МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Предназначается для оценки логического мыш ления. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 ло гические посылки, в которых буквы находятся в ка ких то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся меж ду собой буквы, стоящие под чертой. Время реше ния 5 минут.
Инструкция:
вам предложены 18 логических за дач, каждая из которых имеет 2 посылки. Время ре шения задач — 5 минут.
Стимульный материал
Таблица 49
Продолжение таблицы 49
2. А меньше Б в 10 раз |
6. А больше Б в 9 раз |
|
Б меньше В в 12 раз |
||
Б больше В в 6 раз |
||
7. А больше Б в 6 раз |
||
Б больше В в 7 раз |
||
3. А больше Б в 3 раза |
||
Б меньше В в 6 раз |
||
8. А меньше Б в 3 раза |
||
4. А больше Б в 4 раза |
||
Б больше В в 5 раз |
||
Б меньше В в 3 раза |
||
9. А меньше Б в 10 раз |
14. А меньше Б в 5 раз |
|
Б больше В в 3 раза |
Б больше В в 2 раза |
|
10. А меньше Б в 2 раза |
15. А больше Б в 4 раза |
|
Б больше В в 8 раз |
Б меньше В в 3 раза |
|
11. А меньше Б в 3 раза |
16. А меньше Б в 3 раза |
|
Б больше В в 4 раза |
Б больше В в 3 раза |
|
12. А больше Б в 2 раза |
17. А больше Б в 4 раза |
|
Б меньше В в 5 раз |
Б меньше В в 7 раз |
|
13. А меньше Б в 5 раз |
18. А больше Б в 3 раза |
|
Б больше В в 6 раз |
Б меньше В в 5 раз |
|
Оценка производится по количеству правильных ответов. Норма взрослого человека — 10 и более.
Процедура тестирования «Заучивание 10 слов»
Составление списка для запоминания
Экспериментатор самостоятельно формулирует набор слов для работы, учитывая ряд важных нюансов:
- слова должны быть по возможности знакомы испытуемому (так не возникнет проволочек, связанных с осмыслением неизвестного образца, а также желания задать вопрос взрослому);
- не стоит включать связанные между собой понятия («малина» и «ягода», например);
- слова не должны быть длинными: 5–6 букв — предел;
- если у организатора дефект речи, то в список не следует включать образцы, произнесение которых — следовательно, и восприятие ребёнком — может вызвать затруднение.
Примеры наборов слов для запоминания:
- Ряд, мир, пир, гора, тога, вода, сват, окно, огонь, снег.
- Огонь, дом, трава, спирт, море, игра, конь, гриб, брат, игла.
- Слон, код, плот, стул, снег, озеро, дверь, кот, нить, блок.
Организация диагностики
Исследование «Заучивание 10 слов» удобно тем, что никакого специального оборудования или материала для его проведения не понадобится. Единственное строгое требование — соблюдение тишины в процессе работы с испытуемым. Это касается и отсутствия шумов извне, и лишних реплик участников тестирования. Работа с ребёнком происходит один на один.
Алгоритм проведения теста:
- Взрослый объясняет: «Я тебе назову несколько слов, их нужно запомнить и повторить те, что зафиксировал в голове. Можно не по порядку».
- Экспериментатор не спеша зачитывает образцы, после чего ребёнок повторяет услышанное.
- Организатор делает отметки в протоколе — под каждым правильно названным испытуемым словом ставит «+».
- Затем опять следует пояснение со стороны взрослого: «Сейчас я снова зачитаю этот же ряд слов, ты должен повторить все, которые запомнишь».
- Далее работа строится так же, как описано в пунктах 2–3.
- В 3, 4 и 5 разы экспериментатор перечисляет набор слов, но уже без дополнительных пояснений, лишь говорит: «Ещё раз». На каждом этапе делаются соответствующие отметки в протоколе.
- После этого в течение 50–60 минут выполняются другие тесты с ребёнком или испытуемый играет в спокойные игры (собирает кубики, решает ребусы и так далее), читает сам или вместе со взрослым.
- По прошествии часа экспериментатор, не зачитывая образцы, просит тестируемого последний раз назвать слова, которые тот запомнил, и отмечает результаты в протоколе.
Важно учесть, что если испытуемый называет лишнее слово, то нужно сделать отметку об этом. Когда неверный образец ребёнок говорит не раз, его следует не только записать, но и выставить количество повторений. В перерыве между этапами тестирования ребёнок может заняться несложными играми
В перерыве между этапами тестирования ребёнок может заняться несложными играми
МЕТОДИКА «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»
Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуаль но, так и в группе.
Содержание методики: обследуемому предлага ется на бланке 20 пар слов, отношения между кото рыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате «Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. После того как испытуемый определит отношения между словами в паре, ему надо найти аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обвести кружком соот ветствующую цифру. Время выполнения работы 3 мин. Оценка производится по количеству правиль
ных ответов.
Стимульный материал
Овца — стадо |
Свет — темнота |
||
Малина — ягода |
Отравление — смерть |
||
Море — океан |
Враг — неприятель |
||
Глава 4.
Методики для оценки логики мышления
Испуг — бегство |
Инструкция: |
||||
Физика — наука |
в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, име |
||||
ют какое то отношение к стоящему перед скобка |
|||||
Правильно — верно |
|||||
ми. Выберите только 2 и подчеркните их. |
|||||
Грядка — огород |
Слова в задачах подобраны таким образом, что |
||||
обследуемый должен продемонстрировать свою |
|||||
Пара — два |
способность уловить абстрактное значение тех или |
||||
иных понятий и отказаться от более легкого, бро |
|||||
Слово — фраза |
|||||
сающегося в глаза, но неверного способа решения, |
|||||
при котором вместо существенных выделяются |
|||||
Бодрый — вялый |
|||||
частные, конкретно ситуационные признаки. |
|||||
Свобода — воля |
|||||
Стимульный материал |
|||||
Страна — город |
|||||
Похвала — брань |
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). |
||||
Месть — поджог |
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). |
||||
3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, ве |
|||||
Десять — число |
|||||
лосипед). |
|||||
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). |
|||||
Плакать — реветь |
|||||
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). |
|||||
Глава — роман |
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, |
||||
Покой — дыхание |
|||||
7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость, |
|||||
Смелость — геройство |
|||||
8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). |
|||||
Прохлада — мороз |
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бу |
||||
мага, редактор). |
|||||
Обман — недоверие |
|||||
10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, |
|||||
правила). |
|||||
Пение — искусство |
|||||
11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, |
|||||
Тумбочка — шкаф |
солдаты). |
||||
Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению
Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.
Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).
Соотношение пословиц, метафор и фраз
Цель исследования: методика применяется для исследования мышления. Выявляет понимание переносного смысла, умение вычленять главную мысль в фразе конкретного содержания. Также дифференцированность, целенаправленность суждений. Разработана Б.В. Зейгарник.
Экспериментальный материал
Для проведения нужны таблички, на которых написаны тексты метафор и пословиц (6-7 таблиц) и тексты фаз (14-15).
Пословицы
- Куй железо, пока горячо.
- Цыплят по осени считают.
- Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Лучше меньше, да лучше.
- Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
- Тише едешь, дальше будешь.
- Не в свои сани не садись.
- Не все то золото, что блестит.
- Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Фразы
- Зимой ездят на санях, а летом на телеге.
- Каждое утро овец выгоняют за деревню.
- Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо.
- Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.
- Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
- Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно.
- Цыплята вырастают к осени.
- О деле судят по результатам.
- Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.
- Если не знаешь дела, не берись за него.
- Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопиться.
- Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать.
- Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.
Одна часть фраз такова, что их смысл соответствует пословицам, а остальные фразы лишь внешне по составу слов напоминают пословицы, но ничего общего с ними не имеют по смыслу.
Таким образом, фраз оказывается примерно в 2 раза больше, чем пословиц. Таково же соотношение метафор и фраз.
Фразы к метафорам
- Умная голова.
- Художник сделал статуэтку с позолоченной головой.
- Золото ярче железа.
- Человек высек на скале сердце.
- Сильный характер.
- Железо тверже меди.
- Железная дорога.
- Мальчик наелся сладостей и заболел.
- Злой человек.
- Его укусила ядовитая змея.
- Черствое сердце.
- Он всегда с камнем за пазухой.
- Больной вместо лекарства глотнул яду.
- У Ивана были крепкие и здоровые зубы.
Процедура исследования
Экспериментатор раскладывает на столе справа от испытуемого пословицы или метафоры одну под другой, столбиком. Затем, дает в перемешанном виде пачку таблиц с фразами. Предлагает: «Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу».
При этом экспериментатор предупреждает, что не ко всем пословицам есть подходящие фразы, а многие не подходят не к одной пословице.
После того как человек выполнил это задание, экспериментатор спрашивает его, в чем он видит сходство фраз и пословиц, в чем их общая идея (объяснить свой выбор и прокомментировать его).
Обработка данных
Анализ экспериментальных данных, полученных по данной методике, основывается не столько на ошибках и неправильных решениях, сколько на тех рассуждениях, которыми испытуемые свои доводы обосновывают.
Обилие фраз, из которых нужно выбрать нужные, провоцирует соскальзывания и неточности суждений где мышление нецеленаправленно и диффузно. Центр тяжести задания как бы переносится с задачи понимания переносного смысла пословиц на задачу соотнесения одного смысла другому.
Также, в процессе выполнения задания выявляется конкретность и поверхностность суждений людей с умственной отсталостью, диффузность и неопределенность суждений больных с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга, соскальзывания и паралогические суждения больных шизофренией.
Пословицы или метафоры | Подобранные фразы. | Объяснения испытуемого |
Основные труды
Методика Эббингауза стала революционной в экспериментальной психологии. Его знаменитая монография «»Память: вклад в экспериментальную психологию»» (1895) позволила сделать многие открытия, которые до сих пор признаны действительными и имеют центральное значение. Книга стала моделью исследовательской практики в новой дисциплине. Строгое применение методики Эббингауза, проб, статистики и результатов — все это является стандартной практикой в традиционной психологии.
В 1902 году Эббингауз опубликовал свою следующую статью под названием «»Основы психологии»». Это был мгновенный успех, который продолжался еще долго после его смерти. Его последняя опубликованная работа «»План психологии»» (1908) также пользовалась большим интересом со стороны психологов.
Задачи на внимание для взрослых
Одним из эффективных упражнений является восприятие текста, написанного разными цветами
Важно называть именно цвет, а не читать слова. Интересно, что дети справляются с этой задачей быстрее, чем взрослые
Помогают развивать внимательность картинки «найди отличия»
Их можно найти в различных газетах и журналах, а также в мировой паутине.
Существуют специальные таблицы Шульте для развития внимания и его переключаемости. Суть такова: в таблице разбросаны числа от одного до двадцати пяти, которые необходимо быстро и последовательно находить. Ниже несколько вариантов таких таблиц.
Подобное задание для развития внимательности, только теперь числа расположены не в таблице, а вразброс и имеют различную величину, цвет и форму. Желательно справиться с таким задание за 4 минуты.
Когда вы с легкостью будете справляться с этим упражнением, посмотрите на следующую картинку. Здесь числа уже до 90, отыскать которые нужно за 9 минут.
Возьмите два карандаша. Необходимо рисовать сразу двумя руками. Одновременно приступая и завершая. Одной рукой — окружность, а второй — треугольник. Круг должен быть ровным, а треугольник — с острыми углами. Попробуйте очертить за 1 мин. наибольшее количество кругов и треугольников. Если у вас получилось меньше 5 – плохо, больше 8 – хорошо, 10 и больше – отлично!
Возьмите любой предмет и постарайтесь внимательно рассмотреть. Затем спрячьте его и постарайтесь вспомнить как можно больше деталей. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не запомните все мелочи.
Упражнение «Не называй число». Надо посчитать от одного до 100 и не называть каждое пятое число. Вместо него необходимо говорить фразу «я внимателен».
В сети популярна игра под названием «Найди кота». Вы думаете, что это пустая трата времени? А зря. Эта игра превосходно справляется с такой задачей, как концентрация внимания. А вы попробуйте найти здесь кота.
Упражнение «Найди слово». Представляем вам пример такого задания. Необходимо отыскать названия животных в потоке букв.
Прочитайте следующие слова.
А вы внимательно их прочитали? Теперь сконцентрируйтесь на ошибках.
Проведение тестирования
А.Р. Лурия предложил методику для определения утомляемости, интенсивности внимания, степени запоминания. Она удобна тем, что не предполагает использования какого-либо специального оборудования. Единственным условием для того, чтобы получить действительно прозрачный результат, является соблюдение тишины. Дело в том, что любой шум (особенно если это разговоры) отвлекает и снижает способность к запоминанию слов.
Исследование можно производить с детьми от 7 лет. Здоровые испытуемые обычно запоминают 9-10 слов. Методика предполагает, что отсроченный результат (проверка памяти через промежуток времени) должен показать 80% от полученной ранее словесной цепочки. При работе с детьми до 7 лет используется меньшее количество исходной информации – 5-8 слов.
Примеры цепочек для исследования:
- Кот. Рог. Стол. Гриб. Мёд. Луч. Вода. Круг. Мост. Дым.
- Хлеб. Вес. Брат. Ход. Лук. Ёж. Усы. Боль. Окно. Чай.
- Кит. Зонт. Ром. Бег. Смех. Пёс. Роза. Пень. Кум. Ёрш.
Заболевания детей, о которых свидетельствует кривая
Умственно отсталым детям свойственно называть малое количество слов. Бывает, что ребёнок произносит лишнее слово. А потом застревает на этой ошибке, вновь повторяя её. Подобные моменты при тестировании демонстрируют дети с органическими заболеваниями мозга. Кроме того, в состоянии расторможенности испытуемые называют много лишних слов.
Также график кривой может свидетельствовать о сильной утомляемости и слабом активном внимании. То есть при повторении ребёнок называет 8-9 слов, а дальше – всё меньшее их количество. Это указывает на рассеянность и забывчивость в жизни, вызываемую преходящей астенией. Кривая может не иметь резкого наклона, а выглядеть зигзагообразно, что говорит о неустойчивости и колебаниях во внимании.
Как свидетельствует методика, запоминание 10 слов в редких случаях сводится к тому, что испытуемые начинают произносить один и тот же неполный ряд. Стабилизация подобного рода говорит об отсутствии интереса в улучшении результата, об эмоциональной вялости. Низко расположенная прямая свидетельствует о слабоумии и безразличии при паралитических синдромах.
Количество слов, перечисляемых испытуемым через час после последнего повторения, говорит о его памяти в буквальном смысле. Поэтому используя различные, но однотипные по сложности словесные цепочки, можно повторять это исследование, чтобы увидеть действенность лечения, оценить течение заболевания.
«»Бессмысленные слоги»»
Обучение зависит от предварительных знаний. Поэтому человеческому сознанию нужно что-то, что можно легко запомнить, не опираясь на предшествующие когнитивные ассоциации. Легко формируемые ассоциации с регулярными словами будут мешать результатам. Методика Эббингауза построена на использовании элементов, которые позже будут называться «»бессмысленными слогами»». Это комбинации типа «»согласная-гласная-согласная»», где согласные не повторяются и слог не имеет предшествующей ассоциации. Эббингауз создал свою коллекцию таких слогов в количестве 2300. Под обычный звук метронома и с одинаковой интонацией голоса, он зачитывал их и пытался вспомнить в конце процедуры. Одно такое исследование потребовало 15 000 декламаций.
Психодиагностические методики Методика «Красно-черная таблица»
Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т1 фиксируется).
Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т2 фиксируется).
Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем (время выполнения Т3 фиксируется).
Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т3 — (Т1 + Т2)
Болезни детей, о которых свидетельствует кривая
На основании результатов теста для интерпретации его результатов составляется таблица и строится графика кривой запоминания. По этим данным можно судить о состоянии памяти дошкольника и о наличии у него каких-либо заболеваний.
Таблица с примерным перечнем слов для тестирования.
После окончания тестирования нужно посчитать количество правильных ответов, при каждом из повторений, и обозначить их какой-либо буквой.
В научной среде существует мнение, что диапазон кратковременной памяти взрослого человека составляет, от 5 до 9 единиц. У детей же в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равен его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.
- Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равен приблизительно 7-8 единиц.
- Высокий показатель 8-9 баллов, объем памяти равен приблизительно 5-6 единиц.
- Средний показатель 4 балла, объем памяти равен приблизительно 3-4 единицы.
- Низкий показатель 2 балла, объем памяти равен приблизительно 1-2 единицы.
- Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равен 0 единиц.
Необходимо нарисовать систему координат, в которой по оси «игрек» мы отмечаем количество повторений, а по оси «икс» отмечаем посчитанное ранее число правильных ответов.
Дети с проблемами памяти. Показывают наоборот худший результат от раза к разу, количество запомнившихся им слов уменьшается, присутствует большое количество слов не по тексту задания, это свидетельствует о том, что у ребенка имеется расстройство сознания, невнимательность, рассеянность.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Количественный анализ можно рассчитать по следующей формуле.
- Сосчитать результат правильно повторенных слов после каждого тестирования – Sn, где n – порядковый номер тестирования
- Сосчитать показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов можно по этой формуле:S cp = (S1 S2 S3 S4 S5) / 5
Показатель продуктивности запоминания будет указывать о наличии или отсутствии проблем с состоянием здоровья.
Кривая запоминания указывает на ярко выраженную утомляемость, перегруженность сознания, ослабленное внимание
- Повышение кривой на графике с каждым новым повторением говорит о том, что ребенок развивается нормально, примерно уже к третьему повторению нормально развитый ребенок должен повторить примерно 8-10 слов из предложенного ему списка.
- Понижение кривой при каждом повторении свидетельствует о том, что испытуемый страдает забывчивостью и невнимательностью.
- Зигзагообразный вариант кривой, показывает на наличие неустойчивости внимания.
- График в форме плато, свидетельство эмоциональной вялости испытуемого, безразличия к происходящему процессу.
- Прямой не меняющийся график, свидетельство эмоциональной пассивности, отрешенности испытуемого.
Свидетельством черепно-мозговой травмы — механического повреждения костей головного мозга и его мягких тканей, сосудов, мозговых оболочек или нейроинфекции – поражения бактериями, вирусами всей нервной системы или отдельных ее отделов, служит наличие графика формы плато, испытуемые чаще запоминают слова в начале и конце теста, объем запомнившихся слов остается на начальном уровне и не меняется.
Свидетельством неврозов — а именно расстройством психики, переходящим в затяжной характер, обусловленным снижением умственной и физической активности, а так же истерическим поведением является зигзагообразный график, медленное запоминание при котором, количество раз правильных повторений постепенно снижается. Проявляется неустойчивость внимания иногда и раздражительность от невозможности воспроизведения предыдущих слов.
Методика «10 слов Лурия», это настоящая находка для современных родителей и учителей для быстрой, эффективной, профессиональной проверки памяти ребенка, его эмоционального состояния. Данная методика не только поможет проверить внимательность и память, но и выявить на ранних стадиях возможные нарушения и отклонения в физиологическом развитии и принять необходимый комплекс мер по восстановлению и лечению функций головного мозга и нарушенных функций нервной системы.
Анкета для определения школьной мотивации
1 |
Тебе нравится в школе? |
да; не очень; нет |
2 |
Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? |
иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома |
3 |
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? |
пошел бы в школу; не знаю; остался бы дома |
4 |
Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? |
не нравится; бывает по-разному; нравится |
5 |
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? |
не хотел бы; не знаю; хотел бы |
6 |
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? |
нет; не знаю; хотел бы |
7 |
Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? |
часто; редко; не рассказываю |
8 |
Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? |
мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы |
9 |
У тебя в классе много друзей? |
много; мало; нет друзей |
10 |
Тебе нравятся твои одноклассники? |
нравятся; не очень; не нравятся |
Анализ результатов.
За каждый первый ответ — 3 балла, промежуточный 1 балл, последний — 0 баллов. Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. 25-30 баллов — сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность. 20-24 балла — отношение к себе как к школьнику практически сформировано. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. 10-14 баллов — отношение к себе как к школьнику не сформировано. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе.
Литература:
Методика «10 слов Лурия»: для дошкольников
От качества нашей памяти зависит многое. Дети лучше запоминают стихи, учатся в школе, у них лучше развивается мышление, логика, т.к. они могут больше информации удерживать в памяти. Начать развивать память никогда не поздно, главное вовремя определить ее уровень. Тренировка и определение качества памяти ребенка (а ее насчитывается несколько видов), осуществляется с помощью специальных тестов. Одной из таких методик является методика «10 слов Лурия». Что она собой представляет, как проходит тестирование, как интерпретируются результаты теста и многое другое в материалах этой статьи.
Данную методику разработал выдающийся психолог основатель нейропсихологии Александр Романович Лурия. Методика «10 слов» направлена на оценку состояния слуховой памяти и ее основных характеристик:
- Восприимчивости ребенка;
- Его утомляемости;
- Запоминания ребенком текстов;
- Последующего его воспроизведения.
Методика позволяет определять состояние нервно-психически больных детей, оценивает успешность применяемых методов и лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний, прослеживая динамику выздоровления или наоборот ухудшения состояния.
Методика «10 слов» заключается в том что, испытуемому пациенту в нашем случае это ребенок дошкольного возраста, предлагается прослушать перечень из 10 абсолютно не взаимосвязанных между собой слов.
Характерной особенностью является то, что эти слова должны быть односложными, употребляющимися в речи испытуемого и понятными для него. Это необходимо для того чтобы, у ребенка не возникало ни каких ассоциаций и не было желания поинтересоваться у взрослого о значении данного слова.
В помещении, где проводиться тестирование не должно быть никаких отвлекающих предметов, посторонних людей или животных, на которых ребенок мог бы сконцентрировать свое внимание. Ребенка спрашивают о его самочувствии и просят занять удобную для него позу сидя за письменным столом. Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил»
После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные
Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил». После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные.
Далее просим испытуемого повторить те слова, которые он запомнил, и отмечаем их галочкой в таблице. После говорим ребенку еще раз о том, что: « Сейчас я назову тебе еще раз эти же слова, а ты мне их снова повторишь, те слова, которые уже говорил, и новые которые запомнишь в любом порядке».
Зачитываем еще раз список слов и отмечаем во второй графе таблицы те слова, которые испытуемый называет. При этом если ребенок горит слова, которых не было в списке теста, мы их так же записываем в таблицу ответов в специальной графе. После чего исследуемый материал предлагается повторить ребенку еще 5-6 раз до полного его запоминания. Экспериментатор для проверки ребенка, горит только: «Еще раз» и ребенок должен начать перечисление запомнившихся ему слов. Каждый ответ фиксируется в таблице.
После проведения первой части тестирования, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что: «Через час, повторишь мне эти слова еще раз». И дает ребенку время на отдых, он может поиграть в пассивные игры, почитать книгу, посмотреть в окно.
По истечении 60 минут, экспериментатор просит повторить еще раз слова. Испытуемый без предварительного прочтения списка слов, повторяет запомнившиеся ему слова, в любом порядке. Экспериментатор отмечает в таблице все слова, которые произносит ребенок кружочками.