Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают возможности общаться друг с другом, познавать мир.
Однако на её появление и становление природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) ребёнка.
Да, говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Уровень речевого развития у современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.
Типичные проблемы развития речи современного дошкольника:
* Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь («ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
* Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
* Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).
* Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
* Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).
* Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
* Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
* Плохая дикция.
Почему же в век компьютерных технологий, когда есть все для развития речи: компьютеры, телефоны, телевизоры, все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Что является причиной того, почему дети так плохо говорят? Причин много.
Главные из них:
Ухудшение состояния здоровья детейДисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи:Гиперопека со стороны родителейЗамена живого эмоционального общенияЧрезмерное увлечение опережающим развитиемРаннее овладение чтением.Репрессивная педагогика.
Конечно, тесное взаимодействие детского сада и семьи сможет решить проблему развития речи детей.
Но, что могут и должны сделать родители:
В первую очередь – это эмоциональное общение с ребёнком с момента его рождения!
Во – вторых, – разговаривайте с детьми, а, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.. Далее, — если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, неврологу).
Далее, — если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, неврологу).
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.
Заучивайте с детьми стихи (это тренирует выразительность речи и память).
Тренируйте детей в произношении скороговорок и чистоговорок (улучшает произношение).
Учите детей отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? »
Развивайте мелкую моторику руки, это тоже ведёт к развитию речи.
Организовывайте совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Что делать маме с папой?
Как же родители могут помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка? В первую очередь, как уже было сказано выше, не стесняйтесь беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что вы делаете и говорите, и стремится подражать вам.
Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен. Не стоит проводить обучение в виде долгих лекций — играйте с ребенком, общайтесь с ним
Ваши внимание и забота значат для него куда больше, нежели диплом по педагогике
Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.
Играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.
Речь и чувство ритма
Незаменимым помощником в развитии речи станет для вашего ребенка чувство ритма
Просто двигаться под музыку, попадая в такт, петь, читать стихи очень важно для психофизиологического развития маленького человека
Читайте с ребенком стихи. Как правило, дошкольники с удовольствием повторяют сказки Чуковского, Барто. Их простая, но в то же время очень ритмичная структура, звуковые особенности, построенные на повторении групп определенных звуков, окажутся полезны для артикуляции. Не нужно механически заучивать непонятные ребенку стихотворения. Выберите вместе что-нибудь, что будет интересно для ребенка. Особенности речевого развития дошкольников предполагают, что дети с удовольствием запоминают и лучше усваивают ту информацию, которая им интересна. Попросите ребенка самостоятельно подобрать рифмы, закончить строчку за вас. Вот, к примеру, игра-стихотворение «Добрый слон», прекрасно подходит для такой задачи:
Жил на свете добрый слон.
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),
Вот ромашка, вот… (букашка),
Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),
Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),
Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).
Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!
Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.
Можно играть с ребенком в профессии, предлагая самому подставить нужные слова по смыслу и звучанию: например, учитель — учит, строитель — строит, водитель — водит, а вот врач — совсем не врет, а лечит! Пользуясь случаем, расскажите ребенку об однокоренных словах.
Формирование словарного запаса
Словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас составляют те слова, которые человек использует в речи постоянно. Пассивный словарный запас ему знаком, но в речи используется крайне редко или не используется совсем.
Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет, конечно, чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.
Если вы будете стараться не только читать малышу, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.
Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.
Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе
Речевые
нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями иречевыми образцами .
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей
? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная запущенность.
Попробуем разобраться
Развитие
ребенка начинается в семье. И родители сами«закрепощаютречевое развитие своего ребенка и сами не замечают этого. Что это значит?
Гиперопека. Вот ребенок родился. Родители стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы, режим питания, обеспечить всевозможными игрушками. Предугадывают желания малыша и не дают попытки ответить на вопрос, подсказывают, доделывают все за него.
Тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата
Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Скажи, повтори, нет, нужно вот так. Или наоборот! Помолчи! Закрой рот! Подобные действия приводят к речевому замыканию – речевому негативизму
, а в дальнейшем к задержке речи.
Соска, памперс и планшет! Ребенок начиная познавать мир задает вопросы, плачет, кричит. Не все родители согласны терпеть. Соска в такой ситуации – простой способ сохранить собственные нервы, также как и памперс. Не нужно прилагать никаких усилий.
Другая ситуация. Ребенок все пробует на вкус
. Скажем просто — все тянет в рот. Выход – соска.
В раннем дошкольном
возрасте с ребенком нужно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки. Заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, перебирать пуговицы, фасоль. Играть вместе с ребенком. Но родители считают, что это устаревшие методы. Мы же живем всовременном мире и детям необходимысовременные игрушки , ну и конечно, планшеты, телефоны, телевизоры. Это же удобно. Дал планшет, вставил соску и занимайся своими делами. А ребенок предоставлен сам себе.
Но вот ребенок поступил в детский сад. Роль на речевое развитие отводится педагогам
. Как и в норме, так и в патологииречевое развитие представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадияхразвития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично
Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми. Поэтомуразвитию речи в детских садах уделяется особое внимание
Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
И РЕЧИ
В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Слайд 3Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном
воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).
Слайд 4Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин
целом
познанием окружающего мира
Слайд 5На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С.
Выготский пришел к следующему выводу:«Есть все фактические и теоретические основания
утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»
(Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).
Слайд 6В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство:
социализации; приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.
И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле).
Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные в) личностные функции человека
человека. Эти характеристики определяют язык как средство: номинации (наименования) и
индикации (обозначения) действительности; обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; опосредствования высших психических функций человека; развития познавательных интересов; удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Слайд 8Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в
группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.
Слайд 10В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция
языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К.
Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
Слайд 11В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его
эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку –
это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания
Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
взаимодействуют, вступают в различные формы общения.Вместе с тем, говоря о
роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А. Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом (Бог-Творец, создатель мира) человеческого в человеке»
(СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С378).