Развитие речи детей посредством художественной литературы

«сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Программа «Радуга»

В разделе «Приобщение к книге» предлагается ежедневно (кроме занятий) читать детям произведения детской литературы

Одним из критериев отбора произведений для такого чтения является то, что герои по своим проявлениям должны быть близки и понятны детям.В программе дается обоснование необходимости чтения детям произведений разных жанром (сказок — народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т.д.), ставятся определенные педагогические и филологические задачи.Педагогические: извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей; при чтении стихотворений, в драматизациях — совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жест, мимика).Филологические: развивать интерес детей к детской литературе; совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений; учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги: развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка; учить замечать различия между жанрами (сказка, рассказ, стихотворение).Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, устраивать выставки и т.д.Составители программы рекомендуют разные формы организации для приобщения ребенка к книге: занятия; ежедневное чтение; игры-драматизации и спектакли по мотивам произведений.Для старших дошкольников разработана тематика для ежедневного чтения

Также даны конспекты занятий по приобщению детей к художественной литературе, где можно увидеть и беседы о поэзии «Зачем люди сочиняют стихи?», и рассматривание иллюстраций, и беседы о некоторых композиционных элементах сказок.В программе «Радуга» много достоинств (особенно наличие хрестоматии), но не хватает опоры на семью, на работу с родителями, чего, к сожалению, в программе не предусмотрено.Анализ содержания речевых задач в образовательной программе «Радуга» позволяет отметить особую концентрацию внимания на освоении ребёнком знаковой системы речи, а также развитии диалогической речи как способа коммуникации, в то же время следует отметить отсутствие детализации конкретных знаний, умений и навыков детей в области родного языка.

Ребенок шестого года жизни готов ко всем видам обучения. Универсальный путь обучения жизни, путь открытия и постижения мира с помощью книги. В возрасте шести лет ребенок способен слушать 30-40 минут и в течение получаса самостоятельно рассматривать книгу. В старшем группе продолжается работа по приобщению детей к сокровищнице мировой художественной литературы.

Цель:

воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой.

Задачи

Продолжать развивать интерес детей к
художественной литературе:

– совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;

– обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);

– помогать ребенку почувствовать красоту и выразительность языка и произведения, прививая чуткость к поэтическому слову;

– совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях произведений;

– воспитывать у ребенка потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания;

– показать детям основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

Формы и методы работы:

  1. литературная гостиная;
  2. литературные вечера;
  3. тематические недели.
  4. викторины;
  5. беседы и занятия;
  6. книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок;
  7. конкурсы чтецов;
  8. литературные игры и праздники;
  9. экскурсии;
  10. просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;
  11. акции.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: