Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе

Актуальность проблемы развитие речи. "актуальность проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают возможности общаться друг с другом, познавать мир.

Однако на её появление и становление природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) ребёнка.

Да, говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Уровень речевого развития у современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

Типичные проблемы развития речи современного  дошкольника:

* Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь («ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

* Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

* Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

* Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

* Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).

* Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

* Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

* Плохая  дикция.

Почему же в век компьютерных технологий, когда  есть все для   развития речи: компьютеры, телефоны, телевизоры, все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Что является причиной того, почему дети так плохо говорят? Причин много.

Главные из них:

Ухудшение состояния здоровья детейДисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи:Гиперопека со стороны родителейЗамена живого эмоционального общенияЧрезмерное увлечение опережающим развитиемРаннее овладение чтением.Репрессивная педагогика.

Конечно, тесное  взаимодействие детского сада и семьи сможет решить проблему развития речи детей.

Но, что могут и должны сделать родители:

В первую очередь – это эмоциональное общение с ребёнком с момента его рождения

Во – вторых, – разговаривайте с детьми, а, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.. Далее, — если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, неврологу).

Далее, — если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, неврологу).

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

Заучивайте  с детьми стихи (это тренирует выразительность речи и память).

Тренируйте детей  в произношении скороговорок и чистоговорок (улучшает произношение).

Учите детей  отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? »

Развивайте мелкую моторику руки, это тоже ведёт к развитию речи.

Организовывайте совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Что делать маме с папой?

Как же родители могут помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка? В первую очередь, как уже было сказано выше, не стесняйтесь беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что вы делаете и говорите, и стремится подражать вам.

Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен. Не стоит проводить обучение в виде долгих лекций — играйте с ребенком, общайтесь с ним

Ваши внимание и забота значат для него куда больше, нежели диплом по педагогике

Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.

Играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.

Речь и чувство ритма

Незаменимым помощником в развитии речи станет для вашего ребенка чувство ритма

Просто двигаться под музыку, попадая в такт, петь, читать стихи очень важно для психофизиологического развития маленького человека

Читайте с ребенком стихи. Как правило, дошкольники с удовольствием повторяют сказки Чуковского, Барто. Их простая, но в то же время очень ритмичная структура, звуковые особенности, построенные на повторении групп определенных звуков, окажутся полезны для артикуляции. Не нужно механически заучивать непонятные ребенку стихотворения. Выберите вместе что-нибудь, что будет интересно для ребенка. Особенности речевого развития дошкольников предполагают, что дети с удовольствием запоминают и лучше усваивают ту информацию, которая им интересна. Попросите ребенка самостоятельно подобрать рифмы, закончить строчку за вас. Вот, к примеру, игра-стихотворение «Добрый слон», прекрасно подходит для такой задачи:

Жил на свете добрый слон.

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),

Вот ромашка, вот… (букашка),

Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),

Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),

Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).

Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!

Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.

Можно играть с ребенком в профессии, предлагая самому подставить нужные слова по смыслу и звучанию: например, учитель — учит, строитель — строит, водитель — водит, а вот врач — совсем не врет, а лечит! Пользуясь случаем, расскажите ребенку об однокоренных словах.

Формирование словарного запаса

Словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас составляют те слова, которые человек использует в речи постоянно. Пассивный словарный запас ему знаком, но в речи используется крайне редко или не используется совсем.

Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет, конечно, чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.

Если вы будете стараться не только читать малышу, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.

Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.

Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе

Речевые

нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями иречевыми образцами .

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей

? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная запущенность.

Попробуем разобраться

Развитие

ребенка начинается в семье. И родители сами«закрепощаютречевое развитие своего ребенка и сами не замечают этого. Что это значит?

Гиперопека. Вот ребенок родился. Родители стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы, режим питания, обеспечить всевозможными игрушками. Предугадывают желания малыша и не дают попытки ответить на вопрос, подсказывают, доделывают все за него.

Тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата

Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Скажи, повтори, нет, нужно вот так. Или наоборот! Помолчи! Закрой рот! Подобные действия приводят к речевому замыканию – речевому негативизму

, а в дальнейшем к задержке речи.

Соска, памперс и планшет! Ребенок начиная познавать мир задает вопросы, плачет, кричит. Не все родители согласны терпеть. Соска в такой ситуации – простой способ сохранить собственные нервы, также как и памперс. Не нужно прилагать никаких усилий.

Другая ситуация. Ребенок все пробует на вкус

. Скажем просто — все тянет в рот. Выход – соска.

В раннем дошкольном

возрасте с ребенком нужно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки. Заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, перебирать пуговицы, фасоль. Играть вместе с ребенком. Но родители считают, что это устаревшие методы. Мы же живем всовременном мире и детям необходимысовременные игрушки , ну и конечно, планшеты, телефоны, телевизоры. Это же удобно. Дал планшет, вставил соску и занимайся своими делами. А ребенок предоставлен сам себе.

Но вот ребенок поступил в детский сад. Роль на речевое развитие отводится педагогам

. Как и в норме, так и в патологииречевое развитие представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадияхразвития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично

Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми. Поэтомуразвитию речи в детских садах уделяется особое внимание

Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
И РЕЧИ
В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Слайд 3Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных

приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном

воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

Слайд 4Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин

целом

познанием окружающего мира

Слайд 5На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С.

Выготский пришел к следующему выводу:«Есть все фактические и теоретические основания

утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

(Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

Слайд 6В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство:

социализации; приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле).

Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные в) личностные функции человека

человека. Эти характеристики определяют язык как средство: номинации (наименования) и

индикации (обозначения) действительности; обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; опосредствования высших психических функций человека; развития познавательных интересов; удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Слайд 8Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в

группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

Слайд 10В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция

языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К.

Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

Слайд 11В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его

эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку –

это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания

Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

взаимодействуют, вступают в различные формы общения.Вместе с тем, говоря о

роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А. Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом (Бог-Творец, создатель мира) человеческого в человеке»

(СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С378).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: