Методика раннего развития Зайцева
Николай Зайцев – педагог, филолог, автор методики обучения чтению по складам. О кубиках Зайцева слышали, наверно, все мамы. Кроме того, автор разработал также собственные программы по изучению русского, английского, французского, украинского, белорусского и других языков, пособия по счету и письму.
Основные принципы методики:
- Основой для обучения чтению считается не буква или слог, а склад. Склад – это сочетание согласного и гласного звуков (ка-ша), одна гласная, составляющая слог (я-ма), согласный звук в закрытом слоге (до-м), согласный звук с мягким или твердым знаком (да-ть). Зайцев считал обучение чтению по складам более органичным и естественным, чем по традиционному способу.
- В учебный комплект входят кубики со складами и таблицы-тренажеры, помогающие закрепить навык чтения.
- Занятия проводятся в движении, в игровой форме, дети в процессе обучения много поют.
Методика раннего развития Никитиных
Борис и Лена Никитины – увлеченные педагоги и родители семерых детей, создавшие собственную новаторскую методику (особенно с учетом консервативных взглядов советского времени). Целью Никитиных было воспитать своих детей самостоятельными, способными отстоять свои взгляды, творческими и физически крепкими.
Основные принципы методики:
Борис Никитин провозгласил принцип НУВЭРС – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Согласно мнению Никитиных, каждый ребенок при рождении обладает максимальным интеллектуальным и физическим потенциалом. Задачей родителей является организация такой среды, в которой заложенные способности проявятся в полной мере, а не будут постепенно угасать.
Дети должны воспринимать спортивные снаряды, находящиеся дома, как норму, как часть повседневной жизни. Нельзя кутать детей, как можно больше времени они должны проводить в легкой одежде, ходить босиком.
Дети свободны в занятиях, принуждение недопустимо.
Родителям нужно избегать крайностей – «сверхорганизованности» детских занятий и «заброшенности» ребенка
Важно проявлять интерес к делам малыша, радоваться его успехам.
Взрослые играют с детьми в интеллектуальные игры: «Уникуб», «Сложи узор» (с кубиками Никитина), «Точечки», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Таблица Пифагора», «Термометр», «Узелки», «Дроби» и др.
Системы общего раннего развития
К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.
Педагогика Монтессори
Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. Вот тут подробно о методике Монтессори.
Вальдорфская педагогика
В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.
Методика Глена Домана
Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.
Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.
Читать подробно о методике Глене Домана
Методика Сесиль Лупан
Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.
https://youtube.com/watch?v=Q9KYFxa_yJ4
Кубики Зайцева
Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.
https://youtube.com/watch?v=C0EWO2JuP7E
Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.
Методика Воскобовича
Методика направлена на создание для ребенка благоприятной среды, поощряющей творчество и любознательность. Отношения родитель-ребенок в методике определяются как «партнерские».
- Игры, направленные на развитие определенной области: внимания, мышления, памяти, моторики и т.д.
- Отсутствие «наказания»: ребенок должен понимать, что его действия в процессе игры-обучения не повлекут негативных для него последствий.
Почти каждая методика предлагает свой набор развивающих игр, построенных вокруг карточек, кубиков, тактильных и подвижных игр. Если даже не следуете строго какой-либо методике — можете смело пользоваться играми из нее, вреда точно не будет.
Комбинируйте, смотрите на реакцию малыша, слушайте природу и саму себя — тогда и развитие будет гармоничным и эффективным.
Вальдорфская методика
В вальдорфских школах ребёнку предоставляется возможность развиваться в его собственном, комфортном темпе без “опережения”. Это и есть основной метод такой педагогики и называется он – «метод экономии души». В период до полового созревания у ребёнка развивают память, учат прислушиваться к своим чувствам, мыслить образно, а после – в учебный материал включают понятия и работают с абстрактным мышлением.
В таких школах все направлено на развитие фантазии ребёнка – пособия и игрушки готовых решений или задач здесь не предлагают. Материалы подбирают в зависимости от интересов детей. Например, с учётом того, что детям в возрасте до 9 интересны активные игры, сказки и подражания, эти виды активности и заложены в образовательную программу начальной школы. А в возрасте 9 лет, когда ребёнок отделяет себя от окружающего мира и начинает интересоваться сутью вещей, вводятся реалистические предметы – например, краеведение или зоология.
На всем периоде обучения учителя стараются развить три главных качества – в начальной школе это воля, в средней – чувства, в старших классах – мышление. Все материалы в вальдорфских школах преподносятся «эпохами» по 3-4 недели изучения. Такое разделение позволяет ребёнку порционно погружаться в изучение предмета на необходимый для этого период времени, потом дается небольшой перерыв. В вальдорфских школах делится, кстати, не только сам учебный год, но и день – духовная часть предполагает активное мышление, душевная – обучение музыке и эвритмическому танцу, а креативно-практическая посвящается творчеству: лепке, рисованию, шитью и так далее.
Многие считают, что подобное обучение не дает ребёнку знаний в том объеме, в котором они необходимы для подготовки в вузы, однако практика последних лет все чаще указывает на ограниченность таких знаний. Цель вальдорфской педагогики прежде всего научить ребёнка мыслить, а не дать ему алгоритм решения задачи поступления в высшее учебное заведение. Так же часто вальдорфскую методику обвиняют в сложности адаптации в обществе для детей, и на эту тему можно рассуждать бесконечно долго. Тем не менее, в случае удачного обучения по вальдорфской методике ребёнку с развитым мышлением и уверенностью в себе не составит труда социализироваться. В обычных школах, кстати, этому тоже не учат.
Совместные занятия: во что играть с ребёнком и как развивать
Дети охотно играют со взрослыми: папами и мамами, бабушками и дедушками. Это весело и интересно. Можно вместе рассматривать яркие книжки с крупными картинками, называть нарисованные на ней предметы, читать стихи или потешки. Очень полезно развивать мелкую моторику, играя с кубиками или в сортер. Главное – делать всё вместе
В занятиях с малышом важно полноценное участие взрослого (мамы или папы). Но положительный эффект, который скажется на развитии ребёнка, будет лишь в том случае, если эти занятия будут нравиться и взрослому и ребёнку по-настоящему
Сенсорное развитие
Малыши изучают окружающий мир во время бодрствования, игры. Сенсорное развитие происходит каждую минуту. Вроде бы, кроха взял пирамидку, кубик, колесо или мячик. Выбрал среди разноцветных игрушек красную или зелёную. Попробовал её на вкус, погрыз. Поднёс к ушку – а вдруг игрушка шумит?! Пощупал – гладкая она или шершавая. Почувствовав разные запахи на улице, в парке, дома, малыш может даже сформировать предпочтения к определённым ароматам. Развитие органов чувств происходит при получении разного сенсорного опыта, в комплексе с положительными эмоциями. Чем больше разных запахов, звуков, мелодий, инструментов и цветов будет доступно малышу, тем более широким будут его возможности в будущем.
Так, например, исследования Бейби Сенсори доказывают, что не стоит ограничивать ребёнка в знакомстве с цветовой гаммой и показывать ему исключительно натуральные цвета или же исключительно контрастные: цветовосприятие, чувство оттенков развивается в человеке в первые 12-18 месяцев его жизни и знакомство его с разными оттенками, к примеру, фиолетового, заложит потенциал для того, чтобы в будущем выросший ребёнок легко чувствовал разницу между сиреневым, лиловым и лавандовым
Также Доктор Лин Дей подчёркивает важность знакомства малыша с разными звуками и разными музыкальными жанрами – имеются исследования, доказывающие, что именно получение разнообразного музыкального опыта в младенчестве напрямую влияет на склонность ребёнка к изучению иностранных языков в школьном возрасте
Физическое развитие ребёнка и игра
Взрослея, дети учатся владеть основными движениями. И пусть у них пока получается не совсем уверенно, но ведь всё ещё впереди! Заполняйте детский досуг играми на физическое развитие. Приветствуется всё, что связано с бегом, прыжками, ползанием, метанием, плаванием.
И хотя активные малыши похожи на батарейки, которые никогда не садятся, даже им нужен отдых. Поэтому подвижные игры, требующие большой затраты сил и энергии, всегда должны быть с перерывами. Даже если ребёнок отрицает, что устал.
Грудничковое плаванье может оказать благоприятное воздействие на физическое становление малышей под руководством специалистов, но и домашние упражнения и регулярные физические активности будут способствовать гармоничному становлению малыша. Известно, что гармоничное физическое развитие в раннем возрасте имеет прямое следствие на успехи в обучении детей в дошкольном и школьном возрасте. Так, к примеру, согласно исследованиям Бейби Сенсори, мозг ребёнка устроен таким образом, что развитие навыков бросания мяча, в ходе которых задействуются одновременно мышцы и суставы плеча, предплечья и кисти, напрямую влияет на скорость развития речи ребёнка; а, например, во время ползания активно формируются и укрепляются нейронные связи в обоих полушариях одновременно, что в будущем определяет качество логического мышления и построения причинно-следственных связей.
Активное развитие речи ребёнка
Многогранное развитие ребёнка с рождения связано и с речью. С детьми надо разговаривать всегда! Даже когда им всего несколько дней. И пусть до первых слов ещё далеко – основа для них уже будет формироваться.
Бейби Сенсори делится с мамами передовыми исследованиями нейропсихологов всего мира, результаты которых доказывают, что для того чтобы повысить эффективность развития речи малыша и заложить базу для богатого словарного запаса, необходимо вводить жесты в ежедневную коммуникацию с малышом, сопровождая простыми и понятными жестами свою речь.
Проводя время с младенцем, комментируйте свои действия: вы кормите малыша, переодеваете его, рассказываете, что видите во время прогулки. Введение языка жестов в ваше общение каждый день позволит вам наладить контакт с малышом, развить его речь намного быстрее. Такая разговорчивость вашему ребёнку только на пользу!
Школа С. Лупан
Сесиль Лупан можно смело назвать ученицей Г. Домана, ведь именно он, а вернее, его методика раннего развития вдохновила бельгийскую актрису усовершенствовать его систему раннего обучения. Сесиль, как мать, ориентировалась не на науку, а на свой практический опыт и разработала комплекс специальных занятий для детей с учетом индивидуальности характера, интересов и способностей каждого ребенка.
Лично мне импонирует ее видение развития малыша, где он и мама должны находиться в постоянном контакте с самого рождения крохи. Разговаривать с ребенком как с взрослым, считает Сесиль, необходимо с самого его рождения. Именно разговаривать, а не сюсюкать. И объяснять ему все окружающее его так, словно он уже понимает все, о чем ему говорят. Со временем рассказанное будет принято ребенком на естественном уровне. Так же, как и чтение, которому нужно начинать учить буквально с года.
Слова по системе С. Лупан пишутся большими яркими буквами и крепятся на тех предметах, которые они означают. Кроме того, мама должна быть всегда рядом с ребенком и постоянно объяснять ему все, что его заинтересует, а также развивать его физически, как это и советует Г. Доман.
Опять же, эта система, которая требует самоотдачи от мамы, не всем подходит. Но мама всегда может найти себе помощников в лице других членов семьи: бабушки, дедушки, мужа и старших детей, которые помогут и в изготовлении необходимого развивающего материала, и в обучении малыша.
Методика Сесиль Лупан адаптирована под каждого малыша индивидуально, но в школах раннего развития ее охотно используют и для коллективных занятий, определяя таким образом, что интересует малыша больше и куда можно направить его потенциал.
Методика раннего развития Никитиных
В свое время методика семьи Никитиных стала весьма популярной в Советском Союзе. Оно и понятно, развитие интеллектуально и физически развитых детей приветствуется во все времена и эпохи. А метод, разработанный этой супружеской парой, совершил прорыв в тогдашней системе воспитания.
Сегодня школа развития Никитиных стала, в общем-то, малозаметна на фоне всеобщего свободного воспитания детей и лидирующих различных американских и западных методик развития. Но многие принципы, заложенные этой семьей, используются и сегодня. Например:
- детей нельзя ограничивать в самостоятельности;
- дети сами должны выбирать себе дело по душе, и задача взрослых не контролировать деятельность, а наблюдать и помогать;
- дети развиваются в игре и соответственно своему возрасту, постепенно совершенствуют мышление, логику, творческие способности и воображение;
- система физического воспитания и развития должна включать в себя закаливание и использование спортивных снарядов.
Некоторые из родителей ставят под сомнение пользу закаливающих процедур. Но, опять же, это чисто индивидуальное решение. Если ребенок не имеет противопоказаний к такому роду оздоровительных методов, то почему бы и нет?
Школа Николая Зайцева
Вернее, это не школа, а метод легкого обучения детей чтению, письму и математике. Методика довольно узконаправленная и не включает в себя активное физическое и творческое развитие или обучение навыкам. Но она вполне самодостаточна, чтобы разжечь в детях эмоциональный интерес к книгам, к изучению иностранных языков, письму и логике. Из плюсов метода отмечают возможность:
- начать обучение в любом возрасте;
- проводить занятия дома и индивидуально, в группе, в центре;
- в игровой форме быстро и без особых усилий научится читать, грамотно писать и производить математические действия.
Но отмечаются и минусы. Ребенок приходит в первый класс и ему приходится заново учиться правильно соотносить цвета гласных и согласных букв, делить слова на слоги, а не читать по складам, как это было при обучении чтению по зайцевской методике.
Сегодня, конечно же, существует и множество других узконаправленных методик, и даже просто развивающих материалов для раннего развития ребенка. Но обо всех в одной статье не расскажешь, поэтому я выбрала для обзора только самые популярные
Родителям же рекомендую при выборе методики всегда обращать внимание на индивидуальные особенности малыша, на его предпочтения и, конечно же, на его тип восприятия окружающего мира
Современные методики развития детей дошкольного возраста
Если любая методика раннего развития детей до трех лет включала в себя в основном знакомство с миром, прорабатывание базовых навыков и умений, то развивающие методики для дошкольников имеют более конкретные задачи. Такие как: подготовка ребенка к письму, обучение чтению, изучение иностранных языков, развитие навыков общения, чтобы он был частью социума и так далее.
Стоит отметить, что современные методики обучения дошкольников включают в себя не только целостные системы конкретных авторов, но и занятия по сборникам с заданиями, тестами, которые ребенок прорешивает сам или с помощью родителя и педагога. Это больше приближает малыша к тому, что ждет его в школе, ведь он, как большой, получает задание, а после — оценку за его выполнение. Такой формат очень подходит тем, кому сложно найти время на развивающие методики для детей 3 лет и старше.
Методика Никитиных
Семья русских педагогов разработала свою методику, в основу которой заложено как физическое, так и умственное развитие детей. Спортивный настрой, проявление активности и энергичности явно в большей степени поддерживается в ребенке, который воспитывается по методу Никитиных. Интеллект и логику тренируют с помощью авторских головоломок, а вот творчеству и мелкой моторике при таком подходе особого внимания не уделяется.
Методика Воскобовича
Вячеслав Воскобович — автор пособий «Сказочные лабиринты игры», которые включают в себя задания для детей разного возраста. Основа взаимодействия педагога или родителя и ребенка происходит на основе готового сюжета игры-сказки с красочными иллюстрациями, оттого занятия очень нравятся маленьким ученикам.
Как и другие обучающие методики развития детей, данный подход требует дополнительных пособий и дидактических материалов от автора.
Вальдорфская школа
Система обучения Рудольфа Штейнера, популярная среди развивающих методик для детей дошкольного возраста, носит название Вальдорфской школы. Если очень кратко описывать ее суть, то всё сводится к нравственному и творческому обучению, что заметно отличает данный подход от основных методик развития детей, стремящихся скорее научить их читать и писать.
Здесь будут ценить в первую очередь личность и индивидуальность, стараясь ее всячески раскрыть, не равняя всех под одну гребенку. Развивающие методики для детей такого плана подходят далеко не всем, потому что имеют свои явные недостатки. Да, ребёнок будет всецело развит творчески, но не сможет справиться с другими жизненными моментами за пределами такой школы, которые потребуют от него базовых знаний и умений.
Воспитание детей — процесс сложный, многогранный, но интересный. Видимо поэтому существует огромное множество авторских подходов.
Как выбрать методику раннего развития среди множества вариантов и не ошибиться? Смотрите на своего ребёнка, его сильные стороны, потребности, не ломайте его. Обязательно пробуйте разные техники от банальных и очевидных до тех, что требуют специальной среды и материалов для занятий. Помните, что даже самим авторам методик развития не всё удалось воплотить в жизнь на своих детях и получить желаемый результат, а значит, идеальных схем нет.
Вальдорфская педагогика ‒ подражание природе
Система представляет собой обучение в три этапа: до 7 лет малыши учатся на основе подражания. У школьников до 14 лет доминирует эмоциональный настрой, а вот после 14 идет работа над развитием логики.
В системе на этапе до 7 лет основным принципом является только игра, интуитивное развитие, формирование воображения. В обучение малышей нежелательно включать буквы, цифры. В состав игрушек входят предметы из дерева, ткани, что содействует наибольшему развитию внимания, воображения, так как малыш мысленно добавляет недостающие элементы: например, у тряпичных, деревянных кукол отсутствует выражение лица.
Положительно то, что методика предпочитает занятия искусством, ремеслами. Система старается уберечь маленького ребенка от взрослой жизни, телевизоров, компьютеров. Дети живут внутренним миром, активно развивая свои способности.
Какую выбрать методику раннего развития для формирования личности вашего малыша? Представленный обзор дает возможность вдумчиво подойти к решению этого вопроса. Главное, чтобы родители осознавали, система развития должна соответствовать способностям и возможностям малыша, а занятия по ней приносить ему удовольствие.
Другие авторские развивающие методики
Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.
В число самых популярных входят следующие обучающие методики:
«После трёх уже поздно»
Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни. Динамическая гимнастика
М
Динамическая гимнастика. М
Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.
Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.
Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.
Как выбрать методику для своего ребенка
Важно понять, что вы, как родитель и педагог своего малыша, берете на себя ответственность за его воспитание и обучение. И все ваши дальнейшие действия строятся на основе ясного понимания вами своих задач и возможностей. Соизмеряйте собственные желания и силы, иначе можно не получить ожидаемого эффекта
Соизмеряйте собственные желания и силы, иначе можно не получить ожидаемого эффекта.
Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо для себя понять, какую задачу вы ставите перед ним и перед собой и каких результатов ожидаете.
1. Скорее всего, первым заговорит ваш разум. Вы захотите, чтобы малыш вырос смышленым, легко учился, самостоятельно справлялся с любыми образовательными задачами, бегло читал и отлично считал, писал стихи, музицировал, рисовал, был в числе первых в своей спортивной секции, выигрывал городские конкурсы, олимпиады и т. д.
Кому бы не хотелось такого «легкого» ребенка, тешащего родительское самолюбие и удовлетворяющего нереализованные амбиции мамы и папы.
2. Разве что самого ребенка за всеми этими достижениями не видно. Поэтому, не выкидывая все вышеперечисленное из головы, а лишь на время приглушая свои мысли, которые во многом появились под воздействием социальных стереотипов, обратимся к области чувственного.
3. Представьте себе своего ребенка через 3, 5, 10, 20 лет. Каким вы его видите? Что он умеет делать? Он счастлив? Как выглядит ваш совместно прожитый день? Чем наполнено ваше с ним общение? Какая вы семья?
Оживите картинку, наполните ее звуками, светом, эмоциями — любыми деталями из реального опыта.
4. А теперь обратитесь к тому рациональному, которое вы на время в себе отключили. И постарайтесь получить от него ответ: какие знания и навыки позволят вашему крохе стать тем, кем вы его увидели, — умелым, счастливым, довольным человеком?
Это упражнение поможет вам выстроить ориентиры и приоритеты не только в занятиях с ребенком, но и в воспитании в целом.
Ну что же, теперь, когда в голове все немного упорядочилось, а вы для себя решили, что жизни с ребенком не представляете без раннего развития (в том или ином виде), вернемся к вопросу, как выбирать методику. • Составьте примерную программу действий: какие направления в развитии вашего ребенка вы считаете необходимыми?
• Подумайте, какие занятия, на ваш взгляд, удовлетворяют требованиям развития разных сторон личности вашего чада.
•Разберитесь в:
1. ребенке (насколько метод подходит именно вашему малышу, соответствует ли он его нынешним потребностям и интересам);
2. материале (все ли вам понятно в методике — читайте пособия, отзывы других родителей, ходите на лекции и семинары);
3. себе (может ли быть реализована данная методика при ваших возможностях: учитываться должны финансы, время, педагогический талант, силы, терпение).
• Действуйте!