Оздоровительная работа на прогулке: роль, влияние и общее развитие

Из опыта работы «формирование здорового образа жизни воспитанников на прогулке»

Двигательная активность дошкольников на свежем воздухе

Организация: МК ДОУ №6 «Сказка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Барабинск

В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку  ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать.  Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из  которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье — для  преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования  человека – выживал тот,  кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствует постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем  стало отрицательно сказываться на их здоровье. 

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений.

По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на состояние центральное нервное системы детей.

Прогулка и занятия на свежем воздухе являются первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. При проведении занятий на открытом воздухе дети получают большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствуют повышению выносливости и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет в коллективе сверстников. Двигательная активность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям и возможностям дошкольников.

Для детей  младших групп двигательная активность – необходимое условие разностороннего развития ребенка. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом движение – это жизнь ребенка, его стихия.
Основу двигательного режима составляет самостоятельная деятельность детей этого возраста.

Дети 3-4 лет имеют определенный двигательный опыт. Умеют выполнять некоторые сложные движения, такие как прыжки, бег. Им доступны и понятны некоторые элементы техники основных движений.

Для детей 4-5 лет характерна существенная разница в показателях между мальчиками и девочками во время двигательной активности, что обусловлено разным содержанием их игровой деятельности. У мальчиков преобладают игры подвижного характера (футбол). Девочки предпочитают игры спокойного характера с преобладанием статистических поз (День – ночь; Морская фигура.).

В отличие от детей данного возраста, двигательная активность детей 6-7 лет становится более осознанной и разнообразной. По мере овладения двигательными навыками и умениями у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети активно начинают применять их в своей самостоятельной деятельности. Мальчики и девочки берут на себя разные роли  и в соответствии с сюжетами используют свой достаточно богатый двигательный опыт.

В данном возрасте стирается резкая грань в содержании самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выраженная у пятилетних детей. Дети способны самостоятельно объединится в небольшие группы и вместе выполнять те или иные упражнения, такие как бросание мяча, прыжки через скакалку и другие.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что двигательная активность на каждом возрастном этапе имеет определенные характеристики, которые необходимо учитывать при организации занятий на свежем воздухе.

Так же не для кого не секрет, что прогулки на  свежем воздухе полезны для здоровья. Поэтому я как инструктор физической культуры считаю необходимым проведение занятий на свежем воздухе, тем более, что именно на таких занятиях двигательная активность детей, проявляется в наибольшей степени.

Опубликовано: 04.11.2015

Особенности физкультурно – оздоровительной работы

Организация: МБДОУ № 479

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Физкультурно-оздоровительная работа — это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка.

Целью физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях являются освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним и физическое воспитание. Овладение естественными движениями (ходьба, бег, ползание, преодоление препятствий, подвижные игры) способствует интеллектуальному и функциональному развитию, усиливает процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье (иммунную резистентность), повышает приспосабливаемость (адаптацию) организма к различным факторам внешней и внутренней среды.

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Значение физического воспитания дошкольников обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина современного общества.

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Это:

1. Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4. Индивидуально — дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

Главной оздоровительной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей

Также не менее важно решать широкий круг воспитательных задач. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома, проводить наиболее простые со своими сверстниками и детьми более младших возрастов

У детей необходимо, воспитывать любовь к знаниям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы:

  • сохранение физического и психического здоровья;
  • освоение основных двигательных действий;
  • подготовка к физическому воспитанию в школе;
  • профилактика заболеваний;
  • укрепление здоровья средствами физической культуры.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие мероприятия:

физкультурное занятие,

  • утренняя гимнастика,
  • гимнастика после дневного сна,
  • физкультминутки,
  • игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза),
  • подвижные игры и упражнения на прогулке,
  • закаливающие мероприятия.

Физкультурное занятие является основной формой организованного обучающего физкультурного упражнения ДОУ. Занятия обязательны для всех детей. Занятия проводятся круглый год.

Список использованной и цитируемой литературы:

  1. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ / Н.Ю. Савельева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 464 с.

2. Формирование основ здорового образа жизни подрастающего поколения: проблемы, становление и развитие». Диссертация на соискание ученой степени к.п.н., Екатеринбург. 2012 г. – 165с.

3. Щедрина А.Г., Трещева О.Л., Сулейманов И.И. Непрерывное валеологическое образование, как система формирования и укрепления здоровья человека // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях: материалы Международной научно- практической конференции. – Улан-Удэ, 2015.

Приложения:

  1. file0.docx.. 16,3 КБ

Опубликовано: 06.12.2019

Прогулка как средство оздоровления

Сама по себе прогулка представляет собой активное времяпровождение, которое предполагает проведение игровых занятий небольшой и средней активности. С помощью прогулок можно наладить состояние здоровья, укрепить иммунную систему, стимулировать работу мозга, предотвратить переутомление, увеличить кругозор воспитанников, развить их познавательные навыки, научить организации и дисциплинированности.

С помощью прогулок удается развить двигательные способности, увеличить уровень физической подготовки, обеспечить закаливающее действие на состояние организма. Это эффективный инструмент для физического и интеллектуального воспитания дошкольников.

Прогулки подразумевают времяпровождение на свежем воздухе, пребывание в контакте с природой, в социуме, и других жизненных обстановках. Здесь создается связь детей с реальной жизнью в ее разнообразных проявлениях. В этом и заключается весь смысл такого времяпровождения. Каждодневные прогулки выступают одной из наиболее активных форм отдыха, которые являются инструментов для полноценной работоспособности.

Роль прогулки и ее задачи:

  • всестороннее развитие личности посредством правильно организованных и тщательно скорректированных действий;
  • укрепление состояния здоровья;
  • профилактика переутомления;
  • возобновление сниженных в результате учебных занятий функциональных способностей организма, а также интеллектуальной деятельности;
  • закаливающий эффект;
  • стимуляция двигательных способностей воспитанников;
  • развитие способности ориентироваться в замкнутом и небольшом пространстве;
  • формирование познавательных навыков обучающихся;
  • роль в оздоровлении детей и способностей к верному физическому развитию;
  • обучение детей делать правильные выводы и решения в процессе наблюдения за окружающей средой и применять приобретенные навыки на практике;
  • развитие мыслительных процессов, концентрации, памяти, воображения и фантазии;
  • формирование дружеских качеств, отзывчивости, желания помочь и общаться с ближним;
  • увеличение кругозора учащихся;
  • прививание детям активности, упрямства в достижении поставленной цели, ощущения коллективизма;
  • воспитание уважительного отношения к окружающей среде;
  • усовершенствование двигательных способностей.

Вам в помощь

Организовать деятельность детей на прогулке поможет пособие по организации деятельности тетей на прогулке.

В процессе прогулок дети очень любознательны и задают множество вопросов. Чтобы не растеряться и ответить на них предлагаю вашему вниманию специальный материал «Растения».

Как организовать совместную деятельность с детьми раннего возраста на прогулке? Ваш помощник научит всем тонкостям и правилам организации.

Таким образом, прогулки имеют огромное значение в подвижных и спортивных действиях. Они совмещаются с различными трудовыми, познавательными играми, времяпровождением на свежем воздухе.

Модель двигательного режима детей в МДОУ № 164

Виды занятий

Формы организации

Особенности организации

Возраст детей

Физкультурно-оздоровительные занятия

Утренняя гимнастика

Традиционная;

Игрового характера;

С использованием полосы препятствия

С использованием простейших тренажеров;

Ритмическая

Сюжетная

Ежедневно

В группе

На свежем воздухе

(по сезону)

Двигательная

разминка

Игровые упражнения;

Танцевальные движения

Подвижные игры

Ежедневно во время перерыва между занятиями; длительность 7-10 мин.

Физкультминутка

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Подвижная игра

Дидактическая игра с различными движениями

Танцевальные движения

Игровые упражнения

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий; длительность 2-3 мин

Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке

Игры-эстафеты;

Игры с правилами

Упражнения в основных видах движений;

Спортивные упражнения

Спортивные игры

Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки;

Длительность 10-30 мин. Фронтально, подгруппами.

Индивидуальная работа по развитию движений

Физические упражнения в основных видах движений;

Спортивные упражнения

Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки, физкультурные занятия; длительность 12-15 мин. Малыми подгруппами, индивидуально.

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Музыкально-ритмические движения

Игровая деятельность

Пробежки по массажным дорожкам

Коррегирующие упражнения

Ежедневно в сочетании с закаливающими процедурами; длительность 8-20 мин

Логоритмическая гимнастика

Подвижные игры

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Музыкотерапия

1 раз в неделю, подгруппами; длительность 25 мин. Проводится учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

Динамический час

Подвижные игры разной степени интенсивности;

Игры-эстафеты, в том числе с детьми из других групп;

Сюжетные двигательные задания;

Командные спортивные игры;

1 раз в неделю в физкультурном зале; длительность 20-30 мин. Проводится инструктором и воспитателями.

Занятия ЛФК

Комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки;

Комплекс упражнений по коррекции плоскостопия.

2 раз в неделю, по показаниям; длительность 20 мин

Переходы из одного помещения в другое

Спокойный шаг;

Быстрая ходьба;

Осложненная ходьба по лестнице

Ежедневно по мере необходимости, под руководством воспитателя

Учебные занятия

Физическая культура,

хореография

Традиционное;

Тренировочное;

Игровое;

Сюжетно-игровое

С использованием тренажеров

Тематическое

Комплексное

Контрольно-проверочное

Прогулка-поход

3 раза в неделю, фронтально, подгруппами, длительность 10-30 мин. Проводятся: младший возраст – воспитатели; со ср.гр. – инструктор физо.

Хореограф.

Самостоятельная двигательная деятельность

Самостоятельная двигательная деятельность

Движения с различными игрушками, пособиями:

Сюжетно-ролевые игры, основанные на движении и имеющие спортивную и оздоровительную идеи,

Спектакли и театрализованные представления,

Подвижные игры, разной степени интенсивности.

Ежедневно, под руководством воспитателя в помещении и на воздухе. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка.

Физкультурно-массовые занятия

Физкультурный досуг

Физкультурные упражнения и подвижные игры;

Спортивные игры;

Упражнения в основных видах движений и спортивные упражнения;

Игры-эстафеты;

Музыкально-ритмические импровизации

1 раз в месяц в помещении физкультурного зала или на улице; длительность 20-40 мин.

Физкультурно-спортивные праздники

В физкультурном зале;

На открытом воздухе «катание на санках» «Соревнование снеговиков»…

2-3 в год, 30-90 мин

День здоровья

Комплексные занятия;

Прогулки-походы;

Игры-эстафеты по возрастным параллелям

Физкультурно-спортивные праздники

1 раз в квартал

Спартакиада

Физкультурно-спортивные соревнования в спортивных залах города;

1 раз в год среди детей дошкольного возраста ДОУ; участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности; длительность 75-90 мин

Дополнительные виды занятий

Кружки по видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев

В зависимости от учебного плана:

Ритмическая гимнастика

2 раза в неделю; длительность 25-30 мин

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Физкультурные занятия детей совместно с родителями в ДОУ

Учебные занятия по физической культуре;

По взаимному желанию родителей и инструктора физо

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях ДОУ

Подготовка и помощь в проведении физкультурных досугов, Дня здоровья, посещения открытых занятий

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

мероприятия

возрастная группа

сроки

ответственный

Мониторинг

1

Определение уровня физического развития.

все группы

2 раза в год

(сентябрь, май)

ст. медсестра,

врач

2

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

группа раннего, младшего возраста

по окончании адаптационного периода

ст. медсестра,

врач,

специалисты

3

Определение уровня  физической подготовленности. (пособие Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова.)

группы дошкольного возраста

2 раза в год

(сентябрь, май)

ст. медсестра,

ин. по физ-ре

4

Проведение плантографии для ранней диагностики нарушений опорно – двигательного аппарата (плоскостопие)

группы старшего возраста

1 раз в год

ст. медсестра

5

Антропометрия

группа раннего возраста

дошкольные группы

ежеквартально,

2 раза в год

ст. медсестра

6

Диспансеризация

группы старшего возраста

1 раз в год

специалисты детской поликлиники,

ст. медсестра,

врач

Двигательная активность

1

Утренняя гимнастика

все группы

ежедневно

воспитатели, ин. по физ-ре

2

Физическая культура

(в зале, на прогулке)

все группы

3 раза в неделю

(2 раза в зале,

1 раз на прогулке)

ин. по физ-ре

3

Подвижные игры

все группы

ежедневно

воспитатели

4

Спортивные упражнения

все группы

ежедневно

воспитатели

5

Гимнастика пробуждения

все группы

ежедневно

воспитатели

6

Спортивные игры

старшая, подготовительная

2 раза в неделю

воспитатели

7

Физкультурные досуги

группы дошкольного возраста

1 раз в месяц

ин. по физ-ре

воспитатели

8

Физкультурные праздники

группы дошкольного возраста

2 раза в год

ин. по физ-ре

воспитатели

9

Дни здоровья

группы дошкольного возраста

1 раз в квартал

ин. по физ-ре

воспитатели

Профилактические мероприятия

1

Проведение плановых профилактических осмотров

все группы

по плану работы мед. службы

врач,

ст. медсестра

2

Осмотр перед прививками и контроль реакции

все группы

по плану работы мед. службы

врач,

ст. медсестра

3

Осмотр детей после болезни

все группы

постоянно

врач,

ст. медсестра

4

Выполнение санитарных требований

все группы

постоянно

врач,

ст. медсестра

5

Проведение противоэпидемических мероприятий

все группы

постоянно

врач,

ст. медсестра

6

Проведение санитарно-просветительской работы с родителями

все группы

постоянно

врач,

ст. медсестра

7

Витаминотерапия

все группы

ежегодно

в период

с 30.09 по 30.04

ст. медсестра

8

Йодопрофилактика

все группы

ст. медсестра

9

«С» – витаминизация третьего блюда

все группы

ежедневно

ст. медсестра

10

Фитонцидотерапия (добавление в пищу лука, чеснока)

группы дошкольного возраста

ежегодно

в период

с октября по февраль

ст. медсестра,

воспитатели

11

Музыкотерапия

все группы

использование музыкального сопровождения в непосредственно образовательной деятельности, в режимные моменты

музыкальный руководитель, ст. медсестра, воспитатель

Модель двигательного режима

Форма двигательной активности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика

ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность 5-10 мин.

Двигательная разминка

ежедневно во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз),

длительность 7-10 мин.

Физкультминутка

ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий,

длительность 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

ежедневно, во время прогулки,

длительность 20-25 мин

Индивидуальная работа по развитию движений

ежедневно, во время прогулки,

длительность 12-15 мин.

Гимнастика пробуждения

ежедневно по мере пробуждения детей,

длительность 3 – 5 мин.

Пальчиковая гимнастика

ежедневно, 2-3 раза в день по 2-3 мин.

Дыхательная гимнастика

ежедневно, 3-4 раза в день по 1-2 мин.

Артикуляционная гимнастика

ежедневно, 2-3 раза в день по 3-5 мин.

Непосредственно образовательная деятельность

НОД физическая культура всех типов:

-традиционные

-тренировочные

-занятия-соревнования

-интегрированные с другими видами деятельности

-праздники и развлечения.

три раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на прогулке),

длительность 15-30 мин.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная двигательная деятельность в группе и на прогулке

ежедневно,

длительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

Физкультурно-массовые мероприятия

Физкультурные досуги

1 раз в месяц,

длительность 20-40 мин.

Физкультурные праздники

2 раза в год,

длительность 20-60 мин.

Дни здоровья

1 раз в квартал,

длительность 20-40 мин.

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

НОД физическая культура совместно с родителями в дошкольном учреждении.

по желанию родителей, воспитателей и детей.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада.

во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников.

Организация оздоровительной активности

Различают множество различных типов организации физической деятельности. Они в совокупности представляют собой конкретную двигательную активность, которая требуется для полноценного и эффективного физического развития и укрепления состояния здоровья.

Составляющие правильной организации физической активности:

  • Физкультурный комплекс занятий;
  • оздоровительная деятельность в течении дня, включающая в себя утреннюю зарядку, активные игровые занятия и физическая деятельность на прогулке, занятия после дневного отдыха, процедуры по закаливанию;
  • активное времяпровождение: туризм, досуг, праздник физической культуры и здоровья;
  • самостоятельные игры на природе;
  • индивидуальные занятия;
  • выполнение домашних заданий.

Предлагаю вам ознакомиться с электронным пособием, в котором представлены особенности санитарно-гигиенического режима, питания, охрана жизни и здоровья ребенка, двигательной активности и многое другое.

Несмотря на то, что все эти составляющие отвечают за общие цели и развитие личности, они взаимосвязаны между собой, и каждая из них направлена на свои задачи.

Больше времени требует физическая активность и самостоятельные игровые действия на природе. Если для первого пункта в дошкольном заведении обеспечены все условия, то второй пункт часто упускается педагогами.

Между прочим, необходимо полностью исключить нецелесообразность действий ребенка, для чего требуется осознанный анализ проведения прогулок со стороны воспитателя. Детям изначально должна быть по нраву их деятельность. Педагог должен регулировать эту активность и дозируя ее время.

Обеспечивая детям возможность самостоятельного времяпровождения, педагог делает акцент на действиях, которые ведут к достижению целей. Добиваясь их успешной реализации, меняется способ действий, выбираются самые полезные. Это позволяет стимулировать интеллектуальную деятельность дошкольника, развить у него такие качества, как усидчивость, целеустремленность, настойчивость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: