Актуальные проблемы развития речи детей с нарушениями зрения

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Введение

Актуальность. В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Проблема воспитания и обучения детей с нарушениями зрения играет огромную роль в системе дошкольного образования, это объясняет необходимость ее исследования в данной работе. Интерес к данной проблеме постоянно возрастает, в науке и практике этот вопрос недостаточно изучен. Возникает вопрос создания системы специального образования для дошкольников, которая будет охватывать все области и предметы изучения. этим педагогам необходимо изучать дефектологиюВедущие тифлопедагоги В. Гаюи, А. Цейне, И. Клейна, С. Гоу, и др. видели в трудовом и интеллектуальном образовании средства компенсации личности слепого и путь к независимости в обществе. Система развития работы слепых и слабовидящих детей Б. К. Тупоногова показала, что такая система открыта, обеспечивает развитие компенсационных механизмов у детей школьного возраста и позволяет решать проблемы коррекции в области образования, развития и образование.особенностям системы дошкольного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

  1. Изучение проблемы дошкольного обучения в психолого-педагогических исследованиях;
  2. Определения медико-педагогической классификации детей с нарушением зрения;
  3. Рассмотрение особенностей системы дошкольного обучения детей с нарушением зрения;
  4. Выявления проблемы дошкольного воспитания в психолого-педагогических исследованиях;
  5. Выявление особенностей системы дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.Глава 1 Теоретические основы изучения системы дошкольного обучения детей с нарушениями зрения1.1 Проблема дошкольного обучения в психолого-педагогических исследованиях

  • низкий уровень развития зрительно-моторной коорди­нации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения; ·
  • трудности формирования зрительного образа буквы, цифры,
  • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и соответственно медленный темп, угадывание букв, возвратные движения глаз;
  • появление зеркального написания букв, носящее стой­кий характер и др.
  • низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
  • трудности в определении цве­та, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выпол­нении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
    1. Медико-психолого-педагогическая классификация детей с нарушением зрения

недостаток преломляющей способности глаза – слабовидящих детей зависит от причин1.3 Особенности системы дошкольного обучения детей с нарушением зрениясистемы с ограниченным словарным запасомВыводы к 1 главе  1    

Слайд 10Ориентиром для составления адаптированной образовательной программыМогут быть образовательные программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений III-IV видов, а также специализированные учебники для школ этих видов, соответствующая методическая литература. Содержание учебных пособий для обучения обучающихся с нарушением зрения и с сохранным интеллектом практически не отличается от содержания таких же пособий для обычных учащихся, однако в оформлении учебников и учебных пособий имеется определенная специфика (тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе Луи Брайля и снабжены рельефными рисунками, чертежами, схемами; для слабовидящих используются адаптированные цветные иллюстрации – отсутствуют мелкие детали и выделены четко контуры изображений).

Виды нарушений зрения у детей

Определение 1

Нарушение зрения – это неспособность глаза приспосабливаться к инстинктивному физиологическому акту видения.

Нарушения зрения у детей могут быть функциональными и органическими.

Функциональным нарушениям характерны преходящие изменения, поддающиеся коррекции или проходящие самостоятельно, например, косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и пр.

Органические поражения основаны на морфологических изменениях структуры глаза и других отделов зрительного анализатора.

Зачастую при органических нарушениях зрения имеют место сопутствующие поражения нервной системы или различные врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и пр.

  • Близорукость может быть как врожденной, так и приобретенной. Механизм нарушения предполагает удлинение глазного яблока. Если близорукий ребенок посещает дошкольное учреждение, необходимо следить за условиями, в которых проходят занятия, так помещение должно быть хорошо освещенным.
  • Дальнозоркость характеризуется нарушением анатомического строения глаза. Обнаруживается данная патология по нескольким признакам: ребенок во время чтения отодвигает книгу далеко от себя. При зрительной нагрузке отмечается боль, покраснение глаз, развитие быстрой усталости.
  • Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то у родных отмечалась такая патология, но чаще всего это свидетельствует о наличии других заболеваний. Косоглазие характеризуется отклонением глазного яблока от центральной оси.
  • Астигматизм – это врожденное заболевание, которое обусловлено неправильной формой, то есть кривизной роговицы глаза. При таком нарушении дети тяжело различают предметы, которые находятся и близко и далеко от них, также им характерна быстрая утомляемость, глаза болят во время чтения или нахождения за компьютером. Дети с нарушением зрения такого типа должны посещать детский сад компенсирующего типа.
  • Амблиопия, или «ленивый глаз» — данному заболеванию характерно различие образов, которые получает ребенок с правого и левого глаза, что не дает возможности соединить элементы воедино и получить целостную картину. Постепенно ребенок начинает смотреть только одним глазом, что влечет за собой потерю функций второго глаза. Сопутствующие симптомы этого заболевания – головная боль, дискомфорт в глазах, быстрая утомляемость. Исправление данного нарушения необходимо начинать в раннем возрасте.

Слайд 13 5. При составлении адаптированных программ учебных предметов для

незрячих школьников начальных классов обеспечивается коррекционная направленность всего учебного процесса. Она выражается, во-первых, в том, что обучение строится на иной знаковой системе. В содержание обучения всех учебных предметов включены специальные разделы по изучению элементов знаковой системы, используемых незрячими: русский язык, развитие речи -изучение системы Брайля; в математике – системы математического кодирования, чтение рельефных чертежей; в музыке – нотная грамота; в изобразительном искусстве – система чтения рельефного рисунка; по ИКТ-обучение незрячего к работе программой речевого доступа, брайлевским дисплеем и т.д.
Во-вторых, расширение представлений незрячих детей о внешнем мире, ознакомление с внешним миром, действиями и деятельностью человека в нем.

Слайд 15Структура адаптированной образовательной программы для ребенка с нарушением зрения

— Пояснительная программа, раскрывающая содержание особых образовательных потребностей ученика, определяемых на основе заключения и рекомендаций ПМПК; — Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы организации обучения; — Адаптированные программы изучаемых предметов, включающие компоненты коррекционно-развивающей направленности в соответствии с особенностями нарушений у ребенка, требования к формируемым компетенциям, а также критерии и условия определения результатов обучения; — Индивидуально-ориентированные программы психолого-педагогической поддержки ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК (программа логопедической работы, программа коррекционной работы психолога, программы работы дефектолога(тифлопедагога) – индивидуальные и групповые занятия; включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например: таких как «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие мимики и пантомимики» и др.).

Классификация детей с нарушением зрения

Степень нарушения зрительной функции определяют в соответствии с уровнем снижения остроты зрения, то есть способности глаза видеть две светящиеся точки на минимальном расстоянии между ними. Нормальная острота зрения составляет 1,0, что свидетельствует о способности человека различать буквы и знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пять метров. Разница в способности различать знаки последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

На основании этого выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

  • слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, или с остаточным зрением, то есть максимальная острота зрения составляет 0,04 на лучше видящем глазу, если применять обычные средства коррекции – очки или линзы, либо при сохранении способности к самоощущению;
  • абсолютно, тотально, слепые – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения;
  • частично слепые – дети, которые имеют светоощущение, форменное зрение с остротой зрения 0,005 – 0,04;
  • слабовидящие – предполагают остроту зрения детей 0,05-0,2. Главным их отличием от слепых является то, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор выступает как основной источник восприятия информации об окружающем мире и может быть использован как ведущий в учебном процессе, в том числе чтении и письме.

На основании того, когда появился дефект обычно выделяют две категории детей:

  • слепорожденные – дети, которые родились с тотальной слепотой или ослепли не достигнув возраста трех лет. У них отсутствуют зрительные представления, и весь процесс психического развития протекает в условиях полного выпадения зрительной системы;
  • ослепшие – дети, которые утратили зрение в дошкольном возрасте и позже.

Вне зависимости от типа зрительного нарушения и его тяжести, детей необходимо обучать, при возможности компенсировать дефект для устранения проблем усвоения знаний и восприятия особенностей окружающего мира. При тотальной слепоте или некорректируемом остаточном зрении окружающие люди должны помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру, освоить шрифт Брайля и пр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: