Программа «Радуга»
В разделе «Приобщение к книге» предлагается ежедневно (кроме занятий) читать детям произведения детской литературы
Одним из критериев отбора произведений для такого чтения является то, что герои по своим проявлениям должны быть близки и понятны детям.В программе дается обоснование необходимости чтения детям произведений разных жанром (сказок — народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т.д.), ставятся определенные педагогические и филологические задачи.Педагогические: извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей; при чтении стихотворений, в драматизациях — совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жест, мимика).Филологические: развивать интерес детей к детской литературе; совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений; учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги: развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка; учить замечать различия между жанрами (сказка, рассказ, стихотворение).Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, устраивать выставки и т.д.Составители программы рекомендуют разные формы организации для приобщения ребенка к книге: занятия; ежедневное чтение; игры-драматизации и спектакли по мотивам произведений.Для старших дошкольников разработана тематика для ежедневного чтения
Также даны конспекты занятий по приобщению детей к художественной литературе, где можно увидеть и беседы о поэзии «Зачем люди сочиняют стихи?», и рассматривание иллюстраций, и беседы о некоторых композиционных элементах сказок.В программе «Радуга» много достоинств (особенно наличие хрестоматии), но не хватает опоры на семью, на работу с родителями, чего, к сожалению, в программе не предусмотрено.Анализ содержания речевых задач в образовательной программе «Радуга» позволяет отметить особую концентрацию внимания на освоении ребёнком знаковой системы речи, а также развитии диалогической речи как способа коммуникации, в то же время следует отметить отсутствие детализации конкретных знаний, умений и навыков детей в области родного языка.
Ребенок шестого года жизни готов ко всем видам обучения. Универсальный путь обучения жизни, путь открытия и постижения мира с помощью книги. В возрасте шести лет ребенок способен слушать 30-40 минут и в течение получаса самостоятельно рассматривать книгу. В старшем группе продолжается работа по приобщению детей к сокровищнице мировой художественной литературы.
Цель:
воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой.
Задачи
Продолжать развивать интерес детей к
художественной литературе:
– совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;
– обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);
– помогать ребенку почувствовать красоту и выразительность языка и произведения, прививая чуткость к поэтическому слову;
– совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях произведений;
– воспитывать у ребенка потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания;
– показать детям основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.
Формы и методы работы:
- литературная гостиная;
- литературные вечера;
- тематические недели.
- викторины;
- беседы и занятия;
- книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок;
- конкурсы чтецов;
- литературные игры и праздники;
- экскурсии;
- просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;
- акции.