Нюансы организации и проведения работы с родителями в старшей группе

Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте | статья в журнале «молодой ученый»

Подростковая память

Память — комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению полученных ранее знаний и навыков.

В возрасте 10-15 лет у ребенка происходит серьезная «перестройка» процессов запоминания. Отсюда и проблемы с «плохой памятью» у подростка. Он переваривает массу информации, часть которой необходимо запоминать для хорошей успеваемости в школе и дальнейшего поступления в ВУЗ.

Советский психолог А. Н. Леонтьев изучил закономерность развития у детей основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. По его мнению, у подростков, в отличие от младших школьников, продуктивность непроизвольного запоминания замедляется с одновременным ростом произвольного. То есть в возрасте 10-15 лет ребенок способен управлять познавательными процессами. Из потока информации он учится вычленять главное и сохранять в памяти именно это.

В целом, развитие памяти у детей 10-12 лет и старше сводится к развитию мышления. Для ребенка вспоминать и воспроизводить тот или иной учебный материал — значит думать и рассуждать. Он устанавливает логические связи между элементами информации, а когда нужно воспроизвести ее, он вспоминает все цепочки.

Научим ребенка учиться с удовольствием

Записаться на консультацию

Вследствие того, что к старшим классам появляется много новых учебных предметов и усложняется сама школьная программа, у подростков могут начаться проблемы с запоминанием

Память ребенка важно тренировать

При этом родителям не стоит брать на себя постоянную функцию напоминания, так как это будет демотивировать ребенка. Его память без тренировки станет хуже, а он сам привыкнет, что можно лишний раз не думать — мама напомнит.

Развитие памяти дошкольников

Память является психическим процессом, отражающим восприятие, обработку и сохранение информации о чем-либо.

Память начинает свое развитие с образной формы т.е. ребенок сохраняет в сознании образы объектов и процессов и воспроизводит их.

Что касается особенностей ее формирования, то в младшем школьном возрасте развита непроизвольная память

Ее функционирование сходно с непроизвольным вниманием т.е. ребенок запоминает что-то неосознанно

Он запоминает интересное и желанное.

В среднем дошкольном возрасте активизируется периодическое запоминание чего-то т.е. начинает развиваться произвольная память.

В старшем дошкольном возрасте развивается произвольная память, как слуховой, так и визуальной направленности. Она ориентирована на запоминание чего-то и носит осознанный характер.

Слайд 26 Речь дошкольника Речевое развитие стимулируют переход к внеситуативному общению, усложнение деятельности,

расширение социальных контактов. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей. Дошкольники учатся выстраивать словосочетания, предложения по правилам грамматики.Для речи раннего дошкольного возраста характерно словотворчество, выражающее недостаточный уровень владения грамматическими формами. В речевых высказываниях дошкольника раннего периода преобладают простые предложения. С возрастом предложения становятся более сложными. Активное овладение речью сопровождается овладением ребенком нормами произношения.Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.

Как развивать память, мышление, внимание и воображение подростка

Многие особенности поведения ребенка, напрямую влияющие на его успеваемость в школе, — медлительность, рассеянность, повышенная возбудимость — можно преодолеть при развитии основных познавательных процессов.

Как развивать память подростку 10-15 лет и старше? Один из лучших способов — больше читать. Заучивание стихов и пересказ своими словами отрывков текста помогают ребенку структурировать информацию и лучше ее запоминать. Также помогут детские игры на запоминание слов или цифр

Развитие памяти неразрывно связано с развитием уровня внимания и умения концентрироваться на важном

Как развить логическое мышление у подростка? Можно использовать игровые методики. Это интеллектуальные упражнения, которые научат ребенка думать над поставленными задачами, рассуждать. Чтобы ребенок научился грамотно выражать свои мысли, необходимо развивать абстрактное мышление подростка — предложите ему поделиться впечатлениями о книгах, пересказать сюжет прочитанного. За основу занятий можно взять следующие упражнения, которые можно подавать как забавные задачки :

  • Составление предложений из 3-4 слов, по смыслу никак не связанных друг с другом.
  • Выявления общих признаков у 2 слов, не связанных друг с другом по смыслу.
  • Исключение лишнего слова из целого списка слов.
  • Подбор синонимов и антонимов к конкретному слову.
  • Формулировка определений разных слов.
  • Поиск причин каких-либо событий.

Постепенное усложнение интеллектуальных упражнений поможет в дальнейшем развивать бизнес-мышление у подростка. Ему будет легче коммуницировать с окружающими людьми и достигать поставленных целей.

Как развить фантазию и воображение у подростка? Существующие системы дошкольного и школьного обучения фактически не содержат в себе специальные меры, направленные на развитие у детей воображения. И оно, как правило, не достигает высокого уровня. Поможет развивать фантазию чтение интересных книг и рисование. Можно использовать и специальные упражнения :

  • Поиск ассоциаций на конкретное высказывание.
  • Составление ассоциативных цепочек.
  • Подбор сравнений.
  • Формулировка вопросов по 2 заданным словам.

Чтобы подросток был внимателен на занятиях, лучше запоминал информацию и грамотно формулировал свои мысли, бывает достаточно изменить патологическую модель поведения. Курс 7Spsy поможет развить память и мышление вашему ребёнку, научит его справляться с нестандартными задачами и запоминать большое количество информации. Методика научно обоснована, в ее основе — теории И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др. В процессе занятий с психологом происходит замена негативных установок на позитивные.

Научим ребенка учиться с удовольствием

Записаться на консультацию

Тренировка познавательных процессов у ребенка — это важный шаг на пути к поставленным целям — успешной сдаче экзаменов и поступлению в престижный ВУЗ. Курс изменения поведения поможет подростку по-новому взглянуть на школьные предметы, которые кажутся ему скучными и неинтересными

У ребенка появится мотивация тренировать память, внимание, мышление и воображение

Программы тренинга отличаются в зависимости от возраста подростка: для 12-15 лет и для 15-17 лет. Младшим подросткам установки даются упрощённые для восприятия, для старших подростков формулировки уже сложнее. Диагностические тесты и набор инструментов так же подбираются с учетом особенностей возраста.

  1. «Возрастная психология», 2001 г., Г. С. Абрамова
  2. «Возрастная психология. Детство, отрочество, юность», 2005 г., В. С. Мухина
  3. «Психическое развитие ребенка», 2001 г., А. Валлон 
  4. «Речь и мышление ребенка», 1994 г., Ж. Пиаже
  5. «Большая энциклопедия психологических тестов», 2005 г., А. А. Карелин
  6. «Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ», 1992 г., Е. В. Заика

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Консультация «Пословицы и поговорки. Как сделать игру для детей среднего и старшего дошкольного возраста» Напишите на небольших карточках пословицы и поговорки. Каждая пословица пишется на двух карточках — на одной начало, на другой конец. Разложите карточки на столе. Соедините половинки пословиц самостоятельно. Прочитайте их детям. Спросите, понимают ли они смысл пословиц. Если…

Консультация для родителей дошкольников «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации,…

Родительский уголок в детском саду — зима: идеи для оформления

Родительский уголок в детском саду — зима, идеи для оформления:

Родительский уголок в детском саду — зима, идеи для оформления Родительский уголок в детском саду — зима, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — зима, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — зима, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — зима, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — зима, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — зима, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — зима, идеи для оформления Родительский уголок в детском саду — зима, идеи для оформления

Слайд 2 Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте Развитие познавательных процессов у

детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности.Психические познавательные процессы в дошкольном возрасте обретают произвольный характер. Дети получают знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем уровень развития ребенка. Чем больше уделить внимания на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.

Деятельность родительского комитета

Мамы и папы, занимающие активную позицию в отношении общественной и учебно-воспитательной жизни группы, составляют родительский комитет, призванный работать в тандеме с воспитателем, а также тесно сотрудничать с методическим объединением педагогов и административно-хозяйственной частью ДОУ. Обычно путём открытого голосования на первом родительском собрании избираются члены комитета, как правило, в количестве 3 человек:

  • председатель родительского комитета;
  • заместитель председателя родительского комитета;
  • казначей.

Функции

Функции комитета сводятся к следующему:

  • связывать все звенья административно-хозяйственной и педагогической цепочки с родителями конкретной группы;

  • собирать необходимые средства для мелкого ремонта, покупки канцелярских товаров и пр.;
  • заниматься организацией поздравлений педагогов (с профессиональным праздником, Новым годом, 8 Марта);
  • помогать в написании сценариев и проведении совместного досуга;
  • заниматься подготовкой выпускного бала (в старшей или подготовительной группе).

Заседания родительского комитета обычно происходят в день родительского собрания, как правило, за 15–20 минут до общего сбора. Целью этой встречи является определение круга проблем, которые нужно обсудить со всеми родителями.

План работы комитета родителей

Как и взаимодействие педагога с родителями, работа комитета также нуждается в планировании. Как уже было сказано, время проведения сборов избранного органа совпадает с родительскими собраниями. Иногда допускается 1–2 дополнительные встречи для решения конкретных задач (обычно хозяйственных или организационных).

Таблица: пример годового плана работы родительского комитета

Автор Члены родительского комитета Змиевского детского сада комбинированного вида №1, Свердловский район, Орловская область, пгт. Змиевка
№пп Тема заседаний Содержание работы Сроки Ответственные и исполнители
1
  1. Выборы председателя и секретаря.
  2. Исполнение нормативно-правовых документов как одно из условий организации сотрудничества МБДОУ с семьёй.
Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, организационные вопросы. октябрь Заведующий.
2 План родительского комитета на 2015–2016 учебный год. Составление плана родительского комитета. октябрь Председатель РК.
3
  1. Организация воспитательно-образовательной работы с детьми.
  2. Организация и проведение новогодних утренников.
  • Посещение занятий, прогулок, режимных моментов с целью ознакомления с ходом воспитательно-образовательного процесса.
  • Работа с родительскими комитетами групп, музыкальными руководителями по подготовке к новогодним утренникам.
декабрь
  • Заместитель заведующего по УВР,
  • председатель РК.
4
  1. Организация питания.
  2. Организация проведения праздничных мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта.
  • Посещение режимных моментов ( завтрак, обед, ужин) с целью изучения организации питания в ДОУ.
  • Изучение меню, технологических карт, контроль за приготовлением блюд.
  • Работа с родительскими комитетами групп, воспитателями, музыкальными руководителями по разработке плана праздничных мероприятий с участием родителей.
февраль
  • Шеф-повар,
  • медсестра,
  • председатель РК,
  • заместитель заведующего по УВР,
  • воспитатели,
  • инструктор по физкультуре,
  • музыкальные руководители.
5
  1. Готовность детей старших и подготовительной групп к школьному обучению.
  2. Организация летнего отдыха детей.
  3. Помощь родительской общественности в подготовке помещений территории детского сада к новому учебному году.
  • Изучение результатов диагностики состояния здоровья и обученности выпускников детского сада.
  • Обсуждение программы выпускного утренника
  • Составление совместного плана работы организации летнего отдыха детей.
  • Разработка плана работы по подготовке помещений и территории детского сада к новому учебному году.
апрель
  • Воспитатели старших и подготовительной групп,
  • специалисты,
  • заместитель заведующего по УВР,
  • заведующий,
  • заместитель заведующего по АХР.

Развитие внимания дошкольников

Внимание является психическим процессом, основанном на концентрации сознания на конкретном объекте или процессе. Внимание детей дошкольного возраста характеризуется непроизвольностью т.е

оно формируется на основе сосредоточения сознания на тех объектах и процессах окружающего мира, которые привлекли ребенка, заинтересовали его. Он обращает внимание только на то, что ему интересно и сохраняет внимание на этом до тех пор, пока его интерес не угас. Переключение внимания на дугой объект возможно только тогда, когда интерес вызвал данный объект

Внимание детей дошкольного возраста характеризуется непроизвольностью т.е. оно формируется на основе сосредоточения сознания на тех объектах и процессах окружающего мира, которые привлекли ребенка, заинтересовали его

Он обращает внимание только на то, что ему интересно и сохраняет внимание на этом до тех пор, пока его интерес не угас. Переключение внимания на дугой объект возможно только тогда, когда интерес вызвал данный объект.

В зависимости от возрастного этапа развития дошкольника, внимание имеет свои особенности развития:

Младший дошкольный возраст

В этот период активно развито непроизвольное внимание. Дети могут играть в одну игру в течение получаса

Они быстро теряют интерес к одному виду деятельности.

Средний дошкольный возраст. С четырех-пяти лет начинается развитие произвольного внимания. Ребенок может осознанно направлять внимание на конкретные объекты и удерживать его в течение непродолжительного времени.

Старший дошкольный возраст. Он связан с формированием устойчивого внимания к тем объектам, которые вызывают у них познавательную заинтересованность.

Таким образом, со среднего дошкольного возраста уделяется внимание развитию произвольного внимания детей, посредством продуктивной, игровой деятельности, ее вариативности и частой смене видов

Родительский уголок ясельной группы в детском саду

Родительский уголок ясельной группы в детском саду:

В родительском уголке ясельной группы детского сада обязательно должна присутствовать информация о том, как адаптировать ребенка к детскому саду.


Родительский уголок ясельной группы в детском саду


Родительский уголок ясельной группы в детском саду Для разрядки обстановки в родительском уголке могут быть размещены шутливые правила для родителей.


Родительский уголок ясельной группы в детском саду

Также надо помнить, что эта возрастная категория деток очень сильно привязана к родителям, они попросту не представляют своего существования без них. Чтобы утренний ритуал расставания проходил максимально комфортно, научите родителей делать это правильно.


Родительский уголок ясельной группы в детском саду


Родительский уголок ясельной группы в детском саду


Родительский уголок ясельной группы в детском саду

Также важно объяснять родителям, что нельзя приносить в детский сад. Так вы сможете избежать появления не очень приятных ситуаций


Родительский уголок ясельной группы в детском саду

Обязательно разместите на ознакомительном стенде материал о физических особенностях маленьких детей

Важно, чтобы родители вовремя понимали, что малыш устал и ему пора отдохнуть. От этого зависит психоэмоциональное и физическое здоровье малыша


Родительский уголок ясельной группы в детском саду


Родительский уголок ясельной группы в детском саду

Ну и конечно, не забывайте про развлечения для малышей. Посоветуйте родителям, как можно развлечь ребенка.

Родительский уголок ясельной группы в детском саду

Развитие мышления дошкольников

Мышление является способом опосредованного отражения окружающей действительности.

Мышление формируется в конце первого года жизни ребенка. Оно развивается постепенно.

Так, в младшем дошкольном возрасте наблюдается преобладание наглядно-действенного мышления и формирование аналитических навыков.

В среднем дошкольном возрасте активизируется наглядно-образное мышление, позволяющее совершать различные умственные операции: решать задачи, анализировать ситуации и др.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие задатков логического мышления. Начинают закладываться основы формулирования выводов и умозаключений.

Какие материалы раздать родителям

Перед проведением консультации стоит подготовить небольшие методички, которые родители смогут унести с собой. Брошюры должны включать в себя:

  • повторение пройденного материала;
  • яркие примеры из практики опытных терапевтов, иллюстрирующие типичные ситуации;
  • рекомендации родителям, как вести себя для предотвращения возникновения страхов, в случаях, если они уже развились;
  • перечисление основных тревожных признаков;
  • выдержки из научной литературы по теме, ссылки на полезные статьи, рекомендуемые к самостоятельному прочтению.

Книги по теме

  • Психология страхов дошкольников.
  • Детские страхи. Секреты воспитания. Набор инструментов по преодолению страха.
  • Детские страхи. Решение проблемы в условиях детского сада.
  • Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов.
  • Читаем мысли наших детей по рисункам, снам, страхам, играм…
  • Преодолеваем детские страхи. Практическое руководство для родителей и педагогов.

Материалы по теме

  • Статья «Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста».
  • «Детские страхи и их преодоление» для родителей и педагогов ДОУ.
  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста, используемые в детской психокоррекции: развитие мелкой и крупной моторики, устранение страхов.
  • Памятка. Коррекция детских страхов с помощью сказок.

Слайд 22 ВООБРАЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАВоображение ребенка складывается в игре. Формируясь

в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

Вам может быть интересно

05.08.2019 Природа иррациональных решений

Что в голове у социопата?

08.05.2019 «Я просто рядом стоял»: что делать, если ваш ребёнок курит

26.09.2019 Что мешает навсегда бросить пить, курить и употреблять наркотики?

29.07.2019 Опять на те же грабли: при выборе нового партнера мы зацикливаемся на типаже бывшего

12.03.2019 Во власти страсти: что такое нимфомания и как ее лечить?

03.06.2019 Может ли беременность разрушить карьеру?

24.09.2019 Как избавиться от алкогольной зависимости: мифы и проверенные способы

28.08.2019 Белая горячка: как помочь близкому человеку?

06.05.2019 Агрессия — это привычка. Как отучить ребёнка драться и кричать

15.04.2019 Режим дня ребенка: как четкий график помогает расти и развиваться?

25.09.2019 Что в голове у поджигателя?

Слайд 37 Игры и упражнения с блоками Дьенеша. С детьми

от 2 лет уместны простые игры. Например, в помощь к блокам имеются альбомы . Первый так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Похоже на собирание мазаики. Для детей младшего возраста, блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Для них подойдут следующие упражнения. 1. Найди все фигуры такого же цвета(формы) 2. Найди такую же фигуру.3. “Выложи дорожку”. Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению) Выкладывать дорожки можно с опорой на схему(ориентация на один и два признака) . Опираясь на схемы, предложите ребенку продолжить цепочку чередуя блоки по размерам, цветам, толщине или форме. Например: синий, красный, синий и т.д. Выкладывать цепочку нужно так, чтобы рядом находились фигуры аналогичные по размеру, различные по форме и цвету и наоборот. Можно составить множество вариантов упражнений, которые помогают ребенку овладевать навыками сравнения, умениями анализа и синтеза.

Слайд 5 Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту

соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.
Развитию познавательной сферы детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы. Познавательная деятельность дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности.

Познавательное развитие ребенка

Слайд 11 Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия»Перевертыши» (превратить круг, треугольник, квадрат

в любой рисунок). «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь» (ориентация в пространстве по плану — схеме). «Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры). «Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов). «Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте). «Сложи картинку» (составить из частей целую картинку). «О чем я говорю?» (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь). «Какое время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года). «Угадай предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Родительский уголок в детском саду — весна: идеи для оформления:

Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления:


Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления


Родительский уголок в детском саду — весна, идеи для оформления

Память

На протяжении всего развития дошкольника непрерывно идет процесс совершенствования эмоциональной, непроизвольной, образной, двигательной памяти. К началу школьной жизни у ребенка появляется словесно-логическое запоминание, формируется связь между памятью и различными психическими процессами.

Обучение в школе развивает произвольную память, которая впоследствии берет на себя ведущую роль. Постепенно увеличиваются объем памяти, продолжительность хранения информации. По мере старения организма, при отсутствии умственных нагрузок, память нарушается. Человек испытывает сложности в запоминании новой информации.

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно

Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность

Слайд 13 ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКАВнимание ребенка в начале дошкольного возраста

отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок

Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза;Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа)

Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Подростковое воображение ​

Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений и идей.

Развитое воображение может влиять на всю познавательную деятельность подростка, эмоционально-волевую сферу и саму личность. Некоторым детям проще решать задачи, именно представляя сложные математические знаки, а не расписывая решение на бумаге. А другим богатое воображение в совокупности с теоретическим мышлением помогает развиваться творчески — писать стихи, рисовать, моделировать. Скованному, стеснительному ребенку образы в сознании помогают быть более уверенным в себе — сначала он «проиграет» ситуацию в воображении, чтобы в дальнейшем решительно действовать.

Ребенок в возрасте 12 лет уже умеет управлять своим воображением. Он четко видит разницу между вымышленным и реальным миром. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но гораздо богаче фантазий ребенка младшего возраста.

Несмотря на все «бонусы», которое дает воображение, к развитию воображения у подростка 13-15 лет стоит относиться с повышенным вниманием. Когда ребенок с головой погружен в мир переживаний и намеренно уходит из реального мира в свои фантазии, снижается его мыслительная деятельность

Слайд 44 Лэпбук помогает детям усвоить знания о правилах в школе, школьных

принадлежностях, режиме и правильной осанке первоклассника, а так же запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме. В нем представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие логического мышления, внимания, памяти, связной речи.

Цель дидактического пособия: способствовать развитию интереса воспитанников к школе, учебным навыкам, обогащению представлений о школьном мире.Задачи дидактического пособия:Продолжать формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;Познакомить детей со школьными принадлежностями необходимыми для успешного обучения в школе;Познакомить детей с правилами поведения в школе, режимом дня школьника;Дать понятие о правильной осанке;Учить отгадывать загадки о школьных принадлежностях, заучивать стихи о школе;Развивать связную речь;Активизировать словарный запас по темам «Школа. Школьные принадлежности»;Совершенствовать психические процессы (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение).Формировать умение слушать товарищей, не перебивать их.В пособии отражены следующие разделы:Составь рассказ по картинке.Правила поведения в школе.Следим за осанкой.Собери портфель.Игралочка.Режим дня.Стихи и загадки о школе.

Структура познавательной деятельности в дошкольном возрасте

Развитию познавательной сферы детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы. Познавательная деятельность дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности.

Структура познавательной деятельности определяется как способ взаимодействия компонентов системы и включает в себя:

  1. Цель – получить знания.
  2. Мотив – различен в зависимости от ситуации.
  3. Способы – познавательные умения, действия.
  4. Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.
  5. Результат – получение знания.

Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие дошкольников, – осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом этих принципов. Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: