу, психологу, логопеду), и если со здоровьем всё в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

Основные рекомендации для родителей следующие:

  1. Постоянный диалог в ребёнком. Даже если он не может полноценно ответить, нужно подталкивать его к выражению мысли. К примеру, перед прогулкой, нужно спрашивать малыша, какие игрушки он хочет с собой взять. Причём игрушки должны находиться далеко, чтобы кроха не указал на них жестом. В беседе с сыном или дочкой нужно задать вопросы, не предполагающие односложного ответа.
  2. Постоянное общение со сверстниками. Малоразговорчивому ребёнку особенно полезно посещать детский сад, ведь это дома родители понимают его с полуслова, в коллективе же, встретив непонимание со стороны окружающих детей, малыш скорее заговорит.

  3. Расширение кругозора. Это посещение новых мест, комментарии взрослых по поводу увиденного.
  4. Игра в ассоциации. Дома или на прогулке мама загадывает предмет в пределах видимости малыша и описывает его признаки, например, «я вижу большую металлическую белую… (машину)». Ребёнок должен назвать предмет.
  5. Продолжается чтение книг (кроха знакомится с новыми словами, понятиями), занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Малышу 3–4 лет можно предлагать такие речевые игры:

  1. «Шаги». На каждый шаг ребёнок называет по одному слову на определённую тематику: животные, овощи, фрукты, птицы, съедобное, круглое, летающее, плавающее и пр.

  2. «Третий лишний». Взрослый называет четыре слова, малыша должен выбрать и назвать лишнее (например, тарелка, чашка, ложка, чай или кошка, собака, мышь, ворона).
  3. «Телефон». Мама предлагает ребёнку поговорить по игрушечному телефону: малышу нравится ощущать себя взрослым, и он охотно поддержит игру, отвечая в трубку на вопросы взрослого.

  4. Ролевая игра. Куклу или плюшевого мишку нужно научить правильно произносить какой-то звук, затем слог и, наконец, целое слово.

Как развивается речь до года. Норма и задержка

В возрасте до одного года начинает формироваться понимание речи. Ребенок устанавливает связь между предметом и обозначающим его словом. После нескольких повторений и показа предмета он сам отыскивает его после вопроса взрослого («Где часы?», «Где собачка?»).

До 12 месяцев активный словарь малыша насчитывает 15-20 слов, а пассивный – до 250 и более.

Причины «долгого молчания», не связанные с состоянием здоровья

  • Генетика. Возможно, один из родителей долго не начинал говорить. Может сработать наследственный фактор
  • Личные способности. Здесь играет роль не только генетика. Чем больше родители общаются с ребенком и развивают его, тем больше у него интерес к изучению всего нового. Если ребенок много времени проводит один в манеже, сидит один напротив телевизора, то развитие речи существенно замедляется, пассивный и активный словарь не развиваются.
  • Половая принадлежность. В большинстве случаев девочки начинают говорить раньше, и их словарь растет быстрее. При этом мальчики начинают говорить позже, но более осмысленно, легче переходят на простейшие фразы
  • Зачем напрягаться? Если родители по одному взгляду, указующему пальцу и выразительному «Ы»  определяют, что нужно любимому чаду, то зачем учиться говорить в принципе?
  • Стресс. Долгое отсутствие мамы, переезд, ссоры, громкие пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его, сделать замкнутым и молчаливым на долгое время.

Как вызывать речь у неговорящего ребенка до 1 года

Игры на подражание у ребенка до 1 года

«Вынимаем из ведра». Показать ребенку, как можно по одному доставать из ведра (из коробки, из корзинки) кубики, шарики, мелкие игрушки. Побуждать его к повторению действий взрослого.

«Пирамидка». Снимать кольца с пирамидки, приговаривая «Так! Так!», побуждая ребенка к повторению.

Игры на развитие понимания речи до 1 года

«Прятки». Закрыть голову малыша, сидящего перед зеркалом, платком. Спросить: «Где Коля?», снять платок: «Вот Коля!»

«Ай, да мячик!». Поиграть с мячиком, отбивая его об пол, катая и бросая вверх. Покатить мячик, спрашивая малыша «Где?», «Кати!», «Дай!».

«Игрушка и картинка». Показать картинку с изображением машинки, затем показать игрушечную машинку. Спросить: «Где машинка?», пусть малыш покажет и игрушку, и картинку.

Игры на активизацию речи до 1 года

«Пришла собачка». Спрятать под легким платком игрушку, «найти» ее, эмоционально сняв накидку. «Где собачка?» — поднести к ребенку игрушку, — «Ав-ав!». Побуждать малыша к звукоподражанию. «Скажи собачке : «Иди!»

«У медведя дом большой». Развести ручки малыша шире: «У медведя дом большой! Ой-ой-ой!», свести их друг с другом: «А у зайца маленький! Ай-ай-ай!». «Наш медведь пошел домой! Топ-топ-топ! Заинька лег баиньки! Баю-бай!» Побуждать ребенка к договариванию междометий (ой, ай, топ-топ, баю-бай).

«Труба». «Мы пришли и сели, играем на трубе!», дуем в игрушечную трубу: «Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Можно вместо трубы сжать руки в кулак и поднести их к губам.

Важно начать обследование с консультации педиатра. Врач оценит состояние здоровья малыша, направит при необходимости к профильным специалистам

Обязательно нужно на приеме отоларинголога исключить повреждения слуха, так как у плохо слышащего ребенка речь не развивается даже при здоровой нервной системе и правильно развитых органах артикуляции

Этапы развития речи у ребенка

Каждый человек с самого рождения проходит в своей жизни определенные этапы или стадии, так же обстоит дело и в освоении речи.

Итак, первая стадия – воспроизводство первых звукосочетаний, в народе еще закрепилось своеобразное  название данного этапа — «гуление», в среднем наблюдается в 2-3 месяца.

Переход из первой стадии во вторую происходит в 5 -7 месяцев,когда звукосочетания становятся более отчетливыми.

Третья стадия наступает, если ребенок уже может произносить короткие слова с повторяющимися звукосочетаниями, такие как: «мама», «папа» и так далее, при этом слабо еще соотнося их с определенными объектами.

А вот после 9 месяцев, ребенок уже начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл.

Примерно к году, ребенок владеет от 3 до 10 «слого-слов» , и дальше багаж знаний пополняется стремительно быстро. После полутора лет ребенок уже вполне может изъясняться простыми предложениями.

В два годика – ему покоряются языковые нюансы, приобретается умение сочетать слова с предлогами и употреблять их в правильном порядке.

Если вы из числа тех, кто стремится, как можно раньше развить определенные навыки своего малыша, а ваш ребенок все никак не заговорит, то тогда эта статья именно для вас.

10 способов научить ребёнка разговаривать в домашних условиях

Самый действенный и основный способ – говорить с ребёнком – как можно чаще и больше. Педиатры рекомендуют общаться с ребёнком ещё до его рождения. Речь взрослого должна быть выразительной, так как груднички воспринимают её на эмоциональном уровне. Научить говорить ребёнка в 1 год можно посредством отказа от языка жестов и полном переходе на словесное общение. Используйте короткие и понятные предложения, не коверкайте слова. Говорите так, чтобы ребёнок мог наблюдать за движениями губ и пытаться самостоятельно их применять для своей речи.

Развивать мелкую моторику. Стимулирование нервных окончаний на пальцах рук положительно влияет на развитие речи. Для этого способа подходят любые упражнения, которые задействуют моторику мелких мышц: перебирание крупы, игры с массажными мячиками, нанизывание бусин на верёвочку. (Можно сделать отсылку к статье про развитие мелкой моторики, написав, например, «Подробнее можно узнать здесь».) Занятия на развитие мелкой моторики позволят научить двухлетнего ребёнка разговаривать как можно раньше.
Расширять словарный запас. Дома, на улице, в магазине, на природе показывайте и называйте ребёнку названия окружающих предметов. На его вопросы доступным языком объясняйте значение тех или иных предметов, стараясь не перегружать мозг ребёнка сложными терминами. Это естественный и не затратный способ быстро научить говорить в 2 года своего ребёнка.
Читать книги. Детям очень нравится рассматривать яркие, красочные картинки. Читайте ребёнку книгу, параллельно показывая на персонажей, например, колобка, лису, зайца. Одновременное зрительное и слуховое восприятие помогут быстрее запоминать слова и научиться их проговаривать. Уделяйте время для этого занятия каждый день, чтобы развить у своего ребёнка эту полезную привычку.
Петь песни. Не меньше, чем книги, дети обожают песни. Пойте вместе с ребёнком его любимые песенки, разучивайте новые композиции, которые придутся ему по душе. Помимо стимуляции речевого аппарата, вы обеспечите и себя, и малыша хорошим настроением.
Не понимать язык жестов. Если ваш ребёнок часто использует жесты, заменяя ими слова, необходимо простимулировать его к обратному. В очередной раз, когда малыш будет показывать пальчиком на что-то, сделайте вид, что не понимаете его. Попытайтесь вывести на диалог, задавая наводящие вопросы, но не доводите ребёнка до истерики, если он пока не готов к такому способу общения.
Брать хитростью. Читая хорошо знакомую книгу, намеренно заменяйте слова, например: «Сяду на пенёк, съем горшок (вместо «пирожок»)». Этот приём воодушевит вашего ребёнка внимательно вслушиваться в речь, чтобы и в следующий раз подсказать, как правильно. Способ прекрасно подходит для того, чтобы научить говорить ребёнка в 3 года, так как к этому возрасту дети активно интересуются литературными произведениями.
Повторять друг за другом. В качестве игры повторите за малышом слоги, которые он произносит, а затем предложите свой вариант. Ребёнок с радостью включится в это занятие и будет стараться выдавать ещё больше новых слогов.
Убрать отвлекающие факторы. Беспрестанно работающий телевизор или компьютер с мультиками заглушит любые ваши попытки выйти на диалог. Ребёнку необходимо слышать живую, чистую, правильную речь взрослого

Чтобы научить чадо говорить в 4 года, следует придерживаться ограничений по времени для просмотра мультфильмов.
Проявлять внимание. Отбросьте все дела, когда ребёнок подойдёт к вам, чтобы рассказать что-то интересное

Внимательно слушайте его, задавайте вопросы, удивляйтесь и всячески показывайте свою заинтересованность. Этим вы простимулируете желание делиться с вами всем, что придёт в голову и что захочется рассказать. Взаимный диалог возможен и необходим даже с маленьким ребёнком, ведь он поможет быстро научить разговаривать.

Коррекционная работа при моторной алалии

Моторная алалия характеризуется недоразвитием экспрессивной речи или ее отсутствием, в этом случае занятия со специалистом будут направлены на то, чтобы запустить речь. Подготовительный этап логопедической работы нацелен на вызывание речевых звуков, использования высоты, силы голоса, ее ритмико-интонационных компонентов. Для этого применяют метод «пропевания» гласных при слиянии звуков в слоги, либо изолированно. Параллельно используются пальчиковые упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Коррекционная деятельность, проводимая на основном этапе, основана на:

  • развитии и расширении пассивного словаря;
  • активизации новых слов;
  • формировании грамматической стороны речи;
  • формировании фразовой речи;
  • развитии связной речи.

В дальнейшем необходимо будет проводить коррекцию звукопроизношения. Эта работа проводится в рамках формирования грамматического строя.

Вызывание речи у неговорящих детей с моторной алалией, также как и с сенсорной, проводится в несколько этапов от простого к сложному, но с одним отличием: потребность в общении в детей это группы не нарушена, поэтому метод «информационного голода» в этом случае не используется. Напротив, ребенок с моторной алалией нуждается в качественно новой информации.

Как помочь ребенку с освоением речи – 12 советов

Ниже будут приведены самые разные советы по развитию речи ребенка, проверенные родителями. На их основании можно выстроить собственную методику, позволяющую рано научить кроху говорению. При этом понятие «рано» весьма условно. Чем раньше маленький человечек начнет формировать, а затем совершенствовать речевые навыки, тем легче в дальнейшем сможет общаться с окружающими, учиться в школе.

Важно с рождения окружить ребенка постоянным, активным речевым фоном. Можно проговаривать каждое свое действие («сейчас мы наденем кофточку, шапочку, штанишки и пойдем гулять»)

Так он постепенно начнет соотносить предметы с действиями и последствиями этих действий. Называем все предметы, которые окружают ребенка («это мячик, он прыгает», «это подушка, на ней головка будет отдыхать»). Когда малыш немного подрастет (после года), учим его классифицировать предметы вокруг себя (мячик, машинка, погремушка – это игрушки; курица, ворона, гусь, воробей – это птички; кашка, хлеб, супчик – это еда). При этом побуждаем малыша к говорению наводящими вопросами («а кто еще – птичка?», «А что здесь еще – еда?»).
Полезно на каждое действие (купание, прогулка, переодевание, игра, кормление) подобрать или придумать подходящее веселое четверостишие. Ритмично организованная речь развивает чувство ритма крохи, что поможет ему в дальнейшем сформировать правильную ритмику своей речи.
Не нужно делать малыша патологически зависимым от соски-пустышки. Доказано, что, чем дольше она пребывает во рту ребенка, тем меньше развивается его артикуляционный аппарат (зачем издавать какие-то звуки, когда приятнее просто сосать), тем больше шансов сформировать неправильный прикус, который будет способствовать развитию дефектов речи.
Показываем крохе, что где в доме находится. Постепенно он запомнит расположение предметов, начнет сам показывать их пальчиком (когда утверждение «это полка» будет заменено вопросом: «где полка»?), а затем научится сам называть эти предметы.
Здорово помочь ребенку в развитии речи может игра в зоопарк. Показываем ему, как «говорит» собачка, кошечка, слоник, сова, мышка и т. д., просим повторить. Игра будет более наглядной, если купить ребенку игрушки в виде таких животных. А чтобы он мог убедиться, что все повторяет за мамой в точности, играть лучше около зеркала.
Общаясь с крохой, нужно разговаривать с ним как с равным: не сюсюкать, коверкая слова, но и не выражаться заумными для него понятиями. Малыш должен ощущать себя равноправным участником общения. Поэтому новые для него слова (действия, качества, признаки) объясняем всегда с использованием тех слов, которые он уже понимает.
Пополнению багажа знаний – а значит, и лексики – способствует общение в форме сказки. Например: «Растет на грядке румяная морковка. Каждое утро здоровается с ней ее краснощекий сосед, помидор. Утром они умываются прохладной росой и вместе ждут, когда сядет солнышко и их польют…».
Очень важно много читать ребенку. Из книг он может узнать массу новых слов, которые в обычной жизни в семье не произносятся. К тому же, чтение развивает фантазию, абстрактное мышление и память. А это – залог успешного обучения в школе.
Поможет учить маленького ребенка разговаривать игра «Непонимайка». Если мама «не понимает», на что показывает или чего требует малыш жестами или плачем, ему придется объясняться с помощью речи. Родители могут помочь ему наводящими вопросами.
Важно всегда отвечать на вопросы юного незнайки, даже если они повторяются по сто раз на дню. Так он запоминает сказанное, развивает интерес к познаванию окружающей реальности.
То же касается и обратной стороны дела: всегда проявляйте неподдельный интерес к тому, что хочет рассказать сам малыш. Поддерживайте его желание поделиться с нами какой-то информацией: слушайте внимательно, радуйтесь с ним, удивляйтесь, восхищайтесь, спрашивайте, хвалите! Такое общение должно наполняться максимумом эмоций и интонаций, чтобы ребенок мог научиться и этой стороне коммуникации.
Разговаривая с ребенком, всегда стройте предложения и употребляйте слова грамотно. Именно так мы помогаем ребенку научиться говорить правильно, ведь он будет неосознанно брать с нас пример.

Соответствующая среда

Все эти процессы происходят своевременно, только если ребенок находится в соответствующих условиях: вокруг него постоянно разговаривают, побуждают его отвечать, спрашивать, заинтересовывают в том, чтобы изучать окружающую действительность, помогают совершенствовать речевой аппарат.

Важно помнить, что малыш накапливает пассивный словарный запас с первых дней жизни. Это пригодится ему после двух лет, когда артикуляционный аппарат достаточно созреет для проговаривания слов

Если ребенок лишен необходимых для развития речевых навыков условий, ему сложно самому достичь успехов своевременно. Практически неизбежно кроха начнет отставать. Пытаться исправлять ситуацию в 5 лет или даже в 4 бывает достаточно поздно, потому как сроки, необходимые для естественного формирования речевых и познавательных функций, уже сильно упущены.

Поэтому чтобы годам к 4 не возникло вопроса, что делать, если ребенок не разговаривает, развивать речь малыша нужно практически с рождения. Пусть пока он не понимает смысла сказанного, он слышит голос, видит артикуляцию говорящего, улавливает интонации. Все это тоже составляющие речевого развития.

Став родителями, мы не только постепенно учим ребенка разным навыкам, но и сами постоянно учимся чему-то для наших детей: как понять, что нужно малышу, как правильно выстроить его режим, как распознать недуг, как научить своего ребенка разговаривать своевременно. Последний вопрос, пожалуй, наиболее актуален, ведь речь – важнейшее средство взаимодействия человека с другими членами общества.

Прогнозирование и меры коррекции

Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.

Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.

Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.

Классификация нарушений

Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:

Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи)
Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании

Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.

Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития

Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.

В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.

Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.

Задачи речевого развития

На всех этапах взросления ребенок осваивает разные уровни устного взаимодействия: лепет малыша нескольких месяцев от роду, первые слова и предложения у детей старшего возраста.

Какие задачи выполняются при речевом развитии:

  • овладеть родной речью как инструментом для общения и обучения;
  • обогатить запас слов (знать и применять много слов);
  • научиться внятно и правильно говорить, вести диалог;
  • обучиться культуре общения (выслушивать оппонента, не перебивать, последовательно выражать свои мысли);
  • познакомиться с азами речевого творчества (пересказом, составлением рассказов, сюжетов о своих впечатлениях об увиденном явлении);
  • слушать и понимать сказки, истории из детской литературы;
  • запоминать правильные языковые конструкции для будущего обучения грамоте.

Что считается нормой развития речи ребенка до 1 года

каждый ребенок индивидуален, у него свои начальные речевые возможности, поэтому стопроцентное попадание в требования и нормы встречается редко.

Есть дети, которые развиваются быстрее нормы, а некоторые — медленнее. В итоге и те, и другие одинаково овладевают речью. Важнее понимать, что ребенок обязательно пройдет через ВСЕ нижеперечисленные шаги развития. Если на одном этапе он задержался дольше, то это не значит, что он может следующий этап «проскочить».  Поэтому к информации о нормах надо относиться, как к ориентиру – на каком мы сейчас этапе, что и когда необходимо ожидать дальше?

Более подробно о нормах развития речи смотрите здесь.

  • 2 месяца – ребенок кричит с разной интонацией. Опытные мамы умеют определять, «о чем» кричит их ребенок. При виде мамы у малыша возникает «комплекс оживления», когда он интенсивно двигает ручками и ножками и издает звуки: аа, э, кг, гх, гы. Может осчастливить вас улыбкой в ответ на ласковую интонацию.
  • 4 месяца – гулит: гы, га, эга. Громко хохочет, плачет со слезами.
  • 6-8 месяцев  – лопочет. Повторяет один и тот же слог. Ба-ба-ба, на-на-на, ля-ля-ля.
  • 12 месяцев – ребенок понимает свое имя. Понимает вопрос «Где мама?» и осмысленно называет близких людей (мама, папа, деда).  Понимает слово «Дай» и использует в речи это слово. Понимает слово «Нет», может его сказать или просто отрицательно покачать головой.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: