Презентация на тему: » Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет 28.01.2010г.» — Транскрипт:
1
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
2
Психологические особенности младшего школьного возраста Младший школьный возраст – 7-11 лет – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность.
3
На этапе перехода от игры к учебе происходит: Меняется эмоциональная сфера Меняется жизненный уклад ребенка Возникает противоречие между желаниями («хочу») («надо») Ребенок зависим от мнений и оценок окружающих
4
В зависимости от мнения учителей и родителей, успехов в учебе у школьника могут сформироваться: Уверенность в себе; Компетентность; Адекватная самооценка. Неверие в свои силы; Чувство неполноценности; Заниженная самооценка; Потеря интереса к учебе.
5
Новообразования этого периода: Развитие произвольного внимания, памяти, восприятия Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому Развитие саморегуляции поведения и воли Усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний
6
Овладение навыками домашнего труд Формирование отношений в учебном коллективе Формирование самооценки Формирование словесно-логического мышления на основе конкретных понятий Развиваются способности осмысленного произвольного запоминания
8
Психологические особенности подросткового возраста Подростковый возраст (11-15 лет) — период психологического взросления и полового созревания ребенка. Период жизни между детством и взрослостью. Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
9
Основные группы наиболее ярких интересов: Интерес подростка к собственной личности Тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые могут проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета Стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям
10
Особенности развития подростка в этом возрасте В познавательной сфере: Развитие логического мышления; Развиваются способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу; Стремление к исключительности.
11
В психофизиологическом плане Интенсивное половое созревание и развитие; Бурная физиологическая перестройка организма; Перепады физического состояния, сказываются на эмоциональной сфере; Возникают всплески и неуправляемость эмоций и настроений.
12
В межличностном плане: Подросток считает себя уже достаточно взрослым; хочет, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому; общение со сверстниками носит исповедальный характер; пытается самоутвердиться в группе.
13
Новообразования этого периода Формирование собственных взглядов Протест против диктата взрослых Стремление к самостоятельности Появляется «чувство взрослости» Возникновение конфликтных отношений со взрослыми
14
Освобождение от контроля и опеки взрослых Появляются такие черты характера, как самокритичность, ранимость, личностная нестабильность Понижается роль семьи как объекта общения.
16
Психологические особенности юношеского возраста Юношеский возраст (15-17 лет) – этап формирования самосознания, собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. Ведущий вид деятельности – учебно- профессиональная.
17
Особенности развития учащихся в этом возрасте В психофизиологическом плане: -Продолжается процесс полового созревания -Повышается половое влечение, но в отличие от подросткового периода, в этом возрасте вырабатывается контроль за своим поведением, появляется эмоциональная уравновешенность
18
В познавательной сфере: — Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала; — Сформировалось абстрактно-логическое мышление; — Возникает собственное мировоззрение; — Умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах; — Стремление приобрести профессию.
19
В области социального развития: — Переживания в общении со сверстниками – дружба, любовь; — Возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками; — Необходим эмоциональный контакт с родителями.
20
Новообразования этого периода Завершается формирование образа «Я» Появляется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации Происходит осознание себя членом общества и определение своего места в нем.
Особенности развития восприятия у детей 6-7 лет
К 6-7-ми годам детское восприятие отличается достаточно высокой степенью развития. В этом возрасте уже сформированы слух и зрение, позволяющие ребенку более адекватно воспринимать окружающую действительность. Слуховые рецепторы детей младшего школьного возраста настолько остры, что позволяют ребенку не просто слышать звук, но и различать слышимые звуки (фонетический звук), характеризовать их высоту (звуковысотный звук). Развитие восприятия у детей 6-7 лет обуславливает вполне сформировавшееся цветовое зрение, младшие школьники различают цвета и их оттенки, умело используют их в своей работе и творчестве (например, раскрашивая картинку). В младшем школьном возрасте высокой степени развития достигает осязание.
Учебная деятельность делает детское восприятие более организованным. В этом возрасте крайне важны правильно заданные взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) вопросы, которые позволяют направить восприятие ребенка не только на предмет в целом, но и его специфические признаки и свойства. Так, например, попросив ребенка подсчитать количество углов рассматриваемого предмета, можно заставить его взглянуть не на весь предмет, а только на его углы.
Развитие восприятия у детей 6-7 лет имеет важное значение для дальнейшего учебного процесса. Как показывают наблюдения, дети в этом возрасте не всегда имеют четкие представления об окружающих их предметах
Иногда они не могут назвать все части, из которых состоит рассматриваемый предмет. Например, попросите детей взглянуть на животное (собаку). Большинство с легкостью скажут, что у собаки есть четыре лапы, голова, глазки, носик, хвост, однако немногие смогут назвать такие части тела, как шея и туловище.
Следует отметить, что из-за недостаточного психического развития у ребенка 6-7 лет большие затруднения в описании вызывают новые предметы, еще недостаточно знакомые. Это говорит о низкой наблюдательности. Психологи, занимающиеся нервным и психологическим развитием младших школьников, отмечают, что дети быстрее всего замечают те свойства, которые сразу бросаются в глаза, лежат на поверхности анализируемого предмета (фактура — гладкость или шероховатость, цвет, наличие выступов). Также достаточно просто в этом возрасте дети определяют размер: большой он или маленький.
Как показывает практика, психическое развитие ребенка 6-7 лет уже позволяет ему сопоставлять предметы, рассматривая не каждый по отдельности, а оба сразу. Существуют особенности сравнения, типичные для данного возраста. В первую очередь дети лучше замечают различия, нежели сходство. Очень часто, заметив незначительные отличия между предметами, они делают вывод, что рассматриваемые предметы совершенно непохожи. Это связано с неразграничением понятий «похожие» и «одинаковые».
Слайд 101) 11-12 летХарактерные черты:Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений
со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, ‘изнутри’ воздействовать на общественное мнение.
Как определить темперамент ребёнка
Темперамент — это врождённая и неизменная особенность людей, которая отвечает за проявление эмоций и уровень энергии.
Есть четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В чистом виде они практически не встречаются: обычно есть один-два доминирующих, остальные два-три проявляются менее ярко.
Чтобы определить, какой тип преобладает, нужно разобраться с признаками темперамента, характерными для каждого этапа развития ребёнка.
<<Форма демодоступа>>
Как определить темперамент у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте можно наблюдать различные проявления темперамента, например активность, реакцию на новые ситуации и взаимодействие с окружающими. Некоторые дети более активные, в то время как другие — более робкие и осторожные. Внимательное наблюдение и общение с ребёнком помогут распознать его индивидуальные особенности и определить его темперамент.
Как определить темперамент у младших школьников
В младшем школьном возрасте значительно меняются поведение и развитие ребёнка, . можно точнее определить его темперамент. Понаблюдайте за эмоциональными реакциями ребёнка. Некоторые дети экспрессивно выражают эмоции, а другие более сдержанны. Кроме того, младшие школьники уже начинают демонстрировать свои предпочтения и интересы, что также может указывать на их темперамент.
Как определить темперамент у школьников среднего и старшего возраста
В среднем и старшем школьном возрасте темперамент ребёнка продолжает развиваться и проявляется в более сложных формах
Здесь можно обратить внимание на несколько важных аспектов. Один из них — взаимоотношения с другими людьми
Некоторые школьники могут быть активными и общительными, тогда как другие предпочитают уединённый образ жизни. Ещё стоит оценить уровень самостоятельности и ответственности. Говорите с ребёнком, задавайте вопросы о его интересах, предпочтениях и реакциях на разные ситуации, чтобы лучше понять его темперамент, поддержать и обеспечить среду для развития.
Как развить эти качества в ребенке
Какие же условия нужно создать дома для того, чтобы ребенок лучше усваивал учебный материал и хорошо запоминал информацию? Давайте разбираться.
- Снижение уровня стресса. Выброс гормонов стресса является защитной реакцией организма. Она предназначена для моментального реагирования на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни. Слишком сильный и продолжительный стресс ухудшает обучение. Дети, которые испытывают постоянное нервное напряжение не очень хороши в учебе. Память у них намного хуже, чем у остальных. Им трудно сосредоточиться и обобщить полученную информацию. Исследователи пришли к выводу, что дети постоянно наблюдающие ссоры родителей или испытывающие сильное психологическое давление, хуже успевают в учебе, чем их сверстники, живущие в более спокойной обстановке. Поэтому одним из важнейших факторов успеха в учебе является стабильная эмоциональная обстановка дома и в школе.
- Поощрение любопытства. Дети рождаются с огромным желанием исследовать мир и все вокруг. Они с удовольствием пробуют новое, познают мир, предметы и их свойства. Каждый ребенок — это исследователь. Все, что от вас требуется — поощрять его любопытство и стремление к познанию
Минусы индивидуального обучения
Теперь рассмотрим обратную сторону медали:
- Ограниченность общения. Некоторые одноклассники могут относиться предвзято к ребенку, но это не значит, что так к нему будут относиться все. Обязательно найдется пара тройка ребят, которые сумеют поддержать, оказать настоящую дружескую помощь в учебе и психологическую поддержку. Найдутся общие интересы и желание посещать классные занятия возрастет. Тем более такие ситуации в жизни сплошь и рядом. В дальнейшем ребенок поступит институт, пойдет на работу и там тоже будут схожие проблемы. С ними нужно уметь справляться, иначе последствия могут стать необратимыми.
- Отсутствие конкурентоспособности и развития лидерских качеств, которые крайне важны для дальнейшей деятельности каждого человека. Они проявляются только при работе в коллективе, а иначе откуда им взяться?
- Неумение работать в команде. Ребенок просто не будет иметь такого понятия. Он привыкнет добывать знания и проявлять их обособленно и это повлечет за собой развитие эгоизма. Эта черта будет отражаться не только в учебе, но и в отношениях с семьей.
Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента
Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.
Особенности воспитания меланхолика
Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.
- Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
- Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
- Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
- С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
- Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
- Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
- В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
- Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
- Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.
Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.
Сравнительный анализ индивидуально-психологических
В группах среднеуспевающих учащихся показатели школьной тревожности выше в 10 классах (р 0,01). Обнаружено 8,1% учащихся 10 и 5,7% учащихся 11 класса, характеризующихся высоким! уровнем школьной тревожности, 50,2% и 22,6% — повышенным и 41,7% и 71,7% — невысоким. Средний балл — 11,3 свидетельствует о повышенном уровне (10 класс), а 9,0 баллов свидетельствует о невысоком уровне школьной тревожности (11 класс).
В группах слабоуспевающих учащихся показатели школьной тревожности выше в 10 классе (р 0,05), но средние баллы, полученные учащимися этой группы, свидетельствуют о невысоком уровне школьной тревожности (10,0 и 8,0). Среди слабоуспевающих 10 и И класса обнаружено 19,4% и 0,0% учащихся характеризующихся высоким уровнем школьной тревожности, 22,8% и 22,3% — повышенным и 57,8% и 77,7% — невысоким. Более высокие баллы, полученные средне- и слабоуспевающими учащимися 10 класса могут объясняться, на наш взгляд, несколькими причинами. Во-первых, это смена учителей по многим предметам, связанной с переходом в старшее звено школы. Во-вторых, это изменение уровня требований учителей к их учебной деятельности. В-третьих, применение новых форм учебной работы (лекции, дискуссии и т.п.). В-четвертых, это может быть связано с тем, что многие учащиеся поступили в новую для себя школу в этом году и у них проходит процесс адаптации к новой обстановке, учителям.
Таким образом, школьная тревожность у средне- и слабоуспевающих учащихся несколько хуже у десятиклассников. Кроме того, у среднеуспевающих учащихся 10 класса наблюдается наличие повышенной школьной тревожности, что требует особого внимания со стороны учителей, родителей и психолого-педагогической службы школы.
Второй шкалой выступает «переживание социального стресса», которая позволяет сделать вывод об эмоциональном состоянии учащегося, на фоне которого развиваются его социальные контакты. Показатели, полученные по этой шкале, перекликаются с показателями школьной тревожности. В группе слабоуспевающих показатели несколько выше по сравнению с другими группами учащихся как в 10-м, так и в 11 классе. Это может объясняться тем, что учащиеся могут испытывать чувство неполноценности по сравнению с более успешными учащимися в классе, так как в старшие классы школы поступают наиболее подготовленные ученики, как правило, успевающие на «хорошо» и «отлично». Поступив в старшие классы школы, учащиеся, как правило, готовят себя к поступлению в высшие учебные заведения, расширяется сфера контактов с учениками других школ на подготовительных курсах, в кругу общения со сверстниками, где они чувствуют себя недостаточно успешными по сравнению с большинством. Это и может приводить их к более сильному переживанию социального стресса.
Динамика показателей по шкале «социальный стресс» во всех группах учащихся одинакова в 10 и 11 классах. Наименьшие показатели наблюдаются в группе хорошо успевающих, чуть выше — в группе средне-, и наибольшие показатели в группе слабоуспевающих. Таким образом, наибольшего внимания в плане социальной адаптации требуют слабоуспевающие учащиеся. В целях определения статистической достоверности различий нами использовался t-критерий Стьюдента (табл.3). На основе анализа достоверности различий мы можем сделать вывод о том, что в группах хорошо успевающих учащихся 10 и 11 класса показатели по данной шкале не имеют различий: Полученные учащимися баллы (3,7 и 3,5) свидетельствуют о невысоком переживании социального стресса. Баллы, полученные в 10 и 11 классах, распределились следующим образом: 8,3% и 5,1% — высокий уровень переживания социального стресса, 14,8% и 10,5% — повышенный и 76,9% и 84,4% — невысокий.
В группах среднеуспевающих учащихся показатели по данной шкале выше в 10 классах (р 0,01). Высокий уровень переживания социального стресса у 3,9% учащихся 10 класса, повышенный — у 32,7% учащихся 10 и 35,4% учащихся 11 класса и невысокий уровень — у 63,4% и 64,6% учащихся соответственно. Полученные средние баллы (4,5 и 3,6) свидетельствуют о невысоком переживании социального стресса. В группах слабоуспевающих учащихся показатели по данной шкале выше в 10 классах (р 0,05). Полученные учащимися 10 класса 6,0 баллов свидетельствуют о повышенном уровне переживания социального стресса, в 11 классе — 4,1 балла — о невысоком уровне. Наглядно это можно проследить на следующем материале: высокий уровень переживания социального стресса наблюдается у 6,0% учащихся 10 и 2,9% учащихся 11 класса, повышенный уровень — у 60,2% и 16,1% и невысокий уровень — у 33,8% и 81,0% соответственно.
Меланхолики
Узнать маленького меланхолика легко: это тихий, задумчивый и послушный ребенок, не склонный к проказам и скромный среди сверстников. Этот темперамент считается самым «удобным» для воспитания, ведь малыш отлично слушается родителей, не доставляет проблем гиперактивностью и шалостями и редко капризничает.
Чувства меланхолика глубоки, но он не всегда умеет их выразить. Часто плачет, знает, чем себя занять, умеет сосредотачиваться, не совершает поступки без родительского разрешения. Голос, как правило, тихий, телосложение — астеническое. Любит животных, а многообразию игр предпочитает одну или несколько, в которые полностью погружается. По сравнению с другими детьми необщителен, сильно привязан к родителям.
Главная проблема меланхолика — неуверенность в себе, трудности в общении со сверстниками и любовь к комфорту, которая делает его самым «непригодным» для спорта темпераментом. Тем не менее заинтересовать меланхоличного ребенка активной деятельностью можно. Какая для этого подходит, рассмотрим ниже.
Спорт для ребенка-меланхолика
Если для подвижного холерика спорт — способ выплеснуть лишнюю энергию и снять стресс, то детям-меланхоликам это обычно не требуется. Им могут быть интересны зрелищные командные виды спорта, но они предпочитают наблюдать за соревнованиями со стороны, а не участвовать в них.
Дополнительные проблемы может создавать застенчивость и привязанность к матери — в то время, как другие дети с радостью знакомятся со сверстниками в секции и познают новый мир, меланхолики предпочитают общество самих себя и привычную обстановку.
Меланхоликам подойдут следующие виды спорта:
Стрельба. Любая дисциплина, в которой нужно целиться и рассчитывать свои действия, идеально подходит меланхоликам
Они, как никто, умеют концентрироваться, фокусировать внимание и терпеливо выжидать нужный момент. Если у вашего ребенка нет серьезных проблем со зрением, смело отдавайте его в стрельбу из лука или пистолета, метание диска, копья и так далее.
Конный спорт
Умные и спокойные лошади, свежий воздух, неспешный ритм занятий — верховая езда идеально подходит меланхоликам, так как является неагрессивным и безопасным видом спорта.
Каякинг. Дети-меланхолики в будущем становятся превосходными яхтсменами и вообще любят подобные водные виды спорта. Поскольку в тот же каякинг не приходят в раннем возрасте, сначала можете отдать ребенка в бассейн — скорее всего, обычное плавание тоже ему понравится.
Танцы. Как ни странно, маленькие меланхолики часто с головой погружаются в танцы
Несмотря на нагрузки и большую активность, именно в них они находят отдушину и возможность выражать свои чувства, что очень важно для таких детей.
Наименее подходящими для меланхоликов считаются командные виды спорта и дисциплины, требующие быстрой реакции: футбол, баскетбол, теннис, бокс и т.п.
Советы родителям
Ребенок-меланхолик может быть счастлив и без спорта, но если вы все же хотите ввести в его жизнь физическую активность, а тем более — вырастить профессионального спортсмена, будьте крайне деликатны с малышом и следуйте нескольким важным правилам.
Ребенка меланхолического темперамента ни в коем случае нельзя ругать и запугивать
Мотивировать его нужно очень осторожно, не травмируя и не сравнивая с другими детьми. В противном случае ваше чадо вырастет закомплексованным и неуверенным в себе человеком.
Учитывайте типичную для меланхоликов проблему: такие дети с энтузиазмом начинают новое занятие, но могут быстро к нему остыть
Поэтому заранее продумайте, как вы собираетесь поддерживать интерес ребенка к выбранному спорту.
Уделите особое внимание выбору тренера
Этот пункт прямо вытекает из первого — удостоверьтесь, что наставник не кричит, не ругает и не ведет себя с маленьким спортсменом жестко
Особенно это касается типичных мальчишеских видов спорта.
Спорт — далеко не главное в жизни меланхоликов, поэтому не ждите, что из вашего чада обязательно вырастет чемпион. Если вы чувствуйте, что душа ребенка не лежит к спорту настолько, чтобы сделать его профессией, не настаивайте на тренировках 5 дней в неделю и не реализовывайте таким образом ваши собственные амбиции.
Ребенок-меланхолик испытывает стресс от всего нового, поэтому подготавливать к изменениям в жизни его нужно постепенно. Так, например, прежде чем отдать малыша в секцию, сходите туда несколько раз просто посмотреть, а также постарайтесь присутствовать хотя бы на первом занятии. Пусть ребенок спокойно познакомится с другими ребятами, тренером и привыкнет к обстановке спортзала.
Медлительный и пассивный флегматик
«Ты до сих пор не сделал уроки?», «Долго тебя еще ждать?», «Сколько можно копаться?» Если вы узнаете своего ребенка, то скорее всего, вы живете с флегматиком. Из-за своего пассивного темперамента флегматики не всегда успевают записать задание и редко проявляют инициативу. От таких детей нельзя требовать космических скоростей. Давление взрослых, будь-то учитель или родитель, приведет лишь к тому, что флегматик станет еще больше отстраненным. Если он редко тянет руку, это не значит, что он не знает предмет. Просто ему нужно чуть больше времени. Постепенное включение в работу, разделение задач на блоки и частая похвала дадут отличный результат.
«Бабочка» или «мотылёк»
В школе самыми заметными являются общительные дети, которые постоянно находятся в гуще событий среди друзей. Чаще всего они легкомысленные и любят много разговаривать. Учителя знают, что всегда получат ответ на вопрос от таких учеников, кроме того, они без стеснения обращаются за помощью. Обладая чертами характера, присущими экстраверту, ученики с удовольствием работают в коллективе и берутся за общественно-полезные дела. В школе таким первоклассником очень нравится, так как они предпочитают находиться среди сверстников.
К сожалению, большой проблемой для активных детей является то, что сам процесс обучения не стоит у них на первом месте. Им больше нравиться говорить, чем слушать преподавателя, и сложно работать самостоятельно. Такому ребёнку приходится постоянно напоминать, что необходимо делать именно сейчас. Его следует научить слушать, своевременно выполнять задание и придерживаться указаний преподавателя. Если ребёнок во время этому не обучился, то рискует заметно отстать от своих одноклассников.
Родители должны объяснить ребёнку как важно уметь слушать, что говорят другие, тренировать его внимание, интересоваться школьными событиями и играть в игры, которые тренируют внимание. Учитель вместе с родителями имеет возможность направить энергию ребёнка на пользу учебе. Он может посадить первоклассника за одну парту с тихим и спокойным ребёнком, что сделает непоседу более внимательным на уроках
Он может посадить первоклассника за одну парту с тихим и спокойным ребёнком, что сделает непоседу более внимательным на уроках.
Личность школьника и образовательная система
Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с несовершенством и несовременностью образования.
Например, всем детям в классе дают одно и то же домашнее задание. И двоечник, и отличник на контрольной работе решают одну и ту же задачку за одинаковый отрезок времени. Один ученик прекрасно знает тему, но просто не успевает ответить на все вопросы контрольной и получает плохую оценку, а другой, ничего не зная, подсматривает ответы в шпаргалке и получает высокую оценку. Если один ученик на уроке скучает от того, что все и без того знает, а второму очень тяжело понять даже название темы урока, это совсем не означает что первый умный, а второй глупый. В конце концов, ребенку может просто не нравится учитель и наоборот.
О недостатках и упущениях системы образования можно говорить долго. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться к этой несовершенной системе.
Хорошие оценки не должны быть самоцелью, гораздо важнее для школьников усвоить необходимые для жизни знания, научиться учиться, определиться, какая область человеческих знаний наиболее интересна, чтобы позже выбрать профессию. Это можно сделать, только зная и понимая особенности личности.
Индивидуальный стиль учебы, подобранный под тип темперамента и другие личностные особенности ученика, помогает ему учиться. Родители, делающие уроки с ребенком дома, выступают в роли учителя, поэтому должны знать его типологические особенности и отталкиваться от этого знания при выборе методов и времени обучения.
Слайд 112) 13-15 летХарактерные черты:Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют
характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Достоинства индивидуального обучения в школе
- Сосредоточенность на работе. Никаких отвлекающих факторов, разговоров и насмешек за спиной, полета мыслей в неизвестном направлении. Постоянный зрительный контакт и мозговой штурм.
- Эффективность. Успеваемость повысится в разы и за счет этого появится тяга к учебе. Это тонкий психологический момент, который знаком и взрослому человеку. Когда ничего не получается — хочется все бросить, но когда есть результат, который заметно улучшается вследствие проделанной работы — появляется стимул продолжать расти дальше.
- Отсутствие негативного влияния сверстников. Особенно это касается учеников средней школы. Переходный период и желание выделяться из общей массы влечет за собой скандалы, нулевую успеваемость и срывы уроков. Родители могут даже не знать о наличии невероятных способностей у своего ребенка к тому или иному предмету, а они проявятся в условиях индивидуального посещения занятий и ситуация категорически изменится.
Восприятие младшими школьниками учебного материала
В младшем школьном возрасте восприятие учащихся находится в стадии активного развития. Оно характеризуется несовершенством и преобладанием непроизвольности. Управление восприятием так же еще не в полной мере развито у учащихся, только вступивших на путь обучения.
Восприятие младшего школьника опирается на свойства конкретного объекта
Детали, отличительные характеристики ребенок не замечает, но обращает внимание на яркие аспекты объекта, на его интересные параметры. Но это актуально только на первых парах школьного обучения
В дальнейшем восприятие развивается и приобретает новые характеристики.
Рассмотрим особенности развития восприятия на разных этапах начального обучения в школе:
- В первом-втором классе процесс восприятия учащихся характеризуется слабой дифференциацией. Дети не всегда могут отличить объекты со сходными признаками, путают их. В усвоении учебного материала наблюдаются ошибки в письме – пропуск, замена букв, что свидетельствует о неразвитости слухового восприятия. Наглядная информация запоминается, достаточно хорошо. Но восприятие лишено интерпретации и истолкования увиденного.
- В третьем классе происходит освоение учащимися техники восприятия. Это означает, что ребенок учится смотреть, слушать и тактильно воспринимать объекты, делая эти процессы более осознанными, целенаправленными и координированными. При этом, наблюдается неравномерное развитие восприятия. Это проявляется в том, что одни объекты легко и свободно воспринимаются учащимися, а другие более трудно. Также, происходит снижение потребности в наглядном пояснении словесных объяснений педагога т.е. слуховое восприятие становится более совершенным.
- В четвертом классе наблюдается развитие избирательности восприятия. Учащиеся контролируют свое восприятия, акцентируя внимания на более интересных, значимых для них объектах. Это касается и восприятия учебного материала: оно производится легко и свободно с теми данными, которые чем-то увлекли, зацепили ребенка. Наглядная информация начинает истолковываться учащимися, объясняться и интерпретироваться.
Следует, также, отметить, что восприятие учащегося начальной школы, тесно связано с его практической деятельностью. Это означает, что чтобы воспринять полноценно объект, учащемуся необходимо совершить с ним то или иное практическое действие: изменение чего-то в объекте, его ощупывание, взятие в руки, подбрасывание и др. Любое действие стимулирует более эмоциональное восприятие, что делает образ объектов более полным и устойчивым.
Также особенностью развития восприятия младших школьников является неразвитость чувства времени. Оно формируется постепенно в ходе учебной деятельности, соблюдения режимных моментов, как в обучении, так и в домашних условиях.