Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться

Определяем темперамент ребенка и учитываем его при воспитании

Эмоциональное развитие в раннем детстве

В раннем дошкольном периоде ребенок все больше изучает разнообразные чувства и эмоции, учится их распознанию и выражению. Малыш открывает для себя новые эмоции – эмпатию и восхищение. В дальнейшем эти чувства помогают облегчить поведение ребенка со сверстниками, умение устанавливать контакт. Но родители могут столкнуться и с такими трудностями, как повышенная тревожность ребенка, страхи.

В возрасте от 1,5 до 5 лет малышу еще тяжело сдерживать свои реакции. Он может бить ногами, капризничать. Иногда такое поведение ребенка в обществе может смущать родителей, и, конечно, его не стоит поощрять. Однако нужно помнить: так малыш избавляется от накопившегося стресса и напряжения.

Мало-помалу ребенок учится контролировать свои переживания, у него формируются волевые навыки. Он понимает, что истерика и демонстрация эмоций не всегда помогают удовлетворить желания. Одной из опасностей в этом возрасте может быть чрезмерное увлечение родителей техниками раннего развития. Делая упор на развитие интеллекта, родители оставляют без внимания эмоциональную сферу ребенка. В последующем это может вылиться в отставание ребенка от школьной программы. Ведь психоэмоциональное развитие ребенка необходимо не только для выражения малышом своих переживаний. Эта сфера имеет непосредственное влияние на развитие у ребенка воли, мотивации, решительности.

В этом возрасте для ребенка важно эмоциональное общение с матерью и отцом, разговоры, объятия. Малышу также необходимы новые впечатление – цирк, театр, путешествия

Родители также могут найти полезными детские книжки. Прочитав ребенку сказку, хорошо также обсудить ее с малышом. Сочетание ласки, любви, внимания, творчества и игровой активности помогает дальнейшему полноценному развитию ребенка.

2–2,5 года: декларация независимости

Двухлетнего малыша родители контролируют уже не только действием, но и словом, и могут общаться с ним на некотором расстоянии. Личное пространство ребенка увеличивается, но пока он не чувствует себя «отдельным», независимым от взрослых и ощущает постоянную связь с ними. Кроха может в одиночку направиться куда-то на прогулке, совершенно не беспокоясь, идет ли за ним мама. Ведь он уверен, что родители постоянно рядом, и не боится их потерять.

В то же время иногда чувство своей «отдельности» оборачивается для малыша страхом. Ребенок начинает бояться, что родители оставят его, и поэтому плачет под дверью ванной, куда скрылась мама, и цепляется за ее юбку, если она куда-то собирается. Но за несколько месяцев это положение меняется, и боязнь потери перестает пугать малыша, как только он усвоит: даже если мама уходит, она всегда возвращается.

Между 2 и 3 годами ребенок только и делает, что повторяет слово «я». Так он продолжает отстаивать свое право на независимое существование, но уже в более позитивном ключе по сравнению с «кризисом противоречия». Двухлетние дети крайне эгоцентричны и еще не осознают, что у других тоже есть свои желания. Малыш хочет все получать первым, раньше других; ему невыносимо ждать своей очереди. В этом возрасте дети категорически отказываются одалживать свои вещи, и это абсолютно естественно. Для ребенка его игрушки — часть его самого. Аргументы вроде «Ваня через 5 минут вернет» ничего не значат, ведь чувства времени у малыша еще нет, и, отдавая игрушку, он теряет ее навсегда. Не ругайте свое чадо и не вынуждайте проявлять щедрость. Предлагайте меняться, а если «собственник» категорически отказывается, не настаивайте — уважайте этот период эгоцентризма, без которого не может сформироваться представление о себе. Позже вы научите ребенка и альтруизму, и щедрости.

Что такое акцентуация характера?

акцентуацией характераакцентуированные

В чем разница между характером и темпераментом?

в том числе проведенные ПавловымКомпонентами, определяющими темперамент, являются:

  • Общая активность. Проявляется на уровне психической деятельности и поведения человека и выражается в различной степени мотивации и желании проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
  • Двигательная или моторная активность. Отражает состояние двигательного и речедвигательного аппарата. Проявляется в быстроте и интенсивности движений, темпе речи, а также в его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности).
  • Эмоциональная активность. Выражается в степени восприятия (чуткости) к эмоциональным воздействиям, импульсивности, эмоциональной подвижности.

Как формируется характер ребёнка? методическая разработка по теме

Как формируется характер ребёнка?

Характер – это есть набор определенных качеств человека, которые в свою очередь предопределяют его поведение. Характер человека складывается из эмоциональных и интеллектуальных черт.

Характер человека начинает формироваться еще с раннего детства. Именно тогда начинает складываться первичный образ поведения и отношение к действительности.

Одни дети с самого начала много спят, других что-то беспокоит, и они все время плачут.… В любом случае ребенок всегда обращается к матери – и она должна ему ответить.

Формирование характера у детей …

Если мать понимает своего ребенка, правильно реагирует на его просьбы и всегда старается сделать так, чтобы ему было хорошо, то их взаимоотношения будут развиваться гармонично и ребенок обретет много хороших качеств. Если же мать не понимает своего ребенка, не может его успокоить и становится раздражительной, ребенок будет плакать снова и снова и очень быстро причислится к разряду «сложных» детей.

Родителям следует стараться не попадать под власть стереотипов. Это начинается еще до рождения ребенка: например, слова врача во время ультразвукового исследования или прослушивания живота способны заставить вас мыслить определенным образом.

Будущие родители так восприимчивы и уязвимы, что фразы вроде «Вот вертится! — видно, беспокойный будет» или «Да, хлебнете вы с девчонкой!» могут произвести на них впечатление. То же происходит и в роддоме – акушерка и врач воспринимаются как маги и волшебники, а их слова приравниваются к пророческим предсказаниям. К сожалению, из их уст мы часто слышим подобные суждения: «Хорошенький малыш, только мелковат» или «Ну и голосище! Точно крикун будет!» и тому подобное.

Стереотипы и в дальнейшем продолжают влиять на наши суждения. Не бывает капризных, избалованных, упрямых, ленивых или злых младенцев. Но если родители убедили себя в этом, то очень вероятно, что их ребенок и вырастет таковым.

Чтобы узнать своего ребенка, нужно понять, каковы его биоритмы, в какой позе ему удобнее лежать; что помогает ему успокоиться и заснуть; где у него какие ямочки и складочки; как пахнет его головка и какой формы его пяточки. Именно все эти мелочи и делают вашего малыша неповторимым.

Формирование характера у детей происходит постепенно. Отказавшись от предвзятых суждений, вы поймете, какое это удовольствие – день за днем понемногу узнавать характер своего малыша. Помните только, что малыш весел, когда он счастлив и здоров. Но, в конце концов, ребенок – живое существо, а не плюшевый мишка, ведь так?

Огромное значение в формировании характера имеют простейшие виды трудовой деятельности. Выполняя несложные поручения и обязанности, ребенок учится ценить, уважать, любить труд и чувствовать ответственность за порученное дело. Но не только труд оказывает влияние на становление характера.

Как формировать характер ребёнка:

Формирование мировоззрения и идеалов является необходимым условием воспитания характера. Нравственность человека определяется его взглядами на жизнь, жизненными целями и стремлением к чему-либо.
Главная задача мировоззрения и убеждений должна решаться в единстве с определенными формами поведения. Именно поэтому для хорошего воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация учебной, игровой и трудовой деятельности ребенка, при которой он бы смог накапливать опыт культурного поведения.
В процессе формирования детского характера необходимо закреплять не только установленную форму поведения, но и соответствующий мотив. Надо ставить детей в такие условия, чтобы их идейному воспитанию соответствовала практическая деятельность, чтобы они применяли на практике все усвоенные ими уроки поведения.
Самым важным и эффективным средством воспитания характера является труд

В серьезном и трудном деле воспитываются лучшие черты характера – коллективизм, настойчивость и целеустремленность.
Еще одной важной частью воспитания характера является пример взрослых. То, что делают взрослые, часто гораздо больше влияет на малыша, нежели то, что они ему говорят.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям

Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается

Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.

С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

От девяти до двенадцати месяцев

Это период, когда дети начинают понимать, что люди могут делиться своими мыслями и чувствами. Например, протягивая сломанную игрушку папе и слыша от него: «Ой, шарик лопнул. Это очень плохо. Тебе грустно, да?», ребенок осознает, что его отцу известно, как он себя чувствует.

Теперь он понимает, что у них с папой могут быть одинаковые мысли и чувства и что можно поделиться ими с родителями. Это, несомненно, укрепляет формирующуюся эмоциональную связь между родителями и ребенком.

В то же время ребенок начинает осознавать, что люди и объекты в его жизни обладают определенным постоянством. Например, малыш понимает: если мяч закатился под стул и его не видно, это не означает, что он не существует; если мама ушла из комнаты и не слышит меня, она остается частью моего мира и скоро вернется.

Формирующееся понимание постоянства предметов и людей затрагивает важный аспект развития вашего ребенка: его растущую привязанность к конкретным людям, а именно к родителям. Теперь, когда он уверен, что родители существуют, даже если их нет рядом, он может скучать по ним и требовать, чтобы они остались.

Ребенок может начать сильно плакать и кричать, если увидит, что вы, например, надеваете пальто и собираетесь уходить. Когда вы ушли, он чувствует, что вы должны где-то быть, но он не знает где именно, и это может его расстраивать. Кроме того, у детей в этом возрасте еще слабо развито ощущение времени, поэтому ребенку трудно понять, как долго вас не будет.

Вы можете помочь ребенку этого возраста справиться с тревогой, которую он испытывает по поводу расставания с вами: для этого, собравшись уходить, просто заверьте его, что вы вернетесь. Помните: годовалый малыш хоть еще и не умеет говорить, но уже многое понимает, так что ваши заверения могут ему помочь.

Не забывайте и о том, что он наблюдает за вашими эмоциями, так что, если вы испытываете тревогу или боитесь оставить его, он может уловить ваши чувства и ощутить то же самое.

Вы также можете приучать ребенка находиться вдали от себя. Для этого разрешайте ему самостоятельно изучать помещения вашего дома. Например, если он уползает в другую (безопасную с вашей точки зрения) комнату, не бегите сразу смотреть, что там происходит, дайте ему побыть в одиночестве.

Если вы находитесь в одной комнате и вам нужно пойти в другую, скажите ребенку, куда вы идете и что очень скоро вернетесь. Постепенно он должен понять, что родители могут уйти, что ничего страшного не произойдет и, если они говорят, что вернутся, им можно доверять.

Помните, что необходимо постоянно показывать ребенку, что вы понимаете его чувства. Так вы даете ему почувствовать себя в безопасности и укрепляете эмоциональную связь.

Типология по Джону Грею

В теории детского темперамента выделяется ещё одна интересная типология. Её создателем является психолог Джон Грей, который говорит о реакции детской нервной системы на стимулы.

Сенситивный темперамент. Сенситивных детей можно назвать эмоционально уязвимыми, хрупкими, чувствительными. Они особенно нуждаются в сопереживании и в высказывании своих чувств. Попытка развеселить сенситивного ребёнка может обернуться полным погружением в негатив и нескончаемыми слезами. Лучший метод воздействовать на таких детей — заслужить их доверие, показать, что вы их понимаете и всегда готовы выслушать. Друзей заводить таким малышам бывает тяжело, поэтому мамам и папам на первых порах стоит предложить помощь. Чем больше внимания, принятия и поддержки получает ребёнок, тем менее закрытым и более жизнерадостным он растёт.

Активный темперамент. Малыши с активным темпераментом обладают большим стремлением воздействовать на мир и получать результаты. У них ярко проявляются лидерские качества. Однако при недостаточном контроле они могут выйти за границы дозволенного. Чтобы ребёнок не перестал воспринимать всерьёз взрослых, мамам и папам нужно учить его соблюдать выстроенные границы. При этом позволять чаду руководить тоже нужно, поскольку это одна из его потребностей и таким образом он может получить важный опыт для взрослой жизни. Детям активного темперамента полезны командные виды спорта, где работу контролирует опытный тренер. Бездействие и необходимость ждать такие дети воспринимают в штыки, поэтому у родителей «в заначке» должны быть разные методы развлечений: головоломки, игры, задачки.

Реактивный темперамент. Особенность малышей с таким темпераментом в их дружелюбии, открытости, любви к переменам. Им нравится наблюдать реакции людей (в том числе и на себя), изучать новое, получать эмоции. Однако усидчивостью они не отличаются, поэтому постоянная смена деятельность для них — обычное дело. Увлечь ребёнка с реактивным темпераментом просто: достаточно регулярно посещать музеи, театры, выставки, кинопоказы, игровые комнаты. Чем больше новых занятий — тем легче и радостнее они себя ощущают, поскольку такие дети всегда открыты новым эмоциям, ощущениям, переживаниям. Хорошо, если родители помогут найти такому ребёнку одно любимое постоянное дело — так, скорее всего, чадо станет более усидчивым. Например, хорошо подходят одиночные, но не монотонные виды спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, картинг).

Восприимчивый темперамент. Дети с восприимчивым темпераментом не любят спонтанность: им важна продуманность, уверенность, предсказуемость. Поэтому такой ребёнок никогда не будет торопиться. Для начала ему нужно привыкнуть, как следует обдумать, всё прочувствовать. Восприимчивых малышей всегда видно на детской площадке: пока другие дети резвятся, они ни за что не присоединятся, пока не убедятся, что это безопасно, интересно и понятно

Чаду с восприимчивым темпераментом очень важно присутствие в жизни разных ритуалов или правил. Им может стать режим дня или какие-то конкретные правила от родителей

Осторожного восприимчивого малыша при этом достаточно просто стимулировать, ведь интерес у него найдётся всегда. Главное — показать на своём примере, как что-то делать, объяснить, подробно описать

Чем больше деталей — тем лучше!

Если ваш ребенок — флегматик

Дети-флегматики очень уравновешенные, даже серьезные проблемы они воспринимают внешне спокойно. Но быстро изменяющаяся ситуация приводит таких малышей в замешательство. Ребенок-флегматик много спит, редко плачет, мало интересуется внешним видом. Очень часто у взрослых вызывает негативную реакцию своей медлительностью и погруженностью в себя.  

При правильном воспитании ваш малыш может вырасти в уравновешенного, выдержанного человека, умеюшего принимать обдуманные решения.

А при неправильном подходе из ребенка может вырасти ничем не интересующийся, безынициативный, медлительный подросток.

Что нельзя делать при воспитании ребенка — флегматика?

Обзывать ребенка копушей, ребеноку флегматику всегда будет необходимо столько времени сделать что-то, сколько он привык тратить на это. Хотите куда-то успеть — начинайте собираться по-раньше. А если проспали — то тут ваша вина, и не надо её перекладывать на ребенка. Не пытайтесь «ускорить» своего малыша — при давлении с вашей стороны он станет только медлительней.  

Что можно и нужно делать при воспитании ребенка — флегматика?

Учить рационально распределять свое время, хвалить ребенка за его достижения, поощрять его участие в активных играх, развивать его навыки общения, давать возможность самостоятельно принимать решения, поощрять инициативность.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?

1. Управление собственным поведением

Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость. 

Когда ребёнок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребёнку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять своё отношение к произошедшему. 

Когда ребёнок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает своё настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать своё поведение.

2. Понимание чувств других людей

На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребёнок учится понимать чувства других людей

Почему это важно?. В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Узнайте большое о том, как развить

Узнайте большое о том, как развить

В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Узнайте большое о том, как развить.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?

Развивается способность к . Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствуют формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями и являются неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.

Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

Как воспитать в ребенке характер и не избаловать его

Важно, чтобы все взрослые, которые живут с ребенком, были единодушны в его воспитании. Ребенок должен четко знать, за что его похвалят, а за что поругают. Если же мама хвалит за то, за что папа ругает, ребенок дезориентирован

Нужно, чтобы он четко понимал, что такое «Нельзя» и за что ему скажут «Молодец».
Наказание и похвала должны быть адекватны поступку, то есть соответствовать ему. Нельзя применять строгие меры за мелкий проступок и закрывать глаза на серьезный. Так же как и забыть похвалить за то, что ребенок очень старался сделать.
Также в воспитании важна последовательность: если обманывать или брать чужие вещи плохо и за это можно понести наказание, то это правило должно соблюдаться всегда, а не от случая к случаю.
Иногда можно видеть детей, которые уже научились выпрашивать у родителей все, что им нужно. Это тоже следствие непоследовательности их обращения с ребенком. Ведь если он получит то, что хочет, с помощью выпрашивания один раз, то будет пытаться получить желаемое таким способом и в дальнейшем.
Один из простых способов избаловать ребенка – по первому его требованию давать или покупать ему все, что он попросит. Ребенок должен знать, что все нужно заслужить: старанием, умением, помощью. Он должен научиться справляться и с разочарованием – ведь не всегда можно получить абсолютно все, что захочется.
У ребенка постарше должны быть свои обязанности. Пусть это будет небольшая помощь по дому, но он будет знать, что такое ответственность.

Если же мама хвалит за то, за что папа ругает, ребенок дезориентирован. Нужно, чтобы он четко понимал, что такое «Нельзя» и за что ему скажут «Молодец».
Наказание и похвала должны быть адекватны поступку, то есть соответствовать ему. Нельзя применять строгие меры за мелкий проступок и закрывать глаза на серьезный. Так же как и забыть похвалить за то, что ребенок очень старался сделать.
Также в воспитании важна последовательность: если обманывать или брать чужие вещи плохо и за это можно понести наказание, то это правило должно соблюдаться всегда, а не от случая к случаю.
Иногда можно видеть детей, которые уже научились выпрашивать у родителей все, что им нужно. Это тоже следствие непоследовательности их обращения с ребенком. Ведь если он получит то, что хочет, с помощью выпрашивания один раз, то будет пытаться получить желаемое таким способом и в дальнейшем.
Один из простых способов избаловать ребенка – по первому его требованию давать или покупать ему все, что он попросит. Ребенок должен знать, что все нужно заслужить: старанием, умением, помощью. Он должен научиться справляться и с разочарованием – ведь не всегда можно получить абсолютно все, что захочется.
У ребенка постарше должны быть свои обязанности. Пусть это будет небольшая помощь по дому, но он будет знать, что такое ответственность.

С ребенком важно уметь договариваться, а не применять насилие. Ведь важно, чтобы он вырос неизбалованный и воспитанный, а не покорный и послушный. Фадеева Мария, Dealinda.ru

Фадеева Мария, Dealinda.ru

Темперамент меланхолик

Взрослые меланхолики доброжелательны, участливы, мягкотелы и всегда немного наивны.

Детки меланхолики отличаются повышенной ранимостью, часто плачут, остро реагируют на критику, требовательны к вниманию. У них тонкая душевная конституция, они все делают не спеша, но при этом быстро устают. Сторонятся шумных компаний и активных игр, предпочитают тихонько заниматься своим делом, возможно в компании с хорошим другом. При общении со сверстниками всегда стоят позади, редко принимают участие в разговоре, больше слушают. Речь нерешительная, может быть путанная.

Естественные черты, которыми ребенок меланхолик всегда будет выделяться на фоне остальных детей – это мягкость, отзывчивость, доброта и душевность. Если на ребенка давить, подгонять, кричать, он все будет делать еще медленнее, потеряется и погрузится в себя. Таким детям свойственно длительно пребывать в печальном подавленном настроении. Они очень стеснительны, некомфортно чувствуют себя в незнакомой обстановке, считают, что самое приятное и безопасное место – это у мамы на коленях.

Возможные проблемы

  • У меланхоликов мало друзей, поскольку они часто печальны и неинтересны другим деткам.
  • Они не могут постоять за себя.
  • Часто плачут, переживают, таят в себе свои переживания и от этого страдают еще больше.
  • Подвержены суевериям и страхам.
  • Очень мнительны, могут необоснованно жаловаться на плохое самочувствие.
  • Стеснительность может принимать болезненную форму.
  • Не способны к восприятию больших потоков информации, теряются.
  • В коллективе могут стать изгоями.
  • Абсолютно не воспринимают критику.
  • Жалуются на воспитателей и педагогов.

Как помочь?

  • Работайте над укреплением психики, лишний раз не травмируйте.
  • Избегайте появления страхов.
  • Литература, мультики, фильмы и игры должны быть только позитивными, никакого насилия и несчастливых концов. Ребенок слишком впечатлительный.
  • Будьте крайне аккуратны с критикой.
  • Игры с соревновательным моментом — целое испытание для меланхолика, он очень боится оказаться хуже всех. Поэтому если играете с ним, то периодически поддавайтесь.
  • Максимально часто хвалите, обнимайте, целуйте, поддерживайте своего меланхолика.
  • Исключите из воспитания крики и физические наказания, они окончательно разрушат внутренний мир ребенка.
  • Никогда не устраивайте разбирательств прилюдно, отведите ребенка в сторону и спокойно объясните его промахи в поведении.
  • Очень полезен спорт. Он поможет сделать меланхолика смелее, коммуникабельнее, увереннее и сильнее.
  • Проявляйте терпение, создайте ему покой и уют.
  • Привлекайте к работе по дому, ребенок будет чувствовать себя важным и нужным.

В воспитании учитывать особенности характера ребенка нужно обязательно, однако это не должно ни в коем случае служить оправданием агрессии или нарушению правил поведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: