Понятие о внимании, его критерии. значение внимания в жизни и деятельности человека

Тренировка внимания у младших школьников с помощью упражнений

Советы по воспитанию внимательности

Если спросить у родителей, как воспитать внимательность и что мешает ребенку, то у всех один самый простой рецепт – убрать телефон и решить этим проблему. Но виновато ли устройство в том, как его используют дети – очевидно, что нет

В телефоне есть не только важный контент, но и много развлечений, которые буквально с первых минут захватывают внимание

Если отобрать телефон, то таким образом бороться с невнимательностью не получится. Ребенку сложно в современном мире без средства связи, при этом телефон реально является хорошим помощником – здесь есть навигатор, карты, заметки, выход в интернет и много других программ, которые могут помочь при необходимости. Стоит ли отказывать от такого блага цивилизации, если проще ребенка научить правильно пользоваться гаджетом.

Чтобы настроить школьника на рабочий лад и устранить зависимость от гаджета психологи советуют следующее:

Уберите раздражители, которые отвлекают ребенка от выполнения конкретного задания. Исследователи выяснили, что излишняя перегруженность пространства отнюдь не способствует запоминанию. В классе с множеством плакатов и наглядных пособий урок пройдет психологически тяжелее, нежели в простой комнате, где есть минимум отвлекающих вещей. Добавьте динамики в жизнь ребенка, поскольку именно смена деятельности «включает» школьника в жизнь

Если вы чувствуете, что внимание рассеивается, а мозг не может сосредоточиться на одном объекте, смело предлагайте ребенку активную деятельность. Лучше всего – тактильные взаимодействия. Это может игра в ладушки для дошкольников, разминка кистей рук или любой другой отвлекающий маневр

При обучении отдавайте предпочтение активным способам взаимодействия. Гораздо больше будет толка, если ребенок не просто прочитает параграф, а перескажет его. Ответьте с ним на вопросы, подискутируйте и проработайте сложные моменты. Так материал запомнится лучше, и ребенок сможет сконцентрировать внимание на самых главных моментах. Мейдфулнес – заграничное слово с пугающим произношением на самом деле означает упражнения для концентрации внимания. Такие практики очень популярны на западе, где преподаватели задействуют самые простые техники, обеспечивая увеличение концентрации внимания, устранение проблем с поведением школьника, снижение уровня тревожности. Получение информации через разные средства. Каналы восприятия могут быть слуховыми у аудиалов, зрительными у визуалов и двигательными у кинетиков. Воздействуйте в первую очередь на те каналы, которые дают наибольший объем информации, и она лучше усваивается. Не забывайте, что школьник еще ребенок и игровые компоненты для него крайне важны. Давайте малышу возможность наиграться, это не только развивает мозг, но и дает дополнительный социальный опыт. Больше читайте вслух. Чтение книг вслух – это не старомодное занятие из прошлого века, а отличный способ слышать себя и заниматься самоконтролем. Очень хорошо контролировать свое произношение, понимание текста и другие моменты, если слышать себя со стороны. Ребенок сам находит ошибки и исправляет их

Это может игра в ладушки для дошкольников, разминка кистей рук или любой другой отвлекающий маневр. При обучении отдавайте предпочтение активным способам взаимодействия. Гораздо больше будет толка, если ребенок не просто прочитает параграф, а перескажет его. Ответьте с ним на вопросы, подискутируйте и проработайте сложные моменты

Так материал запомнится лучше, и ребенок сможет сконцентрировать внимание на самых главных моментах. Мейдфулнес – заграничное слово с пугающим произношением на самом деле означает упражнения для концентрации внимания

Такие практики очень популярны на западе, где преподаватели задействуют самые простые техники, обеспечивая увеличение концентрации внимания, устранение проблем с поведением школьника, снижение уровня тревожности. Получение информации через разные средства. Каналы восприятия могут быть слуховыми у аудиалов, зрительными у визуалов и двигательными у кинетиков. Воздействуйте в первую очередь на те каналы, которые дают наибольший объем информации, и она лучше усваивается. Не забывайте, что школьник еще ребенок и игровые компоненты для него крайне важны. Давайте малышу возможность наиграться, это не только развивает мозг, но и дает дополнительный социальный опыт. Больше читайте вслух. Чтение книг вслух – это не старомодное занятие из прошлого века, а отличный способ слышать себя и заниматься самоконтролем. Очень хорошо контролировать свое произношение, понимание текста и другие моменты, если слышать себя со стороны. Ребенок сам находит ошибки и исправляет их.

Упражнения на внимание для подростков и школьников

Задания и различные техники, направленные на повышение внимательности, могут стать полезной альтернативой другим детским играм

Выполнение таких упражнений положительно влияет на развитие концентрации внимания у младших школьников, и является ответом на вопрос, как развить внимание у подростка. Ниже приведем некоторые из них

  1. Чёрная точка

    Одна из самых простых в подготовке, но сложных для выполнения задач. Её суть заключается в том, чтобы в течение 5-10 минут смотреть только на чёрную точку, нарисованную в центре листа А4, не отрывая глаз и не отвлекаясь от неё в мыслях. Это упражнение является базовым на курсах скорочтения и отлично расширяет поле зрения.

  2. Сосредоточиться на предмете

    Упражнение похоже на предыдущее, отличие только в объекте созерцания и наличии отвлекающего фактора. Перед включенным телевизором с любимым мультиком нужно поставить будильник, а ребёнок должен следить за секундной стрелкой и стараться не отвлекаться на происходящее позади на экране.

  3. Найти предмет

    Задача ребёнка – найти в комнате загаданный предмет по описанию. Названные признаки должны быть ему очевидными и понятными.

  4. Запомнить картинку

    Ребёнок смотрит в течение 5-10 секунд на картинку, а затем по памяти старается перечислить всё, что на ней увидел. При достижении успеха время, отведенное на запоминание, можно постепенно сокращать. А упражнение можно повторять с разными предметами, людьми или даже новыми интерьерами.

  5. Корректура текста

    Для упражнения понадобятся любые распечатанные тексты: подойдет и газета, и ненужная книга, – в которых юный корректор найдет и вычеркнет все обозначенные буквы. Для развития внимания таким способом у ребёнка до 10 лет следует использовать крупный шрифт текста.

  6. Найти слово

    В каждом предложенном ребёнку для тренировки слове предлагается найти другое слово: «коса → оса», «полк → пол» и т.д. Если разрешить переставлять буквы местами, получится другая любимая всеми игра на составление разных слов из одного длинного.

  7. Случайные буквы

    В таблице, в которую в произвольном порядке вписываются буквы русского алфавита, необходимо найти как можно больше случайно сложившихся по вертикали и горизонтали слов.

  8. Симметричный рисунок

    На листе в клеточку нужно нарисовать вертикальную линию и с одной стороны от нее какую-нибудь фигуру необычной формы. Ребенок должен зеркально отразить получившийся рисунок, чтобы дорисованная им часть оказалась симметричной исходной.

  9. Цепочки

    Играть можно вдвоём или всей семьей, а составлять цепочки нужно по очереди из слов любой выбранной тематики: городов, имён, съедобных продуктов и т.д. Затем каждый ход игрок повторяет всю получившуюся до него цепочку целиком и добавляет к ней ещё одно слово.

  10. Таблица Шульте

    Это упражнение больше предназначено для подростков, но подойдет и для развития зрительного внимания у младших школьников, которые уже освоили счёт. Таблица 5×5 случайным образом заполняется числами от 1 до 25. Ребёнок должен за как можно меньшее время отыскать все числа по порядку. Одна конфигурация таблицы используется только для одной попытки.

Развитие внимания и усидчивости у детей – это важнейшая задача. Отлично способствуют этому курсы скоростного чтения, ведь в основе этой техники лежит умение быть максимально сосредоточенным на тексте. Обучение быстрому чтению происходит по методике, состоящей из комплекса упражнений, которые направлены на развитие всех свойств внимания. Пройдя курс Либерики в Академии развития интеллекта AMAKids, дети уже через 6 месяцев увеличивают скорость чтения в 5 и даже в 10 раз. Инновационная авторская методика учит детей не просто быстро читать, полностью понимая смысл прочитанного, а ещё и прививает любовь к книгам и литературе.

Как улучшить внимание у детей

Внимательный ребёнок – это полноценный и счастливый маленький человек, который умеет позаботиться о себе и близких, бережёт свои вещи и окружающую среду, дисциплинирован и проявляет ответственность и аккуратность во всем. Он с воодушевлением смотрит на мир и стремится узнавать его, достигать поставленных целей и стать полноправным и успешным членом общества

Это, как и актуальную важность развития внимания, ребёнку важно объяснить перед началом тренировок

У детей и подростков основными недостатками, требующими коррекции внимания, являются: неумение сосредоточиться на нескольких занятиях сразу и переключаться между ними; недолгая устойчивость и слабая концентрация, а также низкая избирательность внимания. Поэтому подбирать упражнения нужно индивидуально, установив причину невнимательности и определив её характер.

Тренировки должны быть недолгими, но регулярными и проходить в игровой форме. Каждое достижение обязательно нужно отмечать похвалой. Чтобы стимулировать интерес к занятиям, желательно чередовать задания, и каждый тренировочный сеанс пытаться достичь одной поставленной цели

Важно также ограничить раздражители и исключить замечания, подсказки, громкие звуки и резкие движения, чтобы не мешать ребёнку концентрироваться на упражнении

Сами задачи и игры нужно выбирать обязательно с перспективой воздействия на мыслительную деятельность и проявление наблюдательности. Это может быть поиск ошибок и недочётов, сравнение, обнаружение закономерностей, приведение примеров, обобщение и формулирование выводов и т.д. Также эффективны кроссворды, задания с соединением точек, сложные и детальные раскраски, собирание пазлов, игры жанра «поиск предметов» и лабиринты.

8 занятий и упражнений для развития внимательности для детей

28 июня 2022 г.

Примечание. Эта информация верна на момент публикации. Пожалуйста, обратитесь к странице COVID-19 на веб-сайте Lurie Children’s для получения постоянно обновляемой информации и ресурсов для семей пациентов, медицинских работников, а также общей информации о вирусе и сохранении здоровья семей.

Независимо от возраста ребенка, он, вероятно, осознает, что сейчас в его жизни все изменилось, и может бороться со своими чувствами по этому поводу. Осознанность — простой акт сосредоточения внимания на настоящем мягким, непредвзятым образом — может помочь как детям, так и родителям соединиться со своими мыслями и чувствами и присутствовать друг с другом.

Это может показаться сложной концепцией для детей. Но есть много занятий, которые дети могут выполнять дома, которые включают в себя моменты внимательности в веселой, образовательной и творческой форме. Независимо от того, проявляет ли ваш ребенок признаки беспокойства или хорошо приспосабливается к новым привычкам, детский арт-терапевт Lurie Джузеппина Импеллиццери подобрала несколько простых и творческих способов поощрения внимательности:

Учим ребенка внимательности

Внимание – это качество, которое следует развивать и воспитывать в ребенке начиная с 2-3 лет, когда он уже способен запоминать и понимать все, о чем ему говорят.

Внимание – это способность сосредоточиться, сконцентрироваться на определенном событии, явлении или объекте.

Многие родители ошибочно полагают, что внимание необходимо только в школе. Если не задуматься о том, как научить ребенка быть внимательным в более раннем возрасте, то сделать это в школе будет очень сложно. Ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием

Внимательность – это особенность, которую следует тренировать и наращивать, но делать это необходимо регулярно и систематически

Ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимательность – это особенность, которую следует тренировать и наращивать, но делать это необходимо регулярно и систематически. Без постоянных занятий она будет уменьшаться и ослабевать

Без постоянных занятий она будет уменьшаться и ослабевать.

Советы родителям:

  • проявлять твердость и последовательность
  • помнить, что чрезмерная подвижность, болтливость, недисциплинированность не является умышленным
  • избегать лишнюю мягкость и высокие требования
  • повторять просьбу много раз
  • не настаивать на том, чтобы ребенок принес извинения
  • не разрешать откладывать выполнения задания
  • уделять ребенку достаточно внимания
  • не допускать ссор в присутствии ребенка

Важно- не упустить время!

Как помочь невнимательному ребенку? 3 способа развития детского внимания

Спорт. Некоторые спортивные игры тренируют концентрацию

С их помощью можно откорректировать внимание ребенка.
Тренировки внимания в обыденных условиях. Вы можете использовать игры, простые жизненные ситуации для тренировки концентрации

Учите малыша обращать внимание на окружающие вещи, рассматривать их детально, сравнивать предметы между собой. Проявив фантазию, вы найдете много способов развития этой познавательной способности.
Обучение, развивающие курсы. Любые учебные, творческие, интеллектуальные задачи требуют внимания. Однако существует особый вид занятий, где когнитивные способности тренируются более эффективно. Это курсы быстрого счета (Школа ментальной арифметики Соробан).

Как работает метод Соробан? Занятия ментальным счетом развивают ментальные функции мозга

Внимание — одна из этих функций. Регулярные тренировки позволяют добиться высокого уровня концентрации

Во время работы с числами ребенку необходимо быть максимально сосредоточенным, поскольку нужно одновременно удерживать в зоне внимания счеты абакус, условие задачи, выполняемое действие и готовый ответ. Такой результат достигается благодаря развитию внимания в комплексе с феноменальной зрительной памятью, способностью к быстрой обработке информации.

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен? Диагностируем проблему

Теперь нужно присмотреться, как именно проявляется детская невнимательность, поскольку внимание измеряется по нескольким параметрам:

  • объем;
  • концентрация;
  • устойчивость;
  • распределение.

Объем — это способность удерживать в зоне внимания одновременно несколько объектов. Для дошкольника 5-7 лет нормально замечать 3-5 предметов. В старшем возрасте объем внимания развивается до 7 объектов. Определить объем несложно: разложите на столе перед малышом несколько игрушек (карточек с картинками, цифрами, других вещей). Предложите внимательно посмотреть на них нескольких секунд, а затем накройте эти предметы. Объем внимания ребенка будет соответствовать количеству названных вещей со стола.

Концентрация — способность целиком сосредоточиться на занятии (объекте), не обращая внимания на отвлекающие факторы. Например, школьник не успел сделать письменную работу на уроке, но спокойно продолжает писать, когда другие ученики уже перешли к устным занятиям. Уровень концентрации в норме

Если же ребенок из-за каждой мелочи теряет мысль, отвлекается, начинает делать ошибки, у него есть проблемы с вниманием

Устойчивость — еще один критерий, связанный с концентрацией на объекте/занятии. Но устойчивость внимания измеряется тем, сколько времени ученик способен заниматься делом, сосредоточенно исследовать предмет изучения

Это важное качество, которое помогает детям продуктивно работать на уроках. Без него ребенку невозможно усидеть на месте, трудно решить сложную задачу или довести до конца хоть какое-то дело

Распределение — способность полноценно уделять внимание одновременно нескольким занятиям/объектам. Умение направить свое внимание на выполнение сразу двух-трех дел называется многозадачностью. Эта способность имеет большую ценность для обучения и решения сложных задач

Неспособность к распределению внимания усложняет для ребенка даже простые задачи

Эта способность имеет большую ценность для обучения и решения сложных задач. Неспособность к распределению внимания усложняет для ребенка даже простые задачи.

Профилактика

  • Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
  • Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
  • Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
  • У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
  • Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.

Страшная правда про зрительную память

Зрение — является основным каналом восприятия у большинства людей, мы получаем информацию на 80% через органы зрения. Мы доверяем больше своим глазам, чем ушам.

Этот вид памяти развит в совершенстве у людей творческих профессий — художников, дизайнеров, архитекторов, модельеров.

Объем этой памяти не имеет границ. Проводился эксперимент: испытуемым показывались фотографии, а потом предлагались новые. Нужно было выбрать, те что они видели раньше….

Объем картинок успешно предъявляемых испытуемым доходил до 11000, но и это был не предел.

Есть еще одна разновидность этой памяти — фотографическая. Она связанная с памятью правого полушария. Правое полушарие мыслит образами, картинками.

Если она развита, то ребенок, прочитав один раз книгу, может ее всю пересказать или отвечать на вопросы, перелистывая ее у себя в голове. Методика Макото Шичиды как раз развивает эту способность у детей (ссылка отроется в новом окне).

И, развивая фотографическую память, мы будем развивать правое полушарие, отвечающее за воображение, интуицию.

Все 5 органов чувств связаны с правым образным полушарием. Развивая все органы чувств, мы также развиваем наше правое полушарие.

Очень интересные упражнения для развития зрительной памяти

1. Посмотрите внимательно на какой-нибудь предмет в течение 30 секунд, подмечая все важные детали, а потом закройте глаза и попробуйте мысленно представить его, а потом нарисовать по памяти.

Важно рисовать с мысленного образа, а не с живого предмета

2. Возьмите 7 цветных карандашей или нарисуйте 7 геометрических фигур разных цветов, попросите ребенка посмотреть на них в течение 30 секунд, чтобы запомнить. Закройте предметы и пусть ребенок по памяти опишет все 7 предметов.

После того, как он закончит описывать покажите ему еще раз эти предметы, если он ошибся. Пусть еще раз на них посмотрит и повторно опишет.

Можно играть на улице. Договоритесь с ребенком, что вы будете описывать только что прошедшего мимо вас прохожего.

3. Запоминание деталей. Например, вы договорились запомнить лицо знакомого вам человека. Начинайте запоминать с деталей. Какой у него нос, какие глаза.

4. Игра «Найди отличия»

Берете картинки по возрасту детей.

Но самое важное, что нужно не искать отличия, поскольку вычленять — это способность левого полушария, логического, а нужно тренировать восприятие целой картинки. Показываете на 2 секунды одну картинку, а потом показываете две и просите ребенка сказать, которую он видел первой

Показываете на 2 секунды одну картинку, а потом показываете две и просите ребенка сказать, которую он видел первой.

5. Самое быстрое упражнение «Что пропало?». Рассыпьте любые предметы на столе, которые у вас есть под рукой. Карточки от лото, карты, маленькие игрушки, столовые приборы, если вы на кухне. Начинайте с 7 штук.

Дайте ребенку посмотреть на них несколько секунд, потом пока ребенок не видит уберите одну, а остальные перемешайте. Пусть ребенок скажет, какой предмет пропал.

Есть специальные упражнения, которые развивают фотографическую память, но о них я скажу позже.

6. Можно использовать карту Сперлинга.

Смотреть на карту в течение 20 секунд, чтобы запомнить, потом написать на листочке, что запомнилось, стараясь воспроизвести все правильно.

Если вы хотите потренировать зрительную память у себя, то вам сюда, а приемы, развивающие фотографическую память здесь (ссылки откроются в новом окне).

Развитие концентрации внимания у подростков

В 11-12 лет подросток уже может сосредотачиваться на скучном занятии сознательно. Но как долго он способен удерживать свой фокус на объекте, зависит от его истинной заинтересованности: чем интерес выше, тем проще концентрироваться. Также быть внимательным подростку помогает стремление к познанию и осознание необходимости развиваться

Подобная мотивация в целом улучшает внимание подростка, способствует увеличению объема и позволяет хорошо контролировать остальные его свойства

Осложняет управление вниманием характерная подросткам эмоциональность и неустойчивый гормональный фон; быстрая утомляемость и раздражительность, которыми сопровождается созревание в возрасте 13-15 лет. Любое влияние извне, плохие отношения с родителями или преподавателями, а также слабая внутренняя мотивация к обучению могут негативно влиять на умение подростка самостоятельно развивать свои навыки, в том числе и произвольное внимание

Как развивать внимание

Мы помним, что цель внимания — выцепить фигуры на фоне: именно это называется концентрацией

Но есть и обратный процесс,деконцентрация, алертность , когда нет фигуры, а есть только фон, полностью наполненный вниманием

Когда мы воспринимаем мир целостно, мы попадаем в состояние, родственное потоку, накапливаем весь опыт на острие момента и готовы предпринять свое идеальное действие. Как можно прокачать внимание?

Когнитивные тренажеры, или специальные программы и игры

Плюсы: дают хорошие результаты в начале, когда для мозга стоит пока еще новая задача — она стимулирует спящие зоны и способствует прогрессу.

Минусы: как только мозг адаптируется, наступает привыкание. Прогресс в овладении тренажерами продолжается, но в жизнь навык не переносится

Работая с тренажерами, вы работаете с внешним раздражителем, а он не поставит ваш мозг в активную позицию: вовне просто нет предмета, который бы обратил ваше внимание на себя

Впрочем, тренажеры эффективно работают в связке с формальными (происходящими в изолированных ситуациях) и неформальными (происходящими в ходе реальных ситуаций) практиками.

Формальные практики — восточные подходы (йога, дзогчен)

Плюсы: медитации до сих пор остаются самым эффективным инструментом работы с вниманием. Минусы: осознанные занятия йогой и цигуном накладывают определенные идеологические ограничения, что для некоторых людей может быть неприемлемым

Минусы: осознанные занятия йогой и цигуном накладывают определенные идеологические ограничения, что для некоторых людей может быть неприемлемым.

Неформальные практики

Плюсы: различные игровые и метафорические тренинги и упражнения на включение в момент, а также проигрывание реальных ситуаций с активизацией спящих когнитивных функций дают хорошую встряску мозгу и активизируют внимание. Минусы: без системной работы результат быстро сходит на нет

Минусы: без системной работы результат быстро сходит на нет.

Таким образом, разрозненные практики, идеология и эзотерика, а также культурные ограничения могут в целом замедлить массовую работу с вниманием. Для ее масштабирования требуется особая инженерная методика, которая имела бы научную подоплеку и доказала свою эффективность на крупных проектах

Волевые методики

Плюсы: В отличие от восточных практик, психонетика направлена на результат и творчество и потому подходит для активной жизни целеустремленного человека.

Минусы: необходимо самостоятельно искать подход, который будет работать именно для вас, также ключевую роль играет регулярность.

Слово «воля» напрямую связано с вниманием, можно смело сказать, что одно вытекает из другого. Именно заняв волевую позицию, вы начинаете управлять своим вниманием и жить в парадигме «Я хочу»

В качестве примера можно привести кейс Натальи Молчановой, рекордсменки по фридайвингу, которая с помощью волевых практик решила проблему блэкаута — потери сознания и ориентации в пространстве при глубоких погружениях. Волевая позиция подразумевает наблюдение за механизмами сознания и позволяет корректировать его работу даже в таких экстремальных ситуациях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: