Эмоции и чувства дошкольника

Эмоционально-волевая сфера дошкольника

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Эмоциональное воздействие

Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло.

Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:

  • формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
  • формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:

  • сюжетно-ролевые игры
  • психогимнастические игры
  • подвижные игры
  • коммуникативные игры
  • игры и задания на развитие произвольности
  • игры для развития воображения
  • игровые упражнения
  • мимические этюды
  • прослушивание музыки и обсуждение её
  • чтение сказок и рассказов
  • знакомство с живописью.

В ходе занятий малыш будет переживать разные эмоциональные состояния, будет пытаться говорить о том, что чувствует, познакомится с опытом таких же ребятишек, благодаря чему он станет лучше понимать себя и окружающих.

Условия полноценного эмоционального развития

У детей дошкольного возраста эмоциональный мир отличается богатством и разнообразием. Эмоции позволяют глубже осознавать происходящее. Через них происходит выражение  отношения к окружающему миру вне зависимости от того, положительные они или отрицательные. В свою очередь, позитивные переживания воодушевляют на творческие успехи.

Начиная с 4-летнего возраста у детей появляется способность сочувствовать выдуманным персонажам книг, фильмов и мультфильмов. Они учатся представлять душевное состояние героев, попадающих в ту или иную ситуацию.

Круг общения

Чтобы малыш мог развивать себя как личность, ему необходимо находиться в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми.

Дошкольники старшего возраста придают большое значение дружбе и взаимопомощи. Они поддерживают и защищают своих друзей, считая их поступки правильными, даже если это на самом деле не так.

Культурные мероприятия и творчество

Немаловажно для эмоционального развития детей дошкольного возраста являются совместные с родителями культурные мероприятия: посещение различных выставок, музеев, концертов, театров (оперных, балетных, драматических и кукольных). Эстетическое чувство прекрасного формируется с раннего возраста

Для эмоционального развития применяются такие методы и средства эстетического воспитания:

  1. прослушивание музыки,
  2. пение,
  3. обучение игре на музыкальных инструментах,
  4. танцы,
  5. художественное творчество,
  6. постановка театрализованных выступлений,
  7. чтение художественной литературы с обязательным разбором прочитанного материала,
  8. прорисовка иллюстраций к прочитанным произведениям.

При создании условий для эмоционального развития необходимо учитывать возраст ребёнка, его индивидуальные особенности, интересы, стремления. Родители должны выявить, что способно заинтересовать малыша, дать ему возможность высказать своё мнение или самостоятельно решить, в какой кружок он хотел бы попасть.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников — приобщаем детей к прекрасному

Похвала

Нельзя недооценивать важность похвалы. Она влияет на формирование адекватной самооценки маленького человека

Даже если у него что-то не получается или он в чём-то ошибается, важно говорить ему «сможешь», «сумеешь», «получится».

Поддерживайте своего малыша, поощряйте инициативу и хвалите даже за самые маленькие победы — так вы воспитаете уверенного в себе человека, который не боится пробовать что-то новое.

Отношения в семье: как выявить проблему

Особо важным в эмоциональном развитии малыша является психологический климат в семье. У некоторых детей возникают эмоциональные расстройства из-за ситуаций, происходящих дома. Родители могут даже об этом не догадываться.

Диагностировать скрытую проблему поможет методика «Рисунок семьи». Малышу предлагается нарисовать на белом листе бумаги свою семью, не уточняя, что именно вкладывается в понятие «семья». По рисунку порой можно увидеть намного больше, чем ребёнок способен рассказать словами.

Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение?

  • Игрушки, отражающие специфику реальной жизни. К этой категории относятся куклы или всевозможные семейства зверушек, все бытовые кукольные принадлежности – посуда, мебель, кукольный домик, медицинские игрушечные приборы, все виды транспортных средств – машинки, паровозики, лодки.
  • Игрушки, позволяющие выплеснуть негативные эмоции или накопленную агрессию. Это, в первую очередь, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, боксерские груши и другие приспособления, дикие животные или другие негативные персонажи из мультфильмов.
  • Не нужно забывать и о творческой составляющей развития эмоций и чувств у детей младшего возраста, поэтому лучше позаботиться о наличии в арсенале красок, пластилина, карандашей и цветной бумаги. Фантазию, изобретательские наклонности и стратегическое мышление помогут развить конструкторы, настольные игры, пирамидки или кубики. Ну, а азбука подогреет интерес к изучению и познанию мира букв и звуков.


Азбука эмоций – отличная книга для детей

Нужно отметить, что те игрушки, которые очень нравятся взрослым – это автоматические средства передвижения или какие-либо роботы, не представляют особой ценности для развития малыша. Они не способствуют развитию эмоций у детей дошкольного возраста, необходимых навыков, не удовлетворяют его потребности развиваться творчески. Игрушка – это отражение внутреннего мира ребенка и по любимым игрушкам можно судить о его наклонностях, основных качествах характера и способностях.


Самодельные игрушки приносят много радости

Немало восторга вызывают у ребенка игрушки, выполненные своими руками. Особую радость чувствуют дети дошкольного возраста, когда они дарят изготовленные поделки дорогим и близким людям. Осознание творения добра всегда поощряется взрослыми, поэтому реакция на такой подарок должна быть радостной, без критичных замечаний или безразличного отношения. Большое разочарование у детей может вызвать вид любимой сломанной игрушки в мусорном ведре. Игрушка для малыша – это символ его развития, каждая из них впитывает какие-либо определенные эмоции, заставляет вспомнить о счастливых моментах, вызывает чувства надежности, любви, сострадания.

Выкидывать игрушки – означает расстаться с верными друзьями, перечеркнуть все важное, что живет в детской душе. Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то. Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то


Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то

Наилучший выход из создавшейся ситуации может быть найден. В таком случае, лучше отремонтировать ее и подарить нуждающимся детям или отнести в детский сад. Психологическое состояние ребенка улучшится от осознания того, что игрушке подарена вторая жизнь и именно он преподнес ее другим деткам.

Чтобы разнообразить игрушечное окружение ребенка, нет необходимости слишком часто посещать дорогие магазины. Соблазн получить понравившуюся вещицу довольно велик, а если приобрести ее нет возможности, то тогда не избежать горьких слез и тяжелых страданий. Целесообразнее изготавливать игрушки из подручных средств, так довольно часто можно пополнять детскую коллекцию новыми интересными поделками. Сейчас можно отыскать множество оригинальных идей и сделать игрушку своими руками

Такая игрушка будет невероятно цениться малышом, так как она имеет немаловажное эмоциональное значение для него


Не нужно много игрушек – важнее сама игра с ребенком

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка в разные периоды дошкольного детства

Дошкольный возраст является периодом фактического и первоначального склада личности. Это обусловлено тем, что именно в этот возрастной период осуществляется становление личностных образований и механизмов, которые в последующем определяют личностное развитие ребенка.

Замечание 1

Одним из важнейших аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста является развитие эмоционально-волевой сферы, оказывающей значительное влияние на общее развитие личности. Кроме того, значимость развития эмоционально-волевой сферы заключается в том, что она является основой для последующего обучения в школе.

Развитие эмоционально-волевой сферы в период дошкольного детства имеет ряд особенностей, связанных с возрастными особенностями детей.

Принято выделять три этапа развития эмоционально-волевой сферы:

  1. Возраст 3-4 лет – происходит постепенное укрепление эмоционально-волевой сферы.
  2. Возраст 4-5 лет – формирование и последующее развитие нравственной саморегуляции ребенка.
  3. Возраст 6-7 лет – происходит формирование деловых личностных качеств ребенка.

Замечание 2

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста является достаточно сложным процессом, происходящим под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов. К внутренним факторам относятся – особенности психического и физического развития, а также наследственность. К внешним факторам относят – окружающая ребенка социальная среда.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы во многом зависят от возраста ребенка. Ее развитие начинается с самого раннего детства и длится до подросткового периода. Каждый этап характеризуется определенным уровнем нервно-психического реагирования ребенка на воздействие социальной среды. В связи с чем, на каждом этапе дошкольного возраста проявляются поведенческие, эмоциональные и характерологические особенности. Данные особенности являются нормой для каждого возрастного периода.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы, в зависимости от возрастного периода дошкольного детства:

  1. Возраст от рождения и до 3-х лет (раннее детство) – характеризуется доминированием соматовегетативным типом реагирования. В случае возникновения у ребенка недомогания или дискомфорта, он реагирует посредством повышения общей эмоциональной возбудимости. Такое состояние может сопровождаться различными расстройствами (сна, аппетита и т.д.).
  2. Возраст от 3-х до 7-ми лет – доминирует психомоторный тип реагирования. Для ребенка этого возрастного периода характерна повышенная эмоциональная возбудимость, проявления оппозиционности или негативизма. Кроме того, в этом возрасте отмечается наличие разнообразных страхов. Поведенческие и эмоциональные реакции в основном представляют собой следствие различных факторов, в первую очередь психологических.

Основная особенность развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста связана с тем, что в этот период осуществляется интенсивное физическое развитие, проходят возрастные кризисы (3-4 года, 7 лет).

Первый возрастной период (3-4 года) характеризуется тем, что у ребенка преобладают реакции упрямства, протеста и оппозиции. Такое эмоциональное поведения является одним из вариантов негативизма, протекающего на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, плаксивости и обидчивости.

Возраст 7-ми лет характеризуется достаточно глубоким осознанием собственных эмоций и переживаний. Такое осознание положительно влияет на формирование у ребенка необходимого социального опыта, а также формированию основных личностных качеств.

Таким образом, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-волевой сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка в 3 года

Наступает четвертый год жизни, и возникают реальные проблемы для родителей! Хотя ваш трехлетний малыш знает уже достаточно хорошо правила жизни в семье, он не до конца приспособлен к жизни в обществе.Нет, наверное, ребенка, который не захотел бы посягнуть хоть раз на чью-то собственность,не существует ребенка, родители которого не задумывались бы о большой ответственности за него или которых не смутила бы его игра „в доктора» со сверстниками. Это нормальные признаки развития, поэтому не стоит винить себя за плохие методы воспитания, смотрите на такое поведение с юмором.

Малыш к концу третьего года жизни испытывает полную гамму чувств – от стыда, ревности и страха, скуки и тоски до радости, сопереживания и сострадания. Вы можете использовать возможность, чтобы научить ребенка помогать другим.

Даже если вся семья уже устала от слишком затянувшегося „бунта двухлетнего ребенка»
, не реагируйте очень бурно на вспышки гнева вашего малыша. Здоровый ребенок должен проявлять эмоции. Излишняя покладистость – тревожный симптом, свидетельствующий об излишнем навязывании родительских представлений о дисциплинарной ответственности, давлении на личность малыша.

Почему эмоции – это важно

С рождения дети развиваются не только физически и умственно, но и эмоционально.

Дети по-разному реагируют на свои эмоции. Реакции могут быть совершенно разные по содержанию и интенсивности, это зависит от многих факторов.  Эти реакции оказывают большое влияние на поведение детей, их адаптацию и на общее качество жизни.

Например,

Реакция на низкую оценку у одного ребенка вызовет плохое настроение до конца дня, другой же ребенок решит, что он ее исправит, и успокоившись, будет чувствовать себя в порядке.

Когда мы говорим об эмоциональном развитии, мы имеем ввиду изучение ребенком собственных эмоций, понимание им причин и механизма действия, распознавание собственных чувств и чувств других людей, поиск эффективных способов управления эмоциями. По мере того, как дети растут и получают жизненный опыт, их эмоциональная жизнь становится более сложной. Умение управлять множеством эмоций очень важно для их эмоционального благополучия. Родители и педагоги, демонстрируя свои реакции и обсуждая с детьми чувства и способы управления ими, играют важную роль в поддержании эмоционального развития детей

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

Стыд, вина, тревожность

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

Гиперпослушание (конформность)

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

Агрессивность

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Детское эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие — сложная задача, которая начинается в младенчестве и продолжается всю взрослую жизнь. Первые эмоции, которые могут быть распознаны у младенцев, довольно простые  — радость, гнев, грусть и страх. Позже возникают более сложные эмоции, такие как застенчивость, удивление, восторг, смущение, стыд, чувство вины, гордость и сочувствие. 

У очень маленьких детей эмоции, в основном, состоят из физических реакций (например, учащенное дыхание, сердцебиение) и поведения. По мере роста дети развивают способность распознавать свои чувства. Эмоциональная реакция 10-летнего человека будет намного сложнее, чем у трехлетнего ребенка.  Однако и младшие школьники все еще учатся узнавать эмоции, понимать, почему они появляются, и как ими правильно управлять. По мере развития вещи, которые провоцируют эмоциональные реакции детей, меняются, как и способы управления ими.

Например,

Если 3-х летнего малыша способна вывести из себя попытка другого ребенка покататься на его самокате, то в 6-7 лет дети спокойно реагируют на это и применяют отработанные тактики: разрешают или забирают свой самокат, или обращаются за помощью к взрослым.

Что такое эмоциональный опыт, как его приобретают?

  • физические реакции (например, частота сердечных сокращений, дыхание, уровень гормонов);
  • чувства, которые дети узнают и учатся называть;
  • мысли и суждения, связанные с чувствами: как ребенок думает и оценивает чувства, или ему в этом помогают взрослые (например, при семейной установке «мужчины не плачут» мальчики, даже испытывая сильнейшую грусть, внешне не проявляют ее);
  • сигналы действия (например, желание приблизиться, побег).

На выражение эмоций влияют:  

  • Удовлетворение эмоциональных потребностей детей (в родительской любви, безопасности, принятии и др.)
  • Темперамент. Учиться регулировать эмоции для некоторых детей труднее, чем для других. Это может быть связано с их особым эмоциональным темпераментом. Одни дети спокойно реагируют на событие, другие – более восприимчивы эмоциям («чувствительные дети»). Эмоции захлестывают их, они с трудом успокаиваются, действуют импульсивно, им трудно контролировать свои реакции.
  • Ценности и убеждения относительно уместных и неуместных способов выражения эмоций, которым дети учатся у родителей и педагогов.  Дети учатся различным способам выражения эмоций на основе того, что считается нормальным в их семье и культуре. Некоторые семьи и культуры поощряют детей выражать эмоций («итальянское семейство»), в то время как другие семьи одобряют сдержанность.  
  • Опыт эмоционального поведения, который дети приобрели и используют

Пример разных реакций: Дети играли в настольную игру. Одна девочка обманула других игроков, в чем ее уличили. Дети возмутились: «Так не честно!», а другая девочка не смогла сдержать свое возмущение, начала кричать и драться, пришлось обращаться к взрослым за помощью. 

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Труд в условиях эмоционального развития

Формированию положительных эмоций наиболее продуктивно способствует организованная творческая деятельность, такая как рисование, лепка, аппликация.

С помощью занятий такого рода у ребенка появляется возможность не только выразить свои чувства и переживания, воплотить их в необычной форме, но и увидеть настроение других детей.


Дети очень гордятся результатами своего труда

Хорошо влияют на эмоциональное развитие и занятия музыкой, которые вызывают различные ассоциации, способствуют появлению новых чувств, связанных с восприятием музыки. Ребенок прочувствует спектр разных ощущений: радость от бодрого звучания марша, грусть от печальной мелодии. Труд очень важен для развития положительных эмоций, ведь когда малыш видит результат своей деятельности, то сразу испытывает эмоциональный подъем и удовлетворение от достигнутого. В процессе же деятельности он чувствует собственную общественную значимость, испытывает много радости от общения, одобрения взрослых и детей.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Эмоциональное развитие — одно из новых направлений в развитии личности

Сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера. В ней выражено субъективное начало. Чувства испытываются человеком, их носителем, и их зависимость от внешних воздействий маскируется. Иногда даже возникает иллюзия полной оторванности мира чувств от внешнего мира, его «абсолютной скрытности» и недоступности для объективного познания.

В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Эмоциональная сфера не может качественно развиваться сама по себе. Её необходимо развивать.

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и отзывчивость.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.

Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как пользоваться предметами в быту, как одеваться и раздеваться и т. п.

Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отношения к другим людям, которое становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка — задача сложная. Сложность ее состоит в том, что, формируя отзывчивость, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, которая характеризует «человеческое в человеке» и которая относится к сущностным характеристикам человека.

Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке — все это вызывает разнообразные переживания: радость, обиду, удовлетворение, огорчение, стыд, зависть к другим членам семьи.

Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь еще и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Задача педагогов и родителей помочь ребенку-дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.

Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.

Что формирует эмоциональное состояние ребенка

Можно выделить следующие виды развития эмоциональной сферы детей:

  • развитие эмоционального реагирования;

  • формирование эмоциональной экспрессии;

  • развитие эмпатии;

  • формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

  • развитие словаря эмоциональной лексики.

В ходе проведения ряда исследований и обобщения опыта по диагностике эмоционального состояния ребенка определили, что соответствующее развитие дошкольников имеет свои характеристики в соответствии с возрастной группой.

Сфера эмоций детей от 1 года до 3 лет характеризуется отсутствием чувств сострадания, определенными эмоциональными реакциями, обусловленными неумением ребенка осознанно выбирать, принимать решения, крайней формой проявления эгоизма. Но в это же время происходит и зарождение самопознания малыша: он отзывается на имя, узнает себя в отражении зеркала, учится самостоятельности, все чаще употребляет местоимение «Я», проявляя таким образом завышенную самооценку.

Этот возрастной период больше других восприимчив к оценке взрослого. В силу того, что малыши не умеют толком оценивать и видеть последствия тех или иных собственных действий, дети хорошо реагируют на такую оценку, она для них крайне важна.

В возрасте от 4 до 5 лет дети способны переживать более разнообразные эмоции. Период активного впитывания новой информации, получение разнообразных знаний и умений провоцируют расширение эмоционального спектра детей, изменение их потребностей.

Чувства ребенка не ограничиваются радостью или страхом. Малыши испытывают ярость и сострадание, бодрость, печаль и ревность, стеснение, удивление и еще множество иных экспансивных состояний. При выражении своих переживаний ребенок прибегает к использованию различных интонаций, а его настроение начинает выдавать мимика.

С 4 до 6 лет психоэмоциональное состояние малышей отличается более спокойным фоном, алгоритм проявления эмоций выстраивается по цепочке: желание – представление – действие – эмоция».

Этот возраст отличается от предыдущих периодов стараниями детей предвосхитить и предвидеть результат их действий, они начинают задумываться о том, что о них подумают со стороны, как оценят. У ребенка зарождаются новые мотивы деятельности, он отчетливо начинает понимать необходимость проведения оценки своего поведения.

В развитии эмоционального состояния детей дошкольного возраста можно выделить следующие особенности:

  • в силу своего возраста ребенок не умеет управлять своими переживаниями и эмоциями;

  • малыш постепенно учится проявлению чувств в период социальной адаптации;

  • к старшему дошкольному возрасту переживания детей становятся более разумными и осознанными;

  • старшие дошкольники осваивают умения проявлять высшие формы чувств (нравственные, эстетические, интеллектуальные).

Именно в общении со сверстниками и взрослыми у детей развивается их эмоциональная сфера. Причиной задержки экспансивного развития ребенка может стать дефицит эмоциональных контактов в детском возрасте, что зачастую оставляет неизгладимый след на всю жизнь. В связи с этим именно на воспитателей детского сада ложится задача по экспансивному сближению сверстников-одногруппников.

Лучший источник чувств и эмоций дошкольника – поступки людей, человеческие взаимоотношения. Благодаря им ребенок учится проявлять гнев и сочувствие, радость и печаль, нежность и множество других составляющих этой сферы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: